Обо мне

Моя фотография
В своей жизни мне довелось заниматься очень многими вещами, но судьба так распорядилась, что икона стала главным делом и смыслом моего существования. Первую половину жизни я занимался изучением этой проблемы, копил материал, нащупывал методы познания, вторая половина жизни была посвящена реализации своих знаний, систематизации накопленного материала. Теперь настало время поделиться всем этим с заинтересованными людьми.

понедельник, 7 февраля 2022 г.

 Иконописцы - Владимир Неволин, Гагаев Мартиниан Федотович и другие.


В 2003 году в одном таллинском антикварном магазинчике увидел икону с надписью, которую я приведу в конце поста. Уже дома, поискав информацию по этому иконописцу, нашел следующее - НЕВОЛИН Владимир Николаев (род. 1845). Слободской живописец и иконописец. Из священнической семьи села Кырмыжского Вятского у. Учился в Вятском духовном училище. В 1858 г. онемел. В сентябре 1859 поступил учиться живописи в иконописную мастерскую слободского купца А.А. Пашкина. 19 ноября 1863 исцелился от афонской иконы Божьей Матери «Утешение в скорбях и печалях», находившейся в Слободском Христорождественском женском монастыре. В том же году написал список с чудотворной иконы для храма обители. (Мохова, Вятские иконописцы, с. 98).



Нашлась и другая информация, касающаяся жизни этого иконописца. "Имя его известно в связи с чудестным его исцелением от чудотворного образа "Утешение в скорбех и печалех". Икона эта находилась в Слободском Христорождественском монастыре. Первоначально эта икона находилась в русском Андреевском ските на Афоне. В 1863 году в Слободской прибыл с Афона для сбора пожертвований иеромонах Паисий и привез с собой эту икону, которая была поставлена в Христорождественском монастыре.
Вскоре, 19 ноября, совершилось великое чудо. 18-летний художник-иконописец Владимир Неволин в детстве онемел и, несмотря на лечение, язык болящего в течение шести лет оставался без движения. Узнав о привезенной с Афона святыне, юноша отслужил перед ней молебен и, когда прикладывался к образу, почувствовал, что с ним происходит нечто необычайное. Дома Владимир неожиданно произнес: "Какой чудный бриллиантовый венец на Божией Матери!". Все окружающие были поражены мгновенным возвращением дара речи. Сам Владимир поспешил в обитель воздать благодарение Богоматери, исповедался у иеромонаха Паисия и причастился Святых Таин.
Образ еще более прославился, когда его перенесли в Вятку, где он находился до мая 1864 г. В честь этой иконы в Вятском Преображенском девичьем монастыре в 1883 г. был воздвигнут величественный храм (Здание сохранилось). Затем образ был перенесен в Санкт-Петербург на подворье Свято-Афонского Андреевского скита, где в его честь также была освящена церковь. После закрытия подворья в 1933 г. святыня исчезла. В самом же Слободском исцеленным живописцем Владимиром Неволиным с чудотворного образа был сделан точный список и помещен в Христорождественском монастыре.".




А теперь немного о самой иконе «Утешение в скорбех и печалях». На тыльной стороне надпись в 6 строк: «Писалъ сей Образъ: чудесно исцЪленный // отъ шестилЪтней нЪмоты чрезъ прикосно- // венiе устъ моихъ къ чудотворной ИконЪ Пре- // святой БогородицЪ, именуемой утЪшенiе въ // скорбЪхъ и печалЪхъ. // Владимiръ Николаевъ Неволинъ». Размер иконы около 18х15 см. Досточка двухслойная. На иконе еще имелся латунный оклад.




Кто-то из читателей знает, что Эстонии есть две православные общины-самая крупная это Московского патриархата и есть община, окормляемая Константинопольским патриархатом. В те времена константинопольский митрополит часто ходил по антикварным магазинам, однажды мы встретились в этой лавке. Он искал интересную икону для себя и я посоветовал ему купить именно эту икону, рассказав о иконописце и о чуде исцеления.

А буквально вчера, сделал маленькое открытие. В прошлом году была публикация в ФБ с фотографией иконы Богоматери Тихвинской с датой 1804 г. и подписью иконописца Мартиниана Федотова из села Мордовского. Это село в Ивановской области, недалеко от известно иконописного села Холуя. Как всегда сидел работал с материалами и сопоставив сведения об этом иконописце с уже известным Гагаевым Мартинианом Федотовым понял, что это тот же иконописец. М.Ф. Гагаев жил в Шуе, а ранее видимо, в селе Мордовском. Одна икона его письма есть в Государственном историческом музее. Вот она




Есть иконы этого мастера и в Мстерском художественном музее, это три двухчастные иконы из праздничного чина, по два праздника на каждой доске.










А вот и икона Богоматери Тихвинской, подписанная "Мартиниан Федотов".



Надо сказать, что люди с фамилией Гагаевы и сейчас живут на Владимирщине. Мне известны иконе еще шести иконописцев, носящих эту фамилию. Один из них работал в Казани - это Тимофей Терентьевич Гагаев, но его отец Гагаев Терентий Иванов жил и работал в первой половине XIX века в селе Мордовском. А вот одна из ветвей этой фамилии перебрались на Урал и уже там оставила свой след. Они принадлежали к старообрядцам часовенного тол­ка и работали в Екатеринбурге и Нижнетагильском заводе. Это:
Тит Васильевич (Василисков) Гагаев известен с 1792 г.; 
Егор Титович Гагаев - с 1815 г.; 
Арте­мий (Андрей) Титович Гагаев работал в 1-й пол. XIX в.; 
Устин Федорович Гагаев  - время его работы не установлено. 
Подписные прориси Гагаевых нахо­дятся в музейных собраниях Москвы (ГИМ) и Екатеринбурга (СОКМ). 
Вот так по крупицам восстанавливается история русской иконописи, выявляются имена мастеров и рано или поздно какие-то анонимные произведения иконописного искусства вновь обретут авторство.

Ваш, Ю. Мануйлов.

понедельник, 31 января 2022 г.

 Гавриил Ефимович Фролов.


Эту статью я писал для старообрядческого календаря, издаваемого в Москве общиной при преображенском кладбище. Преображенская община одна из немногих оставшихся федосеевских общин. Пусть эта статья станет предисловием к будущей статье, посвященной жизни и творчеству замечательного иконописца Гавриила Ефимовича Фролова.

 



Увы, но в Эстонии осталось только два федосеевских прихода и два моленных дома, один в деревне Малые Кольки, второй расположен в деревне Рая и, благодаря своему богатому убранству, является поистине жемчужиной эстонского Причудья. Своему расцвету Раюшская моленная обязана трудам и духовному подвигу замечательного иконописца, наставника, подвижника Гавриила Ефимовича Фролова. Будучи потомственным иконописцем из семьи старообрядцев федосеевцев, живших в Черниговской губернии и переехавших в город Режицу, Гавриил Ефимович через всю свою жизнь пронес наставление отца о том, что иконопись для него не просто средство заработка денег, а его духовное предназначение, способное привести его душу к спасению.

Сам он был подвижником и глубоко верующим человеком, приступал к работе над иконой только после необходимых молитв, строго исполнял все необходимые посты. Вот что писал И.Н. Заволоко по случаю кончины Гавриила Ефимовича Фролова: «Строгая воздержанность жизни, начитанность, неустанная молитва и ревность к Христианству снискали Г.Е. Фролову почёт и уважение».

Деятельность Гавриила Ефимовича Фролова как иконописца очень обширна. Совместными трудами Фролова с помощниками и учениками создано большое количество замечательных икон. Строгая красота и особая духовность образов являются определяющими чертами икон Гавриила Фролова. В его иконах все подчинено ее главному предназначению – молитве. Аскетизм личной жизни мастера нашел абсолютное выражение в его творчестве.  Мною описано почти 600 икон, а сколько их, еще неизвестных, имеется в храмах, в домах. Многое, конечно, потеряно в сложные годы богоборчества.



Работал Гавриила Ефимович и на Преображенском кладбище в Москве, работал в Казани и в Самарской губернии. Самые большие периоды жизни иконописца прошли в Режице в Латгалии - сейчас это город Резекне, находящийся в Латвии и населенный, в большинстве своем, потомками старообрядцев и у нас в Эстонии в деревне Рая. Здесь же, в Рая, в 1930 году закончилась земная жизнь Гавриила Ефимовича. Он был похоронен рядом с построенным на его личные средства храмом. К сожалению, здание храма сгорело от попавшей в него бомбы во время Великой отечественной войны. В 2007 г. прах Г.Е. Фролова был перенесен на старообрядческое кладбище. Благодарные и помнящие заслуги иконописца старообрядцы из Резекне соорудили мраморный Крест на могилу Фролова. Крест был установлен и торжественно освящен 25 августа 2007 года. Освящение Креста проводил наставник Рижской Богоявленской поморской старообрядческой общины Алексий Фалилеевич Каратаев.





Заслуги Г. Е. Фролова не ограничиваются его иконописной деятельностью. Несколько поколений раюшцев учились у него крюковому пению. По его инициативе была открыта школа для детей церковнославянского чтения и письма.

Г.Е. Фролов известен и как духовный писатель. В 1915 году в старообрядческой типографии села Тушка была издана его богословская книга «Путь, ведущий христианина к прощению грехов.». В соответствии с практикой старообрядческих наставников, Фролов создает книгу, основанную на цитатах из трудов отцов церкви и формирует нужный ему строй книги, отвечая в ней на вопросы повседневной жизни.




Современная жизнь старообрядцев Причудья сложна. Местная молодежь, не имеющая работы на своей малой родине, переезжает в большие города. В высших учебных заведениях бесплатное обучение ведется только на эстонском языке, в школах так же планируется введение преподавания 60 процентов предметов на эстонском языке и это не способствует сохранению русской культуры. Многие молодые люди постепенно ассимилируются, становятся и по языку, и по культуре ближе к эстонцам. Старики вынуждены добывать свой хлеб тяжелым трудом. В этих краях традиционными занятиями местного населения всегда были ловля рыбы и огородничество. Большинство жителей выращивает лук на продажу и другие овощи для своих нужд.  Существуют и серьезные бытовые проблемы, такие как закрытие школ, детских садов, поликлиник. В случае болезни, к врачу надо добираться за 40-50 километров. Население сокращается, только в летнее время приезжают родственники с детьми на отдых, да пустые дома скупаются приезжими людьми. Но они уже не имеют связи с общиной и помощи от них ждать не приходится. Есть и некоторые положительные тенденции- медленно, но развивается местный туризм. Многие люди, интересующиеся старообрядческой культурой, приезжают посетить эти места и посмотреть на местный быт. Триста лет, а в некоторых случаях и более, существуют в этих местах поселения старообрядцев и теперь местная культура со своим особым говором, своими древними традициями пения, особенной  кухней, привыкшей использовать рыбные дары Чудского озера, притягивает горожан в эти места.  

С помощью государства в Рая была воссоздана мемориальная комната Гавриила Ефимовича Фролова. В поморской общине в деревне Варнья был отреставрирован иконостас на средства, выделенные Евросоюзом и на пожертвования местного предпринимателя. Надо сказать, что жизнь в общинах держится на любви к своим корням и на вере тех немногих старообрядцев, что еще живы, в то, что с Божьей помощью найдутся среди молодого поколения люди, способные нести символ веры и не дать уйти в небытие духу древлеправославной церкви.

 

Ваш,

Юрий Мануйлов.


 

 

 

среда, 26 января 2022 г.

Коровайков Константин Михайлович и Эстония.

Однажды я писал на своей странице в ФБ небольшую заметку о художнике Константине Михайловиче Коровайкове, а недавно в моей ленте появились воспоминания об этой публикации 9-ти летней давности. Я решил, что это хороший повод вновь вернуться к творчеству этого художника и рассказать немного больше о нем.





Коровайков Константин Михайлович родился 14 (27) января 1893 г. в селе Холуй – умер в 1947 в г. Тарту (Эстония). Уроженец села Холуй Владимирской области, своё начальное образование получил в деревенской школе рисования. В 1916 году, с отличием окончив художественное училище имени Штиглица в Петрограде, К.М. Коровайков приезжает в Эстонию, где преподает уроки рисования в гимназии, занимается живописью. В своих художественных работах он отдавал предпочтение акварельным рисункам. Основным же местом его работы был Нарвский русский театр, где он был художником-декоратором. К счастью, в Нарвском музее хранятся несколько эскизов К. М. Коровайкова к спектаклю «Женитьба Белугина» по пьесе А.Н. Островского, сезон 1935/36 года.
Писал художник и иконы, в частности, сохранилась икона "Чудо Георгия о змие", 1930-е гг., дерево, масло, размер: 196х113. Подпись: "К. Коровайков". В свое время, эта икона была зафиксирована Михаилом Михайловичем Красилиным, историком искусства, впервые обратившемся к позднему периоду в русской иконописи и опубликована им в его каталоге подписных работ, под кат. 65).




Икона была написана для Георгиевской часовни на православном кладбище в Копли (район Таллина). Часовня строилась на кладбище, где покоятся останки русских воинов Северо-западной армии (кто в теме, знает о трагической гибели от тифа, голода, целой русской армии Юденича в 1919-1920 годы и её роли в Эстонской освободительной войне). Георгиевская часовня была возведена в 1936 году по проекту местного таллинского архитектора Александра Владовского.






Икона пострадала во время Великой отечественной войны, как видите, она прострелена множеством пуль. В 2000-х годах, начали реставрировать часовню, одновременно была отреставрирована и икона. Реставрацию иконы поручили моим старинным друзьям - Александру и Елене Юрьевым. Оба они реставраторы высшей категории. Александр Юрьев долгие годы работал в Эстонском художественном музее, но сейчас находится на заслуженном отдыхе, а его жена, Елена Юрьева (Кукина) продолжает работать в музее.



Икона сейчас находится в восстановленной Георгиевской часовне и вы её можете видеть на фотографии.






В 1935-1937 гг. художником К.М. Коровайковым написаны иконы "Голгофа" и "Положение во гроб» для церкви Пресвятой Троицы в Ивангороде. В 1944 г. храм был закрыт, а в 1950-е годы разграблен, и часть икон, в том числе написанные Коровайковым, перевезли в Нарву. Сейчас эти иконы находятся в Воскресенском соборе в Нарве.


Поскольку Константин Михайлович был родом из села Холуй, то надо сказать несколько слов об этом селе.
Вот что писали о нем: Село Холуй расположено во Владимирской губ. В XVII в. Холуй был вотчиной Троице-Сергиевой лавры. Письменные источники указывают на существование иконописного промысла в Холуе уже в XVII в. В XVIII в. Холуй насчитывал более 300 иконописцев. Имена многих местных иконописцев зафиксированы в списке иконописцев Холуйской слободы, составленном в 1752 году и сохранившемся до наших дней. В нач. XIX в. количество крестьян, занимавшихся иконописью выросло до 700 человек, включая сюда и помещичьих, и казенных крестьян. В сер.  XIX в. в селе работало более 720 мастеров, ежегодно писавших от полутора до двух миллионов икон. В 1899 г. в Холуе из 3500 жителей села иконописным промыслом было занято 452 человека. В 1880-е гг. в Холуе была открыта иконописная школа, с 1892 года школой руководил художник, выпускник Академии художеств, Н.Н. Харламов.

Ваш,
Ю. Мануйлов.






воскресенье, 19 декабря 2021 г.

 19 декабря, если считать по новому стилю, умер святой Николай Чудотворец. И церковный праздник получил название "Николы зимнего". Наверно, неправильно называть день смерти праздником, но забываются истинные причины отмечаемого события, да и у людей верующих есть осознание, что и не смерть это, а переход в иной мир, более чистый и справедливый, и освобождение от земных тягот, болезней, немощей. Многие знают, что святой Николай был особо почитаем среди моряков. В 90-е годы, уже прошлого века, зашла в антикварный магазин в Таллине группа моряков из Голландии. Настроение у всех было веселое, видимо уже приняли на грудь и всем было очень хорошо. А зашли в магазин, потому, что один из их компании хотел купить икону святого Николы. Продавец стал показывать иконы, потенциальный покупатель рассматривать и прицениваться и одновременно объясняя своим товарищам о чудесах святого Николая, связанных с водами. Рассказ произвел настолько сильное впечатление на его друзей, что они купили 9 икон. Видимо не случайно живёт поговорка у моряков-поморов: "Кто в море не бывал, тот Богу не молился...".

А молитв к святому Николе составлено аж пять и самая древняя из них звучит так: "О, всесвяты́й Нико́лае, уго́дниче преизря́дный Госпо́день, теплый наш засту́пниче и везде́ в скорбех ско́рый помо́щниче. Помози́ мне, гре́шному и уны́лому, в настоя́щем житии́, умоли́ Го́спода Бо́га дарова́ти ми оставле́ние всех мои́х грехо́в, ели́ко согреши́х от ю́ности моея́, во всем житии́ мое́м, де́лом, сло́вом, помышле́нием и все́ми мои́ми чу́вствы, и во исхо́де души́ моея́ помози́ ми, окая́нному, умоли́ Го́спода Бо́га, всея́ тва́ри Соде́теля, изба́вити мя возду́шных мыта́рств и ве́чнаго муче́ния, да всегда́ прославля́ю Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха и твое́ ми́лостивное предста́тельство, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь".

А выставлю фотографию иконы святого Николы, принадлежащую моему старинному другу и коллекционеру Александру. Икона написана Гавриилом Ефимовичем Фроловым и как вы понимаете, принадлежит к старообрядческому направлению в иконописи, а именно федосеевцам.





С праздником вас православные!

P.S. Иконы с образом Святого Николы, а именно так его называют старообрядцы, были очень любимы в среде староверов, живущих на берегу Чудского озера. Занимались рыбацким промыслом, озеро Чудское говорят коварное и много людей забрало к себе. Вот и обращались люди в своих молитвах к святому Николе, что бы уберег от смерти. Множество икон написано и Г.Е. Фроловым. О его жизни и творчестве я еще напишу в отдельном посте. А пока скажу, что прожил он в деревне Рая 40 лет много написал замечательных икон.

Ваш,
Ю. Мануйлов.