Обо мне

Моя фотография
В своей жизни мне довелось заниматься очень многими вещами, но судьба так распорядилась, что икона стала главным делом и смыслом моего существования. Первую половину жизни я занимался изучением этой проблемы, копил материал, нащупывал методы познания, вторая половина жизни была посвящена реализации своих знаний, систематизации накопленного материала. Теперь настало время поделиться всем этим с заинтересованными людьми.

вторник, 28 ноября 2023 г.

 Василий Ильич Некрасов и тверские иконописцы.

Часть I.



Давным-давно, более 20 лет назад я в свободное время шел в читальный зал библиотеки, брал подшивки с епархиальными ведомостями и часами листал пожелтевшие страницы, выискивая информацию, касающуюся деятельности иконописцев. В те не столь уж далекие времена русский интернет представлял из себя полупустыню и редкими островками информации. Сейчас все стало значительно лучше, информации много, правда не всегда она достоверна, и здесь может помочь только твой наработанный опыт. Я давно планировал вновь обратиться к епархиальным ведомостям, как к источнику информации о русской иконописи и здесь набрел на отсканированные материалы. Имея материал в электронном виде задача поиска упрощается на несколько порядков. Набрал нужное слово или фамилию, и поисковик выдает тебе ссылки. Буквально за пару недель я нашел несколько незнакомых мне ранее имен иконописцев, нашел материалы дополняющие уже имеющиеся сведения о деятельности определенных лиц. А далее начинается анализ полученного нового материала, сверка его со старым, образуются новые перекрестные линии, связывающие разных людей.

Специалисты хорошо знакомы с работой тверского священника, служившего в знаменитой в Твери Бело-Троицкой церкви, Василия Ильича Некрасова (1868 - ок. 1935). Он заведовал Тверским епархиальным Древлехранилищем и вел учет поступавших предметов и описание всех имеющихся древностей. Не знаю обстоятельств знакомства отца Василия Некрасова с последним тверским иконописцем Иваном Филимоновичем Арефьевым, но благодаря этому знакомству и интереса отца Василия к местному иконописанию, появилась на свет небольшая книжка, изданная в 1905 году и являющаяся в настоящее время единственным пособием для человека, начинающего заниматься историей тверской иконописи.


Иван Филимонович Арефьев сам был иконописцем, учился у местных тверских иконописцев и за свою жизнь поработал у многих владельцев иконописных мастерских, в том числе и в мастерской Пешехоновых. Благодаря этому обстоятельству он хорошо знал многих мастеров лично, знал их манеру письма, мог указать где находятся работы того или иного мастера. Собственно, эту информацию и передал в своей книжке В.И.Некрасов.

Вот такая информация есть в тверских епархиальных ведомостях за 1905 год, вып. 1. «выслушано сообщеніе члена Комитета свящ. В, И. Некрасова о мѣстномъ художникѣ И. Ф. Арефьевѣ, (+ 1904 г.), при чемъ демонстрированы были пожертвованныя сыномъ этого художника, преподавателемъ Тверского епарх. жен. училища М. И Арефьевымъ, старинныя иконы, бывшія у его отца, изъ коихъ нѣкоторыя написаны имъ.».

От себя добавлю, что А.Ф. Арефьев был не только иконописцем, но и коллекционером старины. В Тверском епархиальном Древлехранилище когда-то хранились два складня 17 века из коллекции Арефьева. Нашлась и одна икона, с подписью Ивана Арефьева. В 2019 году она продавалась на аукционе в Москве. В предпродажном описании была информация об иконе, но не было сказано ни слова о самом иконописце. И причина ясна, о нем просто нет доступной информации.


Икона "Св. Арсений епископ Тверской и св. князь Михаил Тверской", иконописец Иван Ф. Арефьев , 1889 год.  Размер: 31 х 26 см. 

 В.И. Некрасов приводит достаточно много фамилий местных иконописцев. Некоторые имена сейчас широко известны, например фамилия иконописцев Пешехоновых, перебравшихся в Петербург и оставившие яркий след в церковном искусстве средины 19 века.

Основателем династии иконописцев Пешехоновых был Самсон Федорович Пешехонов, он учился в Москве в Знаменской школе Сапожникова (надеюсь я когда-то напишу о Сапожниковых). Интересное наблюдение -  епархиальные ведомости очень часто упоминают фамилию Пешехонова или Пошехонова, но в каждом упоминании есть либо фамилия либо имя Иван Пешехонов. Там же сообщается, что Иван Пешехонов старообрядец "беглопоповского толка" и видимо достаточно авторитетный человек в конце 18 века. Принадлежал ли он к этой семье или нет, вопрос. Как и вопрос почему упоминается Иван Федорович, и нет упоминаний о Самсоне Федоровиче и его сыновьях и внуках.

Приведу несколько примеров икон, написанных в мастерской Пешехоновых.


Икона работы Ивана Самсоновича Пешехонова, датированная 1827 годом. в собрании музея им. А.Рублева (ЦМиАР).


В отличии от показанной работы Ивана Самсоновича, которая еще очень тверская, в иконе следующей из собрания Эрмитажа уже виден знаменитый пешехоновский стиль.

Эта икона написана Макаром Самсоновичем Пешехоновым, а датирована 1855 годом. (ГЭ).





Икона "Сретение Господне", 1872 г. была написана для иконостаса церкви во имя апостолов Петра и Павла Валаамского монастыря, а находится икона в музее Православной Культуры и Искусства в Куопио (Финляндия).


Для тех кто заинтересуется творчеством этой мастерской, рекомендую книгу Ж.Г.Белик "Иконописное наследие мастерской Пешехоновых", М. "Индрик", 2011.

В мастерской Пешехоновых работали многие иконописцы из Твери. На днях в Германии  продавалась икона иконописца Шармонова, работавшего в этой мастерской. Интересно, что Пешехоновы разрешали своим мастерам оставлять подписи на иконах, благодаря чему мы больше узнаем о самой мастерской и о деятельности ее замечательных мастеров. 

Икона письма С.Е. Шармонова. 1853 г. 


Шармонов (Шарманов) Семён Ефремович (род. до 1832 г. – умер после 1875 г.). Считается одним из лучших мастеров в мастерской. Жил «на Конной близ Невского монастыря в д. Большакова, квартира N 12». Выполнял заказы для Императрицы Марии Александровны, в частности Наталья Плаксина приводит информацию: «В декабре 1860 г. Шармонову были выплачены 15 руб. серебром за написание образа Спасителя. Подробнее о иконописце Шармонове смотрите в книге: Плаксина Н.Е. Иконописцы и иконостасные мастера в Коми крае (XVII – начало XX века). Сыктывкар. 2010. С. 121-123. 

В одном из своих предыдущих постов, я подробно писал о иконописце М.Иудине, также работавшем в этой мастерской.
 Учеником Самсона Федоровича был иконописец Михаил Емельянов Сухарев. У Михаила Сухарева было два сына иконописца и В.И. Некрасов со слов Арефьева упоминает о нескольких учениках, среди них и сам Иван Арефьев.
У меня в архиве есть несколько фотографий икон самого Михаила Емельянова, но они плохо качества и мало что скажут о почерке иконописца. Я покажу одну икону письма его сына Матвея Михайлова Сухарева, датированную 1847 годом.
 

В частном собрании в Киеве хранится икона написанная вторым сыном Семеном Михайловичем Сухаревым и датированная 1839 годом. Замечательная икона!


Среди знаменитых иконописцев из Твери, Некрасов пишет об иконописце Александре Глазковском. 

Икона «Дух Благовония и Кадила Приносящего Жертвы Святому Богу»  его письма, датированная 1830 г. в частном собрании.


Известно по меньшей мере 4 иконы с его подписью. О двух их них есть статьи Жанны Белик и Анны Иванниковой. 

О Глазковском я сделаю отдельный пост, поскольку его деятельность связана с мастерской Юрьева монастыря близ Новгорода и с такими личностями, как Архимандрит Юрьева монастыря Фотий и графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская.

На этом я остановлюсь, ждите продолжения рассказа.


Ваш,

Ю.Мануйлов

Комментариев нет:

Отправить комментарий