Обо мне

Моя фотография
В своей жизни мне довелось заниматься очень многими вещами, но судьба так распорядилась, что икона стала главным делом и смыслом моего существования. Первую половину жизни я занимался изучением этой проблемы, копил материал, нащупывал методы познания, вторая половина жизни была посвящена реализации своих знаний, систематизации накопленного материала. Теперь настало время поделиться всем этим с заинтересованными людьми.

воскресенье, 18 декабря 2022 г.

 Исаковы.



Центральная икона Господа Вседержителя их Деисусного чина письма М.И.Исакова.

Я около 40 лет собираю сведения об иконописцах Нового времени. Новое время - это период со второй половины 17 века и до начала 20 века. Информация о том или ином иконописце встречается в очень разных источниках. Я стараюсь фиксировать любые упоминания. Не так часто, но встречаются иконы с подписями, некоторые имена удается легко идентифицировать с имеющейся биографической информацией, а часто возникают ситуации, когда нет полной уверенности, что тот или иной предмет написан именно уже известным иконописцем. Около года назад в продаже был эскиз киота на бумаге. Это был не просто эскиз, а своеобразный договор между иконописцем и заказчиком. К моему удовольствию на этом небольшом листке бумаги была ценнейшая информация. Во-первых, указаны имена иконописца и заказчика, место и дата создания.

Общий вид эскиза.

Рисунок датирован 1894 г., подписан Г. (возможно господин) Исаков. Старая Рачейка (село в Самарской области Сызранского района). На листе справа вдоль длинной стороны листа надпись тушью в две строки: «По сему рисунку Г.(?) Исаковъ обязался сделать три кiота // и написать три иконы Старо Рачейскiй Старшина Иванъ Резановъ»



В нижней части рисунка киота слева: «1894», а справа, похоже на запись латинскими буквами: «Raphael Icacof".


Возможно, я пытаюсь притянуть за уши эту версию, но надеюсь читатели меня простят. На оборотной стороне в верхней части листа надпись тушью: «Исаковъ».

Интересно, что иконописцем оставлена своеобразная подпись. «Raphael Icacof»).  Я пару дней пытался прочитать эту подпись, но безрезультатно, предположив, что это латиница, мне показалось, что ребус сошелся.

Возник вопрос, кто такой Исаков, возможно, его имя Рафаил. В моих материалах нашлось несколько Исаковых, работавших в конце 19 века.

Село Старая Рачейка довольно известное место на карте. Расположено оно в Сызранском районе Самарской области и когда-то там существовала старообрядческая община.

Из известных мне старообрядческих иконописцев, двое были из Боровска, это отец Максим Иванович Исаков и его сын Лука Максимович Исаков. Отец  упоминается в 1879- 1880 годах, а его сын работал на рубеже веков и оба теоретически подходили. Но от этой версии пришлось отказаться, так как рисунок киота, особенно Крест в навершие, говорит о том, что заказчиком был представитель господствующей церкви. О иконописцах Исаковых из Боровска, я расскажу ниже, так как просто нельзя упустить такой случай, уж очень мне интересны эти персоны.

Среди имеющихся в моем архиве фотографий, обнаружил некоего иконописца Исакова, который работал в регионе Сызрани.

Фото иконы.

Возможно, эскиз имеет отношение именно к нему, совпадают время работы, регион, фамилия. Надеюсь, со временем появится новая информация и будет возможность подтвердить или опровергнуть мою версию.


А теперь об Исаковых в Боровске.

ИСАКОВ Максим Иванович (уп. 1879-1880). Старообрядческий иконописец города Боровска, возможно из Некрасовцев (в надписи на иконе «Св. Николы Чудотворца», 1879 г. он называет себя турецким подданным).

 


Несколько лет назад мне прислал фотографию трех икон из Деисусного чина с печатями этого мастера мой коллега из Германии Курт Эберхард. Позже эти иконы купил известный певец и коллекционер Григорий Лепсверидзе, более знакомый вам как Лепс.

 Вот эти иконы.

 На фотографии видно, что на двух иконах над верхней шпонкой имеются штампы с текстом: «Иконописецъ // Максимъ Ивановичъ // ИСАКОВЪ // въ БоровскЪ». Город Боровск являлся важным центром старообрядчества.



 На следующей иконе, которую поправлял (т.е. реставрировал) Максим Иванович, «Св. Никола Чудотворец», 1880 г., имеется интересная надпись, в которой Максим Иванович называет себя Турецким подданным. На тыльной стороне иконы между шпонками круглый медальон с надписью: "Написася сия стая икона образ с. Николы Чюд. в 1879 год. месец. маия во 2 й днь. а поправлена в 1880 год. месеца июля в 23 ден. пис. турецк. подано. Максим Иванов Исаковъ в Боровске К. Г."

К. Г. – сокращение означает - Калужской губернии. 


 


 




Когда-то в ФБ я оставлял заметки по разным вопросам и среди моих друзей была искусствовед из Музея религии и атеизма в Петербурге, Марина Владимировна Басова. Она мне указала на еще одну работу Максима Исакова, а именно на икону «Ангел хранитель и Симеон Столпник», написанную после 1880 г. Икона хранится в Музее истории религии и атеизма в С. Петербурге. На её обороте круглая печать фиолетового цвета: "Иконописецъ /Максим Ивановичъ/ Исаковъ / въ Боровске". Икона поступила в музейное собрание из церкви Тверской старообрядческой общины в Москве. В настоящее время издан каталог подписных икон из собрания музея и с этой иконой можно ознакомиться.

 


Еще одна икона этого иконописца продавалась на форуме «Христианское искусство», это «Спас Москворецкий», написанный после 1880 г. На иконе также имеется печать: «Иконописецъ // Максимъ Ивановичъ // ИСАКОВЪ // въ БоровскЪ».

 


А с другим иконописцем, судя по совпадению фамилии и отчества, сыном Максима Ивановича произошло вот что. На одной торговой площадке продавалась икона с печатью и сертификатом, выданным известным московским искусствоведом. Буквы на штампе могли быть прочитаны двояко,  в результате, сертификат был выдан с фамилией Иванов. Когда я ознакомился с сертификатом, сравнил текст на штампе, оформление самого штампа Луки Максимовича из Боровска со штампом Максима Ивановича из Боровска, то лично у меня не осталось сомнений, что штамп принадлежал иконописцу Луке Максимовичу Исакову, а не Иванову. Впрочем, у вас тоже есть возможность ознакомиться с этими штампами и вынести свой вердикт.




ИСАКОВ Лука Максимович. Старообрядческий иконописец из Боровска.  Известен из текста штампа на иконе «Св. Пафнутий Боровский со свв. Григорием Богословом, апостолом Петром, Сергием Радонежским и апостолом Тимофеем», кон. XIX – нач. XX вв.  Штамп на оборотной стороне иконы под верхней шпонкой: «Иконописецъ // Лука Максимовичъ // Исаковъ  // въ БоровскЪ»


Я вас познакомил еще с несколькими иконописцами, работавшими в конце 19 века. А сколько их безымянных? Жаль, что на большинстве икон нет подписей. С другой стороны, наверно, все было бы проще и покупатели стали бы больше внимания обращать на имя иконописца, а не на художественные достоинства работы.
В этой моей заметке есть одно название села Старая Рачейка. Есть предположение, что знаменитый старообрядческий иконописец Никита Севастьянов Рачейсков был родом из этого села. Как-нибудь, я обязательно напишу об этом иконописце, а читатели наверняка уже слышали  о герое этой повести иконописце Севастьяне, когда читали замечательную повесть Н.С. Лескова "Запечатленный ангел".


Ваш,

Ю. Мануйлов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий