Обо мне

Моя фотография
В своей жизни мне довелось заниматься очень многими вещами, но судьба так распорядилась, что икона стала главным делом и смыслом моего существования. Первую половину жизни я занимался изучением этой проблемы, копил материал, нащупывал методы познания, вторая половина жизни была посвящена реализации своих знаний, систематизации накопленного материала. Теперь настало время поделиться всем этим с заинтересованными людьми.

суббота, 8 июля 2023 г.

Икона Богоматери называемая "Милостивная"


      Сегодня я расскажу историю покупки иконы с очень редкой иконографией, иконы, называемой "Милостивная", не Милостивая, широко известной своими многочисленными списками, а именно - "Милостивная".

    Много лет назад, мой организм решил сделать себе внеочередной отпуск. Неожиданно поднялась высокая температура, общая усталость, боль в горле, затрудненное дыхание, короче грипп. Надо было просто отлежаться, отоспаться и что бы ничего не мешало, я отключил звук телефона. Сколько я проспал не знаю, но после очередной порции лекарства температура спала, я взял в руки телефон и обнаружил с десяток непринятых звонков от одного моего знакомого. Не успел я вновь отключить звук, как раздался звонок. Мой знакомый хотел встретиться и показать икону, которую он хотел срочно продать. Состояние моё явно не располагало встречаться с кем бы то ни было и я предложил ему позвонить в другой день. Следующий день оказался для меня не лучше предыдущего, температура держалась высокая и приняв таблетку я вновь уснул. Снился какой-то бред, разбудил меня, как мне показалось, колокольный звон, когда  я проснулся, то понял, что в квартиру кто-то звонит. На пороге стоял мой знакомый и извиняясь разворачивал завернутую в пакет иконку. Дело было 8 марта и парень видимо собрался отметить этот замечательный день в компании какой-нибудь красавицы. Получив от меня запрошенную сумму, он быстро исчез, а я почти пополз в постель. Дня через два мне значительно полегчало и я вспомнил о том, что я вроде бы что-то покупал. Сверток лежал в прихожей на тумбочке, я развернул его и увидел своё приобретение.



      Первым моим ощущением было разочарование. икона была под потемневшей олифой в какой-то пыли, похожей на цемент. К нижнему торцу иконы был грубо прибит кусок стальной ленты, используемой для обшивки деревянной тары. На венце отсутствовал большой фрагмент. 

     Иконография иконы мне показалась вполне обычной, Одигитрия и не более того. Я убрал икону и забыл о ней. Прошло несколько дней, я поправился и надо было заниматься работой. Я вновь достал икону, очистил её от загрязнений, удалил ненужные гвозди, снял оклад, убрал загрязнения с самой живописи, стало возможным прочитать имя иконы - Милостивная. Первоначально я подумал, что это написание связано с малограмотностью иконописца.



      Иконография Богоматери Милостивой или еще называемой Киккская была мне хорошо знакома, а эта была совершенно иная по иконографии икона. Икона относится к типу Eleysa, что значит Милостивая или Милующая. К этому типу относятся все иконы у которых младенец прижимается головой или щекой к голове Матери.

Вот как выглядит чудотворный образ в монастыре Киккос на Кипре.



     Согласно легенде, это одна из трёх икон кисти апостола Луки. Лик иконы закрыт всегда – то ли для большего почтения, то ли по приказу императора Алексея II Комнина.

Икона Киккской Божией Матери очень почитаема в православном мире, списки с этой иконы хранятся в храмах Греции, России, Грузии, Болгарии, Египта и Эфиопии.

Еще одной особенностью иконы является изображение обнаженных до колен ног Спасителя. 

Поиск подобной, вновь приобретенной иконы, привел к хромолитографическому изображению, изданному в 1885 году в типографии А.В.Васильева.




     Изображение иконы Богоматери Милостивной есть также на клейме большой иконы в собрании Государственной Третьяковской галереи. 
Икона: Богоматерь Нечаянная Радость со 120 чудотворными иконами Богоматери. Первая половина XIX века. Москва. Дерево; темпера. 121 x 94. Происходит из церкви Сорока мучеников на Новоспасской площади в Москве.  ГТГ инв. 28821. (http://pravicon.com/image-11757).




Моя икона явно не относится к типу Eleysa. Значит, этимология этого имени совсем иная. Интересно, что современные церковные календари не различают две эти иконы и обе значатся как Милостивые. В дореволюционных календарях указывается, что праздник в честь иконы Милостивная установлен на 12 ноября по старому стилю. 

Подробных сведений об этой иконе мне пока найти не удалось. особенностью иконография можно считать то, что обе руки Иисуса тянутся к Богородице (пишут, что возможно и нетипичное изображение с одной благословляющей рукой).

 Размер иконы: 23х18,8 х 2,6 см.  Серебряный оклад.  На окладе, на нижнем торцевом сгибе клейма: «С И»; «84»; Георгий на коне (г. Москва); годовое клеймо «18...». Дата не читается, но по стилю оклад можно отнести ко времени, около 1875 года.



Ваш,
Ю. Мануйлов

Комментариев нет:

Отправить комментарий