Обо мне

Моя фотография
В своей жизни мне довелось заниматься очень многими вещами, но судьба так распорядилась, что икона стала главным делом и смыслом моего существования. Первую половину жизни я занимался изучением этой проблемы, копил материал, нащупывал методы познания, вторая половина жизни была посвящена реализации своих знаний, систематизации накопленного материала. Теперь настало время поделиться всем этим с заинтересованными людьми.

понедельник, 6 сентября 2021 г.

 Палехские иконописцы Салаутины.


Лет 15 назад мой знакомый поехал в Иерусалим и там, бродя по старому городу, в одной антикварной лавке обнаружил икону с печатью на обороте. Прислал фото с вопросом - брать или нет. Я посоветовал купить икону. Штамп на иконе принадлежал владельцу иконописной мастерской в Палехе Александру Дмитриевичу Салаутину.



В детстве он остался сиротой и его усыновил палехский иконописец Иван Львович Парилов (о Париловых я уже писал). Сам Александр Дмитриевич икон не писал, но умел найти хороших иконописцев среди своих односельчан. Он не имел приказчика, доверял своим мастерам. И иконы в его мастерской были всегда очень хорошего качества. На иконах этой мастерской можно встретить вот такой штамп.



Мастерская писала много икон для Троице-Сергиевой лавры и не только для нее (встречал икону со штампом мастерской и штампом магазина Г.С. Яковлева в С.--Петербурге).




Вот еще изображения икон вышедших из этой мастерской.




На некоторых иконах стоит другой штамп мастерской. Вот его изображение.




Фамилия иконописцев Салаутиных не раз встречается в документах относящихся к палехской иконописи. В Палехском музее хранится 3 эскиза к иконам, один из них датирован 1804 годом и выполнен он неким Н. Салаутиным.





Два других эскиза имеют подписи Петра Салаутина и Александра.

Несколько лет назад в продаже на немецком аукционе была, датированная 1845 годом, икона Святого Николы Чудотворца. Икона имела подпись Салаутина, но без указания имени. Икона очень хорошего письма и вполне могла быть написана Емельяном Филатовичем Салаутиным (род. до 1810 г. - умер до 1852). Он был владельцем и руководителем иконописной мастерской, занимался реставрацией икон. Имел сыновей иконописцев, работавших в его мастерской: cтарший - Салаутин Михаил Емельянович и другой сын Салаутин Гавриил Емельянович.




Сообщается, что с 1820 по 1837 гг. видимо работал в Москве. В августе-сентябре 1834 г. начал работать в Троице-Сергиевой лавре, реставрировал иконы Троицкого собора и так называемой «больничной» церкви Зосимы и Савватия, а с января по декабрь 1835 – иконы монастырского Успенского собора. (см. Н.К. Голейзовский. «Троица» - Андрея Рублёва? Хронология, сохранность, атрибуция). Интересно обратить ваше внимание на один интересный факт, когда работы Емельяна Петровича в лавре были приписаны другому иконописцу, отцу уже известного нам по предыдущей статье А.Д. Салаутина Дмитрию Петровичу Салаутину. В 2011 году проходила конференция посвященная творчеству Андрея Рублева и Г.И. Вздорновым было сообщено, что Дмитрий Петрович Салаутин являлся первым реставратором занимавшимся открытием знаменитой иконы "Св. Троица" Андрея Рублева и что, «еще в 1830-1840 гг. владел искусством снимать записи и открывать иконное письмо». (Г.И. Вздорнов. «История открытия и изучения русской средневековой живописи. XIX век» (М., 1986, с. 376). Факт этот оказался ошибочным, Дмитрий Петрович Салаутин, согласно новейшему исследованию, умер в 1894 г. (Колесова О.[А.] Палехские иконописцы XVIII - начала XX века. – В журнале «Искусствознание», М., 2006, № 1, с. 429), тогда как Салаутин, раскрывавший древние иконы Троицкого собора, скончался, по свидетельству митрополита Филарета, до 1852 г.). Пишу об этом, что бы читатели лучше представляли всю сложность изучения творческого пути художников. Новые исследователи находят ранее неизученные документы, уточняют какие-то факты и таким образом идет процесс познания предмета.

Ваш,
Ю. Мануйлов.

P.S.

Уже после размещения статьи в блоге, обнаружил у себя список мастеров, составленный когда-то мною, из числа иконописцев, которые работали в мастерской А.Д. Салаутина.
Наверняка список неполный, но это те имена, о которых точно известно, что они работали на А.Д. Салаутина.

БАЖЕНОВ Василий Фомич (1856-1896). Палехский иконописец, лучший мастер в мастерской А.Д. Салаутина. Работал во 2-й пол. XIX в (Зиновьев, с. 27). Крестьянин д. Подолино близ Палеха (Колесова, с. 395).
БАЖЕНОВ Дмитрий Васильевич. Палехский иконописец, мастер в мастерской А.Д. Салаутина. Работал в кон. XIX в. Сын иконописца Василия Фомича Баженова (Зиновьев, с. 27). Он же Баженов Дмитрий Васильевич (?-1917) (Колесова, с. 395).
БАРАНОВ (Антропов) Иван Якимов (1836?-1916), крестьянин д. Дягилево близ Палеха. Работал у Софонова (1850-е гг.). В конце жизни работал у Салаутиных. (Колесова, с. 396).
БАХИРЕВ Павел Иванович. Потомственный иконописец. Родился в 1896 году. Работал в иконописной мастерской В.Е. Белоусова. Зиновьев писал, что он работал в мастерской Салаутина во 2-й пол. XIX в. (Зиновьев, с. 27). Колесова уточняет информацию по этому иконописцу: годы жизни (1876-1932), д. Свергино близ Палеха. Очевидно, сын Ивана Иванова Бахирева. Работал у Софоновых, Салаутина. (Колесова, с. 397).
БЫСТРОВ Василий Ефимович. Палешанин, иконописец, одаренный мастер фряжского письма в мастерской Парилова. Работал во второй пол. XIX в. (Зиновьев, с. 23). Он же Быстров Василий Ефимович (1872[68] - 1921), д. Барышки близ Палеха. Мастер фряжского письма. Работал у Л.И.Парилова и А.Д. Салаутина. (Колесова, с. 401).
ВАКУРОВ Иван Петрович (род. 7(19).01.1885 г. в с. Палех - умер 20.04.1968 г., похоронен в Палехе). Палехский художник - миниатюрист. Брат М. П. Вакурова. Учился в иконописной мастерской Н. М. Сафонова в Палехе и работал до 1915 г. там же, иногда работал для мастерской Салаутина.
ГОЛИКОВ Андрей Михайлович (1865-1935), личник. Работал у Юдина в Санкт-Петербурге, у Салаутина — в Палехе. (Колесова)
ГОЛИКОВ Федор Михайлович (1860?-1888). Работал у Салаутина. (Колесова)
ДОКЕРИН Алексей Иванович, платьечник. Работал у А.Салаутина. (Колесова)
ЗОЛОТНЯКОВ Михаил Федорович. Палехский иконописец, работал в мастерской А.Д.Салаутина во 2-й пол. XIX в. (Зиновьев, с. 27)
КАРПЫЧЕВ Сергей Васильевич. Иконописец, палешанин. Работал в мастерской Салаутина в кон. XIX в. Писал в живописной манере. (Зиновьев, с. 27). Икона "Христос", 1910, мастерская Салаутина, дерево, масло, золото, размер: 31х26,9. (Государственный музей палехского искусства, кат. N 343). Икона "Всех скорбящих радости", нач. XX в., дерево, масло, размер: 26,5х22. (ГМПИ, N 613)
КНЯЗЬКОВ Петр Терентьевич (1867? - 1887), д. Киселево близ Палеха, иконописец. Учился и работал у Салаутиных. (Колесова)
МАЛАХОВ Ф. М. Иконописец из Палеха. Работал в мастерской Салаутина в кон. XIX в. (Зиновьев, с. 27)
ПЕРШИН Иван Александрович (род. 9 (21). 10.1889 г. в Палехе – умер 2.11.1972 г., похоронен в Палехе). Член Союза художников РСФСР с 1944 г. Потомственный иконописец. Вероятно сын Александра Михайловича Першина. Учился в учебных мастерских Комитета попечительства о русской иконописи. Работал в иконописной мастерской Салаутина.
САЛАБАНОВ (Сидякин) Павел Максимов (1840 ? - 1905), крестьянин д. Маланьино близ Палеха. Работал у Софоновых (1859 -1870 гг.). Был приказчиком в мастерской своего приемного сына, А.Д. Салаутина. (Колесова) (здесь непонятка про приемного сына? Ю.М.)




Комментариев нет:

Отправить комментарий