Обо мне

Моя фотография
В своей жизни мне довелось заниматься очень многими вещами, но судьба так распорядилась, что икона стала главным делом и смыслом моего существования. Первую половину жизни я занимался изучением этой проблемы, копил материал, нащупывал методы познания, вторая половина жизни была посвящена реализации своих знаний, систематизации накопленного материала. Теперь настало время поделиться всем этим с заинтересованными людьми.

понедельник, 12 декабря 2022 г.

 Клеймо "Ручкинъ" - кому же оно принадлежало?




Однажды на известном любителям русской иконописи форуме «Христианское искусство» была выставлена икона с вдавленным клеймом на тыльной стороне «Ручкинъ». Разгорелся спор, кому могло принадлежать это клеймо. Дело в том, что фамилия Ручкины была известна в России. Один из Ручкиных, Яков Иванович жил в Москве и был известен как очень хороший иконописец.

Московский иконописец и реставратор, он родился в 1841 г. в Холуе. Жил и работал в Москве, а умер, как пишут, в 1893 г. в своем родном селе Холуе. Здесь у меня возникли сомнения в точности этой даты, дело в том, что Ручкин Я.И. упоминается в адресной книге «Вся Москва» на 1897 году, сообщается также адрес: Москва, Известковый переулок, собственный дом (Вся Москва на 1897 год. Справочник…, с. 92). Место его рождения известно из воспоминаний священника Константина Веселовского и вот, что он писал: «В этот день свящ. Веселовский совершенно случайно встретил во Владимире известного Московского иконописца Якова Ивановича Ручкина, уроженца из слободы Холуй, Вязниковского уезда... В заключение этой встречи г. Ручкин обещал свящ. Веселовскому для будущей Ярополческой школы большую икону святых Кирилла и Мефодия.». И далее в статье сообщается: «В переднем углу одной из обширных комнат школы во временной киоте стояла прекраснейшей работы большая икона святых Кирилла и Мефодия. На нижней окраине этой иконы в особой виньетке сделана следующая надпись: «сия икона сооружена усердием Я.И. Ручкина в дар Ярополческой Кирилло-Мефодиевской образцовой церковно-приходской школе, что при Троицком храме в гор. Вязниках, открытой в память 6 апреля 1885 года, по мысли и благословению Высокопреосвященнейшего Архиепископа Владимирского Феогноста и построенной старанием и заботами священника Троицкой церкви К. Веселовского на средства доброхотных дателей. Писана в гор. Москве». (Священник Константин Веселовский. Ярополческая Кирилло-Мефодиевская образцовая церковно-приходская школа в городе Вязниках (С сайта «Любовь безусловная». Вязники. http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/vjazniki/a/61-1-0-4908 ).

Сейчас многие люди пытаются найти свои корни, обращаются в архивы, обсуждают известную им информацию на форумах и на одно из таких обсуждений, я наткнулся в сети. Пишут, что «Возможно, Я.И. Ручкин — один из старших детей Ивана Асафовича Ручкина, вязниковского купца и волостного старшины в Холуе, а также родственник Тумановых и Гагаевых из села Мордовского (Инф. со страницы в социальной сети «В контакте», группа «Прошлое села Мордовское (Ивановская область)», https://vk.com/mordovskoe последнее обращение  10.09 2022). Кстати, упоминаемые Гагаевы из села Мордовского тоже иконописцы.

Есть информация о работах Я.И. Ручкина для Гуслицкого мужского Спасо-Преображенского монастыря.  "монастырь Гуслицкий мужской Спасо-Преображенский."
"В 1866 г. в монастыре митрополитом Московским Иоанникием был освящен огромный пятиглавый собор во имя Преображения Господня. Имя архитектора неизвестно. Иконы в храмовом иконостасе выполнял известный иконописец Ручкин…"
(Инф. с сайта http://bogorodsk-noginsk.ru/stena/monastery/6.html).

Известно, что в 1880 г. им был вызолочен иконостас и реставрированы иконы в одной из церквей Троице-Сергиевой Лавры. (Архим. Леонид). (http://www.holy-trinity-st-sergius-lavra.ru/lib/book4/com-iii.htm).

Написал иконы в Преображенскую церковь в Иваново (улица Колотилова, 44). «В центральной части храма был установлен трехъярусный, а в приделах преподобномученика Никона и Иверской иконы Божьей Матери - двухъярусные иконостасы, выполненные по рисункам А.С. Каминского. Иконы для них написал московский художник Я.И. Ручкин.» (Инф. с сайта http://sobor-ivanovo.prihod.ru/o-xrame/).

Расписывал своды в церкви Положения Ризы Господней на Донской улице, дом 20/6 в Москве (около 1889 года) (Сергей Шокарев, Михаил Вострышев. Вся Москва от А до Я. Энциклопедия. М. Алгоритм. 2011. С. 681)

Известно, что он занимался восстановлением иконописи в Успенском соборе московского Кремля, а также работал в Никольском единоверческом монастыре.

Однажды, в продаже был рекламный листок торгового дома в Москве А. Ручкиной. Имеет ли отношение этот торговый дом к мастерской Я.И. Ручкина? В любом случае, это еще один штрих в картине деятельности различных мастерских.

 И так, нам уже известно упоминание об одной подписной иконе Ручкина, написанной для церковно-приходской школы в Вязниках. Есть еще одна подписная икона в собрании ГМИР (Государственный музей истории религии) в Петербурге. Икона «Христос Вседержитель, 1883 или 1888 г.




Вот фотография этой иконы. На ней, в правом нижнем углу, можно рассмотреть подпись иконописца. Имеется ли вдавленный штамп на оборотной стороне, не знаю.

Еще одна икона в собрании Государственного исторического музея, это икона-копия с образа Грузинской Богоматери, написана до 1882 г. Икона написана на старой доске, видимо иконописец специально использовал старую доску, что бы сильнее приблизиться к оригиналу. Фотография я нашел на сайте музея и по ним я не увидел штампа. Впрочем, это нормально, не будут на старой доске ставить более поздний штамп. Вы можете мне задать вопрос, на основании чего икона приписывается Ручкину. Дело в том, что в ГИМ иконы поступили из многих известных дореволюционных собраний и в описании к иконе, видимо, были упоминания об авторстве.




 В собрании известного коллекционера Бондаренко была икона Богоматери Казанской, датированная концом 19 – начало 20 вв. (это странная датировка, учитывая, что известен год его смерти. Ну, да ладно). У меня также нет информации о наличии штампа на обороте доски. Но судя по высокому качеству живописи, эта икона вполне вписывается в круг работ мастера.

 


Икона Богоматери Казанской из собр. Бондаренко.

 

Я стараюсь фиксировать для своего архива подписные работы и в папке Ручкин, т.е. с клеймом «Ручкинъ», у меня есть информация еще о нескольких иконах. И среди них были работы с более низким уровнем живописи, что и позволило мне усомниться в том, что все они написаны иконописцем Я.И. Ручкиным. Начну с икон, которые вполне могут быть работами Якова Ивановича или написанными в его мастерской, так как в этих работах несомненно высокий уровень живописи.

Например, икона Богоматери Владимирской.

 


Следующий пример, икона с избранными святыми. Икона написана в пешехоновском стиле и вполне вписывается в мое представление об этой мастерской.



Вот еще одна икона – «Св. Трифон» с клеймом «Ручкин».



 

Икона «Св. Николай Чудотворец» также с клеймом хранится в собрании моего коллеги Курта Эберхарда в Германии, а еще одна икона с образом «Восстание из гроба» в 1999 году была в продаже в таллинском антиквариате.

 

Икона «Св. Николай Чудотворец», в серебряном окладе, изготовленном в Москве в мастерской Антипа Кузмичева и с датой 1891 г. Я не уверен, что эту работу можно отождествить с мастерской Ручкина.




 

Еще одна икона с вдавленным клеймом «Ручкин» это икона «Свв. Гурий, Самон  и Авив», нач. 20 в. Размер: 31х26 см. Икона продавалась на одном из Западных аукционов. Интересно, что на иконе кроме этого клейма имеется штамп учебно-иконописной мастерской в Холуе при комитете попечительства о русской иконописи. Известно, что это название школа получила только в 1901 году. А год смерти Якова Ивановича Ручкина указан 1893 г.





Штамп учебно-иконописной мастерской в Холуе



 

А теперь я покажу икону, которая написана значительно позже и совершенно другим иконописцем, но на доске имеется клеймо «Ручкинъ».


Икона «Спас в терновом венце», 1914 год.

 

Предположу, что клеймо «Ручкинъ» все же ставилось столяром, который, судя по той же фамилии, был в родственных отношениях с Яковом Ивановичем и продавал ему доски. Но продавал доски и в другие мастерские. Отсюда вывод, не все иконы с клеймом написаны в мастерской Я.И.Ручкина.


Ваш, 

Ю. Мануйлов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий