Клеймо "Ручкинъ" - кому же оно принадлежало?
Однажды на
известном любителям русской иконописи форуме «Христианское искусство» была
выставлена икона с вдавленным клеймом на тыльной стороне «Ручкинъ». Разгорелся
спор, кому могло принадлежать это клеймо. Дело в том, что фамилия Ручкины была
известна в России. Один из Ручкиных, Яков Иванович жил в Москве и был известен
как очень хороший иконописец.
Московский иконописец
и реставратор, он родился в 1841 г. в Холуе. Жил и работал в Москве, а умер, как пишут, в 1893 г. в
своем родном селе Холуе. Здесь у меня возникли сомнения в точности этой даты,
дело в том, что Ручкин Я.И. упоминается в адресной книге «Вся Москва» на 1897
году, сообщается
также адрес: Москва, Известковый переулок, собственный дом (Вся Москва на 1897
год. Справочник…, с. 92). Место его рождения известно из воспоминаний священника
Константина Веселовского и вот, что он писал: «В этот день свящ. Веселовский совершенно
случайно встретил во Владимире известного Московского иконописца Якова
Ивановича Ручкина, уроженца из слободы Холуй, Вязниковского уезда... В заключение
этой встречи г. Ручкин обещал свящ. Веселовскому для будущей Ярополческой школы
большую икону святых Кирилла и Мефодия.». И далее в статье сообщается: «В переднем углу одной
из обширных комнат школы во временной киоте стояла прекраснейшей работы большая
икона святых Кирилла и Мефодия. На нижней окраине этой иконы в особой виньетке
сделана следующая надпись: «сия икона сооружена усердием Я.И. Ручкина в дар
Ярополческой Кирилло-Мефодиевской образцовой церковно-приходской школе, что при
Троицком храме в гор. Вязниках, открытой в память 6 апреля 1885 года, по мысли
и благословению Высокопреосвященнейшего Архиепископа Владимирского Феогноста и
построенной старанием и заботами священника Троицкой церкви К. Веселовского на
средства доброхотных дателей. Писана в гор. Москве». (Священник Константин Веселовский. Ярополческая Кирилло-Мефодиевская образцовая
церковно-приходская школа в городе Вязниках (С сайта «Любовь безусловная».
Вязники. http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/vjazniki/a/61-1-0-4908 ).
Сейчас многие люди
пытаются найти свои корни, обращаются в архивы, обсуждают известную им информацию
на форумах и на одно из таких обсуждений, я наткнулся в сети. Пишут, что «Возможно,
Я.И. Ручкин — один из старших детей Ивана Асафовича Ручкина, вязниковского
купца и волостного старшины в Холуе, а также родственник Тумановых и Гагаевых
из села Мордовского (Инф. со страницы в социальной сети «В контакте», группа
«Прошлое села Мордовское (Ивановская область)», https://vk.com/mordovskoe
последнее обращение 10.09
2022). Кстати, упоминаемые Гагаевы из села Мордовского тоже иконописцы.
Есть
информация о работах Я.И. Ручкина для Гуслицкого мужского Спасо-Преображенского
монастыря. "монастырь Гуслицкий мужской
Спасо-Преображенский."
"В 1866 г. в монастыре митрополитом Московским Иоанникием был освящен
огромный пятиглавый собор во имя Преображения Господня. Имя архитектора
неизвестно. Иконы в храмовом иконостасе выполнял известный иконописец
Ручкин…" (Инф. с сайта http://bogorodsk-noginsk.ru/stena/monastery/6.html).
Известно, что в 1880 г. им
был вызолочен иконостас и реставрированы иконы в одной из церквей
Троице-Сергиевой Лавры. (Архим. Леонид). (http://www.holy-trinity-st-sergius-lavra.ru/lib/book4/com-iii.htm).
Написал иконы в
Преображенскую церковь в Иваново (улица
Колотилова, 44). «В центральной
части храма был установлен трехъярусный, а в приделах преподобномученика Никона
и Иверской иконы Божьей Матери - двухъярусные иконостасы, выполненные по
рисункам А.С. Каминского. Иконы для них написал московский художник Я.И.
Ручкин.» (Инф. с сайта http://sobor-ivanovo.prihod.ru/o-xrame/).
Расписывал своды в церкви
Положения Ризы Господней на Донской улице, дом 20/6 в Москве (около 1889 года)
(Сергей Шокарев, Михаил Вострышев. Вся Москва от А до Я. Энциклопедия. М.
Алгоритм. 2011. С. 681)
Известно, что он занимался
восстановлением иконописи в Успенском соборе московского Кремля, а также работал
в Никольском единоверческом монастыре.
Однажды,
в продаже был рекламный листок торгового дома в Москве А. Ручкиной. Имеет ли
отношение этот торговый дом к мастерской Я.И. Ручкина? В любом случае, это еще
один штрих в картине деятельности различных мастерских.
Вот
фотография этой иконы. На ней, в правом нижнем углу, можно рассмотреть подпись
иконописца. Имеется ли вдавленный штамп на оборотной стороне, не знаю.
Еще
одна икона в собрании Государственного исторического музея, это икона-копия с
образа Грузинской Богоматери, написана до 1882 г. Икона написана на старой
доске, видимо иконописец специально использовал старую доску, что бы сильнее
приблизиться к оригиналу. Фотография я нашел на сайте музея и по ним я не
увидел штампа. Впрочем, это нормально, не будут на старой доске ставить более
поздний штамп. Вы можете мне задать вопрос, на основании чего икона
приписывается Ручкину. Дело в том, что в ГИМ иконы поступили из многих
известных дореволюционных собраний и в описании к иконе, видимо, были
упоминания об авторстве.
Икона
Богоматери Казанской из собр. Бондаренко.
Я
стараюсь фиксировать для своего архива подписные работы и в папке Ручкин, т.е.
с клеймом «Ручкинъ», у меня есть информация еще о нескольких иконах. И среди
них были работы с более низким уровнем живописи, что и позволило мне усомниться
в том, что все они написаны иконописцем Я.И. Ручкиным. Начну с икон, которые
вполне могут быть работами Якова Ивановича или написанными в его мастерской,
так как в этих работах несомненно высокий уровень живописи.
Например,
икона Богоматери Владимирской.
Следующий
пример, икона с избранными святыми. Икона написана в пешехоновском стиле и
вполне вписывается в мое представление об этой мастерской.
Вот
еще одна икона – «Св. Трифон» с клеймом «Ручкин».
Икона
«Св. Николай Чудотворец» также с клеймом хранится в собрании моего коллеги
Курта Эберхарда в Германии, а еще одна икона с образом «Восстание из гроба» в
1999 году была в продаже в таллинском антиквариате.
Икона
«Св. Николай Чудотворец», в серебряном окладе, изготовленном в Москве в
мастерской Антипа Кузмичева и с датой 1891 г. Я не уверен, что эту работу можно
отождествить с мастерской Ручкина.
Еще одна икона с
вдавленным клеймом «Ручкин» это икона «Свв. Гурий, Самон и Авив», нач. 20 в. Размер: 31х26 см. Икона
продавалась на одном из Западных аукционов. Интересно, что на иконе кроме этого
клейма имеется штамп учебно-иконописной мастерской в Холуе при комитете
попечительства о русской иконописи. Известно, что это название школа получила только
в 1901 году. А год смерти Якова Ивановича Ручкина указан 1893 г.
Штамп
учебно-иконописной мастерской в Холуе
А
теперь я покажу икону, которая написана значительно позже и совершенно другим
иконописцем, но на доске имеется клеймо «Ручкинъ».
Икона
«Спас в терновом венце», 1914 год.
Предположу, что клеймо «Ручкинъ» все же ставилось столяром, который, судя по
той же фамилии, был в родственных отношениях с Яковом Ивановичем и продавал ему
доски. Но продавал доски и в другие мастерские. Отсюда вывод, не все иконы с клеймом написаны в мастерской Я.И.Ручкина.
Ваш,
Ю. Мануйлов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий