Обо мне

Моя фотография
В своей жизни мне довелось заниматься очень многими вещами, но судьба так распорядилась, что икона стала главным делом и смыслом моего существования. Первую половину жизни я занимался изучением этой проблемы, копил материал, нащупывал методы познания, вторая половина жизни была посвящена реализации своих знаний, систематизации накопленного материала. Теперь настало время поделиться всем этим с заинтересованными людьми.

воскресенье, 4 декабря 2022 г.

  Иконописец Иван Матвеевич Малышев. 




Я хочу рассказать о замечательном иконописце и его деятельности, а именно, о Иване Матвеевиче Малышеве. Деятельность этого иконописца стала знаковым явлением в русском церковном искусстве второй половины XIX века. Его работы высоко ценились современниками. Как часто бывает, искусствоведы XX века создали иное представление о работах этого замечательного мастера, принижая его заслуги и рисуя образ иконописца, пытавшегося воскресить, якобы, окончательно умершее церковное искусство.

Родился Иван Матвеевич Малышев в 1802 г.  в Палехе, в  селе известном своими талантливыми иконописцами. А вот его творческая жизнь оказалась связанной с Сергиевым Посадом и Троице-Сергиевой лаврой. С 18848 года по 1880 год Иван Матвеевич был церковным старостой в Сергиевом Посаде. Он был прихожанином Ильинского прихода. 

В 1835 г. в жизни Ивана Матвеевича происходит важное событие: он уезжает в Петербург и поступает учиться в Императорскую Академию Художеств в качестве вольноприходящего ученика. На этот момент ему было 33 года  он уже имел семью и детей. Вот как объясняет Армеева Л.А. в своей статье «Творчество иконописца Ивана Матвеевича Малышева в контексте возрождения традиционного иконописания» саму возможность поступления в Академию. Она пишет по этому поводу - «Думается, что в этой ситуации не могло обойтись без деятельного, проницательного наместника лавры арх. Антония. Вынашивая идею возрождения иконописной школы, о. Антоний был заинтересован в том, чтобы одаренный и трудолюбивый мастер получил хорошее образование в столичной Академии и по возвращении возглавил монастырскую школу и мастерскую.». 

И так, деятельность Малышева, как иконописца была связана с иконописной мастерской Троице-Сергиевой лавры. Иконописная мастерская существовала при Троице-Сергиевом монастыре очень давно. Иконописанием занимались как монахи монастыря, так и миряне, которые селились и жили в иконной слободе (мастерская Троице-Сергиева монастыря в Климентовской слободе). Интересно, что в XVII в. Троице-Сергиеву монастырю принадлежало село Холуй, где позже сложился своеобразный иконописный промысел.

Уже в XVI в. иконописание в монастыре было достаточно развитым ремеслом. В монастырском Синодике 1575 г упомянуты иконописцы: Савватий, Феодорит, Ануфрий, Антоний, Левкий, Алексей, Герасим, Стефан, Киприан ("Ярец иконник"), Третьяк Давид Сирах. Опись 1641 г. сообщает об иконописцах старцах Перфилии Ларионове и Феофане. Троицкие иконописцы в 1684 году упоминаются в надписи на стенах Успенского собора: “А троицких домовых иконописцев: Данила Глебов, Иван Карпов с товарищами 10 человек”. Васильев Григорий, Васильев Никифор, иконописцы 2-й пол. XVII в.  Монастырский синодик упоминает до тридцати иконников, погибших во время осады монастыря польско-литовскими интервентами в 1608-1610 гг.

В 1753 году в монастыре было принято решение обучать иконописи семинаристов. И вот, что написано о деятельности школы и мастерской во второй половине  XVIII века. «Обучение живописи семинаристов, как кажется, скоро было прекращено; ученики из Холуян удалились из лавры, когда в 1764 году освобождены были монастырские крестьяне, но школа все-таки не прекратила своего существования: в нее начали быть набираемы дети оставленных лавре после 1764 года штатных служителей. Впрочем, в продолжение целых семидесяти лет – с 1764 года до покойного наместника лавры Антония – школа едва-едва существовала: обучалось в ней мальчика по три-четыре, а многое – по пяти-шести. При этом в продолжение наших 70-ти лет и число иконописцев-мастеров было у лавры самое незначительное. Антоний, назначенный в наместники лавры в 1831 году, начав принимать в школу не одних детей штатных служителей, но и всех желающих, постепенно довел школу до значительной многолюдности. Вместе с этим он же придал нынешние значительно широкие размеры и существующей в монастыре со школою иконописной мастерской».

И так, мастерская продолжала существовать и в XIX в. С 1848 года и по 1877 годы руководителем иконописной мастерской стал иконописец Малышев. Почти 30 лет он руководил школой и мастерской. В 1877 г. мастерская была переведена им в собственный дом. Большое количество работ, написанных мастером, находятся в церквах Тамбова, Самарканда, Казани, Астрахани, Красноярска, Грузии, Эстонии, Литвы. А уж сколько работа с подписями и штампами встречаются в частных руках, одно скажу, много.

Видимо, будучи выучеником Академии, Малышев был обучен работать маслом, но применял и смешанную технику. 

 Вот одна из икон, написанных в мастерской в 1845 году, т.е. еще до официального вступления в должность Ивана Матвеевича Малышева.




Хочу отметить, что на многие иконах, написанных самим Малышевым, а также на иконах, вышедших из мастерской Троице-Сергиева монастыря, имеются подписи или, при отсутствии подписи, на тыльной стороне икон имеются штампы иконописца Малышева или штамп мастерской Троице-Сергиевой Лавры).




Вот еще одна небольшая иконка написанная в иконописной мастерской ТСЛ. Явно икона была расхожей и предназначалась для продажи паломникам.



Теперь покажу  работу Ивана Малышева, которая нашлась у меня в архиве относится к 1852 году. Фото сделано с иконы до реставрации, так что показываю как есть.



В разные периоды деятельности на иконах Малышева кроме подписей можно видеть различные штампы.












Малышев выработал особую иконописную манеру, сохранив основные черты традиционного стиля, но соединил её с принципами классицизма. Это в первую очередь классические пропорции, реалистичная трактовка фигур. Сохранил от традиционной иконописи декоративность, условные фоны и аскетизм в изображении образов. 

Его работы ценилась на самом высоком уровне. Среди старообрядческих иконописцев были также прекрасные мастера, но в эти годы еще не пришло время для понимания старообрядческого иконописания и конечно заказы отдали православного иконописцу, имеющему высокий социальный статус.
«В 1858 г. в Троице-Сергиеву лавру пришло письмо с приказом снять для великой княгини Марии Николаевны копию с принадлежащих монастырю акафистов Богоматери и Иисусу Христу. В письме выражалась надежда, что хотя “иконы писаны в Ростове… но… и лаврские художники снимут копии не хуже подлинника” (РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ед. хр. 8582. Л. 1). Работу поручили И. М. Малышеву. Работа была завершена только в ноябре 1860 г. В том же 1858 г. лаврским мастерам был передан заказ Марии Александровны на копии “совершенно схожие” с двух Корсунских икон, находящихся за престолом в Успенском соборе Московского Кремля, “…перенесенных по преданию князем Владимиром из Херсонеса в Новгород” (РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ед. хр. 8581. Л. 1).

Кроме заказов для Двора, в середине ХIХ в. в иконописной мастерской Троице-Сергиевой лавры для “церкви имения помещика Павла Дягилева” были скопированы иконы “Богоматерь Боголюбская” и “Преподобный Стефан Великопермский”, принадлежавшие московской церкви Спаса на Бору (1858 г.). (РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ед. хр. 8583. Л. 9).

В 1865 году Малышев писал иконы для Всемирной Парижской выставки. 

Умер И.М. Малышев 30 апреля 1880 года и похоронен в Сергиевом посаде на погосте Казанской церкви.


А теперь посмотрим на работы иконописца. Вот икона с образом "Явление Богоматери преподобному Сергию, 1858 года.

 

Икона с избранным святыми написана в 1859 году.



Еще одна икона с образом Анны Кашинской, написанная в 1862 году. Икона миниатюрная, её размер 26,5х22 см. Посмотрите на фрагменты этой иконы и вы увидите прекрасную работу.






Следующая икона является копией с древнего образа из Троице-Сергиева монастыря. 1863 г. Именно такие копии с икон могли писаться для Международной Выставки в Париже. Оригинальные иконы было запрещено вывозить из страны.
Для сравнения я размещу изображение оригинальной иконы.





Следующая икона находится в частном собрании в США. Датирована 1882 годом. Учитывая, что иконописец умер в 1880 году, икона, видимо, написана в мастерской. 



В таллинском антиквариате когда-то была в продаже икона на холсте, подписанная от имени мастерской Малышева. 1887 год.




В мастерской работал сын Константин Малышев. У него, как и у отца, был специальный штамп. Вот икона, датированная по окладу 1888 годом.





Вот мы и познакомились с творчеством Ивана Матвеевича Малышева и его мастерской.

Ваш,
Ю. Мануйлов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий