Иконописец Иван Матвеевич Малышев.
Я
хочу рассказать о замечательном иконописце и его деятельности, а именно, о
Иване Матвеевиче Малышеве. Деятельность этого иконописца стала знаковым
явлением в русском церковном искусстве второй половины XIX века. Его работы высоко ценились
современниками. Как часто бывает, искусствоведы XX века создали иное представление о работах этого замечательного мастера,
принижая его заслуги и рисуя образ иконописца, пытавшегося воскресить, якобы, окончательно умершее церковное искусство.
Родился Иван Матвеевич Малышев в 1802 г. в Палехе, в селе известном своими талантливыми иконописцами. А вот его творческая жизнь оказалась связанной с Сергиевым Посадом и Троице-Сергиевой лаврой. С 18848 года по 1880 год Иван Матвеевич был церковным старостой в Сергиевом Посаде. Он был прихожанином Ильинского прихода.
В 1835 г. в жизни Ивана Матвеевича происходит важное событие: он уезжает в Петербург и поступает учиться в Императорскую Академию Художеств в качестве вольноприходящего ученика. На этот момент ему было 33 года он уже имел семью и детей. Вот как объясняет Армеева Л.А. в своей статье «Творчество иконописца Ивана Матвеевича Малышева в контексте возрождения традиционного иконописания» саму возможность поступления в Академию. Она пишет по этому поводу - «Думается, что в этой ситуации не могло обойтись без деятельного, проницательного наместника лавры арх. Антония. Вынашивая идею возрождения иконописной школы, о. Антоний был заинтересован в том, чтобы одаренный и трудолюбивый мастер получил хорошее образование в столичной Академии и по возвращении возглавил монастырскую школу и мастерскую.».
И так, деятельность Малышева, как иконописца была связана с иконописной мастерской Троице-Сергиевой лавры. Иконописная мастерская существовала при Троице-Сергиевом монастыре очень давно. Иконописанием занимались как монахи монастыря, так и миряне, которые селились и жили в иконной слободе (мастерская Троице-Сергиева монастыря в Климентовской слободе). Интересно, что в XVII в. Троице-Сергиеву монастырю принадлежало село Холуй, где позже сложился своеобразный иконописный промысел.
Уже в XVI
в. иконописание в монастыре было достаточно развитым ремеслом. В монастырском
Синодике 1575 г упомянуты иконописцы: Савватий, Феодорит, Ануфрий,
Антоний, Левкий, Алексей, Герасим, Стефан, Киприан
("Ярец иконник"), Третьяк Давид Сирах. Опись 1641 г. сообщает об иконописцах старцах Перфилии Ларионове и Феофане.
Троицкие иконописцы в 1684 году упоминаются в надписи на стенах Успенского собора: “А
троицких домовых иконописцев: Данила
Глебов, Иван Карпов с товарищами 10 человек”. Васильев Григорий, Васильев
Никифор, иконописцы 2-й пол. XVII в. Монастырский синодик упоминает до тридцати иконников, погибших во
время осады монастыря польско-литовскими интервентами в 1608-1610 гг.
В 1753 году в монастыре было принято решение обучать иконописи семинаристов. И вот, что написано о деятельности школы и мастерской во второй половине XVIII века. «Обучение живописи семинаристов, как кажется, скоро было прекращено; ученики из Холуян удалились из лавры, когда в 1764 году освобождены были монастырские крестьяне, но школа все-таки не прекратила своего существования: в нее начали быть набираемы дети оставленных лавре после 1764 года штатных служителей. Впрочем, в продолжение целых семидесяти лет – с 1764 года до покойного наместника лавры Антония – школа едва-едва существовала: обучалось в ней мальчика по три-четыре, а многое – по пяти-шести. При этом в продолжение наших 70-ти лет и число иконописцев-мастеров было у лавры самое незначительное. Антоний, назначенный в наместники лавры в 1831 году, начав принимать в школу не одних детей штатных служителей, но и всех желающих, постепенно довел школу до значительной многолюдности. Вместе с этим он же придал нынешние значительно широкие размеры и существующей в монастыре со школою иконописной мастерской».
И так, мастерская продолжала существовать и в XIX в. С 1848 года и по 1877 годы руководителем иконописной мастерской стал иконописец Малышев. Почти 30 лет он руководил школой и мастерской. В 1877 г. мастерская была переведена им в собственный дом. Большое количество работ, написанных мастером, находятся в церквах Тамбова, Самарканда, Казани, Астрахани, Красноярска, Грузии, Эстонии, Литвы. А уж сколько работа с подписями и штампами встречаются в частных руках, одно скажу, много.
Видимо, будучи выучеником Академии, Малышев был обучен работать маслом, но применял и смешанную технику.
Вот одна из икон, написанных в мастерской в 1845 году, т.е. еще до официального вступления в должность Ивана Матвеевича Малышева.
Вот еще одна небольшая иконка написанная в иконописной мастерской ТСЛ. Явно икона была расхожей и предназначалась для продажи паломникам.
Теперь покажу работу Ивана Малышева, которая нашлась у меня в архиве относится к 1852 году. Фото сделано с иконы до реставрации, так что показываю как есть.
В разные периоды деятельности на иконах Малышева кроме подписей можно видеть различные штампы.
Кроме заказов
для Двора, в середине ХIХ в. в
иконописной мастерской Троице-Сергиевой лавры для “церкви имения помещика Павла
Дягилева” были скопированы иконы “Богоматерь Боголюбская” и “Преподобный Стефан
Великопермский”, принадлежавшие московской церкви Спаса на Бору (1858 г.).
(РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ед. хр. 8583. Л. 9).
Комментариев нет:
Отправить комментарий