Обо мне

Моя фотография
В своей жизни мне довелось заниматься очень многими вещами, но судьба так распорядилась, что икона стала главным делом и смыслом моего существования. Первую половину жизни я занимался изучением этой проблемы, копил материал, нащупывал методы познания, вторая половина жизни была посвящена реализации своих знаний, систематизации накопленного материала. Теперь настало время поделиться всем этим с заинтересованными людьми.

понедельник, 12 декабря 2022 г.

 Клеймо "Ручкинъ" - кому же оно принадлежало?




Однажды на известном любителям русской иконописи форуме «Христианское искусство» была выставлена икона с вдавленным клеймом на тыльной стороне «Ручкинъ». Разгорелся спор, кому могло принадлежать это клеймо. Дело в том, что фамилия Ручкины была известна в России. Один из Ручкиных, Яков Иванович жил в Москве и был известен как очень хороший иконописец.

Московский иконописец и реставратор, он родился в 1841 г. в Холуе. Жил и работал в Москве, а умер, как пишут, в 1893 г. в своем родном селе Холуе. Здесь у меня возникли сомнения в точности этой даты, дело в том, что Ручкин Я.И. упоминается в адресной книге «Вся Москва» на 1897 году, сообщается также адрес: Москва, Известковый переулок, собственный дом (Вся Москва на 1897 год. Справочник…, с. 92). Место его рождения известно из воспоминаний священника Константина Веселовского и вот, что он писал: «В этот день свящ. Веселовский совершенно случайно встретил во Владимире известного Московского иконописца Якова Ивановича Ручкина, уроженца из слободы Холуй, Вязниковского уезда... В заключение этой встречи г. Ручкин обещал свящ. Веселовскому для будущей Ярополческой школы большую икону святых Кирилла и Мефодия.». И далее в статье сообщается: «В переднем углу одной из обширных комнат школы во временной киоте стояла прекраснейшей работы большая икона святых Кирилла и Мефодия. На нижней окраине этой иконы в особой виньетке сделана следующая надпись: «сия икона сооружена усердием Я.И. Ручкина в дар Ярополческой Кирилло-Мефодиевской образцовой церковно-приходской школе, что при Троицком храме в гор. Вязниках, открытой в память 6 апреля 1885 года, по мысли и благословению Высокопреосвященнейшего Архиепископа Владимирского Феогноста и построенной старанием и заботами священника Троицкой церкви К. Веселовского на средства доброхотных дателей. Писана в гор. Москве». (Священник Константин Веселовский. Ярополческая Кирилло-Мефодиевская образцовая церковно-приходская школа в городе Вязниках (С сайта «Любовь безусловная». Вязники. http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/vjazniki/a/61-1-0-4908 ).

Сейчас многие люди пытаются найти свои корни, обращаются в архивы, обсуждают известную им информацию на форумах и на одно из таких обсуждений, я наткнулся в сети. Пишут, что «Возможно, Я.И. Ручкин — один из старших детей Ивана Асафовича Ручкина, вязниковского купца и волостного старшины в Холуе, а также родственник Тумановых и Гагаевых из села Мордовского (Инф. со страницы в социальной сети «В контакте», группа «Прошлое села Мордовское (Ивановская область)», https://vk.com/mordovskoe последнее обращение  10.09 2022). Кстати, упоминаемые Гагаевы из села Мордовского тоже иконописцы.

Есть информация о работах Я.И. Ручкина для Гуслицкого мужского Спасо-Преображенского монастыря.  "монастырь Гуслицкий мужской Спасо-Преображенский."
"В 1866 г. в монастыре митрополитом Московским Иоанникием был освящен огромный пятиглавый собор во имя Преображения Господня. Имя архитектора неизвестно. Иконы в храмовом иконостасе выполнял известный иконописец Ручкин…"
(Инф. с сайта http://bogorodsk-noginsk.ru/stena/monastery/6.html).

Известно, что в 1880 г. им был вызолочен иконостас и реставрированы иконы в одной из церквей Троице-Сергиевой Лавры. (Архим. Леонид). (http://www.holy-trinity-st-sergius-lavra.ru/lib/book4/com-iii.htm).

Написал иконы в Преображенскую церковь в Иваново (улица Колотилова, 44). «В центральной части храма был установлен трехъярусный, а в приделах преподобномученика Никона и Иверской иконы Божьей Матери - двухъярусные иконостасы, выполненные по рисункам А.С. Каминского. Иконы для них написал московский художник Я.И. Ручкин.» (Инф. с сайта http://sobor-ivanovo.prihod.ru/o-xrame/).

Расписывал своды в церкви Положения Ризы Господней на Донской улице, дом 20/6 в Москве (около 1889 года) (Сергей Шокарев, Михаил Вострышев. Вся Москва от А до Я. Энциклопедия. М. Алгоритм. 2011. С. 681)

Известно, что он занимался восстановлением иконописи в Успенском соборе московского Кремля, а также работал в Никольском единоверческом монастыре.

Однажды, в продаже был рекламный листок торгового дома в Москве А. Ручкиной. Имеет ли отношение этот торговый дом к мастерской Я.И. Ручкина? В любом случае, это еще один штрих в картине деятельности различных мастерских.

 И так, нам уже известно упоминание об одной подписной иконе Ручкина, написанной для церковно-приходской школы в Вязниках. Есть еще одна подписная икона в собрании ГМИР (Государственный музей истории религии) в Петербурге. Икона «Христос Вседержитель, 1883 или 1888 г.




Вот фотография этой иконы. На ней, в правом нижнем углу, можно рассмотреть подпись иконописца. Имеется ли вдавленный штамп на оборотной стороне, не знаю.

Еще одна икона в собрании Государственного исторического музея, это икона-копия с образа Грузинской Богоматери, написана до 1882 г. Икона написана на старой доске, видимо иконописец специально использовал старую доску, что бы сильнее приблизиться к оригиналу. Фотография я нашел на сайте музея и по ним я не увидел штампа. Впрочем, это нормально, не будут на старой доске ставить более поздний штамп. Вы можете мне задать вопрос, на основании чего икона приписывается Ручкину. Дело в том, что в ГИМ иконы поступили из многих известных дореволюционных собраний и в описании к иконе, видимо, были упоминания об авторстве.




 В собрании известного коллекционера Бондаренко была икона Богоматери Казанской, датированная концом 19 – начало 20 вв. (это странная датировка, учитывая, что известен год его смерти. Ну, да ладно). У меня также нет информации о наличии штампа на обороте доски. Но судя по высокому качеству живописи, эта икона вполне вписывается в круг работ мастера.

 


Икона Богоматери Казанской из собр. Бондаренко.

 

Я стараюсь фиксировать для своего архива подписные работы и в папке Ручкин, т.е. с клеймом «Ручкинъ», у меня есть информация еще о нескольких иконах. И среди них были работы с более низким уровнем живописи, что и позволило мне усомниться в том, что все они написаны иконописцем Я.И. Ручкиным. Начну с икон, которые вполне могут быть работами Якова Ивановича или написанными в его мастерской, так как в этих работах несомненно высокий уровень живописи.

Например, икона Богоматери Владимирской.

 


Следующий пример, икона с избранными святыми. Икона написана в пешехоновском стиле и вполне вписывается в мое представление об этой мастерской.



Вот еще одна икона – «Св. Трифон» с клеймом «Ручкин».



 

Икона «Св. Николай Чудотворец» также с клеймом хранится в собрании моего коллеги Курта Эберхарда в Германии, а еще одна икона с образом «Восстание из гроба» в 1999 году была в продаже в таллинском антиквариате.

 

Икона «Св. Николай Чудотворец», в серебряном окладе, изготовленном в Москве в мастерской Антипа Кузмичева и с датой 1891 г. Я не уверен, что эту работу можно отождествить с мастерской Ручкина.




 

Еще одна икона с вдавленным клеймом «Ручкин» это икона «Свв. Гурий, Самон  и Авив», нач. 20 в. Размер: 31х26 см. Икона продавалась на одном из Западных аукционов. Интересно, что на иконе кроме этого клейма имеется штамп учебно-иконописной мастерской в Холуе при комитете попечительства о русской иконописи. Известно, что это название школа получила только в 1901 году. А год смерти Якова Ивановича Ручкина указан 1893 г.





Штамп учебно-иконописной мастерской в Холуе



 

А теперь я покажу икону, которая написана значительно позже и совершенно другим иконописцем, но на доске имеется клеймо «Ручкинъ».


Икона «Спас в терновом венце», 1914 год.

 

Предположу, что клеймо «Ручкинъ» все же ставилось столяром, который, судя по той же фамилии, был в родственных отношениях с Яковом Ивановичем и продавал ему доски. Но продавал доски и в другие мастерские. Отсюда вывод, не все иконы с клеймом написаны в мастерской Я.И.Ручкина.


Ваш, 

Ю. Мануйлов.

воскресенье, 4 декабря 2022 г.

  Иконописец Иван Матвеевич Малышев. 




Я хочу рассказать о замечательном иконописце и его деятельности, а именно, о Иване Матвеевиче Малышеве. Деятельность этого иконописца стала знаковым явлением в русском церковном искусстве второй половины XIX века. Его работы высоко ценились современниками. Как часто бывает, искусствоведы XX века создали иное представление о работах этого замечательного мастера, принижая его заслуги и рисуя образ иконописца, пытавшегося воскресить, якобы, окончательно умершее церковное искусство.

Родился Иван Матвеевич Малышев в 1802 г.  в Палехе, в  селе известном своими талантливыми иконописцами. А вот его творческая жизнь оказалась связанной с Сергиевым Посадом и Троице-Сергиевой лаврой. С 18848 года по 1880 год Иван Матвеевич был церковным старостой в Сергиевом Посаде. Он был прихожанином Ильинского прихода. 

В 1835 г. в жизни Ивана Матвеевича происходит важное событие: он уезжает в Петербург и поступает учиться в Императорскую Академию Художеств в качестве вольноприходящего ученика. На этот момент ему было 33 года  он уже имел семью и детей. Вот как объясняет Армеева Л.А. в своей статье «Творчество иконописца Ивана Матвеевича Малышева в контексте возрождения традиционного иконописания» саму возможность поступления в Академию. Она пишет по этому поводу - «Думается, что в этой ситуации не могло обойтись без деятельного, проницательного наместника лавры арх. Антония. Вынашивая идею возрождения иконописной школы, о. Антоний был заинтересован в том, чтобы одаренный и трудолюбивый мастер получил хорошее образование в столичной Академии и по возвращении возглавил монастырскую школу и мастерскую.». 

И так, деятельность Малышева, как иконописца была связана с иконописной мастерской Троице-Сергиевой лавры. Иконописная мастерская существовала при Троице-Сергиевом монастыре очень давно. Иконописанием занимались как монахи монастыря, так и миряне, которые селились и жили в иконной слободе (мастерская Троице-Сергиева монастыря в Климентовской слободе). Интересно, что в XVII в. Троице-Сергиеву монастырю принадлежало село Холуй, где позже сложился своеобразный иконописный промысел.

Уже в XVI в. иконописание в монастыре было достаточно развитым ремеслом. В монастырском Синодике 1575 г упомянуты иконописцы: Савватий, Феодорит, Ануфрий, Антоний, Левкий, Алексей, Герасим, Стефан, Киприан ("Ярец иконник"), Третьяк Давид Сирах. Опись 1641 г. сообщает об иконописцах старцах Перфилии Ларионове и Феофане. Троицкие иконописцы в 1684 году упоминаются в надписи на стенах Успенского собора: “А троицких домовых иконописцев: Данила Глебов, Иван Карпов с товарищами 10 человек”. Васильев Григорий, Васильев Никифор, иконописцы 2-й пол. XVII в.  Монастырский синодик упоминает до тридцати иконников, погибших во время осады монастыря польско-литовскими интервентами в 1608-1610 гг.

В 1753 году в монастыре было принято решение обучать иконописи семинаристов. И вот, что написано о деятельности школы и мастерской во второй половине  XVIII века. «Обучение живописи семинаристов, как кажется, скоро было прекращено; ученики из Холуян удалились из лавры, когда в 1764 году освобождены были монастырские крестьяне, но школа все-таки не прекратила своего существования: в нее начали быть набираемы дети оставленных лавре после 1764 года штатных служителей. Впрочем, в продолжение целых семидесяти лет – с 1764 года до покойного наместника лавры Антония – школа едва-едва существовала: обучалось в ней мальчика по три-четыре, а многое – по пяти-шести. При этом в продолжение наших 70-ти лет и число иконописцев-мастеров было у лавры самое незначительное. Антоний, назначенный в наместники лавры в 1831 году, начав принимать в школу не одних детей штатных служителей, но и всех желающих, постепенно довел школу до значительной многолюдности. Вместе с этим он же придал нынешние значительно широкие размеры и существующей в монастыре со школою иконописной мастерской».

И так, мастерская продолжала существовать и в XIX в. С 1848 года и по 1877 годы руководителем иконописной мастерской стал иконописец Малышев. Почти 30 лет он руководил школой и мастерской. В 1877 г. мастерская была переведена им в собственный дом. Большое количество работ, написанных мастером, находятся в церквах Тамбова, Самарканда, Казани, Астрахани, Красноярска, Грузии, Эстонии, Литвы. А уж сколько работа с подписями и штампами встречаются в частных руках, одно скажу, много.

Видимо, будучи выучеником Академии, Малышев был обучен работать маслом, но применял и смешанную технику. 

 Вот одна из икон, написанных в мастерской в 1845 году, т.е. еще до официального вступления в должность Ивана Матвеевича Малышева.




Хочу отметить, что на многие иконах, написанных самим Малышевым, а также на иконах, вышедших из мастерской Троице-Сергиева монастыря, имеются подписи или, при отсутствии подписи, на тыльной стороне икон имеются штампы иконописца Малышева или штамп мастерской Троице-Сергиевой Лавры).




Вот еще одна небольшая иконка написанная в иконописной мастерской ТСЛ. Явно икона была расхожей и предназначалась для продажи паломникам.



Теперь покажу  работу Ивана Малышева, которая нашлась у меня в архиве относится к 1852 году. Фото сделано с иконы до реставрации, так что показываю как есть.



В разные периоды деятельности на иконах Малышева кроме подписей можно видеть различные штампы.












Малышев выработал особую иконописную манеру, сохранив основные черты традиционного стиля, но соединил её с принципами классицизма. Это в первую очередь классические пропорции, реалистичная трактовка фигур. Сохранил от традиционной иконописи декоративность, условные фоны и аскетизм в изображении образов. 

Его работы ценилась на самом высоком уровне. Среди старообрядческих иконописцев были также прекрасные мастера, но в эти годы еще не пришло время для понимания старообрядческого иконописания и конечно заказы отдали православного иконописцу, имеющему высокий социальный статус.
«В 1858 г. в Троице-Сергиеву лавру пришло письмо с приказом снять для великой княгини Марии Николаевны копию с принадлежащих монастырю акафистов Богоматери и Иисусу Христу. В письме выражалась надежда, что хотя “иконы писаны в Ростове… но… и лаврские художники снимут копии не хуже подлинника” (РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ед. хр. 8582. Л. 1). Работу поручили И. М. Малышеву. Работа была завершена только в ноябре 1860 г. В том же 1858 г. лаврским мастерам был передан заказ Марии Александровны на копии “совершенно схожие” с двух Корсунских икон, находящихся за престолом в Успенском соборе Московского Кремля, “…перенесенных по преданию князем Владимиром из Херсонеса в Новгород” (РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ед. хр. 8581. Л. 1).

Кроме заказов для Двора, в середине ХIХ в. в иконописной мастерской Троице-Сергиевой лавры для “церкви имения помещика Павла Дягилева” были скопированы иконы “Богоматерь Боголюбская” и “Преподобный Стефан Великопермский”, принадлежавшие московской церкви Спаса на Бору (1858 г.). (РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ед. хр. 8583. Л. 9).

В 1865 году Малышев писал иконы для Всемирной Парижской выставки. 

Умер И.М. Малышев 30 апреля 1880 года и похоронен в Сергиевом посаде на погосте Казанской церкви.


А теперь посмотрим на работы иконописца. Вот икона с образом "Явление Богоматери преподобному Сергию, 1858 года.

 

Икона с избранным святыми написана в 1859 году.



Еще одна икона с образом Анны Кашинской, написанная в 1862 году. Икона миниатюрная, её размер 26,5х22 см. Посмотрите на фрагменты этой иконы и вы увидите прекрасную работу.






Следующая икона является копией с древнего образа из Троице-Сергиева монастыря. 1863 г. Именно такие копии с икон могли писаться для Международной Выставки в Париже. Оригинальные иконы было запрещено вывозить из страны.
Для сравнения я размещу изображение оригинальной иконы.





Следующая икона находится в частном собрании в США. Датирована 1882 годом. Учитывая, что иконописец умер в 1880 году, икона, видимо, написана в мастерской. 



В таллинском антиквариате когда-то была в продаже икона на холсте, подписанная от имени мастерской Малышева. 1887 год.




В мастерской работал сын Константин Малышев. У него, как и у отца, был специальный штамп. Вот икона, датированная по окладу 1888 годом.





Вот мы и познакомились с творчеством Ивана Матвеевича Малышева и его мастерской.

Ваш,
Ю. Мануйлов.

воскресенье, 13 ноября 2022 г.

 Иконописцы Лихушин Н.А. и Лихутин Н.А.



Николай Александрович Лихушин (упом. с 1863 по 1886 гг.). Иконописец, мещанин г. Солигалич Костромской губ., мастер Санкт-Петербургского иконостасного цеха, владелец мастерской церковной живописи. Работал в сер. XIX в. в Санкт-Петербурге. Как видите совсем немного информации о, в общем-то неплохом иконописце, и к тому же, работавшем в столице. Лет 15 назад один мой знакомый предложил икону этого иконописца и я её купил. Естественно, мне хотелось узнать как можно больше о нём и его деятельности. 

Удалось найти информацию о нескольких подписных работах этого иконописца. 3 иконы оказались в православных храмах Эстонии.

Икона "Прп. Исидор Пилусиот", 1863, дерево, масло, размер: 164,5х79,9. Надпись: "Н. Лихушинъ...лета /1863/". Эстония, г. Тапа, 1986 

Икона "Св. Николай", 1864, дерево, масло, размер: 164,7х79,9. Надпись: "Н. Лихушинъ въ СПБ".

Икона "Мчч. Параскева Пятница и Екатерина", 1864, дерево, масло, размер: 164х77. Надпись: "Н. Лихушинъ въ С.П.Б.ге /1864/ года". (Все три иконы отсюда (Данченко и Красилин, кат. 86).

Икона «Архангел Михаил и Иаков Боровичский на фоне Свято-Духова? монастыря», 1881 г. в частной коллекции в Эстонии. Доска кипарисовая с торцевыми шпонками.  Левкас, золочение, чеканка по левкасу, смешанная техника. Размер: 22х17,5 см. Подпись справа внизу поля в одну строку: «С)Б. 1881 = года. Н. Лихушинъ» (Эстония, частная коллекция, Мануйлов, 2007).


Икона «Благовещение», 1886 г. Санкт-Петербург. Дерево, левкас, темпера, золочение, чеканка по левкасу. Подпись слева на поземе: « AОтЗS (1886) год, С.П.Б.», справа на поземе: «Н Лихушинъ.». Размер: 39,5х32см. 





Икона «Священномученик Ермолай, преподобный Алексий, Божий Человек, и мученица царица Александра, с преподобными Ксенией и Пелагеей», 1874 г., Санкт-Петербург. В Собрании русских икон при поддержке Фонда апостола Андрея Первозванного. Дерево, смешанная техника, золочение, цировка по левкасу. Размер: 31×26,5 см. Фото в начале статьи.

Икона «Св. Митрофан Воронежский», 1864 г. в ГРМ. На эту икону, как на возможную работу Н. Лихушина указывает И. Шалина в статье посвященной выставке в Санкт-Петербурге «Осень русского Средневековья», посвященная древнерусскому искусству XVII столетия из фондов Русского музея (22 февраля — 13 мая 2019 г.).  «Например, в нижней части средника образа Митрофана Воронежского (кат. № 53), признанного за работу мастерской Пешехоновых третьей четверти XIX в., имеется еле заметная, но вполне возможная для прочтения авторская подпись петербургского художника Николая Лихушина и дата «1864 год» (И.А. Шалина. Древнерусские события в Санкт-Петербурге // Вестник Сектора древнерусского искусства. Журнал по истории Древнерусского искусства. N 1. 2019. М. Государственный институт искусствознания. 2019 с. 183).



Два года назад на форуме "Христианское искусство" была в продаже икона Святого Николая Чудотворца.




Еще есть информация о двух иконах в собрании В. Бондаренко. Вот фотография одной из икон.



Далее в моих поисках наступает главная интрига. Я обнаружил информацию о иконописце с похожей фамилией, где совпадают имя и отчество - Лихутин Николай Александрович. О нем сообщается, что он писал иконы для двух Петербургских церквей.  Вот что написано о нем в Энциклопедии Петербурга. "Известны иконы работы Н.А. Лихутина совместно с В.В. Васильевым в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы при дворце вел. кн. Марии Павловны (около 1872-1879 гг.). «Одноярусный иконостас работы Г. Бюхтгера из ореха украшали 25 икон с золотым фоном, исполненные В.В. Васильевым и Н.А. Лихутиным.».  Написал также иконы для одноярусного главного иконостаса для церкви во имя Преображения Господня в Лесном (С.-Петербург, ул. Орбели, д. 25., храм был освящен 29 мая 1889 года.). Он же был автором росписей в этом храме" (инф. с сайта http://www.encspb.ru/persarticle.php?kod=2804681552). Естественно, что я предположил, что возможно это один и тот же художник. И моё предположение оказалось не напрасным. На сайте посвященном генеалогическим поискам, я обнаружил информацию, что в  1898 году во время крестин младенца, проходившем именно в это церкви Благовещения, её воспреемницей была Лихушина Мария Петровна, видимо прихожанка этой церкви в С. Петербурге. В архивных документах церкви, указано, что она жена Солигаличского мещанина, а как мы помним, Лихушин Н.А. так же Солигаличский мещанин, живший и работавший в С. Петербурге. 100 процентной уверенности эта информация не дала, но дальнейший поиск привел к словарю "Иконописцы и иконостасные мастера в Коми крае", составленном моей знакомой Н.Е Плаксиной. В словаре на 81-83 стр. приводится интересная информация о деятельности Лихушина и в частности указывается, что работы его "произведены для церквей Дворцов Их Императорских Величеств, Великого князя Владимира Александровича и принца Петра Георгиевича Ольденбурского".   Это и есть церковь Благовещения, в которой молилась княгиня Мария Павловна,  перешедшая из лютеранства в православие.

Таким образом вопрос разрешился  - Лихутин и Лихушин одно лицо. 


Ваш,

 Ю. Мануйлов