Обо мне

Моя фотография
В своей жизни мне довелось заниматься очень многими вещами, но судьба так распорядилась, что икона стала главным делом и смыслом моего существования. Первую половину жизни я занимался изучением этой проблемы, копил материал, нащупывал методы познания, вторая половина жизни была посвящена реализации своих знаний, систематизации накопленного материала. Теперь настало время поделиться всем этим с заинтересованными людьми.

вторник, 9 ноября 2021 г.

 

Арест Петрович - забытое имя художника.

Изучая иконы в собрании ГИМ, обнаружил неизвестного для меня автора. Икона с образом Богоматери Владимирской, 1854 года, принадлежавшая ранее Николаю Михайловичу Постникову, московскому купцу и известному коллекционеру икон. В свое время коллекция Постникова была самой крупной в России и насчитывала более 3000 икон. Собирал он не только старые иконы, но покупал иконы в свою коллекцию у современников. Видимо, рукой Постникова на иконе была оставлена пометка на оборотной стороне иконы, что икона написана неким Арестом Петровичем. Я поднял каталог икон Н.М. Постникова и нашел описание этой иконы, а рядом в каталоге значилась ещё одна икона этого же иконописца, история современного бытования которой мне неизвестна.



Оборот иконы очень интересен для изучения. Множество наклеек, пометок помогает проследить передвижение иконы в процессе её бытования.


Здесь мы видим хорошо известную специалистам этикетку коллекции Н.М. Постникова и инвентарные номера Государственного исторического музея, и надпись в нижней части иконы: "Ciю икону писалъ Арестъ Петровичъ 1854 года".

Арест или Орест Петрович - это имя я не встречал ранее. Я был немного удивлен, что пропустил это имя, так как каталог коллекции Постникова я уже изучал. Разгадка оказалась банальной, та страница, на которой упоминалось это имя, была отсканирована с дефектом, пришлось вновь найти сканы книги в хорошем качестве.




Поиски имени этого иконописца на необъятных просторах интернета пока не увенчались успехом, увы.
Как и не удалось найти следов второй иконы письма Ареста Петровича, но могу показать похожую икону этого времени.





Сюжет этой иконы называется "Спаситель Благословляющий хлеб и вино". Образ стал популярен во второй половине 19 века, а иконографию иконы русские художники почерпнули с картины итальянского художника Карло Дольчи (1616-1686). Вот его картина. Сравните.





Когда начинаешь думать о том как малы наши знания, то сожаление усиливается. Прошло всего-то около 170 лет, икона находится в крупнейшей коллекции России, а мы ничего не знаем об авторе. Согласитесь, это несправедливо. Я давно уже думаю, что современным иконописцам надо больше уделять внимания своей персоне и делать что-то вроде CV. Пройдет лет пятьдесят и исследователи будут ломать копья, разыскивая скудные факты творческой биографии наших современников.

Ваш,
Юрий Мануйлов

P.S. Прошло почти 4 года с момента публикации статьи и кажется, я нашел упоминание об иконописце Аресте Петровиче. Точнее, упоминание о его дочери Надежде, которая была восприемницей при крещении младенца. 

В Метрической книге церкви Козьмы и Дамиана что на Покровке Ивановского сорока г. Москвы за 1814 г. «Въ домѣ умершей Кн(я)г(и)ни Марьи Петровны Мещерской, у живущаго по найму Экономическаго крестьянина Iоны Семенова родилась дочь Матрона, которая молитвована священникомъ Іоанномъ Аѳанасьевымъ ; при коемъ былъ дьячекъ Алексей Ивановъ, крещена того жъ мца 25 числа ; воспріемникомъ былъ Князя Елены Васильевны Хованской дворовой служитель Григорій Васильевъ, воспріемницею была Иконописца Ареста Петрова дочь дѣвица Надежда Арсеньева.» (ЦГА Москвы, фонд №203, опись №745, дело №192, стр.360-361).


воскресенье, 7 ноября 2021 г.

 Забытые имена.


Занимаясь изучением русской иконы, я каждый раз погружаюсь в историю не просто страны, родов, отдельных людей, я открываю для себя новые имена, часто совсем забытые, обнаруживаю ранее неизвестные связи между событиями и людьми.
Три дня назад на форуме большого и интересного сайта "Христианство в искусстве" некто с ником Biden выставил для обсуждения фотографию иконы Богоматери Владимирской. Икона заинтересовала и не только меня, я поместил фотографию в архив и стал ждать дополнительной информации.





Через два дня появилась фотография оборотной стороны. Интрига получила неожиданное продолжение. На оборотной стороне оказалась подпись малоизвестного художника из Семипалатинска, Виктора Белослюдова (1883-1916).



Он умер совсем молодым, в возрасте Иисуса Христа в 33 года. Я приведу выдержки из статьи научного работника музея в Семипалатинске И. Халитовой: "После окончания гимназии в Семипалатинске Виктор Николаевич Белослюдов учился в Императорском Строгановском Центральном художественно-промышленном училище в Москве, где его учителями были С. Иванов, Н. Андреев, К. Первухин. Во время учебы он принял участие в увеличении рисунка В. Васнецова «Георгий Победоносец» для украшения фронтона Третьяковской галереи. По приглашению художника К. Степанова В. Белослюдов принимал участие в росписи Чудова монастыря. В 1906 году после окончания учебы молодой живописец вернулся в Семипалатинск".
Халитова пишет, что вернувшись после учебы в Семипалатинск молодой художник открыл художественную студию, занимался организацией художественных выставок. Сохранились каталоги, составленные В. Белослюдовым в 1909 и 1913 годах.
Интересно, что кроме преподавательской деятельности, Виктор Николаевич вместе со своими братьями был коллекционером и собирал фольклор, старинные музыкальные инструменты, ценные книги, произведения изобразительного искусства. Братьями Белослюдовыми в городе был открыт музей и собранные братьями экспонаты стали основой этого музея.
Мною использованы материалы подготовленные научным сотрудником музея И. Халитовой. https://youtu.be/NsVisEnleOg
В статье упоминалось участие художника в росписях Чудова монастыря. В октябре 1917 года, во вре­мя бо­ёв за Мо­с­ков­ский Кремль, Чудов монастырь был об­стре­лян.


В 1919 году оби­тель за­кры­ли, а уже в декабре 1929 года был взо­рван со­бор, к 1932 году был сне­сён весь мо­на­стыр­ский ком­плекс. История эта трагична, мнением реставраторов и специалистов пренебрегли, собор был взорван, это произошло так неожиданно, что погибли даже обмеры, демонтированные фрагменты фресок, делавшиеся реставраторами (демонтажом наиболее ценных фресок занимался художник Павел Корин).




В день сноса архитектор-реставратор Пётр Барановский успел лишь вынести из здания раку с мощами св. митрополита московского Алексия. Лишь не­ко­то­рые ико­ны и фраг­мен­ты рос­пи­сей из хра­мов Чудова монастыря и пред­ме­ты цер­ков­ной ут­ва­ри из его риз­ни­цы все же уцелели и хра­нят­ся в музеях Мо­с­ков­ско­го Крем­ля, Треть­я­ков­ской га­ле­рее и Цен­траль­ном му­зее древ­не­рус­ской куль­ту­ры и ис­кус­ст­ва. Как знать, возможно, кроме показанной мною иконы, сохранилось еще что-то из работ Виктора Белослюдова. Хотелось бы в это верить.

Ваш,
Ю. Мануйлов
P. S. Прошло 2 года после написания этой заметки и удалось найти дополнительную информацию о жизни и творчестве художника Белослюдова. Оказалось, что сохранился дневник художника и в нем есть упоминание о мстерском иконописце Николае Прокофьевиче Клыкове. Из записи в дневнике понятно, что Белослюдов был должен Клыкову 16 рублей за икону.




В моем архиве собралось с десяток изображений икон Н.П.Клыкова. Надеюсь, что когда-то напишу о иконописцах Клыковых, а пока размещу одну икону письма Николая Прокофьевича. Эта икона датирована 1908 годом и находится в собрании И.В.Арсеньева.



среда, 27 октября 2021 г.

 

Образ Иверской Богоматери и не только


Вчера православные люди отмечали день перенесения списка с иконы Иверской Богоматери в Москву. Чудотворный образ находится на Афоне. В свое время, русскими паломниками было получено разрешение от настоятеля Иверского монастыря Пахомия написать копию с чудотворного образа и 13 октября (26 октября по новому стилю) 1648 года копию иконы доставили в Москву. С этого времени икона стала почитаться в Москве и не только в ней. Когда-то у меня была икона с образом Иверской Богоматери на котором на тыльной стороне была чернильная надпись "Въ Маскву". Судя по акающему написанию слова Москва, стало понятно, что писали где-то западнее Москвы. В 19 веке через Московскую губернию проходила граница между акающими и окающими говорами. На иконе имелся латунный посеребренный оклад. Оклад и икона видимо были изготовлены примерно в одно и тоже время, а именно около 1840 годов.


Если вы присмотритесь, то слева и справа увидите фигурки двух святых помещенные в овальные рамочки. Это так называемые приписные святые. Обычно на полях помещали изображения святых соименных членам семь заказчика.



Была у меня еще одна икона, датированная по дате на серебряном окладе 1870 годом. Икона была помещена в затейливый киот, который конечно очень украшал сам образ.



Киот с иконой имел сюрприз в виде пасхального фарфорового яйца, спрятанного внутри. Отмыв его от столетней грязи я обнаружил прекрасную сохранность яйца и скромный рисунок в виде короны и под ней переплетенные буквы К и Е обозначающие цифру X. Не слишком долгие поиски информации привели к неожиданному открытию. Пасхальное яйцо было изготовлено по случаю 10 годовщины свадьбы Великого князя Константина Константиновича и его супруги Елизаветы Маврикиевны.





Константин Константинович (Костя), 1858-1915, внук Николая I, генераладъютант, генерал от инфантерии, генерал инспектор военно-учебных заведений, почетный президент Академии наук, известный поэт, писавший под инициалами “К.Р.”. В 1884 г. Константин Константинович женился на принцессе Саксен-Альтенбургской Елизавете Маврикиевне, от брака с которой имел 9 детей.



Обычно подобные яйца заказывались к Пасхе и дарились близким людям. Царская семья заказывала такие изделия на Императорском фарфоровом заводе. Здесь же было заказано и это яйцо. Понятно, что их было изготовлено не так уж и много, а сохранилось, и того меньше. Вот такой замечательный подарок хранила икона.


Ваш,

Ю. Мануйлов

суббота, 18 сентября 2021 г.

 Говорящие обороты икон.

Пересматривал фотографии моей покойной подруги детства - Веры Щеголевой (Мотроховой). Сегодня три года как она ушла. Последние годы она жила у дочери в США. Вера была удивительно одарена умом, талантами, красотой. Один из альбомов посвящен ее поездке в музей и сады Хиллвуда в округе Вашингтон. Фотографии любительские, но много интересного. Осколки русского мира в Америке. Портреты, фарфор, серебро, иконы.











Думаю, что каждый коллекционер с особым почтением относится к иконам, на которых сохранились старые пометки, этикетки. Довольно часто на западных аукционах можно видеть подобные иконы. Часто встречаются этикетки Мосторга - 1930 -х годов, Антикварной торговли - это уже 1950-е годы. Иногда встречаются этикетки или надписи, сделанные прежними владельцами. В частности, встречаются иконы из коллекции А.М. Постникова. Не очень давно в США в продаже была икона с образом Максима Грека. На обороте иконы сохранился фрагмент этикетки с указанием, что икона выговских писем и остатки белого фона с надписью, такой же как мы видим на иконах из коллекции А.М.Постникова.
















А сегодня, изучая старую надпись на иконе "Св. Троица", заинтересовался двумя именами.





Икона несколько лет назад продавалась у Ружникова в Лондоне и на обороте над верхней шпонкой чернильная надпись на английском языке: "given to me by Saveli Sorin, 1932 / Serge Obolensky". Стал выяснить что за личности упоминаются в этой короткой надписи, а люди оказались известные. Савелий Сорин (1878-1953) - художник. Жил в эмиграции во Франции, а после поселился в США, где и умер. Личность второго персонажа подсказал портрет работы Савелия Сорина, это портрет князя Сергея Оболенского, тоже в это время (1932 ) уже жившего в Нью-Йорке.




Биография Оболенского очень интересна. Его полная фамилия - Сергей Платонович Оболенский-Нелединский-Мелецкий (1890-1978). Выпускник Оксфорда. Во время Первой мировой войны за отличия на фронте был награждён Георгиевским крестом 2-й степени. Во время Второй мировой войны служил в Управлении стратегических служб США (УСС), дослужившись до подполковника, и в возрасте 53 лет стал самым старым парашютистом в армии США.
Сергей Платонович был женат дважды. 6 октября 1916 года в Ялте Сергей Оболенский женился на Екатерине Александровне Юрьевской. Она была дочерью русского императора Александра II от его морганатической жены Екатерины Долгоруковой. Она была замужем дважды: первый раз в 1901 году, за князем Александром Владимировичем Барятинским, второй-за князем Сергеем Платоновичем Оболенским. В эмиграции приобрела известность как концертная певица.




24 июля 1924 года он вновь женился на очень богатой американке. Свадьба Авы Астор и князя Сергея Оболенского стала большим событием в светской жизни Великобритании.




Ава Элис Мюриэл Астор Плейдел-Бувери была покровительницей искусств. Она была дочерью Джона Джейкоба Астора IV , погибшего вместе с "Титаником", и Авы Лоулер Астор, впоследствии Леди Рибблсдейл. Молодожены переехали в США. В 1932 году по инициативе Авы они развелись. Бывшая жена предлагала ему часть имущества, но он отказался и занялся гостиничным бизнесом. В 1958 году он стал вице-председателем совета Hilton Hotels Corporation (в настоящее время Hilton Worldwide).



В 2008 году, после смерти вдовы Сергея Оболенского, в детройтской галерее DuMouchelle была выставлена на продажу принадлежавшая ему коллекция предметов искусства. В коллекции оказалось несколько портретов князя, выполненных Сориным. Один написан в 1917 году, князь изображен в военной форме и сейчас портрет находится в Хиллвуд-Музее (этот музей я уже упоминал выше). Другой, изображающий князя на прогулке с тростью на фоне изгороди, написан в 1929 году.




Я думаю, что именно у его бывшей жены хранилась икона с образом святой Троицы, попавшая в торговый оборот. Надеюсь, что теперь икона обрела достойного владельца.


Ваш,
Ю. Мануйлов