Обо мне

Моя фотография
В своей жизни мне довелось заниматься очень многими вещами, но судьба так распорядилась, что икона стала главным делом и смыслом моего существования. Первую половину жизни я занимался изучением этой проблемы, копил материал, нащупывал методы познания, вторая половина жизни была посвящена реализации своих знаний, систематизации накопленного материала. Теперь настало время поделиться всем этим с заинтересованными людьми.

вторник, 13 мая 2025 г.

 
Дорохов из Вереи.



Эта икона возможно знакома читателям. Да, она находится в Государственном музее истории религии в Петербурге. Эта икона датирована 1799 годом и известно имя иконописца. Верейский иконописец Трофим Михайлов Дорохов. Позже я покажу еще одну подписную икону этого иконописца, а пока, о том, что удалось узнать о личности иконописца. 


Верея древний город в Московской области. Во время нашествия Наполеона он был захвачен французами и затем отбит генералом Иваном Семеновичем Дороховым (1762—1815)



Скорее всего, совпадение фамилии иконописца и генерала это чистая случайность. Предвидя свою кончину, Иван Семенович обратился к жителям Вереи с просьбой похоронить его в городе, который он освободил от французов. «Если вы, - писал он жителям Вереи, - слыхали о генерале Дорохове, который освободил ваш город от врагов Отечества нашего, то я прошу вас за то в воздаяние, почтенные граждане, дать мне три аршина земли для вечного моего упокоения при той церкви, где я приступом взял укрепление неприятеля, истребив его наголову. Дети мои будут вам за то благодарны». Завещание генерала было исполнено и он был похоронен в Рождественском соборе г. Вереи.
Но вернемся к иконописцу Трофиму Михайлову Дорохову. Я пересмотрел Метрические книги сведений о самом Трофиме мало, имеются только косвенные записи, связанные с его детьми. В записях он назван Верейский мещанин, а упоминания относятся к Рождественской церкви, впрочем, не только к ней.

В 1809 году у иконописца родился сын Иван. В январе 1834 года его сын Иван Трофимов венчался (ЦГА Москвы, фонд №592, опись №1, дело №1988, стр. 16). В записи упоминаний об отце нет и это довольно странно, впрочем, не указан возраст жениха и невесты. В последующие годы Иван Трофимов упоминается еще несколько раз в связи с рождением детей  и как восприемник на крещении детей своих друзей. Умер Иван Трофимов он в 1850 году в возрасте 41 год, т.е. он родился около 1809 года.

В 1811 году у Трофима Михайлова родился сын Василий. «У мещанина Трофима Михаилова Дорохова родился сынъ Василій крещенъ 29го числа воспріемники были купецъ петръ сергѣевъ митюшинъ итого ж дому мещанская дочь девка наталия трофимова» (ЦГА Москвы, фонд №203, опись №745, дело №1048, стр. 12). Наталья Трофимова вероятно старшая дочь, так как в 1811 году она была уже взрослая и была крестной мамой.

Упоминается также дочь иконописца Анна Трофимова «Ивана Трофимова Дорохова сестра Анна Трофимова принадлежитъ къ семейству , показанному по 10 - й ревизіи подъ No 211мъ». Её возраст на момент переписи 1858 года - 47 лет. (ЦГА Москвы, фонд №51, опись №8, дело №671, стр. 341). Выходит, что она родилась около 1811 года, как и сын Василий.

Анна Трофимова упоминается в 1836 году в ведомости о родившихся, вступивших в брак и умерших Рождественской церкви села Дютькова. Умерла её дочь Евдокия, внучка Трофима Михайлова Дорохова «Девятаго числа Верейскаго умершаго мѣщанина Трофима Михайлова Дорохова дочери дѣвицы Анны Трофимовой дочь Евдокея» (ЦГА Москвы, фонд №592, опись №1, дело №2005, стр. 23).

 Эта же информация повторяется в другом документе. Сразу заметил, что дочь Евдокея записана незаконнорожденной. Рождение ребенка вне брака в эти годы явление довольно редкое. Может быть в связи со смертью отца, он не оставил приданного для дочери, а возможно была другая причина. «Девятаго числа Города вѣреи после умершаго Мещанина Трофима Михайлова Дорохова Дочери Его девице Анне Трофимовой незаконно рожденной от нея дочери Евдокея умре и коей отроду было 3 года». (ЦГА Москвы, фонд №592, опись №1, дело №2001, стр. 201).

Первоначально я думал, что Трофим Михайлов умер в начале 1830-годов, но затем появились сомнения. Отсутствие упоминаний о хорошем местном иконописце, вызывает вопросы. Он мог умереть значительно раньше, а мог и погибнуть в войне 1812 года. Дети могли остаться сиротами и воспитываться, например, старшей дочерью. Но это мои домыслы, надеюсь, со временем появятся новые документы и новые сведения о нем.

Теперь об известных работах Т.М. Дорохова.



1.       Икона Богоматери Млекопитательницы ("Блаженное Чрево"), ремесленной работы. Находилась в собр. ГРМ (в списке Лихачева значится как "списанная в отход" по состоянию сохранности). На полях Аверкий Иерапольский и Савватий (слева) и Зосима и Конан (справа). Подпись черной краской на нижнем поле: "написася в городЬ въ вереи иконописцемъ трафимомъ михайл: дороховымъ, а …(1799) го" (N 2832). Размер: 31,2х26,5х3,1. Из коллекции Н.П.Лихачева. (Каргер, с. 117; Из коллекций Н.П. Лихачева, стр. 273). Сейчас эта икона находится в собрании ГМИР (СПб.). Приведу и другое описание из книги Натальи Игнатьевны Комашко. Богоматерь «Блаженное чрево», 1799. Подмосковье (г. Верея). Размер: 31 × 26,5 см. Дерево, темпера. Из собрания Н. Г. Лихачева. ГМИР, инв. Б-4838. На нижнем поле справа: «Написасѧ вгородѣ въ вереи, иконописцем Трафимомъ михайл: дороховымъ [1799]. Год». (Комашко Н. И. Русская икона XVIII века. — М.: Агей Томеш, 2006. — Кат. № 113, стр. 325, илл. с. 142). 


В январе 2019 года икона экспонировалась на выставке подписных икон в ГМИР. См. фото вверху.

Вторая подписная и датированная икона промелькнула на форуме Христианство в искусстве. Икона выставлялась по случаю Рождества Христова, тема № 130570 от 07.01 2021 г. 


2.       Икона «Рождество Христово», 1800 г. На нижнем поле справа надпись черной краской: «Написася иконописцем Трафимом Михайл; // Дороховым, /Аῶ го году». На иконе серебряный оклад, более поздний (около 1870 гг.). 


См. фото



Надо отметить, что иконография иконы не традиционная и стоило бы поискать прориси к иконе. 


Фрагмент с подписью.




Та же икона с окладом.


В этой иконе видны некоторые признаки характерные для старообрядческих икон, в частности сложение пальцев у младенца Иисуса Христа на иконе Рождества Христова, запись дат греческим алфавитом тоже более характерно для старообрядцев, да и общее впечатление от иконы скорее как от старообрядческого образа. Возможно это связано с тем, что Верея была крупным центром старообрядчества в Подмосковье. В городе был и свой храм, первоначально деревянный, который сгорел во время войны 1812 года, и позже вновь отстроенный. Он был освящен во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Духовным центром местных старообрядцев было Рогожское кладбище в Москве, т.е. они были поповцами.  Возможно, наличие признаков старообрядчества, это лишь свидетельства местной выучки и частой работы по заказам старообрядцев. Точно известно, что его сын Иван Трофимов в церковной записи о венчании значится православным, крещены в господствующей церкви и дети Ивана Трофимовича.
Кроме старообрядческой церкви, в городе еще четыре старинных храма, уже упоминаемый Рождественский собор, заложенный еще в 1552 году; церковь Входа Господня в Иерусалим, 17 века; церковь Константина и Елены, построенная в 1798 году и церковь пророка Ильи, последнее здание в которой было построено в 1803 году.


Пишут, что Верея один из самых живописных маленьких городов Подмосковья. Верю!

Собирая материал о Дорохове, я засиделся и поздно лег, но не мог заснуть, мне не давала покоя фамилия Митюшин. Фамилия купцов Митюшиных часто встречается в записях, связанных с Дороховыми.  Фамилия уже была знакома мне. Утром я включил компьютер и обнаружил, что в моих материалах к словарю есть упоминание о иконописцах Митюшиных. Один из них, Иван Иванович Митюшин назван московским иконописцем. Рядом есть информация еще об одном Иване Ивановиче Митюшине. Не исключено, что речь идет об одном и том же иконописце.
 
Вот этот список.

МИТЮШИН Иван Иванович. Крестьянин Костромской губ. Мещовского у. Серебрянской волости села Петрушино, иконописец. Упоминается в Ведомости справок о судимости за 1882 год. «Митюшинъ, Иванъ Ивановъ. Крест. Михайловского у., Серебрянской в., c. Петрушина (иконописецъ). 25 л.; приговоренъ Костром. Окр. С., по 976 и 977 ст. Улож., съ лиш. особ. правъ, въ раб. домъ на 4 мѣс. Исп. З іюня 1881 г.» (Ведомость справок о судимости : 1882, кн. 2, стр. 150)

 и возможно он же

МИТЮШИН Иван Иванович. Московский иконописец, автор иконы "Видение Богоматери Юрышу", 1889 г., в собр. ГЭ, инв. N ЭРИ-358; размер: 29 х 26,5 х 2,6; на обороте пятистрочная чернильная надпись: «СИЯ ИКОНА НАПИСАНА МАРИНЕ АРХИПЬЕВНЕ ВИНОГРАДОВОЙ ДЛЯ БЛАГОСЛОВЕНИЯ И НЕЗАБВЕННОЙ ПАМЯТИ СЫНУ ЕЯ НИКОЛАЮ МАТВЕЕВИЧУ ВИНОГРАДОВУ. ПИСАЛ ИКОНОПИСЕЦ ИВАН ИВАНОВ МИТЮШИН В МОСКВЕ 7397 (1889) ГОДА МАРТА 8 ДНЯ.» (Косцова А.С. Побединская А.Г. Русские иконы XVI - начала XX века с надписями, подписями и датами: Каталог выставки. Изд. Ленинград, 1990 г., кат. 156, с. 47, ч.б. илл. на с. 134).

Я уже интересовался подписными иконами и приехав в Ленинград, обнаружил, что в Эрмитаже проходит выставка подписных икон. Конечно, сразу пошел на выставку, каталоги уже были все проданы и я каждую этикетку переписывал в свой блокнот. Уже позже я смог получить ксерокопию этой книжки (некоторые помнят как они выглядели). Поставлю фотографию не смотря на ее качество. 


 Это не все, в моем архиве нашлось упоминание еще об одной иконе, подписанной Митюшиным.

Икона «Преп. Викул епископ Смирнский», 1888 г. икона была в продаже, фотографии иконы на сайте уже нет, но сохранилось повторение интересной дарственной надписи.

На оборотной стороне надпись: "Сия икона написана ҂зтч҃ѕ (7396-1888) года генваря (января) 28 в Москве. Викулу Исаевичу Одинцову. День вашего ангела дарю в знак дружбы и незабвенности. Иконописец Иван И. Митюшин". Размер: 17,7х13,2x1,8 см. (https://www.monetnik.ru/antikvariat/religia/pravoslavie/ikony/ikona-s-podpisyu-664663/).

Образ преподобного Вукола встречается редко, я знаю икону в собрании ЦМиАР, покажу её.


Икона написана иконописцем Егором Ивановым Греком в 1739 году. Размер: 32 × 27,5 см. Дерево, темпера. Из церкви Спаса Нерукотворного (Влахернский монастырь) в селе Деденёво (Московская область). ЦМиАР, КП 226.

 Теперь о владельце иконы, некоем - Викуле Исаевиче Одинцове. Это мастер литейщик, работавший в Москве в мастерской Фелисаты Гергиевны Панкратовой. Вот что мне известно о нем.

Одинцов Викул Исаев (род. около 1851 г. - умер 1 апреля 1908 г. в Москве). Ярославский мещанин, мастер литейщик.  Он был старообрядец федосеевец. Умер в Москве от воспаления легких в возрасте 57 лет. Упоминается  в Метрической книге Ильинской церкви в селе Черкизово Московского уезда за 1908 год, в связи со смертью  (ЦГА Москвы, фонд №2132, опись №2, дело №192, стр. 195). 

Мастер какое-то время работал в литейной мастерской Фелисаты Георгиевны Панкратовой в Москве (в Черкизово). О нем пишет Е.Я. Зотова, ссылаясь на воспоминания А.П. Серова. (Об истории литейного дела икон и крестов медно-литейного заведения Серова Петра Яковлевича, село Красное Костромской области. Из тетради красносельского литейного мастера А.П.Серова (1899-1974).

О нем недавно писала Т.И. Гулина в своей статье посвященной попытке организовать печатню в Ярославле. "На допросе Одинцов показал, что В. Богданов большей частью проживал в Москве, в Ярославль он приехал в июне, и Одинцов попросил его «починить старые иконы, на что он согласился» и поселился в квартире Одинцова. Таким образом, Всеволод Богданов реставрировал и писал иконы, что отмечено и в других документах. Около Ильина дня Богданов попросил Одинцова снять соседнюю квартиру и отдать ему. Таким образом, начало августа следует считать временем создания типографии. Это подтверждают показания самого Богданова, а также жены Одинцова Марьи Осиповой Одинцовой, старообрядки поморского толка, которая заявила, что «около Ильина дня Богданов привёз к нам в дом на ломовом извозчике несколько ящиков, обитых рогожей» [2, л. 123, 131 об.]. В этих ящиках, вероятно, доставили типографское оборудование. В ходе следствия Викул Одинцов и Всеволод Богданов были арестованы, а Тимофей Семёнов скрылся [3, л. 1]." (НОВЫЕ ДАННЫЕ О ТИПОГРАФИИ ВСЕВОЛОДА БОГДАНОВА В ЯРОСЛАВЛЕ).

О Всеволоде Алексеевиче Богданове тоже есть информация. Он был старообрядец федосеевского толка. Видимо, он был хорошим иконописцем, так как есть упоминание, что он работал совместно с Михаилом Ивановичем Дикаревым и они писали иконы в Строгановском стиле. Но об этом как-нибудь в другой раз.

Интересующихся меднолитыми иконами и клеймами на них, направляю на сайт со статьей, наиболее полно раскрывающей эту тему (Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 105 (апрель 2013), стр. 34  https://antiqueland.ru/articles/1004/)

И еще один иконописец из Митюшиных. 

МИТЮШИН Иван Михайлович. Иконописец, Владелец иконописной мастерской в Москве. Мастерская располагалась в Рогожской части на Сенном проспекте в доме Морозова. (Вся Москва : Адресная и справочная книга на 1902 год : [9-й год изд.]. 31-й г. изд., стр. 679). В 1904 году адрес изменился: «Митюшинъ Ив. Мих.-Воронья, д. Андреева.». (Вся Москва : Адресная и справочная книга на 1904 год : 11-й год изд. [33-й год изд.], стр. 687).

Упоминание о костромских корнях Митюшиных исключает связь с Митюшиными из Вереи, последние держали кирпичный завод и продавали его даже в Москве.


Ваш,

Ю.Мануйлов.



вторник, 15 апреля 2025 г.

Брягины и Шитов - мстёрские иконописцы


                    

Я уже не один раз писал о иконописцах "старинщиках", но как-то ускользали от моего внимания имена замечательных мастеров, может быть одних из лучших, и также выходцев из Мстеры, иконописцах Брягиных и В.О.Шитова, о творчестве которых и пойдет рассказ в этой статье.

Иван Васильевич Брягин и Василий Иосифович (Осипович) Шитов оставили нам ряд совместных работ, в которых первый работал как доличник, а второй писал личное. Примером такой совместной работы является икона Феодоровской Богоматери, 1894 г. из собрания Русского музея (ГРМ, ДРЖ Б-1502). Размер: 31,1 х 26,3 х 2,3. Фото 1. 

Другой совместной работой является икона с образами святых митрополитов Московских: Петра, Ионы, Филиппа и Алексия. Икона написана была в 1899 году. На обороте иконы имеется надпись:
"Доличное на сей иконе писал Иванъ Васильевъ Брягинъ // а лики Василий Иосифовъ Шитовъ (1899) года". Икона эта хранится в ГРМ (ДРЖ Б-1311). Размер: 31,3х26,5х2,2. Фото 2.


                        Фото 2.


Увы, но как часто бывает, биографических сведений о Брягине старшем и Шитове совсем мало, и так.

БРЯГИН Иван Васильевич (Брягин-Рокин; Брагин) (род. в 1863 – умер после 1928 г.)

Мстерский иконописец, реставратор, педагог. Родился в Мстёре. Учился иконописи у мстерского иконописца Д.А. Бороздина. Отец и учитель иконописцев и реставраторов А.И., Е.И. и Н.И. Брягиных. Олсуфьев упоминал девичью фамилию его жены - Артемьечева. Работал самостоятельно, но иногда сотрудничал с известными мстрскими иконописами М. И. Дикаревым, О. С. Чириковым, И. В. Тюлиным и В.О.Шитовым. С 1906 года служил преподавателем в Мстёрской иконописной школе. В Мстёрских художественно-ремесленных мастерских работал в 1918–1920 годах. Реставрировал церковь Ильи Пророка в Ярославле. 

Две иконы его работы находились в составе коллекции Н.П. Кондакова, а сейчас хранятся в ГРМ:

1.       Икона "Архангел Михаил" (ДРЖ Б-1199), размер: 31х25,8х2,4.

2.       Икона "Казанская Богоматерь" (ДРЖ Б-1173), размер: 30,8х26,2х2,4 


    Икона Казанской Богоматери опубликована в этих книгах. ("Пречистому образу Твоему поклоняемся…", с. 233, кат. 147; Каталог икон коллекции Н.П. Кондакова, с. 155-156, кат. 26, 27, цв. Илл на с. 143).

Е        Еще одна икона Казанской Богоматери была в собрании В. Бондаренко. Вот ее фото.


 На нижнем поле под фигурой Христа видна подпись, но по фотографии её прочесть невозможно, датирована началом XX века. Размер: 31,5х27.  

       В этом же собрании есть еще одна работа Ивана Васильевича. На нижнем поле справа коричневой краской надпись: "Сiя икона написана въ слободе Мстере иконописцемъ И. Брягинымъ".

 


         В собрании И.Сысолятина также есть двухсторонняя икона, приписываема этому иконописцу. Не могу не утверждать, ни отрицать авторство, просто информирую.




В Череповецком музейном объединении есть несколько рисунков И.В.Брягина. Покажу некоторые. 


      Теперь расскажу о сыновьях Ивана Васильевича. Старший из трех сыновей Евгений. 

БРЯГИН Евгений Иванович (род. 7(19). 03. 1882 в Мстере - умер 10. 07. 1943 в Москве).

Реставратор, выходец из Мстеры. Сын и ученик И.В. Брягина. Жена Екатерина Петрова. Упоминается в Метрической книге Скорбященской церкви в Ямской  Коломенской слободе Замоскворецкого сорока г. Москвы за 1915 г., в семьи родился сын Владимир (род. 4 июля 1915 г.). Воспреемником при крещении был мстерец Яков Васильев Сосин. (ЦГА Москвы, фонд №2121, опись №2, дело №190, стр. 314)

Рабо­тал в иконописных мастерских в Мстере до 1898 г.  Участвовал в реставрации росписей в церкви Ильи Пророка в Ярославле (1898, совм. с отцом), соборах Московского Кремля (1909-1930), храме Василия Блаженного в Москве (1918). Занимался реставрацией икон преимущественно для коллекционера И.С. Остроухова. Павел Муратов упоминал его как реставратора в своем очерке "Вокруг иконы": "Е. И. Брягин был излюбленным и как бы «придворным» мастером И. С. Остроухова. Через его руки прошли почти все лучшие иконы остроуховского собрания." («Возрождение»: N 2797, 28 января 1933 г.; N 2799, 30 января 1933 г.; N 2809, 9 февраля 1933 г.)

Реставрировал ряд уникальных икон, хранящихся в ГТГ, - “Алексей митрополит, с житием” Дионисия,  “Троица” А. Рублева, а также иконы в ГИМ и др. (Биобибл. словарь, т. 2, с. 93-94). Собиратель икон. Написал в 1913 году на старых досках изображения митрополитов Фотия и Киприана из Успенского собора Московского Кремля. В 1915 году раскрывал икону «Митрополит Пётр в житии» (Музеи Кремля. Инв. N Ж-281, Ж-282) (Щенникова Л.А. Иконостас Дмитриевского придела Успенского собора  и «антикварная» реставрация начала XX века //  Успенский собор Московского Кремля. Материалы и исследования. М. «Наука». 1985. С.175, 179).

«С 1912 г. начал расписывать Успенский Старообрядческий собор в Москве; с 1913 ему поручена реставрация стенописи большого Крѳмлевского Успенского собора. Комиссией под председ. кн. Ширинского-Шахматова, при участии И.С. Остроухова; им расчищѳны все иконы собрания И. С. Остроухова; и через него приобретены послѳдним иконы: Вход в Иерусалим и Великомуч. Георгий; мастерская в Москве; Сын иконописца Ивана Васильевича Брягина и жены его, рожденной Артѳмьѳчѳвой. дочери тоже мстерского иконописца; внук иконописца Василия Ивановича Брягина. Оба брата Евгѳния Ивановича—Николай и Александр—иконописцы; Николай Иванович старший иконописец по расчистке икон бывшого Музея Александра III в ГІетрограде.» (Олсуфьев Ю.А. Опись икон…, с. 204-205).

Икона "Св. Алексей человек Божий и мученица Александра", 1911 г. в собрании Музея русской иконы (М.Абрамова). Размер: 31,1х26,5 см. Ранее икона находилась в коллекции Зайдельмана в США.

БРЯГИН Николай Иванович (род. 14.10.1885 - 01.03.1933).

Иконописец, реставратор древних икон. Родился в п. Мстера Вязниковского р-на. Сын и ученик Ивана Васильевича Брягина. Работал в иконописных мастерских  в Мстере и Москве (Биобибл. словарь, т. 2, с. 94). В 1911 году в Санкт-Петербурге была открыта Школа народного искусства Её Императорского Величества Императрицы Александры Фёдоровны. Иконопись в этой школе преподавал иконописец Н.И. Брягин (уп. в 1916 г.) (в статье отмечено, что иконы написанные в школе продавались в магазине Жевержеева, возможно и иконы работы Брягина могли продаваться там же) (Антонов, Кобак. Святыни Санкт-Петербурга. С. 215). С 1913 г. по 1921 г. работал мастером по реставрации древнерусской живописи в ГРМ. (Бобров, с. 67, 155).  В 1927 г. Н.И. Брягиным были промыты и частично раскрыты иконы всего иконостаса церкви Ильи Пророка в Ярославле. (Интернет, Церковь Ильи Пророка в Ярославле). Одним из первых применил принципы и методы научной реставрации, стал учителем нескольких крупных мастеров (В.О.Кирикова, Н.В.Перцева). Его руками были спасены многие жемчужины древнерусской живописи Новгорода, Пскова, Тутаева и Ростова, музейные коллекции Санкт-Петербурга и Ярославля. С 1913 работает в Русском музее, 1921 - Московский ЦГРМ, 1925 - Ярославский ЦГРМ. В 1926 г. в Ярославле, вместе с художником А.И.Анисимовым создает выставку древнерусских икон. 1932 - арестован, в 1933 скончался в тюрьме. Реабилитирован 7 июля 1993 г. Причислен РПЦ к лику святых.

Из иконописных работ наиболее известна  икона «Святая Троица, с бытием и хождением», 1914 г. совместной работы с его братом Александром Брягиным в собр. Владимиро-Суздальского музея-заповедника (ГВСИАиХМЗ), (инв. N В-6300/ 180). Размер: 160х125х3,5 см. На обороте иконы надпись черной краской: «В лето от Рождества Христова 1914 списана сия икона иконописцами Николаем и Александром Брягиными в мастерской Русского музея Императора Александра Третьего со старой иконы, находящейся в древлехранилище этого же музея» (Иконы Владимира и Суздаля, кат. 128, цв. илл. на с. 545-547).





Во Владимирском музее заповеднике хранятся еще две иконы этих иконописцев, созданные для суздальского Покровского монастыря:

2.       Икона «Святой Николай Чудотворец с 15 клеймами жития», 1914 г. Размер: 92x80x3,5 см.  Инв. В-6300/219. 

3. Икона «Преображение с праздниками», 1914 г. Размер: 133x102x3,5 см. Инв. В-6300/216.  (Подписные иконы XVII - начала XX в. В собрании Владимиро-Суздальского музея заповедника. Владимир. 2009. Кат. 9, 10, 11 на с. 21-25).

М    Мне не удалось найти в сети  книгу с копиями икон Николая и Александра Брягиных. Возможно, любопытные читатели смогут найти и познакомиться с этой книгой.  (Майорова Е.А. Списки копии древних икон из Покровского монастыря работы Николая и Александра Брягиных // Материалы исследований. Сборник № 13. Владимир, 2007).

БРЯГИН Александр Иванович (род. 28. 02. 1888 в Мстере - умер 1948 в Вологде).

Иконописец, реставратор, художник-миниатюрист из Мстеры. Сын и ученик Ивана Васильевича Брягина. Младший брат иконописцев Евгения и Николая Ивановичей Брягиных. Работал в иконописных мастерских Москвы, Петербурга, Мстёры, в Русском музее и Вологодском краеведческом музее. Реставрировал иконы в Троице-Сергиевой лавре, Успенском соборе Московского Кремля, музеях Новгорода, Александрова, Вологды. Участник художественных выставок с 1933 г. 

В 1904 -1914 гг. работал в иконо­писной мастерской в Москве у В.П. Гурьянова. Вот интересная заметка, написанная Д.Н.Семеновским - «Александр Иванович Брягин, 16-летним подростком впервые приехал в Москву. Хозяин иконописной мастерской Гурьянов, старался связать своих мастеров контрактом, приставал к молодому Брягину:

   - Давай, подписывай условие на год.

   - Погожу, Василий Палыч.

Так и не подписал. А весной, без копейки денег вернулся домой.» (Семеновский Д.Н. Мстера. Очерки. Москва-Иваново. Гос. Изд. Ивановской области. 1937. С. 32).

Много занимался реставрацией древнерусской иконописи, в частности для И.С. Остроухова. Брягин прекрасный рисовальщик, он любил удлиненные пропорции фигур. (Биобибл. словарь, т. 2, с. 93; Побединская и Уханова, с. 164; Тиц, с. 64; Лаковая миниатюра Мстеры, с. 19, 31). 

Занимался копированием древних икон. Вот одна из его работ. Копия с иконы Владимирской Богоматери, выполненной им в 1929 году.



Из работ известна уже упоминаемая мною икона «Святая Троица, с бытием и хождением», 1914 г. совместной работы с братом Николаем Брягиным в собр. Владимиро-Суздальского музея-заповедника (ГВСИАиХМЗ), (инв. N В-6300/ 180; Подписные иконы XVII - начала XX в. в собрании Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Каталог). 

В частном собрании Алексея Василенко (Киев) несколько лет назад была еще одна работа Александра Ивановича Брягина и указано, что икона писалась под руководством их отца. Получается, что в 1928 году отец еще был жив. 

Вот эта икона и надпись на обороте иконы: "Под руководством Ив. Вас. Брягина // и  при содействии сына его Александра // Ив. сооружена икона сия в // от Р.Х. 1928 м-ца ию...".


 


Образ Архангела Михаила написан в стилистике XVI века.

Теперь расскажу о Василие Осиповиче Шитове. Дата его рождения неизвестна, но я полагаю, что он мог быть ровесником Ивана Васильевича Брягина и родился в конце 50-х - начале 60-х годов XIX века.  

ШИТОВ Василий Иосифович (Осипович) (род. около 1850-60 х гг. - ум. после 1923 г.?).

Мстерский иконописец. Из крестьян Владимирской губ, Вязниковского уезда, слободы Мстера. Владелец и руководитель иконописной мастерской во Мстере в посл. четв. XIX – начале XX в. Занимался починкой и подделкой старых икон. Производством занимался с 1882 года. Мастерская была небольшая, в ней работало 10 человек. В его мастерской учились и начинали работать Дикарев М.И. и Клыков Н.П. В мастерской писались иконы очень высоко качества. Художествен­ная иконописная мастерская в Мстёре, располагалась в собственном доме. Дом был полукамен­ный, двухэтажный, располагался на площади. На первом этаже дома была мастерская, на втором этаже жил хозяин. Умер во Мстёре.

Мастерская специализировалась на «старинных» иконах, имитировавших памятники XVI и особенно XVII в., и славилась как своеобразная школа, где можно было обучиться разным стилям письма и технике реставрации. Помимо М.И.Дикарева, в ней работали Николай Прокофьевич Клыков, Василий Никифорович Овчинников и др. В.И. Шитов сам хорошо писал иконы и требовал высокого качества от своих работников. Считался, наряду с А.И. Цепковым, лучшим мстерским «мелочником». При открытии в начале XX в. учебных мастерских Комитета попечительства о русской иконописи мстерские иконописцы единогласно рекомендовали В.И. Шитова в качестве самого квалифицированного учителя-личника. Мастерская В.И. Шитова существовала до 1917 г.

Он был участник кустарной выставки в 1902 году. В указателе этой выставки имеется статья о нем: «248. Шитовъ, Василій Іосифовичъ. Владим. г., Вязниковск. у., сл. Мстера. Иконы. Годов. производ. до 60 иконъ на сумму до 1.000 р. Работаетъ 2 муж., принадлеж. къ семьѣ хозяина. Производ. ручное. Матеріалъ покуп. на мѣстѣ производства въ с. Мстерѣ. Сбытъ частнымъ лицамъ. Занимает. производ. съ 1882 г. Имѣетъ 2 серебрян, медали и двѣ бронзовыя. (Выст. Нижегор. 1896, Стокгольмск. 1897 г.. Парижская 1900 г.).» (Указатель состоящей под августейшим покровительством Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны Всероссийской кустарно-промышленной выставки. 1902 г. С.-Петербург. Типография В.С. Балашовъ и ко.». С. 35).

Обратите внимание на количество выпускаемых икон в год - до 60-ти при 2-х работниках и стоимость икон - до 1000 рублей. Уже из этого следует, что иконы писались качественные, требуещие значительного времени для их написания и поэтому дорогие.

В настоящее время известны несколько икон, связанных с именем этого мастера:

1.        иконы «Московские святители» и «Богоматерь Феодоровская» (обе - ГРМ), где доличное писал И.В. Брягин мы уже посмотрели в той части, где говорили о творчестве Брягина; 

а    в  собрании Государственного музея истории религии (ГМИР, Санкт- Петербург) хранится икона небольшого размера, написанная в мастерской Шитова - «Преп. Никодим Печерский» (кат. 448) (ГМИР). В частном собрании, И.Л.Бусевой-Давыдовой, упоминается икона «Спас оплечный» (частное собрание, Москва);

3.       опубликова икона «Богоматерь О Всепетая Мати», нач. XX в. в собрании Государственного Эрмитажа с надписью на обороте в правом верхнем углу: «Мстера. Раб. Шитова» (ГЭ, инв. ЭРЖ-2527). Размер: 31х26х2 см. (Косцова III, кат. 235, с. 63). Икона отличается редкой даже для Мстеры тонкостью письма. 


    Известно, что одна из икон работы В.И. Шитова в начале XX в. была послана в Петербург академику Н.П. Кондакову в связи с проектом открытия в Мстёре учебных мастерских. Эта икона сохранилась. Она опубликована в книге "Шесть веков русской иконы".

    Икона «Всех скорбящих радость», 1891 г. была в собрании А.Е. Литвинова, потом в собрании Елизаветина и сейчас в собрании Фонда Андрея Первозванного (ФАП). Размер: 70,8 х 57,6 см. Надпись на нижнем поле: "Написася Ciя икона въ лето от сотворения мира [7399] месяца Iюля [19] днъ. Мастеръ в слободе Мстере. Василiи Iосифовичъ Шитовъ». (Шесть веков русской иконы, кат. 76, с. 186, статья И.А. Бусевой -Давыдовой, цв. илл. на с. 93). См. фото



5.    О некоторых иконах сохранились лишь упоминания, в частности икона "Богоматерь Владимирская", 1892 г., переданная в дар в Свято-Троицкую Лавру. Писал икону Василий Шитов. Серебряный позолоченый оклад к иконе был заказан у Московского мастера Якова Мишукова. Вышивали одеяния дочери, видимо, заказчика иконы В.А.Егорова. Вот что писали во Владимирских епархиальных ведомостях: «21-го сентября величественная икона Божіей Матери, имѣющая въ длину 22 1/2 вер., а въ ширину 16 вер., сіяла уже на аналоѣ въ соборномъ храмѣ. Въ тотъ же день, по окончаніи поздней литургіи, она была освящена соборнымъ духовенствомъ и оставлена въ соборѣ для поклоненія до вечера 22-го сентября, о чемъ жители города заблаговременно были оповѣщены печатными объявленіями. Въ ночь съ 22-го на 23-е сентября она была отправлена по желѣзной дорогѣ въ Троице-Сергіеву лавру съ денутаціею изъ одного священника (соборнаго) и нѣсколькихъ свѣтскихъ лицъ. 23-го числа въ 5 часовъ вечера Владимірская икона была представлена намѣстнику Лавры о. архимандриту Павлу».

«Надпись на иконѣ слѣдующая: «При державѣ Благочестивѣйшаго Великаго ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III, Самодержца Всероссійскаго, по благословенію Высокопреосвященнѣйшаго Ѳеогноста, Архіепископа Владимірскаго и Суздальскаго, 25-го сентября 1892 года въ день славнаго юбилейнаго празднества въ честь Преподобнаго и Богоноснаго Сергія, Радонежскаго Чудотворца, принесена сія святая икона Пресвятыя Владычицы Богородицы, именуемая «Владимірская», благочестно чтущими память Великаго Аввы Сергія Владимірскими гражданами въ даръ Свято-Троицкой Сергіевой Лаврѣ» (Владимирские епархиальные ведомости. Владимир, 1865–1919, 1892, выпуск № 19, с. 492).


Замечательная икона с образами святых Благоверных князей Александра Невского, Георгия Владимирского, Андрея Боголюбского, Глеба Владимирского и мученика Авраамия Владимирского, работы Шитова, хранится в музее А.Рублева (ЦмиАР). Размер: 31,2х26,3.





Я уже упоминал, что Василий Осипович занимался реставрацией старых икон. В музее А.Рублева хранится икона XVIII века со штампом мастерской Шитова на тыльной стороне. Видимо он реставрировал её в свое время и поставил штамп.




Понять насколько хороша та или иная икона можно только постоянно сравнивая их с лучшими образцами искусства, оттачивая свой вкус, развивая память. Однако делать это надо изучая подлинные предметы из собраний крупных музеев и серьезных частных коллекций, иллюстрация не передает всего богатства колорита, фактуры, наконец просто размера произведения. Иллюстративный материал помогает вспомнить и воскресить в памяти те впечатления, которые вы получили от прикосновения к подлиннику. Я часто завидую жителям крупных русских центров, которые могут позволить себе роскошь посещения местных музеев, церквей и возможности знакомства с подлинными шедеврами русского искусства.

Прощаюсь с вами до новых открытий, а пока,
ваш,
Ю.Мануйлов.