Обо мне

Моя фотография
В своей жизни мне довелось заниматься очень многими вещами, но судьба так распорядилась, что икона стала главным делом и смыслом моего существования. Первую половину жизни я занимался изучением этой проблемы, копил материал, нащупывал методы познания, вторая половина жизни была посвящена реализации своих знаний, систематизации накопленного материала. Теперь настало время поделиться всем этим с заинтересованными людьми.

среда, 29 мая 2024 г.

 Палехские иконописцы Белоусовы.


Анализируя статистику просмотров моих постов в блоге, я обратил внимание на то, что наибольший интерес читатели проявляют к теме палехской иконописи. Несмотря на это, я ни разу не коснулся деятельности таких крупнейших мастерских как Софоновская (Сафоновская) и деятельность иконописной династии Белоусовых. Сегодня расскажу о иконописцах Белоусовых, а начну обзор с перечисления имен, что бы читатель представлял как много мастеров из этой семьи работало на протяжении столетия. Кстати, многие Белоусовы работали в мастерской Софоновых.

БЕЛОУСОВы. Семья палехских иконописцев. Имя Евграфа Белоусова, основателя династии (конец XVIII в.), встречается на прорисях палехских мастеров XVIII – начала XIX вв. (до конца XIX в. хранились в селе Палех). Его сыновья Василий Евграфович (1825–1890 гг.), Иван Евграфович (1827–1893 гг.) и Владимир Евграфович (1831? – 1896 гг.) считались одними из лучших иконописцев артели Николая Михайловича Софонова (Сафонова). Сохранилась часть фрески наружной стены Благовещенского собора Московского Кремля с надписью на оборотной стороне: «Сие изображение святого Благоверного князя Бориса есть часть штукатурки, снятой во время реставрации, проводимой Софоновым, с наружной стены Московского Благовещенского собора, что в Кремле. Написано оное изображение в 1868 г., трудов Василия Евграфовича Белоусова села Палеха Владимирской губернии»

В 1880 гг. Белоусовы организовали собственную мастерскую «Братья Белоусовы», которая работала в стиле «поздней фрязи», возникшем в результате сближения живописных и иконописных приёмов. Иван Васильевич (1852–1914 гг.), Фёдор Иванович (1852–1885 гг.), Михаил Владимирович (1858–1920 гг.) – следующее поколение Белоусовых, работавших в мастерской. 


Иконописцы мастерской Белоусовых в Палехе.

В 1882 г. по рекомендации археолога и историка искусства Георгия Дмитриевича Филимонова Белоусовы получили заказ на роспись Грановитой палаты Московского Кремля. Иконописцы располагали словесным описанием сюжетов и композиций, сделанным Симоном Ушаковым в 1672 г., по которому составили первоначальные эскизы, поданные на утверждение императору Александру II







За выполнение этой работы (окончание в 1882 г.) Белоусовы были отмечены высокими наградами: Василий Евграфович – золотой медалью на широкой аннинской ленте, Иван Васильевич – золотой медалью на станиславской ленте, Фёдор Иванович – серебряной медалью на аннинской ленте. Надпись, сохранившаяся на стене Грановитой палаты, сообщает о том, что роспись была сделана мастерами-крестьянами Белоусовыми из села Палех. 

Следующей работой мастерской была роспись церкви Трёх святителей в Москве, в 1885 г. выполняли заказ на изготовление икон для трёхъярусного иконостаса и других храмовых икон церкви при Шуйском духовном училище. В 1898 г. Иван Васильевич вместе с братьями Василием Васильевичем и Михаилом Васильевичем открывают иконописную и иконостасную мастерскую в Самаре, участвуют в росписи кафедрального Воскресенского, Казанского соборов, храмов Иверского женского монастыря, Ильинской церкви, церквей в сёлах Екатериновка, Семёновка, Большая Глушица, Берёзовый Яр. Были написаны иконостасы соборного храма в самарском Николаевском мужском монастыре, шестиярусный иконостас церкви в честь Воздвижения Креста Господня в селе Палех и иконы для Свято-Троицкого женского монастыря Бузулукского уезда Самарской губернии. (Культура веры. Авторский проект Александра Колодина. Словарь по христианству. Белоусовы. URL:http://religiocivilis.ru/hristianstvo/christ-b/10434-belousovy.html (дата обращения 20.11.2020)

БЕЛОУСОВ Александр Андреевич — см.: Бураков-Белоусов Александр Андреевич. (Колесова, с. 397).

БЕЛОУСОВ Александр Васильевич, крестьянин Бутурлиных. Работал у Л.М. Софонова (1840-1850-е гг.). В одном из документов указано: «В 1859 году Александр Васильевич порядил своего сына Павла к Николаю Львовичу Софонову». (Колесова, с. 397).

БЕЛОУСОВ Александр Владимирович (1880-1936), личник. Работал у Софоновых, потом — в белоусовской мастерской. (Колесова, с. 397).

БЕЛОУСОВ Александр Павлович (1870? -1918), личник. Сначала рабо­тал в белоусовской мастерской, затем уехал в Петербург в мастерскую палешанина Одинцова. (Колесова, с. 397).

БЕЛОУСОВ Алексей. Палехский иконописец второй половины XIX в. Известен как автор рисунка кистью «Богоматерь Анкирская» (см. сведения о Луке Белоусове).  (Такташова Л. Е. Неизвестные памятники русского иконописания., с. 318)

БЕЛОУСОВ Алексей Денисов. Александровский мещанин, иконописец. «В 60-е-80-е годы XIX века большинство иконописных работ в монастыре выполнял мещанин г. Александрова Алексей Денисов Белоусов. В 1880 году ему платили «за поправку живописи в церквах и в Св. Вратах, а также за написание икон при входах в Троицкий собор» (Инф. с сайта http://alexandrov-obitel.ru/?p=3559)

БЕЛОУСОВ Андреян, крестьянин Бутурлиных. Упоминается в докумен­тах за 1810, 1812, 1813 годы (паспортные книги). (Колесова, с. 397).

БЕЛОУСОВ Василий Васильевич (? - 1918).  Палехский иконописец, платьечник.  Сын иконописца Василия Евграфовича Белоусова. Считался хорошим иконописцем. Начинал работу у Софоновых. Семь лет был церковным старостой в Палехе (после отказа от этой должности его брата). (Колесова, с. 397-398).

БЕЛОУСОВ Василий Иванов, крестьянин Бутурлиных д. Осеево. Женил­ся в 1791 году. (Колесова, с. 398).

БЕЛОУСОВ Василий Евграфович (1825 или 1828-1890). Работал у Л.М. Софонова, являлся одним из лучших его мастеров. Работал в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры (1865-1866). После окончания работ в Грановитой палате организовал собственную мастерскую из 5 человек. В 1893-1894 годах его сыновья выстроили каменную мастерскую (вторую по значимо­сти), где работало 30 человек. Как и у Н.М. Софонова, это были мастера высокой квалификации. В музейной коллекции есть его подписной рису­нок (ИГ 3) (Колесова, с. 398). Известна подписная и датированная икона «Богоматерь Шуйская-Смоленская», 1884 г. Размер: 28х22,2 см. На иконе надпись: «Писана сея святая икона в селе Палех крестьянином Василием Евграф. Белоусовым Владимирской губернии Вязниковского уезда 1884 в сентябре» (обратный перевод с немецкого. Ю.М.) (Lebendige Zeugen., кат. 100, цв. илл. на с. 132)



БЕЛОУСОВ Василий Михайлов, крестьянин Бутурлиных. Упоминается в документах за 1810, 1812, 1813, 1820-е годы. Жил в Москве. В 1823, 1846 годах работал в Петербурге. (Колесова, с. 398).

БЕЛОУСОВ Василий Петрович. Палехский иконописец. Работал в мастерской Сафоновых. «В 40 — 70-х годах XIX в. в мастерских Сафоновых работали иконописцы Белоусов Александр Васильевич, Белоусов Василий Евграфович, Белоусов Василий Петрович, Белоусов Иван Евграфович» (Л.Е.Такташова. Палехские и холуйские иконописцы XVIIXIX вв.).

БЕЛОУСОВ Владимир Евграфович (род. 1831? – 1896). Палехский иконописец, личник. Отец иконописца Михаила Владимировича Белоусова. Работал в мастерской Н.М. Сафо­нова. (Колесова, с. 398). Участвовал в росписи Грановитой палаты Московского Кремля (Государственный музей палехского искусства. Музей иконы. http://muzei-paleh.ru/otdely-muzeja/usei-ikony/ (дата обращения 20.11.2020)

БЕЛОУСОВ Владимир Михайлович (1885-1918). Иконописец, личник. В начале 1900-х годов работал в мастерской братьев Белоусовых (Колесова, с. 398).

БЕЛОУСОВ Евграф Владимирович (1870? - 1910), мастер стенной роспи­си. Работал у Софоновых: с. Груздево (1879), г. Кострома (1884). (Колесова, с. 398).

БЕЛОУСОВ Иван, крестьянин Бутурлиных с. Палех. Упоминается в доку­ментах за 1792 год. (Колесова, с. 398).

БЕЛОУСОВ Иван Васильевич (1850-1914). Палехский иконописец платьечник, мастер стенной росписи. Сын иконописца Василия Евграфовича Белоусова. Начинал работу у Софоновых. Упо­минается в книге учета рабочих дней: г. Уральск (1876), с. Богоявленское (1881). Развил белоусовское дело. В течение 18 лет после отца был церков­ным старостой. Содействовал открытию 2-х классного училища. Был чле­ном земской управы в Вязниках. Умер в Самаре. (Колесова, с. 398). В 1898 г. Иван Васильевич вместе с братьями Василием Васильевичем и Михаилом Васильевичем открывают иконописную и иконостасную мастерскую в Самаре. 

 Вот что пишут о работе этой мастерской в Самаре в храме апостолов Петра и Павла:

"Дорогие братья и сестры,23 января 1914г отошёл ко Господу иконописец Иван Васильевич Белоусов , художественными трудами которого прихожане Петропавловского храма вдохновлялись на служение Господу, на поиск мира в своих мятущихся, страстных душах. И. В Белоусов, потомственный иконописец, и художник-иконописец духовного сана Семён Матвеевич Чичканов, занимались обновлением иконостасов и настенной росписью нашей любимой церкви".

"Иван Васильевич был родом из Палеха, жители которого отличались высокой нравственностью и духовностью, а "палехским иконам могли позавидовать даже мастера лаврские (Киевские и Сергиевские)"-, писал этнограф С. Максимов. Многие палехские династии увековечили себя иконописанием. Среди них и династия Белоусовых. Основателем династии (кон. XVIII в.) был Евграф Белоусов. Его сыновья Василий, Иван и Владимир считались одними из лучших иконописцев артели Н.М. Сафонова. Сохранилась часть фрески наружной стены Благовещенского собора Московского Кремля с надписью на оборотной стороне, что роспись сделана Василием Белоусовым в 1868 г. В 80-е гг. XIX в. братья организовали собственную мастерскую «Братья Белоусовы», которая работала в стиле «фрязь», возникшем в результате сближения живописных и иконописных приемов.
Иван Васильевич, Фёдор Иванович, Михаил Владимирович - следующее поколение Белоусовых, работавших в мастерской. В 1882 г они получили заказ на роспись Грановитой палаты Московского Кремля. За выполнение этой работы иконописцы были отмечены высокими наградами. Иван Васильевич получил золотую медаль на станиславской ленте. В 1898 г. Иван Васильевич вместе с братьями Василием и Михаилом открывают иконописную и иконостасную мастерскую в Самаре, участвуют в росписи кафедрального Воскресенского, Казанского соборов, храмов Иверского женского монастыря Ильинской церкви, церквей в селах Екатериновка, Семёновка, Б. Глушица, Берёзовый Яр. Были написаны иконостасы соборного храма в самарском Николаевском мужском монастыре, шестиярусный иконостас церкви в честь Воздвижения Креста Господня в с. Палех. Иван Васильевич был церковным старостой в этом храме. Он и его братья дали 1000 руб на реставрацию икон в иконостасе, внесли немалые лепты на благоукрашение местного храма".

Вероятно, он же

БЕЛОУСОВ Иван Васильевич, крестьянин. Работал в Казани. «Живописная мастерская располагалась в первой части города в Казанском монастыре (скорее всего,  Казанский Богородицкий женский монастырь). В 1893 г. вместе с мастером трудились пятеро ремесленников, оборотная сумма составляла 1 400 рублей. Годом позже, в 1894 г. было зарегистрировано шестеро подмастерьев, годовая оборотная сумма увеличилась до 2 000 рублей»  (ГА РТ, ф. 377, оп. 1, д. 139, л. 24; д. 143, л. 20. в статье - Валиуллин Т. Р. Мастера иконописного дела среди ремесленников серебряного цеха в Казани во второй половине XIX – начале XX в. // Гасырлар авазы – Эхо веков. – 2019. – № 3. – С. 130)

Известна копия с фрески из Новгородского Софийского собора, написанная Иваном Васильевичем Белоусовым. Копия датируется 1890-ми годами.


Приведу и изображение оригинала фрески опубликованной в альбоме "Виды Г. Новгорода и его окрестностей", 1883 года.




БЕЛОУСОВ Иван Евграфович (1827–1893). Палехский иконописец, мастер стенной росписи. Рабо­тал у Л.М.Софонова с 1830-х годов: Троице-Сергиева Лавра (Успенский собор, 1865-1866). (Колесова, с. 398).

БЕЛОУСОВ Иван Петрович. Палехский иконописец. Имя известно из подписи на иконной прориси присланной им Макару Самсоновичу Пешехонову. «несколько рисунков прислали палешане Иван Петрович Белоусов, Конон и Лев Сафоновы» (Ж.Г. Белик. Собрание прорисей иконописцев Пешехоновых: первые итоги исследования // III Дёминские чтения. Отчетная конференция Музея имени Андрея Рублева по итогам 2017 года. Тезисы докладов. Составитель, научный редактор сборника Н.И. Комашко. ЦМиАР. 2018. С. 28--31)

БЕЛОУСОВ Иван Федорович (1880-1922). Работал у Софоновых. (Колесова, с. 398).

БЕЛОУСОВ Иван Яковлев, крестьянин д. Осеево. Упоминается в доку­ментах за 1747 год (паспортные книги). (Колесова, с. 398). Вот такая информация посвящена деятельности Ивана Белоусова, скорее всего кому-то из уже представленных выше. "1) Выдано иконописцу, крестьянину села Палеха, Вязниковскаго у., Ивану Бѣлоусову за написаніе иконъ для икопостаса вновь строющейся при училищѣ церкви. Деньги эти выданы изъ пожертвованныхъ на сей предметъ разными лицами, подъ собственноручную росписку, крестьянину Ивану Бѣлоусову," (Владимирские епархиальные ведомости. Владимир, 1865–1919, 1887, выпуск № 5, с. 133

БЕЛОУСОВ Измарагд (Смарагд) Александрович (род. ок. 1845 г. в Палехе – умер в 1921 г. в Родниках). Палехский иконописец, платьечник, работал в мастерской братьев Белоусовых. Жил в д. Жуково. Работал с 1860 года. В тетради, хранящейся в палехском музее имеется упоминание о И.А. Белоусове и написано, что «иконописец не особенно хороший но человек был незаурядный. Имел хорошие средства и купчеи леса. Временами брал свои работы». (Зиновьев, с. 24; Колесова, с. 398).

Участник кустарной выставки в 1902 году. В указателе этой выставки имеется статья о нем:  «209. Бѣлоусовъ, Смарагдъ Александровичъ. Владим. г., Вязниковск. у., сл. Палехъ. Иконы. Занимается производ. съ I860 г. Работаетъ у хозяина, зарабатывая до 400 руб. въ годъ.» (Указатель состоящей под августейшим покровительством Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны Всероссийской кустарно-промышленной выставки. 1902 г. С.-Петербург. Типография В.С. Балашовъ и ко.». С. 30).

Известна подписная и датированная икона «Преображение Господне», 1896 г. в собрании К. Эберхарда (Германия). На тыльной стороне иконы в круглом медальоне надпись: «Iерею цу Василiю КРИЦКОМȣ Напамѧть Писана М. Села Палеха Смарагдомъ. Бѣлоусовымъ 1896. года». (2020 г., фото от К.Эберхарда)



На торговой интернет площадке «Мешок» выставлялась на продажу икона «Св. Иоанн Предтеча и муч Антонина», 1892 г. с дарственной надписью, выполненной священником Иоанном Яхонтовым на тыльной стороне иконы. Надпись чернилами: «Работа крестьянина деревни Жукова Владимирской губернии // Палеховской волости Смарагда Александрова Белоусова // 1892 г. // 1 марта Освящена 23 февраля 1892 г.Свящ. J. Яхонтов». Размер: 27х22,5х3 см. 



БЕЛОУСОВ Леонид Иванович (род. в 1895 г. в Палехе – умер в 1979 г., похоронен в Палехе). Учился в иконописной мастерской у своего отца И.В. Белоусова. Член Артели древней живописи с 1926 г. Тематика произведений: фольклор, литература, жанровые сцены. Участвовал в выставках с 1928 г. Работы Л.И. Белоусова хранятся в музеях: Государственном музее палехского искусства, Всероссийском музее А.С.Пушкина "Мойка 12". (Интернет). В 2011 г. на аукционе «Гелос» продавались 8 икон его письма, происходящие из семьи родственников иконописца. Все иконы выполнены на папье-маше темперой. Иконы датированы 1909 – 1910 гг. 



БЕЛОУСОВ Лука. Палехский иконописец второй половины XVIII в. В коллекции ГМПИ (Дом-музей П.Д.Корина) есть его подписной рисунок (Г 325). (Колесова, с. 398).   «Богоматерь Анкирская» – рисунок кистью. XVIII в. Надписи: «СР Луки Б» (Сей рисунок Луки Белоусова, — Л. T.), «Петра», «Алексея», «Сей рисунок руки сна Белоусова Московския Михаила». Бумага, сажа, 27 х 21. Из собрания П.Д. Корина. Икона «Богоматерь Боголюбская», 1783. На обороте имелась надпись, в которой указывались время написания иконы и автор — Лука Белоусов. Находилась в церкви Рождества Христова в Балахне (Рукописный отдел Государственной Третьяковской галереи, ф. 67, № 448). В 1930 г. комиссией по регистрации памятников, подлежащих государственной охране, икона была отнесена к памятникам первой категории. Местонахождение в настоящее время не известно. (Такташова Л. Е. Неизвестные памятники русского иконописания., с. 318)

БЕЛОУСОВ Матвей, крестьянин Бутурлиных. Упоминается в докумен­тах за 1810 год (паспортные книги). (Колесова, с. 398).

БЕЛОУСОВ Михаил. В 1823 году работал в Петербурге. (Колесова, с. 398).

БЕЛОУСОВ Михаил Владимирович (1863-1921). Палехский иконописец. Сын иконописца Владимира Евграфовича Белоусова. Икона «Корсунская Богоматерь», 1898 г. в собрании ГМПИ. Размер: 85,5х75 см. Инв. ДИ 1002 И. Икона написана на доске 17 века с остатками старой живописи. (Госкаталог.РФ) 



БЕЛОУСОВ Михаил Васильевич (? - 1911). Потомственный палехский иконописец. Работал у Л.М. Софонова (1840 - нач. 1880-х гг.). Упоминается в книге учета рабочих дней: с. Бого­явленское (1881). Жил в Самаре, управлял позолотной мастерской брать­ев Белоусовых. (Колесова, с. 398). 
Крепостной (Архив Государственного музея палехского искусства, Книга расчета с мастерами иконописной мастерской Сафоновых за ноябрь 1846 - октябрь 1864 г., л. 268 об.). В 40-60-х годах
XIX в. работал в мастерских Сафоновых в Палехе. Писал иконы, занимался стенописью. В 40 — 70-х годах XIX в. в мастерских Сафоновых работали иконописцы Белоусов Александр Васильевич, Белоусов Василий Евграфович, Белоусов Василий Петрович, Белоусов Иван Евграфович. (Такташова Л. Е. Неизвестные памятники русского иконописания., с. 318)

БЕЛОУСОВ Михаил Васильевич (1859? - 1904). Жил в Петербурге. Рабо­тал в мастерской палешанина Наговицына. (Колесова, с. 399).

БЕЛОУСОВ-ПОТАПОВ Михаил Васильевич (1841-1921), хороший мас­тер. Учился у Софоновых. Работал в Москве, с 1910 года — у Софоновых. Возможно, одно лицо с Потаповым Михаилом. (Колесова, с. 399).

БЕЛОУСОВ Михаил Владимирович (1863-1921). Работал у Софоновых: с. Лежнево (1879-1880), с. Богоявленское (1881), Троице-Сергиева Лав­ра (1883), г. Нижний Новгород (Кафедральный собор, 1885), потом — у Белоусовых. (Колесова, с. 399).

БЕЛОУСОВ Михаил Петров, сын Петра Андреянова, крестьянин Бутур­линых. В 1846 году работал в Петербурге. (Колесова, с. 399).


Эта икона, датированная 1863 годом, приписывается руке Михаила Петрова Белоусова.

Как видим из надписи имя не читается.


БЕЛОУСОВ Николай Иванович. Палехский иконописец, личник. Работал у отца (Ивана Василье­вича) в белоусовской мастерской. (Колесова, с. 399).

БЕЛОУСОВ Николай Федорович (1880 ?-1922). Иконописец из Палеха. Работал с 1898 года. Участник кустарной выставки в 1902 году. В указателе этой выставки имеется статья о нем:  «208.  Бѣлоусовъ, Николай Ѳедоровичъ. Владим. г., с . Палехъ. Иконы, Занимается производ. съ 1898 г. Работая на хозяина, пользов. готовымъ матеріаломъ; зарабатыв. до 400 руб. въ годъ. Производство ручное.» (Указатель состояшей под августейшим покровительством Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны Всероссийской кустарно-промышленной выставки. 1902 г. С.-Петербург. Типография В.С. Балашовъ и ко.». С. 30). Работал у Софоновых. Белоусов Николай Федорович упоминается также в книге Тарасова "Икона и благочестие". (Тарасов, с. 300, 474; Колесова, с. 399).

Икона "Всех скорбящих радость Пресвятой Богородицы со св. Феодором и Екатериной на полях", 1903 г., доска с ковчегом, с двумя сквозными плоскими шпонками, паволока (рединка), левкас, яичная темпера. Размеры: 30,7х26,5х2,9. Доска с тыльной стороны окрашена светло-серой краской, по краске, между шпонками, надпись темно-красной краской: «Иконописецъ // Н.Ф.Бълоусовъ Въ с. ПалЪхе Вл. ГУ. // 1903 года». Икона выше среднего ремесленного уровня, написана в стемненном "подстаринном" стиле. Фон охряной, золоченые нимбы, поля коричневые, на полях две фигуры приписных святых. Мандола охряная и наружная чать оливковоо-зеленая, по ней идет золотой ассист. Живопись стемненная, колорит коричнево-зеленый. (Мануйлов, Таллинский антиквариат, 1998).





БЕЛОУСОВ Петр Андреянов, петербургский староста. Имел свое торго­вое предприятие. Упоминается в документах за 1810, 1840-е годы. (Колесова, с. 399).

БЕЛОУСОВ Петр Яковлев, крестьянин д. Маланьино близ Палеха. Упо­минается в документах за 1747 год. (Колесова, с. 399).

БЕЛОУСОВ Сергей Михайлов, крестьянин Бутурлиных. В 1797 году был ключником в московском доме Бутурлиных. (Колесова, с. 399).

БЕЛОУСОВ Федор Иванович (? - 1885), сын Ивана Евграфовича, платьеч­ник. Работал у Софоновых: г. Переславль-Залесский (Никитский монас­тырь, 1884-1885). (Колесова, с. 399).

БЕЛОУСОВ Федор Иванович. Палехский иконописец, личник. Сын Ивана Васильевича. Работал в белоусовской мастерской. (Колесова, с. 399).

БЕЛОУСОВ Яков Дмитриев. Палехский иконописец, крестьянин д. Маланьино близ Палеха. Упо­минается в документах за 1747 год. (Колесова, с. 399).

БЕЛОУСОВ Яков Михайлов. Палехский иконописец. Упоминается в документах начала XIX века. Работал в Петербурге. На обороте рисунка из коллекции ГМПИ (ИГ 33) есть часть текста доверенности 1830 года: «Сия доверенность принадлежит села Палеха Якову Михайлову Белоусову». (Колесова, с. 399).

Итак, имен достаточно много, а в вот подписных икон как всегда ограниченное количество. Иногда встречаются надписи в которых указан только фамилия и надо проводить исследования, что бы приписать то или иное произведение конкретному иконописцу.  

Приведу несколько икон, написанных членами этой семье, но без указания имени.




Надпись: "1895 // село Палехъ // Трудъ иконописца Белоусова".

Несколько дней назад в продаже была икона Белоусова.



Еще одна икона имеет косвенное подтверждение авторства Белоусовых. На шпонке сохранилась надпись столяра.



Надпись карандашом: "Писана въ Селе Палехе Влад. Губер. въ мастер. // Бр. Белоусовыхъ 1897 г. Столяр В. Головинъ".

Несмотря на довольно поверхностный, эскизный подход к обзору творчества Белоусовых, нельзя отрицать, что эта иконописная династия оставила значительный след в истории русского церковного искусства.  


Ваш,

Ю.Мануйлов.

суббота, 25 мая 2024 г.

 Тверские иконописцы. Часть 3.


И так, продолжу рассказ о тверских иконописцах, работавших в конце 18 в. и в 19 веке.

Одним из значимых мастеров являлся тверской иконописец -

КУЛЬТЕПИН Максим Иванович (род. 1814 - ?). Он учился у иконописца Ивана Прохоровича Глазковского (Гурьева), а затем совершенствовал свое мастерство в мастерской его сына Александра Ивановича в Новгороде в Юрьевском монастыре. (Некрасов. Тверские иконописцы. С. 13). Работал в Твери, Новгороде и Торжке. В собрании Тверской областной картинной галереи хранятся четыре иконы кисти М.И. Культепина, в том числе «Собор архангела Михаила», «Христос у Марфы и Марии», «Уверение Фомы». Все они были написаны для иконостаса церкви святых Иоанна Дамаскина и Марии Египетской на Иоанно – Богословском кладбище города Торжка. Заказчиками семейного храма – усыпальницы и его убранства были новоторжские купцы, братья Стефан, Яков и Михаил Уваровы в 1843-1844 годах.

Кроме этого известна подписная и датированная икона "Поклонение волхвов", 1844 г.,  в собр. ГМИР. Размер: 45х36 см. На обороте надпись: "Сию святую икону в день освящения кладбищенского храма в Торжке и тезоименитства купцов Степану Никитину Г-ну Уварову посвящает тверской иконописец Максим Ив. Культепин 1844 г. ноября 28 дня". (Ю.Тарасов, икона и благочестие, цв. илл. 31, с. 303, 304). См. фото с выставки в ГМИР 2019 г.



В 2018 году в западной башне Тверского императорского дворца проходила выставка-акция из цикла "Страницы реставрации". Экспонировалась подписная икона “Преподобный Иоанн Дамаскин, в житии”, 1844, ТОКГ (Тверская областная картинная галерея). Реставратор Л.В. Жебелян, мастерская Тверской картинной галереи.  Дерево, левкас, темпера, золочение. Подпись внизу справа: «П: Тверс : иконоп: Максимъ Культепинъ 1844 года». См. фото вверху поста.

Максим Культепин также писал местные иконы для церкви Иоанна Дамаскина и Марии Египетской в Твери (ул. Осташковская (ул. Богословская).
“Местныя иконы Воскресения Христова, Пресвятой Богородицы, именуемой Неопалимая Купина, преподобного Иоанна Дамаскина, преподобной Марии Египетской и святого великомученика Никиты; на южной двери - трех вселенских святителей, а также св. Николая, Никифора, патриарха Цареградскаго, Софрония Иерусалимскаго и Амвросия Медиоланкаго; на левом - архистратига Михаила, св. Афанасия великаго, Кирилла Александрийского, святого благовернаго великого князя Александра Невскаго, преподобного Ефрема Сирина, Ефрема Новоторжкаго и великомученика Георгия Победоносца; все иконы написаны в 1844 году Тверским живописцем Максимом Культепиным». В советское время церковь была разрушена. (
Монастыри и приходские церкви г. Торжка и их достопримечательности. - Тверь, 1903.).

Анна Иванникова в своей статье об иконе Собор Архангела Михаила (см. прим. 16) пишет:

«В 1844 г. тверской иконописец Максим Культепин создал близкий по иконографии образ «Собор архистратига Михаила» (ТОКГ, инв. № Ж - 947), изменив отдельные детали (в частности, архангелы предстоят иконе Спаса Нерукотворного, свиток в руках Михаила отсутствует). Близость двух изводов косвенно подтверждает знакомство иконописца с эрмитажной иконой, которую он мог видеть (или копировать) во время работы в мастерской А. Глазковского.».

 В настоящее время мне известны еще два иконописца, носящие фамилию Культепины, это Василий Иванович, скорее всего брат Максима Ивановича. Он также учился у И.П.Глазковского и работал В Новгороде в Юрьевом монастыре у младшего Глазковского. Вторым известным иконописцем был Иван Культепин. Его имя упоминается в 1833 г., в связи освящением каменной церкви Преображения Господня в селе Замытье тверской губ. (сейчас Рамешковский район). На сайте собора сообщается, что "Расписал церковь тверской мещанин Иван Культепин." (http://www.preobrsobor.ru/index.php/khram-v-zamyte). Не исключаю, что он был отцом Максима и Василия Культепиных. А вот работы этих иконописцев, увы, пока мне не встретились.

Другой династией тверских  иконописцев были Пановы. Вот их имена:

ПАНОВ Александр Владимирович. Тверской иконописец. Работал в середине – второй половине XIX века. Сын иконописца В.И.Панова. Учился иконописи у отца. Работал по селам.

ПАНОВ Александр Лукин. Иконописец. Известен из надписи на оборотной стороне иконы Богоматери «Владимирской», 1762 г. Москва. На иконе внизу надпись: «Изображение ИмЪра чудотворнаго образа Прстыя Бцы Владимерскиiя Что Которой есть Вцръ у град Москв. Оуспенского». На оборотной стороне иконы внизу надпись: «Сей образъ Владимирския Прст / Богородицы написанъ в МосквЪ / 1762 Года декабря / 24 дня». Ниже надпись: «Тщаниемъ Усердиемъ Трудами Алекс / Лукина Панова». Икона продавалась в 2017 году в Германии на на одном из аукционов. (Фото от К. Эберхарда).



ПАНОВ Владимир Александрович. Тверской иконописец. Сын иконописца Александра Лукича Панова. Открыл в Твери иконописную мастерскую В этой мастерской учились и работали иконописцы Гаврила Кожевников и Семен Коршунов. (Некрасов. Тверские иконописцы., с. 3, 4?).

ПАНОВ Владимир Иванович. Иконописец, работал в Твери (упом. 1859 г.). Сын иконописца Панова Ивана Ильича. Своей мастерской не имел, а работал на других хозяев. Работал красками, пунктиром и штрихом, как граверы. Работал великолепно и был мастером своего дела. Мог работать и в технике масляной живописи. Кроме сыновей его учениками можно считать Гавриила Логиновича Кожевникова и Семена Николаевича Коршунова. (Свящ. В.И. Некрасов. Тверские иконописцы XIX столетия и конца XVIII. Тверь. Типография Губернского правления. 1905 г., с. 3). Мне довелось виидеть одну подписную икону "Избранные святые", 1859 г. Икона была написана в манере близкой к пешехоновскому стилю. Размер около: 35х30. Надпись в правом, нижнем углу средника: "1859 г. въ твер. пис. Владимiр И. пановъ" (Эстония, тал­лин­ский антиквариат, 1995 г. Мануйлов).

ПАНОВ Иван Ильич. Тверской иконописец. Родился вероятно, около 1747 г.  Некрасов пишет, что "В ту пору на западной окраине города, у заставы жил Иван Ильич Панов". В 1767 году императрица Екатерина Вторая приезжала в Тверь. Существует легенда, что семья Пановых как-то была знакома с личным кучером императрицы. И сам Илья (ему тогда было около 20 лет) написал портрет кучера, причем за отсутствием холста и бумаги изобразил кучера…на поверхности кирпича. Этот необычный «кирпичный» портрет увидела императрица и пригласила в Путевой дворец самого Ивана Ильича с отцом.  Государыня предложила отдать Ивана Панова в Академию художеств, учиться за казенный счет, но отец воспротивился. Семья Пановых происходила из рода староверов-беспоповцев, поэтому в Санкт-Петербург отец Ивана не отпустил. Сообщается, что после этого Иван Панов остался в Твери, писал иконы для сельских храмов, но всю жизнь жалел, что не довелось поучиться в Академии. Несмотря на то, что Панов сильно пил, он работал исправно, великолепно рисовал и был настоящим мастером своего дела. Он разработал необычный стиль иконописи, работая красками, пунктиром и штрихом, как граверы. Этот же стиль перенял его сын Александр, а сын Александра Владимир Александрович Панов открыл в Твери иконописную мастерскую, в которой учились лучшие представители этой школы – Гаврила Кожевников, Семен Коршунов и другие.

Учился иконописи у отца (отец был беспоповец). Жил близ С.Петербургской заставы в собственном доме. Имел сына, также иконописца Владимира Ивановича Панова. Ивану Ильичу принадлежит вся стенная живопись (alsecco) в холодной церкви Св. Екатерины мученицы в Твери (1819 г.). Рисунки были взяты с картин Библии Тавлеева. Им же написаны иконы в главном приделе в иконостасе церкви Иоанна Предтечи в Твери за исключением некоторых, написанных позже. В церкви св. Жен Мироносиц также имеются иконы его письма; так в приделе Саввы Освященного икона св. Жен Мироносиц, икона Благовещения, икона Саввы Освященного, икона Спасителя, икона Скорбящей Божьей Матери. В приделе св. Жен Мироносиц в иконостаса с правой стороны (1-й ярус) икона Жен Мироносиц, Николая Чудотворца, слева - икона Сошествия св. Духа, иконы святых: Иоанна Предтечи, царя Константина (Свящ. В.И.Некрасов. Тверские иконописцы XIX столетия и конца XVIII. Тверь. Типография Губернского правления. 1905 г., с. 3, 4). Надеюсь тверичи когда-то сделают фотографии этих икон и выставят на обозрение.

А тем временем в Германии имеются две иконы этого иконописца. 

Икона «Вознесение Господние», 1825 г. В собрании Курта Эберхарда. Надпись на нижнем поле в центре белой краской: «Писалъ Города Твери Иван Панов 1825 Года». Размер: 49,8х40,1х3,2 см. 


Икона «Свв. Арсений Коневский и Михаил Тверской», 1829 г. Надпись: «Писалъ города [Твери] ико(но)пи(се)цъ Иванъ Пановъ. 1829 года.». Размер: 35,4х30,9 см. Эта икона была в продаже на аукционе Харгесхаймер, 101-II. 25 апреля 2020 г. Лот. 815.

 

ПАНОВ Илья. Тверской иконописец, из старообрядцев беспоповцев. Работал в середине XVIII века. Отец иконописца Ивана Ильича Панова. (Свящ. В.И. Некрасов. Тверские иконописцы XIX столетия и конца XVIII. Тверь. Типография Губернского правления. 1905 г., с. 3)

Список имен приведенный Некрасовым, конечно является не полным. Несколько лет назад на аукционе Джексонов в США в продаже была икона с очень интересной надписью на оборотной стороне. 


  На обороте иконы в картуше надпись: «(17)90-го года / марта 4 дня / написася сеи стый / образ обещаниемъ города / Рыбни деревни деми / на крестьянина гурiя / васильева писанъ [в] / Москве города Т / вери иконописцомъ иваномъ ку / рицынымъ,..». (Ноябрь 2014 г. аукцион Jacksons, США, Lot 47). 



Еще один иконописец, отсутствующий в книге Некрасова, известен из подписей на двух иконах в частных собраниях.


АРКАДЬЕВ Семён (Семион). Тверской иконописец. Известен из подписи на подписной и датированной иконе в собрании И. Арсеньева «Рождество Богородицы», 1853 г. Размер: 31,3 х 26, 5 см. На нижнем поле слева в рамке подпись иконописца: «Написанъ (1853) Года // М. Семионъ ръкадьевъ». (Иконы из частных собраний, 2004., кат. 95). Видимо, икона написана по рисунку С.Е.Шармонова. Сохранилась прорись к этой иконе (приношу благодарность Наталье Плаксиной за информацию о прориси).



 Известна также подписная и датированная икона «Богоматерь Боголюбская», 1849 г. в коллекции иконной галереи Хорста Шмидта (Horst Schmied) (Германия, 94086 Bad Griesbach Kurallee 1a ). Размер иконы: 34,7х28,5 см. Надпись в правом нижнем углу на поле (на снимке надпись не читается). 



Заканчивая рассказ о тверской иконописи хочется отметить, что в тверской губернии широко были развиты и другие направления искусства, портретная живопись, декоративная резьба, художественные работы по металлу. Значительное место занимало старообрядчество и в частности, "подстаринная" иконопись. Центром старообрядчества Тверской губернии был Ржев.
Возможно, в будущем я смогу подобрать материал по старообрядческой иконописи в Тверской губернии и познакомить моих читателей с этой темой.


Ваш
Ю.Мануйлов.