Тверские иконописцы. Часть 3.
И так, продолжу рассказ о тверских иконописцах, работавших в конце 18 в. и в 19 веке.
Одним из значимых мастеров являлся тверской иконописец -
КУЛЬТЕПИН Максим Иванович (род. 1814 - ?). Он учился у иконописца Ивана
Прохоровича Глазковского (Гурьева), а затем совершенствовал свое мастерство в
мастерской его сына Александра Ивановича в Новгороде в Юрьевском монастыре.
(Некрасов. Тверские иконописцы. С. 13). Работал в
Твери, Новгороде и Торжке. В собрании Тверской областной картинной галереи
хранятся четыре иконы кисти М.И. Культепина, в том числе «Собор архангела
Михаила», «Христос у Марфы и Марии», «Уверение Фомы». Все они были написаны для
иконостаса церкви святых Иоанна Дамаскина и Марии Египетской на Иоанно –
Богословском кладбище города Торжка. Заказчиками семейного храма – усыпальницы
и его убранства были новоторжские купцы, братья Стефан, Яков и Михаил
Уваровы в 1843-1844 годах.
Кроме этого известна
подписная и датированная икона "Поклонение волхвов", 1844 г., в собр. ГМИР. Размер: 45х36 см. На обороте
надпись: "Сию святую икону в день освящения кладбищенского храма в Торжке и
тезоименитства купцов Степану Никитину Г-ну Уварову посвящает тверской
иконописец Максим Ив. Культепин 1844 г. ноября 28 дня". (Ю.Тарасов, икона и благочестие, цв. илл. 31, с. 303, 304). См. фото с выставки в ГМИР 2019 г.
В 2018 году в западной башне Тверского императорского дворца проходила
выставка-акция из цикла "Страницы реставрации". Экспонировалась
подписная икона “Преподобный Иоанн Дамаскин, в житии”, 1844, ТОКГ (Тверская
областная картинная галерея). Реставратор Л.В. Жебелян, мастерская Тверской
картинной галереи. Дерево, левкас, темпера,
золочение. Подпись внизу
справа: «П: Тверс : иконоп: Максимъ Культепинъ 1844 года». См. фото вверху поста.
Максим Культепин также писал местные иконы для церкви Иоанна
Дамаскина и Марии Египетской в Твери (ул.
Осташковская (ул. Богословская).
“Местныя иконы Воскресения Христова, Пресвятой Богородицы, именуемой Неопалимая
Купина, преподобного Иоанна Дамаскина, преподобной Марии Египетской и святого
великомученика Никиты; на южной двери - трех вселенских святителей, а также св.
Николая, Никифора, патриарха Цареградскаго, Софрония Иерусалимскаго и Амвросия
Медиоланкаго; на левом - архистратига Михаила, св. Афанасия великаго, Кирилла
Александрийского, святого благовернаго великого князя Александра Невскаго,
преподобного Ефрема Сирина, Ефрема Новоторжкаго и великомученика Георгия Победоносца;
все иконы написаны в 1844 году Тверским живописцем Максимом Культепиным». В
советское время церковь была разрушена. (Монастыри и приходские
церкви г. Торжка и их достопримечательности. - Тверь, 1903.).
Анна Иванникова в своей статье об иконе Собор Архангела Михаила (см. прим. 16) пишет:
«В 1844 г. тверской иконописец Максим Культепин создал
близкий по иконографии образ «Собор архистратига Михаила» (ТОКГ, инв. № Ж - 947),
изменив отдельные детали (в частности, архангелы предстоят иконе Спаса Нерукотворного,
свиток в руках Михаила отсутствует). Близость двух изводов косвенно
подтверждает знакомство иконописца с эрмитажной
иконой, которую он мог видеть (или копировать) во время работы в мастерской
А. Глазковского.».
Другой династией тверских иконописцев были Пановы. Вот их имена:
ПАНОВ Александр
Владимирович. Тверской иконописец. Работал в середине – второй половине XIX века. Сын иконописца В.И.Панова. Учился иконописи у отца. Работал по селам.
ПАНОВ Александр Лукин.
Иконописец. Известен из надписи на оборотной стороне иконы Богоматери
«Владимирской», 1762 г. Москва. На иконе внизу надпись: «Изображение ИмЪра чудотворнаго образа
Прстыя Бцы Владимерскиiя Что Которой
есть Вцръ у град Москв. Оуспенского». На оборотной стороне иконы
внизу надпись: «Сей образъ Владимирския Прст / Богородицы написанъ в МосквЪ / 1762
Года декабря / 24 дня». Ниже надпись: «Тщаниемъ Усердиемъ Трудами Алекс
/ Лукина Панова». Икона продавалась в 2017 году в Германии на на одном из аукционов. (Фото от К. Эберхарда).
ПАНОВ Владимир
Александрович. Тверской иконописец. Сын иконописца Александра Лукича Панова.
Открыл в Твери иконописную мастерскую В этой мастерской учились и работали иконописцы
Гаврила Кожевников и Семен Коршунов. (Некрасов. Тверские иконописцы., с. 3, 4?).
ПАНОВ Владимир Иванович.
Иконописец, работал в Твери (упом. 1859 г.). Сын иконописца Панова Ивана Ильича. Своей мастерской не
имел, а работал на других хозяев. Работал красками, пунктиром и штрихом, как
граверы. Работал великолепно и был мастером своего дела. Мог работать и в
технике масляной живописи. Кроме сыновей его учениками можно считать Гавриила Логиновича Кожевникова и Семена
Николаевича Коршунова. (Свящ. В.И. Некрасов. Тверские иконописцы XIX столетия и конца XVIII. Тверь. Типография Губернского правления. 1905 г., с. 3). Мне довелось виидеть одну подписную икону "Избранные святые", 1859 г. Икона была написана в манере близкой к
пешехоновскому стилю. Размер около: 35х30.
Надпись в правом, нижнем углу средника: "1859 г. въ твер. пис. Владимiр И. пановъ" (Эстония, таллинский
антиквариат, 1995 г. Мануйлов).
ПАНОВ Иван Ильич. Тверской иконописец. Родился вероятно, около 1747 г. Некрасов пишет, что "В ту пору на западной окраине города, у заставы жил Иван Ильич Панов". В 1767 году императрица Екатерина Вторая приезжала в Тверь. Существует легенда, что семья Пановых как-то была знакома с личным кучером императрицы. И сам Илья (ему тогда было около 20 лет) написал портрет кучера, причем за отсутствием холста и бумаги изобразил кучера…на поверхности кирпича. Этот необычный «кирпичный» портрет увидела императрица и пригласила в Путевой дворец самого Ивана Ильича с отцом. Государыня предложила отдать Ивана Панова в Академию художеств, учиться за казенный счет, но отец воспротивился. Семья Пановых происходила из рода староверов-беспоповцев, поэтому в Санкт-Петербург отец Ивана не отпустил. Сообщается, что после этого Иван Панов остался в Твери, писал иконы для сельских храмов, но всю жизнь жалел, что не довелось поучиться в Академии. Несмотря на то, что Панов сильно пил, он работал исправно, великолепно рисовал и был настоящим мастером своего дела. Он разработал необычный стиль иконописи, работая красками, пунктиром и штрихом, как граверы. Этот же стиль перенял его сын Александр, а сын Александра Владимир Александрович Панов открыл в Твери иконописную мастерскую, в которой учились лучшие представители этой школы – Гаврила Кожевников, Семен Коршунов и другие.
Учился иконописи у отца (отец был беспоповец). Жил близ С.Петербургской заставы в собственном доме. Имел сына, также иконописца Владимира Ивановича Панова. Ивану Ильичу принадлежит вся стенная живопись (alsecco) в холодной церкви Св. Екатерины мученицы в Твери (1819 г.). Рисунки были взяты с картин Библии Тавлеева. Им же написаны иконы в главном приделе в иконостасе церкви Иоанна Предтечи в Твери за исключением некоторых, написанных позже. В церкви св. Жен Мироносиц также имеются иконы его письма; так в приделе Саввы Освященного икона св. Жен Мироносиц, икона Благовещения, икона Саввы Освященного, икона Спасителя, икона Скорбящей Божьей Матери. В приделе св. Жен Мироносиц в иконостаса с правой стороны (1-й ярус) икона Жен Мироносиц, Николая Чудотворца, слева - икона Сошествия св. Духа, иконы святых: Иоанна Предтечи, царя Константина (Свящ. В.И.Некрасов. Тверские иконописцы XIX столетия и конца XVIII. Тверь. Типография Губернского правления. 1905 г., с. 3, 4). Надеюсь тверичи когда-то сделают фотографии этих икон и выставят на обозрение.
А тем временем в Германии имеются две иконы этого иконописца.
Икона «Вознесение Господние», 1825 г. В собрании Курта Эберхарда. Надпись на нижнем поле в центре белой краской: «Писалъ Города Твери Иван Панов 1825 Года». Размер: 49,8х40,1х3,2 см.
Икона «Свв. Арсений Коневский и Михаил Тверской», 1829 г. Надпись: «Писалъ города [Твери] ико(но)пи(се)цъ Иванъ Пановъ. 1829 года.». Размер: 35,4х30,9 см. Эта икона была в продаже на аукционе Харгесхаймер, 101-II. 25 апреля 2020 г. Лот. 815.
ПАНОВ Илья. Тверской
иконописец, из старообрядцев беспоповцев. Работал в середине XVIII века. Отец
иконописца Ивана Ильича Панова.
(Свящ. В.И. Некрасов. Тверские иконописцы XIX столетия и конца XVIII. Тверь.
Типография Губернского правления. 1905 г., с. 3)
Список имен приведенный Некрасовым, конечно является не полным. Несколько лет назад на аукционе Джексонов в США в продаже была икона с очень интересной надписью на оборотной стороне.
На обороте иконы в картуше надпись: «(17)90-го года / марта 4 дня / написася сеи стый / образ обещаниемъ города / Рыбни деревни деми / на крестьянина гурiя / васильева писанъ [в] / Москве города Т / вери иконописцомъ иваномъ ку / рицынымъ,..». (Ноябрь 2014 г. аукцион Jackson”s, США, Lot 47).
Еще один иконописец, отсутствующий в книге Некрасова, известен из подписей на двух иконах в частных собраниях.
АРКАДЬЕВ Семён (Семион). Тверской иконописец. Известен из подписи на подписной и датированной иконе в собрании И. Арсеньева «Рождество Богородицы», 1853 г. Размер: 31,3 х 26, 5 см. На нижнем поле слева в рамке подпись иконописца: «Написанъ (1853) Года // М. Семионъ ръкадьевъ». (Иконы из частных собраний, 2004., кат. 95). Видимо, икона написана по рисунку С.Е.Шармонова. Сохранилась прорись к этой иконе (приношу благодарность Наталье Плаксиной за информацию о прориси).
Известна также подписная и датированная икона «Богоматерь Боголюбская», 1849 г. в коллекции иконной галереи Хорста Шмидта (Horst Schmied) (Германия, 94086 Bad Griesbach Kurallee 1a ). Размер иконы: 34,7х28,5 см. Надпись в правом нижнем углу на поле (на снимке надпись не читается).
Заканчивая рассказ о тверской иконописи хочется отметить, что в тверской губернии широко были развиты и другие направления искусства, портретная живопись, декоративная резьба, художественные работы по металлу. Значительное место занимало старообрядчество и в частности, "подстаринная" иконопись. Центром старообрядчества Тверской губернии был Ржев.










Комментариев нет:
Отправить комментарий