Обо мне

Моя фотография
В своей жизни мне довелось заниматься очень многими вещами, но судьба так распорядилась, что икона стала главным делом и смыслом моего существования. Первую половину жизни я занимался изучением этой проблемы, копил материал, нащупывал методы познания, вторая половина жизни была посвящена реализации своих знаний, систематизации накопленного материала. Теперь настало время поделиться всем этим с заинтересованными людьми.

суббота, 25 мая 2024 г.

 Тверские иконописцы. Часть 3.


И так, продолжу рассказ о тверских иконописцах, работавших в конце 18 в. и в 19 веке.

Одним из значимых мастеров являлся тверской иконописец -

КУЛЬТЕПИН Максим Иванович (род. 1814 - ?). Он учился у иконописца Ивана Прохоровича Глазковского (Гурьева), а затем совершенствовал свое мастерство в мастерской его сына Александра Ивановича в Новгороде в Юрьевском монастыре. (Некрасов. Тверские иконописцы. С. 13). Работал в Твери, Новгороде и Торжке. В собрании Тверской областной картинной галереи хранятся четыре иконы кисти М.И. Культепина, в том числе «Собор архангела Михаила», «Христос у Марфы и Марии», «Уверение Фомы». Все они были написаны для иконостаса церкви святых Иоанна Дамаскина и Марии Египетской на Иоанно – Богословском кладбище города Торжка. Заказчиками семейного храма – усыпальницы и его убранства были новоторжские купцы, братья Стефан, Яков и Михаил Уваровы в 1843-1844 годах.

Кроме этого известна подписная и датированная икона "Поклонение волхвов", 1844 г.,  в собр. ГМИР. Размер: 45х36 см. На обороте надпись: "Сию святую икону в день освящения кладбищенского храма в Торжке и тезоименитства купцов Степану Никитину Г-ну Уварову посвящает тверской иконописец Максим Ив. Культепин 1844 г. ноября 28 дня". (Ю.Тарасов, икона и благочестие, цв. илл. 31, с. 303, 304). См. фото с выставки в ГМИР 2019 г.



В 2018 году в западной башне Тверского императорского дворца проходила выставка-акция из цикла "Страницы реставрации". Экспонировалась подписная икона “Преподобный Иоанн Дамаскин, в житии”, 1844, ТОКГ (Тверская областная картинная галерея). Реставратор Л.В. Жебелян, мастерская Тверской картинной галереи.  Дерево, левкас, темпера, золочение. Подпись внизу справа: «П: Тверс : иконоп: Максимъ Культепинъ 1844 года». См. фото вверху поста.

Максим Культепин также писал местные иконы для церкви Иоанна Дамаскина и Марии Египетской в Твери (ул. Осташковская (ул. Богословская).
“Местныя иконы Воскресения Христова, Пресвятой Богородицы, именуемой Неопалимая Купина, преподобного Иоанна Дамаскина, преподобной Марии Египетской и святого великомученика Никиты; на южной двери - трех вселенских святителей, а также св. Николая, Никифора, патриарха Цареградскаго, Софрония Иерусалимскаго и Амвросия Медиоланкаго; на левом - архистратига Михаила, св. Афанасия великаго, Кирилла Александрийского, святого благовернаго великого князя Александра Невскаго, преподобного Ефрема Сирина, Ефрема Новоторжкаго и великомученика Георгия Победоносца; все иконы написаны в 1844 году Тверским живописцем Максимом Культепиным». В советское время церковь была разрушена. (
Монастыри и приходские церкви г. Торжка и их достопримечательности. - Тверь, 1903.).

Анна Иванникова в своей статье об иконе Собор Архангела Михаила (см. прим. 16) пишет:

«В 1844 г. тверской иконописец Максим Культепин создал близкий по иконографии образ «Собор архистратига Михаила» (ТОКГ, инв. № Ж - 947), изменив отдельные детали (в частности, архангелы предстоят иконе Спаса Нерукотворного, свиток в руках Михаила отсутствует). Близость двух изводов косвенно подтверждает знакомство иконописца с эрмитажной иконой, которую он мог видеть (или копировать) во время работы в мастерской А. Глазковского.».

 В настоящее время мне известны еще два иконописца, носящие фамилию Культепины, это Василий Иванович, скорее всего брат Максима Ивановича. Он также учился у И.П.Глазковского и работал В Новгороде в Юрьевом монастыре у младшего Глазковского. Вторым известным иконописцем был Иван Культепин. Его имя упоминается в 1833 г., в связи освящением каменной церкви Преображения Господня в селе Замытье тверской губ. (сейчас Рамешковский район). На сайте собора сообщается, что "Расписал церковь тверской мещанин Иван Культепин." (http://www.preobrsobor.ru/index.php/khram-v-zamyte). Не исключаю, что он был отцом Максима и Василия Культепиных. А вот работы этих иконописцев, увы, пока мне не встретились.

Другой династией тверских  иконописцев были Пановы. Вот их имена:

ПАНОВ Александр Владимирович. Тверской иконописец. Работал в середине – второй половине XIX века. Сын иконописца В.И.Панова. Учился иконописи у отца. Работал по селам.

ПАНОВ Александр Лукин. Иконописец. Известен из надписи на оборотной стороне иконы Богоматери «Владимирской», 1762 г. Москва. На иконе внизу надпись: «Изображение ИмЪра чудотворнаго образа Прстыя Бцы Владимерскиiя Что Которой есть Вцръ у град Москв. Оуспенского». На оборотной стороне иконы внизу надпись: «Сей образъ Владимирския Прст / Богородицы написанъ в МосквЪ / 1762 Года декабря / 24 дня». Ниже надпись: «Тщаниемъ Усердиемъ Трудами Алекс / Лукина Панова». Икона продавалась в 2017 году в Германии на на одном из аукционов. (Фото от К. Эберхарда).



ПАНОВ Владимир Александрович. Тверской иконописец. Сын иконописца Александра Лукича Панова. Открыл в Твери иконописную мастерскую В этой мастерской учились и работали иконописцы Гаврила Кожевников и Семен Коршунов. (Некрасов. Тверские иконописцы., с. 3, 4?).

ПАНОВ Владимир Иванович. Иконописец, работал в Твери (упом. 1859 г.). Сын иконописца Панова Ивана Ильича. Своей мастерской не имел, а работал на других хозяев. Работал красками, пунктиром и штрихом, как граверы. Работал великолепно и был мастером своего дела. Мог работать и в технике масляной живописи. Кроме сыновей его учениками можно считать Гавриила Логиновича Кожевникова и Семена Николаевича Коршунова. (Свящ. В.И. Некрасов. Тверские иконописцы XIX столетия и конца XVIII. Тверь. Типография Губернского правления. 1905 г., с. 3). Мне довелось виидеть одну подписную икону "Избранные святые", 1859 г. Икона была написана в манере близкой к пешехоновскому стилю. Размер около: 35х30. Надпись в правом, нижнем углу средника: "1859 г. въ твер. пис. Владимiр И. пановъ" (Эстония, тал­лин­ский антиквариат, 1995 г. Мануйлов).

ПАНОВ Иван Ильич. Тверской иконописец. Родился вероятно, около 1747 г.  Некрасов пишет, что "В ту пору на западной окраине города, у заставы жил Иван Ильич Панов". В 1767 году императрица Екатерина Вторая приезжала в Тверь. Существует легенда, что семья Пановых как-то была знакома с личным кучером императрицы. И сам Илья (ему тогда было около 20 лет) написал портрет кучера, причем за отсутствием холста и бумаги изобразил кучера…на поверхности кирпича. Этот необычный «кирпичный» портрет увидела императрица и пригласила в Путевой дворец самого Ивана Ильича с отцом.  Государыня предложила отдать Ивана Панова в Академию художеств, учиться за казенный счет, но отец воспротивился. Семья Пановых происходила из рода староверов-беспоповцев, поэтому в Санкт-Петербург отец Ивана не отпустил. Сообщается, что после этого Иван Панов остался в Твери, писал иконы для сельских храмов, но всю жизнь жалел, что не довелось поучиться в Академии. Несмотря на то, что Панов сильно пил, он работал исправно, великолепно рисовал и был настоящим мастером своего дела. Он разработал необычный стиль иконописи, работая красками, пунктиром и штрихом, как граверы. Этот же стиль перенял его сын Александр, а сын Александра Владимир Александрович Панов открыл в Твери иконописную мастерскую, в которой учились лучшие представители этой школы – Гаврила Кожевников, Семен Коршунов и другие.

Учился иконописи у отца (отец был беспоповец). Жил близ С.Петербургской заставы в собственном доме. Имел сына, также иконописца Владимира Ивановича Панова. Ивану Ильичу принадлежит вся стенная живопись (alsecco) в холодной церкви Св. Екатерины мученицы в Твери (1819 г.). Рисунки были взяты с картин Библии Тавлеева. Им же написаны иконы в главном приделе в иконостасе церкви Иоанна Предтечи в Твери за исключением некоторых, написанных позже. В церкви св. Жен Мироносиц также имеются иконы его письма; так в приделе Саввы Освященного икона св. Жен Мироносиц, икона Благовещения, икона Саввы Освященного, икона Спасителя, икона Скорбящей Божьей Матери. В приделе св. Жен Мироносиц в иконостаса с правой стороны (1-й ярус) икона Жен Мироносиц, Николая Чудотворца, слева - икона Сошествия св. Духа, иконы святых: Иоанна Предтечи, царя Константина (Свящ. В.И.Некрасов. Тверские иконописцы XIX столетия и конца XVIII. Тверь. Типография Губернского правления. 1905 г., с. 3, 4). Надеюсь тверичи когда-то сделают фотографии этих икон и выставят на обозрение.

А тем временем в Германии имеются две иконы этого иконописца. 

Икона «Вознесение Господние», 1825 г. В собрании Курта Эберхарда. Надпись на нижнем поле в центре белой краской: «Писалъ Города Твери Иван Панов 1825 Года». Размер: 49,8х40,1х3,2 см. 


Икона «Свв. Арсений Коневский и Михаил Тверской», 1829 г. Надпись: «Писалъ города [Твери] ико(но)пи(се)цъ Иванъ Пановъ. 1829 года.». Размер: 35,4х30,9 см. Эта икона была в продаже на аукционе Харгесхаймер, 101-II. 25 апреля 2020 г. Лот. 815.

 

ПАНОВ Илья. Тверской иконописец, из старообрядцев беспоповцев. Работал в середине XVIII века. Отец иконописца Ивана Ильича Панова. (Свящ. В.И. Некрасов. Тверские иконописцы XIX столетия и конца XVIII. Тверь. Типография Губернского правления. 1905 г., с. 3)

Список имен приведенный Некрасовым, конечно является не полным. Несколько лет назад на аукционе Джексонов в США в продаже была икона с очень интересной надписью на оборотной стороне. 


  На обороте иконы в картуше надпись: «(17)90-го года / марта 4 дня / написася сеи стый / образ обещаниемъ города / Рыбни деревни деми / на крестьянина гурiя / васильева писанъ [в] / Москве города Т / вери иконописцомъ иваномъ ку / рицынымъ,..». (Ноябрь 2014 г. аукцион Jacksons, США, Lot 47). 



Еще один иконописец, отсутствующий в книге Некрасова, известен из подписей на двух иконах в частных собраниях.


АРКАДЬЕВ Семён (Семион). Тверской иконописец. Известен из подписи на подписной и датированной иконе в собрании И. Арсеньева «Рождество Богородицы», 1853 г. Размер: 31,3 х 26, 5 см. На нижнем поле слева в рамке подпись иконописца: «Написанъ (1853) Года // М. Семионъ ръкадьевъ». (Иконы из частных собраний, 2004., кат. 95). Видимо, икона написана по рисунку С.Е.Шармонова. Сохранилась прорись к этой иконе (приношу благодарность Наталье Плаксиной за информацию о прориси).



 Известна также подписная и датированная икона «Богоматерь Боголюбская», 1849 г. в коллекции иконной галереи Хорста Шмидта (Horst Schmied) (Германия, 94086 Bad Griesbach Kurallee 1a ). Размер иконы: 34,7х28,5 см. Надпись в правом нижнем углу на поле (на снимке надпись не читается). 



Заканчивая рассказ о тверской иконописи хочется отметить, что в тверской губернии широко были развиты и другие направления искусства, портретная живопись, декоративная резьба, художественные работы по металлу. Значительное место занимало старообрядчество и в частности, "подстаринная" иконопись. Центром старообрядчества Тверской губернии был Ржев.
Возможно, в будущем я смогу подобрать материал по старообрядческой иконописи в Тверской губернии и познакомить моих читателей с этой темой.


Ваш
Ю.Мануйлов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий