Обо мне

Моя фотография
В своей жизни мне довелось заниматься очень многими вещами, но судьба так распорядилась, что икона стала главным делом и смыслом моего существования. Первую половину жизни я занимался изучением этой проблемы, копил материал, нащупывал методы познания, вторая половина жизни была посвящена реализации своих знаний, систематизации накопленного материала. Теперь настало время поделиться всем этим с заинтересованными людьми.

понедельник, 21 марта 2022 г.

 Ангельские чины.


Читая свято-отеческую литературу, мы постоянно встречаем упоминания о небесных силах, об ангельских чинах. И многие из нас задаются вопросом, какова природа этих сущностей и их иерархия. Я вам покажу икону из частной коллекции, называемую "Честнейшую херувим, и славнейшую воистину серафим..." именно эта икона показывает небесную иерархию. 


Первым и наиболее высоким чином являются Серафимы и Херувимы, ведь именно они непосредственно прислуживают Господу. А низшим чином являются Ангелы, взаимодействующие с человеком. Вот как выглядит эта иерархия:

Первый чин ангельский — Серафимы

Второй чин ангельский — Херувимы

Третий чин ангельский — Престолы

Четвертый чин ангельский — Господствия

Пятый чин ангельский — Силы

Шестой чин ангельский — Власти

Седьмой чин ангельский — Начала

Восьмой чин — Архангелы

Девятый чин ангельский — Ангелы

Эта небесная иерархия красиво описана в Божественной комедии великого Данте.

И видевшая разум мой томимый
Сказала: "В первых двух кругах кружат,
Объемля Серафимов, Херувимы.
Покорны узам, бег они стремят,
Уподобляясь Точке, сколько властны;
А властны - сколько вознесен их взгляд.
Ближайший к ним любви венец прекрасный
Сплели Престолы божьего лица;
На них закончен первый сонм трехчастный.
Знай, что отрада каждого кольца -
В том, сколько зренье в Истину вникает,
Где разум утоляем до конца.
Мы видим, что блаженство возникает
От зрения, не от любви; она
Лишь спутницей его сопровождает;
А зренью мощь заслугами дана,
Чьи корни - в милости и в доброй воле;
Так лестница помалу пройдена.
Три смежных сонма, зеленея в доле
Вовеки нескончаемой весны,
Где и ночной Овен не властен боле,
"Осанною" всегда оглашены
На три напева, что в тройной святыне
Поют троеобразные чины.

В иерархии этой - три богини:

Сперва - Господства, дальше - Сил венец,
А вслед за ними - Власти, в третьем чине.

В восторгах предпоследних двух колец
Начала и Архангелы витают;
И Ангельская радость, наконец.

Все эти сонмы к высоте взирают

И, книзу власть победную лия,
Влекомы к богу, сами увлекают.

И Дионисий в тайну бытия
Их степеней так страстно погружался,
Что назвал их и различил, как я.

 Григорий с ним потом не соглашался;

Зато, чуть в небе он глаза раскрыл,
Он сам же над собою посмеялся.

С нижних чинов (восьмого и девятого) я и начну. Когда-то я сохранил для себя интересную статью инока Всеволода и привожу её без изменений. Статья была опубликована в журнале "Православная Русь".

Ангелы, Архангелы

Какая же здесь связь с праздником Небесных Сил? Самая прямая. Если бы люди поменьше увлекались скоропреходящими земными идеями, а почаще обращали свои взоры к небу, то они заметили бы, что даже на небе, в среде святых ангелов, нет того бессмысленного равенства, которым бредят безбожники. В ангельском мире, как и повсюду в творении Божием, имеется определенная Богом установленная иерархия. Эта иерархическая подчиненность, это благословенное неравенство скрепляют все здание. Если их изъять, то здание разрушится.

В случае с ангелами, такое частичное разрушение их небесного собрания произошло после восстания, учиненного самым высшим и могущественным ангелом, Денницей, который с тех пор является отцом всех богоборцев-уравнителей.

Если бы Денница не пал, то, вероятно, Святая Церковь установила праздник и в его честь, как она эта сделала в отношении архистратига Божия Михаила. Но Денница не пожелал подчиняться Богу. Он возмечтал стать равным Ему и увлек за собой на путь богоборчества часть ангелов. Так, пресветлый Денница стал черным сатаной – дьяволом.

Против воинства сатаны поднялся архангел Михаил, один из высших ангелов, сохранивших верность Создателю. Выступая на бой во главе всех светлых ангелов, архангел воскликнул: «кто как Бог?» - обличая этим гордого сатану, а равно и богоборцев всех последующих времен.

Ангелы Божии одолели темную силу первых бунтовщиков, и сатана вместе с прочими бесами, как молния, ниспал в преисподняя земли, во ад.

С тех пор архангел Михаил получил наименование архистратига, т.е. предводителя, всех небесных сил бесплотных. За свою ревность о деле Божием он ублажается Церковью даже до сего дня.

Однако, силы бесовские еще продолжают свою войну против чад Христовых. Бог попускает это, дабы мы имели возможность проявить духовную стойкость и верность Троице.

Отовсюду нам грозит опасность. Но в этой ежедневной и ежеминутной борьбе мы имеем от Бога великих защитников и помощников - святых ангелов, возглавляемых семью высшими архангелами; их имена: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил, Варахиил.

О первом из них, архистратиге Михаиле, мы уже сказали. Архангел Гавриил по отношению к человечеству несет служение вестника. Он приходил с Божиим извещением о приближавшихся чудесных событиях к родителям св. Иоанна Предтечи, к родителям Пресвятой Богородицы, а также к Самой Божией Матери и праведному Иосифу. Архангел Гавриил - вестник судеб Божиих, служитель чудес и божественных Таин.

Когда нас обуревают сомнения, когда нам кажется, что мы всеми оставлены и неоткуда ждать помощи, будем молиться архангелу Гавриилу, чтобы Господь, по его молитвам, открыл нам Свою всесвятую волю, и направил нашу жизнь в спасительное русло. Архангел Рафаил - милосердный целитель, посылаемый Богом для утешения больных и скорбных. Из Священного Писания мы знаем, что архангел Рафаил изгнал беса из женщины.

А сколько в наше время одержимых и бесноватых.... Увы, и они, и их родственники, чаще всего обращаются за помощью к колдунам, которые в наше время прикрываются псевдо-научным именем «экстрасенсов». Но разве колдуны, эти слуги бесовские, будут изгонять бесов? Разумеется - нет. Власть и силу изгонять бесов и исцелять бесноватых имеют святые ангелы и в особенности - архангел Рафаил. Будем же просить его предстательства за нас пред Господом, подателем всяческих благ.

Имя архангела Уриила означает свет или огонь Божий. Он просвещает умы и сердца верующих светом Божественных истин и огнем священной любви. Все те, которые приступают к изучению наук, могут и должны молиться этому архангелу, чтобы он просвещал их умы и сердца, и чтобы не возникало у них губительного разрыва между знанием и верой.

Архангел Салафиил - покровитель молитвы. Его так и изображают на иконах: с очами молитвенно опущенными, с руками скрещенными на груди, с видом углубленно-сосредоточенным и смиренным. Он - наш главный наставник и учитель молитвы. Ведь молитва - это самое трудное дело, и учиться ей необходимо. К сожалению, некоторые люди прилежно изучают светские науки, но нерадят об изучении науки из наук - молитвы Иисусовой. Будем же молиться архангелу Салафиилу о ниспослании нам от Господа дара этой Божественной молитвы.

Архангел Иегудиил - покровитель, защитник и помощник труженников. А таковыми должны являться все мы, ибо нам заповедано в поте лица своего есть хлеб свой. Мы несем не только внешние труды, ради хлеба насущного, но и труды духовные, труды по самосовершенствованию. Архангел Иегудиил изображается на иконах с победным венцом в руке. Таких венцов сподобятся те из нас, кто все претерпят до конца, кто достойно понесут легкое иго Христово. Перед нами непростая задача, так будем же просить архангела Иегудиила о помощи на нашем жизненном пути.

Архангел Варахиил - ангел благословений Божиих. Призывая благословение Божие на всякое благое наше начинание, будем просить о помощи архангела Варахиила. Разумеется, мы должны принимать от Бога не только благословение на благоденствие, но и благословение на крест, т.е. на испытания, без которых человекам невозможно спастись. И пусть архангел Варахиил укрепляет нас в несении наших благословенных крестов.

Торжественно празднуя память ангельского Собора, не забудем о главном. Главное же заключается в той верности Богу, в той ревности о славе Божией, которую проявили святые ангелы во главе с архистратигом Михаилом. Дай Бог и нам всегда быть готовыми на подвиг самопожертвования Христа ради.

Подражая ангельской верности Богу, будем свято хранить верность истинному Православию. А ныне это важно как никогда, ибо сегодня Православие атакуемо со стороны инославных и иноверных, которые вновь твердят о необходимости все того же пресловутого равенства, на этот раз речь идет о равенстве между всеми религиями. На такое уравнивание Православия с исповеданиями, исказившими истинное Богопочитание, мы никогда согласиться не сможем, ибо знаем, что вне Православия невозможно спастись. Будем же дорожить нашей православной верой, учащей истинному Богопознанию и Богопочитанию, за которое, в свое время, сражался на небесах архистратиг Божий Михаил и все его небесное воинство.



Икона "Собор Архангела Михаила", 1803 г. Клинцы. Иконописец Василий Карташов.


Образ Архангела Михаила. Кон. 17 века.


Часто в русской иконописи Архангел Михаил изображался в образе  Воеводы грозных небесных сил.



В этой иконе конца 19 века изображены Архангелы Михаил и Гавриил. Начав изучать иконографию Архангелов, вы найдете огромное количество икон, с их образами. Они будут написаны в различных стилях, в разные периоды русской истории. Это же относится и к изображениям Ангела Хранителя. Иногда он изображался один, часто с избранными святыми, как правило соименными членам семьи заказчика иконы. 












И вот такие небольшие иконки, по сути являющиеся произведениями ювелирного искусства.



И в завершение еще одна икона с изображением ангельских чинов. 



Ваш,
Ю. Мануйлов.

четверг, 17 февраля 2022 г.

 Братья Фроловы - Давыд, Гавриил, Тит.




Фроловы принадлежали к старообрядцам-федосеевцам. В 1867 г. семья Фроловых переехала из посада Митьковка Черниговской губернии в Режицу (г. Резекне, Латвия), где их отец Ефим Фролов с сыновьями открыл по улице Вокзальной в доме Василькова иконописную мастерскую. Известно, что Ефим Фролов имел трех сыновей, ставших иконописцами. Это Давыд Ефимович, Гавриил Ефимович и Тит Ефимович Фроловы. Старшим был Давыд Ефимович и впоследствии он бросит занятия иконописью и поселившись в Витебске, станет заниматься юридическими вопросами (т.е. быть стряпчим). Гавриилу Ефимовичу в это время было 14 лет и в свои годы он мог уже работать с отцом. К этим годам многие юные иконописцы становились мастерами. О возрасте Тита сведений нет. После смерти отца, в 1875 г. братья Гавриил и Тит Фроловы были приглашены для работы в Москву, где стали работать в  иконописной мастерской при Преображенском кладбище, в этом же году они занимаются росписью храма на Преображенском кладбище. Между 1875 и 1979 годами они работали также в городах Казани и Самаре. В 1879 г. они вновь возвращаются в г. Режицу.





      К этому периоду работы в Режице, относятся иконы, имеющие на оборотной стороне доски овальное клеймо: "Иконопис. мастер. БР: Фроловы"







Клеймо в форме большой миндалины с размером  3,3x2,3 см. и текстом  внутри. Металлическое клеймо нагревалось и под давлением делался отпечаток на доске. На настоящий момент мне известно более 30 икон, имеющих это клеймо.

А вот как выглядят оборотные стороны икон этой мастерской.



          В живописном решении икон просматривается два основных типа икон. Первый тип более яркий с обилием золота. Использованы приемы лессировочной живописи по золоту. Цветовая гамма достаточно широкая, использованы голубая, зеленая, охры, киноварь. Особенно характерен зеленый цвет. 



Санкирь в личном письме светло коричневый с теплым оттенком желтого или красного тона. Вохрения с большим количеством белил, но переходы тонкие и высветления не яркие. Опись черт лица выполнена тонкими черными линиями. Белильных движков в личном нет. Седые волосы написаны чистыми белилами. В разделках одежд применены белила и черная краска. Этот тип икон напоминает яркие иконы Ветки и Стародубья.



 По всей видимости в этих иконах отразилась выучка отца Ефима Фролова, выходца из Черниговской губернии. Можно предположить, что этот тип икон создавался рукой Тита Фролова. Не исключено, что мастера в своей работе руководствовались также требованиями заказчиков, выполняя заказ в определенном стиле. В иконах сюжетных палатное письмо богато орнаментировано, горки нежных розовых, салатных тонов с красочными деревьями и травами. Фигуры персонажей удлиненные. В некоторых деталях чувствуется влияние мстерских традиций .


      Иконы второго типа значительно сдержаннее по колориту, характер личного письма более строгий. И в этих работах узнается почерк Гавриила Фролова, хорошо известный по более поздним работам. Примером может служить икона "Смоленской Богоматери". 


Санкирь зеленоватый, охрение разбеленной красной охрой, отсутствуют белильные движки. Губы подцвечены киноварью. Фон светло-охряной с розовым оттенком, поля охра, светло-оливкого тона. Разделки волос оранжевые. Поземы у приписных святых темно-оливковые. Фигуры на полях написаны без выделения фона. Надписи выполнены черной краской. Опушь темно-оливковая и киноварная. По лузге темно-карминовая отводка. Одежды Богоматери цвета сушеной вишни с черными разделками, слегка растушеванными. Весь рисунок имеет развитую графью. 

         Вот еще некоторые иконы с клеймом "Братья Фроловы".











Ваш,
Ю. Мануйлов.


P.S. После выхода моей книги "Икона староверов Причудья" прошло уже почти 12 лет и за эти годы мною были зафиксированы ранее неизвестные иконы мастерской. Поэтому, я решил разместить список работ мастерской в этом блоге.

Иконы с клеймом «Иконопис. мастер. Бр. Фроловы» (с 1870 –х до 1894 года).


1. Икона "Преподобный Нифонт". 36,1х31. (Частная колл. в Эстонии).


2. Икона "Св. Никола Чудотворец с приписными святыми на полях". 31х26. (Таллинский антиквариат. 2006 г.)



3. Икона "Св. Никола Чудотворец". 31х26. (Таллинский антиквариат. 1998 г.).



4. Икона "Архангел Михаил грозных сил Воевода". 22х18. (Частная колл. в России).


5. Икона "
Успение Пресвятой Богородицы". 53х44 . (Частная колл. в Эстонии).




6. Икона "Св. Николай Чудотворец с 12 клеймами жития". 53х44. (Частная колл. в Эстонии).


7. Икона "Рождество Христово". 53,6 x 46,1. (Антикварная торговля. Германия. Икона в 1991 г. была похищена из моленного дома в Малых Кольках (Эстония).

 





8. Икона "Воскресение Христово-Сошествие во ад".  71,4х57,5.  (Икона похищена из моленного дома в Малых Кольках).


9. Икона "Апостолы Петр и Павел". 53,3х43,7. (Моленная в Таллине).


10. Икона "Спас Нерукотворный в металлическом окладе". Около 50х50. Украдена из частной коллекции в Таллине.    
  


11. Икона Богоматери «О, Всепетая Мати». 31х26,5. (Аукцион Jacksons (США) 22-23 мая 2012 г. Лот. 59). На иконе имелся новодельный серебряный оклад.
     

12. Икона "Св. Николай Чудотворец с приписными святыми на полях и окладом". 36х31,2.  (Частная колл. в Эстонии).


13. Икона "Св. Паисий Великий". 35,3 x 30,7. (Гос. Рег. Ном. 20574; стар. номер 10III 16k-161). (Моленная в Рая).

 

14. Икона «Богоматерь Смоленская с приписными святыми на полях: священномуч. Василием исп. и св. Матроной». 35,7х30,7. (Таллинский антиквариат. 2005 г.).

15. Икона «Богоматерь Смоленская с приписными свв. муч. Екатериной и св. Марией Егип.» 44,1х38,6. (Частная колл. в Эстонии).





16. Икона "Св. Никола Чудотворец". 44х38. (Частная колл. в России, ранее в Эстонии).



17. Икона "Св. Алексей человек Божий в молении на образ Богородицы". 30,9х26,6. (Частная колл. в Германии).

 

18. Икона "Св. Иоанн Богослов в молчании". 35,9х31,1. (Частная колл. в Германии).




19. Икона «Богоматерь Феодоровская». 30,9х26,5. (Частная колл. в Германии).


      

20. Икона "Воздвижение Креста Господня".  53,1х44. (Частная колл. в Германии).

 




21. Икона Богоматери «Неопалимая Купина». 27х22. (Российский антиквариат. 2011 г.). На иконе стоит штамп 2 типа, отличный от известного штампа мастерской братьев Фроловых. Работа также отличается от известных работ мастерской братьев Фроловых.


Иконы не вошедшие в книгу.       

22.  Распятие с предстоящими. (Выставлялась на форуме «Христианство в искусстве» в 2019 г.)

 


23.Икона Богоматери «Млекопитательница». Икона переписана или написана на старой доске. Икона выставлялась на продажу на форуме «Христианство в искусстве». На обороте стоит штамп мастерской Братьев Фроловых 2 типа.       

  

24.  Икона "Свв. Апостолы Петр и Павел". 34,7х28,3.  (Выставлялась на продажу на аукционе Харгесхаймер в Германии). 


      

25.  Икона "Св. Никола Чудотворец". (Выставлялась на продажу на форуме ХВИ, 2015 г.)



26. Икона Богоматери "Утоли моя печали". (Выставлялась на продажу на форуме ХВИ, 2015 г.)



27. Икона "Св. Георгий Победоносец". 58,5х? (Выставлялась на продажу в антиквариате в России



28. Икона "Св. Георгий Победоносец". 31,2х26. (Выставлялась на продажу в антиквариате в России)


29. Икона "Богоматерь Казанская". Размер неизвестен. (Антиквариат в России, 2015 г.)


30. Икона "Не рыдай Мене Мати". 31,5х26,5. (Выставлялась на продажу на ХВИ в 2022 г.)


31. Икона "Св. Никола Чудотворец". 54х46. ( Выставлялась на продажу в Латвии)


32. Икона "Св. Никола Чудотворец". Около 31х26. (В собрании Художественного музея в Витебске).



33. Икона "Богоматерь Феодоровская". 31,1х26. (Выставлялась на продажу на аукционе Харгесхаймер в Германии в 2021 г.)



34. Икона "Сошествие во ад". 31,1 х 25,7. (Выставлялась для обсуждения на форуме ХВИ)




Все работы выполнены на доске в технике яичной темперы.

Все размеры даны в сантиметрах.