Братья Фроловы - Давыд, Гавриил, Тит.
Фроловы принадлежали к старообрядцам-федосеевцам. В 1867 г. семья Фроловых
переехала из посада Митьковка Черниговской губернии в Режицу (г. Резекне,
Латвия), где их отец Ефим Фролов с сыновьями открыл по улице Вокзальной в доме Василькова иконописную мастерскую. Известно, что Ефим Фролов имел трех сыновей, ставших иконописцами. Это Давыд Ефимович, Гавриил Ефимович и Тит Ефимович Фроловы. Старшим был Давыд Ефимович и впоследствии он бросит занятия иконописью и поселившись в Витебске, станет заниматься юридическими вопросами (т.е. быть стряпчим). Гавриилу Ефимовичу в это время было 14 лет и в
свои годы он мог уже работать с отцом. К этим годам многие юные иконописцы становились мастерами. О возрасте Тита сведений нет. После
смерти отца, в 1875 г. братья Гавриил и Тит Фроловы были приглашены для работы в Москву, где
стали работать в иконописной мастерской
при Преображенском кладбище, в этом же году они занимаются росписью храма на
Преображенском кладбище. Между 1875 и 1979 годами они работали также в городах
Казани и Самаре. В 1879 г. они вновь возвращаются в г. Режицу.
К этому периоду работы в Режице, относятся иконы, имеющие на оборотной стороне доски овальное клеймо: "Иконопис. мастер. БР: Фроловы".
Клеймо в форме
большой миндалины с размером 3,3x2,3 см. и текстом внутри. Металлическое клеймо нагревалось и
под давлением делался отпечаток на доске. На настоящий момент мне известно более 30 икон, имеющих
это клеймо.
А вот как выглядят оборотные стороны икон этой мастерской.
В живописном решении икон просматривается два основных типа икон. Первый тип более яркий с обилием золота. Использованы приемы лессировочной живописи по золоту. Цветовая гамма достаточно широкая, использованы голубая, зеленая, охры, киноварь. Особенно характерен зеленый цвет.
Санкирь в личном письме светло коричневый с теплым оттенком желтого или красного тона. Вохрения с большим количеством белил, но переходы тонкие и высветления не яркие. Опись черт лица выполнена тонкими черными линиями. Белильных движков в личном нет. Седые волосы написаны чистыми белилами. В разделках одежд применены белила и черная краска. Этот тип икон напоминает яркие иконы Ветки и Стародубья.
По всей видимости в этих иконах отразилась выучка отца Ефима Фролова, выходца из Черниговской губернии. Можно предположить, что этот тип икон создавался рукой Тита Фролова. Не исключено, что мастера в своей работе руководствовались также требованиями заказчиков, выполняя заказ в определенном стиле. В иконах сюжетных палатное письмо богато орнаментировано, горки нежных розовых, салатных тонов с красочными деревьями и травами. Фигуры персонажей удлиненные. В некоторых деталях чувствуется влияние мстерских традиций .
Иконы второго типа значительно сдержаннее по колориту, характер личного письма более строгий. И в этих работах узнается почерк Гавриила Фролова, хорошо известный по более поздним работам. Примером может служить икона "Смоленской Богоматери".
Вот еще некоторые иконы с клеймом "Братья Фроловы".
Иконы с клеймом «Иконопис. мастер. Бр. Фроловы» (с 1870 –х до 1894 года).
3. Икона "Св. Никола Чудотворец". 31х26. (Таллинский антиквариат. 1998 г.).
9. Икона "Апостолы Петр и Павел". 53,3х43,7. (Моленная в Таллине).
20. Икона "Воздвижение Креста Господня". 53,1х44. (Частная колл. в Германии).
Иконы не вошедшие в книгу.
22. Распятие с предстоящими. (Выставлялась на форуме
«Христианство в искусстве» в 2019 г.)
23.Икона Богоматери «Млекопитательница». Икона переписана или написана на старой доске. Икона выставлялась на продажу на форуме «Христианство в искусстве». На обороте стоит штамп мастерской Братьев Фроловых 2 типа.
24. Икона "Свв. Апостолы Петр и Павел". 34,7х28,3. (Выставлялась на продажу на аукционе Харгесхаймер в Германии).
25. Икона "Св. Никола Чудотворец". (Выставлялась на продажу на форуме ХВИ, 2015 г.)
Все работы выполнены на доске в технике яичной
темперы.
Все размеры даны в сантиметрах.




























Комментариев нет:
Отправить комментарий