Обо мне

Моя фотография
В своей жизни мне довелось заниматься очень многими вещами, но судьба так распорядилась, что икона стала главным делом и смыслом моего существования. Первую половину жизни я занимался изучением этой проблемы, копил материал, нащупывал методы познания, вторая половина жизни была посвящена реализации своих знаний, систематизации накопленного материала. Теперь настало время поделиться всем этим с заинтересованными людьми.

воскресенье, 12 сентября 2021 г.

 Знаете ли вы иконописца Мызникова?


Имя причудского иконописца Филиппа Андреевича Мызникова мало кому известно и поэтому хочется рассказать о нём и его работах. Родился в 1873 — умер в 1910. Был старообрядцем поморского согласия. Отец — Андрей Васильевич Мызников, мать — Парасковия Мызникова. Мызниковы были грамотными и глубоко верующими людьми. Проживали в разное время

в посаде Чёрном (Муствее), деревне Тихотке (Тихеда), городе Юрьеве (Тарту). Мызников работал как самостоятельно, так и совместно с Гавриилом Ефимовичем Фроловым. Умер молодым от чахотки.
В Причудье исстари селились старообрядцы в основном федосеевцы.
Самой крупной его работой стал пятиярусный иконостас в храме пос. Воронья (Варнья) расположенном на берегу Чудского озера. Эту работу он выполнил в 1904 году. Храм и иконостас сохранились. В Воронье и сейчас действует федосеевская община. Как я уже упомянул, Мызников был поморцем, но в этих краях было не так уж много иконописцев и различия между старообрядческими толками федосеевцев и поморцев были не столь уж значительными. Видимо, поэтому Ф.А. Мызников выполнял заказы как поморцев, так и федосеевцев.
Храм построен из кирпича, колокольня была пристроена уже позже в 1930-е годы. И так храм выглядит сейчас.


Сохранился договор на написание икон для иконостаса с подписью иконописца.


А это общий вид иконостаса в Варнья.




Немного раньше, а именно в 1902 году Ф.А. Мызников совместно с Г.Е. Фроловым работал над созданием иконостаса старообрядческой церкви в Никитовке (Кикитка). В нём он написал 2 верхних ряда иконостаса.




Мызников писал иконы также для Тартуской моленной (храм и иконы сгорели от зажигательной бомбы в июле 1941 г.).
Подписных работ мне известно только 3, но почерк иконописца настолько своеобразный, что его работы легко узнаваемы среди других икон в моленных домах.
Из подписных работ вне иконостаса в Воронье (Варнья), конечно надо назвать: Крест-распятие запрестольный, на обороте: «Воздвижение Креста», «Успение Богоматери», «Св. Никола», «Троица», «Рождество Богоматери», 1899, Рига. Дерево, темпера, размер: 126,7×76,6 см. На обороте Креста имеется надпись: «Сей запрестольный крест пожертвован в Пушанскую старообрядческую моленную, пушанским приходом. В лето [год?] от Рождества Х[ристо]ва. Писано в г. Риге при моленной иконописцем Филиппом Мызниковым».



Собирая материалы для книги "Икона староверов Причудья", мне удалось попасть в старообрядческую моленную поморской общины в Таллине. На мою удачу я обнаружил в иконостасе ещё одну икону с образом "Святого Николы Чудотворца". Мне любезно разрешили пробраться за иконостас и осмотреть икону с обратной стороны, где я и обнаружил карандашную пометку (см. фото). Я очень давно занимаюсь анализом надписей на иконах и не составило большого труда прочитать эту монограмму. "Р. Ф.А.Мыз." - "Работал Филипп Андреевич Мызников".






Третья икона с карандашной меткой хранится у моего друга, правда на иконе имеются только инициалы иконописца на обороте доски.
Работы Мызникова отличаются от работ Фролова и видимо, МЫзников учился ремеслу у кого-то из мстёрцев. Его художественный почерк имеет много общего с работами мстерских иконописцев. Сейчасхорошо известно их сохранившихся документов, что братья Фроловы Тит и Гавриил Фроловы работали в Москве. Тиит Фролов какое-то время жил в Мстере и работал в мстерской мастерской.
Обратите внимание как в иконах Мызникова написаны горки с очень необычными лещадками (лещадками в иконописи называют плоские гребни на горках). Обращает на себя вннимание манера написания надписей, такие надписи также находят аналоги в работах мстёрских иконописцев старинщиков. Витиеватые буквы подражают скорописным почеркам XVII века. Еще одной чертой типичной для работ Мызникова являются тяжелые округлые подбородки в ликах, которые имеют аналоги в более ранних старообрядческих иконах.


Вот еще работы Мызникова.


Сравните изображения праздников на этой иконе и на подписном Кресте из Риги.


А вот еще одна замечательная икона "Преображение Господне". Здесь во всей красе можно рассмотреть мызниковские горки.






Вот эти же горки на иконе "Св. Троица" из иконостаса в Воронье.


Еще одна икона "Собор Архангела Михаила" из того же иконостаса.



А это небольшая икона "Рождество Пресвятой Богородицы". Именно эту икону позже возьмет в качестве протографа другой причудский иконописец М.Г. Солнцев.




Следующая икона находится в коллекции моего друга В.М. Юдина.
На обороте иконы автор оставил карандашные инициалы, но даже если бы их не было, то стилевые особенности, художественный почерк иконописца не спрячешь.







Вот вы и познакомились с творчеством замечательного иконописца Филиппа Андреевича Мызникова.

Ваш,
Ю. Мануйлов.

понедельник, 6 сентября 2021 г.

 Палехские иконописцы Салаутины.


Лет 15 назад мой знакомый поехал в Иерусалим и там, бродя по старому городу, в одной антикварной лавке обнаружил икону с печатью на обороте. Прислал фото с вопросом - брать или нет. Я посоветовал купить икону. Штамп на иконе принадлежал владельцу иконописной мастерской в Палехе Александру Дмитриевичу Салаутину.



В детстве он остался сиротой и его усыновил палехский иконописец Иван Львович Парилов (о Париловых я уже писал). Сам Александр Дмитриевич икон не писал, но умел найти хороших иконописцев среди своих односельчан. Он не имел приказчика, доверял своим мастерам. И иконы в его мастерской были всегда очень хорошего качества. На иконах этой мастерской можно встретить вот такой штамп.



Мастерская писала много икон для Троице-Сергиевой лавры и не только для нее (встречал икону со штампом мастерской и штампом магазина Г.С. Яковлева в С.--Петербурге).




Вот еще изображения икон вышедших из этой мастерской.




На некоторых иконах стоит другой штамп мастерской. Вот его изображение.




Фамилия иконописцев Салаутиных не раз встречается в документах относящихся к палехской иконописи. В Палехском музее хранится 3 эскиза к иконам, один из них датирован 1804 годом и выполнен он неким Н. Салаутиным.





Два других эскиза имеют подписи Петра Салаутина и Александра.

Несколько лет назад в продаже на немецком аукционе была, датированная 1845 годом, икона Святого Николы Чудотворца. Икона имела подпись Салаутина, но без указания имени. Икона очень хорошего письма и вполне могла быть написана Емельяном Филатовичем Салаутиным (род. до 1810 г. - умер до 1852). Он был владельцем и руководителем иконописной мастерской, занимался реставрацией икон. Имел сыновей иконописцев, работавших в его мастерской: cтарший - Салаутин Михаил Емельянович и другой сын Салаутин Гавриил Емельянович.




Сообщается, что с 1820 по 1837 гг. видимо работал в Москве. В августе-сентябре 1834 г. начал работать в Троице-Сергиевой лавре, реставрировал иконы Троицкого собора и так называемой «больничной» церкви Зосимы и Савватия, а с января по декабрь 1835 – иконы монастырского Успенского собора. (см. Н.К. Голейзовский. «Троица» - Андрея Рублёва? Хронология, сохранность, атрибуция). Интересно обратить ваше внимание на один интересный факт, когда работы Емельяна Петровича в лавре были приписаны другому иконописцу, отцу уже известного нам по предыдущей статье А.Д. Салаутина Дмитрию Петровичу Салаутину. В 2011 году проходила конференция посвященная творчеству Андрея Рублева и Г.И. Вздорновым было сообщено, что Дмитрий Петрович Салаутин являлся первым реставратором занимавшимся открытием знаменитой иконы "Св. Троица" Андрея Рублева и что, «еще в 1830-1840 гг. владел искусством снимать записи и открывать иконное письмо». (Г.И. Вздорнов. «История открытия и изучения русской средневековой живописи. XIX век» (М., 1986, с. 376). Факт этот оказался ошибочным, Дмитрий Петрович Салаутин, согласно новейшему исследованию, умер в 1894 г. (Колесова О.[А.] Палехские иконописцы XVIII - начала XX века. – В журнале «Искусствознание», М., 2006, № 1, с. 429), тогда как Салаутин, раскрывавший древние иконы Троицкого собора, скончался, по свидетельству митрополита Филарета, до 1852 г.). Пишу об этом, что бы читатели лучше представляли всю сложность изучения творческого пути художников. Новые исследователи находят ранее неизученные документы, уточняют какие-то факты и таким образом идет процесс познания предмета.

Ваш,
Ю. Мануйлов.

P.S.

Уже после размещения статьи в блоге, обнаружил у себя список мастеров, составленный когда-то мною, работавших в мастерской А.Д. Салаутина.
Наверняка, список неполный, но это те имена, о которых точно известно, что они работали на А.Д. Салаутина.

БАЖЕНОВ Василий Фомич (1856-1896). Палехский иконописец, лучший мастер в мастерской А.Д. Салаутина. Работал во 2-й пол. XIX в (Зиновьев, с. 27). Крестьянин д. Подолино близ Палеха (Колесова, с. 395).
БАЖЕНОВ Дмитрий Васильевич. Палехский иконописец, мастер в мастерской А.Д. Салаутина. Работал в кон. XIX в. Сын иконописца Василия Фомича Баженова (Зиновьев, с. 27). Он же Баженов Дмитрий Васильевич (?-1917) (Колесова, с. 395).
БАРАНОВ (Антропов) Иван Якимов (1836?-1916), крестьянин д. Дягилево близ Палеха. Работал у Софонова (1850-е гг.). В конце жизни работал у Салаутиных. (Колесова, с. 396).
БАХИРЕВ Павел Иванович. Потомственный иконописец. Родился в 1896 году. Работал в иконописной мастерской В.Е. Белоусова. Зиновьев писал, что он работал в мастерской Салаутина во 2-й пол. XIX в. (Зиновьев, с. 27). Колесова уточняет информацию по этому иконописцу: годы жизни (1876-1932), д. Свергино близ Палеха. Очевидно, сын Ивана Иванова Бахирева. Работал у Софоновых, Салаутина. (Колесова, с. 397).
БЫСТРОВ Василий Ефимович. Палешанин, иконописец, одаренный мастер фряжского письма в мастерской Парилова. Работал во второй пол. XIX в. (Зиновьев, с. 23). Он же Быстров Василий Ефимович (1872[68] - 1921), д. Барышки близ Палеха. Мастер фряжского письма. Работал у Л.И.Парилова и А.Д. Салаутина. (Колесова, с. 401).
ВАКУРОВ Иван Петрович (род. 7(19).01.1885 г. в с. Палех - умер 20.04.1968 г., похоронен в Палехе). Палехский художник - миниатюрист. Брат М. П. Вакурова. Учился в иконописной мастерской Н. М. Сафонова в Палехе и работал до 1915 г. там же, иногда работал для мастерской Салаутина.
ГОЛИКОВ Андрей Михайлович (1865-1935), личник. Работал у Юдина в Санкт-Петербурге, у Салаутина — в Палехе. (Колесова)
ГОЛИКОВ Федор Михайлович (1860?-1888). Работал у Салаутина. (Колесова)
ДОКЕРИН Алексей Иванович, платьечник. Работал у А.Салаутина. (Колесова)
ЗОЛОТНЯКОВ Михаил Федорович. Палехский иконописец, работал в мастерской А.Д.Салаутина во 2-й пол. XIX в. (Зиновьев, с. 27)
КАРПЫЧЕВ Сергей Васильевич. Иконописец, палешанин. Работал в мастерской Салаутина в кон. XIX в. Писал в живописной манере. (Зиновьев, с. 27). Икона "Христос", 1910, мастерская Салаутина, дерево, масло, золото, размер: 31х26,9. (Государственный музей палехского искусства, кат. N 343). Икона "Всех скорбящих радости", нач. XX в., дерево, масло, размер: 26,5х22. (ГМПИ, N 613)
КНЯЗЬКОВ Петр Терентьевич (1867? - 1887), д. Киселево близ Палеха, иконописец. Учился и работал у Салаутиных. (Колесова)
МАЛАХОВ Ф. М. Иконописец из Палеха. Работал в мастерской Салаутина в кон. XIX в. (Зиновьев, с. 27)
ПЕРШИН Иван Александрович (род. 9 (21). 10.1889 г. в Палехе – умер 2.11.1972 г., похоронен в Палехе). Член Союза художников РСФСР с 1944 г. Потомственный иконописец. Вероятно сын Александра Михайловича Першина. Учился в учебных мастерских Комитета попечительства о русской иконописи. Работал в иконописной мастерской Салаутина.
САЛАБАНОВ (Сидякин) Павел Максимов (1840 ? - 1905), крестьянин д. Маланьино близ Палеха. Работал у Софоновых (1859 -1870 гг.). Был приказчиком в мастерской своего приемного сына, А.Д. Салаутина. (Колесова) (здесь непонятка про приемного сына? Ю.М.)




понедельник, 23 августа 2021 г.

 Образ Печерской Богоматери в серебряном окладе.



Очень люблю металлические оклады икон и даже не важно из драгоценного металла они выполнены или из латуни. Бесспорным преимуществом этой принадлежности иконы является его уникальность. И пусть мастера использовали штампы при изготовлении оклада, но вы не найдете двух абсолютно одинаковых окладов (конечно, если это не поздняя машинная работа). Иконы, которые я покупал для себя, всегда имели хорошую сохранность. Но вот эта икона стала исключением и решение купить икону с утратой я сделал исключительно из того, что мне очень понравился оклад. Оклад изготовлен костромским мастером около 1780 года. Серебро позолочено "огневым" методом* и даже спустя 250 лет, продолжает излучать удивительный свет.

Обратите внимание на шрифты, выполнены вкривь и вкось. Тем не менее это не портит работу. Умел же русский человек такое сотворить. Ну точно, немец бы такого не сделал.


  • *Суть так называемого огневого золочения в следующем. Поскольку электричество еще не было известно, то это был основной способ золочения. Готовилась амальгама из золота и ртути и наносилась на предмет, затем предмет обжигали. Ртуть испарялась, а золото на молекулярном уровне проникало в исходный материал. Затем процедуру повторяли несколько раз. Получалось очень прочное и яркое золочение, ему не страшны механические потертости, т.к. золото практически соединялось с металлом. Таким способом золотили не только серебряные изделия, но и изделия из бронзы. Латунные или бронзовые оклады, прошедшие золочение таким способом смотрятся великолепно и ценились в среде знатоков почти наравне с серебряными.



  • Клеймо мастера "М М". В настоящий момент, имя этого мастера неизвестно. В ГИМ хранится черневая солонка, выполненная этим же мастером и датированная 1788 годом. А вот пробирный мастер (также неизвестный) с инициалами "С.А" работал с 1760 по 1790 год. 



  • Так что датировка должна лежать где-то в этих границах.


Ваш

Ю. Мануйлов.

вторник, 8 июня 2021 г.




    Однажды мне позвонил молодой человек и предложил записать видео об иконах. Поскольку тема для меня очень близка, о многом можно рассказать интересующимся людям, и я согласился. Первые дни, несколько раз заглядывал в ютуб, но просмотров было мало и я забыл об этом эксперименте. По прошествии двух лет я случайно попал на своё видео и увидел, что все-таки кто-то смотрит его, часто благодарят, но были и отзывы отрицательные. Мол "показывает новодельные иконы". Вступать в дискуссии с неизвестным людьми мне не интересно. А вот высказаться на странице своего блога, пожалуй надо. Учителем моим был реставратор из художественного музея, еще он собирал иконы, хотя в советское время среди музейных работников это не приветствовалось. Но поскольку мы жили в Эстонии, то среди местной публики икона котировалась на том же уровне, что и африканская маска. Экзотика и только. Поэтому и закрывали глаза на коллекционные увлечения реставратора. Так вот, он всегда особенно обращал внимание на сохранность иконы, и я впитывал его опыт и уже позже, порой даже жалел, что не купил ту или иною вещь по одной только причине, что она мне казалась не достаточно хорошей для коллекции. Уровень мастерсктва современных иконописцев и реставраторов последние годы значительно вырос и конечно, наиболее талантливые из них способны из руинированной иконы сделать "шедевр". И такие "шедевры" покоряют сердца не очень искушенных коллекционеров, да и продавцы спрашивают за них чуть дешевле. А вот опытный коллекционер будет искать свою единственную икону, прождавшую его внимания в киоте под стеклом.

А кому интересно, можете послушать мои рассказы в этом видео.

https://yandex.ru/video/preview/?text=%D0%9C%D0%B0%D0%BD%D1%83%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%20%D0%98%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%8B&path=wizard&parent-reqid=1623177834024593-10169961844222086357-balancer-knoss-search-yp-man-1-BAL-7849&wiz_type=vital&filmId=1880599778727639407


На фото икона "Иоанн Богослов в молчании", первой трети 20 века. Написана старообрядческим иконописцем в Латвии. Киотное хранение.