Обо мне

Моя фотография
В своей жизни мне довелось заниматься очень многими вещами, но судьба так распорядилась, что икона стала главным делом и смыслом моего существования. Первую половину жизни я занимался изучением этой проблемы, копил материал, нащупывал методы познания, вторая половина жизни была посвящена реализации своих знаний, систематизации накопленного материала. Теперь настало время поделиться всем этим с заинтересованными людьми.

вторник, 8 июня 2021 г.




    Однажды мне позвонил молодой человек и предложил записать видео об иконах. Поскольку тема для меня очень близка, о многом можно рассказать интересующимся людям, и я согласился. Первые дни, несколько раз заглядывал в ютуб, но просмотров было мало и я забыл об этом эксперименте. По прошествии двух лет я случайно попал на своё видео и увидел, что все-таки кто-то смотрит его, часто благодарят, но были и отзывы отрицательные. Мол "показывает новодельные иконы". Вступать в дискуссии с неизвестным людьми мне не интересно. А вот высказаться на странице своего блога, пожалуй надо. Учителем моим был реставратор из художественного музея, еще он собирал иконы, хотя в советское время среди музейных работников это не приветствовалось. Но поскольку мы жили в Эстонии, то среди местной публики икона котировалась на том же уровне, что и африканская маска. Экзотика и только. Поэтому и закрывали глаза на коллекционные увлечения реставратора. Так вот, он всегда особенно обращал внимание на сохранность иконы, и я впитывал его опыт и уже позже, порой даже жалел, что не купил ту или иною вещь по одной только причине, что она мне казалась не достаточно хорошей для коллекции. Уровень мастерсктва современных иконописцев и реставраторов последние годы значительно вырос и конечно, наиболее талантливые из них способны из руинированной иконы сделать "шедевр". И такие "шедевры" покоряют сердца не очень искушенных коллекционеров, да и продавцы спрашивают за них чуть дешевле. А вот опытный коллекционер будет искать свою единственную икону, прождавшую его внимания в киоте под стеклом.

А кому интересно, можете послушать мои рассказы в этом видео.

https://yandex.ru/video/preview/?text=%D0%9C%D0%B0%D0%BD%D1%83%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%20%D0%98%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%8B&path=wizard&parent-reqid=1623177834024593-10169961844222086357-balancer-knoss-search-yp-man-1-BAL-7849&wiz_type=vital&filmId=1880599778727639407


На фото икона "Иоанн Богослов в молчании", первой трети 20 века. Написана старообрядческим иконописцем в Латвии. Киотное хранение.

понедельник, 19 апреля 2021 г.

 Художник и иконописец Е.Е. Климов.

Вспоминая имя святого Земли Русской Серафима Саровского, хочется показать редкую икону с его образом, написанную мало кому известным художником Евгением Евгеньевичем Климовым. Климов родился в 1901 году в Митаве. Учился в Рижской Академии Художеств. В 1921 году посетил Печорский край, был в Изборске и Пскове. Видимо, впечатления полученные от поездки дали толчок его занятиям иконописью. Известно, что он брал уроки иконописной техники у причудского иконописца Пимена Софронова. С 1949 года Климов жил в Канаде и там же умер в 1990 году. На обороте иконы сохранилась подпись художника. Икона помещена в киот на внутренней стенке которого сохранилась надпись: "соорудил сей киот великому угоднику Божиему Преподобному Серафиму..." и дата 1936 г.

На фото ниже эта икона.


В 2018 году в Пскове вышла книга повествующая о творчестве художника. Автором этой книги стал Валерий Сергеев, с которым Е. Климов познакомился заочно, прочитав его книгу «Андрей Рублев» и записав о ней положительный отзыв в своих дневниках. Завязалась переписка. Они так и не встретились, лишь сын Климова, Алексей Евгеньевич, смог лично познакомиться с Сергеевым в 1990 году; благодаря этому творческому тандему и поддержке Благотворительного фонда им. А. Соженицына была подготовлена эта книга к печати.




 Лет 15 тому назад в Таллин приезжала Ингрид Зоэтмульдер, антиквар из Нидерландов. До этого мы были знакомы по заочным деловым контактам. Узнав, что я интересуюсь различными штампами на иконах, она вспомнила, что у неё проходила икона со штампом и прислала мне фотографию. Вот тогда-то я и узнал, что была такая мастерская Д.Л. Логинова в Петербурге. Позже, мне удалось получить фотографии еще 4 икон с этим штампом, но личность владельца меня как-то не заинтересовала, поскольку я считал, что он лишь владелец магазина. Теперь информации прибавилось и стало понятно, что он был владельцем иконописной мастерской в Санкт Петербурге в начале 20 века. На фото можно увидеть одну из икон выполненную в мастерской Логинова.






Вот ещё одна икона с образом Богоматери "Неопалимая Купина".


А вот так выглядит штамп на тыльной стороне иконы.



Информация же была получена самым неожиданным образом, просматривая фотографии отца Иоанна Кронштадского (Сергиева), на одной фотографии увидел знакомую фамилию Логинова. К моему удовольствию это оказался именно тот Дмитрий Логинович Логинов, петербургский купец и владелец художественной мастерской. Его семья была одним из тех семейств, где отец Иоанн нередко проводил часы своего досуга. Д. Л. Логинов пользовался доверием и расположением св. праведного Иоанна Кронштадтского, был его духовным сыном. Степень близости о. Иоанна к семье Логиновых характеризует следующий факт: когда, в 1904 г. батюшка, находясь в отлучке, получил известие о рождении у Д. Л. Логинова сына, то он по телеграфу выразил желание, чтобы его записали крестным отцом новорожденного.







воскресенье, 21 июня 2020 г.

О так называемых поморских иконах

Поморского письма иконы приготовлялись в поморских беспоповщинских монастырях (Данилове и Лексе Олонецкой губернии). Иконы, что писались в Москве на Преображенском кладбище, похожи на поморские и часто за них были выдаваемы. 
(Мельников-Печерский. На Горах.)
Почитать Мельникова-Печерского мне посоветовал мой тесть Александр Иванович. В конце 1970-х об иконах, а тем более поздних, что--либо узнать можно было лишь общаясь с собирателями. А увидеть икону было еще сложнее. Их не продавали и поэтому купить что-то было сложно. Информация о времени и месте написания той или иной иконы была зачастую спорной и основывалась больше на мифах. Качественной иконе присваивалось наименование "школьная", такая характеристика шла еще из среды дореволюционных коллекционеров. Уже позже, в начале 1990-х, когда началась активная торговля иконами, я вдруг осознал, как же их много, таких разных и загадочных. Время от времени мне встречались иконы написанные на досках с ковчегом и торцевыми шпонками. Кроме этого признака, были и другие, позволявшие привязать эти иконы к одному иконописному центру. 





На Западном берегу Чудского озера живут старообрядцы беспоповцы. В первой трети 20 века в деревне Рая жил и работал замечательный иконописец Гавриил Ефимович Фролов.  Иконы его письма были отмечены штампом, который стоял на оборотной стороне икон. Поскольку он был федосеевцем, то естественно, писал в стиле, ориентированном на древние письма, почитаемые у старообрядцев беспоповцев. Работал он и на Преображенском кладбище в Москве. Преображенка была и остается духовным центром Федосеевского толка. 

Вот одна из икон Г.Е.Фролова.



В Причудье рядом с федосеевцами жили  поморцы, и уже сейчас, большинство федосеевских общин стало поморскими. В их моленных и домах много икон написанных федосеевцами и поморцами. 




Уже позже, изучая быт старообрядцев, проживающих в Эстонии, я увидел иконы этого стиля в домах и моленных староверов. Поскольку наши староверы в большинстве своем поморцы, то стало понятно, что поморский стиль в иконописи и иконы написанные на Выге имеют одни корни.
Примерно в 2008, а может быть немного раньше, в Русском музее состоялась выставка посвященная старообрядческой иконописи. И на этой выставке были показаны иконы Выговского письма и поморских писем.  









Размещу еще ряд икон написанных для поморцев. Вполне возможно какие-то написаны на Выге.






Эта икона имеет дату - 1826 год и в конце пространной надписи есть криптограмма, пока мною не прочитанная - ЗА. БР. ПО. МЕ. СЫ. МА. СБ. КА.













На этих фрагментах видна структура золочения и кракелюра. Хорошо видны лики, а они очень специфические. Обратите внимание также на горки и позёмы.



Ваш,
Ю. Мануйлов