Золотное шитьё окладов икон
Красивая живопись на иконе - это так прекрасно, но бывают еще и красивые
оклады, которые часто очень украшают икону. Иконы с окладами в большом количестве дошли до наших дней и с ними можно познакомиться в музейных собраниях, встретить в антикварных магазинах. Мы привыкли, что оклады чаще
металлические: латунные, серебряные, совсем уж редко - золотые. Были оклады шитые, выполненные в различных материалах и техниках. Для шитья использовали бисер, стеклярус, жемчуг, рубленый перламутр. Существовал ещё один вид шитья, который встречается реже, это золотное
шитьё, о котором я хочу сегодня рассказать.
Что же такое золотное шитьё? Начиналось всё с изготовления тонких серебряных проволочек, иногда золоченых, которые скручивались с
шёлковыми нитями. Этими нитями и вышивали изделие. Пишу изделие, поскольку кроме окладом икон, вышивали одежды, покровы, плащаницы, но сегодня речь идёт об окладах.
Для закрепления на основе, это обычно была ткань, использовали так называемое шитьё в
прикреп. Нить накладывалась на ткань и шёлковой ниткой крепилась к основе.
Кроме собственно золотных нитей, шитьё часто украшалось блёстками - плоскими кружочками с
дырочкой в середине, а также битью - это расплющенные проволочки.
Использовались скрученные металлические спиральки (канитель), драгоценные и
полудрагоценные камни, стекла, жемчуг.
Шитьё по большей части было женским
занятием, вероятно поэтому, большая часть шитых вещей, делалась в женских
монастырях.
Эта икона с образом Господа Вседержителя когда-то принадлежала мне и у меня была возможность внимательно её изучить. Живопись иконы можно отнести к концу 18 века и написана она была скорее всего в Петербурге. В эти годы эта манера письма, называемая поздним Фряжским письмом, была популярна в Петербурге.
Икона была вмонтирована в своеобразный киотик и одновременно оклад иконы. Задняя сторона была закрыта деревянной крышкой, которая немного приоткрывалась и можно было заглянуть внутрь. Была видна сама икона вклеенная в деревянную раму, на которой крепился оклад. Сам же оклад с внутренней стороны был оклеен бумагой на которой имелся текст. Вот этот текст. Он читается не полностью, но в целом смысл понятен и главное, указана дата, раньше которой этот оклад не мог быть изготовлен.
Доска одночастная (кипарис) без
ковчега. Левкас, яичная темпера, олифа. Размер с окладом: 21х19 см.
С обратной стороны на окладе
наклеена бумага с текстом указа.
«маiя 10 дня 1819 года
хъ. Его ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА
Правительствующему Сенату, за
собственно
ВЕЛИЧЕСТВА подписанiемъ, 1819 года,
изображено:
6 числа. Состоящего по
Министерству Внутрен-
Лифлянскаго Ландрата фонъ
Буденброка, Всеми-
няя службы, ПОВЕЛЕВАЮ, въ
вознограждение
хож..... руловъ, понесенных имъ
по Комитету
пре .........ему въ пенсiонъ ...........
получаемое
........ пр ..........и пят к изъ Го-
По засл ..... [лю] безнейшей
ГОСУДАРЫН[И] МАРИИ ФЕ-
[ДОРОВНЫ] Личной
службе ....иковъ подъ
ВЕЛИЧЕСТВА наход ...... илостивейше
Коллежскiе Советник
......етниковъ: Эк-
1»
Возможно, этот оклад был изготовлен монахинями Воскресенского Новодевичьего монастыря в Петербурге. В этом монастыре была золотошвейная мастерская и шитьём в нём занимались издавна. Уже после 1851 года в этом монастыре появилась и иконописная мастерская, но это другая история. Понятно, что это лишь моё предположение, но хочу показать ещё одну икону, близкую по манере исполнения. Эта икона находится в Музее истории религии в Санкт-Петербурге. К сожалению фотографировать со вспышкой в музее запрещено и поэтому фото у меня вышло таким, каким вышло. Также икона Спасителя и обращают внимание одинаковые приёмы шитья (формирование объема оде и мотивы венца и фона. Примечательно, что икона являлась подарком императору Александру I. Известно, что подарки Императорской семье делались очень многими, но не все из них попали в такие крупные и авторитетные музеи, как музей МИР.
А вот следующий оклад на икону Богоматери Феодоровской из Кирилло-Белозёрского музея изготовлен в конце 18 века.
Следующая икона более поздняя, изготовлена в конце 19 века, а возможно и в начале 20 века. Икона находится в частной коллекции в Музее русской иконы в Таллине.
Вот вкратце рассказал о золотном шитье окладов икон.
Да, обратите внимание, что последняя из представленных икон находится в оригинальном киоте. Именно наличие киота помогло сохраниться иконе в таком прекрасном виде.
Ваш,
Ю. Мануйлов.




Комментариев нет:
Отправить комментарий