Обо мне

Моя фотография
В своей жизни мне довелось заниматься очень многими вещами, но судьба так распорядилась, что икона стала главным делом и смыслом моего существования. Первую половину жизни я занимался изучением этой проблемы, копил материал, нащупывал методы познания, вторая половина жизни была посвящена реализации своих знаний, систематизации накопленного материала. Теперь настало время поделиться всем этим с заинтересованными людьми.

четверг, 8 июня 2023 г.

Монограммы на иконах. 


Задумывались ли вы когда-нибудь о значении надписей на оборотной стороне икон. Лично я давно стал собирать все интересные надписи, но жалею, что не было возможности просто сделать фотографии икон попавших мне в руки. Я обратил внимание, что на некоторых иконах встречаются монограммы из двух, а чаще из трех букв. У меня было предположение, что эти монограммы как-то связаны с исполнителями икон. В составе некоторых мастерских работали десятки иконописцев, а в крупных мастерских и сотни. Оформляя заказ на икону на доске должны были помечать кто должен выполнять заказ. Сегодня на одной интернет площадке была выставлена на продажу икона, на оборотной стороне иконы карандашная надпись с монограммой  "А.Я.Ф.". Икона с образом святого Николая Чудотворца явно написана в конце 19 века скорее всего во Мстере. Первая и вторая буква это имя и отчество человека, последняя буква обычно фамилия. Я стал проверять фамилии иконописцев, начинающиеся на букву Ф, одновременно обращая внимание на инициалы имени и отчества. И среди мстерских иконописцев нашелся иконописец Александр Яковлевич Фомичёв.



Фотографий икон, написанных этим иконописцем у меня, к сожалению, пока нет. Но пусть как версия, можно предположить, что показанная икона написана этим иконописцам. Кроме совпадения инициалов, совпадает время написания иконы, манера типичная для мстерских икон. Так что версия вполне приемлемая. Есть еще одна деталь, двойной ковчег, такой прием оформления доски был в ходу на рубеже 19-20 веков, но очень редко. Я давно обращал внимание на подобные иконы, но определить мастерскую мне пока не удалось.

А вот, что известно о Фомичёве, Александре Яковлевиче. 

Мстерский потомственный иконописец. Его отец Яков Фомичёв также был иконописцем. Александр Яковлевич Фомичёв окончил Мстёрскую иконописную школу. Затем по рекомендации иконописца Ф.А. Модорова занимался живописью в г. Санкт-Петербурге у известного художника-баталиста Р.Р. Ференца. В 1929 г. он вернулся в Мстёру, работал зав. производством в артели «Пролетарское искусство». Занимался технологией лаков, отвечал за сбыт продукции на производстве, исколесил с чемоданчиком полстраны, вплоть до Дальнего востока. В 1943 г. погиб при обороне Ленинграда. Об обстоятельствах его гибели известно из повести Эдуарда Асадова «Зарницы войны». Оказалось, что они вместе воевали и А.Я. Фомичев служил старшиной. Имел сына. Его сын, Лев Александрович Фомичёв (1832-2018) известный миниатюрист, народный художник России.

Приведу еще пример, из последних моих изысканий в этой области.


Выставлялась икона на обороте которой была монограмма И.Л.С. 






Возможно кто-то не обратил бы внимание на эту монограмму, но мне хорошо знакомо имя торговца иконами Ивана Лукича Силина, который был крупнейшим торговцем в Москве и мне встречались иконы с подобными надписями. Приведу фотографии оборотных сторон икон с надписями в которых упоминается имя Силина.





Наверно, кто-то скажет, что можно найти много имен с этими инициалами. Да, конечно можно. Но я высказываю версию и буду продолжать искать совпадения. Пожелайте мне удачи.

Ваш,
Ю. Мануйлов.

P.S. Сегодня переписывался с моим коллегой и вспомнил о иконе, которая проходила не так давно. На иконе имеется надпись сделанная при заказе и исполнитель помечен двумя буквами 
Ф. Н. (см. инициалы ниже слова "Казанскую"). 


Наверно, эти инициалы так бы и остались неизвестными, но ниже стоит запись написанная иконописцем в которой он указывает свое имя. 

"Написан (сей образ) иконописцем Феодором Непогодиным".







суббота, 27 мая 2023 г.

 

Икона «Доброчадие»

 


 Икона из частной коллекции, датировка по окладу 1837 г., клеймо г. Костромы, неизвестный мастер. Размеp:17,8х14,5 см.


Давно собрал необходимый материал для написания этого поста, но все как-то руки не доходили. Совсем разленился, а тут такой случай, вокруг слышу разговоры об искусственном интеллекте, о чудесах творимых в сфере высоких технологий, вот и решил я сбросить материал в Chat GPT, пусть поработает за меня. После прочтения машино-творчества понял, что пока чудес нет. Особенно понравился абзац, где программа фантазирует, используя заложенные в ее железные мозги красивые слова «Запечатленный ангел», «Доброчадие». Например, вот что она выдала:

«Икона "Доброчадие" - это произведение, которое вдохновляет своей неповторимой красотой и выразительностью. Никита Рачейский создал эту икону в своем уникальном стиле, который сочетает элементы старообрядческой иконописи и традиционного православного искусства. Икона "Доброчадие" изображает ангела, раскинувшего свои крылья, защищающего и охраняющего мир и благополучие. Ее исключительная красота и символическое значение привлекают внимание и вызывают трепет у зрителей.».

Как говорила моя учительница по географии Евгения Георгиевна – вода, вода, кругом вода.

В этом году будет ровно 50 лет с тех времен, когда я купил свою первую икону. Помню пришел мой одноклассник, который знал о моём хобби и сказал, что знает одну бабулю у которой есть икона и она хочет её продать. Он даже оговорил с ней цену и ему показалось, что цена просто не реальная – целых 15 рублей за какую-то икону. Икона оказалась с образом Спасителя в красивом окладе из накладного серебра. Про накладное серебро и другие подробности иконографии и техники живописи я узнал позже. Примерно в эти же годы попалась повесть или рассказ Николая Семеновича Лескова «Запечатленный ангел». Рассказ мне очень понравился, уже значительно позже я узнал о впечатлении, которое он произвел на читающую публику в 1870-е годы.

Свою повесть «Запечатленный ангел», Николай Семёнович Лесков (1831–1895) написал в 1872 год, перед Рождеством и повесть получила название Рождественский рассказ и впервые была издана в журнале «Русский вестник в 1873 году. Не хочу пересказывать фабулу этого замечательного рассказа, просто советую прочитать его тем, кто еще не удосужился это сделать. В своё время этот рассказ породил большой интерес к старообрядческой иконе. Один из центральных персонажей повести был некий Севастьян-изограф. Прототипом литературного персонажа был реальный иконописец Никита Севастьянович Рачейсков, работавший в Санкт-Петербурге. Н.С. Лесков был знаком с ним и не раз бывал в его мастерской на Васильевском острове. Сохранились записные книжки писателя с указанием адреса иконописца Рачейскова. Публикация этого рассказа вызвала среди читающей публики большой интерес к личности иконописца и в целом к старообрядческой иконе.  В мастерскую зачастили посетители, ходили слухи, что сам император посетил его мастерскую.

Иконописец и реставратор Рачейский или Рачейсков Никита Севастьянов родился в Самарской губ. - умер в ноябре  1886 г. в Петербурге. Рачейсков принадлежал к старообрядцам филипповского толка.

А что же с его творческим наследием? Здесь как всегда информации не много. В настоящее время известны, достоверно написанные мастером, лишь несколько икон. В собрании Русского музея (ГРМ) есть несколько икон Рачейскова, среди них икона "Изображение царских врат иконостаса церкви Троицы и преп. Сергия", около 1850 г., размер: 37,3х28,5х2,1 см. (ДРЖ Б-1162). На обороте вверху две надписи чернилами. Слева: „изъ собрания Н.С.Лескова (купл. За 100 р) / куплено от Казакова / С.п.б. 1901 /  30 руб.». Справа: «письма Никиты Севастьянова / около 1850 г. / въ Москве». 


Эта икона экспонировалась на выставке старообрядческого искусства «Образы и символы старой веры» (ГРМ, 2009 г.). Ранее икона находилась в собрании Н.С. Лескова, затем перешла к Н.П. Кондакову (1844-1925). Икона писалась в Москве около 1850 года и является ранней из известных икон Рачейскова.

В списке икон Н.П. Лихачева (1862-1936) упоминается икона "Св. Макарий Калязинский", сейчас в собрании ГРМ (ГРМ-ДРЖ 2382). Икона не имеет подписи мастера. Сведения об авторстве Никиты Севастьяновича приведены в описи коллекции Н.П. Лихачёва. См.: Опись. С.268. Отд.VI. №135. (Из коллекций Н.П. Лихачева, с. 268).

 

Еще одна икона Рачейского хранится в фондах музея Н.С. Лескова в г. Орле. Об этой иконе и творчестве иконописца есть несколько статей, написанных искусствоведом Комовой М.А. Перечислю её работы: Изограф Никита Рачейсков и неизвестный образ «Спаса во звездах» из иконописного собрания Н.С.Лескова //Светильник. М., 2004.; Иконописец-праведник глазами Н.С.Лескова (на примере жизни иеромонаха Иринарха и Никиты Рачейскова) // Мат. конф. Орел, 2005. В печати.; Творчество иконописца Никиты Рачейскова в контексте позднесредневековой русской культуры (на примере сохранившихся произведений) // Мат. конф. М., 2005. В печати.

 

А теперь об иконе из дома-музея. Эта икона получила необычное имя «Спас во звездах».

 

 


 


Икона была заказана Лесковым у иконописца Рачейскова и позже была подарена им своему сыну. Обратите внимание на эффектное решение украсить фон иконы золотыми звездами и тонкой горизонтальной штриховкой. Икона обрамлена серебряной рамкой с резным травным орнаментом и камнями. 

Не буду нагружать читателя информацией о мастере и его творчестве, хотя каждое такое упоминание открывает все новые грани творчества, приведу лишь один документ, обнаруженный искусствоведом Н.Пивоваровой в РГИА и хранившейся в домовой церкви Гатчинского дворца с надписью: "Сия икона начата 1885 года изографом Никитой Севастьяновым в городе С.-Петербурге, а кончена в городе Москве 1887 г. октября 8 дня изографом Иосифом Семеновым Чириковым" .  Имя иконописца И.С.Чирикова наверняка знакомо читателю.

 

Известно, что Н.С.Рачейсков занимался реставрацией. Одна икона была приобретена Музеем икон  в городе Реклингхаузен (Германия. www.recklinghausen.de). Это, судя по музейному описанию, новгородская икона «Спас Нерукотворный» второй половины XVI века (78 x 58 см., инв. № 570). На её обороте имеется подпись Рачейскова: «Въ С.-Петербурге. ЗТНА. (1872) Года. мца декабря Д. (4) дня. Исправлялъ сию икону. Азъ многогрешный Никита, сынъ. Севастиана Рачейского, Самарской губернии» (Iconen. Restaurierung und naturwissenschaftliche erforschungS. 115–124. Abb. 128, 132, 133, 134).



 


Из надписи следует, что Никита Севастьянович реставрировал данную икону.

А теперь о ставшей знаменитой иконе «Доброчадие» из повести Н.С. Лескова «Запечатленный ангел».

Вот как написано о создании иконы у Лескова:

Прежде всего он ее, разумеется, добре вылевкасил крепким казанским алебастром, так что стал этот левкас гладок и крепок, как слоновья кость, а потом разбил на ней четыре ровные места и в каждом месте обозначил особливую малую икону, да еще их стеснил тем, что промежду них на олифе золотом каймы положил, и стал писать: в первом месте написал рождество Иоанна Предтечи, восемь фигур и новорожденное дитя, и палаты; во втором – рождество пресвятыя Владычицы Богородицы, шесть фигур и новорожденное дитя, и палаты, в третьем – Спасово пречистое рождество, и хлев, и ясли, и предстоящие Владычица и Иосиф, и припадшие боготечные волхвы, и Соломия-баба, и скот всяким подобием: волы, овцы, козы и осли, и сухолапль-птица, жидам запрещенная, коя пишется в означение, что идет сие не от жидовства, а от божества, все создавшего. А в четвертом отделении рождение Николая Угодника, и опять тут и святой угодник в младенчестве, и палаты, и многие предстоящие. И что тут был за смысл, чтобы видеть пред собою воспитателей столь добрых чад, и что за художество, все фигурки ростом в булавочку, а вся их одушевленность видна и движение. В богородичном рождестве, например, святая Анна, как по греческому подлиннику назначено, на одре лежит, пред нею девицы тимпанницы стоят, и одни держат дары, а иные солнечник, иные же свещи. Едина жена держит святую Анну под плещи; Иоаким зрит в верхние палаты; баба святую Богородицу омывает в купели до пояса: посторонь девица льет из сосуда воду в купель. Палаты все разведены по циркулю, верхняя призелень, а нижняя бокан, и в этой нижней палате сидит Иоаким и Анна на престоле, и Анна держит Пресвятую Богородицу, а вокруг между палат столбы каменные, запоны червленые, а ограда бела и вохряна… Дивно, дивно все это Севастьян изобразил, и в премельчайшем каждом личике все богозрительство выразил, и надписал образ «Доброчадие», и принес англичанам. Те глянули, стали разбирать, да и руки врозь: никогда, говорят, такой фантазии не ожидали и такой тонкости мелкоскопического письма не слыхивали, даже в мелкоскоп смотрят, и то никакой ошибки не находят, и дали они Севастьяну за икону двести рублей…


Собственно легендарной иконы, написанной Севастьяном, нет и я вам показываю фотографии икон с тем же сюжетом, но написанных другими иконописцами  в разное время. Интересно, что название "Доброчадие" не встречается в надписаниях на иконах. Скорее всего это было жаргонное слово, используемое в среде иконописцев. А на иконах обычно пишется название каждого сюжета рождества - это Рождество Богоматери, Рождество Христово, Рождество Иоанна Предтечи и Рождество святого Николы. Еще надо отметить, что большинство виденных мною икон на этот сюжет имеют миниатюрные размеры, но встречаются и иконы средних размеров. Видимо, иконы предназначались для личного пользования и специально делались миниатюрными.

Приведу фотографии нескольких икон на эту тему.

Две иконы были опубликованы в книге "Пречистому образу Твоему поклоняемся...".

И икону с номером 8 считают наиболее близкой к иконе, описанной в рассказе "Запечатленный ангел".




Вот еще одна икона второй половины 18 века из Нижегородского музея.




Еще одна икона последней трети 18 века в собрании ЦМиАР в Москве.





 Икона последней четверти 18 века из собрания Государственного музея истории  религии в С.-Петербурге.


Пример иконы с датой на окладе 1829 г. Икона продается в одном из антикварных магазинов.






Икона 19 века из собрания икон фонда Андрея Первозванного.

Как мы видим сюжет этот был известен и в 18 веке и в первой половине 19 века.


Я привел фотографии непохожих по стилю икон, чтобы была возможность сравнить их и осознать, насколько разными были стилистические особенности того или иного мастера, мастерской, иконописного центра. Часто современные коллекционеры недооценивают многие иконы и не осознают важность присутствия в коллекции икон, пусть и не укладывающихся в  собирательский мэйстрим, но обогащающие своим стилевым разнообразием любую коллекцию.

Ваш,
Ю.Мануйлов.

вторник, 11 апреля 2023 г.

 Гурий Иванов.


Иконописец Гурий Иванов родился около 1792 года во Владимирской губернии. Известно, что во владимирских селах уже сформировался иконописный промысел и  было много мастеров у которых мог учиться Гурий Иванов. Он происходил из семьи государственных крестьян и принадлежал к старообрядцам беспоповцам поморского согласия. Видимо, уже молодым человеком он переехал в Москву и позже числился московским мещанином. Был прихожанином Монинской моленной в Москве. Интересно, что писал он иконы и для федосеевцев с Преображенского кладбища и уже позже, будучи парализованным был принят в богадельный дом при Преображенском кладбище и там же умер после 1855 г. 

Известно, что старообрядцы трепетно относились к работам старых иконописцев и часто старообрядческие иконописцы обращались к работам старых мастеров, копируя их и даже создавая оригинальные композиции, используя известные им старые приемы письма. Во второй половине XVIII века их взор обратился к так называемой строгановской школе. По сути это иконы написанные московскими иконописцами по заказам семьи Строгановых и по имени заказчиков, получивших название Строгановские письма. Иконы этого направления отличались миниатюрностью, очень высоким уровнем мастерства, часто сближающие эти произведения с изделиями ювелиров. Так вот, именно  Гурий Иванов одним из первых начал писать иконы в манере, характерной для мастеров конца XVI - начала XVII веков. Уже позже, и другие старообрядческие иконописцы стали работать в этом стилевом направлении. Я уже писал о федосеевском иконописце Н.М. Силачеве, а еще работал московский иконописец А.Т. Михайлов. Добавлю к этому списку и иконописцев Фроловых, которые в 1870 годы работали в России и в частности в Москве на Преображенском кладбище. Эти иконописцы в своих работах также были ориентированы на древние образцы.

Историк искусства Д.А. Ровинский в своей книге «Обозрение русских школ иконописания» пишет о Гурии Иванове как о лучшем иконописце первой половины XIX века. (Д.А.Ровинский для нас в первую очередь известен, как автор работ: «История русских школ иконописания», «Русские гравёры и их произведения», «Словарь русских гравированных портретов», «Русские народные картины», «Достоверные портреты московских государей»). Включение иконописца Гурия Иванова в один ряд с легендарными иконописцами XVII века, может говорить о том, то Ровинский высоко ценил работы этого мастера. В своей книге он сообщает о работах иконописца на Преображенском кладбище (в женской Богоявленской 4-й палате) - иконы: 1. Ангел хранитель; 2. Воздвиженье; 3. Анастасия Узорешительница (в соборной Евфимиевской моленной) и многие другие иконы. Также Ровинский сообщает о 4 рисунках Гурия Иванова в его собственном собрании. (Ровинский, 1903, с. 63, 138). Увы, попасть в храм на Преображенское кладбище и познакомиться с находящимися там иконами довольно сложно. Мне посчастливилось побывать в храме и сделать беглый осмотр икон.  Я искал иконы, возможно написанные братьям Фроловыми. Да, похожие иконы есть, но детально изучить их не было возможности.

Широко известна иконы мастера из бывшего собрания Н.П.Лихачёва, а сейчас хранящаяся в Русском музее (ГРМ). "Иоанн Предтеча - Ангел пустыни", в рост, со свитком в руке, (ГРМ-ДРЖ Б 209), датирована I-й пол. XIX века.  На тыльной стороне, в центре, - надпись в одну строку: "Писмо Гурея Иванова". Размер: 31,5х26,6х2,3. 


 Е.М,Юхименко ссылается на недатированный список (относится к 1820 гг. или к нач. 1830 гг.) прихожан Монинской моленной значатся «Гурий Иванович (живописец) с женою Агриппиной Павловой» (прим. 127).  Юхименко также приводит сведения (прим. 133) о покупке у федосеевского иконописца А.Т. Михайлова коллекционером Е.Е. Егоровым иконы Гурия Иванова, написанной по заказу Савы Ивановича Стукачева. Икона «Ангел Хранитель в рост стоящий в серебряной ризе», 1816 г. Сохранилась ли эта икона неизвестно.


Юхименко упоминает еще одну икону Гурия Иванова из коллекции собирателя А.Е.Сорокина "Обрезание Господне".
 "Опись образам, принадлежащим Андрею Ефимовичу Сорокину. 1874 г.". См. поз. 180.



После смерти Г. Иванова осталось 596 бумажных рисунков разной величины, большей частью 7 и 8 вершковых, изображающих разных святых. Московский иконописец, крестьянин, Яков Данилов Култышев изъявил желание купить рисунки за 40 рублей серебром. (Е.Юхименко. Старообрядчество, 2016, с. 673-675).

А вот еще одна четырехчастная икона «Воскресение Господа нашего Иисуса Христа», 1812 г. находится в собрании Музее истории религии в Санкт-Петербурге (ГМИР). 

Вот фотография с выставки в ГМИР.



Жаль, что пока выявлены лишь эти иконы мастера, но не будем терять надежду обнаружить и другие работы Гурия Иванова.

Ваш,
Ю.Мануйлов.

вторник, 24 января 2023 г.

 Еще один иконописец "старинщик" - Н.М.Силачёв.



Сегодня я хочу продолжить разговор об иконописцах «старинщиках». Именно продолжить, так как я уже рассказывал о иконописцах, писавших иконы в старом стиле. Те читатели, кто читает мой блог, помнят имена иконописцев: Андрея Занцева, Нестора Климова, Василия Кирикова, Иоанна Краузова, Гавриила Фролова.

Еще одним мастером-старинщиком был Силачёв Николай Михайлович (уп. в 1865 г., умер около 1883-1886 гг.). Московский мещанин и известный в своё время иконописец. Он принадлежал к старообрядцам беспоповцам. Работал во второй пол. XIX в. Стилистически работы иконописца ориентированы на образцы XVI-XVII вв. Как часто бывает, биографические сведения очень скудны. Имя иконописца упоминается в работах писателя Н.С. Лескова (Дневные дозорные записи... // ЧОИДР. М., 1892. Кн. 1. С. 91). Лесков в некрологе по случаю смерти иконописца Н.С. Рачейскова от ноября 1886 года, упоминал Силачёва. Благодаря этому можно определить приблизительное время смерти Силачёва. В другой статье Лесков вновь упоминает Силачёва и вот как он характеризует иконописца - «Даровитый и обладающий большим вкусом московский иконописец Силачев (подносивший свою работу государю императору)» (Лесков Н. С. "О русской иконописи"). 





Так же Н.С. Лесков говорит о нём, как знаменитом „поддельщике": «Недавно умерший московский мастер Силачев производил... „вчерашния древности“ в каком угодно стиле до полной невозможности различить его „подделок“ с „истинноком“» (Карсакова, с. 71 , ссылка на Н.С.Лесков. Собрание соч. в 11 томах. М.1957., с. 2). Упомянут он и в качестве иконописца-знатока. (Я.В.Карсакова. Н.С.Лесков и иконописцы-староверы. В сб. Ученые записки. Санкт Петербургского университета управления и экономики. 2012. Выпуск 3 (38), с. 71, ссылка на Н.С. Лесков. Младенец и благоразумный разбойник. с. 304). В записной книжке писателя сохранился адрес иконописца. Жил на Покровке, у Ирины мученицы в доме Сышалова. Адресная книга Лескова хранится в фондах Орловского объединенного государственного литературного музея И.С.Тургенева (ОГЛМТ) (Записная адресная книга Н.С.Лескова. ОФ 674 № 71. 48 лл.3, л.35). Исследователь из ГИМа - Е.М. Юхименко пишет, что Покровка (район Москвы) была плотно заселена старообрядцами. Другой исследователь старообрядческой иконописи - Т.В. Игнатова в своей статье «Московские иконописцы-федосеевцы» сообщает, что Силачёв известен как один из лучших иконников своего времени. (Игнатова, с. 379).

А теперь  об основных известных мне работах Н.М. Силачева:

Икона «Иоанн Богослов в молчании», 2 пол. XIX в., Москва в собрании Г. Лепса. Размер: 27,3 х 23,7 х 1,7 см. Под верхней шпонкой надпись красной краской, стилизованным шрифтом: «Писма. Н.Силачева». (Фото в начале статьи).

Икона «Богоматерь Тихвинская», 2 пол. XIX в. в собрании К. Эберхарда (Германия). Размер: 31,5 х 26,4 см. На обороте иконы надпись: «письма Н.М.Силачева». (К. Eberhard. Lebendige zeugen, кат. 96, с. 128).



Икона «Царевич Дмитрий и муч. Надежда в молении на образ Богоматери Знамение», 2 пол. XIX в.  Икона была в продаже в 2017 г. на форуме Icon-art.  На обороте под верхней шпонкой надпись тушью: «письма. Н. Силачева»




Икона «Сошествие во ад», 2 пол. XIX в. Размер: 31х26 см. Икона была в продаже на аукционе Лот Тиссимо, сейчас в собрании Г.Лепса. На обороте между шпонками надпись тушью: «письма Николая Силачева»




В ГРМ,  икона «Св. архиепископ Иоанн Новгородский» инв. № ДРЖ Б-1197: Н.М. Силачев; музее (Из коллекции Н.П. Лихачева. Каталог выставки. СПб., 1993. С. 269).

В ГРМ, икона «Преподобный Нифонт». ДРЖ Б-701. Н.М. Силачев (?).

Икона "Архангел Михаил". В собрании икон при поддержке фонда им. Андрея Первозванного.



Еще одна интересная икона с образом св. Иоанна Предтечи хранится в собрании Башкирского государственного художественного музея им Нестерова. Размер : 31х26,5 см. 





Кроме икон, известны подготовительные рисунки, так называемые иконные образцы: «Всякое дыхание славит Господа» (1), «Симеон Богоприимец со свитком» (2), «Симеон Богоприимец с Иисусом» (3) в собрании ГИМ.  Датировка всех образцов по бумаге второй половины XIX в. (1.-инв. И XIII 2818. ГИМ 36494; 2. -инв. И XIII 2973. ГИМ 36496; 3. -инв. И XIII 4230. ГИМ 36496). Подробнее см. (Морозова З.П., Иконные образцы XVII – нач. XIX века, кат. 145-147, с. 38, илл. на с. 137-139).



Его имя упоминается в надписи на прориси с иконы XVIII в.  «Неопалимая купина», прорись 1888 г.  «Сей рисунок Н. Силачева», «1888 год», «Д.М.Кузнецов». (Маркелов Г.В. Книга иконных образцов. В 2 т. СПб., Изд. Ивана Лимбаха 2001. Т. 1, кат. 3). Учитывая, что Силачёв умер не позже 1886 года, надпись на прориси сделана Д.М. Кузнецовым в  1888 г.

Вот мы и познакомились с творчеством еще одного иконописца.


Ваш,

Ю.Мануйлов.