Обо мне

Моя фотография
В своей жизни мне довелось заниматься очень многими вещами, но судьба так распорядилась, что икона стала главным делом и смыслом моего существования. Первую половину жизни я занимался изучением этой проблемы, копил материал, нащупывал методы познания, вторая половина жизни была посвящена реализации своих знаний, систематизации накопленного материала. Теперь настало время поделиться всем этим с заинтересованными людьми.

вторник, 24 января 2023 г.

 Еще один иконописец "старинщик" - Н.М.Силачёв.



Сегодня я хочу продолжить разговор об иконописцах «старинщиках». Именно продолжить, так как я уже рассказывал о иконописцах, писавших иконы в старом стиле. Те читатели, кто читает мой блог, помнят имена иконописцев: Андрея Занцева, Нестора Климова, Василия Кирикова, Иоанна Краузова, Гавриила Фролова.

Еще одним мастером-старинщиком был Силачёв Николай Михайлович (уп. в 1865 г., умер около 1883-1886 гг.). Московский мещанин и известный в своё время иконописец. Он принадлежал к старообрядцам беспоповцам. Работал во второй пол. XIX в. Стилистически работы иконописца ориентированы на образцы XVI-XVII вв. Как часто бывает, биографические сведения очень скудны. Имя иконописца упоминается в работах писателя Н.С. Лескова (Дневные дозорные записи... // ЧОИДР. М., 1892. Кн. 1. С. 91). Лесков в некрологе по случаю смерти иконописца Н.С. Рачейскова от ноября 1886 года, упоминал Силачёва. Благодаря этому можно определить приблизительное время смерти Силачёва. В другой статье Лесков вновь упоминает Силачёва и вот как он характеризует иконописца - «Даровитый и обладающий большим вкусом московский иконописец Силачев (подносивший свою работу государю императору)» (Лесков Н. С. "О русской иконописи"). 





Так же Н.С. Лесков говорит о нём, как знаменитом „поддельщике": «Недавно умерший московский мастер Силачев производил... „вчерашния древности“ в каком угодно стиле до полной невозможности различить его „подделок“ с „истинноком“» (Карсакова, с. 71 , ссылка на Н.С.Лесков. Собрание соч. в 11 томах. М.1957., с. 2). Упомянут он и в качестве иконописца-знатока. (Я.В.Карсакова. Н.С.Лесков и иконописцы-староверы. В сб. Ученые записки. Санкт Петербургского университета управления и экономики. 2012. Выпуск 3 (38), с. 71, ссылка на Н.С. Лесков. Младенец и благоразумный разбойник. с. 304). В записной книжке писателя сохранился адрес иконописца. Жил на Покровке, у Ирины мученицы в доме Сышалова. Адресная книга Лескова хранится в фондах Орловского объединенного государственного литературного музея И.С.Тургенева (ОГЛМТ) (Записная адресная книга Н.С.Лескова. ОФ 674 № 71. 48 лл.3, л.35). Исследователь из ГИМа - Е.М. Юхименко пишет, что Покровка (район Москвы) была плотно заселена старообрядцами. Другой исследователь старообрядческой иконописи - Т.В. Игнатова в своей статье «Московские иконописцы-федосеевцы» сообщает, что Силачёв известен как один из лучших иконников своего времени. (Игнатова, с. 379).

А теперь  об основных известных мне работах Н.М. Силачева:

Икона «Иоанн Богослов в молчании», 2 пол. XIX в., Москва в собрании Г. Лепса. Размер: 27,3 х 23,7 х 1,7 см. Под верхней шпонкой надпись красной краской, стилизованным шрифтом: «Писма. Н.Силачева». (Фото в начале статьи).

Икона «Богоматерь Тихвинская», 2 пол. XIX в. в собрании К. Эберхарда (Германия). Размер: 31,5 х 26,4 см. На обороте иконы надпись: «письма Н.М.Силачева». (К. Eberhard. Lebendige zeugen, кат. 96, с. 128).



Икона «Царевич Дмитрий и муч. Надежда в молении на образ Богоматери Знамение», 2 пол. XIX в.  Икона была в продаже в 2017 г. на форуме Icon-art.  На обороте под верхней шпонкой надпись тушью: «письма. Н. Силачева»




Икона «Сошествие во ад», 2 пол. XIX в. Размер: 31х26 см. Икона была в продаже на аукционе Лот Тиссимо, сейчас в собрании Г.Лепса. На обороте между шпонками надпись тушью: «письма Николая Силачева»




В ГРМ,  икона «Св. архиепископ Иоанн Новгородский» инв. № ДРЖ Б-1197: Н.М. Силачев; музее (Из коллекции Н.П. Лихачева. Каталог выставки. СПб., 1993. С. 269).

В ГРМ, икона «Преподобный Нифонт». ДРЖ Б-701. Н.М. Силачев (?).

Икона "Архангел Михаил". В собрании икон при поддержке фонда им. Андрея Первозванного.



Еще одна интересная икона с образом св. Иоанна Предтечи хранится в собрании Башкирского государственного художественного музея им Нестерова. Размер : 31х26,5 см. 





Кроме икон, известны подготовительные рисунки, так называемые иконные образцы: «Всякое дыхание славит Господа» (1), «Симеон Богоприимец со свитком» (2), «Симеон Богоприимец с Иисусом» (3) в собрании ГИМ.  Датировка всех образцов по бумаге второй половины XIX в. (1.-инв. И XIII 2818. ГИМ 36494; 2. -инв. И XIII 2973. ГИМ 36496; 3. -инв. И XIII 4230. ГИМ 36496). Подробнее см. (Морозова З.П., Иконные образцы XVII – нач. XIX века, кат. 145-147, с. 38, илл. на с. 137-139).



Его имя упоминается в надписи на прориси с иконы XVIII в.  «Неопалимая купина», прорись 1888 г.  «Сей рисунок Н. Силачева», «1888 год», «Д.М.Кузнецов». (Маркелов Г.В. Книга иконных образцов. В 2 т. СПб., Изд. Ивана Лимбаха 2001. Т. 1, кат. 3). Учитывая, что Силачёв умер не позже 1886 года, надпись на прориси сделана Д.М. Кузнецовым в  1888 г.

Вот мы и познакомились с творчеством еще одного иконописца.


Ваш,

Ю.Мануйлов.


понедельник, 16 января 2023 г.

 Сегодня, 15 января отмечается память преподобного Серафима Саровского.




Этот святой известен, наверное, каждому русскому человеку. А вот то, что все иконы этого святого написаны с прижизненных портретов, известно не многим. А писал эти портреты художник Семён Серебряков, позже принявший монашество и известный под именем Иосиф.



Наверное первое упоминание об этом художнике есть в в немецкой книге, изданной в 1847 году (я прикреплю скан страницы с этой книги). Я получил эти сведения лет 20 назад от своего немецкого друга. А уже позже понял, что Осип Симон Серебряков (как написано в этой книге) и есть тот самый художник.




Семен Серебряков родился в 1782 г. в Арзамасе, прожил в этом городе всю свою жизнь и умер 9 мая 1862 г. Он закончил Арзамасскую художественную школу А.В. Ступина. Об этой школе я непременно напишу позже. Серебряков был почитателем преподобного Серафима Саровского. После 1845 года он поступил в Саровскую пустынь, окончив там вместе с сыновьями роспись собора в честь иконы Божией Матери “Живоносный источник”. Приблизительно в 1828 году (за пять лет до кончины старца) он написал второй прижизненный портрет преподобного Серафима Саровского, и продолжал писать портреты преподобного Серафима до самой своей кончины.

Именно с портретов Серебрякова в дальнейшем были сделаны многие типы иконографии преподобного Серафима Саровского. Один из портретов стал почитаться как икона и находится теперь в Ново-Дивеевском женском монастыре близ Нью-Йорка в США.






Вот еще несколько икон с образом святого.





Ваш,
Ю. Мануйлов.

пятница, 13 января 2023 г.

 Игнатий Еремеев Чистяков.




Сегодня я расскажу о замечательном иконописце, работавшем в Великом Новгороде. Темы новгородской иконописи я уже касался, и эта статья будет дополнением к ней. Имя этого иконописца Игнатий Еремеевич Чистяков. В информации о нём сообщается, что он вышневолоцкий мещанин, иконописец, родом с Валдая. Работал он в первой половине XIX века и был в своё время очень известным человеком. В Великом Новгороде он работал буквально во всех крупных храмах, в том числе, в Софийском, Никольском, Знаменском соборах. Русский писатель, публицист, этнограф-беллетрист Павел Иванович Мельников-Печерский в своей книге «Очерки поповщины» упоминает иконописца Чистякова как жившего при Громовской моленной в Петербурге: «Кроме братьев Великодворских, еще несколько человек живало у Громовых в качестве приказчиков, не занимаясь коммерческими делами, но служа в Королёвской моленной. Из петербургской городской думы получали они приказчичьи свидетельства с той лишь целью, чтобы не быть в числе людей, проживающих в столице без определенных занятий, и тем не обратить на себя внимания полиции. Не только дьячки, уставщики, певцы и другие причетники Королёвской моленной, но и значительная часть богаделенных стариков, проживавших при ней, также значились официально громовскими приказчиками и служителями. В числе их особенно замечателен был земляк Великодворских, валдаец родом, Игнатий Еремеевич Чистяков, человек ловкий и большой мастер сманивать в раскол православных священников и иеромонахов.». Самое замечательное в этих строках то, что оказывается Игнатий Еремеевич был старообрядцем. Громовская моленная принадлежала старообрядцам приемлющим священство и история её начинается с 1844 года, после закрытия Королёвской моленной.

Наиболее ранние работы хранятся в Государственном музее истории религии в Санкт-Петербурге: икона «Богоматерь Знамение Новгородская с избранными пророками и святыми», 1820 г.



 

Икона «Спас на троне с избранными святыми и припадающими преподобными Сергием и Германом Валаамскими», 1820 г.



В Новгороде хранится иконы Богоматери Иверской, 1827 г. Новгородский музей – заповедник. 



Вторая подписная икона на тот же сюжет Богоматерь Иверская в Кирило-Белозерском музее-заповеднике. 1828 г. Размер иконы: 136 х 89 см. 


Как вы видите, икона большого размера и что бы понять уровень мастерства иконописца надо видеть фрагменты. Вот пару фрагментов этой иконы.





Совсем недавно в Новгородском музее-заповеднике обнаружили икону «Свв. Антоний Римлянин, епископ Никита, архиепископ Иоанн и Варлаам Хутынский», 1703 года, письма Василия Иванова Москвитина. Понятно, что обнаружили понятие условное. Дело в том, что икона во время Великой отечественной войны была похищена немцами и находилась в Германии, позже икона была возвращена в новгородский музей. В наши дни, во время реставрационных работ, была обнаружена подпись иконописца, написавшего в 1703 году эту икону. Им оказался иконописец В.И.Москвитин. А уже значительно позже, видимо, около 1830 годов икона была переписана Игнатием Чистяковым. Размер иконы: 154х135.5 см.



Обратите внимание на эту форму из Госкаталога, здесь не указано авторство и не указан поновитель. Все это было раскрыто позже.


И наконец, раскрытая из под записи первоначальная подпись иконописца Москвитина.




И.Е.Чистяков занимался поновлением икон и в Софийском соборе. «Значительным изменениям Большой (Успенский) иконостас Софийского собора подвергся во время ремонта собора в 1828-33. С клиросов были убраны все ковчеги, главный алтарь освобожден от окружавших сий трон пядничных рядов. Тогда же тверской мещанин, иконописец Игнатий Чистяков поновил большую часть софийских икон.» (Великий Новгород. Энциклопедический словарь. История и культура IXXVII веков. СПб.: Изд. Нестор-история. 2007, с. 198).

Интересно, что здесь Чистяков назван тверским мещанином. Я думаю, что авторы Энциклопедического словаря допустил ошибку. Дело в том, что в это же время в Новгороде работал другой Чистяков Иван Никифорович, выходец из Твери. Довольно часто в литературе встречаются однофамильцы и часто возникает проблема, о ком именно идет речь. Я начал поиски информации и нашел следующее, Иван Никифорович писал не темперой, а маслом. Это позволяет легко разделись работы этих иконописцев.

О тверских  иконописцах в настоящее время очень мало исследований. Существует одна базовая книга в которой приведены сведения о работавших в этом городе мастерах. Это книга священника Некрасова, Тверские иконописцы. Вот что он писал о н же Зубчанинов) Иване Никифоровиче Чистякове (он же Зубчанинов (род. ? – ум. ок. 1863 г.). Некрасов писал, что он учился у Сухарева, А.И.Прохорова (видимо речь была об иконописце Александре Ивановиче Глазовском, иногда называемый Прохоровым по деду. Прим. Ю.М.) и много работал у Глазковского в Новгороде в мастерской при Юрьевом монастыре.  Так как он много работал в технике масляной живописи, то и манера его была близка к живописной. Умер от холеры в 1863 году или около этого времени. Его работы иконостас в холодной церкви села Едрова близ Новгорода, где с ним вместе писали Семён Иванов Гурьев и Иван Филимонов Арефьев. В Твери во Владимирской церкви в приделе Георгия Победоносца им написан весь иконостас (Некрасов. Тверские иконописцы. С. 17)

Я отвлекся от личности Игната Еремеевича.

Известно, что до 1844 года он писал иконы в иконостас в церковь св. Великомученицы Екатерины в Екатерингофе. «Престолов в церкви три: главный освящен во имя св. великомученицы Екатерины, правый — во имя св. Николая Чудотворца, левый — во имя св. мученицы царицы Александры. Строительство храма производилось под наблюдением архитектора Тона. Св. иконы в иконостас написаны новгородским иконописцем Чистяковым.». (Инф. с сайта http://www.spbreligion.ru/more.php?id=43&pageid=3).

Около 1844 г. работал в С.-Петербурге, где написал иконы для иконостаса церкви Великомуч. Екатерины (Екатерингофская) (адрес: Старо-Петергофский проспект, 6, угол Рижского проспекта, 52). В книге «Святыни Санкт-Петербурга» возможно вкралась ошибка. Написано: «…образа написали новгородские живописцы И. Еремеев и Чистяков. Замечательный горний образ изображал «положение во гроб»» (Антонов и Кобак. Святыни Санкт-Петербурга. Изд. 2. Номер церкви по каталогу-75, С. 89). Вот еще пример курьеза, когда неправильно была понята информация из первоисточника. Как видите, был один иконописец  - стало два.

Известен рисунок «София Премудрость Божия», 1 пол. 19 в., в частной коллекции в России. Размер: 32х22 см.

Судя по надписи, рисунок был исполнен для Макара Самсоновича Пешехонова, знаменитого петербургского иконописца. В мастерской Пешехоновых работали замечательные мастера. 

 Внизу рисунка надпись в четыре строки: "Точной с образа что в Нове Граде греческой местный премудрости Божией Макарию Самсоновичу. // А предста царица такового нет. А как сниму с иконы так вам вышлю. Извини любезный // друг, что я не в Нове городе, а в С-Петербурге работаю. Так долго измедлилось. Ваш слуга // иконо. Игнатий Чистиков. - что вам угодно изволить что могу послужу.". 


Вот так по крупицам накапливается информация о деятельности иконописца. Будем ждать новых находок среди анонимных икон.


Ваш,

Ю.Мануйлов.


воскресенье, 18 декабря 2022 г.

 Исаковы.



Центральная икона Господа Вседержителя их Деисусного чина письма М.И.Исакова.

Я около 40 лет собираю сведения об иконописцах Нового времени. Новое время - это период со второй половины 17 века и до начала 20 века. Информация о том или ином иконописце встречается в очень разных источниках. Я стараюсь фиксировать любые упоминания. Не так часто, но встречаются иконы с подписями, некоторые имена удается легко идентифицировать с имеющейся биографической информацией, а часто возникают ситуации, когда нет полной уверенности, что тот или иной предмет написан именно уже известным иконописцем. Около года назад в продаже был эскиз киота на бумаге. Это был не просто эскиз, а своеобразный договор между иконописцем и заказчиком. К моему удовольствию на этом небольшом листке бумаги была ценнейшая информация. Во-первых, указаны имена иконописца и заказчика, место и дата создания.

Общий вид эскиза.

Рисунок датирован 1894 г., подписан Г. (возможно господин) Исаков. Старая Рачейка (село в Самарской области Сызранского района). На листе справа вдоль длинной стороны листа надпись тушью в две строки: «По сему рисунку Г.(?) Исаковъ обязался сделать три кiота // и написать три иконы Старо Рачейскiй Старшина Иванъ Резановъ»



В нижней части рисунка киота слева: «1894», а справа, похоже на запись латинскими буквами: «Raphael Icacof".


Возможно, я пытаюсь притянуть за уши эту версию, но надеюсь читатели меня простят. На оборотной стороне в верхней части листа надпись тушью: «Исаковъ».

Интересно, что иконописцем оставлена своеобразная подпись. «Raphael Icacof»).  Я пару дней пытался прочитать эту подпись, но безрезультатно, предположив, что это латиница, мне показалось, что ребус сошелся.

Возник вопрос, кто такой Исаков, возможно, его имя Рафаил. В моих материалах нашлось несколько Исаковых, работавших в конце 19 века.

Село Старая Рачейка довольно известное место на карте. Расположено оно в Сызранском районе Самарской области и когда-то там существовала старообрядческая община.

Из известных мне старообрядческих иконописцев, двое были из Боровска, это отец Максим Иванович Исаков и его сын Лука Максимович Исаков. Отец  упоминается в 1879- 1880 годах, а его сын работал на рубеже веков и оба теоретически подходили. Но от этой версии пришлось отказаться, так как рисунок киота, особенно Крест в навершие, говорит о том, что заказчиком был представитель господствующей церкви. О иконописцах Исаковых из Боровска, я расскажу ниже, так как просто нельзя упустить такой случай, уж очень мне интересны эти персоны.

Среди имеющихся в моем архиве фотографий, обнаружил некоего иконописца Исакова, который работал в регионе Сызрани.

Фото иконы.

Возможно, эскиз имеет отношение именно к нему, совпадают время работы, регион, фамилия. Надеюсь, со временем появится новая информация и будет возможность подтвердить или опровергнуть мою версию.


А теперь об Исаковых в Боровске.

ИСАКОВ Максим Иванович (род. около 1841 г., уп. 1879-1880). Старообрядческий иконописец города Боровска, возможно из Некрасовцев (в надписи на иконе «Св. Николы Чудотворца», 1879 г. он называет себя турецким подданным). 

(Дополнено) Благодаря публикации различных архивных документов, появляется возможность найти дополнительные сведения о различных персонах и вот удалось найти сведения о Максиме Ивановиче Исакове. Как я и предполагал, он был приписан в Турции в г. Добрудже и можно примерно определить год его рождения, так как указан его возраст на 1893 г. Район Добруджа в 1841 году находился в Турции, похоже, что сейчас это территория Молдавии, город Добрудж, рядом с Бельцами, в в Бельцах была небольшая старообрядческая община. А упоминается он в Ведомости справок о судимости за 1893 г. 

«ИСАКОВЪ, Максимъ Ивановъ. Турецк. подд. (иконописецъ), 38 л., род. прип. въ г. Добруджѣ въ Турціи; приг. Калужск. Окр. С., по 1647 ст. Улож., въ арест. отд. на годъ. Исп. 15 Нояб. 1893 г.» (Ведомость справок о судимости : Списки осужденных в 1893 году : лица, осужденныя за совершение преступлений, влекущих за собою лишение или ограничение прав, стр. 214)

 


Несколько лет назад мне прислал фотографию трех икон из Деисусного чина с печатями этого мастера мой коллега из Германии Курт Эберхард. Позже эти иконы купил известный певец и коллекционер Григорий Лепсверидзе, более знакомый вам как Лепс.

 Вот эти иконы.

 На фотографии видно, что на двух иконах над верхней шпонкой имеются штампы с текстом: «Иконописецъ // Максимъ Ивановичъ // ИСАКОВЪ // въ БоровскЪ». Город Боровск являлся важным центром старообрядчества.



 На следующей иконе, которую поправлял (т.е. реставрировал) Максим Иванович, «Св. Никола Чудотворец», 1880 г., имеется интересная надпись, в которой Максим Иванович называет себя Турецким подданным. На тыльной стороне иконы между шпонками круглый медальон с надписью: "Написася сия стая икона образ с. Николы Чюд. в 1879 год. месец. маия во 2 й днь. а поправлена в 1880 год. месеца июля в 23 ден. пис. турецк. подано. Максим Иванов Исаковъ в Боровске К. Г."

К. Г. – сокращение означает - Калужской губернии. 


 


 




Когда-то в ФБ я оставлял заметки по разным вопросам и среди моих друзей была искусствовед из Музея религии и атеизма в Петербурге, Марина Владимировна Басова. Она мне указала на еще одну работу Максима Исакова, а именно на икону «Ангел хранитель и Симеон Столпник», написанную после 1880 г. Икона хранится в Музее истории религии и атеизма в С. Петербурге. На её обороте круглая печать фиолетового цвета: "Иконописецъ /Максим Ивановичъ/ Исаковъ / въ Боровске". Икона поступила в музейное собрание из церкви Тверской старообрядческой общины в Москве. В настоящее время издан каталог подписных икон из собрания музея и с этой иконой можно ознакомиться.

 


Еще одна икона этого иконописца продавалась на форуме «Христианское искусство», это «Спас Москворецкий», написанный после 1880 г. На иконе также имеется печать: «Иконописецъ // Максимъ Ивановичъ // ИСАКОВЪ // въ БоровскЪ».

 


А с другим иконописцем, судя по совпадению фамилии и отчества, сыном Максима Ивановича произошло вот что. На одной торговой площадке продавалась икона с печатью и сертификатом, выданным известным московским искусствоведом. Буквы на штампе могли быть прочитаны двояко,  в результате, сертификат был выдан с фамилией Иванов. Когда я ознакомился с сертификатом, сравнил текст на штампе, оформление самого штампа Луки Максимовича из Боровска со штампом Максима Ивановича из Боровска, то лично у меня не осталось сомнений, что штамп принадлежал иконописцу Луке Максимовичу Исакову, а не Иванову. Впрочем, у вас тоже есть возможность ознакомиться с этими штампами и вынести свой вердикт.




ИСАКОВ Лука Максимович. Старообрядческий иконописец из Боровска.  Известен из текста штампа на иконе «Св. Пафнутий Боровский со свв. Григорием Богословом, апостолом Петром, Сергием Радонежским и апостолом Тимофеем», кон. XIX – нач. XX вв.  Штамп на оборотной стороне иконы под верхней шпонкой: «Иконописецъ // Лука Максимовичъ // Исаковъ  // въ БоровскЪ»


Я вас познакомил еще с несколькими иконописцами, работавшими в конце 19 века. А сколько их безымянных? Жаль, что на большинстве икон нет подписей. С другой стороны, наверно, все было бы проще и покупатели стали бы больше внимания обращать на имя иконописца, а не на художественные достоинства работы.
В этой моей заметке есть одно название села Старая Рачейка. Есть предположение, что знаменитый старообрядческий иконописец Никита Севастьянов Рачейсков был родом из этого села. Как-нибудь, я обязательно напишу об этом иконописце, а читатели наверняка уже слышали  о герое этой повести иконописце Севастьяне, когда читали замечательную повесть Н.С. Лескова "Запечатленный ангел".


Ваш,

Ю. Мануйлов.