Обо мне

Моя фотография
В своей жизни мне довелось заниматься очень многими вещами, но судьба так распорядилась, что икона стала главным делом и смыслом моего существования. Первую половину жизни я занимался изучением этой проблемы, копил материал, нащупывал методы познания, вторая половина жизни была посвящена реализации своих знаний, систематизации накопленного материала. Теперь настало время поделиться всем этим с заинтересованными людьми.

понедельник, 31 января 2022 г.

 Гавриил Ефимович Фролов.


Эту статью я писал для старообрядческого календаря, издаваемого в Москве общиной при преображенском кладбище. Преображенская община одна из немногих оставшихся федосеевских общин. Пусть эта статья станет предисловием к будущей статье, посвященной жизни и творчеству замечательного иконописца Гавриила Ефимовича Фролова.

 



Увы, но в Эстонии осталось только два федосеевских прихода и два моленных дома, один в деревне Малые Кольки, второй расположен в деревне Рая и, благодаря своему богатому убранству, является поистине жемчужиной эстонского Причудья. Своему расцвету Раюшская моленная обязана трудам и духовному подвигу замечательного иконописца, наставника, подвижника Гавриила Ефимовича Фролова. Будучи потомственным иконописцем из семьи старообрядцев федосеевцев, живших в Черниговской губернии и переехавших в город Режицу, Гавриил Ефимович через всю свою жизнь пронес наставление отца о том, что иконопись для него не просто средство заработка денег, а его духовное предназначение, способное привести его душу к спасению.

Сам он был подвижником и глубоко верующим человеком, приступал к работе над иконой только после необходимых молитв, строго исполнял все необходимые посты. Вот что писал И.Н. Заволоко по случаю кончины Гавриила Ефимовича Фролова: «Строгая воздержанность жизни, начитанность, неустанная молитва и ревность к Христианству снискали Г.Е. Фролову почёт и уважение».

Деятельность Гавриила Ефимовича Фролова как иконописца очень обширна. Совместными трудами Фролова с помощниками и учениками создано большое количество замечательных икон. Строгая красота и особая духовность образов являются определяющими чертами икон Гавриила Фролова. В его иконах все подчинено ее главному предназначению – молитве. Аскетизм личной жизни мастера нашел абсолютное выражение в его творчестве.  Мною описано почти 600 икон, а сколько их, еще неизвестных, имеется в храмах, в домах. Многое, конечно, потеряно в сложные годы богоборчества.



Работал Гавриила Ефимович и на Преображенском кладбище в Москве, работал в Казани и в Самарской губернии. Самые большие периоды жизни иконописца прошли в Режице в Латгалии - сейчас это город Резекне, находящийся в Латвии и населенный, в большинстве своем, потомками старообрядцев и у нас в Эстонии в деревне Рая. Здесь же, в Рая, в 1930 году закончилась земная жизнь Гавриила Ефимовича. Он был похоронен рядом с построенным на его личные средства храмом. К сожалению, здание храма сгорело от попавшей в него бомбы во время Великой отечественной войны. В 2007 г. прах Г.Е. Фролова был перенесен на старообрядческое кладбище. Благодарные и помнящие заслуги иконописца старообрядцы из Резекне соорудили мраморный Крест на могилу Фролова. Крест был установлен и торжественно освящен 25 августа 2007 года. Освящение Креста проводил наставник Рижской Богоявленской поморской старообрядческой общины Алексий Фалилеевич Каратаев.





Заслуги Г. Е. Фролова не ограничиваются его иконописной деятельностью. Несколько поколений раюшцев учились у него крюковому пению. По его инициативе была открыта школа для детей церковнославянского чтения и письма.

Г.Е. Фролов известен и как духовный писатель. В 1915 году в старообрядческой типографии села Тушка была издана его богословская книга «Путь, ведущий христианина к прощению грехов.». В соответствии с практикой старообрядческих наставников, Фролов создает книгу, основанную на цитатах из трудов отцов церкви и формирует нужный ему строй книги, отвечая в ней на вопросы повседневной жизни.




Современная жизнь старообрядцев Причудья сложна. Местная молодежь, не имеющая работы на своей малой родине, переезжает в большие города. В высших учебных заведениях бесплатное обучение ведется только на эстонском языке, в школах так же планируется введение преподавания 60 процентов предметов на эстонском языке и это не способствует сохранению русской культуры. Многие молодые люди постепенно ассимилируются, становятся и по языку, и по культуре ближе к эстонцам. Старики вынуждены добывать свой хлеб тяжелым трудом. В этих краях традиционными занятиями местного населения всегда были ловля рыбы и огородничество. Большинство жителей выращивает лук на продажу и другие овощи для своих нужд.  Существуют и серьезные бытовые проблемы, такие как закрытие школ, детских садов, поликлиник. В случае болезни, к врачу надо добираться за 40-50 километров. Население сокращается, только в летнее время приезжают родственники с детьми на отдых, да пустые дома скупаются приезжими людьми. Но они уже не имеют связи с общиной и помощи от них ждать не приходится. Есть и некоторые положительные тенденции- медленно, но развивается местный туризм. Многие люди, интересующиеся старообрядческой культурой, приезжают посетить эти места и посмотреть на местный быт. Триста лет, а в некоторых случаях и более, существуют в этих местах поселения старообрядцев и теперь местная культура со своим особым говором, своими древними традициями пения, особенной  кухней, привыкшей использовать рыбные дары Чудского озера, притягивает горожан в эти места.  

С помощью государства в Рая была воссоздана мемориальная комната Гавриила Ефимовича Фролова. В поморской общине в деревне Варнья был отреставрирован иконостас на средства, выделенные Евросоюзом и на пожертвования местного предпринимателя. Надо сказать, что жизнь в общинах держится на любви к своим корням и на вере тех немногих старообрядцев, что еще живы, в то, что с Божьей помощью найдутся среди молодого поколения люди, способные нести символ веры и не дать уйти в небытие духу древлеправославной церкви.

 

Ваш,

Юрий Мануйлов.


 

 

 

среда, 26 января 2022 г.

Коровайков Константин Михайлович и Эстония.

Однажды я писал на своей странице в ФБ небольшую заметку о художнике Константине Михайловиче Коровайкове, а недавно в моей ленте появились воспоминания об этой публикации 9-ти летней давности. Я решил, что это хороший повод вновь вернуться к творчеству этого художника и рассказать немного больше о нем.





Коровайков Константин Михайлович родился 14 (27) января 1893 г. в селе Холуй – умер в 1947 в г. Тарту (Эстония). Уроженец села Холуй Владимирской области, своё начальное образование получил в деревенской школе рисования. В 1916 году, с отличием окончив художественное училище имени Штиглица в Петрограде, К.М. Коровайков приезжает в Эстонию, где преподает уроки рисования в гимназии, занимается живописью. В своих художественных работах он отдавал предпочтение акварельным рисункам. Основным же местом его работы был Нарвский русский театр, где он был художником-декоратором. К счастью, в Нарвском музее хранятся несколько эскизов К. М. Коровайкова к спектаклю «Женитьба Белугина» по пьесе А.Н. Островского, сезон 1935/36 года.
Писал художник и иконы, в частности, сохранилась икона "Чудо Георгия о змие", 1930-е гг., дерево, масло, размер: 196х113. Подпись: "К. Коровайков". В свое время, эта икона была зафиксирована Михаилом Михайловичем Красилиным, историком искусства, впервые обратившемся к позднему периоду в русской иконописи и опубликована им в его каталоге подписных работ, под кат. 65).




Икона была написана для Георгиевской часовни на православном кладбище в Копли (район Таллина). Часовня строилась на кладбище, где покоятся останки русских воинов Северо-западной армии (кто в теме, знает о трагической гибели от тифа, голода, целой русской армии Юденича в 1919-1920 годы и её роли в Эстонской освободительной войне). Георгиевская часовня была возведена в 1936 году по проекту местного таллинского архитектора Александра Владовского.






Икона пострадала во время Великой отечественной войны, как видите, она прострелена множеством пуль. В 2000-х годах, начали реставрировать часовню, одновременно была отреставрирована и икона. Реставрацию иконы поручили моим старинным друзьям - Александру и Елене Юрьевым. Оба они реставраторы высшей категории. Александр Юрьев долгие годы работал в Эстонском художественном музее, но сейчас находится на заслуженном отдыхе, а его жена, Елена Юрьева (Кукина) продолжает работать в музее.



Икона сейчас находится в восстановленной Георгиевской часовне и вы её можете видеть на фотографии.






В 1935-1937 гг. художником К.М. Коровайковым написаны иконы "Голгофа" и "Положение во гроб» для церкви Пресвятой Троицы в Ивангороде. В 1944 г. храм был закрыт, а в 1950-е годы разграблен, и часть икон, в том числе написанные Коровайковым, перевезли в Нарву. Сейчас эти иконы находятся в Воскресенском соборе в Нарве.


Поскольку Константин Михайлович был родом из села Холуй, то надо сказать несколько слов об этом селе.
Вот что писали о нем: Село Холуй расположено во Владимирской губ. В XVII в. Холуй был вотчиной Троице-Сергиевой лавры. Письменные источники указывают на существование иконописного промысла в Холуе уже в XVII в. В XVIII в. Холуй насчитывал более 300 иконописцев. Имена многих местных иконописцев зафиксированы в списке иконописцев Холуйской слободы, составленном в 1752 году и сохранившемся до наших дней. В нач. XIX в. количество крестьян, занимавшихся иконописью выросло до 700 человек, включая сюда и помещичьих, и казенных крестьян. В сер.  XIX в. в селе работало более 720 мастеров, ежегодно писавших от полутора до двух миллионов икон. В 1899 г. в Холуе из 3500 жителей села иконописным промыслом было занято 452 человека. В 1880-е гг. в Холуе была открыта иконописная школа, с 1892 года школой руководил художник, выпускник Академии художеств, Н.Н. Харламов.

Ваш,
Ю. Мануйлов.






воскресенье, 19 декабря 2021 г.

 19 декабря, если считать по новому стилю, умер святой Николай Чудотворец. И церковный праздник получил название "Николы зимнего". Наверно, неправильно называть день смерти праздником, но забываются истинные причины отмечаемого события, да и у людей верующих есть осознание, что и не смерть это, а переход в иной мир, более чистый и справедливый, и освобождение от земных тягот, болезней, немощей. Многие знают, что святой Николай был особо почитаем среди моряков. В 90-е годы, уже прошлого века, зашла в антикварный магазин в Таллине группа моряков из Голландии. Настроение у всех было веселое, видимо уже приняли на грудь и всем было очень хорошо. А зашли в магазин, потому, что один из их компании хотел купить икону святого Николы. Продавец стал показывать иконы, потенциальный покупатель рассматривать и прицениваться и одновременно объясняя своим товарищам о чудесах святого Николая, связанных с водами. Рассказ произвел настолько сильное впечатление на его друзей, что они купили 9 икон. Видимо не случайно живёт поговорка у моряков-поморов: "Кто в море не бывал, тот Богу не молился...".

А молитв к святому Николе составлено аж пять и самая древняя из них звучит так: "О, всесвяты́й Нико́лае, уго́дниче преизря́дный Госпо́день, теплый наш засту́пниче и везде́ в скорбех ско́рый помо́щниче. Помози́ мне, гре́шному и уны́лому, в настоя́щем житии́, умоли́ Го́спода Бо́га дарова́ти ми оставле́ние всех мои́х грехо́в, ели́ко согреши́х от ю́ности моея́, во всем житии́ мое́м, де́лом, сло́вом, помышле́нием и все́ми мои́ми чу́вствы, и во исхо́де души́ моея́ помози́ ми, окая́нному, умоли́ Го́спода Бо́га, всея́ тва́ри Соде́теля, изба́вити мя возду́шных мыта́рств и ве́чнаго муче́ния, да всегда́ прославля́ю Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха и твое́ ми́лостивное предста́тельство, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь".

А выставлю фотографию иконы святого Николы, принадлежащую моему старинному другу и коллекционеру Александру. Икона написана Гавриилом Ефимовичем Фроловым и как вы понимаете, принадлежит к старообрядческому направлению в иконописи, а именно федосеевцам.





С праздником вас православные!

P.S. Иконы с образом Святого Николы, а именно так его называют старообрядцы, были очень любимы в среде староверов, живущих на берегу Чудского озера. Занимались рыбацким промыслом, озеро Чудское говорят коварное и много людей забрало к себе. Вот и обращались люди в своих молитвах к святому Николе, что бы уберег от смерти. Множество икон написано и Г.Е. Фроловым. О его жизни и творчестве я еще напишу в отдельном посте. А пока скажу, что прожил он в деревне Рая 40 лет много написал замечательных икон.

Ваш,
Ю. Мануйлов.




воскресенье, 12 декабря 2021 г.

 Въ благословение на жизненный путь...

Буквально вчера в ФБ была показана икона, продававшаяся ранее на одном немецком аукционе.

В каталоге аукциона икона приписывалась Василию Павловичу Гурьянову и была продана за приличные по нынешним временам деньги. Знающие позднюю русскую икону люди, сразу усомнились в авторстве иконы, другие стали называть свои варианты, но не впопад.

Вот эта икона.


На тыльной стороне имеется дарственная надпись.



Было бы странным для меня не обратить внимание на надпись, а она оказалась очень информативной. Вот собственно, что написано: "Въ благословение на жизненный путь Николаю Васильевичу и Зинаиде Васильевне Колесовымъ в память Бракосочетания отъ кресны Варвары Васильевны Глазунов(о)й.". Первое что пришло на ум, это то, что фамилии такие есть среди палехских иконописцев. Стал проверять, как звали жену известного иконописца  Александра Александровича Глазунова, а звали её Варвара Васильевна. Да и фамилия у неё в девичестве известная - Колесова. дело в том, что тестем у А.А. Глазунова был известный иконописец Василий Павлович Колесов (1848-1900). Знаю, что у него, кроме Варвары было еще 3 дочери, а вот о сыновьях сведений у меня нет. Из надписи понятно, что Варвара Васильевна была крестной матерью Николая Васильевича Колесова. Манера письма очень близка известным работам А.А. Глазунова. Да и икона заказная, на иконе изображены святые Николай Чудотворец и св. Зинаида являющиеся небесными покровителями Николая Васильевича и Зинаиды Васильевны Колесовых. 

Этот сам Александр Александрович.

А это его работы.



ГЛАЗУНОВ Александр Александрович (1884 г. в Москве - умер в 1952 г., по другим источникам в 1955 г. на Урале.). Лишившись в 4-х летнем возрасте отца, Александр воспитывался в семье родителей отчима, Василия Васильевича Бахирева, в селе Вареево (20 верст от Палеха). Иконописному мастерству обучался в Палехе, в мастерской Д.П. Салаутина. С 1903 по 1908 год работал в 1-ой московской художественно-иконописной артели (товариществе) иконописцем и реставратором на "твёрдом месячном окладе". В 1909 году после ликвидации товарищества завёл в Москве собственную мастерскую. Не имея даже начального образования, он вольнослушателем посещал лекции в Московском археологическом институте (окончил в 1910 г.), занимался у живописцев-миниатюристов в Палехе.  Он был одним из организаторов палехской артели "Древняя живопись" в 1924 г. работал реставратором икон в церквах Москвы, Звенигорода, Вязьмы и др. Являлся членом Общества Любителей духовного просвещения, организованного в 1863 г. Собрал коллекцию прорисей, фотографий и копией с произведений древнерусской живописи. Выпустил книгу-альбом "Материалы для истории русской живописи", М., 1914. Работы А.А. Глазунова экспонировались на зарубежных выставках (Венеция - 1924, Париж - 1925, Всемирная в Нью-Йорке - 1939). 

Что касается Колесовых, то я насчитал у себя в материалах упоминания о 18 иконописцах. Работали они в мастерских Сафонова, Белоусова, Коровайкова. Сведений сохранилось мало, а подписных работ и того меньше.

 Однажды мне принесли икону и попросили сделать скан с неё. В то время я первым в городе стал использовать сканер для получения фотографий с большим разрешением. Я сделал сканы, отдал икону и копии сканов владельцу, а позже стал рассматривать полученные фотографии. И что же я обнаружил? Я нашел подпись иконописца встроенную в сюжет иконы. Иисус Христос восстающий из гроба, остается в гробу плащаница и вот в складках плащаницы вписано имя - "Колесов". Как-то так получилось, что со временем компьютер преобразовал все фотографии в формат JPG и сжал их.  Тем не менее, я покажу этот фрагмент вам.




Ваш,
Ю. Мануйлов