Обо мне

Моя фотография
В своей жизни мне довелось заниматься очень многими вещами, но судьба так распорядилась, что икона стала главным делом и смыслом моего существования. Первую половину жизни я занимался изучением этой проблемы, копил материал, нащупывал методы познания, вторая половина жизни была посвящена реализации своих знаний, систематизации накопленного материала. Теперь настало время поделиться всем этим с заинтересованными людьми.

четверг, 26 октября 2023 г.

 Васильев Василий Васильевич.


Художник, о котором я буду вести сегодняшний рассказ, писал коны в так называемой академической манере. Это  понятно, он был выпускником Академии Художеств. Васильев (Пестряков) В.В. родился 14 (26).3.1827 в с. Ивашково (Костромская губ.), умер 2 (24).5.1894. Интересно, что разные источники приводят разные годы его рождения, но думаю, что это не настолько важно, учитывая, что в биографиях многих иконописцев информации еще меньше. Он был вольно приходящим учеником АХ с 1847 года. В 1851 году получил звание неклассного художника, 1855 году - «назначенного», 1858 году  получил звание академика за работу «Дева Мария с предвечным младенцем». 

Сообщается, что ранее носил фамилию Пестряков; а сменил фамилию "из-за солдатчины". Известно также , что в возрасте 10 лет Васильев поступил учеником в иконописную мастерскую  Пешехоновых и позже работал в этой мастерской.  Кажется в других постах я вспоминал об этой знаменитой мастерской в Петербурге, создавшей целое стилевое направление в иконописи середины 19 века, так называемой пешехоновский стиль. Бакушинский упоминает этого мастера и отмечает, что он «Ходил в Академию на подготовительные курсы еще будучи учеником-иконописцем». (Бакушинский, Искусство Палеха, 1934, с. 254).

В некоторых работах явно присутствуют черты типичные для пешехоновских икон и одна из типичных икон здесь. 

Икона св. Юлии.



Дата написания не указана, но глядя на орнамент на полях сразу вспоминаешь о пешехоновских корнях. 

Вот еще одна икона, она датирована 1885 годом, т.е. относится к позднему периоду деятельности Васильева, здесь орнаментика полей несколько иная. Впрочем,  сам Васильев являлся автором многих орнаментов, в 1875-78 годы Васильев издавал в Петербурге журнал «Эскизы архитектуры и художественной промышленности» и рисовал для него орнаменты. 

В статьях того времени этот стиль называли Византийским. Кстати, звание академика он получил за работу написанную в этом стиле,  "с 1858 года академик по части живописи в византийском стиле, которое получил за работу ”Божия Матерь с предвечным младенцем”. 


Васильев занимался исключительно религиозной живописью: писал иконы и фрески в храмах. Он был весьма популярным художником и писал иконы для многих церквей как в Петербурге и окрестностях, так и во многих странах, где строились православные храмы.

В Петербурге (на Смоленском кладбище — 1858 г.

Храм Свв. Благоверных князей Бориса и Глеба - кон. 1850-х гг., СПб.,  Иконостас выполнили Пешехоновская мастерская вместе с акад. Васильевым (до 1882 г.), храм закрыт в июле 1934 г. и снесен в 1975 г. Судьба икон не установлена.  

Работал в храмах: на  Бабигонских высотах — 1853, в Синопскую церковь (Калашниковская) наб., в створе пр. Бакунина (Калашниковского), кон. 1850-х гг.). 

Писал иконы в иконостас храма в Варшаве (1853 г.), во Флоренции (на вилле А. Н. Демидова — 1853 г.), в Ницце (1850-е гг.). Многие иконы не сохранились, но и сохранившееся наследие дает представление о творческом пути художника. Некоторые произведения хранятся в российских музеях. 

В 1861 году Василий Васильев писал иконы для Царского иконостаса Успенского собора Почаевской Лавры, иконостас был выполнен по заказу Александра II в память посещения им Лавры в 1859 году, отсюда и название его – Царский. 

В 1863 году Васильев получает заказ на иконы для Александро-Невской часовни в Вильне, воздвигнутой также по повелению Александра II.

Часовня в Вильне не сохранилась, но 15 икон были перенесены  в Скорбященский храм Михново. Александро-Невская часовня, построенная в 1863-1865 гг. находилась в центре Вильны на Георгиевской площади. Часовня имела мемориальное назначение и была поставлена в воспоминание о погибших воинах при усмирении польского восстания 1963 г. Авторами проекта постройки стали два академика архитектуры: петербургский архитектор Александр Резанов и вильнюсский архитектор Николай Чагин. 

Вот иконы из этой часовни.



Писал совместно с В. М. Пешехоновым иконы в церковь св. мц. царицы Александры на Русском подворье в Иерусалиме. Помогал им Ксенофонтов. См. икону из этого иконостаса в начале статьи.

 Совместно с В.М. Пешехоновым Васильев В.В. участвовал в выполнении иконописного заказа для Архангельской церкви (Михаила Архангела) при Александровском механическом заводе. СПб., просп. Обуховской обороны, д. 125/2а. (осв. 1862). Трехъярусный иконостас написали акад. Васильев и мастерская В.М. Пешехонова. Храм закрыт в 1932 и снесен. Судьба икон неизвестна. 

Писал иконы для Казанско-Богодицкой станичной* церкви близ Алма-Аты (Верного) (1871-1872 гг.).  *В конце 19-го столетия выселок получил название Малой станицы, а в 1962 году ее земля была присоединена к черте города.  «Великолепный пятирядный иконостас работы петербургского мастера, академика византийской В.В.Васильева.».  (Интернет, с сайта «Алматы и окрестности» ).


 Писал совместно с В. М. Пешехоновым иконы в церковь св. мц. царицы Александры на Русском подворье в Иерусалиме. Помогал им Ксенофонтов. В Троицкий собор Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Иконостас работы мастерской В.М.Пешехонова и акад. Васильева. Иконостас сохранился, но отреставрирован неаккуратно, практически вся авторская живопись записана и совсем не просматривается. 


А это общий вид иконостаса в Ницце. Церковь в Ницце, первоначально итальянской, была освящена 31 декабря 1859 г. ст. ст. протоиереем Петром Сперанским в присутствии великой княжны Марии Николаевны; тяжело больная императрица Александра Федоровна не смогла прибыть на торжество. Официально церковь титуловалась в честь святых Николая и Александры, небесных покровителей Николая I и его супруги, однако впоследствии ее стали именовать просто Никольской. Резной иконостас был выполнен по эскизу И. И. Горностаева, а вот иконы были написаны В.В. Васильевым.






Среди икон в храме есть вот такой замечательный образ Богоматери Грузинской. Увидев фотографию этой иконы, я не был уверен, что это работа Васильева, разместил её поскольку икона написана в стиле мастерской Пешехонова и вполне могла быть и работой самого Василия Васильевича. Но затем нашел информацию о том, что икона была написана Васильевым по просьбе императрицы специально для храма. Там же сообщалось, что Грузинский образ Божией Матери, особо почитался Николаем I. Кстати, такие детали бывают очень полезными при атрибуции икон. На мой вкус, это лучшая икона из показанных здесь.



Иногда имя Васильева В.В. упоминается отдельно от имени В.М. Пешехонова, например, работы в Воскресенском Новодевичьем монастыре. Церковь пророка Илии (кладбищенская, осв. 25.09.1888) (СПб., Московский (Забалканский) пр., 100).

Писал иконы для храма в г. Ирем в Венгрии. Храм сохранился до наших дней и об истории создания этого собора есть работа Протоиерея Николая Кима (настоятель храма св. Александры в г. Ирем, Венгрия). История создания и иконография иконостаса храма св. Александры в г.Ирем, Венгрия.


 Из этой работы известно, что сохранились документы связанные со строительством храма, в частности письмо Васильева "За все вышеозначенные работы следует получить мне, Васильеву, 4000 рублей. СПб. Тверская ул. № 20. 16 июня 1883 г.". В документе приведено подробное описание иконостаса с перечислением всех написанных икон. Как видим, работы Васильева высоко ценились.

А вот еще одна икона, уже из Большого собора Зимнего дворца. Икона украшена окладом исполненном в известной фирме Павла Овчинникова.





Икона в Ярославском художественном музее, написанная в 1891 году.





Икона святой Нины, 1894 г. была в продаже в московском антиквариате.


Оборотная сторона иконы.



Иконы в музейных собраниях: "Царица Александра", 1858, размер: 53х35,5; дерево, масло, позолота (инв. 1811) (Каталог Государственной Третьяковской Галереи, с. 75), «Воскресение Христово» (нач. 1880-х гг.), «Распятие» (нач. 1890-х гг.). 

Вот еще две иконы написанные Васильевым в 1870 году.




Нашел информацию еще об одной иконе ранее бывшей в коллекции Екатерининского дворца музея, но утраченной во время Великой Отечественной войны. Кто знает, возможно,  сейчас находится в чьей-то коллекции. 

Икона "Ангел-хранитель" в окладе, 1866 г. Дерево, серебро; позолота, роспись. Размер: 59,2 х 40,6 см. Инв. № Е-10473, ЕДМ-6927. В правом нижнем углу подпись: "Вас. Вас. 1866 Васильев". Серебряная рама орнаментирована шестью накладными круглыми медальонами, два из которых с надписью: "17 апреля 1818 г. и 22 апреля 1818". Вверху и внизу в продолговатых накладных пластинках славянский текст: "Ангелом своим заповесть о тебе сохранитися во всех путях твоих". Внизу: "От офицеров и нижних чинов Л. Г. Гусарского Вашего Величества полка 4-го апреля 1866 г." (Сводный каталог культурных ценностей утраченных в ходе второй мировой войны., том 1. Екатерининский дворец, книга 2, кат. 5620 на с. 165-166) 


Ваш,
Ю. Мануйлов.

среда, 20 сентября 2023 г.

 Крепостной художник.

Портрет графа Петра Борисовича Шереметева, работы Ивана Петровича Аргунова.

Итак, погорим сегодня о иконописце Фунтусове.

Фунтусов Михаил (род. около 1730-го года - умер в 1788 г.). Московский иконописец второй пол. XVIII в. крепостной графа П.Б. Шереметева.   К сожалению, биографические сведения о иконописце пока не изучены, даже даты рождения и смерти не известны, можно лишь предполагать, что Михаил Фунтусов родился около 1730 года. Самая ранняя из его подписных работа датирована 1751 годом и это очень профессиональная работа. В настоящий момент мне известны 10 подписных икон этого мастера. Последняя подписная икона мастера, датирована 1783 годом.  Имел сына, также художника, но он не писал икон, а был художником декоратором. 

Несмотря на отсутствие информации о жизни иконописца, что-то можно понять, зная, что он был крепостным графа Петра Борисовича Шереметева. В 1767 году Шереметева избрали членом Уложенной комиссии, образованной по указу Екатерины II. "Комиссия предназначалась для составления нового кодекса законов для империи, в духе «просвещенной монархии». Поговаривают, граф, в годы службы в комиссии, предлагал идею об освобождении крестьян". 

Видимо, выбор был не случаен, а забота о крестьянах была внутренне обоснована. Благодаря своему организаторскому таланту ему удалось организовать эффективные хозяйства в своих вотчинах. По всеобщему признанию, он являлся хорошим хозяином. Часто управляющими имений назначались его же крестьяне, видимо получившие необходимое образование. 

"Среди управителей имений существовали целые династии – Аргуновы, Черкасовы, Чубаровы, Александровы и др. Должность управителя Миллионного дома исполняли по очереди трое членов семейства Аргуновых". Надо пояснить, что семья Аргуновых дала русской культуре выдающегося живописца Ивана Петровича Аргунова.

К числу русских мастеров относится иконописец и живописец Михаил Фунтусов.

Источник:
 https://kuskovo.ru/eto_interesno/istoriya_roda_sheremetevyh/

Три иконы хранятся в Государственном Эрмитаже, одна икона есть в музее истории религии  (ГМИР), еще одна икона в музее им. Андрея Рублева (ЦМиАР), одна икона находится в новосибирском художественном музее. Еще несколько икон в частных коллекциях и одна икона находится в соборе Александра Невского в Париже. Одна из первых икон связанная с именем Фунтусова была в Козлове (Мичуринске). Покровский храм был разрушен в 1930-е годы и судьба иконы неизвестна.

Покажу эти иконы в порядке их создания. 

  

Воскресение Христово, 1751 г. Дерево, темпера, доска с двумя врезными торцовыми шпонками. 31.3 × 25.7 × 2.3 см. Государственный Эрмитаж  (С.-Петербург), инв. ЭРЖ-2242


 Вот такая замечательная икона в свое время была в собрании В.Бондаренко. 



Икона «Богоматерь Иверская», 1854 г. Из собрания Бондаренко. Около 31х26 см. 

В надписи на иконе сообщается, что икона написана в Петербурге и как пишут, она писалась для домашнего храма Петра Борисовича в Санкт-Петербурге. 



Следующая икона писалась для графини Анны Петровны, также в Петербурге. 



Икона «Собор Пресвятой Богородицы», 1755 г., в собр. ГЭ, инв. N ЭРЖ-2241; размер: 49,4х21,2х2,4; справа внизу подпись: «П.С.ОБРАЗ МИХАЙЛА ФУНТУ[СОВ] 1755 ГОДУ».  На обороте старая бумажная наклейка с надписью чернилами: ГРАФИНИ АННЫ ПЕТРОВНЫ. На доске чернилами надпись: ГР. АННЫ ПЕТРОВНЫ. Поступление: из ГМЭ; ранее — в Фонтанном доме Шереметевых в Петербурге. (Косцова III, кат. 54, с. 26, ч.б. илл. на с. 106; Выставки: «Барокко», 1986. Литература: Барокко. С.33. №57) http://e-expo.hermitage.ru/iss2/items?info=332215&sa-fund=44.


Скорее всего эта икона принадлежала Анне Петровне Шереметевой, дочери графа Петра Борисовича. Это же имя носила и её бабка Анна Петровна урожденная Салтыкова, но она умерла в 1728 году.
Посмотрите на замечательный портрет А.П.Шереметевой, кстати, работы упоминаемого мной И.П. Аргунова. 






Следующая подписная икона "Архангел Михаил", 1757 г. Размер иконы: 26,7х21,8х2,1 см.  Эта икона находится в Новосибирском государственном художественном музее.  


фрагмент иконы.




Еще одна икона в собрании ГЭ.


«Воскресение Христово с праздниками», 1761 г., С.-Петербург. В собр. ГЭ  (инв.
N ЭРЖ-2240). Дерево, темпера, размер: 44,5 х 34,5 см.; на нижнем поле справа подпись красной краской. (Синай Византия Русь. Православное искусство с 6 до начала 20 века. Каталог выставки. Фонд Св. Екатерины. R-130. Стр. 359).  




Богоматерь Страстная, 1761 г. В соборе Александра Невского в Париже. Серебряный оклад. Подпись на нижнем поле справа. 


Следующая икона несколько лет назад была выставлена на обсуждение на форуме Христианство в искусстве. Было понятно, что икона хорошего уровня, читалась подпись Фунтусова. Как оказалось позже, эту икону приобрели и она сейчас находится в собрании Сысолятина. Вот в таком виде икона выставлялась.


Сейчас икона выглядит так. Икона была показана на выставке икон из собрания Игоря Сысолятина, проходившая в Музее русского искусства в Москве.


Подписная и датированная икона "Мученики Адриан и Наталья, великомученица Параскева", 1763 г. Размер иконы: 51х27 см. 

Следующая икона утеряна, но сохранилась её старая дореволюционная фотография. К сожалению не удается прочитать надпись на нижнем поле иконы.


Икона "Боголюбская Богоматерь" (называемая Козловской) из Покровской церкви в Мичуринске  (Козлове), написана до 1771 г. (эта икона была особо любима в городе, с ней связывали заступничество и избавление города от чумы. В 1771 году 29 октября эту икону обносили вокруг города во время эпидемии. Икона считалась московского письма, а иконописец назван Михаил Фитусов) (П.Марков, Утраченные святыни, Творческое Товарищество "Слово". Мичуринск, 1992, с. 7, 22).




Богоматерь Иверская. 1770-е годы.  Дерево, темпера; 29 × 21,5 см. В собрании ЦМиАР КП 3723. 
На сайте музея пишут, что "Очевидно, мастер ориентировался на какой-то греческий образец".





Всех скорбящих радость Пресвятой Богородицы 1783 г.  В собрании ГМИР

 


Ваш,
Ю.Мануйлов.

суббота, 16 сентября 2023 г.

 

Каликины.

 

Портрет Ф.А. Каликина


Фамилия Каликиных известна среди специалистов давно и в первую очередь благодаря деятельности Федора Антоновича Каликина, многие годы работавшего в Государственном Эрмитаже реставратором древнерусской живописи. Кроме реставраторской деятельности он известен и как собиратель древнерусских рукописей. Судьба свела его с известным собирателем рукописей В.Г. Дружининым. Федор Антонович часто бывал в своих родных краях на Вологодчине. Конечно, будучи сам из староверов, он пользовался доверием в старообрядческих кругах и мог приобретать у них интересные экземпляры рукописей. Во многом благодаря его находкам, формировалась коллекция В.Г.Дружинина. В Древлехранилище Пушкинского Дома имеется фонд Ф.А. Каликина в котором хранится 92 рукописи. В рукописном отделе Библиотеки академии наук (БАН) хранится 193 единицы из коллекции Каликина. Иконы из его коллекции сейчас хранятся в Русском музее, Государственном Эрмитаже. В дореволюционные годы он и сам писал иконы и некоторые из его работ дошли до наших дней.

Думаю, что читателю будет интересно узнать некоторые известные мне факты биографии этого человека. Приведу сведения, которые опубликованы в моей книге «Словарь старообрядческих иконописцев.

 КАЛИКИН Федор Антонович (род. в 1876 – умер в 1971). Иконописец, старший реставратор Государственного Эрмитажа, коллекционер и знаток древнерусской живописи и рукописной книги. Выходец из старообрядческой семьи. Сын иконописца Антона Семеновича Каликина.  Родился в Тарногской волости Вологодской губернии в семье крестьянина-старообрядца. С 1891 г. обучался, а затем и работал в Кимрах у иконописца И.В. Немирова; с 1906 г. — в Петербурге у реставратора и иконописца И.В. Рачейского, вместе с которым реставрировал коллекцию икон академика Н.П. Лихачева. Из личного дела Ф.А. Каликина известно, что с 1907 года он работал для Н.П. Лихачева и одновременно для Русского музея. В летние месяцы Ф.А. Каликин обычно совершал поездки по Олонецкой, Архангельской и Вологодской губерниям, собирая рукописные книги, предметы старины для музеев, библиотек и коллекционеров. Во время своих поездок он сделал множество снимков деревянных церквей, часовен и церковной утвари. С детства “писал лицевые цветники и Апокалипсисы”. В годы I Мировой войны Ф.А. Каликин служил в ополчении, а с 1918 года работал как реставратор. В 20-е годы работал экспертом Государственного музейного фонда и Комиссии Петроградского отдела музеев по изъятию ценностей в городе и северных областях.  С 1931 г. работал в реставрационной мастерской Эрмитажа старшим реставратором западноевропейской живописи, где им было отреставрировано более 250 произведений русской и западноевропейской живописи. С первых дней Великой Отечественной войны он занимался эвакуацией музейных ценностей и созданием условий для хранения тех произведений искусства, которые оставались в блокадном городе. Пережив, с трудом, блокадную зиму, летом 1942 г. он выехал в Свердловск, где тогда находился филиал Эрмитажа. В 1944 г. он вернулся в Ленинград и начал заниматься спасением поврежденных росписей и картин. С начала 50-х годов вновь стал сотрудником ГРМ. В 1954–1955 гг. Ф.А. Каликин участвовал в археографических экспедициях вместе с В.И. Малышевым.  (Косцова I, с. 5-13, 450; Тарасов, цв. илл. 54; Маркелов II, т.1, с. 42; Понырко Н.В. Федор Антонович Каликин – собиратель древних рукописей // ТОДРЛ. Т. 35. Л., 1980.  С. 446 – 451.).

 

 В 2014 году мой знакомый антиквар в разговоре упомянул, что у него есть небольшая иконка с надписью на обороте, позже при личной встрече он показал эту икону.

 

Икона «Агиос Вел. Мина, агиос бес. Козма и агиос бес. Дамиан», 1913 г., Кимры. Размер около 18х15 см. Доска липовая с ковчегом и двумя встречными несквозными дубовыми шпонками. 


На обороте между шпонками чернильная надпись: «Сию икону писалъ Федор / Антоновичъ. вс. КимрЪ / наимя отца Афанасия /Рыбин(с). /ЗУКА (7421-1913) г.». Над верхней шпонкой надпись чернилами другим почерком: «Измарагд  Сиринъ».

Прочитав имя Фёдор Антонович и упомянутый город Кимры мне стало понятно, что икона написана Каликиным. Кимры были важным старообрядческим центром, в этом городе он учился иконописи. Я уже видел одну из работ иконописца, это была икона Спасителя в красивом окладе.

Икона продавалась в 2011 году аукционе в Дюссельдорфе.

  




 И вот такая надпись имелась на оборотной стороне иконы.

 


 Дата в надписи на иконе переводится как 7413 год и в современном летоисчислении означает 1905 год. Интересно, что и эта икона писалась в Кимрах.

Во время Великой Отечественной войны, когда немцы были уже на подступах к Ленинграду, и опасаясь, что немцы прорвутся в город, Каликин вывез наиболее ценные предметы из своей коллекции в тыл. Сейчас, в собрании ГЭ хранится икона "Шестоднев", новгородского письма последней четверти XV века, подаренная Эрмитажу в 1961 году и которую Федор Антонович в 1941 году распилил на 8 частей, сострогал досточки по толщине и в рюкзаке вынес икону из Ленинграда. 


Иконописцем и переписчиком книг был и отец Федора Антоновича. Известно, что Антон Семенович Каликин жил и работал в деревне Тюребери Тарногской волости Вологодской губернии. Занимался перепиской книг, писал иконы. В Таллине в коллекции Николая Ивановича Кормашова хранится подписная  и датированная икона письма Антона Семеновича Каликина.



  «Св. преп. Макарий Желтоводский, Ангел Хранитель, св. преп. Марфа», 1879 г. На обороте под центральной шпонкой чернильная надпись в четыре строки: «сей образъ писанъ въ царствующем // гра МосквЪ въ лето /ЗТПЗ (7387-1879) изугра // фомъ Антономъ Семеновымъ // Каликинымъ»


Фотография любезно предоставлена сыном покойного Николая Ивановича Орестом Кормашовым. 

Интересно, что мастер в надписи указал свое отчество «Семенович», оно  известно также из статьи Н.В. Понырко. Федор Антонович Каликин - собиратель древних рукописей.

У Антона Семеновича был еще один сын (возможно его имя Иван, фактически мне известен только инициал имени И. - КАЛИКИН И. Антонович. Он был также иконописцем, но более известен как переписчик старообрядческих книг. (Маркелов II, т.1, с. 45). Имеются сведения (Понырко), что в свое время Дружинин через Ф.А. Каликина заказывал И.А. Каликину рукописные книги.

Хочу показать еще одну икону. В каталоге коллекции Н.И. Кормашова (Древнерусское искусство в собрании Н. Кормашова, 1971, кат. 43). эта икона "Св. Никола Чудотворец" значится как работа А. Каликина. Лично я не уверен, что это его работа, но известно, что икона была привезена из Тюребери, Вологодской области.


 

 Ваш,

Ю. Мануйлов.