Обо мне

Моя фотография
В своей жизни мне довелось заниматься очень многими вещами, но судьба так распорядилась, что икона стала главным делом и смыслом моего существования. Первую половину жизни я занимался изучением этой проблемы, копил материал, нащупывал методы познания, вторая половина жизни была посвящена реализации своих знаний, систематизации накопленного материала. Теперь настало время поделиться всем этим с заинтересованными людьми.

четверг, 17 февраля 2022 г.

 Братья Фроловы - Давыд, Гавриил, Тит.




Фроловы принадлежали к старообрядцам-федосеевцам. В 1867 г. семья Фроловых переехала из посада Митьковка Черниговской губернии в Режицу (г. Резекне, Латвия), где их отец Ефим Фролов с сыновьями открыл по улице Вокзальной в доме Василькова иконописную мастерскую. Известно, что Ефим Фролов имел трех сыновей, ставших иконописцами. Это Давыд Ефимович, Гавриил Ефимович и Тит Ефимович Фроловы. Старшим был Давыд Ефимович и впоследствии он бросит занятия иконописью и поселившись в Витебске, станет заниматься юридическими вопросами (т.е. быть стряпчим). Гавриилу Ефимовичу в это время было 14 лет и в свои годы он мог уже работать с отцом. К этим годам многие юные иконописцы становились мастерами. О возрасте Тита сведений нет. После смерти отца, в 1875 г. братья Гавриил и Тит Фроловы были приглашены для работы в Москву, где стали работать в  иконописной мастерской при Преображенском кладбище, в этом же году они занимаются росписью храма на Преображенском кладбище. Между 1875 и 1979 годами они работали также в городах Казани и Самаре. В 1879 г. они вновь возвращаются в г. Режицу.





      К этому периоду работы в Режице, относятся иконы, имеющие на оборотной стороне доски овальное клеймо: "Иконопис. мастер. БР: Фроловы"







Клеймо в форме большой миндалины с размером  3,3x2,3 см. и текстом  внутри. Металлическое клеймо нагревалось и под давлением делался отпечаток на доске. На настоящий момент мне известно более 30 икон, имеющих это клеймо.

А вот как выглядят оборотные стороны икон этой мастерской.



          В живописном решении икон просматривается два основных типа икон. Первый тип более яркий с обилием золота. Использованы приемы лессировочной живописи по золоту. Цветовая гамма достаточно широкая, использованы голубая, зеленая, охры, киноварь. Особенно характерен зеленый цвет. 



Санкирь в личном письме светло коричневый с теплым оттенком желтого или красного тона. Вохрения с большим количеством белил, но переходы тонкие и высветления не яркие. Опись черт лица выполнена тонкими черными линиями. Белильных движков в личном нет. Седые волосы написаны чистыми белилами. В разделках одежд применены белила и черная краска. Этот тип икон напоминает яркие иконы Ветки и Стародубья.



 По всей видимости в этих иконах отразилась выучка отца Ефима Фролова, выходца из Черниговской губернии. Можно предположить, что этот тип икон создавался рукой Тита Фролова. Не исключено, что мастера в своей работе руководствовались также требованиями заказчиков, выполняя заказ в определенном стиле. В иконах сюжетных палатное письмо богато орнаментировано, горки нежных розовых, салатных тонов с красочными деревьями и травами. Фигуры персонажей удлиненные. В некоторых деталях чувствуется влияние мстерских традиций .


      Иконы второго типа значительно сдержаннее по колориту, характер личного письма более строгий. И в этих работах узнается почерк Гавриила Фролова, хорошо известный по более поздним работам. Примером может служить икона "Смоленской Богоматери". 


Санкирь зеленоватый, охрение разбеленной красной охрой, отсутствуют белильные движки. Губы подцвечены киноварью. Фон светло-охряной с розовым оттенком, поля охра, светло-оливкого тона. Разделки волос оранжевые. Поземы у приписных святых темно-оливковые. Фигуры на полях написаны без выделения фона. Надписи выполнены черной краской. Опушь темно-оливковая и киноварная. По лузге темно-карминовая отводка. Одежды Богоматери цвета сушеной вишни с черными разделками, слегка растушеванными. Весь рисунок имеет развитую графью. 

         Вот еще некоторые иконы с клеймом "Братья Фроловы".











Ваш,
Ю. Мануйлов.


P.S. После выхода моей книги "Икона староверов Причудья" прошло уже почти 12 лет и за эти годы мною были зафиксированы ранее неизвестные иконы мастерской. Поэтому, я решил разместить список работ мастерской в этом блоге.

Иконы с клеймом «Иконопис. мастер. Бр. Фроловы» (с 1870 –х до 1894 года).


1. Икона "Преподобный Нифонт". 36,1х31. (Частная колл. в Эстонии).


2. Икона "Св. Никола Чудотворец с приписными святыми на полях". 31х26. (Таллинский антиквариат. 2006 г.)



3. Икона "Св. Никола Чудотворец". 31х26. (Таллинский антиквариат. 1998 г.).



4. Икона "Архангел Михаил грозных сил Воевода". 22х18. (Частная колл. в России).


5. Икона "
Успение Пресвятой Богородицы". 53х44 . (Частная колл. в Эстонии).




6. Икона "Св. Николай Чудотворец с 12 клеймами жития". 53х44. (Частная колл. в Эстонии).


7. Икона "Рождество Христово". 53,6 x 46,1. (Антикварная торговля. Германия. Икона в 1991 г. была похищена из моленного дома в Малых Кольках (Эстония).

 





8. Икона "Воскресение Христово-Сошествие во ад".  71,4х57,5.  (Икона похищена из моленного дома в Малых Кольках).


9. Икона "Апостолы Петр и Павел". 53,3х43,7. (Моленная в Таллине).


10. Икона "Спас Нерукотворный в металлическом окладе". Около 50х50. Украдена из частной коллекции в Таллине.    
  


11. Икона Богоматери «О, Всепетая Мати». 31х26,5. (Аукцион Jacksons (США) 22-23 мая 2012 г. Лот. 59). На иконе имелся новодельный серебряный оклад.
     

12. Икона "Св. Николай Чудотворец с приписными святыми на полях и окладом". 36х31,2.  (Частная колл. в Эстонии).


13. Икона "Св. Паисий Великий". 35,3 x 30,7. (Гос. Рег. Ном. 20574; стар. номер 10III 16k-161). (Моленная в Рая).

 

14. Икона «Богоматерь Смоленская с приписными святыми на полях: священномуч. Василием исп. и св. Матроной». 35,7х30,7. (Таллинский антиквариат. 2005 г.).

15. Икона «Богоматерь Смоленская с приписными свв. муч. Екатериной и св. Марией Егип.» 44,1х38,6. (Частная колл. в Эстонии).





16. Икона "Св. Никола Чудотворец". 44х38. (Частная колл. в России, ранее в Эстонии).



17. Икона "Св. Алексей человек Божий в молении на образ Богородицы". 30,9х26,6. (Частная колл. в Германии).

 

18. Икона "Св. Иоанн Богослов в молчании". 35,9х31,1. (Частная колл. в Германии).




19. Икона «Богоматерь Феодоровская». 30,9х26,5. (Частная колл. в Германии).


      

20. Икона "Воздвижение Креста Господня".  53,1х44. (Частная колл. в Германии).

 




21. Икона Богоматери «Неопалимая Купина». 27х22. (Российский антиквариат. 2011 г.). На иконе стоит штамп 2 типа, отличный от известного штампа мастерской братьев Фроловых. Работа также отличается от известных работ мастерской братьев Фроловых.


Иконы не вошедшие в книгу.       

22.  Распятие с предстоящими. (Выставлялась на форуме «Христианство в искусстве» в 2019 г.)

 


23.Икона Богоматери «Млекопитательница». Икона переписана или написана на старой доске. Икона выставлялась на продажу на форуме «Христианство в искусстве». На обороте стоит штамп мастерской Братьев Фроловых 2 типа.       

  

24.  Икона "Свв. Апостолы Петр и Павел". 34,7х28,3.  (Выставлялась на продажу на аукционе Харгесхаймер в Германии). 


      

25.  Икона "Св. Никола Чудотворец". (Выставлялась на продажу на форуме ХВИ, 2015 г.)



26. Икона Богоматери "Утоли моя печали". (Выставлялась на продажу на форуме ХВИ, 2015 г.)



27. Икона "Св. Георгий Победоносец". 58,5х? (Выставлялась на продажу в антиквариате в России



28. Икона "Св. Георгий Победоносец". 31,2х26. (Выставлялась на продажу в антиквариате в России)


29. Икона "Богоматерь Казанская". Размер неизвестен. (Антиквариат в России, 2015 г.)


30. Икона "Не рыдай Мене Мати". 31,5х26,5. (Выставлялась на продажу на ХВИ в 2022 г.)


31. Икона "Св. Никола Чудотворец". 54х46. ( Выставлялась на продажу в Латвии)


32. Икона "Св. Никола Чудотворец". Около 31х26. (В собрании Художественного музея в Витебске).



33. Икона "Богоматерь Феодоровская". 31,1х26. (Выставлялась на продажу на аукционе Харгесхаймер в Германии в 2021 г.)



34. Икона "Сошествие во ад". 31,1 х 25,7. (Выставлялась для обсуждения на форуме ХВИ)




Все работы выполнены на доске в технике яичной темперы.

Все размеры даны в сантиметрах.

 








понедельник, 7 февраля 2022 г.

 Иконописцы - Владимир Неволин, Гагаев Мартиниан Федотович и другие.


В 2003 году в одном таллинском антикварном магазинчике увидел икону с надписью, которую я приведу в конце поста. Уже дома, поискав информацию по этому иконописцу, нашел следующее - НЕВОЛИН Владимир Николаев (род. 1845). Слободской живописец и иконописец. Из священнической семьи села Кырмыжского Вятского у. Учился в Вятском духовном училище. В 1858 г. онемел. В сентябре 1859 поступил учиться живописи в иконописную мастерскую слободского купца А.А. Пашкина. 19 ноября 1863 исцелился от афонской иконы Божьей Матери «Утешение в скорбях и печалях», находившейся в Слободском Христорождественском женском монастыре. В том же году написал список с чудотворной иконы для храма обители. (Мохова, Вятские иконописцы, с. 98).



Нашлась и другая информация, касающаяся жизни этого иконописца. "Имя его известно в связи с чудестным его исцелением от чудотворного образа "Утешение в скорбех и печалех". Икона эта находилась в Слободском Христорождественском монастыре. Первоначально эта икона находилась в русском Андреевском ските на Афоне. В 1863 году в Слободской прибыл с Афона для сбора пожертвований иеромонах Паисий и привез с собой эту икону, которая была поставлена в Христорождественском монастыре.
Вскоре, 19 ноября, совершилось великое чудо. 18-летний художник-иконописец Владимир Неволин в детстве онемел и, несмотря на лечение, язык болящего в течение шести лет оставался без движения. Узнав о привезенной с Афона святыне, юноша отслужил перед ней молебен и, когда прикладывался к образу, почувствовал, что с ним происходит нечто необычайное. Дома Владимир неожиданно произнес: "Какой чудный бриллиантовый венец на Божией Матери!". Все окружающие были поражены мгновенным возвращением дара речи. Сам Владимир поспешил в обитель воздать благодарение Богоматери, исповедался у иеромонаха Паисия и причастился Святых Таин.
Образ еще более прославился, когда его перенесли в Вятку, где он находился до мая 1864 г. В честь этой иконы в Вятском Преображенском девичьем монастыре в 1883 г. был воздвигнут величественный храм (Здание сохранилось). Затем образ был перенесен в Санкт-Петербург на подворье Свято-Афонского Андреевского скита, где в его честь также была освящена церковь. После закрытия подворья в 1933 г. святыня исчезла. В самом же Слободском исцеленным живописцем Владимиром Неволиным с чудотворного образа был сделан точный список и помещен в Христорождественском монастыре.".




А теперь немного о самой иконе «Утешение в скорбех и печалях». На тыльной стороне надпись в 6 строк: «Писалъ сей Образъ: чудесно исцЪленный // отъ шестилЪтней нЪмоты чрезъ прикосно- // венiе устъ моихъ къ чудотворной ИконЪ Пре- // святой БогородицЪ, именуемой утЪшенiе въ // скорбЪхъ и печалЪхъ. // Владимiръ Николаевъ Неволинъ». Размер иконы около 18х15 см. Досточка двухслойная. На иконе еще имелся латунный оклад.




Кто-то из читателей знает, что Эстонии есть две православные общины-самая крупная это Московского патриархата и есть община, окормляемая Константинопольским патриархатом. В те времена константинопольский митрополит часто ходил по антикварным магазинам, однажды мы встретились в этой лавке. Он искал интересную икону для себя и я посоветовал ему купить именно эту икону, рассказав о иконописце и о чуде исцеления.

А буквально вчера, сделал маленькое открытие. В прошлом году была публикация в ФБ с фотографией иконы Богоматери Тихвинской с датой 1804 г. и подписью иконописца Мартиниана Федотова из села Мордовского. Это село в Ивановской области, недалеко от известно иконописного села Холуя. Как всегда сидел работал с материалами и сопоставив сведения об этом иконописце с уже известным Гагаевым Мартинианом Федотовым понял, что это тот же иконописец. М.Ф. Гагаев жил в Шуе, а ранее видимо, в селе Мордовском. Одна икона его письма есть в Государственном историческом музее. Вот она




Есть иконы этого мастера и в Мстерском художественном музее, это три двухчастные иконы из праздничного чина, по два праздника на каждой доске.










А вот и икона Богоматери Тихвинской, подписанная "Мартиниан Федотов".



Надо сказать, что люди с фамилией Гагаевы и сейчас живут на Владимирщине. Мне известны иконе еще шести иконописцев, носящих эту фамилию. Один из них работал в Казани - это Тимофей Терентьевич Гагаев, но его отец Гагаев Терентий Иванов жил и работал в первой половине XIX века в селе Мордовском. А вот одна из ветвей этой фамилии перебрались на Урал и уже там оставила свой след. Они принадлежали к старообрядцам часовенного тол­ка и работали в Екатеринбурге и Нижнетагильском заводе. Это:
Тит Васильевич (Василисков) Гагаев известен с 1792 г.; 
Егор Титович Гагаев - с 1815 г.; 
Арте­мий (Андрей) Титович Гагаев работал в 1-й пол. XIX в.; 
Устин Федорович Гагаев  - время его работы не установлено. 
Подписные прориси Гагаевых нахо­дятся в музейных собраниях Москвы (ГИМ) и Екатеринбурга (СОКМ). 
Вот так по крупицам восстанавливается история русской иконописи, выявляются имена мастеров и рано или поздно какие-то анонимные произведения иконописного искусства вновь обретут авторство.

Ваш, Ю. Мануйлов.

понедельник, 31 января 2022 г.

 Гавриил Ефимович Фролов.


Эту статью я писал для старообрядческого календаря, издаваемого в Москве общиной при преображенском кладбище. Преображенская община одна из немногих оставшихся федосеевских общин. Пусть эта статья станет предисловием к будущей статье, посвященной жизни и творчеству замечательного иконописца Гавриила Ефимовича Фролова.

 



Увы, но в Эстонии осталось только два федосеевских прихода и два моленных дома, один в деревне Малые Кольки, второй расположен в деревне Рая и, благодаря своему богатому убранству, является поистине жемчужиной эстонского Причудья. Своему расцвету Раюшская моленная обязана трудам и духовному подвигу замечательного иконописца, наставника, подвижника Гавриила Ефимовича Фролова. Будучи потомственным иконописцем из семьи старообрядцев федосеевцев, живших в Черниговской губернии и переехавших в город Режицу, Гавриил Ефимович через всю свою жизнь пронес наставление отца о том, что иконопись для него не просто средство заработка денег, а его духовное предназначение, способное привести его душу к спасению.

Сам он был подвижником и глубоко верующим человеком, приступал к работе над иконой только после необходимых молитв, строго исполнял все необходимые посты. Вот что писал И.Н. Заволоко по случаю кончины Гавриила Ефимовича Фролова: «Строгая воздержанность жизни, начитанность, неустанная молитва и ревность к Христианству снискали Г.Е. Фролову почёт и уважение».

Деятельность Гавриила Ефимовича Фролова как иконописца очень обширна. Совместными трудами Фролова с помощниками и учениками создано большое количество замечательных икон. Строгая красота и особая духовность образов являются определяющими чертами икон Гавриила Фролова. В его иконах все подчинено ее главному предназначению – молитве. Аскетизм личной жизни мастера нашел абсолютное выражение в его творчестве.  Мною описано почти 600 икон, а сколько их, еще неизвестных, имеется в храмах, в домах. Многое, конечно, потеряно в сложные годы богоборчества.



Работал Гавриила Ефимович и на Преображенском кладбище в Москве, работал в Казани и в Самарской губернии. Самые большие периоды жизни иконописца прошли в Режице в Латгалии - сейчас это город Резекне, находящийся в Латвии и населенный, в большинстве своем, потомками старообрядцев и у нас в Эстонии в деревне Рая. Здесь же, в Рая, в 1930 году закончилась земная жизнь Гавриила Ефимовича. Он был похоронен рядом с построенным на его личные средства храмом. К сожалению, здание храма сгорело от попавшей в него бомбы во время Великой отечественной войны. В 2007 г. прах Г.Е. Фролова был перенесен на старообрядческое кладбище. Благодарные и помнящие заслуги иконописца старообрядцы из Резекне соорудили мраморный Крест на могилу Фролова. Крест был установлен и торжественно освящен 25 августа 2007 года. Освящение Креста проводил наставник Рижской Богоявленской поморской старообрядческой общины Алексий Фалилеевич Каратаев.





Заслуги Г. Е. Фролова не ограничиваются его иконописной деятельностью. Несколько поколений раюшцев учились у него крюковому пению. По его инициативе была открыта школа для детей церковнославянского чтения и письма.

Г.Е. Фролов известен и как духовный писатель. В 1915 году в старообрядческой типографии села Тушка была издана его богословская книга «Путь, ведущий христианина к прощению грехов.». В соответствии с практикой старообрядческих наставников, Фролов создает книгу, основанную на цитатах из трудов отцов церкви и формирует нужный ему строй книги, отвечая в ней на вопросы повседневной жизни.




Современная жизнь старообрядцев Причудья сложна. Местная молодежь, не имеющая работы на своей малой родине, переезжает в большие города. В высших учебных заведениях бесплатное обучение ведется только на эстонском языке, в школах так же планируется введение преподавания 60 процентов предметов на эстонском языке и это не способствует сохранению русской культуры. Многие молодые люди постепенно ассимилируются, становятся и по языку, и по культуре ближе к эстонцам. Старики вынуждены добывать свой хлеб тяжелым трудом. В этих краях традиционными занятиями местного населения всегда были ловля рыбы и огородничество. Большинство жителей выращивает лук на продажу и другие овощи для своих нужд.  Существуют и серьезные бытовые проблемы, такие как закрытие школ, детских садов, поликлиник. В случае болезни, к врачу надо добираться за 40-50 километров. Население сокращается, только в летнее время приезжают родственники с детьми на отдых, да пустые дома скупаются приезжими людьми. Но они уже не имеют связи с общиной и помощи от них ждать не приходится. Есть и некоторые положительные тенденции- медленно, но развивается местный туризм. Многие люди, интересующиеся старообрядческой культурой, приезжают посетить эти места и посмотреть на местный быт. Триста лет, а в некоторых случаях и более, существуют в этих местах поселения старообрядцев и теперь местная культура со своим особым говором, своими древними традициями пения, особенной  кухней, привыкшей использовать рыбные дары Чудского озера, притягивает горожан в эти места.  

С помощью государства в Рая была воссоздана мемориальная комната Гавриила Ефимовича Фролова. В поморской общине в деревне Варнья был отреставрирован иконостас на средства, выделенные Евросоюзом и на пожертвования местного предпринимателя. Надо сказать, что жизнь в общинах держится на любви к своим корням и на вере тех немногих старообрядцев, что еще живы, в то, что с Божьей помощью найдутся среди молодого поколения люди, способные нести символ веры и не дать уйти в небытие духу древлеправославной церкви.

 

Ваш,

Юрий Мануйлов.


 

 

 

среда, 26 января 2022 г.

Коровайков Константин Михайлович и Эстония.

Однажды я писал на своей странице в ФБ небольшую заметку о художнике Константине Михайловиче Коровайкове, а недавно в моей ленте появились воспоминания об этой публикации 9-ти летней давности. Я решил, что это хороший повод вновь вернуться к творчеству этого художника и рассказать немного больше о нем.





Коровайков Константин Михайлович родился 14 (27) января 1893 г. в селе Холуй – умер в 1947 в г. Тарту (Эстония). Уроженец села Холуй Владимирской области, своё начальное образование получил в деревенской школе рисования. В 1916 году, с отличием окончив художественное училище имени Штиглица в Петрограде, К.М. Коровайков приезжает в Эстонию, где преподает уроки рисования в гимназии, занимается живописью. В своих художественных работах он отдавал предпочтение акварельным рисункам. Основным же местом его работы был Нарвский русский театр, где он был художником-декоратором. К счастью, в Нарвском музее хранятся несколько эскизов К. М. Коровайкова к спектаклю «Женитьба Белугина» по пьесе А.Н. Островского, сезон 1935/36 года.
Писал художник и иконы, в частности, сохранилась икона "Чудо Георгия о змие", 1930-е гг., дерево, масло, размер: 196х113. Подпись: "К. Коровайков". В свое время, эта икона была зафиксирована Михаилом Михайловичем Красилиным, историком искусства, впервые обратившемся к позднему периоду в русской иконописи и опубликована им в его каталоге подписных работ, под кат. 65).




Икона была написана для Георгиевской часовни на православном кладбище в Копли (район Таллина). Часовня строилась на кладбище, где покоятся останки русских воинов Северо-западной армии (кто в теме, знает о трагической гибели от тифа, голода, целой русской армии Юденича в 1919-1920 годы и её роли в Эстонской освободительной войне). Георгиевская часовня была возведена в 1936 году по проекту местного таллинского архитектора Александра Владовского.






Икона пострадала во время Великой отечественной войны, как видите, она прострелена множеством пуль. В 2000-х годах, начали реставрировать часовню, одновременно была отреставрирована и икона. Реставрацию иконы поручили моим старинным друзьям - Александру и Елене Юрьевым. Оба они реставраторы высшей категории. Александр Юрьев долгие годы работал в Эстонском художественном музее, но сейчас находится на заслуженном отдыхе, а его жена, Елена Юрьева (Кукина) продолжает работать в музее.



Икона сейчас находится в восстановленной Георгиевской часовне и вы её можете видеть на фотографии.






В 1935-1937 гг. художником К.М. Коровайковым написаны иконы "Голгофа" и "Положение во гроб» для церкви Пресвятой Троицы в Ивангороде. В 1944 г. храм был закрыт, а в 1950-е годы разграблен, и часть икон, в том числе написанные Коровайковым, перевезли в Нарву. Сейчас эти иконы находятся в Воскресенском соборе в Нарве.


Поскольку Константин Михайлович был родом из села Холуй, то надо сказать несколько слов об этом селе.
Вот что писали о нем: Село Холуй расположено во Владимирской губ. В XVII в. Холуй был вотчиной Троице-Сергиевой лавры. Письменные источники указывают на существование иконописного промысла в Холуе уже в XVII в. В XVIII в. Холуй насчитывал более 300 иконописцев. Имена многих местных иконописцев зафиксированы в списке иконописцев Холуйской слободы, составленном в 1752 году и сохранившемся до наших дней. В нач. XIX в. количество крестьян, занимавшихся иконописью выросло до 700 человек, включая сюда и помещичьих, и казенных крестьян. В сер.  XIX в. в селе работало более 720 мастеров, ежегодно писавших от полутора до двух миллионов икон. В 1899 г. в Холуе из 3500 жителей села иконописным промыслом было занято 452 человека. В 1880-е гг. в Холуе была открыта иконописная школа, с 1892 года школой руководил художник, выпускник Академии художеств, Н.Н. Харламов.

Ваш,
Ю. Мануйлов.