Обо мне

Моя фотография
В своей жизни мне довелось заниматься очень многими вещами, но судьба так распорядилась, что икона стала главным делом и смыслом моего существования. Первую половину жизни я занимался изучением этой проблемы, копил материал, нащупывал методы познания, вторая половина жизни была посвящена реализации своих знаний, систематизации накопленного материала. Теперь настало время поделиться всем этим с заинтересованными людьми.

четверг, 22 мая 2025 г.

 Мстерские иконописцы Мумриковы.



На фото: Рабочие иконописной мастерской Мумриковых. Нач. XX в. Фотография И.И.Щадрина. На фото сидят: 3-й слева - Иван Егорович Мумриков; 4-й слева - Пётр Иванович Мумриков.

Сегодня речь пойдет о мстерских иконописцах Мумриковых и мастерах работавших на них.

В предыдущих статьях я уже писал о мстерских иконописцах Гурьянове, Тюлиных, Брягиных, Шитове и других. Продукция мстерских мастерских разнообразна по уровню живописи и стилистике, но есть общее в их работах, это ориентация на вкусы старообрядческого населения, желавшего получить в дом "старинную икону", пусть, в некоторых случаях, лишь отдаленно похожую на подлинный древний образ. Иконописный промысел во Мстере появился в начале XVIII века, и к середине XIX столетия им занимались уже 449 мастеров из 919 домохозяев слободы, а еще в промысле участвовали чеканщики, сусальщики (мастера, занимающиеся золочением), столяры, изготавливавшие иконные доски и киоты: чеканщиков было 29 и сусальщиков – 19.

Биографии членов семьи Мумриковых наиболее полно освещены в работах краеведа В.В. Борисова, многие годы занимающегося исследованием истории слободы Мстеры. Статья иллюстрирована интересными фотографиями членов рода Мумриковых и документов, связанных с этой семьей. Даю ссылку на одну из последних статей Владимира Вячеславовича Борисова.  Единоверцы Мумриковы — почетные граждане слободы Мстера // Летопись единоверческой жизни единоверческого храма Архангела Михаила села Михайловская Слобода Московской епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата за 7521|2013 год. — М., 2014.

Ссылаясь на метрические книги, В.В. Борисов так описывает родословную семьи. "Первым представителем фамилии, упомянутым в этих книгах, является Никита Никифорович Мумриков (ок. 1802 – 07.05.1869). Михаил Никитич Мумриков был иконописцем. У него было три сына: Михаил (ок. 1822 – 17.04.1889), Егор (ок. 1823 – 24.08.1891) и Петр (ок. 1839 – 14.04.1908)". 

Его старший сын иконописец Михаил Никитич Мумриков (род. ок. 1822 – умер 07.05.1869 по другим сведениям 17.04.1889). В последней четверти XIX в. он был владельцем крупной иконописной мастерской совместно со своим племянником Иваном Егоровичем Мумриковым. «Его жизнь сложилась непросто. По записям в метрических книгах, две его дочери умерли в раннем детстве». (Вздорнов, с. 199; Тарасов, с. 181, 408; В. Борисов. Единоверцы Мумриковы – почетные граждане слободы Мстера). 

В собрании Н.М. Постникова имелась икона Спасителя поясного, 1871 г. (кат. 859) письма М.Н. Мумрикова (Каталог христианских древностей.... С. 39). 

Средний сын Никиты Никифоровича иконописец Егор Никитич Мумриков (ок. 1823- 24.08.1891). Работал в середине - второй пол. XIX в. (Вздорнов, с. 199). Имел сын также иконописца Ивана Егоровича Мумрикова. Известно , что он не только писал иконы, но также занимался реставарцией. В 1863 году он совместно с Василием Тюлиным раскрывали иконы в придельных иконостасах Благовещенского собора Московского Кремля. Что касается икон, то в собрании Н.М. Постникова хранились 4 иконы (кат. 758-761) написанные в 1868 г.  (Каталог христианских древностей... С.41; В. Борисов. Единоверцы Мумриковы – почетные граждане слободы Мстера).



 У Егора Мумрикова с супругой Параскевой Петровной (ок. 1824 – 28.10.1890) было девять детей: Старшим был Иван Егорович, оставивший после себя значительное наследие. 

 Младшим сыном, ставшим иконописцем, был Петр Никитич Мумриков (ок. 1839 – 14.04.1908). «По линии Петра Никитича род Мумриковых прекращается. У него с женой Параскевой Евменьевной, урожденной Бороздиной (ок. 1840 – 12.03.1918), все дети мужского пола умирают до женитьбы.» (В. Борисов. Единоверцы Мумриковы — почетные граждане слободы Мстера).

Но вернусь к Ивану Егоровичу.

Мумриков Иван Егорович (род. около 1845 – 29.03.1913 в Мстере, похоронен на единоверческом кладбище в Мстере). 

«27 сентября 1864 года сочетался браком с дочерью мстерского крестьянина Марией Алексеевной Рожковой (ок. 1847 – 25.08.1865). Этот брак оказался трагическим – при родах умирает жена. 24 октября 1865 года Иван Егорович женился на дочери мстерского крестьянина Анне Николаевне Чиркиной (род. ок. 1845). У супругов родились тринадцать детей: Петр, Федор, Василий, Симеон (27.01.1872 – 07.12.1874), Иоанн (15.02.1874 – 26.11.1874), Иван, Мария (27.03.1877 – 05.08.1878), Анна, Мария, Андрей (25.09.1882 – 04.10.1883), Екатерина (15.11.1883 – 22.02.1885), Алексей и Александра." (В. Борисов. Единоверцы Мумриковы — почетные граждане слободы Мстера).

Работал во 2-й пол. XIX в. Был "старинщиком", т.е. прекрасно писал иконы в старых стилях. В последней четверти столетия (конкретно указывают дату 1877 год) совместно с Михаилом Никитичем Мумриковым открывают мастерскую, в дальнейшем ставшую крупной иконописной мастерской. (Вздорнов, с. 199; Тарасов, с. 170, 181, 408). Иконы, выходившие из мастерской Ивана Егоровича были высокого качества. Они экспонировались на различных выставках и были отмечены наградами. Заработав на этом деле первоначальный капитал, он расширил производство и в 1894 году открыл заведение для проката фольги, которая применялась в огромном количестве для украшения производившихся во Мстере икон. Кроме фольгопрокатки занимались чеканкой риз, выделкой сусального золота и серебра, медной потали и золоченой бумаги. Все эти материалы шли в собственное производство и на продажу.

 Иконы мастерской неоднократно участвовали в выставках и были отмечены наградами: на Всемирной Колумбовой выставке 1893 года в Чикаго – бронзовой медалью при почетном дипломе, на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде 1896 года – серебряной медалью, за «иконы, писанные с пониманием духа и характера старинной иконописи и выдающиеся чистотой отделки». «На Всероссийской кустарнопромышленной выставке 1901 года в СанктПетербурге И.Е. и П.И. Мумриковыми были представлены финифтяные образки, «тонко и тщательно исполненные», за которые они были награждены большой серебряной медалью.» .

 Участник кустарной выставки в 1902 году. В указателе этой выставки имеется статья о нем:  «229 Мумриковы, Иванъ Егоровичъ и Петръ Ивановичъ (пот. поч. граждане). Владим. г., слоб. Мстера. Иконы. Годов. производ. до 300 иконъ, на сумму до 8.000 руб. Работаетъ 7 муж., нзъ нихъ 6 муж. наемъ. Производ. ручное. Золото и краски получ. изъ Москвы, на сумму до 400 руб. Кипарисъ и липу покуп. на Нижегородск. ярмаркѣ, на сумму до 300 руб. Сбытъ въ разные города Росс. Имперiи. Производство существуетъ болѣе ста лѣтъ. За иконы фирма удостоена Высочайшей, благодарности Его Императорскаго Величества (1888 и 1897 гг.). Одобр. Ком. Выст. въ Казани, сост. подъ покровит. Е. И. В. Н. Цесар. 1890 г. Серебрян, медаль (Нижегор. выст. 1896 г.). Медали на выст. въ Чикаго и Антверпенѣ.» (Указатель состоящей под августейшим покровительством Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны Всероссийской кустарно-промышленной выставки. 1902 г. С.-Петербург. Типография В.С. Балашовъ и ко.». С. 33).

  

В собрании Н.М. Постникова имелось несколько икон, написанных в мастерской И.Е. Мумрикова (кат. 3036, 3037, 3038), в частности икона Богоматери Владимирской (кат. Постникова 3037), сейчас хранится в Государственном русском музее (ГРМ), (ДРЖ Б-1163), (кат. Кондакова 32), размер: 30,8х26х2,2 см., на обороте в центре в прямоугольной рамке надпись черной краской: «Написася сiя св. / икона съ аригинала И.Е.Мумрикова / въ слободе Мстере; въ лето отъ сотво / рения мiра ЗTЧГ (7393 – 1885) / февраля въ ЕI день» (Каталог христианских древностей... С. 39; Каталог икон коллекции Н.П. Кондакова, с. 156, кат. 32).


У Ивана Егоровича был сын Петр Иванович (17 марта 1866 (по другим сведения 17 августа) – в конце 1920-х или начале 1930-х гг.), также ставший иконописцем. Он учился у своего отца.  16 января 1894 года П.И. Мумриков женился на дочери шуйского купца Александре Федоровне Талановой (род. 11.04.1872). У них родилось восемь детей.

В начале XX века в мастерской Петра Ивановича Мумрикова работал мастером-доличником мстерский иконописец Г.Т. Дмитриев. (Лаковая миниатюра Мстеры, с. 41). В мастерской Петра Ивановича заказывались иконы преподобных для Соловецкого монастыря. «В селе Мстера в мастерской Петра Ивановича Мумрикова, история которой насчитывала 200 лет, заказывали более дорогие иконы преподобных, с чеканкой на полях, а также киоты.» (Кольцова Т.М. Иконы Соловецкого монастыря, ссылка на РГАДА 1201. Оп. 4. Д. 920. Л. 115; Ф. 1183. Оп. 1. Д. 116. Л. 108.; Борисов В.В. Промышленные и торговые заведения слободы Мстёры в 1911 году).  В Мстере владел домом на улице Татарской (Борисов В. Список хозяйств, выбывших из Мстёры...). 

Участник кустарной выставки в 1902 году. В указателе этой выставки имеется статья о нем:  «229 Мумриковы, Иванъ Егоровичъ и Петръ Ивановичъ (пот. поч. граждане). Владим. г., слоб. Мстера. Иконы. Годов. производ. до 300 иконъ, на сумму до 8.000 руб. Работаетъ 7 муж., нзъ нихъ 6 муж. наемъ. Производ. ручное. Золото и краски получ. изъ Москвы, на сумму до 400 руб. Кипарисъ и липу покуп. на Нижегородск. ярмаркѣ, на сумму до 300 руб. Сбытъ въ разные города Росс. Имперiи. Производство существуетъ болѣе ста лѣтъ. За иконы фирма удостоена Высочайшей, благодарности Его Императорскаго Величества (1888 и 1897 гг.). Одобр. Ком. Выст. въ Казани, сост. подъ покровит. Е. И. В. Н. Цесар. 1890 г. Серебрян, медаль (Нижегор. выст. 1896 г.). Медали на выст. въ Чикаго и Антверпенѣ.» (Указатель состоящей под августейшим покровительством Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны Всероссийской кустарно-п ромышленной выставки. 1902 г. С.-Петербург. Типография В.С. Балашовъ и ко.». С. 33).

 «В 1910 г. Петр Иванович Мумриков был делопроизводителем общества вспомоществования ученикам Мстерской учебно-иконописной мастерской (иконописной школы). Был членом Первого Всеросийского съезда православных старообрядцев (единоверцев), состоявшегося в С.-Петербурге в январе 1912 года и Второго – в Нижнем Новгороде в июле 1917 года. В 1920-е годы был старостой мстерской единоверческой церкви. После революции иконописная мастерская и два двухэтажных дома были реквизированы.»  «Со времени открытия Мстерской единоверческой церковно-приходской школы и до 1916 года Петр Иванович Мумриков был в ней учителем. За учительские труды он награжден в 1890 году книгой «Библия» от Святейшего Синода выдаваемой и дважды, в 1898 и 1913 годах, – серебряными медалями «За усердие» для ношения на груди на Александровской ленте. Когда Иван Егорович передал свои предприятия сыновьям, неизвестно. Петру Ивановичу перешли фольговое, иконописное и киотное производства. Сусальное золото и серебро, изготовленное на его фольгопрокатной фабрике, экспонировалось на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде 1896 года. В 1907 году работы на фабрике были остановлены и сама она закрыта. К 1911 году фабрика сдана в аренду промышленному товариществу «Латунь». Земская оценка ее составляла 11 988 рублей, а с 1916 года понижена до 9513 рублей. Иконописное и киотное заведение продолжало работать. Земская оценка его к 1911 году была 1000 рублей, а с 1916 года – 2147 рублей. Иконы работы П. Мумрикова и его мастерской экспонировались на Второй Всероссийской кустарной выставке в Санкт-Петербурге в 1913 году, за которые он награжден золотой медалью.» (В. Борисов. Единоверцы Мумриковы – почетные граждане слободы Мстера).

Кроме икон на выставке демонстрировали и выпускаемые ими материалы.

Видимо они же Иван Егорович и Петр Иванович МУМРИКОВЫ И.Е и П.И. Иконописцы слободы Мстера. Судя по представленным экспонатам на кустарно-промышленной выставке, выпускали дешевые народные иконы. Участники кустарно-промышленной выставки в 1902 году. В указателе этой выставки имеется статья о них: «230. Мумриковы, И.Е. и П.И. Владим. г., Вязниковск. у., слоб, Мстера. Экспонируютъ: Доска 1-ая— послѣдовательный порядокъ выработки фольги изъ мѣди и образцы материала для дешевыхъ иконъ: № 1 кусокъ мѣди для прокатки фольги, № № 2, 3, 5 и 6-— фольга въ разныхъ стадіяхъ обработки, № 4— ручной чеканки фольговая риза на икону, N 7 и 8 - образцы штампованныхъ изъ бумажной фольги ризъ для иконъ. Доска 2-я— порядокъ выработки дешевыхъ народныхъ иконъ: № № 1, 2 и 3 — образцы бумажныхъ картинъ, № № 4 и 5 — собранный окончательно подготовленный матеріалъ для дешевыхъ народныхъ иконъ.» (Указатель состоящей под августейшим покровительством Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны Всероссийской кустарно-промышленной выставки. 1902 г. С.-Петербург. Типография В.С. Балашовъ и ко.». С. 33).



К сожалению подписные работы семьи Мумриковых не опубликованы, поэтому важен любой факт к биографиям мастеров, каждая зацепка, которая позволит в дальнейшем атрибутировать иконы.

Мумриков Иосиф Егорович (род. в 1862 г. – умер после 1893 г.). Потомственный мстёрский иконописец, единоверец. Брат иконописца Ивана Егоровича Мумрикова. Имел сына иконописца Василия Иосифовича Мумрикова. Известна подписная икона его работы «Пресвятая Богородица «Одигитрия» со святителями Ростовскими Леонтием, Игнатием и Исайей», 1884 г., Мстёра. Дерево, темпера. Размер: 31х26 см. В собрании В.И. Михалевского. Опубликована в книге: Нетленное наследие. К 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума. Москва 2020. Альбом. Автор-cоставитель: И.Л. Бусева-Давыдова. Кат. 442, с. 176. Цв. илл. 63.



 

Мумриков Василий Иосифович (Осипович). Иконописец и реставратор. Сын иконописца Иосифа Егоровича Мумрикова. Проживал в Москве, Малый Козицынский (Козихинский) 10 кв. 5, вход с улицы, тел. 449-14. Этот адрес был записан в записной книжке поэта Н.А.Клюева. (РГАЛИ Ф. 1684. Оп. 2 Ед.хр. 14. Л.10). Известна его подписная икона "Физический труд Святого Семейства", 1923 г., размер: 70х56 см., в собр. МИР, Петербург. В нижнем правом углу: "Иконописецъ В. О. Мумриковъ 1923 го окт. 16 д". (Siilin, с. 38; Тарасов, с. 454,  илл. 215 на с. 455).




Известен еще один иконописец, это Мумриков Петр Михайлович (урожд. Захаров). Мстерский иконописец. «В метриках упоминается еще Петр Михайлович Мумриков (род. ок. 1864). По воспоминаниям его внучек, Антониды Алексеевны Новожиловой и Альбины Ивановны Уткиной, по семейному преданию, их дед был урожденный Захаров, а Мумриковыми был усыновлен. Косвенно это подтверждают и метрические книги. При бракосочетании он записан в них Петром Семеновичем Захаровым, а при рождении детей, Петром Михайловичем Мумриковым. (В. Борисов. Единоверцы Мумриковы — почетные граждане слободы Мстера)

 В каталоге кустарной выставки упоминается хозяйка иконописной и киотной мастерской во Мстере Мумрикова Ольга Михайловна. Вероятно, дочь Михаила Никитича Мумрикова. Занималась производством с 1897 года. Участница кустарной выставки в 1902 году. В указателе этой выставки имеется статья о ней: «228 Мумрикова, Ольга Ивановна (потомствен. почетная гражданка). Владим. г., Вязниковск. у., слоб. Мстера. Иконы, кіоты. Годов. производ. до 1.200 руб. Работаетъ 3 муж. и 2 жен., изъ нихъ 3 муж. и 1 жен. наемн. Имѣетъ верстаки деревян. Дерево получ. изъ окрестностей, а др. матеріалы изъ Москвы, всего на сумму до 700 руб. Сбытъ въ Мстерѣ и окрестн. крестьянамъ (розничная продажа). Заним. производ. съ 1897 г.» (Указатель состоящей под августейшим покровительством Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны Всероссийской кустарно-промышленной выставки. 1902 г. С.-Петербург. Типография В.С. Балашовъ и ко.». С. 33).

 Иконописцы,  работавшие в мастерской Мумриковых.

Сохранились сведения о некоторых иконописцах в разное время работавших на Мумриковых. Приведу сведения о них.

БОРОЗДИН Д. (вероятно Дмитрий, отец Александра и Венедикта Бороздиных). Иконописец. В Каталоге собрания Н.М. Постникова значится икона Богородица Умиление оплечная (3036) о которой в описании сообщалось: «написася сiя св икона съ аригинала, Д. Бороздина в мастерской И.Е.Мумрикова въ слободЪ МстерЪ в лЪто отъ сотворения мiра /ЗЕЧГ (7293 – 1885) мца февраля в КА день». (Каталог христианских древностей, собранных московским купцом ..., с. 39).

 ГУРЬЯНОВ Николай Тимофеевич (1900-1973). Иконописец. Художник-миниатюрист. Родился во Мстёре. Из семьи потомственных иконописцев. Окончил Мстёрскую иконописную школу (1912-1916). Работал в иконописной мастерской Мумрикова П.И. Член «Артели древнерусской живописи» с 1926 г. С 1931 г. - член артели «Пролетарское искусство». Одним из первых начал писать на папье-маше. Занимался оформительскими работами в Сочи (1937) и Москве (1939-1940).

ДМИТРИЕВ Григорий Тимофеевич (род. в 1888 г. – умер в 1939 г.). Мстерский иконописец. Работал мастером-доличником в мстерской иконописной мастерской П.И.Мумрикова. Был воспитан на "строгановских" традициях. С 1930-х годов художник миниатюрист. (Лаковая миниатюра Мстеры, с. 41)

ЮРИН Василий Степанович. Иконописец. Отец Евгения Васильевича Юрина. Василий Степанович также работал «личником» в иконописной мастерской Ивана Егоровича Мумрикова. В 1902-м на Всероссийской кустарной выставке он был награжден серебряной медалью «За тонкое тщательное письмо в духе старинной русской иконописи». 

ЮРИН Евгений Васильевич (22 февр. 1898 г. в сл. Мстере - умер в 1983 г.). Из семьи потомственных иконописцев. С 1909 по 1913 годы — учился в мстерской иконописной школе. С 1913 по 1916 годы — работал в иконописных мастерских Мстёры: сначала в мастерской С. А. Суслова, затем у И. Е. Мумрикова, был мастером «доличного» письма в иконах. Писал пейзаж, архитектуру, расписывал сусальным золотом орнаменты на одеждах святых.


И последнее, хочу обратить внимание на цены на иконы Мумриковых и сравнить их с другими известными мастерскими. В Курских епархиальных ведомостях за 1905 год неоднократно публиковались прейскуранты с ценами на иконы. Размеры указаны в вершках. 



А нам остается ждать, когда будут выявлены иконы письма иконописцев Мумриковых.

Ваш,
Ю.Мануйлов.





понедельник, 19 мая 2025 г.

 Михаил Семенов из Суботина.

Изучая огромное собрание иконописных образцов Государственного исторического музея, обнаружил интересную прорись, точнее расписку на оборотной стороне листа с прорисью. Оказалось, что текст этой расписки был уже мне знаком, он опубликован З.П.Морозовой и там иконописец значится, как Семенов Михаил. (Морозова З.П., Иконные образцы XVII – нач. XIX века, кат. 138, с. 36, 37). 





Расписка на обороте иконного образца Предтеча крылатый в собрании ГИМ.  Датировка по бумаге первой половины XIX в. (инв. И XIII 18042. ГИМ 45855. Коллекция И.Е.Забелина). Бумага, сажа, оттиск, обратный перевод (зеркальное изображение), размер: 34,8 х 21,7 см. 

Расписка, как видите, достаточно короткая и я приведу ее текст полностью.

«Москва Тысяча восемь сотъ  Сорок Первого Года Июля двадцать второго дня, я нижеподписавшийся Московской губернии Верейского уезда вотчины господина Фёдора Петровича Глебова деревни Суботина Крестьянинъ Михайла Семёновъ съ сыновьями Фроломъ, Васильемъ, и Никифоромъ, - Далъ сию Росписку Московскому Фабриканту Ивану Фёдоровичу Гучькову, - с Мещанамъ Ерофею Афанасьеву, и Егору Гаврилову, в томъ что я Семёновъ взял у них заимообразно, для взносу помещику своему за отпускъ семейства моего на волю, а именно у Гучькова 400, Афанасьева 400, Гаврилова 200. Всего Государственными Ассигнациями Тысячу рублей, а по переложении на серебро 285 р. 71 ¾ коп. Которые деньги я Семёновъ при требованияхъ ихъ обязуюсь отдавать имъ по следующей Каждому части, и не доводя до суда производства, - въ чемъ и подписуюсь – въ сеи Росписке Господина Глебова. Крестьянинъ Михайла Сименовъ... равно и за сыновей руку приложилъ». (Морозова З.П., Иконные образцы XVII – нач. XIX века, кат. 138, с. 36, 37). 

И так, стало известно имя еще одно иконописца и это - Михаил Семёнов (Семенов Михаил). Иконописец, крестьянин дер. Суботина, Верейского у. Московской губ., (уп. в 1841 и 1847 гг.). Видимо, из старообрядцев (И.Ф. Гучков был связан с федосеевцами Преображенской общины). 

Карта восточной части Верейского уезда Московской губернии.

Имя Михаила Семенова упоминается также в 1847 году в рапорте московскому военному генерал-губернатору А.Г.Щербатову, как производивший «иконописное мастерство без  ремесленных свидетельств» (Е.Юхименко. Старообрядчество, с. 654).

В тексте расписки упоминаются три имени ссудивших значительную сумму (1000 рублей) Михаилу Семенову. По всей видимости, они были полностью уверены, что получат свои деньги обратно или иконописец отработает долг, выполняя иконописные заказы для нужд Преображенской общины.
Поискав информацию по этим людям, обнаружил, что Иван Федорович Гучков (1809-1865), личность известная в Москве. Он был мануфактур-советником и крупным фабрикантом. Писали, что ему не очень нравилось заниматься фабричными делами и он передал руководство фабрикой своим сыновьям, а сам занялся общественной деятельностью.

Вторым кредитором, или как говорили в старину  - заимодавцем, был московский мещанин Ерофей Афанасьев. Личность также известная в истории московского старообрядчества. Оказалось, что в его доме жил, находясь в Москве, известный иконописец и Судиславский мещанин Александр Андреев, работавший во второй трети XIX века. Он "прославился" тем, что принимал участие в реставрации и перевозке краденых икон из Сольвычегодска на Преображенское кладбище в Москву. Другим уважаемым иконописцем федосеевцем был Григорий Кирилов. Вот, что писали о нем: 

"Проживавшіи въ домѣ Венедиктова, 3-го квартала, Лефортовской части, иконописецъ ѳедосѣевскаго согласія Григоріи Кириловъ, уважаемыи кладбищемъ за похищеніе изъ Успенскаго собора въ 1812 году образа Іерусалимской Божіеи Матери— скончался и 24-го августа (1848 ) погребенъ на Преображенскомъ кладбищѣ.".

Что касается этого похищения, то официальное мнение отличается от приведенного мнения старообрядцев.

"Отступая из русской столицы в 1812 году, Наполеон вывез её во Францию. Там она была поставлена в Париже в соборе Нотр Дам, позже её следы затерялись". Однако, дыма без огня не бывает.  Следственные органы связывали пропажу иконы с деятельностью московских старообрядцев, воспользовавшихся ситуацией в городе, а позднее правительственные агенты, внедренные на московское Преображенское кладбище и даже называли имя похитителя — Никифор Тимофеев. (читай у Н.В. Пивоваровой).

Но вернемся к Сольвычегодским событиям, об этом громком деле, связанном с кражами из церквей почитаемых древних икон  писали в свое время в Вологодских епархиальных ведомостях (N 11 за1891 год). 

О томъ, какъ Московскiе раскольники прiобретали древнiя иконы изъ Сольвычегодскаго Благовещенcкаго собора. 

"Въ этихъ записяхъ, съ Ноября 1844 по Iюль 1846 года, сообщаются происшествiя разнаго рода изъ Mipa московскихъ раскольниковъ-Федосеевцевъ Преображенскаго кладбища. Между прочимъ передаются въ нихъ любопытные сведенiя о томъ, какими способами и черезъ кого раскольники прибретали древнiя иконы изъ Сольвычегодскаго Благовещенскаго собора.".

"Въ 1845 году, подъ 6-мъ Iюня записано: „Въ Сольвычегодске есть древнiй соборъ, исполненный весьма рtдкихъ иконъ Строгоновской живописи; оне были помещены въ немъ внутри по стЬнамъ, федосеевцы давно ихъ похищали за деньги; наконецъ вознамерились остальными воспользоваться, склонивъ тамошняго соборнаго протоiерея за 1000 рублей представать начальству, что продажей означепныхъ иконъ, будто бы отъ времени испортившихся, можно исправить многiя ветхости собора, и по полученiи на то разрешенiя прiобрели желаемыя иконы; въ деле этомъ главнымъ лицемъ былъ Папулинъ; изъ числа иконъ на 7-мь тысячъ руб. продалъ онъ Преображенскому кладбищу, остальныя за 13 тыс. руб. другимъ общинамъ. Купленныя иконы Семенъ Кузьмич поместилъ въ летней молельне а во второй больнице женскаго Преображенскаго прiюта, квартальному же надзирателю 3-го квартала далъ 2000 руб. и г. Болотовъ подалъ на требованiе начальства отзывъ, что отыскиваемыхъ иконъ на кладбише не имеется". 

Подъ 3-мъ Iюля того-же года записано: „Известно было о иконахъ купленныхъ Федосеевцемъ Папулинымъ изъ Сольвычегодскаго собора и скрытыхъ ныне частью на Преображенскомъ кладбище, а частью у лицъ, которымъ онъ ихъ продаль. Дальнейшая сведены, приобретенный по сему Делу, объясняютъ, что намерения федосеевцевъ ихъ прiобрести были предположены за два года до совершенiя покупки, по соглашенiю Папулина съ Семеномъ Козминымъ. Изъ Москвы отправлены были московскiе мещане Федоръ Никитинъ и Козьма Васильевъ въ Сольвычегодскъ для исправленiя некоторыхъ порчей, отъ времени въ техъ иконахъ оказавшихся; по окончании работы, иконы, въ числе 1300, были перевезены въ Судиславль, а потомъ въ Москву, где и по ныне часть ихъ находится въ разныхъ местахъ."

"Подъ 3-мъ Iюля того-же года записано: 

„Изъ федосеевской общины Налишки (близъ Судиславля) купца Папулина начинаютъ нынЬ перевозить бывшiя тамъ дорогiя иконы; первый транспортъ съ ними прибылъ на сихъ дняхъ на Преображенское кладбище въ сопровожденiи Судиславльскаго мещанина Александра Андреева, воспитанника купца Папулина, искуснаго иконописца, участвовавшая при исправленiи куплеyныхъ Папулинымъ иконъ въ Сольвычегодскомъ соборе. Замечательно, что Александръ Андреевъ былъ весьма часто присылаем Папулинымъ къ настоятелю кладбища Семену Козмину и скрытно проживалъ въ 3-мъ квартале) Лефортовской части въ доме мещанина Ерофея Афонасьева.". 

Лефортовская часть города, заселенная старообрядцами, уже упоминалась чуть раньше, в ней располагался дом Венедиктова в котором жил Александр Андреев и там же дом Ерофея Афонасьева, который стал одним из кредиторов  иконописца Михаила Семенова и думаю, что не случайно, скорее всего он был знаком с иконописцем. Он мог заниматься реставрацией, писать иконы для Ерофея Афонасьева.

Михаил Семенов записан как крестьянин деревни Суботина Верейского уезда и был дворовым человеком штаб-капитана Фёдора Петровича Глебова-Стрешнева (1806 - 1864), владевшего этой деревней. Сведений о том, жил ли помещик в деревне нет, хозяйственными делами мог заниматься управляющий, а сам помещик мог постоянно жить в Москве. За 1840 год сохранились исповедальные ведомости с перечнем дворовых людей Ф.П. Глебова-Стрешнева, я просматривал списки, в надежде найти информацию о Михаиле Семенове или его сыновьях, но увы, информации, меня интересующей, там не оказалось. Скорее всего, помещик отпускал мастера на вольные хлеба и тот платил ему оброк, живя в другом месте в Москве. Часто помещики нуждались в наличных деньгах и заключали договора об освобождении из крепостной зависимости с выплатой определенной суммы. Кстати, в исповедальной ведомости упоминаются вольноотпущенные жильцы, продолжавшие жить в доме Ф.П. Глебова. 

Теперь о творчестве иконописца. В собрании ГИМа сохранился иконописный образец с образом св. Иоанна Предтечи ангела пустыни (фото вверху статьи). Надо заметить, что рисунок довольно точно повторяет известный образ написанный в 1620-х годах иконописцем Прокопием Чириным. Федосеевцы очень ценили древние иконы и даже новые иконы, писавшиеся для федосеевцев, имитировали древние образцы.

Вот эта икона.


А это прорись этого же иконописца. Можно сравнить эти две прориси.


Как видите информации мало, но надеюсь со временем найдутся подписные работы иконописца и скорее всего они будут найдены на Преображенском кладбище, после изучения ее сокровищ. А пока покажу несколько работ, написанных иконописцами федосеевцами.

Икона "Богоматери Феодоровской", работы братьев Фроловых, около 1870-х годов.

 


Икона Богоматери "Троеручица", 2 пол. 19 века. Неизвестный, скорее всего федосеевский мастер.

Икона Богоматери Казанской из федосеевской старообрядческой общины в Казани.

Кроме этого посмотрите иконы, которые я размещал ранее в блоге. Это иконы письма Причудского иконописца Г.Е. Фролова,  мастерской братьев Фроловых, какое-то время работавшей в Москве на Преображенском кладбище, московского иконописца Н.М. Силачева.


Ваш,
Ю.Мануйлов. 

вторник, 13 мая 2025 г.

 
Дорохов из Вереи.



Эта икона возможно знакома читателям. Да, она находится в Государственном музее истории религии в Петербурге. Эта икона датирована 1799 годом и известно имя иконописца. Верейский иконописец Трофим Михайлов Дорохов. Позже я покажу еще одну подписную икону этого иконописца, а пока, о том, что удалось узнать о личности иконописца. 


Верея древний город в Московской области. Во время нашествия Наполеона он был захвачен французами и затем отбит генералом Иваном Семеновичем Дороховым (1762—1815)



Скорее всего, совпадение фамилии иконописца и генерала это чистая случайность. Предвидя свою кончину, Иван Семенович обратился к жителям Вереи с просьбой похоронить его в городе, который он освободил от французов. «Если вы, - писал он жителям Вереи, - слыхали о генерале Дорохове, который освободил ваш город от врагов Отечества нашего, то я прошу вас за то в воздаяние, почтенные граждане, дать мне три аршина земли для вечного моего упокоения при той церкви, где я приступом взял укрепление неприятеля, истребив его наголову. Дети мои будут вам за то благодарны». Завещание генерала было исполнено и он был похоронен в Рождественском соборе г. Вереи.
Но вернемся к иконописцу Трофиму Михайлову Дорохову. Я пересмотрел Метрические книги сведений о самом Трофиме мало, имеются только косвенные записи, связанные с его детьми. В записях он назван Верейский мещанин, а упоминания относятся к Рождественской церкви, впрочем, не только к ней.

В 1809 году у иконописца родился сын Иван. В январе 1834 года его сын Иван Трофимов венчался (ЦГА Москвы, фонд №592, опись №1, дело №1988, стр. 16). В записи упоминаний об отце нет и это довольно странно, впрочем, не указан возраст жениха и невесты. В последующие годы Иван Трофимов упоминается еще несколько раз в связи с рождением детей  и как восприемник на крещении детей своих друзей. Умер Иван Трофимов он в 1850 году в возрасте 41 год, т.е. он родился около 1809 года.

В 1811 году у Трофима Михайлова родился сын Василий. «У мещанина Трофима Михаилова Дорохова родился сынъ Василій крещенъ 29го числа воспріемники были купецъ петръ сергѣевъ митюшинъ итого ж дому мещанская дочь девка наталия трофимова» (ЦГА Москвы, фонд №203, опись №745, дело №1048, стр. 12). Наталья Трофимова вероятно старшая дочь, так как в 1811 году она была уже взрослая и была крестной мамой.

Упоминается также дочь иконописца Анна Трофимова «Ивана Трофимова Дорохова сестра Анна Трофимова принадлежитъ къ семейству , показанному по 10 - й ревизіи подъ No 211мъ». Её возраст на момент переписи 1858 года - 47 лет. (ЦГА Москвы, фонд №51, опись №8, дело №671, стр. 341). Выходит, что она родилась около 1811 года, как и сын Василий.

Анна Трофимова упоминается в 1836 году в ведомости о родившихся, вступивших в брак и умерших Рождественской церкви села Дютькова. Умерла её дочь Евдокия, внучка Трофима Михайлова Дорохова «Девятаго числа Верейскаго умершаго мѣщанина Трофима Михайлова Дорохова дочери дѣвицы Анны Трофимовой дочь Евдокея» (ЦГА Москвы, фонд №592, опись №1, дело №2005, стр. 23).

 Эта же информация повторяется в другом документе. Сразу заметил, что дочь Евдокея записана незаконнорожденной. Рождение ребенка вне брака в эти годы явление довольно редкое. Может быть в связи со смертью отца, он не оставил приданного для дочери, а возможно была другая причина. «Девятаго числа Города вѣреи после умершаго Мещанина Трофима Михайлова Дорохова Дочери Его девице Анне Трофимовой незаконно рожденной от нея дочери Евдокея умре и коей отроду было 3 года». (ЦГА Москвы, фонд №592, опись №1, дело №2001, стр. 201).

Первоначально я думал, что Трофим Михайлов умер в начале 1830-годов, но затем появились сомнения. Отсутствие упоминаний о хорошем местном иконописце, вызывает вопросы. Он мог умереть значительно раньше, а мог и погибнуть в войне 1812 года. Дети могли остаться сиротами и воспитываться, например, старшей дочерью. Но это мои домыслы, надеюсь, со временем появятся новые документы и новые сведения о нем.

Теперь об известных работах Т.М. Дорохова.



1.       Икона Богоматери Млекопитательницы ("Блаженное Чрево"), ремесленной работы. Находилась в собр. ГРМ (в списке Лихачева значится как "списанная в отход" по состоянию сохранности). На полях Аверкий Иерапольский и Савватий (слева) и Зосима и Конан (справа). Подпись черной краской на нижнем поле: "написася в городЬ въ вереи иконописцемъ трафимомъ михайл: дороховымъ, а …(1799) го" (N 2832). Размер: 31,2х26,5х3,1. Из коллекции Н.П.Лихачева. (Каргер, с. 117; Из коллекций Н.П. Лихачева, стр. 273). Сейчас эта икона находится в собрании ГМИР (СПб.). Приведу и другое описание из книги Натальи Игнатьевны Комашко. Богоматерь «Блаженное чрево», 1799. Подмосковье (г. Верея). Размер: 31 × 26,5 см. Дерево, темпера. Из собрания Н. Г. Лихачева. ГМИР, инв. Б-4838. На нижнем поле справа: «Написасѧ вгородѣ въ вереи, иконописцем Трафимомъ михайл: дороховымъ [1799]. Год». (Комашко Н. И. Русская икона XVIII века. — М.: Агей Томеш, 2006. — Кат. № 113, стр. 325, илл. с. 142). 


В январе 2019 года икона экспонировалась на выставке подписных икон в ГМИР. См. фото вверху.

Вторая подписная и датированная икона промелькнула на форуме Христианство в искусстве. Икона выставлялась по случаю Рождества Христова, тема № 130570 от 07.01 2021 г. 


2.       Икона «Рождество Христово», 1800 г. На нижнем поле справа надпись черной краской: «Написася иконописцем Трафимом Михайл; // Дороховым, /Аῶ го году». На иконе серебряный оклад, более поздний (около 1870 гг.). 


См. фото



Надо отметить, что иконография иконы не традиционная и стоило бы поискать прориси к иконе. 


Фрагмент с подписью.




Та же икона с окладом.


В этой иконе видны некоторые признаки характерные для старообрядческих икон, в частности сложение пальцев у младенца Иисуса Христа на иконе Рождества Христова, запись дат греческим алфавитом тоже более характерно для старообрядцев, да и общее впечатление от иконы скорее как от старообрядческого образа. Возможно это связано с тем, что Верея была крупным центром старообрядчества в Подмосковье. В городе был и свой храм, первоначально деревянный, который сгорел во время войны 1812 года, и позже вновь отстроенный. Он был освящен во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Духовным центром местных старообрядцев было Рогожское кладбище в Москве, т.е. они были поповцами.  Возможно, наличие признаков старообрядчества, это лишь свидетельства местной выучки и частой работы по заказам старообрядцев. Точно известно, что его сын Иван Трофимов в церковной записи о венчании значится православным, крещены в господствующей церкви и дети Ивана Трофимовича.
Кроме старообрядческой церкви, в городе еще четыре старинных храма, уже упоминаемый Рождественский собор, заложенный еще в 1552 году; церковь Входа Господня в Иерусалим, 17 века; церковь Константина и Елены, построенная в 1798 году и церковь пророка Ильи, последнее здание в которой было построено в 1803 году.


Пишут, что Верея один из самых живописных маленьких городов Подмосковья. Верю!

Собирая материал о Дорохове, я засиделся и поздно лег, но не мог заснуть, мне не давала покоя фамилия Митюшин. Фамилия купцов Митюшиных часто встречается в записях, связанных с Дороховыми.  Фамилия уже была знакома мне. Утром я включил компьютер и обнаружил, что в моих материалах к словарю есть упоминание о иконописцах Митюшиных. Один из них, Иван Иванович Митюшин назван московским иконописцем. Рядом есть информация еще об одном Иване Ивановиче Митюшине. Не исключено, что речь идет об одном и том же иконописце.
 
Вот этот список.

МИТЮШИН Иван Иванович. Крестьянин Костромской губ. Мещовского у. Серебрянской волости села Петрушино, иконописец. Упоминается в Ведомости справок о судимости за 1882 год. «Митюшинъ, Иванъ Ивановъ. Крест. Михайловского у., Серебрянской в., c. Петрушина (иконописецъ). 25 л.; приговоренъ Костром. Окр. С., по 976 и 977 ст. Улож., съ лиш. особ. правъ, въ раб. домъ на 4 мѣс. Исп. З іюня 1881 г.» (Ведомость справок о судимости : 1882, кн. 2, стр. 150)

 и возможно он же

МИТЮШИН Иван Иванович. Московский иконописец, автор иконы "Видение Богоматери Юрышу", 1889 г., в собр. ГЭ, инв. N ЭРИ-358; размер: 29 х 26,5 х 2,6; на обороте пятистрочная чернильная надпись: «СИЯ ИКОНА НАПИСАНА МАРИНЕ АРХИПЬЕВНЕ ВИНОГРАДОВОЙ ДЛЯ БЛАГОСЛОВЕНИЯ И НЕЗАБВЕННОЙ ПАМЯТИ СЫНУ ЕЯ НИКОЛАЮ МАТВЕЕВИЧУ ВИНОГРАДОВУ. ПИСАЛ ИКОНОПИСЕЦ ИВАН ИВАНОВ МИТЮШИН В МОСКВЕ 7397 (1889) ГОДА МАРТА 8 ДНЯ.» (Косцова А.С. Побединская А.Г. Русские иконы XVI - начала XX века с надписями, подписями и датами: Каталог выставки. Изд. Ленинград, 1990 г., кат. 156, с. 47, ч.б. илл. на с. 134).

Я уже интересовался подписными иконами и приехав в Ленинград, обнаружил, что в Эрмитаже проходит выставка подписных икон. Конечно, сразу пошел на выставку, каталоги уже были все проданы и я каждую этикетку переписывал в свой блокнот. Уже позже я смог получить ксерокопию этой книжки (некоторые помнят как они выглядели). Поставлю фотографию не смотря на ее качество. 


 Это не все, в моем архиве нашлось упоминание еще об одной иконе, подписанной Митюшиным.

Икона «Преп. Викул епископ Смирнский», 1888 г. икона была в продаже, фотографии иконы на сайте уже нет, но сохранилось повторение интересной дарственной надписи.

На оборотной стороне надпись: "Сия икона написана ҂зтч҃ѕ (7396-1888) года генваря (января) 28 в Москве. Викулу Исаевичу Одинцову. День вашего ангела дарю в знак дружбы и незабвенности. Иконописец Иван И. Митюшин". Размер: 17,7х13,2x1,8 см. (https://www.monetnik.ru/antikvariat/religia/pravoslavie/ikony/ikona-s-podpisyu-664663/).

Образ преподобного Вукола встречается редко, я знаю икону в собрании ЦМиАР, покажу её.


Икона написана иконописцем Егором Ивановым Греком в 1739 году. Размер: 32 × 27,5 см. Дерево, темпера. Из церкви Спаса Нерукотворного (Влахернский монастырь) в селе Деденёво (Московская область). ЦМиАР, КП 226.

 Теперь о владельце иконы, некоем - Викуле Исаевиче Одинцове. Это мастер литейщик, работавший в Москве в мастерской Фелисаты Гергиевны Панкратовой. Вот что мне известно о нем.

Одинцов Викул Исаев (род. около 1851 г. - умер 1 апреля 1908 г. в Москве). Ярославский мещанин, мастер литейщик.  Он был старообрядец федосеевец. Умер в Москве от воспаления легких в возрасте 57 лет. Упоминается  в Метрической книге Ильинской церкви в селе Черкизово Московского уезда за 1908 год, в связи со смертью  (ЦГА Москвы, фонд №2132, опись №2, дело №192, стр. 195). 

Мастер какое-то время работал в литейной мастерской Фелисаты Георгиевны Панкратовой в Москве (в Черкизово). О нем пишет Е.Я. Зотова, ссылаясь на воспоминания А.П. Серова. (Об истории литейного дела икон и крестов медно-литейного заведения Серова Петра Яковлевича, село Красное Костромской области. Из тетради красносельского литейного мастера А.П.Серова (1899-1974).

О нем недавно писала Т.И. Гулина в своей статье посвященной попытке организовать печатню в Ярославле. "На допросе Одинцов показал, что В. Богданов большей частью проживал в Москве, в Ярославль он приехал в июне, и Одинцов попросил его «починить старые иконы, на что он согласился» и поселился в квартире Одинцова. Таким образом, Всеволод Богданов реставрировал и писал иконы, что отмечено и в других документах. Около Ильина дня Богданов попросил Одинцова снять соседнюю квартиру и отдать ему. Таким образом, начало августа следует считать временем создания типографии. Это подтверждают показания самого Богданова, а также жены Одинцова Марьи Осиповой Одинцовой, старообрядки поморского толка, которая заявила, что «около Ильина дня Богданов привёз к нам в дом на ломовом извозчике несколько ящиков, обитых рогожей» [2, л. 123, 131 об.]. В этих ящиках, вероятно, доставили типографское оборудование. В ходе следствия Викул Одинцов и Всеволод Богданов были арестованы, а Тимофей Семёнов скрылся [3, л. 1]." (НОВЫЕ ДАННЫЕ О ТИПОГРАФИИ ВСЕВОЛОДА БОГДАНОВА В ЯРОСЛАВЛЕ).

О Всеволоде Алексеевиче Богданове тоже есть информация. Он был старообрядец федосеевского толка. Видимо, он был хорошим иконописцем, так как есть упоминание, что он работал совместно с Михаилом Ивановичем Дикаревым и они писали иконы в Строгановском стиле. Но об этом как-нибудь в другой раз.

Интересующихся меднолитыми иконами и клеймами на них, направляю на сайт со статьей, наиболее полно раскрывающей эту тему (Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 105 (апрель 2013), стр. 34  https://antiqueland.ru/articles/1004/)

И еще один иконописец из Митюшиных. 

МИТЮШИН Иван Михайлович. Иконописец, Владелец иконописной мастерской в Москве. Мастерская располагалась в Рогожской части на Сенном проспекте в доме Морозова. (Вся Москва : Адресная и справочная книга на 1902 год : [9-й год изд.]. 31-й г. изд., стр. 679). В 1904 году адрес изменился: «Митюшинъ Ив. Мих.-Воронья, д. Андреева.». (Вся Москва : Адресная и справочная книга на 1904 год : 11-й год изд. [33-й год изд.], стр. 687).

Упоминание о костромских корнях Митюшиных исключает связь с Митюшиными из Вереи, последние держали кирпичный завод и продавали его даже в Москве.


Ваш,

Ю.Мануйлов.