Мстерские иконописцы Мумриковы.

Сегодня речь пойдет о мстерских иконописцах Мумриковых и мастерах работавших на них.
В предыдущих статьях я уже писал о мстерских иконописцах Гурьянове, Тюлиных, Брягиных, Шитове и других. Продукция мстерских мастерских разнообразна по уровню живописи и стилистике, но есть общее в их работах, это ориентация на вкусы старообрядческого населения, желавшего получить в дом "старинную икону", пусть, в некоторых случаях, лишь отдаленно похожую на подлинный древний образ. Иконописный промысел во Мстере появился в начале XVIII века, и к середине XIX столетия им занимались уже 449 мастеров из 919 домохозяев слободы, а еще в промысле участвовали чеканщики, сусальщики (мастера, занимающиеся золочением), столяры, изготавливавшие иконные доски и киоты: чеканщиков было 29 и сусальщиков – 19.
Биографии членов семьи Мумриковых наиболее полно освещены в работах краеведа В.В. Борисова, многие годы занимающегося исследованием истории слободы Мстеры. Статья иллюстрирована интересными фотографиями членов рода Мумриковых и документов, связанных с этой семьей. Даю ссылку на одну из последних статей Владимира Вячеславовича Борисова. Единоверцы Мумриковы — почетные граждане слободы Мстера // Летопись единоверческой жизни единоверческого храма Архангела Михаила села Михайловская Слобода Московской епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата за 7521|2013 год. — М., 2014.
Ссылаясь на метрические книги, В.В. Борисов так описывает родословную семьи. "Первым представителем фамилии, упомянутым в этих книгах, является Никита Никифорович Мумриков (ок. 1802 – 07.05.1869). Михаил Никитич Мумриков был иконописцем. У него было три сына: Михаил (ок. 1822 – 17.04.1889), Егор (ок. 1823 – 24.08.1891) и Петр (ок. 1839 – 14.04.1908)".
Его старший сын иконописец Михаил Никитич Мумриков (род. ок. 1822 – умер 07.05.1869 по другим сведениям 17.04.1889). В последней четверти XIX в. он был владельцем крупной иконописной мастерской совместно со своим племянником Иваном Егоровичем Мумриковым. «Его жизнь сложилась непросто. По записям в метрических книгах, две его дочери умерли в раннем детстве». (Вздорнов, с. 199; Тарасов, с. 181, 408; В. Борисов. Единоверцы Мумриковы – почетные граждане слободы Мстера).
В собрании Н.М. Постникова имелась икона Спасителя поясного, 1871 г. (кат. 859) письма М.Н. Мумрикова (Каталог христианских древностей.... С. 39).
Средний сын Никиты Никифоровича иконописец Егор Никитич Мумриков (ок. 1823- 24.08.1891). Работал в середине - второй пол. XIX в. (Вздорнов, с. 199). Имел сын также иконописца Ивана Егоровича Мумрикова. Известно , что он не только писал иконы, но также занимался реставарцией. В 1863 году он совместно с Василием Тюлиным раскрывали иконы в придельных иконостасах Благовещенского собора Московского Кремля. Что касается икон, то в собрании Н.М. Постникова хранились 4 иконы (кат. 758-761) написанные в 1868 г. (Каталог христианских древностей... С.41; В. Борисов. Единоверцы Мумриковы – почетные граждане слободы Мстера).
.png)
У
Егора Мумрикова с супругой Параскевой Петровной (ок. 1824 – 28.10.1890) было
девять детей: Старшим был Иван Егорович, оставивший после себя значительное наследие.
Но вернусь к Ивану Егоровичу.
Мумриков Иван Егорович (род. около 1845 – 29.03.1913 в Мстере, похоронен на единоверческом кладбище в Мстере).
«27 сентября 1864 года сочетался браком с дочерью мстерского крестьянина Марией Алексеевной Рожковой (ок. 1847 – 25.08.1865). Этот брак оказался трагическим – при родах умирает жена. 24 октября 1865 года Иван Егорович женился на дочери мстерского крестьянина Анне Николаевне Чиркиной (род. ок. 1845). У супругов родились тринадцать детей: Петр, Федор, Василий, Симеон (27.01.1872 – 07.12.1874), Иоанн (15.02.1874 – 26.11.1874), Иван, Мария (27.03.1877 – 05.08.1878), Анна, Мария, Андрей (25.09.1882 – 04.10.1883), Екатерина (15.11.1883 – 22.02.1885), Алексей и Александра." (В. Борисов. Единоверцы Мумриковы — почетные граждане слободы Мстера).
Работал во 2-й пол. XIX в. Был "старинщиком", т.е. прекрасно писал иконы в старых стилях. В последней четверти столетия (конкретно указывают дату 1877 год) совместно с Михаилом Никитичем Мумриковым открывают мастерскую, в дальнейшем ставшую крупной иконописной мастерской. (Вздорнов, с. 199; Тарасов, с. 170, 181, 408). Иконы, выходившие из мастерской Ивана Егоровича были высокого качества. Они экспонировались на различных выставках и были отмечены наградами. Заработав на этом деле первоначальный капитал, он расширил производство и в 1894 году открыл заведение для проката фольги, которая применялась в огромном количестве для украшения производившихся во Мстере икон. Кроме фольгопрокатки занимались чеканкой риз, выделкой сусального золота и серебра, медной потали и золоченой бумаги. Все эти материалы шли в собственное производство и на продажу.
Иконы мастерской неоднократно участвовали в выставках и были отмечены наградами: на Всемирной Колумбовой выставке 1893 года в Чикаго – бронзовой медалью при почетном дипломе, на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде 1896 года – серебряной медалью, за «иконы, писанные с пониманием духа и характера старинной иконописи и выдающиеся чистотой отделки». «На Всероссийской кустарнопромышленной выставке 1901 года в СанктПетербурге И.Е. и П.И. Мумриковыми были представлены финифтяные образки, «тонко и тщательно исполненные», за которые они были награждены большой серебряной медалью.» .
Участник кустарной выставки в 1902 году. В указателе этой выставки имеется статья о нем: «229 Мумриковы, Иванъ Егоровичъ и Петръ Ивановичъ (пот. поч. граждане). Владим. г., слоб. Мстера. Иконы. Годов. производ. до 300 иконъ, на сумму до 8.000 руб. Работаетъ 7 муж., нзъ нихъ 6 муж. наемъ. Производ. ручное. Золото и краски получ. изъ Москвы, на сумму до 400 руб. Кипарисъ и липу покуп. на Нижегородск. ярмаркѣ, на сумму до 300 руб. Сбытъ въ разные города Росс. Имперiи. Производство существуетъ болѣе ста лѣтъ. За иконы фирма удостоена Высочайшей, благодарности Его Императорскаго Величества (1888 и 1897 гг.). Одобр. Ком. Выст. въ Казани, сост. подъ покровит. Е. И. В. Н. Цесар. 1890 г. Серебрян, медаль (Нижегор. выст. 1896 г.). Медали на выст. въ Чикаго и Антверпенѣ.» (Указатель состоящей под августейшим покровительством Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны Всероссийской кустарно-промышленной выставки. 1902 г. С.-Петербург. Типография В.С. Балашовъ и ко.». С. 33).
В собрании Н.М. Постникова
имелось несколько икон, написанных в мастерской И.Е. Мумрикова (кат. 3036,
3037, 3038), в частности икона Богоматери Владимирской (кат. Постникова
3037), сейчас хранится в Государственном русском музее (ГРМ), (ДРЖ Б-1163), (кат. Кондакова 32), размер: 30,8х26х2,2 см.,
на обороте в центре в прямоугольной рамке надпись черной краской: «Написася сiя св. / икона съ аригинала И.Е.Мумрикова / въ слободе
Мстере; въ лето отъ сотво / рения мiра ЗTЧГ (7393 – 1885) / февраля въ ЕI день» (Каталог христианских
древностей... С. 39; Каталог икон коллекции Н.П. Кондакова, с. 156, кат. 32).
У Ивана Егоровича был сын Петр Иванович (17 марта 1866 (по другим сведения 17 августа) – в конце 1920-х или начале 1930-х гг.), также ставший иконописцем. Он учился у своего отца. 16 января 1894 года П.И. Мумриков женился на дочери шуйского купца Александре Федоровне Талановой (род. 11.04.1872). У них родилось восемь детей.
В начале XX века в мастерской Петра Ивановича Мумрикова работал мастером-доличником мстерский иконописец Г.Т. Дмитриев. (Лаковая миниатюра Мстеры, с. 41). В мастерской Петра Ивановича заказывались иконы преподобных для Соловецкого монастыря. «В селе Мстера в мастерской Петра Ивановича Мумрикова, история которой насчитывала 200 лет, заказывали более дорогие иконы преподобных, с чеканкой на полях, а также киоты.» (Кольцова Т.М. Иконы Соловецкого монастыря, ссылка на РГАДА 1201. Оп. 4. Д. 920. Л. 115; Ф. 1183. Оп. 1. Д. 116. Л. 108.; Борисов В.В. Промышленные и торговые заведения слободы Мстёры в 1911 году). В Мстере владел домом на улице Татарской (Борисов В. Список хозяйств, выбывших из Мстёры...).
Участник кустарной выставки в 1902 году. В
указателе этой выставки имеется статья о нем: «229 Мумриковы, Иванъ Егоровичъ и Петръ
Ивановичъ (пот. поч. граждане). Владим. г., слоб. Мстера. Иконы. Годов.
производ. до 300 иконъ, на сумму до 8.000 руб. Работаетъ 7 муж., нзъ нихъ 6
муж. наемъ. Производ. ручное. Золото и краски получ. изъ Москвы, на сумму до
400 руб. Кипарисъ и липу покуп. на Нижегородск. ярмаркѣ, на сумму до 300 руб.
Сбытъ въ разные города Росс. Имперiи. Производство существуетъ болѣе ста лѣтъ. За иконы фирма удостоена
Высочайшей, благодарности Его Императорскаго Величества (1888 и 1897 гг.).
Одобр. Ком. Выст. въ Казани, сост. подъ покровит. Е. И. В. Н. Цесар. 1890 г.
Серебрян, медаль (Нижегор. выст. 1896 г.). Медали на выст. въ Чикаго и
Антверпенѣ.» (Указатель состоящей под августейшим покровительством Ея
Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны
Всероссийской кустарно-п ромышленной выставки. 1902 г. С.-Петербург. Типография
В.С. Балашовъ и ко.». С. 33).
«В 1910 г. Петр Иванович Мумриков был
делопроизводителем общества вспомоществования ученикам Мстерской
учебно-иконописной мастерской (иконописной школы). Был членом Первого Всеросийского
съезда православных старообрядцев (единоверцев), состоявшегося в С.-Петербурге
в январе 1912 года и Второго – в Нижнем Новгороде в июле 1917 года. В 1920-е
годы был старостой мстерской единоверческой церкви. После революции иконописная
мастерская и два двухэтажных дома были реквизированы.» «Со времени открытия Мстерской единоверческой церковно-приходской школы и до
1916 года Петр Иванович Мумриков был в ней учителем. За учительские труды он
награжден в 1890 году книгой «Библия» от Святейшего Синода выдаваемой и дважды,
в 1898 и 1913 годах, – серебряными медалями «За усердие» для ношения на груди
на Александровской ленте. Когда Иван Егорович
передал свои предприятия сыновьям, неизвестно. Петру Ивановичу перешли
фольговое, иконописное и киотное производства. Сусальное золото и серебро,
изготовленное на его фольгопрокатной фабрике, экспонировалось на Всероссийской
промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде 1896 года. В 1907
году работы на фабрике были остановлены и сама она закрыта. К 1911 году фабрика
сдана в аренду промышленному товариществу «Латунь». Земская оценка ее
составляла 11 988 рублей, а с 1916 года понижена до 9513 рублей. Иконописное и
киотное заведение продолжало работать. Земская оценка его к 1911 году была 1000
рублей, а с 1916 года – 2147 рублей. Иконы работы П. Мумрикова и его мастерской
экспонировались на Второй Всероссийской кустарной выставке в Санкт-Петербурге в
1913 году, за которые он награжден золотой медалью.» (В. Борисов. Единоверцы Мумриковы
– почетные граждане слободы Мстера).
Кроме икон на выставке демонстрировали и выпускаемые ими материалы.
Видимо они же Иван Егорович и Петр Иванович
МУМРИКОВЫ И.Е и П.И. Иконописцы слободы Мстера. Судя по представленным
экспонатам на кустарно-промышленной выставке, выпускали дешевые народные иконы.
Участники кустарно-промышленной выставки в 1902 году. В указателе этой выставки
имеется статья о них: «230. Мумриковы, И.Е. и П.И. Владим. г., Вязниковск. у.,
слоб, Мстера. Экспонируютъ: Доска 1-ая— послѣдовательный порядокъ выработки
фольги изъ мѣди и образцы материала для дешевыхъ иконъ: № 1 кусокъ мѣди для
прокатки фольги, № № 2, 3, 5 и 6-— фольга въ разныхъ стадіяхъ обработки, № 4—
ручной чеканки фольговая риза на икону, N 7 и 8 - образцы штампованныхъ изъ бумажной фольги ризъ для
иконъ. Доска 2-я— порядокъ выработки дешевыхъ народныхъ иконъ: № № 1, 2 и 3 —
образцы бумажныхъ картинъ, № № 4 и 5 — собранный окончательно подготовленный
матеріалъ для дешевыхъ народныхъ иконъ.» (Указатель состоящей под августейшим
покровительством Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Александры
Федоровны Всероссийской кустарно-промышленной выставки. 1902 г. С.-Петербург.
Типография В.С. Балашовъ и ко.». С. 33).
К сожалению подписные работы семьи Мумриковых не опубликованы, поэтому важен любой факт к биографиям мастеров, каждая зацепка, которая позволит в дальнейшем атрибутировать иконы.
Мумриков Иосиф Егорович (род. в 1862 г. – умер после 1893 г.). Потомственный мстёрский иконописец, единоверец. Брат иконописца Ивана Егоровича Мумрикова. Имел сына иконописца Василия Иосифовича Мумрикова. Известна подписная икона его работы «Пресвятая Богородица «Одигитрия» со святителями Ростовскими Леонтием, Игнатием и Исайей», 1884 г., Мстёра. Дерево, темпера. Размер: 31х26 см. В собрании В.И. Михалевского. Опубликована в книге: Нетленное наследие. К 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума. Москва 2020. Альбом. Автор-cоставитель: И.Л. Бусева-Давыдова. Кат. 442, с. 176. Цв. илл. 63.
Мумриков Василий Иосифович (Осипович).
Иконописец и реставратор. Сын иконописца Иосифа Егоровича Мумрикова. Проживал в
Москве, Малый Козицынский (Козихинский) 10 кв. 5, вход с улицы, тел. 449-14.
Этот адрес был записан в записной книжке поэта Н.А.Клюева. (РГАЛИ Ф. 1684. Оп.
2 Ед.хр. 14. Л.10).
Сохранились сведения о некоторых иконописцах в разное время работавших на Мумриковых. Приведу сведения о них.
БОРОЗДИН Д. (вероятно Дмитрий, отец Александра и Венедикта Бороздиных). Иконописец. В Каталоге собрания Н.М. Постникова значится икона Богородица Умиление оплечная (3036) о которой в описании сообщалось: «написася сiя св икона съ аригинала, Д. Бороздина в мастерской И.Е.Мумрикова въ слободЪ МстерЪ в лЪто отъ сотворения мiра /ЗЕЧГ (7293 – 1885) мца февраля в КА день». (Каталог христианских древностей, собранных московским купцом ..., с. 39).
ГУРЬЯНОВ Николай Тимофеевич (1900-1973). Иконописец. Художник-миниатюрист. Родился во Мстёре. Из семьи потомственных иконописцев. Окончил Мстёрскую иконописную школу (1912-1916). Работал в иконописной мастерской Мумрикова П.И. Член «Артели древнерусской живописи» с 1926 г. С 1931 г. - член артели «Пролетарское искусство». Одним из первых начал писать на папье-маше. Занимался оформительскими работами в Сочи (1937) и Москве (1939-1940).
ДМИТРИЕВ
Григорий Тимофеевич (род. в 1888 г. – умер в 1939 г.). Мстерский иконописец.
Работал мастером-доличником в мстерской иконописной мастерской П.И.Мумрикова. Был воспитан на
"строгановских" традициях. С 1930-х годов художник миниатюрист.
(Лаковая миниатюра Мстеры, с. 41)
ЮРИН Василий Степанович. Иконописец. Отец Евгения Васильевича Юрина. Василий Степанович также работал «личником» в иконописной мастерской Ивана Егоровича Мумрикова. В 1902-м на Всероссийской кустарной выставке он был награжден серебряной медалью «За тонкое тщательное письмо в духе старинной русской иконописи».
ЮРИН Евгений Васильевич (22 февр. 1898 г. в сл. Мстере - умер в 1983 г.). Из семьи потомственных иконописцев. С 1909 по 1913 годы — учился в мстерской иконописной школе. С 1913 по 1916 годы — работал в иконописных мастерских Мстёры: сначала в мастерской С. А. Суслова, затем у И. Е. Мумрикова, был мастером «доличного» письма в иконах. Писал пейзаж, архитектуру, расписывал сусальным золотом орнаменты на одеждах святых.
И последнее, хочу обратить внимание на цены на иконы Мумриковых и сравнить их с другими известными мастерскими. В Курских епархиальных ведомостях за 1905 год неоднократно публиковались прейскуранты с ценами на иконы. Размеры указаны в вершках.
А нам остается ждать, когда будут выявлены иконы письма иконописцев Мумриковых.

.png)

.png)
.png)



.png)
.png)
.png)
.png)
.png)

.jpg)












