Обо мне

Моя фотография
В своей жизни мне довелось заниматься очень многими вещами, но судьба так распорядилась, что икона стала главным делом и смыслом моего существования. Первую половину жизни я занимался изучением этой проблемы, копил материал, нащупывал методы познания, вторая половина жизни была посвящена реализации своих знаний, систематизации накопленного материала. Теперь настало время поделиться всем этим с заинтересованными людьми.

среда, 26 марта 2025 г.

 Федор Васильев Большой и Фёдор Васильев Меньшой Лопухины -  кто же из братьев писал икону?



Просматривая свой архив, набрел на фотографию иконы с подписью некоего Федора Васильева Лопухина. В процессе поиска информации пытался вспомнить, откуда у меня эта фотография, но пометок о происхождении не оказалось. Иногда, бывают такие дни, что свободного времени совсем нет, и вдруг, появляется интересная информация, я стараюсь сохранить её, а уже позже заняться изучением материала. Видимо, этот именно тот случай.

На иконе сохранилась интересная надпись, которая читается (не удалось прочить одно слово, но оно понятно по контексту). 

Итак, посмотрим на фрагмент подписи и прочтем его.


На нижнем поле иконы надпись черной краской: «Написася сiй образъ поусердию Стефана Федора Голушкина лета от.а.а. (от начала?) ЗТѯГ (7363 – 1855) : года месеца апреля BI (12) числа, Писалъ Федор Васильев Лопухинъ М.К.С.»  (М.К.С. - московский купеческий сын). 

Я обратился к своим материалам и нашел Федора Лопухина. Это персонаж был мне известен и даже есть в моей книге (Мануйлов. "Словарь старообрядческих иконописцев". Казань. 2020 г. С. 111). 

Читаем: "Московский иконник и торговец иконами. Из старообрядцев-федосеевцев. Работал в середине XIX в. (Вздорнов I, С. 67)". Книга Герольда Вздорнова "История открытия и изучения русской средневековой живописи". М."Искусство, 1986 г., в свое время была моей настольной, и я много раз рекомендовал её людям, начинающим самостоятельно изучать русскую икону и делаю это вновь. 

Итак, есть ли связь между московским иконником Фёдоров Лопухиным и автором иконы иконописцем Фёдором Васильевым Лопухиным? Три буквы "М.К.С." в подписи дают хорошую подсказку. Это сокращение не уникально, и встречалось мне раньше. Оно означает "Московский купеческий сын". Вот с этими фактами я и начал поиск в московских архивных материалах. Нашлось несколько интересных совпадений. Занимаясь поиском документов, я особо не обращал внимание на детали, но вот когда все более менее собралось, стал анализировать и обнаружил, что фигурируют два человека с именем Фёдор Васильев Лопухин. И как понять кто они, однофамильцы, родственники?

Ответ нашелся в ревизских сказках от 1850 и 1858 годов, составленных Василием Яковлевым Лопухиным, как выяснилось отцом двух Фёдоров.

В Книге ревизских сказок купцов Сретенской, Конюшенной, Панкратьевской слобод г. Москвы по 9-й ревизии за 1850 год упоминается отец - Василий Яковлев Лопухин (48 лет), московский 3-й гильдии купец и его жена Лукерья Герасимова (46 лет).  Из записей известно, что в семье было два сына с именем Федор. 1-й - Федор Васильев Большой (26 лет) женатый на Екатерине Ивановой (23 года) и 2-й – Федор Васильев Меньшой (23 года), женатый на Пелагеи Егоровой (22 года). (ЦГА Москвы, фонд №51, опись №18, дело №300, стр. 86). 

Так же это семейство упоминается в 1858 году. (ЦГА Москвы, фонд №51, опись №8, дело №796, стр. 46)



Московский купец Василий Яковлев Лопухин  упоминается, в уже известной нам книге Г. Вздорнова, среди московских купцов у которых покупал предметы старины Михаил Петрович Погодин, в книге он значится как В.Я. Лопухин. (М.П. Погодин - русский историк, коллекционер, журналист и публицист).

Приведу известные мне сведения о двух Фёдорах:

Фёдор Васильев Меньшой Лопухин (родился около 1826 – умер 12 марта 1866). Московский 3-й гильдии купеческий сын Сретенской Слободы.

Фёдор Васильев Меньшой Лопухин (19 лет) упоминается в Книге (N48) для записей браков, совершенных в церквах Рогожского кладбища за 1845 год в связи с его венчанием на московской мещанке Конюшенной Слободы Пелагеи Егоровой (16 лет).  (ФГБУ «РГБ», фонд №246, опись №103, дело №1, стр. 183).

Сохранился документ Брачный обыск от 1845 года, который составлялся перед венчанием, и в нем указано, что "Фёдор Васильев Меньшой Лопухин приступает к законному супружеству с Московской мещанкой Слободы Конюшенной девицей Пелагией Егоровой. Которые показали: 

1-е, Что они православную Грекороссийскую веру содержат следуя старым церковным правилам". В конце документа собственноручная подпись отца - В.Я. Лопухина.



Последнее упоминание о Ф.В. Лопухине (Меньшом) имеется в записи о смерти  в
Книге (№ 103) для записи умерших и похороненных на Рогожском кладбище.  Ф.В.Лопухин умер 12 марта 1866 года. «Ѳедоръ Васильевъ Лопухинъ Московский мѣщанинъ (40 лет)». Билет на погребение выдан Рогожской частью за номером 265. (ФГБУ «РГБ», фонд №246, опись №135, дело №2, стр. 21). 


Федор Васильев Большой Лопухин (родился около 1824 – умер 29 мая 1870). Московский мещанин. Из ревизской сказке мещан Сретенской слободы г. Москвы за 1858 год известно, что Ф.В.Лопухин (33 года) с женой Екатериной Ивановой (31 год), жил в Сретенской слободе. (ЦГА Москвы, фонд №51, опись №8, дело №786, стр. 242). В 1852 году он перешел в мещанство и с этого времени он стал писаться как московский мещанин. Последнее упоминание о Ф.В. Лопухине имеется в записи о смерти  в Книге (N159) для записи умерших и похороненных на Рогожском кладбище. Ф.В.Лопухин умер 29 мая 1870 года. «Ѳедоръ Васильевъ Лопухинъ Московский мѣщанинъ (44 лет)». Билет на погребение выдан Серпуховской частью за номером 363. (ФГБУ «РГБ», фонд №246, опись №135, дело №6, стр. 25).


 Судя по билетам выданным для погребения, братья жили в разных местах, по крайней мере в последние годы жизни. Меньшой жил в Рогожской части, а Большой жил в Серпуховской части, а похоронены оба на Рогожском кладбище. Это говорит о том, что они действительно были старообрядцами, но не федосеевцами, а поповцами, центром которых было Рогожское кладбище.



 Известен адрес, указанный в Книге адресов за 1866 год, который принадлежал Федору Васильеву Меньшому Лопухину. В объявлении он указан как купец и видимо, он продолжал дело отца и занимался торговлей. Вот ссылка: «Лопухинъ Ѳедоръ Вас., куп., Рог. ч., З кв., на Семеновской у., д. Ефимова» (Книга адресов жителей Москвы на 1866 год. Ч. 1-2, стр. 758).


В надписи на иконе присутствует имя заказчика иконы, это некий Стефан Федоров Голушкин.

О личности заказчика иконы С.Ф. Голушкина есть запись о смерти в Метрической книге Троицкой церкви в Вишняках Замоскворецкого сорока за 1882 год: «Московскій мѣщанинъ , Мясницкой слободы , Стефанъ Ѳедоровъ Голушкинъ , Квартировавшій въ церковномъ домѣ . (68 лет)». Похоронен на Ваганьковском кладбище. (ЦГА Москвы, фонд №203, опись №776, дело №1041, стр. 265)

Встретилось мне и совместное упоминание С.Ф.Голушкина и Ф.В.Лопухина, оно имеется в Метрической книге церкви "Успенской на Покровке Сретенского сорока" за 1855 год, где они оба упоминаются поручителями по жениху.  «По женихѣ поручителями были Московскій мѣщанинъ Степанъ Ѳедоровъ Голушкинъ , Московскій - мѣщанинъ Никита Алексѣевъ Тихоновъ , Московскій Купеческій сынъ Ѳедоръ Васильевъ Лопухинъ».  (ЦГА Москвы, фонд №2126, опись №1, дело №1065, стр. 31).

Здесь Ф.В. Лопухин назван Московским купеческим сыном и конечно, это говорит об их знакомстве и как бы подтверждает авторство иконы, но есть сомнение. Оба брата могли писаться как купеческие сыновья, а еще оба могли заниматься торговлей и иконописью. Надеюсь, что откроются новые свидетельства и вопрос будет окончательно прояснен.

P.S. 

После публикации статьи прошло чуть больше месяца и изучая иконные прориси из собрания ГИМа, случайно нашел  четыре иконы-копии, написанные Ф.В. Лопухиным.



 Одна из них - копия с Новгородской иконы, выполнена иконописцем в 1846 году на бумаге темперой. Автор оставил на обороте надпись.


Возможно, у кого-то могут возникнуть трудности в прочтении, поэтому привожу 
версию прочтения. "Написал сие изображение богослов Иван Святой Богослов с образа древле письменного Новгородского письма в лета 7355 года 1846 го Федор Васильев Лопухин Купеческий сын. Неученый".

Вот еще одна икона-копия с образов Богоматери "Косинской-Моденской" и датированная 1847 годом. Замечу, что образ Богоматери "Моденская-Косинская" был привезен графом Б.П.Шереметевым в Москву из итальянского г. Модены в 1717 году (отсюда - Моденская).
А второе наименование икона получила по месту своего пребывания в Успенской церкви бывшего подмосковного села Косино (сейчас это район Москвы).

И самое важное, на обороте листа имеется надпись, дающая конкретный ответ на вопрос, кто из братьев Большой или Меньшой писал икону. 


"Неученый писалъ Феодоръ Лопухинъ меньшой".

Выходит, иконописцем был Федор Меньшой.

С какой целью писались эти иконы не знаю, возможно просто ученические работы. В 1846 году Лопухину было 20 лет, а обычно, ученичество заканчивалось к 15 годам. А возможно, писал для себя, наиболее понравившиеся образы.

Ваш,

Ю.Мануйлов.

суббота, 15 февраля 2025 г.

 Московские иконописцы Бронины.



Фамилию иконописцев Брониных я впервые узнал изучая знаменитый каталог собрания Павла Дмитриевича Корина (В.И.Антонова. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина. "Искусство". М. 1966 г.). В этой книге под номеров 115 опубликована подписная икона "Св. Антоний Римлянин", 1823 года и указан её автор - Захарий Федорович Бронин. Фотография была черно-белая, качество желало быть лучшим, но в описании к иконе приведена была надпись на иконе: "Написася сия икона в Москве 1823 года месяца апреля иконописцем Захарием Феодоровым Брониным". Размер иконы: 31,5х26 см.


Давая описание этой иконе Антонова писала, что З.Ф. Бронин "совместил несмелую фрязь в пейзаже с простонародными сказочными новгородским кремлем и и Антониевым монастырем". Собственно, на тот момент никакой информации об иконописце не было.

В 1988 году М.М. Красилиным было проведено обследование церквей и издан каталог с описанием обнаруженных подписных произведений. Вэтом каталоге есть упоминание об иконе З.Ф. Бронина.

1.       Икона "Богоматерь Казанская", 1822 г., дерево, темпера, размер: 95х66. На лицевой стороне иконы, в левой нижней части надпись (привожу текст как у Красилина): "Написася сiя стая икона в Москвъ 1882 года мца июня ико нописцемъ Захарием Федоровымъ Бронинымъ". Россия, г. Дмитров, музей, 1988. (Данченко и Красилин, кат. 18). Дата в свое время была определена ошибочно, эта икона датирована 1822 годом. Икона хранится в музее «Дмитровский кремль», инв. ЖИ-57. Размер иконы: 94,5х65х2,8 см.



С тех времен прошло много времени и стали известны некоторые факты биографии иконописца и членов его семьи. 

Его отец Федор Афанасьев Бронин (1744 – 1817) также был иконописцем и по меньшей мере известна одна его работа. Федор Афанасьев Бронин  переселился в Москву (откуда именно, неизвестно) в 1794 г. По материалам переписи 1801 г., Ф.А. Бронин числился московским 3-й гильдии купцом (по Большой Садовой слободе), торговал на Немецком рынке (скорее всего, мучным товаром, на чем специализировался этот рынок), имел собственный двор в Покровской части. Вместе с отцом в Москву переселились и его сыновья Иван (род. в 1774), Захар (род. в 1776) и Андрей (род. в 1787). Из Ревизских сказок видно, что в доме с отцом постоянно проживал его младший сын Андрей Федоров вместе со своей семьей. Известно имя жены Федора Афанасьевича - Прасковья Гавриловна, она была на три года младше своего мужа.


В Ревизской сказке за 1834 год имеется запись, что Федор Афанасьев Бронин умер в 1817 году в возрасте 72 лет.
Сведений об иконах, написанных им, нет, кроме упоминаемой выше. Однако, в работе А.С. Преображенского "К ранней истории старообрядческого собирательства: иконы с художественно оформленными владельческими надписями конца XVIIIXIX века." упоминается складень с надписью и упоминанием имени Федора Афанасьевича. Был ли он владельцем, это пока остается под вопросом. Но иллюстрацию, впервые опубликованную в статье Преображенского, я приведу.


Иконописец Захарий Федорович Бронин родился в 1776 году, умер 16 мая 1836 года.

Сохранился документ - Ревизская сказка за 1834 год в которой упоминаются Захарий Федорович Бронин, его жена и сыновья с внуками. (ЦГА Москвы, фонд №51, опись №18, дело №255, стр. 35).


Известна и точная дата смерти иконописца.



На рубеже XVIIIXIX вв. Захар Федоров Бронин женился на младшей дочери известного староверческого деятеля московского купца Гавриила Ларионовича Скачкова (1745–1821) – Евдокии Гавриловне (1786–1862) (в ревизской сказке записана в народной форме имени как Авдотья Гаврилова). Будучи зятем, наставника поморского согласия, настоятеля Покровской часовни (Монинская моленная) Г.И. Скачкова, он руководил иконописной палатой при Монинской моленной, основанной в 1808 г. Поморская община располагалась в Москве на Покровке, против Рыкунова пер. В 1837 г. Монинская моленная была закрыта, о продолжении работы мастерской у меня сведений нет. В начале XIX в. З.Ф.Бронин числился московским 3-й гильдии купцом, в 1808 г. был вынужден перейти в мещанство, в 1829 г. вновь стал московским 3-й гильдии купцом (по Большой Садовой слободе). З.Ф. Бронин был не только иконописцем, он также переписывал книги, является автором нескольких полемических сочинений и посланий. Около 1827 г. З.Ф. Бронин перешел в единоверие, в 1833 г. последовала его примеру жена – Е.Г.Бронина. (Тарасов, с. 403; Старообрядчество. с. 259-260).

Вот страница из книги, переписанной Захарием Федоровичем.



Продолжу рассказ о творчестве Захария Федоровича. Самая ранняя подписная икона "Спас Эммануил", датирована 1804 годом из собрания ГРМ (ранее находилась в собрании Н.П.Лихачева).


Еще одна интересная икона хранится в собрании Григория Лепса. Это образ Богоматери "Утоли моя печали", 1820 г. (происходит из колл. А.Е.Сорокина). (Юхименко Е.М., Горшкова В.В. «Иконы всё самые пречудные. Письма самого искусного». Собрания Григория Лепса. М., 2012. С. 136–143. Кат. 36. )

Елена Юхименко приводит фотографию страницы каталога Сорокина, в котором эта икона зафиксирована (номер 175).  

В описи коллекции А.Е. Сорокина под номером 174 записан образ «Не рыдай Мене Мати»,  московских писем, XVIII в. Фёдора Афанасьевича Бронина. (Е.М. Юхименко. Старообрядчество, с. 671). Иконы из коллекции Сорокина были проданы в Церковно-археологический музей при Киевской духовной академии и описания этих икон опубликованы в Указателе. 

 4638. Не рыдай мене Мати, XVIII в. (Петров Н.И. Указатель Церковно-археологического музея при Киевской духовной академии, Киев, 1897, с. 159)


Еще одна икона З.Ф. Бронина числится по номером 189.



Вот еще одна подписная икона Захария Федоровича Бронина.



1.      Кроме упомянутых мною, в коллекции А.Е.Сорокина имелось еще несколько икон работы Захара Бронина, позже иконы были приобретены ректором Филаретом для церковно-археологического музея при киевской духовной академии (Филаретовская коллекция). Вот эти иконы:

2.       4637. Крест напрестольный, XIX в.

3.       4639. Утоли моя печали, XIX в. (номер 175 по списку Сорокина)

4.       4656. Иоанн Предтеча Ростовой в серебряном оплечье, XIX в.  (189 по списку А.Е. Сорокина)

5.       4657. Троица, XIX в.

6.       4658. Сошествие святого Духа. 

(П(Петров Н.И. Указатель Церковно-археологического музея при Киевской духовной академии, Киев, 1897, 159-160).


В И еще одна икона "Иисус беседует с книжниками (Преполовение)" отнесена искусствоведами к работам самого З.Ф. Бронина или неизвестного иконописца его круга. Эта икона находится в собрании И.Сысолятина.


В этом же собрании икона "Свв. Благоверные князья Борис и Глеб", датированная 1-й третью 19 века, Москва, мастер Захар Фёдоров Бронин. Оклад - 1853 г., Москва, мастер М.Н.Фетисов.



7.       Олсуфьев упоминает еще одну икону: «В Троице-Сергиевой Лавре мы встречаем икону Богоматери Одигитрии, написанную Брониным в Москве в 1824 году ; если бы не подпись и дата, можно бы было принять ее за подражание XVII веку, вышедшее из умелых рук современного реставратора.». (Кызласова И.Л. Из архива Ю.А. Олсуфьева: к изданию рукописи 1930 г. о путях русской иконописи. С.292. Прим. 29 на с. 295 // Кадашевские чтения. Сборник докладов конференции. Выпуск 8 — М.: «Луг духовный»; Общество сохранения лит. наследия Издательство ОРПК «Кадашевская слобода». 2011.).

И         И так, удалось собрать в одном блоге известные работы замечательного московского мастера, а также упоминание об иконе, написанной его отцом. Надеюсь с годами исследователи обнаружат новые неизвестные работы иконописцев Брониных, и упоминания о них.           

P    P.S. Нашел еще одно упоминание о З.Ф. Бронине, точнее сказать - о его сыне, Михаиле Захарове. В собрании ГИМ среди 19 тысяч прорисей нашлась одна с интересной надписью: «183?5 го майя 14 дня подаренъ сей рисунокъ московскимъ купцомъ Михаиломъ Захарьевымъ Бронинымъ Принадлежитъ К числу рисунковъ Николаю Васильеву иконописцу Хохлову". В музейном описании текст был прочитан неверно и в карточке владелец образца записан как Захаров Иван, поэтому найти по фамилии Бронин можно только случайно или просматривая и перечитывая весь материал (ГИМ, инв. номер - И XIII 18968). Рисунок был подарен палехскому иконописцу  Н.В.Хохлову сыном Захария Федоровича Бронина, Михаилом. Судя по дате, указанной в музейном описании, еще при жизни отца, хотя дата возможно прочитана неверно. Прориси высоко ценились иконописцами и не думаю, что его сын мог свободно распоряжаться материалами отца, скорее всего он подарил рисунок уже после смерти отца (1836 г.). Думаю так же, что рисунок выполнен не самим Брониным, а скопирован значительно раньше, по стилю больше похож на прориси конца XVII века.

Иконный образец к иконе Богоматери "Муромской"


Текст на обороте листа с иконным образцом.

P.S. Считаю, что надо добавить еще одну прорись, опубликованную в книге Г.В. Маркелова "Прориси и переводы с икон из собрания Пушкинского Дома", а именно прорись к иконе "Чудо Георгия о змие", датированной кон. XVIII в. (кат. 159). На оборотной стороне листа помета: "Михаила Андрев. Бронина".


Вполне возможно, что Михаил Андреевич Бронин также происходил из этой семьи и являлся владельцем прориси, которая перешла ему по наследству от отца. Отцом же его мог быть Андрей Федорович Бронин, родной брат иконописца Захара Федоровича. Ревизские сказки косвенно подтверждают моё предположение о родственной связи этих людей. 


    Ваш,

    Ю. Мануйлов. 



P/



воскресенье, 12 января 2025 г.

 Чиркин Иван Федорович -  иконописец, выходец из Мстеры, работавший в Москве.


В 2006 году в Таллине в антикварной торговле появилась икона со штампом иконописца, на тот момент это была первая икона этого мастера. Имя иконописца сообщалось в тексте штампа на тыльной стороне иконы.


Доска с ковчегом и двумя встречными плоскими шпонками. В среднике на золоте изображение арх. Михаила в рост, стоящего на облаке. Позем темно зеленый, поля зеленые. С торцов доска окрашена темно-красной краской. На тыльной стороне два одинаковых штампа, внизу справа не читается, второй - между шпонками по центру штамп с текстом: «Художественная мастерская // Прiемъ заказ. церков. жив... // Ивана Федоровича // ЧИРКИН. // Москва, Таганка, Малый Рогожский // домъ N 4 кв. N 19».  Размер около: 31х25х2,5 см. (Таллинский антиквариат, Таллин, Мануйлов, 2006 г.). 




В 2021 году на форуме «Христианское искусство» была выставлена фотография подписи иконописца. Подпись выполнена на тыльной стороне неизвестной иконы над нижней шпонкой черными чернилами или тушью в одну строку: «Написасѧ. въ Москве. Въ лѣто 7422 (1914) iюлѧ 31 днѧ. Ив. Ф. Чиркинымъ». (https://www.icon-art.info/phpBB2/viewtopic.php?t=134700   Сообщение № 1489254 • 19 Апр 2021 18:32).

Затем была показана и сама икона "Спас Смоленский", 1914 г.





 Но, наконец-то, мне удалось найти некоторые биографические данные о личности мастера. Сохранился Брачный обыск, который оформлялся при венчании.



Упоминается в Метрической книге Мартиновской церкви на Большой Алексеевской улице Ивановского сорока г. Москвы за 1899 год. (ЦГА Москвы, фонд №2122, опись №3, дело №73, стр. 6 и 7). В брачном обыске приводятся сведения о женихе и невесте. Жених - крестьянин Московской губ. Вязниковского у. слободы Мстера, Иван Федоров Чиркин (24 лет), невеста московского кузнечного цеха девица Екатерина Никитина Зернова (17 лет и 7 месяцев). Поручителями по жениху были земляк жениха иконописец Иван Иванов Суслов и родной отец Федор Иванов Чиркин. Жених жил в Москве в приходе Мартиновской церкви в доме Гришина по Большому Вокзальному переулку, Рогожской части, 2-го участка, под номером 12.

Венчание состоялось в июле 1899 года. Стало ясно, что Иван Федорович Чиркин родился в 1875 году.

Ваш,

Ю.Мануйлов.


 

четверг, 28 ноября 2024 г.

 Вашуров Алексей Яковлевич, Глазунов Александр Александрович и другие.



Антикварные вещи как и люди имеют разный возраст. В пятьдесят лет художественный предмет приобретает законное право называться антиквариатом, но его считают юниором. В 1950-1960-е годы на предметы из разряда юниоров смотрели без особого пиетета, может быть поэтому в те годы стиль модерн еще не приобрел должного внимания среди собирателей. Способствовал этому очень короткий период его существования и довольно узкий круг художников, работавших в этом направлении. Иконопись в основном ориентировалась на широкие круги потребителя, а это были в основном люди из крестьянской среды, мещане. Стиль модерн ориентировался на публику искушенную в искусстве, подготовленную к восприятию этого нового явления в искусстве. В особой художественной подготовке нуждались и иконописцы, кроме знания традиционной техники и эстетики, необходимым стало серьезное знакомство с современными тенденциями в светском искусстве, как в русском, так и в мировом, включая искусство Востока.

Интересно, что модерн на русской почве вырос из увлечения светских художников русскими национальными традициями. Эти явления стали проявляться в архитектуре, в прикладном искусстве, а позже и в иконе. В Западной Европе также шел процесс формирования нового стиля в искусстве, но его идейные основы черпались в восточном искусстве Китая и Японии. В России новое направление особенно ярко проявилось в творчестве Виктора Михайловича Васнецова, Михаила Васильевича Нестерова, Михаила Александровича Врубеля. На работы этих художников ориентировались, им подражали, у них учились.

Однажды, мне встретилась икона с интересной надписью на тыльной стороне. Я сохранил ее в свой архив и наконец-то она дождалась своей очереди. В надписи упоминаются Вашуровы и некая Кожевникова.



Икона «Св. равноапостольная Фекла и Св. Великомуч. Екатерина», 1908 г. письма А.Я.Вашурова с дарственной надписью: «Въ день ангела глубокоуважаемой Екатерине Матвеевне Кожевниковой отъ А.Я. и М.В Вашуровыхъ 19 24/XI 08 г.».  

Итак, 

ВАШУРОВ (Жиряков) Алексей Яковлевич (род. 1880 г. – умер после 1935 г. ?). Иконописец, владелец иконописной мастерской в Москве, реставратор. Яркий представитель художественного направления «Модерн» в русской иконописи XX века.

Во многих статьях посвященных творчеству Вашурова указывается, что он родом из Мстеры и только известный искусствовед, Ирина Леонидовна Бусева-Давыдова, предположила, что он родом из Нижегородской губернии и она оказалась права.

Сохранилась запись в Метрической книге Успенской церкви на Покровке Сретенского сорока г. Москвы от 11 ноября 1907 г., о венчании с девицей Марией «по крестному Васильевой», крестьянки Тамбовской губернии Моршанского уезда Тараксинской волости села Вяжли, православной, 16 лет. В метрической книге записано, что жених Алексей Яковлев Вашуров (он же Жиряков) крестьянин Нижегородской губернии Балахнинского уезда Городецкой волости села Городца (Верхняя Полянка в другом месте Верхнеполянской волости). Указан возраст - 27 лет.

Поскольку мне стало известно место рождения иконописца, я попытался найти дополнительную информацию, нашлась Ревизская сказка от 1723 года по приходу церкви Всемилостивого Спаса Нерукотворного Верхней Полянки. Судя по фамилиям, это предки Александра Яковлевича Вашурова.

В 19 веке к приходу Спасской церкви относились деревни: Слободка Верхняя Полянка, деревня Коротайка, деревни Дехтяриха и Зафабричная.

Ревизская сказка 1723 года по Спасскому Приходу Городецкой волости Балахнинской округи Нижегородской губернии попов Василия Михайлова и Степана Иванова, вотчины князя Лобанова Верхней Полянки;

Алексей Андреев сын Вашуров 69 лет

Григорий Андреев сын Вашуров 49 лет

Алексея сын Гаврило 20 лет

Григория сын Семен 14 лет

У них племянники родные:

Макар Петров сын Вашуров 33 года

Борис Петров сын Вашуров 20 лет

В записи же, в Метрической книге Успенской церкви в Москве,  упоминаются поручители - «По женихѣ : Владимірской губерніи Вязниковскаго уѣзда Мстерской волости слободы Мстеры крестьянинъ Иванъ Васильевъ Овчинниковъ и той же губерніи и уѣзда Палеховской волости села Палеха крестьянинъ Николай Ѳеодоровъ Сагонинъ. (написано четко, но в Палехе была фамилия Солонин, а Сагонин не встречал). По невѣстѣ : кромѣ матери ея, Владимірской губерніи Вязниковскаго уѣзда Палеховской волости деревни Терехова крестьянинъ Александръ Александровъ Глазуновъ и той же губерніи, уѣзда и волости села Палеха крестьянинъ Михаилъ Александровъ Маркичевъ.» (ЦГА Москвы, фонд №203, опись №782, дело №535, стр. 426).  

Эта запись интересна тем, что из нее мы узнаем о товарищеских связях иконописца. А.А.Глазунов и М.А.Маркичев – известные иконописцыно об этом немного позже.

Из Метрических книг выясняются и некоторые факты биографии, в 1909 году в семье родилась дочь Тамара (5 апреля). (ЦГА Москвы, фонд №2122, опись №2, дело №61, стр. 11)

В 1910 г. в семье родилась дочь Валентина (27 апреля). (ЦГА Москвы, фонд №2122, опись №2, дело №61, стр. 69)

В 1911г. родился сын Леонид (6 ноября). (ЦГА Москвы, фонд №203, опись №782, дело №191, стр. 165).

Указан адрес проживания семьи - «из дома Королева».

Возвращаясь к надписи на иконе "Св. равноапостольная Фекла и Великомученица Екатерина",  и сравнивая с другими записями в Метрических книгах, обращает внимание, что упоминается некая вдова Фекла Ионова Кожевникова, из села Вяжли, из этого же села была родом жена А.Я. Вашурова, Мария Васильевна.   (ЦГА Москвы, фонд №2122, опись №2, дело №19, стр. 41).

Подарок видимо, был не случаен, семьи поддерживали тесные связи, возможно они были родственницами.

Вот такое интересное объявление печаталось в Епархиальных ведомостях.


Настоящимъ имѣю честь сообщить, что по независящимъ отъ фирмы причинамъ "Художественно- иконописное Т-во въ Москвѣ" преемники "і й Московской Художественно-Иконописной артели 29 го августа с. г свое производство ликвидировало, и я, съ 1-го Сентября 1908 г., открылъ собственную Художественную мастерскую иконописи и религіозной живописи. причемъ Худож -Иконописное Т-во препоручило мнѣ закончить и сдать г. г. заказчькамъ всѣ начатые заказы Т ва, а также закончить разсчеты со всѣми г г заказчиками по ранѣе исполненымъ дѣламъ Т-ва, на что выдана мнѣ Т-мъ 25го Августа c. г. нотаріальная довѣревность. Зная Васъ какъ почтепнѣйшаго заказчика Т-ва, обращаюсь къ Вамъ съ покорнѣйшей просьбой не отказать мнѣ, какъ бывшему завѣдывающему Т-на, въ своемъ ко мнѣ вниманіи и почтить меня своими заказами, которые будутъ исполняться въ моей мастерской подъ собственнымъ моимъ наблюденіемъ, какъ опытнаго и искусснаго худлжника иконописи. Всякаго рода корреспонденцію покорнѣйше прошу Васъ направлять, а также и лично обращаться съ заказами и для учиненія разсчета по исполненнымъ ранѣе дѣламъ Т-вомъ, по слѣдующему адресу. Москва, Б. Андроновка, уг. 4-й Рогожской ул., д. № 4-й Миловановой, кв. № 5-й, художественная мастерская Алексѣя Яковлевича Вашурова. (Епархиальные ведомости, Калужский церковно-общественный вестник. Калуга, 1907–1918, 1908, выпуск № 29)

Вот еще несколько упоминаний о мастерской в различных Адресных книгах.

1911 год. Вашуровъ Ал-ѣй Як.-Таганка, Воронцовская, 20, кв. 7, тлф. 174-26 . («Москва-Сибирь» : Адресная и справочная книга : Посредник-указатель торгово-промышленных фирм на 1911 год : Год 7-й, стр. 218)

1917 год. Вашуровъ Ал-ѣй Як. - Воронья 21. Тлф. 174-26 (Адресная и справочная книга на 1917 год : 24-й год изд. [46-й г. изд.], стр. 604)

 Исследователи творчества Вашурова приводят сведения о том, что в 1925 году его мастерская перестала существовать, а самые последние сведения о Вашурове относятся к 1935 году, когда он передал в музей Донского монастыря несколько своих икон. 

Сохранилось достаточно много икон, выполненных в мастерской Вашурова, приведу несколько икон из собрания ГМИР в Петербурге, куда они в свое время были переданы из Москвы и из Тверской галереи.




 ГМИР:  Икона «Св. Патриарх Гермоген на фоне Чудова монастыря», после 1913 г., (инв. А-3028-IV КП 30 045), кат. 37.


Икона "Архангел Михаил", 1910 г. Мастерская А.Я. Вашурова. 182,5 х 77. Тверская картинная галерея

Многие иконы имеют авторские подписи или мастерской. 



Встречаются иконы со штампами разновременными  "Художественно-Иконописная мастерская А.Я. Вашурова" и далее адрес мастерской.


Следующий вариант штампа. 



Ряд икон выполнены на металле и имеют на оборотной стороне вдавленный оттиск.



Вернемся к первой иконе и упоминаемой в надписи Екатерине Матвеевне Кожевниковой. Мне удалось выяснить кто она. В 1910 году Екатерина Матвеева венчалась с выходцем из Палеха, (возможно, иконописцем) Александром Федоровичем Паликиным (иконописцами были его отец и братья, Михаил и Иван Федоровичи Паликины). Александр Федорович родился в 1887 году. Венчание проходило в Сергиевом Посаде в Успенской церкви. Видимо, семья там жила, так как эта церковь повторяется в записях о крещении их детей. А восприемницей при крещении детей была уже известная нам Мария Васильевна Вашурова, землячка Екатерины Матвеевны и, как я уже предполагал, возможно, родственница.

На венчании поручителями по жениху были известные палехские иконописцы Илья Павлов Сафонов  и Павел Алексеев Плеханов. (ЦГА Москвы, фонд №203, опись №780, дело №4045, стр. 111)

 Илья Павлович Сафонов (род. а 1875 или1865 г. - умер в1928 г.) - палехский иконописец, мастер-личник в мастерской Сафонова.  В нач. XX в. преподавал реставрацию в учебно-иконописной мастерской в Палехе. (Зиновьев, с. 26). С 1908 года он совместно с Павлом Алексеевичем Плехановым преподавал в иконописной школе при Троице Сергиевой лавре. «И Павел Плеханов, и Илья Сафонов оставались в лавре до середины 1918 г., когда было решено ввиду трудного военного времени прервать занятия в училище иконописания»  (Л.А. Армеева. Училище иконописания при Троице-Сергиевой лавре в 1885–1918 гг.: попытка возрождения традиционного иконописания // Вестник ПСТГУ Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства 2011. Вып. 2 (5). С. 193–206; Колесова).  

Павел Алексеевич Плеханов (род. в 1870 г.? – умер в 1914 г.?). Палехский иконописец-платьечник в мастерской Сафонова. Работал как старинщик в кон. XIX в. (Зиновьев, с. 26)

 В круг его знакомых входил и иконописец

 ГЛАЗУНОВ Александр Александрович (род. 6(18).08.1884 г. в Москве - умер в 1952 г., по другим источникам в 1955 г. на Урале.).  



Был женат на Варваре Васильевой. 26 августа 1906 года у них родился сын Александр. Воспреемником был А.Я. Вашуров. В это время Глазуновы жили в Москве в доме Сиротининых из Московского Воспитательного дома. (ЦГА Москвы, фонд №203, опись №782, дело №521, стр. 86)

Живописец-миниатюрист. Учился в Московском археологическом институте (окончил в 1910 г.), занимался у живописцев-миниатюристов в Палехе. Жил в Москве. Был одним из организаторов палехской артели "Древняя живопись" в 1924 г. Реставратор икон в церквах Москвы, Звенигорода, Вязьмы и др. Раскрыл икону "Богоматерь Всех Скорбящих Радость" 1730 г. из собр. Церковно-археологического кабинета Московской Духовной Академии (Сергиев Посад). Член Общества Любителей духовного просвещения, организованного в 1863 г. Собрал коллекцию прорисей, фотографий и копией с произведений древнерусской живописи. Выпустил книгу-альбом "Материалы для истории русской живописи", М., 1914. Работы А.А. Глазунова экспонировались на зарубежных выставках (Венеция - 1924, Париж - 1925, Всемирная в Нью-Йорке - 1939). (Биобибл. словарь, т. 3, с. 48; Зиновьев, с. 27). 

И здесь я хочу показать одну икону (неподписную), но которая наверняка, написана А.А.Глазуновым. Икона подарена женой А.А.Глазунова, Варварой Васильевной, Николаю Васильевичу и Зинаиде Васильевне Колесовым по случаю их бракосочетания (скорее всего Николай Васильевич Колесов  - брат Варвары Васильевны). 



Известно, что  тестем А.А. Глазунова был Колесов Василий Павлович (1848-1900) . По палехской традиции жену Варвару, он взял на своей родине, ее отец Василий Павлович Колесов родом из деревни Юркино, был приказчиком. Три её сестры - Анастасия, Мария, Евдокия также вышли замуж за иконописцев: Ивана Ивановича Голикова, Александра Ивановича Зубкова и Александра Васильевича Котухина. Вот так складывались  иконописные династии. Свояки в разное время работали в глазуновской мастерской. Когда И.И.Голикова призвали на войну, его жена Анастасия пошла в прислуги к зятю.

 Даты рождения Александра Александровича в разных источниках разнятся, приводится дата - 19 (31) августа 1884 г.  и вторая - 6(18).08.1884 г. Я думаю, что вкралась ошибка в записи по старому и новому стилям (даты различаются на 13 дней). Пишут, что он родился в Москве, но был записан в крестьяне в дер. Терехово Вязниковского у. Владимирской губ. В 1903 году получил там от общества землю под постройку, а в 1909 - пахотный и лесной наделы. В 4-летнем возрасте не стало отца, и мальчик воспитывался в семье родителей отчима, Василия Васильевича Бахирева, в селе Вареево (20 верст от Палеха). Иконописи он учился в иконописной мастерской Д.П. Салаутина. В 1903-1908 гг. работал иконописцем и реставратором в Художественном иконописной артели (товариществе) в Москве. После ее закрытия в 1909 г., открыл собственную иконописную мастерскую в Москве. Участвовал в реставрации Благовещенского собора Чудова монастыря в Москве, Рождественского собора Сторожевского монастыря. В 1910 г. вольнослушателем окончил Московский археологический институт. Собрал коллекцию прописей, копий, фотографий с произведений древнерусской живописи и опубликовал их в 1914 г. в книге "Материалы по истории русской иконописи". После Октябрьской революции работал в Наркомпросе. В 1922 г. вместе с И.И. Голиковым начал расписывать изделия из папье-маше. Один из основателей Артели древней живописи 4 декабря 1924 года. Был представителем Артели в Москве. 

 Вот что пишут о нем -"А.А. Глазунов - это крупнейшая искусствоведческая фигура в столичных кругах того времени. В его иконописной мастерской на протяжении всего времени ее существования работали палешане. Он с отличием окончил Московский Археологический институт, прекрасно разбирался в древнерусском искусстве, один из самых известных коллекционеров Москвы. В его столичной квартире собиралась художественная и литературная городская элита."

Судя по фактам его биографии, А.А.Глазунов был общительным человеком, хорошим организатором и предприимчивым дельцом, он мог находить нужных ему людей и успешно вовлекать их в свое дело.

 



На фото подписная и датированная икона "Св. Андрей Критский", 1911 г. из собрания Дадиани.


Икона "Архангел Михаил", нач. XXв. из Никольского собора в Ницце (Франция).


Икона "Преп. Савва Сторожевский, 1913 г.

Итак, вы познакомились с некоторыми фактами из биографий иконописцев А.Я. Вашурова и А.А.Глазунова и  с иконами, написанными ими в  стиле модерн. Надеюсь, это не последнее обращение к интереснейшему периоду в русском искусстве.

Ваш,

Ю. Мануйлов.