Обо мне

Моя фотография
В своей жизни мне довелось заниматься очень многими вещами, но судьба так распорядилась, что икона стала главным делом и смыслом моего существования. Первую половину жизни я занимался изучением этой проблемы, копил материал, нащупывал методы познания, вторая половина жизни была посвящена реализации своих знаний, систематизации накопленного материала. Теперь настало время поделиться всем этим с заинтересованными людьми.

среда, 18 марта 2020 г.


 Золотное шитьё окладов икон


Красивая живопись на иконе - это так прекрасно, но бывают еще и красивые оклады, которые часто очень украшают икону. Иконы с окладами в большом количестве дошли до наших дней и с ними можно познакомиться в музейных собраниях, встретить в антикварных магазинах. Мы привыкли, что оклады чаще металлические: латунные, серебряные, совсем уж редко - золотые. Были оклады шитые, выполненные в различных материалах и техниках. Для шитья использовали бисер, стеклярус, жемчуг, рубленый перламутр. Существовал ещё один вид шитья, который встречается реже, это золотное шитьё, о котором я хочу сегодня рассказать. 
Что же такое золотное шитьё? Начиналось всё с изготовления тонких серебряных проволочек, иногда золоченых, которые скручивались с шёлковыми нитями. Этими нитями и вышивали изделие. Пишу изделие, поскольку кроме окладом икон, вышивали одежды, покровы, плащаницы, но сегодня речь идёт об окладах. 
Для закрепления на основе, это обычно была ткань, использовали так называемое шитьё в прикреп. Нить накладывалась на ткань и шёлковой ниткой крепилась к основе. Кроме собственно золотных нитей, шитьё часто украшалось блёстками - плоскими кружочками с дырочкой в середине, а также битью - это расплющенные проволочки. Использовались скрученные металлические спиральки (канитель), драгоценные и полудрагоценные камни, стекла, жемчуг. 
Шитьё по большей части было женским занятием, вероятно поэтому, большая часть шитых вещей, делалась в женских монастырях.

Эта икона с образом Господа Вседержителя когда-то принадлежала мне и у меня была возможность внимательно её изучить. Живопись иконы можно отнести к концу 18 века и написана она была скорее всего в Петербурге. В эти годы эта манера письма, называемая поздним Фряжским письмом, была популярна в Петербурге.



Икона была вмонтирована в своеобразный киотик и одновременно оклад иконы. Задняя сторона была закрыта деревянной крышкой, которая немного приоткрывалась и можно было заглянуть внутрь. Была видна сама икона вклеенная в деревянную раму, на которой крепился оклад. Сам же оклад с внутренней стороны был оклеен бумагой на которой имелся текст. Вот этот текст. Он читается не полностью, но в целом смысл понятен и главное, указана дата, раньше которой этот оклад не мог быть изготовлен.
Доска одночастная (кипарис) без ковчега. Левкас, яичная темпера, олифа. Размер с окладом: 21х19 см.

 С обратной стороны на окладе наклеена бумага с текстом указа.
«маiя 10 дня 1819 года
хъ. Его ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА
Правительствующему Сенату, за собственно
ВЕЛИЧЕСТВА подписанiемъ, 1819 года, изображено:
6 числа. Состоящего по Министерству Внутрен-
Лифлянскаго Ландрата фонъ Буденброка, Всеми-
няя службы, ПОВЕЛЕВАЮ, въ вознограждение
хож..... руловъ, понесенных имъ по Комитету
пре .........ему въ пенсiонъ ........... получаемое
........ пр ..........и пят               к              изъ Го-
                        По засл .....  [лю] безнейшей
                 ГОСУДАРЫН[И]  МАРИИ ФЕ-
   [ДОРОВНЫ]             Личной службе    ....иковъ подъ
  ВЕЛИЧЕСТВА наход ...... илостивейше
Коллежскiе Советник ......етниковъ: Эк-
                                                                 1»

Возможно, этот оклад был изготовлен монахинями Воскресенского Новодевичьего монастыря в Петербурге. В этом монастыре была золотошвейная мастерская и шитьём в нём занимались издавна. Уже после 1851 года в этом монастыре появилась и иконописная мастерская, но это другая история. Понятно, что это лишь моё предположение, но хочу показать ещё одну икону, близкую по манере исполнения. Эта икона находится в Музее истории религии в Санкт-Петербурге. К сожалению фотографировать со вспышкой в музее запрещено и поэтому фото у меня вышло таким, каким вышло. Также икона Спасителя и обращают внимание одинаковые приёмы шитья (формирование объема оде и мотивы венца и фона. Примечательно, что икона являлась подарком императору Александру I. Известно, что подарки Императорской семье делались очень многими, но не все из них попали в такие крупные и авторитетные музеи, как музей МИР.




А вот следующий оклад на икону Богоматери Феодоровской из Кирилло-Белозёрского музея изготовлен в конце 18 века.




Следующая икона более поздняя, изготовлена в конце 19 века, а возможно и в начале 20 века. Икона находится в частной коллекции в Музее русской иконы в Таллине.



Вот вкратце рассказал о золотном шитье окладов икон. 
Да, обратите внимание, что последняя  из представленных икон находится в оригинальном киоте. Именно наличие киота помогло сохраниться иконе в таком прекрасном виде.

Ваш, 
Ю. Мануйлов.

вторник, 17 марта 2020 г.


«Картина маслом»






Часто люди задаются вопросом как продать какой-то предмет искусства или старины и тут же возникает вопрос цены.
Люди слышали об огромных ценах на произведения искусства и порой, некоторые неискушенные владельцы «шедевров», соизмеряют свои желания с этими результатами. Они хотят получить миллион, правда этот миллион настолько абстрактен, что они даже не осознают миллион в какой валюте они желают получить. Ключевое слово здесь -  миллион.
Я порой, тоже предаюсь мечтам, но на склоне лет, я осознал, что просто не хочу продавать какие-то вещи. И мечтаю о том дне, когда я буду тихо отходить в мир иной, а на меня будут смотреть мои иконы, картины, книги. Я буду любоваться ими в последний раз, потом закрою глаза и умру. А торговля подчиняется каким-то своим законам. Расскажу, как вижу это я, и совсем не значит, что я применяю эти правила или считаю их верными. Просто они существуют, и кто-то ими пользуется.
1.      Ты не сможешь продать что-то тебе принадлежащее дороже чем это может продать профессионал. Доверься торговцу. Он и твой предмет продаст дороже и покупателя сможет убедить, что это лучшая покупка в его жизни и себя в обиде не оставит.
2.      Ты человек со средним доходом и средними запросами. Тебя окружают такие же люди. Задайся вопросом, кому из своих знакомых ты продашь «дорого» свою вещь. Людей с такими деньгами рядом нет и продать некому.
3.      Нормальное большинство не способно воспринимать правило, что сейчас покупают не картину, а имя автора. Если включить здравый смысл, то оказывается в таком приобретении его нет, этого самого смысла. Но таково еще одно правило современного бизнеса. Инвестируй деньги, а не смотри нравится тебе эта картина или нет. Хитрожопые дяди создают такие правила, которые выгодны именно им, а для всех остальных правило одно - делай как мы и ты будешь в шоколаде. Только вдруг откуда-то появляется кризис и все начинают понимать, что шоколада на всех не хватает.
4.      Хитрожопые дяди, на то и хитрожопы, что мыслят глобально. Они не просто продают картину, они доказывают всем остальным, что они благодетели и заботятся об всем обществе. Продавать нечего, все старое искусство находится в музеях и частных владениях. Значит его должно заместить современное искусств. Городам нужен поток туристов, музеям зрители, крупным аукционам – что продавать и на чем зарабатывать свой хлеб с маслом.  И вот здесь разворачивается эпическое полотно - «картина маслом». Назначаются будущие гении из своей среды, не без выгоды для хитрожопых и начинается гешефт со всеми его атрибутами  - выставки, аукционы, якобы продажи по очень высоким ценам, подключаются критики и конечно освещают и тиражируют «общественное» мнение свободные и неподкупные СМИ. И если внимательно вчитаться и приглядеться ко всему этому спектаклю, то замечаешь, что эстетика и культурная ценность полотна по сути вторичны. Конечно пресса упоминает об уникальной манере и загадке автора, но главное, на  каком аукционе куплено произведение, какова была продажная цена, кто ещё коллекционирует работы этого художника и сколько стоили полотна на предыдущих торгах. А вот об умении автора рисовать, строить композицию, находить баланс цвета и оттенков, передавать смыслы и тому подобные банальности как-то вскользь или вообще ничего.
5.       Помимо репутации и известности автора, а также его дилера, другим своеобразным «знаком качества», прибавляющим нули к цене произведения, становится продажа шедевра на знаменитых мировых аукционах (высшую ценовую надбавку к стоимости дает участие картины в торгах Christies и Sothebys).
6.       Важно и то, побывала ли картина у знаменитых и богатых коллекционеров или в экспозициях известных музеев — то есть, имеет ли музейную ценность. С учетом всего уместно говорить о том, что, приобретая современное произведение премиального ценового сегмента, коллекционер покупает не картину, а статус и это ключевое слово. Именно поэтому вы не сможете продать свою картину по хорошей для вас цене, потому как хитрожопым надо продавать своё, а вы отойдите в сторону. Вам на свободный рынок, где всему цена копейка. Между делом вам напомнят, что рынок всё регулирует и не должно быть обид. Все по - честному.
7.       Вот примерно такая получается «картина маслом».

Ваш,
Ю. Мануйлов.



Чтобы видеть сны золотые, надо иметь золотую душу. А в бедной душе откуда возьмется богатство грез? 

 Иван Ефремов. "Лезвие бритвы"





Это одна из первых икон, которую мне удалось купить. Вот уже более 40 лет она ведёт меня по жизни. Я привёз её с Каргополья из деревни Коровино, хотя написана она иконописцем не местным. Уже значительно позже, я узнал, что в тех краях работали иконописцы из Владимирской губернии.

На иконе изображены Ангел Хранитель и Иоанн Богослов. Иоанн Богослов - святой апостол и евангелист, любимый ученик Иисуса, почитался в народе наставником живописного иконного дела, чудом сделавший из простого пастуха гусей искусного иконописца, и потому в сказании о святых ему полагалась особая молитва об изучении иконного писания. В прописях и азбуковниках XVII века есть такие стихи:
Святой апостоле и евангелисте Иоанн Богослове!
На тайной вечере возлегший на перси Христове
Вразуми мя и научи добре писати,
Яко же оного гусаря, на песке образ твой изображати.
Присутствие на иконе изображения Ангела Хранителя, традиционно для ктиторских икон. Если предположение о заказном характере иконы верно, то скорее всего заказчиком иконы был некий Иоанн (Иван), небесным покровителем которого был святой Иоанн Богослов.

Любопытно написание слова ангел - “анггелъ”, т.е. соединение транслитерации греческого слова “aggelos” и русской формы “ангел”.  В средневековых текстах с их символическими надписями противопоставление форм ангели и аггели довольно часто связано с обозначением “светлых” и  “темных” ангелов.

Деревня Коровино, находилась на берегу реки Кены, вытекающей из Кенозера, и в своё время относилась к Першлахтинскому приходу. В самой дер. Коровино когда-то находился  Преображенский монастырь, основанный еще в XVI веке св. преподобным Пахомием, по преданию в монастыре хранились мощи святого. По рассказу прежнего владельца, икона, якобы происходила из этого монастыря. В начале XX века монастырь уже не числился в числе действующих, а Преображенская церковь была закрыта в 1930 году. Здесь же,  вниз по течению Кены (примерно в 15 км. от  дер. Коровино), находилась дер. Враниковская. Жители дер. Враниковской отмечали 8 мая престольный праздник Иоанна Богослова, поскольку в этой деревне была деревянная часовня во имя апостола Иоанна Богослова. На этот праздник в деревню приезжали люди со всех деревень Кенорецкой волости. Деревня Враниковская относилась к приходу  церкви Параскевы Пятницы в селе Лёшино (это в нескольких километрах от Враниковской, еще ниже по течению реки).  




Ваш,
Ю. Мануйлов