Кириловский мещанин Иван Алексеев Семеновский.
Но вначале хочу
рассказать о том, как формировались фамилии в России и о сложностях в
идентификации того ли иного персонажа.
Делопроизводство
в XVII веке допускало написание в хозяйственных
документах вместо полного имени мастера, запись только его имени и гражданской
принадлежности, чаще всего по месту проживания или происхождения. Поэтому
архивные документы донесли имена иконописцев вот в таком виде: "Андрюша
новгородец"; "Никита павловец" и т.п. Одновременно в XVII веке
существовала система присвоения фамилий по имени деда, впрочем, эта система во
многих местах, преимущественно сельских, просуществовала до начала XX века.
Например, некий человек Александр, имел отца Ивана и деда - Сергея. Тогда его
полное имя было: Александр Иванов сын Сергеев. Одновременно семья могла иметь
родовую фамилию, скажем Верещагин, но живя в условиях деревни, где Верещагиных
могло быть достаточно много, чаще применялась фамилия по имени деда. А формула
имени могла звучать так: Александр Иванов сын Сергеев Верещагин. Но очень часто
можно встретить записи имен и фамилий, в которых фамилия взята по имени отца,
без прибавления слова сын. Например, в переписных книгах Ярославля за 1646 год
приводятся имена попа церкви Казанской Богородицы в Ярославле Игнатия и его
детей “Фетка да Ивашко”, известные позже иконописцы: Федор и Иван Игнатьевы.
Эта двойственность записи фамилии и является часто причиной путаницы в
идентификации, в частности имен иконописцев. Приведу пример, как писал свое имя
знаменитый иконописец Симон Ушаков, в одном из своих автографов: “...сию икону спасову писалъ своею рукою
бренною пименъ федоровъ сынъ, по просванию пименъ ушаковъ”. Или на другой
иконе: "…писалъ зограф пимен федоров
сынъ зовомый симонъ ушаковъ".
Для первой
половины XIX века более привычным было написание
отчества без употребления слова сын, но и без использования окончания
"ич", например: Николай Иванов Громов. С середины столетия
использование отчества с окончанием на "ич" становится обычным даже в
крестьянской среде.
Менялась и
орфография, многие фамилии отличались от
существующих в настоящее время. Например, фамилия "Макарьев", обычная в записях XVIII в., в наше время, скорее пишется “Макаров”.
Часто встречаемые пропуски букв в словах
и сокращения, в том числе в именах и фамилиях - обычное явление для
орфографии XVII-XVIII веков.
Кроме
этого существовала древняя традиция присвоения прозвищ. Прозвище могло
напоминать о малой родине человека или его профессии. Например: “Ярославец”;
“Холмогорец”; “Кинешемец”; “Костромитин”; “Иконник”; Серебряник” и подобные.
Вот интересный
пример прозвища «Шуренга». Кольцова Татьяна Михайловна, заведущая отделом
древнерусского искусства Архангельского
областного художественного музея, в одной из своих работ приводит такой пример.
Собственно, впервые на это прозвище обратил внимание издатель Сийского
подлинника Н. В. Покровский. В записе на л. 289 с изображением Троицы: «Сей
образец иконника Васки Мамонтова Уваровых с Шуренги» и рядом продолжение
надписи, сделанное рукой архимандита Сийского монастыря Никодима, составителя
подлинника: «потом чернец Сийскаго монастыря иеромонах многогрешный и
архимандрит недостойный; прямое имя Никон». Далее Кольцова пишет, что «Отсюда
следует, что многочисленные записи на листах подлинника, содержащие имена
«Васьки Мамонтова иконника Уваровых, онежанина, по реклому (по прозванию)
Шуренги», «Васьки иконника каргопольца Уваровых», чернеца Никодима принадлежат
одному лицу — это иконописец Василий Мамонтов, по прозванию Шуренга, который
имел второе мирское имя — Никон, потом стал сначала монахом, а затем
архимандритом Сийского монастыря Никодимом (Покровский 1895-1898: 162— 163).
Прозвище «Шуренга» происходит от названия деревни в среднем течении реки Онеги,
родины иконописца».
Этот пример
показывает не просто праздный интерес исследователя, а возможность
идентифицировать конкретного мастера и сделать привязку к конкретным
произведениям.
Теперь вернемся к иконописцу Семеновскому. В Ярославском художественном музее хранится икона с образом Спаса Нерукотворного. В 2013 году вышел каталог собрания и эта икона была включена в него.
На нижнем поле иконы
имеется авторская подпись: «Писалъ иконописецъ Иванъ Семеновскiй».
Известен автор, дата, это замечательно, но неизвестно где работал этот мастер, сохранились ли другие работы этого иконописца.
Я более 30 лет занимаюсь систематизацией всего имеющегося материала по подписным иконам. Стал проверять свои материалы и обнаружил еще одну икону, точнее раму к иконе с Акафистом Пресвятой Богородице. Рама хранится в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике и выставлена на сайте этого музея.
И
вот на этой раме имеется также подпись и дата: «Писалъ сей святый образъ города
Кирилова мещанинъ Иванъ Алексеевъ Семеновский. 1780 году маia 8 дня.».
Из подписи на иконе мы узнаем, что мастер жил в городе
Кирилове, а также узнаем его имя по отцу. Благодаря такому везению появляется
возможность попытаться найти архивные материалы и сведения о жизни этого
иконописца. Многие архивные документы утрачены, но в ряде областей они
сохранились и Вологодская область дает надежду.
СЕМЁНОВСКИЙ Иван Алексеев. Иконописец, мещанин города
Кирилова. Рама с клеймами «Акафист Пресвятой
Богородице», 1780 г. из собрания Кирилло-Белозерского музея заповедника.
Размер: 125х95х3 см. Инв. номер: ДЖ-1166. (kirmuseum.org)
P.S. С появлением в интернете различных архивных документов, появилась возможность найти информацию по некоторым иконописцам. В частности, удалось найти упоминания о Иване Алексееве Семеновском и его семье.
Он упоминается в Исповедной ведомости церкви Введения Пресвятой Богородицы что
в Семеновской Солдатской слободе Ивановского сорока г. Москвы за 1798 год. «Кириловской
Мещанинъ Иванъ Алексіевъ Семеновской (46 лет) жена ево Анисья Петрова (43
года), сын их Тарасий (20 лет)» (ЦГА Москвы, фонд №203, опись №747, дело №721, стр. 385).
В
1799 году упоминается его сын Тарасий Иванов Семеновской (ЦГА Москвы, фонд №203, опись №745, дело №118,
стр. 202).
Таким образом можно высчитать год рождения мастера, это 1752 год и становится понятно, что по крайней мере, в эти годы, он жил и работал в Москве.
Ваш,
Ю.Мануйлов.

.png)





.png)
.png)
Комментариев нет:
Отправить комментарий