Обо мне

Моя фотография
В своей жизни мне довелось заниматься очень многими вещами, но судьба так распорядилась, что икона стала главным делом и смыслом моего существования. Первую половину жизни я занимался изучением этой проблемы, копил материал, нащупывал методы познания, вторая половина жизни была посвящена реализации своих знаний, систематизации накопленного материала. Теперь настало время поделиться всем этим с заинтересованными людьми.

пятница, 10 декабря 2021 г.

 Виктор Белослюдов - художник, иконописец, коллекционер




Занимаясь изучением русской иконы, я каждый раз погружаюсь в историю не просто страны, родов, отдельных людей, я открываю для себя новые имена. Открываются ранее неизвестные связи между событиями и людьми. Три дня назад на форуме большого и интересного сайта "Христианство в искусстве" некто с ником Biden выставил для обсуждения фотографию иконы Богоматери Владимирской. Икона заинтересовала и не только меня, я поместил фотографию в архив и стал ждать дополнительной информации. 



Через два дня появилась фотография оборотной стороны. 



Интрига получила неожиданное продолжение. На оборотной стороне оказалась подпись малоизвестного художника из Семипалатинска, Виктора Белослюдова (1883-1916). Он умер совсем молодым, в возрасте Иисуса Христа в 33 года. Нашел дневник Виктора Николаевича, спасибо интернету. Дневник охватывает очень короткий период его жизни, но позволяет прочувствовать душу художника, его переживания. В дневниковых записях встретил фамилию иконописца из Мстеры, работавшего в Москве, Николая Прокопьевича Клыкова. Из текста непонятно в каких отношениях были студент Белослюдов и иконописец Клыков. Известно, что Клыков какое-то время преподавал в Строгановском училище. Белослюдов пишет: "Я нуждаюсь в деньгах. Нужно заплатить Н.П. Клыкову за икону 16 рублей и где я их возьму?". Уже немного позже он же пишет, что ему удалось скопить 18 рублей и он собирался поехать в Семипалатинск. Из его же дневника узнаем, что он выполнял какие-то работы для Великой княгини Елизаветы Федоровны, посредником выступал директор училища.

Приведу для иллюстрации одну из икон письма Н.П. Клыкова.


 

А вот еще, выдержки из статьи научного работника музея в Семипалатинске И. Халитовой. "После окончания гимназии в Семипалатинске Виктор Николаевич Белослюдов учился в Императорском Строгановском Центральном художественно-промышленном училище в Москве, где его учителями были С. Иванов, Н. Андреев, К. Первухин. Во время учебы он принял участие в увеличении рисунка В. Васнецова «Георгий Победоносец» для украшения фронтона Третьяковской галереи".

"По приглашению художника К. Степанова В. Белослюдов принимал участие в росписи Чудова монастыря". 



"В 1906 году после окончания учебы молодой живописец вернулся в Семипалатинск".

Халитова пишет, что вернувшись после учебы в Семипалатинск молодой художник открыл художественную студию, занимался организацией художественных выставок. Сохранились каталоги, составленные В. Белослюдовым в 1909 и 1913 годах.

Интересно, что вместе с своими братьями Виктор Николаевич собирал фольклор, старинные музыкальные инструменты, ценные книги, произведения изобразительного искусства. Братьями Белослюдовыми в городе был открыт музей и собранные братьями экспонаты стали основой этого музея.

Мною использованы материалы подготовленные научным сотрудником музея И.Халитовой. https://youtu.be/NsVisEnleOg

В статье упоминается участие художника в росписях Чудова монастыря. В октябре 1917 года, во вре­мя бо­ёв за Мо­с­ков­ский Кремль, Чудов монастырь был об­стре­лян. В 1919 оби­тель за­кры­ли, а уже в декабре 1929 года был взо­рван со­бор, к 1932 сне­сён весь мо­на­стыр­ский ком­плекс. История эта трагична, мнением реставраторов и специалистов пренебрегли, собор был взорван, это произошло так неожиданно, что погибли даже обмеры, демонтированные фрагменты фресок, делавшиеся реставраторами. Не­ко­то­рые ико­ны и фраг­мен­ты рос­пи­сей из хра­мов Чудова монастыря и пред­ме­ты цер­ков­ной ут­ва­ри из его риз­ни­цы все же уцелели и хра­нят­ся в музеях Мо­с­ков­ско­го Крем­ля, Треть­я­ков­ской га­ле­рее и Цен­траль­ном му­зее древ­не­рус­ской куль­ту­ры и ис­кус­ст­ва. Как знать, возможно, кроме показанной мною иконы, сохранилось еще что-то из работ Виктора Белослюдова.



Ваш,

Ю. Мануйлов

Комментариев нет:

Отправить комментарий