Обо мне

Моя фотография
В своей жизни мне довелось заниматься очень многими вещами, но судьба так распорядилась, что икона стала главным делом и смыслом моего существования. Первую половину жизни я занимался изучением этой проблемы, копил материал, нащупывал методы познания, вторая половина жизни была посвящена реализации своих знаний, систематизации накопленного материала. Теперь настало время поделиться всем этим с заинтересованными людьми.

суббота, 6 января 2024 г.

 Виленская, Килемская, Мишковская - образы Богоматери




Я не могу похвастаться своими знаниями в иконографии. Невозможно охватить необъятное. Я всегда считал, что если столкнусь с какой-то неизвестной мне иконографией, то я просто стану изучать этот конкретный предмет.

Несколько лет назад в Дюссельдорфе на аукционе Hargesheimer была в продаже икона с образом Богоматери, названная Виленская. Видимо, на тот момент у меня не было свободного времени, что бы разобраться, что есть что, но теперь пришло время.


Икона с аукциона примечательна не только интересной иконографией, но и тем, что она датирована 1824 годом и указан иконописец, некто Артемий Сорокин.

На нижнем поле в центре надпись: «Сiя святая икона изображена въ лето ЗТЛВ (7332) е  / мiроздания рождества Хрстова АКД (1824) Д. Артемiем / Сарокинымъ».  Размер 46х38 см. На икону значительно позже был изготовлен в Петербурге серебряный оклад, клейма на окладе подсказывают время изготовления оклада - 1896 -1908 гг. 

См. фото





Недавние мои поиски иконописца с именем Артемий Сорокин привели к находке. На сайте Петербургского антикварного магазина нашлась прорись или попросту, рисунок к иконе. Скорее всего он выполнен уже с известной нам иконы, так как имеется надпись почти дословно повторяющая надпись на иконе, а в нижнем правом углу рисунка имеется помета, что рисунок сделан 15 февраля 1835 года, т.е. через 11 лет после написания конкретной иконы. На рисунке имеется надпись с названием иконы и здесь четко читается Килемская. 



Внизу в центре надпись: «Сiя святая икона изображена / въ лето   рождества Хрстова 1824 / Д. Артемiемъ  Сарокинымъ». Справа внизу у самого среза бумаги надпись: «снято 15 февр. 1835». 

Размер рисунка близок к размеру иконы: 44х36 см. 

См. фото



И так образ Килемской Богоматери. Иконы с таким названием нет в церковном календаре. 

С образом Богоматери Виленской, того образа который помещен мною в оглавление поста, как мы видим, нет ничего общего, но я вспомнил, что в коллекции В. Бондаренко была икона, называемая Виленская (ростовая) и в чем-то действительно похожая на нашу. Здесь есть держава, жезл, корона на голове Богоматери и не только. 



Вроде бы и надпись на иконе "Виленская", но меня смущает реставрированное золото по фону и нельзя быть уверенным, что надпись сохранилась оригинальная, а не сделана при реставрации.

Что же, зато имена Виленская - Килемская очень похожи.

 Есть еще одна икона, которая также очень близка к изучаемой, это местночтимый образ Мишковской Богоматери. Свое имя образ получил от названия села Мишковка Стародубского уезда Черниговской губернии. Время прославления этой иконы приходилось на вторую треть XVII века

Образ можно увидеть на фототипии начала XX века.


 Вот еще один образ Мишковской, написанный иконописцем Тимофеем Ипатовым в 1777 году. Икона упоминается М.К. Каргером и находится в ГРМ, а ранее она была в коллекции Н.П.Лихачева. На иконе подпись черной краской по нижнему полю: «истеное iзображенiе чудотворнаго образа пртыя бцы что оутроiцы напстыни: писалъ сей образъ полотня[ной] iпарусной фабрики содержателя григоря iваныча сна щепочкина ево сопственой фабришной iконописецъ тимофей iпатовъ: 1777 году мца февраля 15». Размер: 74х58,5х3 см (Каргер, с. 121, 136; Биобибл. словарь, т. 4, с.537).

 Здесь изображение зеркальное, впрочем, такая ошибка встречается довольно часто. В надписи есть еще одна интересная деталь, обратившая мое внимание. Икона написана 15 февраля и на рисунке та же дата 15 февраля. Это может быть и простым совпадением. Я посмотрел какие иконы празднуются в этот день, оказывается 15 февраля празднуются иконы Виленская (принесение в Вильно в 1495 году)


Здесь мы видим в руке младенца Иисуса Христа розу, её нет на иконе так называемой Килемской, но в целом это наиболее близкий вариант иконографии. 

Действительно ли существовала икона Богоматери называемая Килемской, ответа на этот вопрос пока нет. Понятно, что  иконография довольно поздняя и корнями своими уходит в западно-европейскую иконографию. Возможно в качестве протографа была взята европейская гравюра, а возможно и не одна, и на местной почве произросло совсем иное произведение.

Есть еще непонятный для меня момент, перед именем иконописца в надписи на иконе и затем повторенное в рисунке с иконы есть буква "Д". Это сокращение мне непонятно. Могли написать И - иконописец, М - мастер или мещанин, З- зограф, Х - художник. Вопросы остаются и надо искать ответы на них.

Ваш,

Ю.Мануйлов.


среда, 29 ноября 2023 г.

 Анна Алексеевна Орлова и тверские иконописцы. 

Часть 2.

 


Иконописец А.И. Глазковский (род. в 1813 г.), выходец из Твери. Сын Ивана Прохорова (или со слов Ж. Белик - Порфирьевич) Глазковского (Гурьева). Иконописи учился у своего отца. В 1833 году переехал в Новгород и почти всю свою жизнь проработал в Юрьевском монастыре и умер там же. Крупные заказы требовали большого количества иконописцев и без помощников в мастерской было не обойтись. Была своя мастерская и у Глазковского. Из воспоминаний Ивана Арефьева, записанных уже известным нам Василием Ильичем Некрасовым, известно, что многие иконописцы проходили обучение в Твери у его отца Ивана Прохорова, а затем отправлялись в Юрьевский монастырь, где продолжали обучаться мастерству иконописи и работали в мастерской.

 Архимандритом Юрьевского монастыря в это время был Фотий (Петр Никитич Спасский). Его личность и сам Юрьевский монастырь оказались тесно связаны с Анной Алексеевной Орловой-Чесменской, дочерью фаворита Императрицы Екатерины Второй, графа Алексея Орлова. 24 летняя Анна была надломлена смертью своего отца и всю свою энергию и огромные средства направила на благотворительность.

Во время Отечественной войны 1812 года графиня стала одной из крупных благотворительниц для московского ополчения.

 Особую набожность графини молва приписывает тому, что она пыталась замолить грех отца, за его участие в убийстве Императора Павла I в Ропше. Она отправляется в паломничество - вначале в Киево-Печерскую лавру, а затем в Ростов в Спасо-Яковлевский монастырь. Там она знакомится с гробовым старцем Амфилохием (Андрей Яковлев). Он стал её духовным отцом. Ежегодно до самой смерти старца в 1824 году, на время Великого поста Анна Алексеевна приезжала к нему в монастырь, говела, а затем праздновала Пасху. Кстати, Андрей Яковлев был искусным иконописцем и  одним из тех, кто при Императрице Екатерине II расписывал собор Успения Богоматери в Москве.

Видимо, под влияние старца Амфилохия формировалось её религиозное мировоззрение. Но  несмотря на свою религиозность, графиня Анна не оставила свет. В 1817 году она была пожалована в камер-фрейлины, император Александр I подарил ей портрет императрицы Елизаветы Алексеевны, а во время коронации Николая I она получила знаки ордена Святой Екатерины меньшего креста; в 1828 году Анна Орлова сопровождала императрицу Александру Фёдоровну в её путешествии по России и за границей. Императрица была весьма расположена к ней с самого своего приезда в Россию.

Она знакомится с Фотием и благодаря её протекции он получает сан архимандрита и назначается настоятелем новгородского Юрьева монастыря.

 Графиня Орлова купила рядом с Юрьевым монастырем, в Витославицах, большой участок земли и обустраивает там свою усадьбу. Это обстоятельство стало определяющим в её судьбе и судьбе монастыря. 

Теперь деньги Орловой направляются в Новгород. А через некоторое время туда перебирается и сама благотворительница. К тому времени уже не Амфилохий, а Фотий становится ее духовником, и они вместе восстанавливают Юрьев монастырь. Средств на благотворительность Анна Алексеевна не жалела. 

В конце 1970-х годов я был в Новгороде, в Юрьевом монастыре, в Витославицах, где уже тогда был музей зодчества под открытым небом. Увы, в Георгиевском соборе 12 века были лишь голые стены, с черно-белыми фотографиями былого богатства, и на импровизированном аналое стола репродукция иконы "Ангел златые власы".

Благодаря огромным деньгам, которые графиня жертвовала монастырю, в считанные годы там были построены Спасский собор, западный корпус с церковью Всех Святых, восточный, он же Орловский корпус с кельями, северный корпус с храмом Воздвижения Креста и южный, с церковью иконы Божией Матери Неопалимая Купина, церковь Архангела Михаила. А новая монастырская колокольня была выстроена по проекту самого Карла Росси.

Храм без икон ничто, вот здесь и пригодился талант тверских иконописцев, работавших под руководством Александра Глазковского.

Мастера Глазковского пишут иконы для вновь строящихся храмов и для подарков высоким особам. Искусствовед из Государственного Эрмитажа Анна Иванникова пишет об  иконе из собрания Эрмитажа, письма А. Глазковского, датированной 1833 годом и предназначавшейся для подарка Николаю I. Она отмечает высокое мастерство мастера и указывает на возможное влияние на Глазковского творчества Владимира Лукича Боровиковского.  (Иванникова А.П. Иконописец Александр Глазковский и образ «Собор Архистратига Михаила» 1833 года // Ярославский художественный музей XXIII Научные чтения). Впрочем, и в работах мастерской Пешехоновых, личное писалось в манере Боровиковского.


 Икона «Собор Архистратига Михаила», 1833 г. ГЭ, инв. № ЭРЖ-2555.  Размер: 90х 68,5 х 3,3 см. 

На обороте этой иконы имеется надпись "написана икона святая по благословения отца Архимандрита Фотия АОт ЛГ года Марта КЕ дня"




Анна Иванникова обратила внимание на икону в тем же сюжетом в музее в Коломенском и с аналогичной надписью. Сравнив эти две иконы, пришла к выводу, что и эта икона также принадлежит кисти Александра Глазковского. 

Обратите внимание, что при одинаковом сюжете, икона из Коломенского значительно меньше по размеру, иконы из Эрмитажа.

Собор Архангела Михаила. 1833 г. Размер: 36х30 см.


Надпись на иконе.

Фрагмент иконы.

Сохранилась переписка Фотия с графиней Орловой, которая опубликована в журнале "Русская старина". Фотий болел, но однако на вопрос Анны Алексеевны об иконописце Александре, Фотий написал подробное письмо. В письме он писал, что иконописец затеял гадание на женитьбу. И буквально сразу с ним произошло происшествие, которое очень его насторожило и он понял, что им крутят бесы. О своем происшествии иконописец поведал Фотию. Но самое важное, что из переписки можно понять отношение самой Анны Алексеевны и архимандрита к иконописцу. Из письма понятно, что он работал уже более пять лет, был ценим как Анной Алексеевной, так и Фотием. Глазковский писал иконы как по заказам Фотия и графини, так и для подарков "царской фамилии", а еще "писал иконы патриарху в Александрию и Египет".  (Слезскинский А.Фотий и графиня А. Орлова.  Чесменская // Русская старина. 1903. Т. CXVI . Вып. 10. С. 162.)

1.     Об этой работе я уже написал немного в предыдущем посте и разместил эту фотографию. 


А сейчас размещу фотографию оборотной стороны.


ух "Дух Благовония и Кадила Приносящего Жертвы Святому Богу» (это фрагмент иконы Неопалимая Купина).  Внизу на золоченой лузге нацарапанная надпись: "Писал Тверской Иконописец Александр Глазковский АѾЛ (1830) год". Размер: 36 х 30,1 х 3 см. На обороте дарственная надпись: «Благословение святейшимъ // отцем с. А.Ф. // (нареченному сыну) I. А. // 14 марта 1836 года»В надписи скорее всего упоминается Архимандрит Фотий.  В центре доски розовой краской нанесен инвентарный номер «Д. 9». Более ранний номер «N 571 Д» зачеркнут. Ниже «Доп. 9», еще ниже буква  «Д». 

2.      


Из работы В.И. Некрасова мы также узнаем, что мастерами А.Глазковского были расписаны склеп, где погребены арх. Фотий и графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская. 

Архимандритом Фотием в свое время была написана небольшая работа, посвященная его рассуждениям о проблемах качества иконописи, моральных качествах иконописца, о продаже икон, о необходимости освидетельствования иконописцев. Фотий сетует на низкое качество работ многих современных ему мастеров иконописи и видимо  поэтому к мастерам Глазковского был приставлен художник, который исправлял рисунки и следил за работами; но производил он работы исключительно при помощи иконописцев тверяков; так, например, у него работали: Мих. Ив. Усов, Ив. Никифоров Чистяков, Вас. Ив. Культепин, Максим Ив. Культепин, Вас. Ив. Немчинов и другие. (Некрасов. Тверские иконописцы. 1905. С. 12, 13).

Но об этом в следующем посте.

Ваш,

Ю.Мануйлов.


вторник, 28 ноября 2023 г.

 Василий Ильич Некрасов и тверские иконописцы.

Часть I.



Давным-давно, более 20 лет назад я в свободное время шел в читальный зал библиотеки, брал подшивки с епархиальными ведомостями и часами листал пожелтевшие страницы, выискивая информацию, касающуюся деятельности иконописцев. В те не столь уж далекие времена русский интернет представлял из себя полупустыню и редкими островками информации. Сейчас все стало значительно лучше, информации много, правда не всегда она достоверна, и здесь может помочь только твой наработанный опыт. Я давно планировал вновь обратиться к епархиальным ведомостям, как к источнику информации о русской иконописи и здесь набрел на отсканированные материалы. Имея материал в электронном виде задача поиска упрощается на несколько порядков. Набрал нужное слово или фамилию, и поисковик выдает тебе ссылки. Буквально за пару недель я нашел несколько незнакомых мне ранее имен иконописцев, нашел материалы дополняющие уже имеющиеся сведения о деятельности определенных лиц. А далее начинается анализ полученного нового материала, сверка его со старым, образуются новые перекрестные линии, связывающие разных людей.

Специалисты хорошо знакомы с работой тверского священника, служившего в знаменитой в Твери Бело-Троицкой церкви, Василия Ильича Некрасова (1868 - ок. 1935). Он заведовал Тверским епархиальным Древлехранилищем и вел учет поступавших предметов и описание всех имеющихся древностей. Не знаю обстоятельств знакомства отца Василия Некрасова с последним тверским иконописцем Иваном Филимоновичем Арефьевым, но благодаря этому знакомству и интереса отца Василия к местному иконописанию, появилась на свет небольшая книжка, изданная в 1905 году и являющаяся в настоящее время единственным пособием для человека, начинающего заниматься историей тверской иконописи.


Иван Филимонович Арефьев сам был иконописцем, учился у местных тверских иконописцев и за свою жизнь поработал у многих владельцев иконописных мастерских, в том числе и в мастерской Пешехоновых. Благодаря этому обстоятельству он хорошо знал многих мастеров лично, знал их манеру письма, мог указать где находятся работы того или иного мастера. Собственно, эту информацию и передал в своей книжке В.И.Некрасов.

Вот такая информацию есть в тверских епархиальных ведомостях за 1905 год, вып. 1. «выслушано сообщеніе члена Комитета свящ. В, И. Некрасова о мѣстномъ художникѣ И. Ф. Арефьевѣ, (+ 1904 г.), при чемъ демонстрированы были пожертвованныя сыномъ этого художника, преподавателемъ Тверского епарх. жен. училища М. И Арефьевымъ, старинныя иконы, бывшія у его отца, изъ коихъ нѣкоторыя написаны имъ.».

От себя добавлю, что А.Ф. Арефьев был не только иконописцем, но и коллекционером старины. В Тверском епархиальном Древлехранилище когда-то хранились два складня 17 века из коллекции Арефьева. Нашлась и одна икона, с подписью Ивана Арефьева. В 2019 году она продавалась на аукционе в Москве. В предпродажном описании была информация об иконе, но не было сказано ни слова о самом иконописце. И причина ясна, о нем просто нет доступной информации.


Икона "Св. Арсений епископ Тверской и св. князь Михаил Тверской", иконописец Иван Ф. Арефьев , 1889 год.  Размер: 31 х 26 см. 

 В.И. Некрасов приводит достаточно много фамилий местных иконописцев. Некоторые имена сейчас широко известны, например фамилия иконописцев Пешехоновых, перебравшихся в Петербург и оставившие яркий след в церковном искусстве средины 19 века.

Основателем династии иконописцев Пешехоновых был Самсон Федорович Пешехонов, он учился в Москве в Знаменской школе Сапожникова (надеюсь я когда-то напишу о Сапожниковых). Интересное наблюдение -  епархиальные ведомости очень часто упоминают фамилию Пешехонова или Пошехонова, но в каждом упоминании есть либо фамилия либо имя Иван Пешехонов. Там же сообщается, что Иван Пешехонов старообрядец "беглопоповского толка" и видимо достаточно авторитетный человек в конце 18 века. Принадлежал ли он к этой семье или нет, вопрос. Как и вопрос почему упоминается Иван Федорович, и нет упоминаний о Самсоне Федоровиче и его сыновьях и внуках.

Приведу несколько примеров икон, написанных в мастерской Пешехоновых.


Икона работы Ивана Самсоновича Пешехонова, датированная 1827 годом. в собрании музея им. А.Рублева (ЦМиАР).


В отличии от показанной работы Ивана Самсоновича, которая еще очень тверская, в иконе следующей из собрания Эрмитажа уже виден знаменитый пешехоновский стиль.

Эта икона написана Макаром Самсоновичем Пешехоновым, а датирована 1855 годом. (ГЭ).





Икона "Сретение Господне", 1872 г. была написана для иконостаса церкви во имя апостолов Петра и Павла Валаамского монастыря, а находится икона в музее Православной Культуры и Искусства в Куопио (Финляндия).


Для тех кто заинтересуется творчеством этой мастерской, рекомендую книгу Ж.Г.Белик "Иконописное наследие мастерской Пешехоновых", М. "Индрик", 2011.

В мастерской Пешехоновых работали многие иконописцы из Твери. На днях в Германии  продавалась икона иконописца Шармонова, работавшего в этой мастерской. Интересно, что Пешехоновы разрешали своим мастерам оставлять подписи на иконах, благодаря чему мы больше узнаем о самой мастерской и о деятельности ее замечательных мастеров. 

Икона письма С.Е. Шармонова. 1853 г. 


Шармонов (Шарманов) Семён Ефремович (род. до 1832 г. – умер после 1875 г.). Считается одним из лучших мастеров в мастерской. Жил «на Конной близ Невского монастыря в д. Большакова, квартира N 12». Выполнял заказы для Императрицы Марии Александровны, в частности Наталья Плаксина приводит информацию: «В декабре 1860 г. Шармонову были выплачены 15 руб. серебром за написание образа Спасителя. Подробнее о иконописце Шармонове смотрите в книге: Плаксина Н.Е. Иконописцы и иконостасные мастера в Коми крае (XVII – начало XX века). Сыктывкар. 2010. С. 121-123. 

В одном из своих предыдущих постов, я подробно писал о иконописце М.Иудине, также работавшем в этой мастерской.
 Учеником Самсона Федоровича был иконописец Михаил Емельянов Сухарев. У Михаила Сухарева было два сына иконописца и В.И. Некрасов со слов Арефьева упоминает о нескольких учениках, среди них и сам Иван Арефьев.
У меня в архивве есть несколько фотографий икон самого Михаила Емельянова, но они плохо качества и мало что скажут о почерке иконописца. Я покажу одну икону письма его сына Матвея Михайлова Сухарева, датированную 1847 годом.
 

В частном собрании в Киеве хранится икона написанная вторым сыном Семеном Михайловичем Сухаревым и датированная 1839 годом. Замечательная икона!


Среди знаменитых иконописцев из Твери, Некрасов пишет об иконописце Александре Глазковском. 

Икона «Дух Благовония и Кадила Приносящего Жертвы Святому Богу»  его письма, датированная 1830 г. в частном собрании.


Известно по меньшей мере 4 иконы с его подписью. О двух их них есть статьи Ж. Белик и Анны Иванниковой. 

О Глазковском я сделаю отдельный пост, поскольку его деятельность связана с мастерской Юрьева монастыря близ Новгорода и с такими личностями, как Архимандрит Юрьева монастыря Фотий и графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская.

На этом я остановлюсь, ждите продолжения рассказа.


Ваш,

Ю.Мануйлов

понедельник, 27 ноября 2023 г.

 Старообрядческий иконописец Тимофей Васильевич Юркин.




Юркин Тимофей Васильевич (род. в 1842 г., уп. в 1883, 1885, 1889, 1893)

Иконописец, старообрядец белокриницкого согласия.  Родом из Подмосковного региона, заселенного старообрядцами и называемого Гуслицы, а конкретно из деревни Гора. 

В 1870-1871 гг. отсутствовал по основному месту жительства в течении 6 месяцев, предполагают, что он ездил в поисках места куда можно переселиться. Из документов подворной переписи населения начала 1870 годов он упоминается, а в статистических ведомостях за 1883 год он уже не числился жителем деревни Гора. Вот где-то в этом промежутке он с женой и семья брата с супругой переехали в Миасс (сейчас это город в Челябинской области). (Георгиев В. Ревнители древнего благочестия. URL: https://miass-hram.ru/ index.php/stranitsy-istorii-i-kultury/87- revnitelidrevnegoblagochestiya (дата обращения: 04.10.2019). 

В Миассе имел небольшую иконописную мастерскую, в которой работало до трех человек. Жена иконописца — Феодосья Владимировна Юркина — была образованной, начитанной, содержала школу для детей старообрядцев и проводила в ней занятия.

Брат Василий Юркин занимался торговлей и видимо вполне успешно. Сохранились два дома принадлежащих семье купца В. Юркина.

фото дома Юркиных в Миассе.

Тимофей Юркин видимо выезжал для выполнения каких-то заказов в другие города страны. Это обычная практика для старообрядческих иконописцев. Упоминание о работе иконописца в Астрахани приведено в работе А. Маркова. (А. Марков. Астраханские иконописцы. ВОЛГА № 159 (24272) 25 Октября 2002 года, ссылка на статью Астраханского искусствоведа Натальи Шевченко  “Иконопись в Астрахани”).


Упоминание о деятельности иконописца сохранилось в Оренбургских епархиальных ведомостях. Работы мастерской Юркина в Миассе не всегда устраивали местное церковное начальство. 


«Въ Міасскомъ заводѣ проживаютъ два (недавно было и три) раскольника - иконописца, изъ которыхъ одинъ, Юркинъ (гуслякъ), имѣетъ мастерскую, украшенную вывѣскою съ изображеніемъ на оной Нерукотворнаго Спаса. За отсутствіемъ православныхъ иконописцевъ, большинство православныхъ христіанъ дѣлаютъ заказы иконъ въ мастерской Ю- на и К?, оказывающихъ своею кистью изрядную услугу расколу. Въ домахъ православныхъ міассцевъ очень рѣдко можно увидѣть икону Спасителя въ чисто православномъ духѣ. Почти совершенно вытѣснивъ икону Спасителя съ правильнымъ именословнымъ перстосложеніемъ, иконописцы - раскольники нынѣ усиленно стараются распространить икону «Утолимая» (Утоли моя печали), на которой Богоматерь изображена молящеюся двуперстно (таковую препровождаю въ редакцію «Ор. Еп. Вѣд"). Не довольствуясь писаніемъ новыхъ, иконописцы, ничтоже сумняся, принялись и за передѣлку иконъ старыхъ на новый ладъ, и «Утолимая» появилась въ домахъ православныхъ.


В качестве примера покажу вам икону из частного собрания, которая наиболее  близка к работам Юркина.



Икона "Утоли моя печали", середины 19 века, размер: 18 х 15,6 см. 

Читая далее, можно понять претензии некоторых представителей официальной церкви, особенно в провинции, к деятельности старообрядческих иконописцев.  

Услыша отъ священниковъ о неправильности въ «Утолимой», православные стали-было возвращать иконописцамъ иконы, прося исправить «ручку Владычицы»; но раскольники-иконописцы, гордые сознаніемъ своей абсолютной непогрѣшимости, самихъ православныхъ, вкупѣ съ ихъ пастырями, обозвали невѣждами и тиранами, «воздвизающими гоненіе на двуперстіе, по внушенію лукаваго».

Для прекращенія нелѣпыхъ слуховъ о «вытравленіи истаго креста (двуперстія)» на иконахъ, для уясненія истины иконописцы были приглашены на внѣбогослужебную бесѣду въ мѣстный правосливный храмъ. С 19 числа минувшаго Марта явилась на бесѣду отъ лица раскольниковъ жена вышепомянутаго  Ю - на, фанатичная австрійка и учительница раскольничьихъ дѣтей 1) и заявила голословно, что «Утолимая- пишется съ древнихъ снимковъ (какихъ - неизвѣстно), заключающихся яко бы въ «древнихъ прологахъ», и что-де такихъ иконъ на Руси-тысячи и что- самъ Государь Императоръ ими не гнушается и принимаетъ подносимыя старообрядцами иконы, «бракуемыя міасскими попами» и проч. На разглагольствованія защитницы раскольничьей недобросовѣстности въ поддѣлкѣ иконъ я возразилъ, что древность не знала «Утолимой», на которой бы изображалась Богоматерь молящеюся тѣмъ или другимъ перстосложеніемъ, тѣмъ паче двуперстіемъ, иначе бы Стоглавый соборъ или поморскіе отвѣты не преминули бы сослаться на таковыя иконы; очевидно, это -позднѣйшее самоизмышленіе иконныхъ мастеровъ, нарушившихъ слѣдующее повелѣніе Стоглава: «чтобы гораздые иконники и <ихъ ученики писали съ древнихъ образцовъ» (гдѣ же образецъ «Утолимой» съ двуперстіемъ?) «а самосмышленіемъ бы и своими догадками божества не описывали; а которые иконники неучи по се время писали... самовольствомъ и самоловкою и не по «образу... тѣхъ положити въ запрещеніе... и имъ впредь отъ такого дѣла престати» (Стогл., гл. 43). По истинѣ же, Богоматерь на иконѣ «Утоли моя печали» должна изображатъся съ главою, склоненною просто на длань десницы, прижатой безъ всякаго перстосложенія къ щекѣ лика Маріи Дѣвы, какъ и есть на имѣющейся въ міасской церкви иконѣ, (изданія метахромотитіи Ракочій и К?). Древняя чудотворная икона «Утоли моя печали» находится въ Москвѣ въ церкви Николая Чудотворца, что на Пупышахъ («Слава Богоматери». ч. З, s 25). Но раскольница съ упорствомъ прибѣгла къ казуистикѣ: «Крестъ 1) не грѣшно изображать, гдѣ угодно, 2). и что они писали и будутъ писать «Утолимую» по этому (2) образцу, въ чемъ ихъ никто отянинуту» (Оренбургские епархиальные ведомости. Оренбург, 1873–1917, 1889, выпуск № 17, с. 440).

 Как всегда подписных икон выявлено мало и придется пока довольствоваться этим малым, и так:

в собрании Государственного Эрмитажа хранится икона «Богоматерь Умягчение злых сердец (Семистрельная)», 1885. (Инв. ЭРЖ-3065. Размер: 13,6×12×2,2 см.)


 На нижнем поле надпись в одну строку, в которой дата дана от сотворения мира
: «написан стый образъ влето ЗТЧЗ (7397-1885) года ..... тимофей юркинъ»

Следующая икона когда-то была в частной коллекции в Германии и  информацию о ней в 2003 году  мне предоставил немецкий коллекционер и исследователь русской иконы Курт Эберхард. В марте 2022 года икона была выставлена на продажу на аукционе Мёниуса, зарегистрированном в Швейцарии.

 Икона Богоматерь «Всех скорбящих радости», 1883 г. Лот. 208. Размер:26,5х22 см. 


На нижнем поле справа у опуши надпись в одну строку: «написася сiя стая икона влета ЗУА (7401- 1893)».



3.       В 2021 году на аукционе Харгесхаймер в Германии продавалась икона «Господь Вседержитель», 1893 г. На нижнем поле иконы имеется надпись: «Написася сiя стая икона влѣта /ЗТЧѲ (7399-1893) года писалъ тимоѲей юркинъ». Фотография в начале этой статьи.

А это фото подписи.


Обратите внимание на орнамент по лузге. Такой орнамент обычно связывают в работами выполненными в Сызрани. Но как видим, не только там мог появиться этот мотив, и относя ту или иною икону к какому-то иконописному центру или автору, нельзя ориентироваться на один признак, даже если он действительно присущ этой мастерской или иконописцу. Все же надо подходить в вопросах атрибуции более широко и учитывать целый комплекс признаков и стилистику памятника.


А вот это упоминание о подписной иконе Юркина обнаружил на сайте Общественного фонда Южного Урала. 

4.       «В наши дни на Машгородке (один из районов Миасса) живет Любовь Павловна Никулина, у которой хранится икона, подписанная самим Тимофеем Юркиным.» (с сайта «Общественный фонд Южный Урал». Памятники архитектуры. Дом торговцев Юркиных. https://pik174.ru/catalog/pamyatniki-arkhitektury/dom-torgovtsev-yurkinykh-chelyabinskaya-oblast-g-miass-ul-pushkina-26/)


Ваш,

Ю. Мануйлов.