Обо мне

Моя фотография
В своей жизни мне довелось заниматься очень многими вещами, но судьба так распорядилась, что икона стала главным делом и смыслом моего существования. Первую половину жизни я занимался изучением этой проблемы, копил материал, нащупывал методы познания, вторая половина жизни была посвящена реализации своих знаний, систематизации накопленного материала. Теперь настало время поделиться всем этим с заинтересованными людьми.

вторник, 8 ноября 2022 г.

 О фабриканте Н.В. Немирове-Колодкине.






Как-то искал информацию об иконописце И.В. Немирове жившем в с. Кимры Тверской губернии. О нём известно только то, что у него в 1891-1905 годы учился и работал иконописец Ф.А. Каликин (Биобибл. словарь, т. 4, кн. 2, с. 75). Нашлись сведения о других однофамильцах. В Государственном Русском музее хранится прорись с иконы XV-XVI веков "Святой князь Владимир (?)" с владельческой подписью на оборотной стороне листа: "С.р.Немиров" (Сей рисунок Немирова). А в Москве в 1901 году существовала иконописная мастерская, владельцем которой был Немиров Василий Егорович. Мастерская находилась в Мещанской части, Красносельский в доме Яковлева (Вся Москва за 1901 г., с. 1221). И конечно, широко известно имя московского фабриканта Н.В. Немирова-Колодкина. Почитал о его жизни и деятельности и посчитал, что хорошо бы и моих читателей познакомить с жизнью этого замечательного человека и показать предметы, изготовленные в его мастерской.



Немиров–Колодкин (Немиров) Николай Васильевич родился 18 апреля 1819 года в Вологде, в семье православных мещан. Его отец Василий Александрович был вологодским купцом. С 14 лет он обучался на мастера серебряного дела. Уже в двадцать с небольшим имел прочный круг покупателей и считался состоявшимся ювелиром, после чего принял решение переехать в Москву. Почти десять лет Немиров прослужил приказчиком у купца Ивана Ивановича Колодкина, который торговал в Серебряном ряду на Ильинке. Между Немировым и Колодкиным сложились чрезвычайно доверительные дружеские отношения. Купец, который был на четверть века старше приказчика, решил сделать Немирова своим партнером и передать ему дело. Тогда-то и стал Николай Васильевич именоваться Немировым-Колодкиным. Николай Васильевич во многом себе отказывал, терпеливо собирая деньги. В 1850-х годах он женился и переехал на Большую Ордынку в большой каменный дом жены. Его жена, красивая и предприимчивая купеческая дочь Дарья Артемовна, с большим приданным полностью поддерживая планы мужа, стала надежной опорой Николаю Васильевичу на всю их совместную жизнь. Детей в семье не было и поэтому ювелир позвал из Вологды сыновей своих сестер и сделал их помощниками.   Позже, уже в зрелом возрасте его жена потеряла зрение. Николай Васильевич проявил огромную заботу о больной супруге. Первоначально Немиров-Колодкин открыл собственную ювелирную лавку, где торговал украшениями – как произведенными собственными мастерами, так и купленными для перепродажи. А в 1872 году Николай Васильевич купил фабрику по производству золотых и серебряных изделий и церковной утвари. Заказчиками Николая Васильевича были представители знатнейших родов Москвы и Петербурга и даже российский императорский двор. В 1883 году был учрежден «Торговый дом Н. В. Немирова-Колодкина» и с апреля этого же года ему было присвоено звание потомственного почетного гражданина Москвы, что стало своеобразным подтверждением не только его коммерческих успехов, но и признанием его заслуг на ниве благотворительности.

 Дом на Большой Ордынке, 44 в Москве.



А вот так выглядела марка, которая ставилась на изделиях фабрики Немирова-Колодкина.



Что особенно примечательно, предприниматель принимал активное участие в благотворительной деятельности. Большие суммы он жертвовал на образование, являясь попечителем Александро-Мариинского Замоскворецкого училища. Не забывал и свою малую родину: помогал Предтеченской Пустынской церкви Вологды, построил каменное здание для богадельни на сорок два человека.

Сохранилась икона «Преподобный Кирилл Новоезерский, с обителью», с дарственной надписью чернилами в четыре строки:
С
iя икона //пожертвована  1840 го года // от Немировых // из Пустыни.




Икона происходит из Спасо-Всеградского собора Вологды.
Как написано в аннотации к иконе, вкладчиком являлся Н.В. Немиров-Колодкин. 



Во второй половине XIX века Николай Васильевич пригласил строителей и реставраторов и на свои средства капитально отремонтировал и украсил прекрасными иконами и предметами старины Храм Иверской иконы Божьей Матери, который располагался аккурат напротив каменного дома с флигелем по адресу Большая Ордынка, 44, где жила семья мецената. В этом храме фабрикант был и деятельным старостой! Немиров-Колодкин с 1860 года был агентом Московского комитета о просящих милостыню, то есть ежегодно вносил 300 рублей серебром в качестве пожертвования в комитет и помогал в поиске рабочих мест для бедноты.

В родной Вологде купил землю и в 1879 году выстроил богадельню для неимущих престарелых граждан купеческого, мещанского и ремесленного сословия, которая просуществовала до 1918 года. Здесь призревалось 76 человек. 

Сейчас это здание выглядит так.



За свои многочисленные заслуги на поприще благотворительности Немиров-Колодкин стал потомственным почетным гражданином Москвы и Вологды. Награжден: орденом св. Анны III степени, золотыми медалями «За усердие» на Станиславской ленте, на Анненской ленте, на Владимирской ленте, на Александровской ленте, на Андреевской ленте, дважды преподано благословение Святого Синода с выдачей грамоты.

Умер Николай Васильевич в 1886 году. В своем завещании он распорядился отдать усадьбу со всеми строениями с целью устройства богадельни для бедных слепых и глухих женщин. Наследники строго исполнили последнюю волю дяди, назвав богоугодное заведение «Богадельней имени Николая Васильевича и Дарьи Артемовны Немировых-Колодкиных». На годовое содержание социального учреждения было выделено сто тысяч рублей. Торговый дом, как и планировалось, перешел к племянникам покойного, которые в дальнейшем приумножили капиталы и расширили семейное дело. В начале XX века «Фабрично-торговое товарищество преемников Н. В. Немирова-Колодкина» было поставщиком двора ее императорского высочества великой княгини Елизаветы Федоровны.

Икона Владимирской Богоматери с окладом работы фирмы Немирова-Колодкина.




Кроме окладов икон, на фабрике изготовлялось много различной церковной увари. 

Вот пример лампады.



 С ассортиментом изделий фабрики можно познакомиться из каталога выпущенного в Москве.



Вот несколько страниц из прейскуранта.






В 1902 г. московскому фабриканту Н.В. Немирову-Колодкину был заказан бронзовый позолоченный иконостас (за 48500 рублей) для Серафимовской церкви в Саровской пустыни. Иконостас не мог быть изготовленным в срок и поэтому в 1903 г. на его место установили временный деревянный (стоимостью 10000 рублей). Бронзовый иконостас был установлен только в 1906 г. он имел 4 яруса, высоту 19 аршин (13, 5 м), длину - 15, 5 аршин (11 м).

Наряду с дорогими изделиями, выпускались и недорогие вещи. Однако качество изделий всегда стояло на первом месте. Вот пример недорогой иконы «Николай Чудотворец» с латунным золоченым окладом. Икона продавалась в таллинском антиквариате. На нижнем сгибе оклада клеймо с фамилией: «Немиров – Колодкин».  



 Вот еще несколько предметов, изготовленных фирмой и которые по праву могут считаться шедеврами прикладного искусства своего времени.



 







среда, 14 сентября 2022 г.

 На днях получил письмо из Нидерландов и из него узнал, что закрылась известная галерея Морсинков. Я открыл сайт галереи и информация подтвердилась.



Мне довелось сотрудничать с ними и надо отметить большой профессионализм этих торговцев.

Симон переходит работать исполнительным директором в музей русской иконы в Клинтоне, штат Массачусет. Успехов ему в его новой работе.

А я приведу несколько икон, в разное время продававшихся в этой галерее.











Ваш,
Ю. Мануйлов.

среда, 7 сентября 2022 г.

 Херувимы и Серафимы.




Когда Адам и Ева нарушили Божественный закон, Бог судил их, изгнал из рая и поставил огненного Херувима стражем у Райских врат, чтобы охранять путь к Древу Жизни (Быт. 3, 24).

И если посмотреть на икону "Воскресение Христово", написанную в старой традиции, то мы почти всегда увидим изображение Рая, и огненного Херувима.


Попробуем разобраться кто есть кто. 

Вот как это описано в 1 главе книги пророка Иезекииля в Библии:

И я видел, и вот, бурный ветер шёл от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него,

а из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырёх животных, — и таков был вид их: облик их был как у человека;

и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла;

а ноги их — ноги прямые, и ступни ног их — как ступня ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь.

И руки человеческие были под крыльями их, на четырёх сторонах их;

и лица у них и крылья у них — у всех четырёх; крылья их соприкасались одно к другому; во время шествия своего они не оборачивались, а шли каждое по направлению лица своего.

Подобие лиц их — лицо человека и лицо льва с правой стороны у всех их четырёх; а с левой стороны лицо тельца у всех четырёх и лицо орла у всех четырёх.

И лица их и крылья их сверху были разделены, но у каждого два крыла соприкасались одно к другому, а два покрывали тела их.

И шли они каждое в ту сторону, которая пред лицом его; куда дух хотел идти, туда и шли; во время шествия своего не оборачивались.

И вид этих животных был как вид горящих углей, как вид лампад; огонь ходил между животными, и сияние от огня и молния исходила из огня.

И животные быстро двигались туда и сюда, как сверкает молния.


Иезекииль 1 глава — Библия:
 https://bible.by/syn/26/1/#4


Принято считать, что Херувимы - ангельский чин, по старшинству находящийся на ступень ниже Серафимов.

А еще можно узнать, что Херувим в своём изначальном виде и описывался как существо с четырьмя крыльями, бычьими ногами и несколькими головами: человека, льва, быка и орла. И имеет своё название   - Тетрамофор.
Каждая из голов символизирует определённого апостола-евангелиста. Человек -
 Матфей, Лев - Марк, Бык - Лука, Орёл - Иоанн (замечу, что и в этом вопросе есть разные определения и различия в официальной церкви и в старообрядчестве). Русская православная церковь приблизительно с начала 1700-х годов считает неприемлемым сравнение святых евангелистов с животными, а потому Тетраморф в таком контексте считается неуместным и не каноническим. И лишь на некоторых иконах, например,  на иконе "Спас в Силах" сохранилось изображение Тетрамофора.


Постепенно сложилась своя иконография этих существ и херувимов стали изображать точно также как и серафимов, в виде шестикрылого существа с человеческой головой.
Серафимы стали изображаться с алыми крыльями, а херувимы с синими. Однако,  не все иконописцы придерживались этого правила, и поэтому до наших дней сохранилось множество старинных икон с ошибкой - нарисован серафим, а подписан как херувим. 




В христианском искусстве есть изображения и третьего чина высшей ангельской иерархии - Престолов. Наименование этих ангелов означает, по словам Дионисия Ареопагита, что "они совершенно изъяты от всякой низкой привязанности земной" и "всеми силами неподвижно и твердо" служат Богу. Эти изображения называются также Тронами и Офанимами (в переводе с еврейского - "колеса"). "Первоначально огненные колеса с глазами на ободьях являлись частью изображения Херувима, - поясняет Людмила Щенникова. - Но постепенно в иконописи колеса стали использоваться как самостоятельный образ третьего чина высшей иерархии - Престолов. Огненные языки пламени, исходящие от херувимских колес, превратились в огненные крылья - Офанимы-Престолы стали крылатыми. Эти Небесные Силы служат подножием Богу, через них Он осуществляет Свое верховное Правосудие". Престолы можно увидеть на русских иконах.



Или в таком виде на иконе "Видение пророка Иезекииля", 16 века.



на иконе с Рогожского кладбища, 16 века.




А здесь изображен целый сонм небесных сил.




И так, Престолы служат подножием Богу, через них Он осуществляет Свое верховное Правосудие и вместе с  Херувимами и Серафимами являются высшими существами, приближенными к Богу и служащие Ему. 


Ваш, 

Ю.Мануйлов.

пятница, 2 сентября 2022 г.




Краузов Иоанн Дмитриевич.


Икона Богоматери, называемой Троеручица.














Сегодня, я хочу рассказать о старообрядческом иконописце, выходце из Романова-Борисоглебска. Учеба и становление Иоанна Дмитриевича Краузова, как мастера, прошло в городе, который подарил миру большое количество замечательных икон и получивших имя - Романовские письма.






 Приходится осознавать, что деньги являются мощным стимулом в творчестве. Романов-Борисоглебск в большой степени был населен старообрядцами, стоящий на Волге, он был крупным центром разнообразной торговли. Понятно, что в городе были богатые люди, и не просто богатые, а способные ценить прекрасное и готовые платить хорошие деньги за художественные вещи, в частности иконы. При содействии купцов Коматовских в конце 18 века в городе появились иконописные мастерские, благо, Ярославль с огромным художественным опытом рядом и вероятно, первоначально в мастерских могли работать ярославские мастера. Но когда есть хорошие учителя, появляются и талантливые ученики. Иконописец, о котором я хочу рассказать сегодня, появился на свет уже значительно позже в 1843 году, но он успел перенять лучший опыт от старых мастеров. Иван Дмитриевич Краузов был из семьи старообрядцев Филипповцев. Пишут, что не позднее 1869 года он переехал в Москву. Уже в Москве, он работал на Братском дворе в Дурном переулке (сейчас Товарищевский переулок), бывшим центром московских старообрядцев Филипповцев. 


Икона Богоматери "Одигитрия", 1838 г. Михаил Захаров (мастер работавший на Братском дворе в Москве).

Поскольку,  Краузов был похоронен на Рогожском кладбище, то до недавнего времени исследователи считали, что он принадлежал к старообрядцам поповского толка. Однако, позже исследователь из ГИМа Елена Михайловна Юхименко пересмотрела эту точку зрения и пришла к выводу, что он был беспоповцем филипповцем. Ей удалось выяснить, что старообрядцы Белокриницкого согласия (т.е. старообрядцы поповцы) и филипповцы хоронились на одном участке, принадлежащем Рогожскому кладбищу (Рогожское кладбище центр старообрядцев, приемлющих священство, т.е. поповцы). Кроме этого известно, что в Романо-Борисоглебске старообрядцы в основном были беспоповцами.   Е.М. Юхименко отмечает еще один важный момент, доказывающий принадлежность иконописца к филипповцам, это - «стилистика его работ, полностью укладывающаяся именно в московскую беспоповскую традицию» (Юхименко Е.М. Старообрядчество. История и культура., с. 691-692). Известно также, что иконописец писал иконы для старообрядцев федосеевцев (беспоповский толк), в том числе для крупного коллекционера старообрядца-федосеевца Е.Е. Егорова (Юхименко, Горшкова 2012: 202–205.). Сохранилась рукописная тетрадь в которой коллекционер фиксировал все свои приобретения и в том числе заказы новых икон.


Сохранилось более дюжины икон и небольшая подборка прорисей в музейных и частных собраниях с авторскими надписями.

Вот список известных мне работ мастера.

Икона «Богоматерь Корсунская», 1897 г. Доска с ковчегом и двумя профилированными встречными несквозными шпонками. Размер: 44х35 см. На тыльной стороне, между шпонкми надпись: «лета ЗУЕ года марта К дня. Написанъ сей образъ въ Москве иконописцемъ Iоанномъ Дмитриевичемъ Краузовымъ». (Москва, 2004 г. Мануйлов).


Икона «Господь Вседержитель», 1867 г. В собрании Григория Лепса.



Икона «Богоматерь Казанская», 1870 г. В собрании Григория Лепса.




Икона «Спас оплечный», 1874 г. В собрании Григория Лепса.



5.       Икона «Ангел Хранитель с муч. Клавдией Амисийской и Елизаветой чудотворицей», 1880-1890 гг. В собр. Г. Лепса. 

ИИкона Богоматери «О, Всепетая Мати», 1890 г. Доска с ковчегом и двумя плоскими встречными несквозными шпонками. Икона в латунном окладе, живопись в старообрядческой манере. Между шпонок надпись в две строки: «лета /ЗТЧИ марта К. Сей стый образъ написа(нъ въ) // москве Iоанномъ Дмитриевичемъ Краузовы(мъ)». Теперь в собр. Г. Лепса.

 ИИкона «Ангел Хранитель с препод. Ксенией Римляныной и муч. Агафьей», 1889 г. В собр. Г. Лепса (ранее в собр. Игоря Тарноградского).




6.        

9.       Икона «Святители Киприан, Фотий и Филипп», 1890 г. В собр. ГИМ

10Икона Богоматери «Слово плоть бысть», 1878 ?. В собр. ГИМ (Видимо, именно эта икона была в собрании Е.Е. Егорова (кат. 201)




11Икона Богоматери «Троеручица», 1890 г. В собр. ГИМ.  

Икона Богоматери «Умиление», 1878 (?) г. размер: 18х17 см. На тыльной стороне надпись чернилами: «Лета ЗТП(S) мсца ноября КЕ дня написан сей браз въ Москвѣ // Iанномъ Дмитрiевымъ Краузовымъ». (Эстония. Таллинский антиквариат, 2020). 



Икона «Никола в житии с окладом».   



ИИкона «Деисус» (Спас на троне с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей, 1866 г. Размер: 71,7х57,5 см. Икона продавалась на аукционе Харгесхаймер в Германии 5 ноября 2021 г. Аукцион 113-III, лот 926.




Ранее в Германии зафиксировано еще 2 иконы  -- 1865 и 1877 гг. 

А вот некоторые прориси, выполненные иконописцем.



Иконописец скончался в Москве в 1898 году и похоронен на Рогожском кладбище.
Я часто обращаюсь в существующим справочникам, так вот в справочнике "Вся Москва" есть информация о еще одном иконописце ( а возможно, о том же).

КРАУЗЕР Иван Дмитриевич. Московский иконописец. Указан московский адрес: Большая Дворянская улица (сейчас Большая Пионерская улица), дом Никифорова. Не исключено, что это настоящая (нерусифицированная) фамилия иконописца Краузова Иоанна Дмитриевича (Вся Москва. Справочник… на 1897 год. С. 92) 


Ваш,

Ю. Мануйлов.