Обо мне

Моя фотография
В своей жизни мне довелось заниматься очень многими вещами, но судьба так распорядилась, что икона стала главным делом и смыслом моего существования. Первую половину жизни я занимался изучением этой проблемы, копил материал, нащупывал методы познания, вторая половина жизни была посвящена реализации своих знаний, систематизации накопленного материала. Теперь настало время поделиться всем этим с заинтересованными людьми.

четверг, 3 июля 2025 г.

 Иконописные подлинники как источник информации об иконописцах.



В свое время для библиотеки музея икон в Таллине была приобретена книга «Иконописный подлинник» на страницах которой был штамп иконописца Ивана Тюлина. Я делал описание книги для каталога библиотеки и этот случай натолкнул меня на мысль о необходимости поиска и изучения других книг, а именно иконописных подлинников, на предмет выяснения их владельцев.

 

Конечно, я ранее встречал у разных исследователей ссылки на подобные находки, но одно дело чужие находки, совсем другое, когда этим интересным поиском занимаешься ты сам.

Я стал искать на просторах интернета интересующие меня книги. Как правило нужные книги разбросаны по разным собраниям, иногда сделаны описания книг, но даже в этом случае необходимо просматривать текст самому. Первой моей находкой стал рукописный иконописный подлинник в собрании Ф.И. Буслаева. Книга оказалась находкой для меня, на её страницах были упоминания о двух иконописцах - Жердеве Фёдоре Миронове и Афанасие Иванова сыне Хлебникове. Ранее я писал об этих иконописцах, так что можете поискать эти материалы.

В Российской государственной библиотеке хранится иконописный подлинник [рукопись] : изображения икон Богородицы : [лицевая]. - [Б. м.], 1832 г. - 185 [ХХII + 163; лл. I - XXI и 161-162 чист.] л.; 4° (21,6 х 17,5) см. На л. 156 скорописная запись: "Кончена сия книга 1832-го года октября 25 дня. Принадлежит Федору Непогодину - приходил Гаврила Непогодин брат родний Федору Иванову Непогодину. А ето подписал в 1878-м году декабря 1-го числа в Климовой, бывши устонщиком, на 68-м году от роду"; Шифр хранения: OR Ф.178.1 №7270. Федор Непогодин мне был уже известен. В моем архиве есть фотографии двух подписных икон этого иконописца и я планирую написать о нем позже.

Иконописец Чумаков Василий Иванович, тульский иконописец, известен из его владельческой записи на листах Иконописного подлинника, XVIII в. «Сей подлиныкъ Въ Гор. // туле иконописца // Василiя Иванова // Чумакова». (Отдел рукописей РГБ. Собрание единичных поступлений рукописных книг древней традиции. Ф.722 №23. Иконописный подлинник. Л.219об.)

Еще один иконописец - Ручкин Калистрат Трифонов сын, упоминается в надписи на иконописном подлиннике. Иконописный подлинник, с дополнениями. XVII в. (1680-е гг.). 4°. 190 л. Запись на листе 189: "В 1774 году сей Подълинник куплен у иконописца Калистрата Трифонова сына Ручкина, а куплен на Березовки в доме его, а kupil Cozma Ecimoff. (Памятники письменности. Новые находки. Каталог-путеводитель по экспозиции археографических центров Северо-Запада и Севера Европейской части РСФСР на выставке "Полевая археография за 10 лет", посвященной 10-летию Закона РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры” Ленинград. 1988. C.124). Кстати, купил книгу некий Козьма Екимов, возможно также иконописец. 

В книге XVII в. упоминается имя иконописца - "Иларик Прокофьев по реклу Жданов".  В рамке выполненной черной краской, надпись киноварью: «Сия книга гле(голе)мая подлинникъ святымъ иконника Iларики; Профькоеав по реклу Жданова»(Собрание рукописей и старопечатных книг. Отдел рукописей РГБ. Ф. 17 Собрание рукописных книг В.М.Ундольского. Ф.310 №128. Иконописный подлинник. Л.1).


Сведения о иконописцах можно найти не только на страницах иконописных подлинников. В собрании рукописных книги Барсова я обнаружил договор о написании икон. Договор был составлен в 1817 году в Петербурге, и в нем фигурирует выговский иконописец Григорий Никитин, писавший в Петербурге 100 икон.  Договор «Повенецкаго уезда… Шелтопорожскаго селения государственного крестьянина Григория Никитина» и петербургскаго мещанина Ивана Никитина в том, что первый берет подряд на написание икон для второго на 325 рублей. Текст договора: «1817 года декабря 27-го дня Повенецкого уезда Верховской трети Шелтопорогскаго Селения Государственной крестьянинъ Григорей Никитинъ далъ сей договор Петербургскому мещанину Ивану Никитину въ томъ что порядился я Никитинъ ему   Ивану Никитину написать иконъ следующие число Самымъ лутчимъ Изскуствомъ. Именно 20-ть иконъ тихвинскихъ Божия Матери мерою 7-м в(е)р(ш)ковъ  Зацену 60 ру. 5-ти икон Смоленскои Божьей Матери мерою 7-мь в(е)р(ш)ков зацену 15 ру. 5-ть икон Владимирскихъ 7-ми в(е)р(ш)ков 15 ру. 5-ти иконъ Знамениевъ Божихъ Матери 7-ми в)е)р(ш)ковъ 15 ру. 20-ть иконъ Николы Чудотворца по=7=вершков 60 ру. 5 иконъ священномуч. Антипъ 7 верховъ 15 ру. 5-ть иконъ Соловецкихъ Чудотворцевъ =15ру.Села? (возможно, еще) 2 иконы Парасковии Пятницы = 3 иконы Марии Египетской и того за пять икон 15 ру. 5-ть иконъ Казанской Божией Матери 7-ми верховъ 15 ру. 10 иконъ Николы Чуд. Мерою 8 верховъ зацен(у)  40 ру. 10-ть иконъ Тихвинской Богоматери мерой 7 верховъ 20 ру. Итого подряд за сто иконъ ценою на триста на двадцать на пять рублевъ – Каковыя  деньги при заключении сего договора и получил  Я Никитинъ наперетъ вси сполна вработу вступить февраля 1-го дня 1818 года и вступивши вработу до окончания оной нидругое ни никакое дело неотлучитуе и Работать имъ Следуетъ попориту И золотить червонымЪ Золотомъ И красками писать хорошими Исработать имъ (вс)рокъ тогожъ 818 года августа на 15 число то есть на успение Божией Матри а естъ ли я ниспротичъ нас проивланыхъ иконъ не напишу и за забранные деньги не заработаю за таковую неустойку в своемъ слове и за порушение сего договора … » (Отдел рукописей РГБ. Собрание рукописных книг Е.В. Барсова. Ф.17 №434.12.). 

Уже позже, я обнаружил, что об этом иконописце упоминает Ю. Тарасов (см. Никитин Григорий), правда без конкретики. А вот упоминание иконописца в работе Натальи Евгеньевны Плаксиной имеет прямое отношение к личности этого мастера - «иконописец Григорий Никитин Потьтоев (Поттоев) (род. ок. 1795), имя которого упоминается в докладе начальника Олонецкой губернии архиепископу Олонецкому за 1860 г.» (Н.Е. Плаксина ПЕРЕПИСКА ПИЖЕМСКИХ СТАРООБРЯДЦЕВ КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ И БЫТОВАНИЯ ИКОНЫ НА НИЖНЕЙ ПЕЧОРЕ (XIX в. // Вестник Томского государственного университета. 2017. № 417. С. 142–146.). Думаю, что это один и тот же персонаж и теперь мы знаем примерный год его рождения.

А теперь еще об одном источнике, заинтересовавшем меня своими многочисленными записями. Речь пойдет о молодом иконописце, умершем недожив до своего 20-летия, но оставивший о себе память как о хорошем иконописце. Это Петр Иванов сын Спиридонов (род. 4 августа 1827 г. - умер 25 июня 1847 г.). Записи, в которых он упоминается, сделаны рукой его деда, так же иконописца. Вот одна из записей о Петре Иванове: «1847го юня 25 преставися Петръ Ивановъ поживе 19 (лет) – 10 (месяцев) х 25 (дней) // бывыхъ иконописецъ добрый искорый илицы писалъ пор..// хоронили июня 26 втихвинъску  бдцу предали тело зем(ле)» (л.2).



Семья жила скорее всего в Нижегородской губернии в правобережной части Волги в Балахнинском или Горбатовском уезде.


Записи на листах Иконописного подлинника, кон. XVIII – нач. XIX в. из собрания Е.В.Барсова, я расположил в хронологическом порядке, для удобства сопоставления событий.  (Собрание рукописей и старопечатных книг. Отдел рукописей РГБ. Ф. 17 Собрание рукописных книг Е. В. Барсова. Ф.17 №711. Иконописный подлинник. Л.2).

На листах многочисленные записи разного содержания: памятки о рождении и смерти, женитьбе. Упоминается Благовещенский скит Семеновского уезда (позже Благовещенский скит на Керженце превратился в Благовещенский монастырь). Есть упоминания и других топонимов: «в Яфимове», «в Смолеве», «в губеньсках», «в Шадрине», "в Речицахъ», «в Друховой», "въ сел. Фатеи», "В лизарове" (видимо, Елизарове), "Заволжье". На (Л.2) карандашная запись:  «1855 октября В Матрона уехала в сибирь». Часть названий поселений встречаются на старых картах Нижегородской губернии. Названия деревень могут быть записаны не точно, поэтому сложно сказать точно о каком месте идет речь.

В записи от 1853 года, 20 октября  - сын Иван жеребца привел из Заволжья дал 16 ру. (Л.197об). Заволжьем называют левобережную часть Волги. 1848 год. В Лизарове купил у свахи телушку. (Видимо, село Елизарово в Сосновской волости Горбатовского уезда Нижегородской губ.). Отсюда я делаю заключение, что семья жила на правом берегу Волги в Балахнинском или Горбатовском уездах. 

Владелец книги, оставивший основную часть записей, также иконописец и постоянно упоминает  Ефима и Ивана Спиридоновых. Автором текста   книги записан некто - Симеон Екомов.



Владелец книги и автор записей на полях книги, иконописец Спиридонов. Родился около 1780 годов.

В хронологическом порядке записи выглядят так:

Спиридоновы дети:

1800 год. Умерла Евфимия

1803 год. Умер сын иконописца  «мой сын Филипъ»

1803 год. Родился Иван Спиридонов – сын иконописца

1806 год. Умер Моисей.

1812 год. Родилась Агрипина. (Л.163об)

1816 год. Родился Ефим Спиридонов – сын иконописца

1818 года Родилась дочь Акилина Спиридонова (Л.162об)

1819 год. Часовню построили и 14 сентября в ней молились.

1821 год. Умерла раба божия Феврония (Л.164об)

1823 год. Умер Семион.

182? Год. Сын иконописца Ефим начал обучаться грамоте

1825 год. Выдали замуж Домну. (Л.126об)

1826 год. Сын Иван Спиридонов женился.

1826 год иконописец крестил детей в деревне Струшиной - Клеоника, Анисима, МИтрия, Александра, Викулов

182(7) год. У сына Ивана родился Петр (4 августа). Это иконописец Петр Иванов.

1829 год. Умер Евфим Трифонов.

1830 год. У сына Ивана родилась дочь Анна, умерла в 1851 году в 21 год.

1833 год. У сына Ивана родилась дочь Ксения, умерла в 1853 году в 20 лет.

1833 год. Умерла Анна Гордеева в возрасте 55 лет 8 мес и 7 дней.

1833 год. В мае по 16 и 17 день лес не раскидался.

1835 год. У Ивана родился сын Прохор.

1836 год. Аграфена Спиридонова (возможно дочь иконописца) выдана замуж за Максима Липатова.

1836 год. У сына Ивана родился сын Григорий.

1838 год. Сын иконописца Ефим женился на Меланье 25 апреля. Она умерла в 1840 году прожив браке 2 года 5 месяцев. (Л. 132об)

1838 год. Родион Петров женился ему от роду 21 год.

1838 год. Умерла Васса Нениловна - тетка иконописца. (Л. 167)

1839 год. Умер Афанасий Ненилович – дядя иконописца.

1839 год. У сына Ивана родился Михаил и умер в 1841 году прожив год 11 месяцев и 13 дней.

1840 год. У Ефима и Матроны родился сын Петр.

1841 год. Акулина Спиридонова (возможно дочь иконописца) выдана замуж за Федора Влазаир? (Л.166об)

1842 год. У сына Ивана родился сын Лазарь, умер в 1843 году

1842 год. Сын иконописца Ефим женился второй раз на  Матроне (Л.166об)

1843 год. Умерла «Сваха Матрона Липатова».

1843 год. 28 июля лошадь гнедая издохла

1843 год. У сына Ефима и Матроны родилась дочь Ирина, умерла прожив 5 месяцев и 9 дней. (Л. 145)

1844 год. У сына Ивана родился сын Иван, умер прожив 3 недели.

1845 год. Умерла сестра Евдокия Сергия Парфенова хозяина.

1845 год. У сына Ефима родился сын Петр. (25 марта)

1846 год умер Петр (27 марта).

1846 год. Мясник Поликарп Михайлов говядину брал по 3 рубля 50 коп 4 пуда 24 фунта. (Л. 200об)

Без даты Самсон Иваныч Шолухин для костей. (Л. 200об)

1847 год. Умер внук иконописца, тоже иконописец Петр Иванов. Прожив 19 лет 10 мес и 25 дней. (Л.164)

1848 год. Зачат 6 октября

1848 год умерла сестра иконописца Анастасия (Л.133)

1848 год. В Лизарове купил у свахи телушку. (Видимо, село Елизарово в Сосновской волости Горбатовского уезда Нижегородской губ.)

1848 год. 23 ноября Федул К. уехал в Сибирь (Л.199об)

Здесь же записи без даты.

В Яфимове Иван Семенов хотел икону писать с подкофиным был он? сват?. (Л.199об)


В Губеньсках Андрей Емельянов Титов бурмист. (Л.199об)

Разхиной. // В Смолева Марфе Алексеевой 4 бцы // Утоли болезни взыскание погибших // Умягчение злых сердец От бед страждущих //прс (припись) Марфу Гликерию цка (доска) 7 цена 5 ру(блей). (Л.199об).

Здесь речь идет о четырехчастной иконе с четырьмя образами Богоматери. Я подобрал несколько изображений подобных икон, что бы проиллюстрировать описание.




В Нарееве Отец Феодосий (Л.200)

1849 год. Отдали внучку иконописца Анну Иванову замуж за Максима в Смолева

1850 год. В марте 8-го у сына Ефима родилась дочь Александра. (Л.108об)

Без указания года. 2 апреля умер раб божий Викул. (Л.118об)

 1851 год Умер Липат Елис.

1851 год Умерла внучка иконописца Анна Иванова в возрасте 21 год. В 1849 году она вышла замуж за Максима.

1851 год. Умер Антон (Хлебников)

1851 год. Внука Акулина в этот день помре Домна.

1851 год. В феврале зачел иконы.

1852 год. У Ефима и Матроны родился сын Иван.

1852 год умер Моисей, прожив 73 года.

1852 год. 18 июля бурая кор(ова) бег.

1853 год Умер сват Ипатий

1853 год. 22 мая умер Марка Афон. (Л.154)

1853 год. У сына Ефима и Матроны 14 августа родилась дочь Ульяна.

1853 год. 20 октября сын Иван жеребца привел из Заволжья дал 16 ру. (Л.197об)

1853 год. Умерла Ксения Иванова дочь пожив 20 годов.

1854 год. У сына Ефима умерла дочь Ульяна первая.

1854 год. Умер брат иконописца Петр.

1854 год. Отец Петеръ Муфей Живетъ В керъжен(це)  // в Благовещенском скиту в Семеновском уезде.

1854 год. 31 августа вечером на 1 сентября овин сгорел за речкой.

1855 год. У сына Ефима и Матроны родился сын Иоанн. (Л.126об)

1855 год. Огурцы поспели 22 дня ели их летом. (Л.163об)

1855 год. Матрона уехала в Сибирь.

1855 год. Яким по(мер)ъ в сей день

 1856 год. У сына Ефима и Матроны родилась дочь Анна.

1856 год. Умер брат иконописца Федот Кузмин. (Л. 125об)

1856 год. Умер сват Ларион Иванов белинских.

1857 год. 24 апреля выдали замуж Стефанию за Андрея Зеленова (Л. 131)

1858 год. Григорий женился на Александре Семионовой

Записи без дат.

В Друховой Митрофан Мокев заказал Евангелисты 4 за целковый. (Л.198об)

У Егорья у Аннушки дети; 1 Иван, 2 Павлик, 3 Сергий, 4 Киприан. (Л.198об)

Грыбакаская Петр Иванов поклон чтоб побывали к нему Марка был (Л.199об)


Как видим, на страницах книги развернута картина жизни одной большой семьи Спиридоновых.

А я на этом прощаюсь.

Ваш,

Юрий Мануйлов.


вторник, 27 мая 2025 г.

 Иконописцы Бакановы.


Фотография иконы "Свв. князья Борис и Глеб", иконописец И.М.Баканов. 

Знаете ли вы, что бакан - это название краски, широко используемой в иконописи и настенной живописи. Она имеет темно-красный цвет разных оттенков и ее использовали для создания эффекта прозрачности и светоносности красочного слоя, столь характерного для старой живописи и называемого в Италии "сфумато". Красочные слои будто светятся изнутри.
Учитывая, что представители рода Бакановых многие десятилетия, а возможно и столетия, занимались иконописью, фамилия могла появиться, первоначально как прозвище, именно от названия этой краски.

Поскольку полноценную родословную я пока не могу выстроить, то просто расскажу об известных представителях этой фамилии, расположив их в алфавитном порядке. Анализируя имеющиеся сведения об иконописцах этой семьи, сразу обращаешь внимание на один момент - почти все они работали в иконописной мастерской Софоновых. Самым известным в этой династии палехских иконописцев был конечно, Николай Михайлович Софонов (1844-1910), иконописец и реставратор. Его мастерская была, пожалуй самой крупной и заслужила звание Поставщика Двора Его Императорского Величества. Сам Николай Михайлович имел звание потомственного почетного гражданина.
Приведу лишь одну работу мастерской Софонова.



Вот в этой мастерской, в разное время, и работали Бакановы.

БАКАНОВ Александр Григорьевич (род. 1.(14).08.1910 в Палехе - умер 1.02.1979, похоронен в Палехе). Потомственный иконописец, сын Г.М.Баканова. В 1914-1918 гг. учился в учебных мастерских Комитета попечительства о русской иконописи. Затем поступил в мастерскую братьев Белоусовых. Учился у И.И.Зубкова. В 1928 г. вступил в Артель древней живописи. Учителя - И.М.Баканов и Н.М.Зиновьев. В 1931 г. был избран членом правления и заместителем председателя Артели. В 1938-1941 гг. был председателем Товарищества художников Палеха, в 1954-1971 гг. - директором Палехских художественно-производственных мастерских. Тематика произведений: литература, история, жанровые сцены, охота. Участвовал в выставках с 1932 г. Работы А.Г.Баканова хранятся в музеях: ГМПИ, МНИ, ЗГИХМЗ, Ивановском ОХМ. (Интернет)

БАКАНОВ Василий Михайлович. Палехский иконописец, платьечник. Работал у Софоновых. (Колесова, с. 395). Платьечник - это синоним доличнику, так  называли иконописцев специализирующихся на написании пейзажа на иконе или одежд. Надо сказать, что это более сложная и требующая более высокой квалификации, специализация.

БАКАНОВ Григорий Михайлович (род. в январе 1884 г. в с. Палех - умер 3. 02. 1928 г. там же). Палехский иконописец, платьечник, позже палехский художник-миниатюрист. Брат Ивана Михайловича Баканова. До 1917 г. ико­нописец, учился и работал в мастерской Софонова. Участвовал в тех же работах, что и его брат. (Зиновьев, с. 26; Колесова, с. 395).

БАКАНОВ Иван Иванович (1846-1911). Выходец из Палеха, иконописец. Мастерская Ивана Ивановича Баканова находилась в Москве. (Колесова, с. 395). В кон. XIX в. он открыл в Москве иконописную мастерскую. (Зиновьев, с. 27). По некоторым сведениям мастерская работала с 1875 года. Его имя упоминается в справочнике «Вся Москва» на 1897 год, там же указан адрес: Москва,  улица Большие Каменщики дом Куликова (Вся Москва на 1897 г. с. 91). В справочнике «Вся Москва» на 1910 год указан тот же адрес (Вся Москва на 1910 г., с. 184).

БАКАНОВ Иван Махайлович. Вероятно, самым известным из всех Бакановых, был Иван Михайлович (род. 10(22). 01. 1870 г. в с. Палех (по другим источникам род. 23.01. (04.02.) - умер 21.08.1936 г. после тяжёлой продолжительной болезни, похоронен в Палехе). Палехский потомственный иконописец, платьечник, художник лако­вой миниатюры. В 1880-1886 гг. учился в мастерской Н.М. Софонова у мастера В.А. Беляева. С 1887 г. 34 года работал как иконописец - платьечник в мастерской Софонова (6 лет - ученик, затем мастер).


Занимался главным образом стенной росписью, что впоследствии повлияло на характер его работ в области лаковой миниатюры. 

Среди монументальных работ Баканова росписи церкви с. Братцево Московской губ. (в составе артели Сафонова; 1891); домовой церкви вел. княгини Ксении Александровны в С.-Петербурге (1896); церквей в Петергофе (1904), в с. Тезино Костромской губ. (1910); паперти Троицкого собора Ипатьевского монастыря (1912). В числе др. палехских иконописцев Баканов оформлял Владимирский и Новгородский залы в ГИМ (1888 - 90-е гг. XIX в.). Участвовал в реставрации фресок соборов Благовещенского Московского Кремля (1888-1891), Софийского (1898-1900) и Георгиевского (1901-1902) в Новгороде, в Иосифо-Волоколамском монастыре (?), Троицкого в Ипатьевском монастыре (1912), а также в Крестовоздвиженском храме в Палехе (1906-1907). Принимал участие в реставрации фресок Благовещенского собора Московского Кремля (1897). 

В 1891-1895 гг. был на военной службе. Участник русско-японской войны 1904-1905 гг.



 Вернувшись в Палех, во главе бригады реставрировал фрески палехского Крестовоздвиженского храма, Новодевичьего монастыря в Москве, домовой церкви великой княгини Ксении в Москве, Княжеских палат в Костроме, церквей Новгорода и Владимира, Грановитой палаты.

В 1914-1918 гг. преподавал иконопись в учебной мастерской Комитета попечительства о русской иконописи. 

В 1918-1924 гг. крестьянствовал. 

 Летом 1924 г. начал расписывать изделия из папье-маше. Один из учредителей Артели древней живописи (4 декабря 1924 года). Манера письма И.М.Баканова отличается гармоничностью нежных красок. Ом имел замечательное чувство меры, прекрасно уравновешивал композицию и цвет, сочетал реализм с традиционными стилями древнерусской живописи. Работал в монументальной живописи, иллюстрировал книги (книги "Искусство Палеха" А.В.Бакушинского (1934), "Палешане" Е.Ф.Вихрева (1935), занимался росписью по фарфору. Тематика произведений: фольклор, литература, история, современная деревня, жанровые сцены. Участвовал в выставках с 1923 года. Его работы хранятся в МПИ, ИОХМ, ВМДПНИ, ГТГ, ГРМ, СПГИАХМЗ и др. (Зиновьев, с. 26, 73-74; Тарасов, илл. 108 на с. 280, илл. 110 на с. 283, илл. 111 на с. 284, с. 387). Ист.: МПИ. Инвентарная кн. НВ, N 1. (О. А. Колесова, ссылка на лит.: Датиева Н. С. О строительстве здания Исторического музея // Тр. ГИМ. М., 1998. Вып. 100. С. 323-343.).

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). Член Союза художников РСФСР с 1934 г.  

В начале XX в.  Михаилом Петровичем Париловым, совместно с Иваном Михайловичем Бакановым выполнены иконы: "Образ Серафима Саровского" и "Черниговская" икона Божией Матери, для Крестовоздвиженского храма в Палехе. Иконы находятся в нем по сей день. 





Вот еще одна из подписных икон этого иконописца.


Икона "Покров Пресвятой Богоматери", 1909 год. Ранее была в собрании В. Бондаренко.

Икона «Борис и Глеб», 1914 г., в собр. ГМПИ (N 18). Фанера, темпера, размер: 39x26 см. См. фото иконы вверху статьи.

В Палехском музее сохранилась прорись начала XIX века, с которой писалась эта икона.





Икона "Господь Вседержитель", 1912 г.



Икона "Архангел Михаил", 1914 год.

Эти работы лаконична и в тоже время монументальны. Видимо, реставрационная деятельность и работы над стенными росписями, наложили определенную печать на его иконописные работы.  Даже небольшая по размеру икона "Покров" смотрится очень лаконично и стильно. Здесь иконописец ориентировался на древнюю новгородскую традицию, как в композиции иконы, так и в общем подражании иконам XVI века.

БАКАНОВ Иван Петров. Палехский иконописец. Работал у Софоновых (1859-1870-е гг.). Неграмотный, по его просьбе писали Иван Евлампьев Софонов, Федор Дмитриев Салабанов и родной брат — Осип Петров Баканов. (Колесова, с. 395).

БАКАНОВ Константин. Работал у Л.М.Софонова (1840-1850-е гг.). (Колесова, с. 395).

БАКАНОВ Михаил. Палехский иконописец. Икона "Иоанн Богослов", кон. XIX, дерево, масло, золото, размер: 32х27. (Государственный музей палехского искусства, кат. N 411).



БАКАНОВ Михаил Михайлович (1867-1897). Палехский иконописец. (Колесова, с. 395).

БАКАНОВ Михаил Петрович (1846-1914). Палехский иконописец, личник, мастер стенной рос­писи. Работал у Софоновых: г. Ярославль (Кафедральный собор, 1881), г. Переславль-Залесский (Никитский монастырь, 1884-1885), с. Хреново (1894, приказчик), с. Жирятино (1895). (Колесова, с. 396).

БАКАНОВ Николай Никандрович. Иконописец и художник. Был членом “Общества мстерских иконописцев”, основанного в Петрограде в марте-апреле 1917 г. (Северюхин, Лейкинд, с. 175). В США в коллекции Джеймса и Татьяны Джексон имеется икона с образом святого князя Владимира, 1910 г. (James and Tatiana Jackson Collectio). 

На поле справа внизу у лузги подпись: “Н.Н.Баканов Москва. 1910». Обратный перевод с английского (signature at lower right: “N.N. Bakanov, Moscow 1910.”). 

В этой же коллекции была в продаже еще одна икона этого иконописца с серебряным окладом.



В собрании Игоря Сысолятина имеется вот эта икона с Ангелом Хранителем и избранными святыми, начала XX века. 



БАКАНОВ Никандр Иванович (? - ок. 1894). Иконописец, выходец из Палеха. Постоянно жил в Москве. (Колесова, с. 396).

БАКАНОВ Осип Осипович (1875?-1894). Иконописец, выходец из Палеха. Учился иконописи у Софоно­вых. Жил в Москве. (Колесова, с. 396).

БАКАНОВ Осип Петров. Палехский иконописец. Брат Ивана Петрова Баканова. Работал у Софо­новых (1840-1870-е гг.). (Колесова, с. 396).

БАКАНОВ Пётр {Антонович) (1795?-1886). Палехский иконописец, крестьянин Бутурлиных с. Палех. В 1829 году работал в Петербурге. (Колесова, с. 396).

БАКАНОВ Пётр Петрович. Палехский иконописец. Работал у Софоновых (1830-1860-е гг.). (Колесова, с. 396).

БАКАНОВ Степан Иванович (1861-1921). Иконописец, выходец из Палеха. Всю жизнь прожил в Москве. (Колесова, с. 396).

 И так, нам стала известна еще одна иконописная династия палешан.


Ваш,

Ю.Мануйлов.


    

четверг, 22 мая 2025 г.

 Мстерские иконописцы Мумриковы.



На фото: Рабочие иконописной мастерской Мумриковых. Нач. XX в. Фотография И.И.Щадрина. На фото сидят: 3-й слева - Иван Егорович Мумриков; 4-й слева - Пётр Иванович Мумриков.

Сегодня речь пойдет о мстерских иконописцах Мумриковых и мастерах работавших на них.

В предыдущих статьях я уже писал о мстерских иконописцах Гурьянове, Тюлиных, Брягиных, Шитове и других. Продукция мстерских мастерских разнообразна по уровню живописи и стилистике, но есть общее в их работах, это ориентация на вкусы старообрядческого населения, желавшего получить в дом "старинную икону", пусть, в некоторых случаях, лишь отдаленно похожую на подлинный древний образ. Иконописный промысел во Мстере появился в начале XVIII века, и к середине XIX столетия им занимались уже 449 мастеров из 919 домохозяев слободы, а еще в промысле участвовали чеканщики, сусальщики (мастера, занимающиеся золочением), столяры, изготавливавшие иконные доски и киоты: чеканщиков было 29 и сусальщиков – 19.

Биографии членов семьи Мумриковых наиболее полно освещены в работах краеведа В.В. Борисова, многие годы занимающегося исследованием истории слободы Мстеры. Статья иллюстрирована интересными фотографиями членов рода Мумриковых и документов, связанных с этой семьей. Даю ссылку на одну из последних статей Владимира Вячеславовича Борисова.  Единоверцы Мумриковы — почетные граждане слободы Мстера // Летопись единоверческой жизни единоверческого храма Архангела Михаила села Михайловская Слобода Московской епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата за 7521|2013 год. — М., 2014.

Ссылаясь на метрические книги, В.В. Борисов так описывает родословную семьи. "Первым представителем фамилии, упомянутым в этих книгах, является Никита Никифорович Мумриков (ок. 1802 – 07.05.1869). Михаил Никитич Мумриков был иконописцем. У него было три сына: Михаил (ок. 1822 – 17.04.1889), Егор (ок. 1823 – 24.08.1891) и Петр (ок. 1839 – 14.04.1908)". 

Его старший сын иконописец Михаил Никитич Мумриков (род. ок. 1822 – умер 07.05.1869 по другим сведениям 17.04.1889). В последней четверти XIX в. он был владельцем крупной иконописной мастерской совместно со своим племянником Иваном Егоровичем Мумриковым. «Его жизнь сложилась непросто. По записям в метрических книгах, две его дочери умерли в раннем детстве». (Вздорнов, с. 199; Тарасов, с. 181, 408; В. Борисов. Единоверцы Мумриковы – почетные граждане слободы Мстера). 

В собрании Н.М. Постникова имелась икона Спасителя поясного, 1871 г. (кат. 859) письма М.Н. Мумрикова (Каталог христианских древностей.... С. 39). 

Средний сын Никиты Никифоровича иконописец Егор Никитич Мумриков (ок. 1823- 24.08.1891). Работал в середине - второй пол. XIX в. (Вздорнов, с. 199). Имел сын также иконописца Ивана Егоровича Мумрикова. Известно , что он не только писал иконы, но также занимался реставарцией. В 1863 году он совместно с Василием Тюлиным раскрывали иконы в придельных иконостасах Благовещенского собора Московского Кремля. Что касается икон, то в собрании Н.М. Постникова хранились 4 иконы (кат. 758-761) написанные в 1868 г.  (Каталог христианских древностей... С.41; В. Борисов. Единоверцы Мумриковы – почетные граждане слободы Мстера).



 У Егора Мумрикова с супругой Параскевой Петровной (ок. 1824 – 28.10.1890) было девять детей: Старшим был Иван Егорович, оставивший после себя значительное наследие. 

 Младшим сыном, ставшим иконописцем, был Петр Никитич Мумриков (ок. 1839 – 14.04.1908). «По линии Петра Никитича род Мумриковых прекращается. У него с женой Параскевой Евменьевной, урожденной Бороздиной (ок. 1840 – 12.03.1918), все дети мужского пола умирают до женитьбы.» (В. Борисов. Единоверцы Мумриковы — почетные граждане слободы Мстера).

Но вернусь к Ивану Егоровичу.

Мумриков Иван Егорович (род. около 1845 – 29.03.1913 в Мстере, похоронен на единоверческом кладбище в Мстере). 

«27 сентября 1864 года сочетался браком с дочерью мстерского крестьянина Марией Алексеевной Рожковой (ок. 1847 – 25.08.1865). Этот брак оказался трагическим – при родах умирает жена. 24 октября 1865 года Иван Егорович женился на дочери мстерского крестьянина Анне Николаевне Чиркиной (род. ок. 1845). У супругов родились тринадцать детей: Петр, Федор, Василий, Симеон (27.01.1872 – 07.12.1874), Иоанн (15.02.1874 – 26.11.1874), Иван, Мария (27.03.1877 – 05.08.1878), Анна, Мария, Андрей (25.09.1882 – 04.10.1883), Екатерина (15.11.1883 – 22.02.1885), Алексей и Александра." (В. Борисов. Единоверцы Мумриковы — почетные граждане слободы Мстера).

Работал во 2-й пол. XIX в. Был "старинщиком", т.е. прекрасно писал иконы в старых стилях. В последней четверти столетия (конкретно указывают дату 1877 год) совместно с Михаилом Никитичем Мумриковым открывают мастерскую, в дальнейшем ставшую крупной иконописной мастерской. (Вздорнов, с. 199; Тарасов, с. 170, 181, 408). Иконы, выходившие из мастерской Ивана Егоровича были высокого качества. Они экспонировались на различных выставках и были отмечены наградами. Заработав на этом деле первоначальный капитал, он расширил производство и в 1894 году открыл заведение для проката фольги, которая применялась в огромном количестве для украшения производившихся во Мстере икон. Кроме фольгопрокатки занимались чеканкой риз, выделкой сусального золота и серебра, медной потали и золоченой бумаги. Все эти материалы шли в собственное производство и на продажу.

 Иконы мастерской неоднократно участвовали в выставках и были отмечены наградами: на Всемирной Колумбовой выставке 1893 года в Чикаго – бронзовой медалью при почетном дипломе, на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде 1896 года – серебряной медалью, за «иконы, писанные с пониманием духа и характера старинной иконописи и выдающиеся чистотой отделки». «На Всероссийской кустарнопромышленной выставке 1901 года в СанктПетербурге И.Е. и П.И. Мумриковыми были представлены финифтяные образки, «тонко и тщательно исполненные», за которые они были награждены большой серебряной медалью.» .

 Участник кустарной выставки в 1902 году. В указателе этой выставки имеется статья о нем:  «229 Мумриковы, Иванъ Егоровичъ и Петръ Ивановичъ (пот. поч. граждане). Владим. г., слоб. Мстера. Иконы. Годов. производ. до 300 иконъ, на сумму до 8.000 руб. Работаетъ 7 муж., нзъ нихъ 6 муж. наемъ. Производ. ручное. Золото и краски получ. изъ Москвы, на сумму до 400 руб. Кипарисъ и липу покуп. на Нижегородск. ярмаркѣ, на сумму до 300 руб. Сбытъ въ разные города Росс. Имперiи. Производство существуетъ болѣе ста лѣтъ. За иконы фирма удостоена Высочайшей, благодарности Его Императорскаго Величества (1888 и 1897 гг.). Одобр. Ком. Выст. въ Казани, сост. подъ покровит. Е. И. В. Н. Цесар. 1890 г. Серебрян, медаль (Нижегор. выст. 1896 г.). Медали на выст. въ Чикаго и Антверпенѣ.» (Указатель состоящей под августейшим покровительством Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны Всероссийской кустарно-промышленной выставки. 1902 г. С.-Петербург. Типография В.С. Балашовъ и ко.». С. 33).

  

В собрании Н.М. Постникова имелось несколько икон, написанных в мастерской И.Е. Мумрикова (кат. 3036, 3037, 3038), в частности икона Богоматери Владимирской (кат. Постникова 3037), сейчас хранится в Государственном русском музее (ГРМ), (ДРЖ Б-1163), (кат. Кондакова 32), размер: 30,8х26х2,2 см., на обороте в центре в прямоугольной рамке надпись черной краской: «Написася сiя св. / икона съ аригинала И.Е.Мумрикова / въ слободе Мстере; въ лето отъ сотво / рения мiра ЗTЧГ (7393 – 1885) / февраля въ ЕI день» (Каталог христианских древностей... С. 39; Каталог икон коллекции Н.П. Кондакова, с. 156, кат. 32).


У Ивана Егоровича был сын Петр Иванович (17 марта 1866 (по другим сведения 17 августа) – в конце 1920-х или начале 1930-х гг.), также ставший иконописцем. Он учился у своего отца.  16 января 1894 года П.И. Мумриков женился на дочери шуйского купца Александре Федоровне Талановой (род. 11.04.1872). У них родилось восемь детей.

В начале XX века в мастерской Петра Ивановича Мумрикова работал мастером-доличником мстерский иконописец Г.Т. Дмитриев. (Лаковая миниатюра Мстеры, с. 41). В мастерской Петра Ивановича заказывались иконы преподобных для Соловецкого монастыря. «В селе Мстера в мастерской Петра Ивановича Мумрикова, история которой насчитывала 200 лет, заказывали более дорогие иконы преподобных, с чеканкой на полях, а также киоты.» (Кольцова Т.М. Иконы Соловецкого монастыря, ссылка на РГАДА 1201. Оп. 4. Д. 920. Л. 115; Ф. 1183. Оп. 1. Д. 116. Л. 108.; Борисов В.В. Промышленные и торговые заведения слободы Мстёры в 1911 году).  В Мстере владел домом на улице Татарской (Борисов В. Список хозяйств, выбывших из Мстёры...). 

Участник кустарной выставки в 1902 году. В указателе этой выставки имеется статья о нем:  «229 Мумриковы, Иванъ Егоровичъ и Петръ Ивановичъ (пот. поч. граждане). Владим. г., слоб. Мстера. Иконы. Годов. производ. до 300 иконъ, на сумму до 8.000 руб. Работаетъ 7 муж., нзъ нихъ 6 муж. наемъ. Производ. ручное. Золото и краски получ. изъ Москвы, на сумму до 400 руб. Кипарисъ и липу покуп. на Нижегородск. ярмаркѣ, на сумму до 300 руб. Сбытъ въ разные города Росс. Имперiи. Производство существуетъ болѣе ста лѣтъ. За иконы фирма удостоена Высочайшей, благодарности Его Императорскаго Величества (1888 и 1897 гг.). Одобр. Ком. Выст. въ Казани, сост. подъ покровит. Е. И. В. Н. Цесар. 1890 г. Серебрян, медаль (Нижегор. выст. 1896 г.). Медали на выст. въ Чикаго и Антверпенѣ.» (Указатель состоящей под августейшим покровительством Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны Всероссийской кустарно-п ромышленной выставки. 1902 г. С.-Петербург. Типография В.С. Балашовъ и ко.». С. 33).

 «В 1910 г. Петр Иванович Мумриков был делопроизводителем общества вспомоществования ученикам Мстерской учебно-иконописной мастерской (иконописной школы). Был членом Первого Всеросийского съезда православных старообрядцев (единоверцев), состоявшегося в С.-Петербурге в январе 1912 года и Второго – в Нижнем Новгороде в июле 1917 года. В 1920-е годы был старостой мстерской единоверческой церкви. После революции иконописная мастерская и два двухэтажных дома были реквизированы.»  «Со времени открытия Мстерской единоверческой церковно-приходской школы и до 1916 года Петр Иванович Мумриков был в ней учителем. За учительские труды он награжден в 1890 году книгой «Библия» от Святейшего Синода выдаваемой и дважды, в 1898 и 1913 годах, – серебряными медалями «За усердие» для ношения на груди на Александровской ленте. Когда Иван Егорович передал свои предприятия сыновьям, неизвестно. Петру Ивановичу перешли фольговое, иконописное и киотное производства. Сусальное золото и серебро, изготовленное на его фольгопрокатной фабрике, экспонировалось на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде 1896 года. В 1907 году работы на фабрике были остановлены и сама она закрыта. К 1911 году фабрика сдана в аренду промышленному товариществу «Латунь». Земская оценка ее составляла 11 988 рублей, а с 1916 года понижена до 9513 рублей. Иконописное и киотное заведение продолжало работать. Земская оценка его к 1911 году была 1000 рублей, а с 1916 года – 2147 рублей. Иконы работы П. Мумрикова и его мастерской экспонировались на Второй Всероссийской кустарной выставке в Санкт-Петербурге в 1913 году, за которые он награжден золотой медалью.» (В. Борисов. Единоверцы Мумриковы – почетные граждане слободы Мстера).

Кроме икон на выставке демонстрировали и выпускаемые ими материалы.

Видимо они же Иван Егорович и Петр Иванович МУМРИКОВЫ И.Е и П.И. Иконописцы слободы Мстера. Судя по представленным экспонатам на кустарно-промышленной выставке, выпускали дешевые народные иконы. Участники кустарно-промышленной выставки в 1902 году. В указателе этой выставки имеется статья о них: «230. Мумриковы, И.Е. и П.И. Владим. г., Вязниковск. у., слоб, Мстера. Экспонируютъ: Доска 1-ая— послѣдовательный порядокъ выработки фольги изъ мѣди и образцы материала для дешевыхъ иконъ: № 1 кусокъ мѣди для прокатки фольги, № № 2, 3, 5 и 6-— фольга въ разныхъ стадіяхъ обработки, № 4— ручной чеканки фольговая риза на икону, N 7 и 8 - образцы штампованныхъ изъ бумажной фольги ризъ для иконъ. Доска 2-я— порядокъ выработки дешевыхъ народныхъ иконъ: № № 1, 2 и 3 — образцы бумажныхъ картинъ, № № 4 и 5 — собранный окончательно подготовленный матеріалъ для дешевыхъ народныхъ иконъ.» (Указатель состоящей под августейшим покровительством Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны Всероссийской кустарно-промышленной выставки. 1902 г. С.-Петербург. Типография В.С. Балашовъ и ко.». С. 33).



К сожалению подписные работы семьи Мумриковых не опубликованы, поэтому важен любой факт к биографиям мастеров, каждая зацепка, которая позволит в дальнейшем атрибутировать иконы.

Мумриков Иосиф Егорович (род. в 1862 г. – умер после 1893 г.). Потомственный мстёрский иконописец, единоверец. Брат иконописца Ивана Егоровича Мумрикова. Имел сына иконописца Василия Иосифовича Мумрикова. Известна подписная икона его работы «Пресвятая Богородица «Одигитрия» со святителями Ростовскими Леонтием, Игнатием и Исайей», 1884 г., Мстёра. Дерево, темпера. Размер: 31х26 см. В собрании В.И. Михалевского. Опубликована в книге: Нетленное наследие. К 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума. Москва 2020. Альбом. Автор-cоставитель: И.Л. Бусева-Давыдова. Кат. 442, с. 176. Цв. илл. 63.



 

Мумриков Василий Иосифович (Осипович). Иконописец и реставратор. Сын иконописца Иосифа Егоровича Мумрикова. Проживал в Москве, Малый Козицынский (Козихинский) 10 кв. 5, вход с улицы, тел. 449-14. Этот адрес был записан в записной книжке поэта Н.А.Клюева. (РГАЛИ Ф. 1684. Оп. 2 Ед.хр. 14. Л.10). Известна его подписная икона "Физический труд Святого Семейства", 1923 г., размер: 70х56 см., в собр. МИР, Петербург. В нижнем правом углу: "Иконописецъ В. О. Мумриковъ 1923 го окт. 16 д". (Siilin, с. 38; Тарасов, с. 454,  илл. 215 на с. 455).




Известен еще один иконописец, это Мумриков Петр Михайлович (урожд. Захаров). Мстерский иконописец. «В метриках упоминается еще Петр Михайлович Мумриков (род. ок. 1864). По воспоминаниям его внучек, Антониды Алексеевны Новожиловой и Альбины Ивановны Уткиной, по семейному преданию, их дед был урожденный Захаров, а Мумриковыми был усыновлен. Косвенно это подтверждают и метрические книги. При бракосочетании он записан в них Петром Семеновичем Захаровым, а при рождении детей, Петром Михайловичем Мумриковым. (В. Борисов. Единоверцы Мумриковы — почетные граждане слободы Мстера)

 В каталоге кустарной выставки упоминается хозяйка иконописной и киотной мастерской во Мстере Мумрикова Ольга Михайловна. Вероятно, дочь Михаила Никитича Мумрикова. Занималась производством с 1897 года. Участница кустарной выставки в 1902 году. В указателе этой выставки имеется статья о ней: «228 Мумрикова, Ольга Ивановна (потомствен. почетная гражданка). Владим. г., Вязниковск. у., слоб. Мстера. Иконы, кіоты. Годов. производ. до 1.200 руб. Работаетъ 3 муж. и 2 жен., изъ нихъ 3 муж. и 1 жен. наемн. Имѣетъ верстаки деревян. Дерево получ. изъ окрестностей, а др. матеріалы изъ Москвы, всего на сумму до 700 руб. Сбытъ въ Мстерѣ и окрестн. крестьянамъ (розничная продажа). Заним. производ. съ 1897 г.» (Указатель состоящей под августейшим покровительством Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны Всероссийской кустарно-промышленной выставки. 1902 г. С.-Петербург. Типография В.С. Балашовъ и ко.». С. 33).

 Иконописцы,  работавшие в мастерской Мумриковых.

Сохранились сведения о некоторых иконописцах в разное время работавших на Мумриковых. Приведу сведения о них.

БОРОЗДИН Д. (вероятно Дмитрий, отец Александра и Венедикта Бороздиных). Иконописец. В Каталоге собрания Н.М. Постникова значится икона Богородица Умиление оплечная (3036) о которой в описании сообщалось: «написася сiя св икона съ аригинала, Д. Бороздина в мастерской И.Е.Мумрикова въ слободЪ МстерЪ в лЪто отъ сотворения мiра /ЗЕЧГ (7293 – 1885) мца февраля в КА день». (Каталог христианских древностей, собранных московским купцом ..., с. 39).

 ГУРЬЯНОВ Николай Тимофеевич (1900-1973). Иконописец. Художник-миниатюрист. Родился во Мстёре. Из семьи потомственных иконописцев. Окончил Мстёрскую иконописную школу (1912-1916). Работал в иконописной мастерской Мумрикова П.И. Член «Артели древнерусской живописи» с 1926 г. С 1931 г. - член артели «Пролетарское искусство». Одним из первых начал писать на папье-маше. Занимался оформительскими работами в Сочи (1937) и Москве (1939-1940).

ДМИТРИЕВ Григорий Тимофеевич (род. в 1888 г. – умер в 1939 г.). Мстерский иконописец. Работал мастером-доличником в мстерской иконописной мастерской П.И.Мумрикова. Был воспитан на "строгановских" традициях. С 1930-х годов художник миниатюрист. (Лаковая миниатюра Мстеры, с. 41)

ЮРИН Василий Степанович. Иконописец. Отец Евгения Васильевича Юрина. Василий Степанович также работал «личником» в иконописной мастерской Ивана Егоровича Мумрикова. В 1902-м на Всероссийской кустарной выставке он был награжден серебряной медалью «За тонкое тщательное письмо в духе старинной русской иконописи». 

ЮРИН Евгений Васильевич (22 февр. 1898 г. в сл. Мстере - умер в 1983 г.). Из семьи потомственных иконописцев. С 1909 по 1913 годы — учился в мстерской иконописной школе. С 1913 по 1916 годы — работал в иконописных мастерских Мстёры: сначала в мастерской С. А. Суслова, затем у И. Е. Мумрикова, был мастером «доличного» письма в иконах. Писал пейзаж, архитектуру, расписывал сусальным золотом орнаменты на одеждах святых.


И последнее, хочу обратить внимание на цены на иконы Мумриковых и сравнить их с другими известными мастерскими. В Курских епархиальных ведомостях за 1905 год неоднократно публиковались прейскуранты с ценами на иконы. Размеры указаны в вершках. 



А нам остается ждать, когда будут выявлены иконы письма иконописцев Мумриковых.

Ваш,
Ю.Мануйлов.