Обо мне

Моя фотография
В своей жизни мне довелось заниматься очень многими вещами, но судьба так распорядилась, что икона стала главным делом и смыслом моего существования. Первую половину жизни я занимался изучением этой проблемы, копил материал, нащупывал методы познания, вторая половина жизни была посвящена реализации своих знаний, систематизации накопленного материала. Теперь настало время поделиться всем этим с заинтересованными людьми.

четверг, 9 мая 2024 г.

 Икона Богоматери "Умиление" из Святогорского монастыря.





На днях в продаже появилась икона с надписью, что икона поновлена неким Феодором Стянжевским. 




Икона никого не заинтересовала, наверно кроме меня. Я по привычке стал копировать фотографии и увидел, что эта фамилия уже мне встречалась. На сайте Свято-Успенского Святогорского монастыря  была опубликована фотография иконы Богоматерь "Умиление", написанная этим художником.


Вот что написано на странице Святогорского монастыря. "Ровно 110 лет назад, 31 октября (18 октября по ст. ст.), была написана икона «Умиление» Святогорская. Образ написан в монастыре в 1913 г. послушником Фёдором Стянжевским. На обратной стороне иконы можно прочитать соответствующую надпись. Этот список, который находится в Успенском соборе, тоже почитается чудотворным".


Чудотворная икона, явленная святому блаженному Тимофею на речке Луговке и на Святой Синичьей горе в 1563 и 1569 годах исчезла при не вполне выясненных обстоятельствах. Список с этой иконы, написанный послушником Феодором Стянжевским в 1913 г. находится в Успенском соборе справа от Царских врат. Список также почитается чудотворным.



Монастырь этот особенный для русского человека. Здесь находится могила нашего любимого поэта Александра Сергеевича Пушкина. Он был похоронен в родовой усыпальнице Ганнибалов-Пушкиных в 1837 году. Здесь же лежат родители поэта.




К сожалению информации о деятельности иконописца Сянжевского я не смог найти. Скорее всего он родом из Псковской губернии. На иконе, поновленной им, упоминается "Пригород Красный" и как сообщается в справочнике  "Псковская губерния. Список населенных мест по сведениям 1872-77 годы", Пригород Красный находился в 27 верстах от города Опочки. А вот в 1913 году Феодор Матвеев Стянжевский был послушником в монастыре. Стал ли он монахом или продолжил мирскую жизнь, это еще предстоит выяснить.  Для меня ясно одно, что человек он был глубоко верующий и не случайно, икона, написанная им, признана чудотворной и продолжает творить чудеса.

Ваш,
Ю. Мануйлов.

вторник, 23 апреля 2024 г.

 История одной иконы.




 Однажды мне пришло письмо от одной женщины, которая интересовалась сколько может стоить икона. Я написал цену которую мог предложить, но она ответила, что сейчас продавать не собирается, просто интересуется ценой. Я оставил ей свой номер телефона на случай если она надумает продавать икону. Прошло какое-то время, год или полтора, и в один из летних вечеров раздается звонок. Звонит владелица иконы и сообщает мне, что она хочет срочно продать икону. В другое время это бы меня обрадовало, но именно в этот день я купил в одном из антикварных магазинов другую икону и любовался ею. Однако, дама оказалась очень настойчивой. Дайте мне ваш адрес, я сейчас приеду к вам - настойчиво сказала она. 
Как часто бывает, икона в моих руках оказалась значительно лучше, чем на фотографии, мы сидели, я рассматривал икону, а она рассказывала о своих проблемах, что получила наследство от тети, а в доме надо срочно менять крышу и деньги ей нужны по зарез. Я ей объясняю, что я бы с радостью купил икону, но именно сегодня уже потратил все деньги и нужной суммы у меня просто нет. Давайте сколько у вас есть, сказала она, а остальное отдадите, когда будет возможность. Я впервые попал в такую ситуацию, когда незнакомый человек продает вещь в долг. Как вы понимаете, икону я купил, долг через пару месяцев вернул. Через пару лет я навещал жену и в больнице в палате с женой я увидел женщину, похожую на Лейду, так звали бывшую владелицу иконы. Я подошел к ней и спросил, она ли это. Оказалось, что она. А через какое-то время она вновь позвонила и приехала ко мне в гости с пачкой фотографий и бумаг. Я купил икону в 2009 году, а Лейде Мадрус икона перешла по наследству от её тети в 2004 году. Фамилия семьи была Парсман и жили они в Иисаку. 

На фотографии семья Хайна Парсмана. Судя по надписи фотография сделана в Везенберге, сейчас это г. Раквере.


Кровным родственником Лейды Мадрус (Суурметс) был дядя, которому икона перешла от двоюродных сестер, дочерей Парсмана. Семья Парсманов была купеческая и какое-то время семья жила в г. Луге (Петербургской губ.), там они держали колбасный магазин. Главой семьи был Хайн Парсман (1855-1910).  В 1918 г. семья вернулась в Эстонию. Уже в Эстонии сын главы семейства работал учителем в различных школах, в том числе в Иисаку. 



В дореволюционное время в Луге проживала большая эстонская община, со своей школой, церковью. Поскольку, семья была из протестантов, то икона скорее всего попала к ним случайно, кто-то из нуждающихся продал её им или отдал за ту же колбасу в голодном восемнадцатом году.


 

Первоначально на иконе была надпись и сургучная печать, варварски счищенные, без возможности их идентифицировать. В те годы в Эстонии было правило, что все ввозимые предметы из серебра клеймились эстонским клеймом, такое клеймо есть на окладе (крайнее слева). По правилам клеймения, на изделиях ставились следующие клейма: круглое клеймо с якорями г. С.-Петербурга; клеймо пробирного мастера "Д.Т." с датой - "1843". Пробирный мастер «Д.Т. – Тверской Дмитрий Ильич. (Постникова-Лосева, N1172).; клеймо мастера «А.Г.» - Глазов Андрей Алексеев (1835-1856 гг.). Мастер серебряного цеха. (Постникова-Лосева, N1200).  И клеймо Эстонии, «875» и изображение льва. 




Сама же икона написана лет на 20-30 ранее и скорее всего, также в Петербурге. 


Этот стиль, близкий к народному, был выработан холуйскими иконописцами и был популярен в столице. Эти иконы предназначались для не очень богатых людей. Возможно, кто-то из холуйских мастеров работал в Петербурге, но вполне может быть, что иконы привозились из Холуя и продавались в столице.
Наверно, надо сказать несколько слов о Холуе, крупном иконописном центре во Владимирской губернии. В XVII в. Холуй был вотчиной Троице-Сергиевой лавры. Письменные источники указывают на существование иконописного промысла в Холуе уже в XVII в. В XVIII в. Холуй насчитывал более 300 иконописцев.  В начале XIX в. количество крестьян, занимавшихся иконописью выросло до 700 человек. В сер.  XIX в. в селе работало более 720 мастеров, ежегодно писавших от полутора до двух миллионов икон. Часть иконописцев училась в Киеве. Известно, что 10 учеников были переданы для обучения иеромонаху Павлу Казановичу из Межигорского монастыря под Киевом. В 1899 г. в Холуе из 3500 жителей села иконописным промыслом было занято 452 человека. Сильно развито было там разделение труда. В 1880-е гг. в Холуе была открыта иконописная школа, с 1892 года школой руководил художник, выпускник Академии художеств, Н.Н. Харламов

"По вычислению г. Тихонравова, в Холуе в Старинные иконы Троицкого храма 1855 году, у шестидесяти хозяев работали [производили] ежегодно до полутора миллиона икон. В настоящее время, по собранным мною сведениям, писаных икон вырабатывается до 1 млн и фольговых, где рисуются только лицо и руки, а остальные места закрываются листом из фольги, до 200 тыс. Работа груба, но строго специализирована. Доски и киоты обыкновенно работают крестьяне. Простые сосновые или кипарисные доски передают сначала грунтовщику, потом пишущему одежду и серебрящему, затем пишущему лица и наконец пишущему надписи и наводящему лак. Больше всего пишущих платья и лица. Они получают, большею частью, копейку за икону и могут писать от 90 до 150 и более в неделю. Средний заработок в месяц можно положить 6 рублей, хотя есть много получающих 4 и немало получающих 8 и 9, редко 12 и 15 рублей. Дети 12-13 лет уже работают." (И.Пантюхов. Селение Холуй. c. 89-91 // Пожарский юбилейный альманах. Выпуск N 3.).

Покажу несколько икон холуйского письма, разного уровня письма и разного времени написания.







И еще добавлю несколько икон, написанных неким Иваном Горбуновым, выходцем из Холуя. Возможно это разные иконописцы носящие имя Иван. Иконописцев с этой фамилией много - это и Андрей, Никита, Федор, Прокопий, Степан. Все выходцы из Холуя и скорее всего, принадлежали к одной большой иконописной семье.










Ваш,
Ю.Мануйлов.

среда, 27 марта 2024 г.

 Икона Богоматери Феодоровской.



Сегодня 27 марта праздник иконы Феодоровской Богоматери. Однажды мне позвонил знакомый галерист и сказал, что у него есть пять икон, которые он хотел продать. Одна из икон была именно с Феодоровским образом. Поля были опилены, но в качестве бонуса была интересная владельческая надпись на обороте доски. Упоминается иерей Иоанн Феодорович Успенский, личность известная в Плесе. Нашел вот такой его рапорт: "В Нерехтское духовное правление Благочинного города Плеса Воскресенской церкви священника Иоанна Успенского".

Покорнейший рапорт.

Во исполнение Его императорского Величества указа оному духовному правлению сим честь имею
донести, что в ведомстве моего Благочиния ни при одной церкви не заведено в течение сего года
училища для поселенских детей. О чем сим покорнейше и рапортую.
Декабря ? дня 1845 года
Благочинный иерей Иоанн Успенский.

 (ГАКО ф. 31 оп. 1 д. 297 л. 2 (к. 5). Рапорты священноцерковнослужителей о церковных училищах.)


Мне очень нравится характеристика иконы - "Сия святая икона писана изографом самым достойным искусством". Надпись сообщает, что икона была поновлена в 1849 году. Сама же икона написана в XVII веке и поновлялась в XVIII и XIX веках. 





Образ Феодоровской Богоматери получил широкое распространение в связи с празднованием 300-летия правления дома Романовых. Дело в том, что этот образ был семейным у Романовых и особо почитался.

Вот еще одна икона с этим образом, написанная около 1913 года.


Видимо, икона писалась под оклад и фон и поля выполнены без особо изыска, чего нельзя сказать о живописи самой иконы. В иконе, особенно в трактовке личного, видно влияние стиля модерн.

А одна из первых икон в моей коллекции была также с образом Феодоровской Богоматери. Икона
достаточно древняя, написана в последней четверти XVIII века. Первоначально на иконе был только серебряный венец, причем без камешков, они были добавлены позже. На самой иконе сохранились отверстия от гвоздей крепивших венец и позже, при поновлении, замастикованные. А оклад к иконе был заказан позже и в это же время икона была поновлена и были дописаны приписные  святые на полях. 



Оклад изготовлен около 1840-х годов. На венце центральный желто-зеленый камень - виллемит. Этот минерал был открыт и вошел в моду именно в эти годы. На окладе применен металлический бисер, который привозился из Франции, его производство началось около 1830 года. Так что два эти признака дают нижнюю границу датировки. Я как-то посчитал, сколько же цветов бисера использовала мастерица, оказалось, что 22 типа бисера и это не считая стразов и камней. Как-то, у меня в гостях был ныне покойный Николай Иванович Кормашов (1929-2012), известный коллекционер икон, из шестидесятников, и художник. Когда он увидел этот оклад, то был поражен умению мастерицы подобрать цветовую гамму настолько гармонично, что она смотрится как живопись.  


Ваш,
Ю. Мануйлов.


четверг, 22 февраля 2024 г.

 

Гурьянов Василий Павлович 

Иконописец.




 Род. в 1866 (или 1867) в Богоявленской слободе (Мстёра) Владимирской губ. — ум. в 1920. Иконописец и реставратор, владелец иконописной мастерской в Москве (Сухаревская площадь, дом Карпович). В 1901 г. мастерская находилась в Москве на Большой Андроньевской улице в доме Медианова (Вся Москва. С. 1220). 



Семья Гурьянова принадлежала к Мстёрской старообрядческой общине спасовцев: его отец Павел Петрович Гурьянов был одним из руководителей общины. Первоначальное образование он получил в Мстёре.  В самом начале своего профессионального пути, работал в старообрядческих молельнях в Поволжье, в Нижнем Новгороде. Мастерская находилась в Мстере, а в 1890 г. Гурьянов переехал в Москву и основал там собственное дело. 



Позднее он работал в Никольском единоверческом монастыре в Москве, издавал там научные труды.

Его творческую карьеру можно назвать выдающейся, он прошел путь от крестьянского мальчика до иконописца поставщика Императорского двора. 

Многие иконописцы, работавшие в разное время в его мастерской, в своих воспоминаниях отмечали его, даже не прижимистость, а просто жадность. Кормили в мастерской плохо, многие отмечали недобросовестное отношение к договорным обязательствам, особенно в отношении молодых иконописцев. В журнале СВЕТИЛЬНИК, (№ 4-5, 1913 г. - С. 41-42) опубликована жалоба иконописца А. Бороздина на придворного иконописца В. Гурьянова по поводу пропавшей иконы.  Но несмотря на все эти отрицательные мнения о нем, ему удалось собрать группу иконописцев, оставивших яркий след в истории иконописи в России. Вот некоторые имена из- вестных иконописцев, в разное время работавших на Гурьянова.


Антоновский Фёдор Васильевич (1888 – 1948). Живописец-миниатюрист, иконописец. С 1906 г. работал в иконописной мастерской В.П.Гурьянова.

Брягин Александр Иванович (1888 - 1948). Художник-миниатюрист из Мстеры. В 1904 -1914 гг. работал в иконо­писных мастерских в Мстере и в Москве.

Изразцов А.И. Иконописец в мастерской В.П. Гурьянова. В кон. XIX в. занимался реставрацией, совместно с В. Тюлиным, рублевской "Троицы".

Кирсанов Михаил. Иконописец. Работал в мастерской В.П.Гурьянова. 

Модоров Фёдор Александрович (1890 - 1967). Художник, иконописец, реставратор и педагог. Уроженец Мстеры.  В 1906 году с отличием закончил Мстерскую иконописную школу. Переехал в Москву и стал работать в иконописной мастерской В.П.Гурьянова за 160 рублей в год и на хозяйских харчах.

Сизов Петр Алексеевич.  Знаменитый московский столяр, иконостасный мастер, позолотчик. Владелец известной «Позолотной и столярной фирмы Петра Алексеевича Сизова» в Замоскворечье. Мастерская занималась изготовлением иконостасов, золочением.  В иконостасы его работы устанавливались иконы работы В.П.Гурьянова и Н.М.Сафронова.

Тюлин В.А. (возможно Владимир Алексеевич). Иконописец и реставратор, выходец из Мстеры. Работал в мастерской В.П. Гурьянова.

Гурьянов успешно сотрудничал с известными иконописцами и фирмами. 

Емельянов Николай Сергеевич. Вместе с В.П. Гурьяновым, братьями М.О. и Г.О. Чириковыми, М. И. Дикарёвым и его сыновьями, Емельянов участвовал в создании иконописного убранства собора Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых у Николаевского вокзала в С.-Петербурге (1910-1914).


Колупаев Василий Иванович. Московский мастер, владелец иконописного заведения. Московские иконописцы В. Гурьянов и В. Колупаев поставили для поднесения Его Величеству Государю Императору, первый – икону с изображением Св. Апостолов Петра и Павла, Св. Благоверного Александра Невского и Св. Преподобной Ксении, второй – икону «Деисус».

Иконы выполнены В.П. Гурьяновым в "Художественно-живописной мастерской наследников П.П. Пашкова" в Москве.

Поставщик Высочайшего двора, личный почетный гражданин Гурьянов подносит написанную им икону по случаю освящения 18 августа сего года пределов нового Придворного Петергофского Собора.

Канцелярию, во исполнение приказа Министра Императорского двора, уведомляет Поставщика Высочайшего двора, московского иконописца Василия Гурьянова, что за доставленную им для поднесения Государю Императору, икону с изображениями Св. Апостолов Петра и Павла, Св. Благоверного Князя Александра Невского и Св. Преподобной Ксении повелено выдать подарок из Кабинета Его Императорского Величества.

Исполнял иконы для многих соборов и церквей в России (Новоспасский монастырь, церкви Петергофа, Оптиной пустыни и т.д.), а также за границей (Буэнос-Айрес, Андреевский скит на Афоне). 

Мастерская В.П. Гурьянова принимала участие в городских и во Всероссийских выставках. На Первой Всероссийской выставке монастырских работ и церковной утвари, которая проходила в С.-Петербурге в феврале-апреле 1904 г. в Таврическом дворце, он получил высшую награду — Grand prix. На выставке им была представлена богатая коллекция работ. 12 икон из этого собрания приобрела императрица Александра Фёдоровна. 




Выполнял реставрацию древней иконописи в Н. Новгороде, в храмах Москвы, участвовал в реставрации икон московского Успенского собора (1896). По заказу Его Императорского Величества удостоился написать иконы, украсившие в 1903 г. раку и сень над мощами преподобного Серафима Саровского, а позднее, в 1906 г., в Успенском соборе Саровской пустыни отреставрировал 150 икон. Реставрировал древние иконы Троице-Сергиевой лавры, Успенского собора Московского Кремля и т. д. Издавал памятники древнерусского искусства. Был членом Московского археологического общества, Общества любителей духовного просвещения, Комиссии по осмотру и изучению церковной старины в Москве и Московской епархии (Художники народов СССР. Т. 3. С. 243).

В 1903 г. В.П. Гурьянов принес в дар Комитету попечительства о русской иконописи свои прориси, сделанные с иконостасов Никольского Единоверческого монастыря, церкви 12 Апостолов и Николы Гостунского в Москве и проч. и свою книгу «Переводы с древних икон».

Был награждён российским орденом Св. Станислава 3-й степени, болгарским орденом "За гражданские заслуги" и сербским орденом Св. Саввы 4-й степени.

Умер в 1920 году.

 Иконы его мастерской были достаточно разнообразны по стилю. 

Икона Иверской Богоматери написана в 1902 г. и сейчас хранится в Музеях Московского Кремля. Размер иконы: 143х106 см.

Лик Спасителя. Фрагмент этой же иконы.




Икона Испанской Богоматери. Написана также в 1902 году и сейчас находится в Государственном Эрмитаже (СПб).

Из надписи на обороте иконы следует, что она выполнена «на память от Суздальского Покровского первоклассного женского монастыря».
Копия выполнена с иконы 1686 года. Икону писали мастера: Артемий Катунец, Иван Рефусицкий, Флор Луховлянин. А находится икона в Суздале. Размер иконы: 180 х140 см.



А эта икона находится в музее истории религии в Петербурге. Икона написана в 1913 году в год празднования 300-летия Дома Романовых.



И еще одна икона с этим же сюжетом в частном собрании А.Дадиани.



Вот еще одна интересная икона, находится в частном собрании А.М.Иванова. Икона долгое время продавалась в одном из антикварных магазинов Таллина. Цена была невысокая, я случайно увидел ее, начал торговаться. Необходимой суммы на руках не было и я решил, что завтра куплю, но на следующий день цена увеличилась ровно в 10 раз. А с переходом Эстонии на евро, цена конвертировалась в евро, но цифра осталась прежняя.


Подпись была не видна, рамка немного помята, был утрачен один или два камня на оправе. Уже через несколько лет я узнал, что подпись и дата были обнаружены под рамкой в процессе реставрации. Икона датирована 1916 годом.

Вот еще несколько работ мастерской В.П.Гурьянова.



Эта икона датирована 1900 годом и на оборотной стороне иконы сохранился старый Кремлевский номер. 



Икона датирована 1904 годом.


Икона Богоматери Иверской. 1898 г.


Фрагмент лика Богоматери.





На страницах моего блога, вы не раз видели различные штампы на иконах, созданных в конце 19 - начале 20 вв. В.П. Гурьянов кроме личной подписи ставил на иконах штампы. Известно несколько вариантов.





Иконы предназначенные для подарков иногда помещались в специальные коробки. Эстонцы народ бережливый и кто-то сохранил коробку от иконы.





Есть ряд икон в которых Гурьянов лично делал дарственные надписи.






И еще одна интересная икона. Это копия с иконы Б.С.Шереметева. Оригинал иконы был положен в его гроб.



Ваш,

Юрий Мануйлов.