Обо мне

Моя фотография
В своей жизни мне довелось заниматься очень многими вещами, но судьба так распорядилась, что икона стала главным делом и смыслом моего существования. Первую половину жизни я занимался изучением этой проблемы, копил материал, нащупывал методы познания, вторая половина жизни была посвящена реализации своих знаний, систематизации накопленного материала. Теперь настало время поделиться всем этим с заинтересованными людьми.

понедельник, 23 августа 2021 г.

 Образ Печерской Богоматери в серебряном окладе.



Очень люблю металлические оклады икон и даже не важно из драгоценного металла они выполнены или из латуни. Бесспорным преимуществом этой принадлежности иконы является его уникальность. И пусть мастера использовали штампы при изготовлении оклада, но вы не найдете двух абсолютно одинаковых окладов (конечно, если это не поздняя машинная работа). Иконы, которые я покупал для себя, всегда имели хорошую сохранность. Но вот эта икона стала исключением и решение купить икону с утратой я сделал исключительно из того, что мне очень понравился оклад. Оклад изготовлен костромским мастером около 1780 года. Серебро позолочено "огневым" методом* и даже спустя 250 лет, продолжает излучать удивительный свет.

Обратите внимание на шрифты, выполнены вкривь и вкось. Тем не менее это не портит работу. Умел же русский человек такое сотворить. Ну точно, немец бы такого не сделал.


  • *Суть так называемого огневого золочения в следующем. Поскольку электричество еще не было известно, то это был основной способ золочения. Готовилась амальгама из золота и ртути и наносилась на предмет, затем предмет обжигали. Ртуть испарялась, а золото на молекулярном уровне проникало в исходный материал. Затем процедуру повторяли несколько раз. Получалось очень прочное и яркое золочение, ему не страшны механические потертости, т.к. золото практически соединялось с металлом. Таким способом золотили не только серебряные изделия, но и изделия из бронзы. Латунные или бронзовые оклады, прошедшие золочение таким способом смотрятся великолепно и ценились в среде знатоков почти наравне с серебряными.



  • Клеймо мастера "М М". В настоящий момент, имя этого мастера неизвестно. В ГИМ хранится черневая солонка, выполненная этим же мастером и датированная 1788 годом. А вот пробирный мастер (также неизвестный) с инициалами "С.А" работал с 1760 по 1790 год. 



  • Так что датировка должна лежать где-то в этих границах.


Ваш

Ю. Мануйлов.

вторник, 8 июня 2021 г.




    Однажды мне позвонил молодой человек и предложил записать видео об иконах. Поскольку тема для меня очень близка, о многом можно рассказать интересующимся людям, и я согласился. Первые дни, несколько раз заглядывал в ютуб, но просмотров было мало и я забыл об этом эксперименте. По прошествии двух лет я случайно попал на своё видео и увидел, что все-таки кто-то смотрит его, часто благодарят, но были и отзывы отрицательные. Мол "показывает новодельные иконы". Вступать в дискуссии с неизвестным людьми мне не интересно. А вот высказаться на странице своего блога, пожалуй надо. Учителем моим был реставратор из художественного музея, еще он собирал иконы, хотя в советское время среди музейных работников это не приветствовалось. Но поскольку мы жили в Эстонии, то среди местной публики икона котировалась на том же уровне, что и африканская маска. Экзотика и только. Поэтому и закрывали глаза на коллекционные увлечения реставратора. Так вот, он всегда особенно обращал внимание на сохранность иконы, и я впитывал его опыт и уже позже, порой даже жалел, что не купил ту или иною вещь по одной только причине, что она мне казалась не достаточно хорошей для коллекции. Уровень мастерсктва современных иконописцев и реставраторов последние годы значительно вырос и конечно, наиболее талантливые из них способны из руинированной иконы сделать "шедевр". И такие "шедевры" покоряют сердца не очень искушенных коллекционеров, да и продавцы спрашивают за них чуть дешевле. А вот опытный коллекционер будет искать свою единственную икону, прождавшую его внимания в киоте под стеклом.

А кому интересно, можете послушать мои рассказы в этом видео.

https://yandex.ru/video/preview/?text=%D0%9C%D0%B0%D0%BD%D1%83%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%20%D0%98%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%8B&path=wizard&parent-reqid=1623177834024593-10169961844222086357-balancer-knoss-search-yp-man-1-BAL-7849&wiz_type=vital&filmId=1880599778727639407


На фото икона "Иоанн Богослов в молчании", первой трети 20 века. Написана старообрядческим иконописцем в Латвии. Киотное хранение.

понедельник, 19 апреля 2021 г.

 Художник и иконописец Е.Е. Климов.

Вспоминая имя святого Земли Русской Серафима Саровского, хочется показать редкую икону с его образом, написанную мало кому известным художником Евгением Евгеньевичем Климовым. Климов родился в 1901 году в Митаве. Учился в Рижской Академии Художеств. В 1921 году посетил Печорский край, был в Изборске и Пскове. Видимо, впечатления полученные от поездки дали толчок его занятиям иконописью. Известно, что он брал уроки иконописной техники у причудского иконописца Пимена Софронова. С 1949 года Климов жил в Канаде и там же умер в 1990 году. На обороте иконы сохранилась подпись художника. Икона помещена в киот на внутренней стенке которого сохранилась надпись: "соорудил сей киот великому угоднику Божиему Преподобному Серафиму..." и дата 1936 г.

На фото ниже эта икона.


В 2018 году в Пскове вышла книга повествующая о творчестве художника. Автором этой книги стал Валерий Сергеев, с которым Е. Климов познакомился заочно, прочитав его книгу «Андрей Рублев» и записав о ней положительный отзыв в своих дневниках. Завязалась переписка. Они так и не встретились, лишь сын Климова, Алексей Евгеньевич, смог лично познакомиться с Сергеевым в 1990 году; благодаря этому творческому тандему и поддержке Благотворительного фонда им. А. Соженицына была подготовлена эта книга к печати.




 Лет 15 тому назад в Таллин приезжала Ингрид Зоэтмульдер, антиквар из Нидерландов. До этого мы были знакомы по заочным деловым контактам. Узнав, что я интересуюсь различными штампами на иконах, она вспомнила, что у неё проходила икона со штампом и прислала мне фотографию. Вот тогда-то я и узнал, что была такая мастерская Д.Л. Логинова в Петербурге. Позже, мне удалось получить фотографии еще 4 икон с этим штампом, но личность владельца меня как-то не заинтересовала, поскольку я считал, что он лишь владелец магазина. Теперь информации прибавилось и стало понятно, что он был владельцем иконописной мастерской в Санкт Петербурге в начале 20 века. На фото можно увидеть одну из икон выполненную в мастерской Логинова.






Вот ещё одна икона с образом Богоматери "Неопалимая Купина".


А вот так выглядит штамп на тыльной стороне иконы.



Информация же была получена самым неожиданным образом, просматривая фотографии отца Иоанна Кронштадского (Сергиева), на одной фотографии увидел знакомую фамилию Логинова. К моему удовольствию это оказался именно тот Дмитрий Логинович Логинов, петербургский купец и владелец художественной мастерской. Его семья была одним из тех семейств, где отец Иоанн нередко проводил часы своего досуга. Д. Л. Логинов пользовался доверием и расположением св. праведного Иоанна Кронштадтского, был его духовным сыном. Степень близости о. Иоанна к семье Логиновых характеризует следующий факт: когда, в 1904 г. батюшка, находясь в отлучке, получил известие о рождении у Д. Л. Логинова сына, то он по телеграфу выразил желание, чтобы его записали крестным отцом новорожденного.