Обо мне

Моя фотография
В своей жизни мне довелось заниматься очень многими вещами, но судьба так распорядилась, что икона стала главным делом и смыслом моего существования. Первую половину жизни я занимался изучением этой проблемы, копил материал, нащупывал методы познания, вторая половина жизни была посвящена реализации своих знаний, систематизации накопленного материала. Теперь настало время поделиться всем этим с заинтересованными людьми.

понедельник, 19 апреля 2021 г.

 Художник и иконописец Е.Е. Климов.

Вспоминая имя святого Земли Русской Серафима Саровского, хочется показать редкую икону с его образом, написанную мало кому известным художником Евгением Евгеньевичем Климовым. Климов родился в 1901 году в Митаве. Учился в Рижской Академии Художеств. В 1921 году посетил Печорский край, был в Изборске и Пскове. Видимо, впечатления полученные от поездки дали толчок его занятиям иконописью. Известно, что он брал уроки иконописной техники у причудского иконописца Пимена Софронова. С 1949 года Климов жил в Канаде и там же умер в 1990 году. На обороте иконы сохранилась подпись художника. Икона помещена в киот на внутренней стенке которого сохранилась надпись: "соорудил сей киот великому угоднику Божиему Преподобному Серафиму..." и дата 1936 г.

На фото ниже эта икона.


В 2018 году в Пскове вышла книга повествующая о творчестве художника. Автором этой книги стал Валерий Сергеев, с которым Е. Климов познакомился заочно, прочитав его книгу «Андрей Рублев» и записав о ней положительный отзыв в своих дневниках. Завязалась переписка. Они так и не встретились, лишь сын Климова, Алексей Евгеньевич, смог лично познакомиться с Сергеевым в 1990 году; благодаря этому творческому тандему и поддержке Благотворительного фонда им. А. Соженицына была подготовлена эта книга к печати.




 Лет 15 тому назад в Таллин приезжала Ингрид Зоэтмульдер, антиквар из Нидерландов. До этого мы были знакомы по заочным деловым контактам. Узнав, что я интересуюсь различными штампами на иконах, она вспомнила, что у неё проходила икона со штампом и прислала мне фотографию. Вот тогда-то я и узнал, что была такая мастерская Д.Л. Логинова в Петербурге. Позже, мне удалось получить фотографии еще 4 икон с этим штампом, но личность владельца меня как-то не заинтересовала, поскольку я считал, что он лишь владелец магазина. Теперь информации прибавилось и стало понятно, что он был владельцем иконописной мастерской в Санкт Петербурге в начале 20 века. На фото можно увидеть одну из икон выполненную в мастерской Логинова.






Вот ещё одна икона с образом Богоматери "Неопалимая Купина".


А вот так выглядит штамп на тыльной стороне иконы.



Информация же была получена самым неожиданным образом, просматривая фотографии отца Иоанна Кронштадского (Сергиева), на одной фотографии увидел знакомую фамилию Логинова. К моему удовольствию это оказался именно тот Дмитрий Логинович Логинов, петербургский купец и владелец художественной мастерской. Его семья была одним из тех семейств, где отец Иоанн нередко проводил часы своего досуга. Д. Л. Логинов пользовался доверием и расположением св. праведного Иоанна Кронштадтского, был его духовным сыном. Степень близости о. Иоанна к семье Логиновых характеризует следующий факт: когда, в 1904 г. батюшка, находясь в отлучке, получил известие о рождении у Д. Л. Логинова сына, то он по телеграфу выразил желание, чтобы его записали крестным отцом новорожденного.







воскресенье, 21 июня 2020 г.

О так называемых поморских иконах

Поморского письма иконы приготовлялись в поморских беспоповщинских монастырях (Данилове и Лексе Олонецкой губернии). Иконы, что писались в Москве на Преображенском кладбище, похожи на поморские и часто за них были выдаваемы. 
(Мельников-Печерский. На Горах.)
Почитать Мельникова-Печерского мне посоветовал мой тесть Александр Иванович. В конце 1970-х об иконах, а тем более поздних, что--либо узнать можно было лишь общаясь с собирателями. А увидеть икону было еще сложнее. Их не продавали и поэтому купить что-то было сложно. Информация о времени и месте написания той или иной иконы была зачастую спорной и основывалась больше на мифах. Качественной иконе присваивалось наименование "школьная", такая характеристика шла еще из среды дореволюционных коллекционеров. Уже позже, в начале 1990-х, когда началась активная торговля иконами, я вдруг осознал, как же их много, таких разных и загадочных. Время от времени мне встречались иконы написанные на досках с ковчегом и торцевыми шпонками. Кроме этого признака, были и другие, позволявшие привязать эти иконы к одному иконописному центру. 





На Западном берегу Чудского озера живут старообрядцы беспоповцы. В первой трети 20 века в деревне Рая жил и работал замечательный иконописец Гавриил Ефимович Фролов.  Иконы его письма были отмечены штампом, который стоял на оборотной стороне икон. Поскольку он был федосеевцем, то естественно, писал в стиле, ориентированном на древние письма, почитаемые у старообрядцев беспоповцев. Работал он и на Преображенском кладбище в Москве. Преображенка была и остается духовным центром Федосеевского толка. 

Вот одна из икон Г.Е.Фролова.



В Причудье рядом с федосеевцами жили  поморцы, и уже сейчас, большинство федосеевских общин стало поморскими. В их моленных и домах много икон написанных федосеевцами и поморцами. 




Уже позже, изучая быт старообрядцев, проживающих в Эстонии, я увидел иконы этого стиля в домах и моленных староверов. Поскольку наши староверы в большинстве своем поморцы, то стало понятно, что поморский стиль в иконописи и иконы написанные на Выге имеют одни корни.
Примерно в 2008, а может быть немного раньше, в Русском музее состоялась выставка посвященная старообрядческой иконописи. И на этой выставке были показаны иконы Выговского письма и поморских писем.  









Размещу еще ряд икон написанных для поморцев. Вполне возможно какие-то написаны на Выге.






Эта икона имеет дату - 1826 год и в конце пространной надписи есть криптограмма, пока мною не прочитанная - ЗА. БР. ПО. МЕ. СЫ. МА. СБ. КА.













На этих фрагментах видна структура золочения и кракелюра. Хорошо видны лики, а они очень специфические. Обратите внимание также на горки и позёмы.



Ваш,
Ю. Мануйлов

суббота, 25 апреля 2020 г.

Об иконописцах старинщиках


Иконописцами старинщиками называли мастеров, знакомых с приемами письма иконописцев 16-17 веков и умело стилизовавших свои работы под старину. Уже в  XVIII веке во Владимирской губернии работал иконописец Занцев Андрей. Биографические сведения о нем пока не выявлены, можно только предполагать, что он был выходцем из Мстёры. Две иконы его письма находились в собрании известно купца и владельца крупнейшей коллекции икон, Н.М. Постникова, это иконы «Господь Эммануил», XVIII в. и «Спас на Спасских вратах», XVIII в.  (Каталог христианских древностей... С. 41. Кат. 751, 752). Иконы числились в разделе подделок.  



Ещё одна икона этого иконописца была у старообрядческого наставника федосеевца А.Е.Сорокина, это икона Св. Никола с 16 клеймами жития (копия со строгановской иконы), XVIII в. Позже эта икона была приобретена ректором Киевской духовной академии епископом Филаретом (1824-1882) для церковно-археологического музея при Киевской духовной академии (эта коллекция часто именуется как - Филаретовская коллекция). 

Еще одна икона, которая, судя по записи Андрея Михайловича Постникова, письма Андрея Занцева, сейчас хранится в собрании ГИМ.


У иконы информативная оборотная сторона. Посмотрите на неё.




В XIX веке в Москве работал иконописец Климов Нестор Климович (упом. в 1860- 1863 гг.). В 1890 г. на археологической выставке в Москве экспонировались 8 икон Климова, сопровождаемые следующей аннотацией: "Работы московского мещанина Нестера Климовича Климова, хороший столяр делать доски для икон, того времени первый мастер врезать, перевесть на новую доску, и расправить древнюю икону и под древнюю подделать" (Тарасов с. 409, 414). Климов писал иконы главным образом под строгановские и новгородские письма.
Несколько икон его работы я покажу. Иконы находятся в собрании Государственного исторического музея (ГИМ).

















А теперь посмотрим ещё на одну стилизацию под древность, выполненную иконописцем Василием Осиповичем Кириковым (1900–1978). Василий Осипович происходил из семьи потомственных иконописцев. Его отцом был иконописец И.Ф. Кириков. Его дядя по материнской линии Н. Юразов был также известным иконописцем «личником». Рано лишившись родителей, В.О. Кириков воспитывался у своей бабушки по материнской линии, Евдокии Васильевны Юразовой. Первые навыки в иконописании получил у своего деда - известного иконописца Ф.И. Кирикова. С 1910 г. он учился в Мстерской иконописной школе. Как лучший ученик был в 1914 г. направлен в Петербург для обучения реставрационному делу в Русском музее. Он известен и как талантливый копиист.



Икона «Св. великомученик Христофор», 1910-ые гг. Мстера. Размер: 26 x 22 см. 

Владимир, Художественный музей. Икона поступила в 1920-ые гг. из Кустарного музея во Владимире.


Конечно тремя именами список иконописцев-старинщиков не ограничивается, их было значительно больше. К сожалению, часто есть иконы, но неизвестен автор. В Мстёре существовало целое направление подстаринной иконописи, ориентированной на покупателей из старообрядцев. Иконы часто писались на старых досках, наводился искусственный кракелюр, икона "темнилась" и таким образом создавалась имитация древней живописи.

Вот пример подстаринной иконы. 

Икона Богоматери "Всех скорбящих радость", 2 пол. 19 в. Мстёра.



И еще одна подстаринная икона с фрагментом лика с характерным ломаным кракелюром.

Икона "Образ честной Главы Иоанна Предтечи", 19 в. Мстёра.




Как я уже писал, использована старая доска.





Ваш,

Ю. Мануйлов