Обо мне

Моя фотография
В своей жизни мне довелось заниматься очень многими вещами, но судьба так распорядилась, что икона стала главным делом и смыслом моего существования. Первую половину жизни я занимался изучением этой проблемы, копил материал, нащупывал методы познания, вторая половина жизни была посвящена реализации своих знаний, систематизации накопленного материала. Теперь настало время поделиться всем этим с заинтересованными людьми.

суббота, 25 мая 2024 г.

 Тверские иконописцы. Часть 3.


И так, продолжу рассказ о тверских иконописцах, работавших в конце 18 в. и в 19 веке.

Одним из значимых мастеров являлся тверской иконописец -

КУЛЬТЕПИН Максим Иванович (род. 1814 - ?). Он учился у иконописца Ивана Прохоровича Глазковского (Гурьева), а затем совершенствовал свое мастерство в мастерской его сына Александра Ивановича в Новгороде в Юрьевском монастыре. (Некрасов. Тверские иконописцы. С. 13). Работал в Твери, Новгороде и Торжке. В собрании Тверской областной картинной галереи хранятся четыре иконы кисти М.И. Культепина, в том числе «Собор архангела Михаила», «Христос у Марфы и Марии», «Уверение Фомы». Все они были написаны для иконостаса церкви святых Иоанна Дамаскина и Марии Египетской на Иоанно – Богословском кладбище города Торжка. Заказчиками семейного храма – усыпальницы и его убранства были новоторжские купцы, братья Стефан, Яков и Михаил Уваровы в 1843-1844 годах.

Кроме этого известна подписная и датированная икона "Поклонение волхвов", 1844 г.,  в собр. ГМИР. Размер: 45х36 см. На обороте надпись: "Сию святую икону в день освящения кладбищенского храма в Торжке и тезоименитства купцов Степану Никитину Г-ну Уварову посвящает тверской иконописец Максим Ив. Культепин 1844 г. ноября 28 дня". (Ю.Тарасов, икона и благочестие, цв. илл. 31, с. 303, 304). См. фото с выставки в ГМИР 2019 г.



В 2018 году в западной башне Тверского императорского дворца проходила выставка-акция из цикла "Страницы реставрации". Экспонировалась подписная икона “Преподобный Иоанн Дамаскин, в житии”, 1844, ТОКГ (Тверская областная картинная галерея). Реставратор Л.В. Жебелян, мастерская Тверской картинной галереи.  Дерево, левкас, темпера, золочение. Подпись внизу справа: «П: Тверс : иконоп: Максимъ Культепинъ 1844 года». См. фото вверху поста.

Максим Культепин также писал местные иконы для церкви Иоанна Дамаскина и Марии Египетской в Твери (ул. Осташковская (ул. Богословская).
“Местныя иконы Воскресения Христова, Пресвятой Богородицы, именуемой Неопалимая Купина, преподобного Иоанна Дамаскина, преподобной Марии Египетской и святого великомученика Никиты; на южной двери - трех вселенских святителей, а также св. Николая, Никифора, патриарха Цареградскаго, Софрония Иерусалимскаго и Амвросия Медиоланкаго; на левом - архистратига Михаила, св. Афанасия великаго, Кирилла Александрийского, святого благовернаго великого князя Александра Невскаго, преподобного Ефрема Сирина, Ефрема Новоторжкаго и великомученика Георгия Победоносца; все иконы написаны в 1844 году Тверским живописцем Максимом Культепиным». В советское время церковь была разрушена. (
Монастыри и приходские церкви г. Торжка и их достопримечательности. - Тверь, 1903.).

Анна Иванникова в своей статье об иконе Собор Архангела Михаила (см. прим. 16) пишет:

«В 1844 г. тверской иконописец Максим Культепин создал близкий по иконографии образ «Собор архистратига Михаила» (ТОКГ, инв. № Ж - 947), изменив отдельные детали (в частности, архангелы предстоят иконе Спаса Нерукотворного, свиток в руках Михаила отсутствует). Близость двух изводов косвенно подтверждает знакомство иконописца с эрмитажной иконой, которую он мог видеть (или копировать) во время работы в мастерской А. Глазковского.».

 В настоящее время мне известны еще два иконописца, носящие фамилию Культепины, это Василий Иванович, скорее всего брат Максима Ивановича. Он также учился у И.П.Глазковского и работал В Новгороде в Юрьевом монастыре у младшего Глазковского. Вторым известным иконописцем был Иван Культепин. Его имя упоминается в 1833 г., в связи освящением каменной церкви Преображения Господня в селе Замытье тверской губ. (сейчас Рамешковский район). На сайте собора сообщается, что "Расписал церковь тверской мещанин Иван Культепин." (http://www.preobrsobor.ru/index.php/khram-v-zamyte). Не исключаю, что он был отцом Максима и Василия Культепиных. А вот работы этих иконописцев, увы, пока мне не встретились.

Другой династией тверских  иконописцев были Пановы. Вот их имена:

ПАНОВ Александр Владимирович. Тверской иконописец. Работал в середине – второй половине XIX века. Сын иконописца В.И.Панова. Учился иконописи у отца. Работал по селам.

ПАНОВ Александр Лукин. Иконописец. Известен из надписи на оборотной стороне иконы Богоматери «Владимирской», 1762 г. Москва. На иконе внизу надпись: «Изображение ИмЪра чудотворнаго образа Прстыя Бцы Владимерскиiя Что Которой есть Вцръ у град Москв. Оуспенского». На оборотной стороне иконы внизу надпись: «Сей образъ Владимирския Прст / Богородицы написанъ в МосквЪ / 1762 Года декабря / 24 дня». Ниже надпись: «Тщаниемъ Усердиемъ Трудами Алекс / Лукина Панова». Икона продавалась в 2017 году в Германии на на одном из аукционов. (Фото от К. Эберхарда).



ПАНОВ Владимир Александрович. Тверской иконописец. Сын иконописца Александра Лукича Панова. Открыл в Твери иконописную мастерскую В этой мастерской учились и работали иконописцы Гаврила Кожевников и Семен Коршунов. (Некрасов. Тверские иконописцы., с. 3, 4?).

ПАНОВ Владимир Иванович. Иконописец, работал в Твери (упом. 1859 г.). Сын иконописца Панова Ивана Ильича. Своей мастерской не имел, а работал на других хозяев. Работал красками, пунктиром и штрихом, как граверы. Работал великолепно и был мастером своего дела. Мог работать и в технике масляной живописи. Кроме сыновей его учениками можно считать Гавриила Логиновича Кожевникова и Семена Николаевича Коршунова. (Свящ. В.И. Некрасов. Тверские иконописцы XIX столетия и конца XVIII. Тверь. Типография Губернского правления. 1905 г., с. 3). Мне довелось виидеть одну подписную икону "Избранные святые", 1859 г. Икона была написана в манере близкой к пешехоновскому стилю. Размер около: 35х30. Надпись в правом, нижнем углу средника: "1859 г. въ твер. пис. Владимiр И. пановъ" (Эстония, тал­лин­ский антиквариат, 1995 г. Мануйлов).

ПАНОВ Иван Ильич. Тверской иконописец. Родился вероятно, около 1747 г.  Некрасов пишет, что "В ту пору на западной окраине города, у заставы жил Иван Ильич Панов". В 1767 году императрица Екатерина Вторая приезжала в Тверь. Существует легенда, что семья Пановых как-то была знакома с личным кучером императрицы. И сам Илья (ему тогда было около 20 лет) написал портрет кучера, причем за отсутствием холста и бумаги изобразил кучера…на поверхности кирпича. Этот необычный «кирпичный» портрет увидела императрица и пригласила в Путевой дворец самого Ивана Ильича с отцом.  Государыня предложила отдать Ивана Панова в Академию художеств, учиться за казенный счет, но отец воспротивился. Семья Пановых происходила из рода староверов-беспоповцев, поэтому в Санкт-Петербург отец Ивана не отпустил. Сообщается, что после этого Иван Панов остался в Твери, писал иконы для сельских храмов, но всю жизнь жалел, что не довелось поучиться в Академии. Несмотря на то, что Панов сильно пил, он работал исправно, великолепно рисовал и был настоящим мастером своего дела. Он разработал необычный стиль иконописи, работая красками, пунктиром и штрихом, как граверы. Этот же стиль перенял его сын Александр, а сын Александра Владимир Александрович Панов открыл в Твери иконописную мастерскую, в которой учились лучшие представители этой школы – Гаврила Кожевников, Семен Коршунов и другие.

Учился иконописи у отца (отец был беспоповец). Жил близ С.Петербургской заставы в собственном доме. Имел сына, также иконописца Владимира Ивановича Панова. Ивану Ильичу принадлежит вся стенная живопись (alsecco) в холодной церкви Св. Екатерины мученицы в Твери (1819 г.). Рисунки были взяты с картин Библии Тавлеева. Им же написаны иконы в главном приделе в иконостасе церкви Иоанна Предтечи в Твери за исключением некоторых, написанных позже. В церкви св. Жен Мироносиц также имеются иконы его письма; так в приделе Саввы Освященного икона св. Жен Мироносиц, икона Благовещения, икона Саввы Освященного, икона Спасителя, икона Скорбящей Божьей Матери. В приделе св. Жен Мироносиц в иконостаса с правой стороны (1-й ярус) икона Жен Мироносиц, Николая Чудотворца, слева - икона Сошествия св. Духа, иконы святых: Иоанна Предтечи, царя Константина (Свящ. В.И.Некрасов. Тверские иконописцы XIX столетия и конца XVIII. Тверь. Типография Губернского правления. 1905 г., с. 3, 4). Надеюсь тверичи когда-то сделают фотографии этих икон и выставят на обозрение.

А тем временем в Германии имеются две иконы этого иконописца. 

Икона «Вознесение Господние», 1825 г. В собрании Курта Эберхарда. Надпись на нижнем поле в центре белой краской: «Писалъ Города Твери Иван Панов 1825 Года». Размер: 49,8х40,1х3,2 см. 


Икона «Свв. Арсений Коневский и Михаил Тверской», 1829 г. Надпись: «Писалъ города [Твери] ико(но)пи(се)цъ Иванъ Пановъ. 1829 года.». Размер: 35,4х30,9 см. Эта икона была в продаже на аукционе Харгесхаймер, 101-II. 25 апреля 2020 г. Лот. 815.

 

ПАНОВ Илья. Тверской иконописец, из старообрядцев беспоповцев. Работал в середине XVIII века. Отец иконописца Ивана Ильича Панова. (Свящ. В.И. Некрасов. Тверские иконописцы XIX столетия и конца XVIII. Тверь. Типография Губернского правления. 1905 г., с. 3)

Список имен приведенный Некрасовым, конечно является не полным. Несколько лет назад на аукционе Джексонов в США в продаже была икона с очень интересной надписью на оборотной стороне. 


  На обороте иконы в картуше надпись: «(17)90-го года / марта 4 дня / написася сеи стый / образ обещаниемъ города / Рыбни деревни деми / на крестьянина гурiя / васильева писанъ [в] / Москве города Т / вери иконописцомъ иваномъ ку / рицынымъ,..». (Ноябрь 2014 г. аукцион Jacksons, США, Lot 47). 



Еще один иконописец, отсутствующий в книге Некрасова, известен из подписей на двух иконах в частных собраниях.


АРКАДЬЕВ Семён (Семион). Тверской иконописец. Известен из подписи на подписной и датированной иконе в собрании И. Арсеньева «Рождество Богородицы», 1853 г. Размер: 31,3 х 26, 5 см. На нижнем поле слева в рамке подпись иконописца: «Написанъ (1853) Года // М. Семионъ ръкадьевъ». (Иконы из частных собраний, 2004., кат. 95). Видимо, икона написана по рисунку С.Е.Шармонова. Сохранилась прорись к этой иконе (приношу благодарность Наталье Плаксиной за информацию о прориси).



 Известна также подписная и датированная икона «Богоматерь Боголюбская», 1849 г. в коллекции иконной галереи Хорста Шмидта (Horst Schmied) (Германия, 94086 Bad Griesbach Kurallee 1a ). Размер иконы: 34,7х28,5 см. Надпись в правом нижнем углу на поле (на снимке надпись не читается). 



Заканчивая рассказ о тверской иконописи хочется отметить, что в тверской губернии широко были развиты и другие направления искусства, портретная живопись, декоративная резьба, художественные работы по металлу. Значительное место занимало старообрядчество и в частности, "подстаринная" иконопись. Центром старообрядчества Тверской губернии был Ржев.
Возможно, в будущем я смогу подобрать материал по старообрядческой иконописи в Тверской губернии и познакомить моих читателей с этой темой.


Ваш
Ю.Мануйлов.

четверг, 9 мая 2024 г.

 Икона Богоматери "Умиление" из Святогорского монастыря.





На днях в продаже появилась икона с надписью, что икона поновлена неким Феодором Стянжевским. 




Икона никого не заинтересовала, наверно кроме меня. Я по привычке стал копировать фотографии и увидел, что эта фамилия уже мне встречалась. На сайте Свято-Успенского Святогорского монастыря  была опубликована фотография иконы Богоматерь "Умиление", написанная этим художником.


Вот что написано на странице Святогорского монастыря. "Ровно 110 лет назад, 31 октября (18 октября по ст. ст.), была написана икона «Умиление» Святогорская. Образ написан в монастыре в 1913 г. послушником Фёдором Стянжевским. На обратной стороне иконы можно прочитать соответствующую надпись. Этот список, который находится в Успенском соборе, тоже почитается чудотворным".


Чудотворная икона, явленная святому блаженному Тимофею на речке Луговке и на Святой Синичьей горе в 1563 и 1569 годах исчезла при не вполне выясненных обстоятельствах. Список с этой иконы, написанный послушником Феодором Стянжевским в 1913 г. находится в Успенском соборе справа от Царских врат. Список также почитается чудотворным.



Монастырь этот особенный для русского человека. Здесь находится могила нашего любимого поэта Александра Сергеевича Пушкина. Он был похоронен в родовой усыпальнице Ганнибалов-Пушкиных в 1837 году. Здесь же лежат родители поэта.




К сожалению информации о деятельности иконописца Сянжевского я не смог найти. Скорее всего он родом из Псковской губернии. На иконе, поновленной им, упоминается "Пригород Красный" и как сообщается в справочнике  "Псковская губерния. Список населенных мест по сведениям 1872-77 годы", Пригород Красный находился в 27 верстах от города Опочки. А вот в 1913 году Феодор Матвеев Стянжевский был послушником в монастыре. Стал ли он монахом или продолжил мирскую жизнь, это еще предстоит выяснить.  Для меня ясно одно, что человек он был глубоко верующий и не случайно, икона, написанная им, признана чудотворной и продолжает творить чудеса.

Ваш,
Ю. Мануйлов.

вторник, 23 апреля 2024 г.

 История одной иконы.




 Однажды мне пришло письмо от одной женщины, которая интересовалась сколько может стоить икона. Я написал цену которую мог предложить, но она ответила, что сейчас продавать не собирается, просто интересуется ценой. Я оставил ей свой номер телефона на случай если она надумает продавать икону. Прошло какое-то время, год или полтора, и в один из летних вечеров раздается звонок. Звонит владелица иконы и сообщает мне, что она хочет срочно продать икону. В другое время это бы меня обрадовало, но именно в этот день я купил в одном из антикварных магазинов другую икону и любовался ею. Однако, дама оказалась очень настойчивой. Дайте мне ваш адрес, я сейчас приеду к вам - настойчиво сказала она. 
Как часто бывает, икона в моих руках оказалась значительно лучше, чем на фотографии, мы сидели, я рассматривал икону, а она рассказывала о своих проблемах, что получила наследство от тети, а в доме надо срочно менять крышу и деньги ей нужны по зарез. Я ей объясняю, что я бы с радостью купил икону, но именно сегодня уже потратил все деньги и нужной суммы у меня просто нет. Давайте сколько у вас есть, сказала она, а остальное отдадите, когда будет возможность. Я впервые попал в такую ситуацию, когда незнакомый человек продает вещь в долг. Как вы понимаете, икону я купил, долг через пару месяцев вернул. Через пару лет я навещал жену и в больнице в палате с женой я увидел женщину, похожую на Лейду, так звали бывшую владелицу иконы. Я подошел к ней и спросил, она ли это. Оказалось, что она. А через какое-то время она вновь позвонила и приехала ко мне в гости с пачкой фотографий и бумаг. Я купил икону в 2009 году, а Лейде Мадрус икона перешла по наследству от её тети в 2004 году. Фамилия семьи была Парсман и жили они в Иисаку. 

На фотографии семья Хайна Парсмана. Судя по надписи фотография сделана в Везенберге, сейчас это г. Раквере.


Кровным родственником Лейды Мадрус (Суурметс) был дядя, которому икона перешла от двоюродных сестер, дочерей Парсмана. Семья Парсманов была купеческая и какое-то время семья жила в г. Луге (Петербургской губ.), там они держали колбасный магазин. Главой семьи был Хайн Парсман (1855-1910).  В 1918 г. семья вернулась в Эстонию. Уже в Эстонии сын главы семейства работал учителем в различных школах, в том числе в Иисаку. 



В дореволюционное время в Луге проживала большая эстонская община, со своей школой, церковью. Поскольку, семья была из протестантов, то икона скорее всего попала к ним случайно, кто-то из нуждающихся продал её им или отдал за ту же колбасу в голодном восемнадцатом году.


 

Первоначально на иконе была надпись и сургучная печать, варварски счищенные, без возможности их идентифицировать. В те годы в Эстонии было правило, что все ввозимые предметы из серебра клеймились эстонским клеймом, такое клеймо есть на окладе (крайнее слева). По правилам клеймения, на изделиях ставились следующие клейма: круглое клеймо с якорями г. С.-Петербурга; клеймо пробирного мастера "Д.Т." с датой - "1843". Пробирный мастер «Д.Т. – Тверской Дмитрий Ильич. (Постникова-Лосева, N1172).; клеймо мастера «А.Г.» - Глазов Андрей Алексеев (1835-1856 гг.). Мастер серебряного цеха. (Постникова-Лосева, N1200).  И клеймо Эстонии, «875» и изображение льва. 




Сама же икона написана лет на 20-30 ранее и скорее всего, также в Петербурге. 


Этот стиль, близкий к народному, был выработан холуйскими иконописцами и был популярен в столице. Эти иконы предназначались для не очень богатых людей. Возможно, кто-то из холуйских мастеров работал в Петербурге, но вполне может быть, что иконы привозились из Холуя и продавались в столице.
Наверно, надо сказать несколько слов о Холуе, крупном иконописном центре во Владимирской губернии. В XVII в. Холуй был вотчиной Троице-Сергиевой лавры. Письменные источники указывают на существование иконописного промысла в Холуе уже в XVII в. В XVIII в. Холуй насчитывал более 300 иконописцев.  В начале XIX в. количество крестьян, занимавшихся иконописью выросло до 700 человек. В сер.  XIX в. в селе работало более 720 мастеров, ежегодно писавших от полутора до двух миллионов икон. Часть иконописцев училась в Киеве. Известно, что 10 учеников были переданы для обучения иеромонаху Павлу Казановичу из Межигорского монастыря под Киевом. В 1899 г. в Холуе из 3500 жителей села иконописным промыслом было занято 452 человека. Сильно развито было там разделение труда. В 1880-е гг. в Холуе была открыта иконописная школа, с 1892 года школой руководил художник, выпускник Академии художеств, Н.Н. Харламов

"По вычислению г. Тихонравова, в Холуе в Старинные иконы Троицкого храма 1855 году, у шестидесяти хозяев работали [производили] ежегодно до полутора миллиона икон. В настоящее время, по собранным мною сведениям, писаных икон вырабатывается до 1 млн и фольговых, где рисуются только лицо и руки, а остальные места закрываются листом из фольги, до 200 тыс. Работа груба, но строго специализирована. Доски и киоты обыкновенно работают крестьяне. Простые сосновые или кипарисные доски передают сначала грунтовщику, потом пишущему одежду и серебрящему, затем пишущему лица и наконец пишущему надписи и наводящему лак. Больше всего пишущих платья и лица. Они получают, большею частью, копейку за икону и могут писать от 90 до 150 и более в неделю. Средний заработок в месяц можно положить 6 рублей, хотя есть много получающих 4 и немало получающих 8 и 9, редко 12 и 15 рублей. Дети 12-13 лет уже работают." (И.Пантюхов. Селение Холуй. c. 89-91 // Пожарский юбилейный альманах. Выпуск N 3.).

Покажу несколько икон холуйского письма, разного уровня письма и разного времени написания.







И еще добавлю несколько икон, написанных неким Иваном Горбуновым, выходцем из Холуя. Возможно это разные иконописцы носящие имя Иван. Иконописцев с этой фамилией много - это и Андрей, Никита, Федор, Прокопий, Степан. Все выходцы из Холуя и скорее всего, принадлежали к одной большой иконописной семье.










Ваш,
Ю.Мануйлов.

среда, 27 марта 2024 г.

 Икона Богоматери Феодоровской.



Сегодня 27 марта праздник иконы Феодоровской Богоматери. Однажды мне позвонил знакомый галерист и сказал, что у него есть пять икон, которые он хотел продать. Одна из икон была именно с Феодоровским образом. Поля были опилены, но в качестве бонуса была интересная владельческая надпись на обороте доски. Упоминается иерей Иоанн Феодорович Успенский, личность известная в Плесе. Нашел вот такой его рапорт: "В Нерехтское духовное правление Благочинного города Плеса Воскресенской церкви священника Иоанна Успенского".

Покорнейший рапорт.

Во исполнение Его императорского Величества указа оному духовному правлению сим честь имею
донести, что в ведомстве моего Благочиния ни при одной церкви не заведено в течение сего года
училища для поселенских детей. О чем сим покорнейше и рапортую.
Декабря ? дня 1845 года
Благочинный иерей Иоанн Успенский.

 (ГАКО ф. 31 оп. 1 д. 297 л. 2 (к. 5). Рапорты священноцерковнослужителей о церковных училищах.)


Мне очень нравится характеристика иконы - "Сия святая икона писана изографом самым достойным искусством". Надпись сообщает, что икона была поновлена в 1849 году. Сама же икона написана в XVII веке и поновлялась в XVIII и XIX веках. 





Образ Феодоровской Богоматери получил широкое распространение в связи с празднованием 300-летия правления дома Романовых. Дело в том, что этот образ был семейным у Романовых и особо почитался.

Вот еще одна икона с этим образом, написанная около 1913 года.


Видимо, икона писалась под оклад и фон и поля выполнены без особо изыска, чего нельзя сказать о живописи самой иконы. В иконе, особенно в трактовке личного, видно влияние стиля модерн.

А одна из первых икон в моей коллекции была также с образом Феодоровской Богоматери. Икона
достаточно древняя, написана в последней четверти XVIII века. Первоначально на иконе был только серебряный венец, причем без камешков, они были добавлены позже. На самой иконе сохранились отверстия от гвоздей крепивших венец и позже, при поновлении, замастикованные. А оклад к иконе был заказан позже и в это же время икона была поновлена и были дописаны приписные  святые на полях. 



Оклад изготовлен около 1840-х годов. На венце центральный желто-зеленый камень - виллемит. Этот минерал был открыт и вошел в моду именно в эти годы. На окладе применен металлический бисер, который привозился из Франции, его производство началось около 1830 года. Так что два эти признака дают нижнюю границу датировки. Я как-то посчитал, сколько же цветов бисера использовала мастерица, оказалось, что 22 типа бисера и это не считая стразов и камней. Как-то, у меня в гостях был ныне покойный Николай Иванович Кормашов (1929-2012), известный коллекционер икон, из шестидесятников, и художник. Когда он увидел этот оклад, то был поражен умению мастерицы подобрать цветовую гамму настолько гармонично, что она смотрится как живопись.  


Ваш,
Ю. Мануйлов.