Обо мне

Моя фотография
В своей жизни мне довелось заниматься очень многими вещами, но судьба так распорядилась, что икона стала главным делом и смыслом моего существования. Первую половину жизни я занимался изучением этой проблемы, копил материал, нащупывал методы познания, вторая половина жизни была посвящена реализации своих знаний, систематизации накопленного материала. Теперь настало время поделиться всем этим с заинтересованными людьми.

вторник, 6 февраля 2024 г.

 Даниил во львином рву.


На фотографии вы видите фрагмент иконы совершенно удивительной по красоте, редкости сюжета, написанной иконописцами, являющимися легендами конца 19 века.

Прежде чем начать рассказ о самой иконе, об истории её изучения, я приведу рассказ об одном из персонажей, изображенных на иконе, а именно о пророке Данииле. Он жил в VII—VI веках до нашей эры. Бог наделил его способностью объяснять сны, дал ему видения о будущем и вдохновил его написать библейскую книгу, которая носит его имя. Эту историю, избавления Даниила от смерти во рву со львами, оставил нам Саша Черный, в 1925 году рассказ был опубликован в парижском еженедельнике "Иллюстрированная Россия". 


Вот этот рассказ целиком:


Персидские вельможи не взлюбили пророка Даниила: был он любимцем царя Дария и приближен к нему больше всех.

Как осудить пророка? Был он добр, мудр и справедлив, и ни в чем нельзя было его обвинить. Решились они извести его хитростью.

Уговорили царя Дария вельможи-сатрапы издать указ, чтобы никто не смел в течение тридцати дней никому, кроме царя Дария, поклоняться.

Подписал царь указ. А пророк, как всегда, встал вечером у окна, поднял глаза к звездному небу и стал молиться Богу.

Вельможам только этого и надо было. Пришли к царю и сказали: «Вот твой любимец пророк Даниил нарушил указ. Поклонился не тебе, а своему Богу. Осуди его, царь, — мы все свидетельствуем против него».

Не легко было Дарию выдать завистливым вельможам Даниила, тянул-оттягивал, но скрепя сердце должен был своему же указу подчиниться.

И отвели пророка ко львиному рву, втолкнули его к голодным хищным зверям, а к выходу привалили камень, и сам царь тот камень своей печатью опечатал.

Старый лев забил упругим хвостом по бедрам, вскочил и поднял голову. За ним гурьбой потянулись львы и львицы. Львята бросили свои игры и широко открыли изумрудные детские глаза. На камне у входа бесстрашно стоял человек, юный и стройный, и улыбался.

— Не боишься? — проворчал старый лев и мохнатой головой коснулся подножия камня, на котором стоял пророк.

— Нет.

— Ты тот, кого люди называют пророком Даниилом? Я тебя сразу узнал: у тебя бесстрашное сердце и львиная поступь.

— Мы его будем есть? — спросил годовалый львенок у матери, но львица лапой отбросила львенка на песок. — Поди прочь, шакал! Его нельзя трогать… Он не такой, как все. Орел нам вчера сказал, что Даниил на охоте не пронзил копьем ни одного льва.

Всегда мимо бросает… А кто нам со стены рва кидал не раз кости и мясо с царской кухни? Ты не узнал?.. Он добр ко всем, даже к паукам.

Львенок удивленно замурлыкал и, сев на задние лапы, стал рассматривать Даниила: ишь какой, — ничуть не боится…

Даниил легко соскочил с камня — расступились звери — подошел к львенку, склонился и положил ему руку на темя. Впервые пальцы человека коснулись головы львенка, и показалось ему, что не человек пощекотал его за ухом, а язык матери, теплый и ласковый.

— Ну, что же, будешь меня есть? — улыбнулся Даниил.

— Нет, не буду. Ты разве понимаешь нашу речь? — удивился львенок.

— Да. Бог добр ко мне: я понимаю, о чем шумит вода, о чем шепчутся деревья, что говорят, перекликаясь в саду, птицы, и ваш язык — мне знаком.

К Даниилу подобрался, осторожно нюхая воздух, другой львенок, — совсем крохотный, не больше кошки, потерся о его ноги и заурчал.

— Погладь и меня… Он ведь большой, а я маленький.

Рассмеялся Даниил, сел наземь, взял второго львенка на руки, а за ним и другие львята на колени к нему полезли.

Довольные львицы облизнулись: сразу видно, этот умеет с малышами обходиться. А львы разлеглись кругом у скал в тени, прищурили зрачки и, не мигая, стали смотреть. Не каждый день такую штуку увидишь.

— Бороться хотите? — спросил Даниил, встал на ноги, слегка их расставил и уперся руками в сильные бока.

Дремавший орел испуганно встрепенулся на скале: вот визжат. Что это они там затеяли?

А львята пушистой гурьбой набросились на Даниила. Но разве такого повалишь. Лезли, вставали на задние лапы, упирались мордами в упругие колени, но человек ни с места. И вдруг отскочил в сторону — так и повалились зверята на горячий песок… Вот ведь хитрый какой.

Потом бегали вперегонки. У человека две ноги, а у львят по четыре, но куда там. Никто Даниила не обогнал, только угомонились, высунули языки, разлеглись под скалой рядом с Даниилом, бока, как кузнечные меха, ходят.

Львица, мать самого маленького львенка, лапу ему в расщелину камня сунула, вытащила полуобглоданную кость, принесла и перед Даниилом положила: ешь…

Но он только головой покачал и рассмеялся.

Цикады над головой затрещали. Жарко и тихо.

— А ты рычать умеешь? — спросил Даниила маленький львенок.

— Нет.

— Я тоже не умею.

— Вырастешь, научишься… — Даниил задумался и посмотрел зверенку прямо в зрачки. Львенок отвернул глаза. Рассердился, фыркнул и опять упрямо посмотрел в глаза Даниилу. И опять не выдержал взгляда человека.

— Отчего это? — спросил львенок.

— Что «отчего»?

— Матери я смотрю в глаза и даже большим сердитым львам, а тебе не могу.

— Ну, ты еще малыш. Не поймешь… Сиди тихо и не мешай мне думать.

— Что такое «думать»?

Даниил ничего не ответил, прислонился к теплой скале и положил львенку на спинку ладонь: потянулся звереныш, зевнул — всю пасть открыл, — затих и завел свою сонную кошачью музыку. А цикады все громче трещат.

Подошел незаметно вечер. Пала прохлада. Звери по всем углам расшагались, старый лев на луну морду поднял и заревел: очень уж есть захотелось. А Даниил руки за голову закинул и пролежал недвижимо до рассвета, глядя на светлые звезды и поглаживая жавшихся к нему от ночного холода львят.

Царь Дарий всю ночь не спал и к пище не прикоснулся. Жалко ему было юного Даниила, своего советника и любимца. Голодные львы — не шутка, небось и костей от Даниила не осталось… А вдруг жив? Не сохранил ли его Бог, которому он поклонялся?.. Так ведь спокоен был Даниил, когда его вели в львиный ров, и так светел, точно ничего злого себе от хищных зверей не ждал.

Чуть свет, едва первые птицы в кустах встрепенулись, кликнул царь Дарий воинов и пошел торопливо к львиному рву.

Стал у опечатанного камня и тревожно окликнул:

— Жив ли ты, Даниил?

И из-за камня бодро и радостно отозвался знакомый голос:

— Жив! И ты, царь, живи во веки…

Отвалили камень. Вышел невредимый Даниил. Дарий в радости глазам не верит.

А злые, лукавые вельможи сзади столпились, хмурятся и глаза в землю потупили.

Обернулся Дарий — и, как его ни просил Даниил простить их, не послушался и махнул воинам рукой:

— Бросьте их львам!


На иконе в правой её части изображен еще один сюжет, это "Три отрока в пещи огненной" - 

из Книги пророка Даниила (Дан.1:7, 3:24). Речь в книге идет об иудейских юношах 

в Вавилонском пленении по имени Ана́ния, Аза́рия и Мисаи́л. Они были брошены в огненную

печь по приказу царя Навуходоносора за отказ поклониться идолу, но были сохранены 

Ангелом Господним и вышли оттуда невредимыми. 


Сама же икона находится в коллекции коллекционера Алексея Василенко, она была опубликована в книге "Чистота душевная", Киев. 2014.  Авторство иконы на момент издания книги определить не удалось и через несколько лет Алексей обратился ко мне с просьбой помочь прочитать надписи на двух иконах из его коллекции. Он предполагал, что эта икона могла быть написана известным иконописцем Михаилом Дикарёвым, но доказательств этому не было.

СМы познакомились, случайно встретившись в Питере. Я приехал на встречу, что бы купить икону у торговца из Петрозаводска, а Алексей приехал из Киева, также купить икону у этого же человека. И вот наши пути сошлись у Храма Спаса на крови. 

Прошло несколько лет, была зима, я болел гриппом, нужно было лежать, а это так скучно. Письма меня озадачили и обрадовали, вот наконец-то есть интересное занятие и я тут же приступил к изучению надписей.

На этой иконе, на тыльной стороне находилась полуосыпавшаяся надпись.


Не буду пересказывать мои попытки прочтения этой надписи, просто приведу мою версию прочтения, именно версию, так как утраты очень велики.

1 строка -                      Сия святыя икона написа

2 строка  -            на  (на м)асл(ичном)ъ древе ис св(ят)

3 строка  -         аго  (града) (Иe)русалима от куда Х(рис)тосъ

4 строка  -        В(оз)неса (пр)инес(е)н(а)  инокомъ ....и

5 строка  -       омъ. и (напи)с(ана) АОт?З (18.7) го. иконо(писцами)

6 строка  -        Михаи(ло)мъ   Д(ика)рев(ы)мъ. и Оси(пом)ъ

7 строка  -                   С. Чи(рико)вымъ.  ик..ина. с...

8 строка -                              м(о)ск(ва)

 Вот и подтвердилось авторство Михаила Ивановича Дикарева. Он работал в мастерской Иосифа (Осипа) Семеновича Чирикова (в надписи отчество сокращено до одной буквы "С".

Теперь разберемся с датой написания иконы. Более-менее видна первая буква А означающая тысячу, далее конечно  греческая буква "От", что значит 800, а вот третья цифра не совсем понятна. Посмотрим на написание десятков, то ориентируясь на остатки буквы, здесь могла бы подойти КСИ (60), и с натяжкой Ч (90). Дикарёв стал работать в мастерской Чириковых в конце 1870-х годов, поэтому 60-е годы не подходят. Остается предположить, что указан 1897 год. Стиль живописи также говорит скорее за 1897 год, нежели за 1867 год.

Во второй строке речь идет о масличном дереве, т.е. об оливе. Упоминание породы дерева встречается в надписях и даже на иконных штампах. Как правило указывалось, что икона написана кипарисовом дереве. Икона изготовленная из кипариса стоила дороже на один рубль, если говорить о доске размером 30х25 см. В данном случае использована древесина не типичная для русских икон и, как видно из надписи, привезенная из Иерусалима неким иноком - паломником на Святую Землю (имя его к сожалению прочесть не удалось). Упоминается имя Христа и это не случайно, Христос был положен в гроб и Вознесся на третий день из своей могилы на Елеонской горе, называемой еще Масличной горой. На горе всегда росли оливы и во времена жизни и в момент Воскресения Христа, от сюда и такое особое отношение к этому дереву.


Святой Алексий митрополит московский


 Во второй иконе с образом надпись была прочитана и даже был выдан сертификат. 



 

 











Однако, некоторые детали надписи остались не прочитанными и они оказались очень важны.

Вот эта надпись:


Компьютерные программы позволяют просмотреть надпись в разных цветовых вариантах и часто это помогает лучше увидеть некоторые нечитаемые буквы.



Этот метод помог разобраться с нечитаемыми фрагментами надписи.

Приведу нашу переписку с А. В.

Икона «Святой Митрополит Московский Алексий», около 1910 г. 

На обороте иконы надпись: «Благословил меня игумен ….. // 26 февраля 1920 года /

/ Ю.Олсуфьев // Работа ученика Лаврской иконописной мастерской около 

1910 года Василия Корнеевича окончившего затемъ школу // живописи и ваяния. 

Умер  в Черкизово (Москва) + 1914 // икона написана по Строгановскому 

подлиннику.". 

На иконе Алексия упоминается игумен, т.е. руководитель монастыря. В это время там был архимандрит Кронид (Любимов), но в надписи что-то другое. А вот далее идет подпись человека, который и сделал всю эту запись. Сразу подумал, что тоже не случайный человек. 

Потом долго пытался читать подпись. Вначале, как догадка, что написано Ю. Олсуфьев, а когда проверил, то появилась уверенность, что это именно он.  

Ю.А. Олсуфьев был заместителем председателя (с сентября 1919 по март 1920 — председателем) Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры, главным хранителем  ризницы Лавры. 

 Ю.Мануйлов.

 


Посылаю вам образец автографа Олсуфьева на его книге. 

Обратите внимание на написание буквы Ж в слове многоуважаемый и начерк 

той же буквы в слове «живописи» на вашей иконе.

 Ю. Мануйлов.






































Вот так удалось установить авторство иконы и узнать, что надпись сделана
Ю.Олсуфьевым.

P.S. Но это еще не все. Приведенное имя иконописца Василий Корнеевич, оказывается имя и отчество иконописца  Бондарева Василия Корнеевича (ум. в 1914 г. в Черкизово (Москва). Художник, преподаватель. Выпускник «художественных классов» (так в то время называлось Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУВЗЖ). С 1897 года преподавал в иконописной школе Троице Сергиевой лавры. «В 1897 г. после кончины иеромонаха Симеона для преподавания живописи был приглашен выпускник «Художественных классов» Василий Корнеевич Бондарев с рекомендацией «лучшего по искусству и по нравственности». Он продолжил занятия по установившимся при отце Симеоне правилам и оставался на этом послушании вплоть до закрытия школы.» (Л. А. Армеева. Учиилище иконописания в стенах Троице-Сергиевой лавры в конце XIX — начале XX века. //  Богословский вестник № 11–12. 2010 ). 

 


Ваш,
Ю.Мануйлов.

суббота, 6 января 2024 г.

 Виленская, Килемская, Мишковская - образы Богоматери




Я не могу похвастаться своими знаниями в иконографии. Невозможно охватить необъятное. Я всегда считал, что если столкнусь с какой-то неизвестной мне иконографией, то я просто стану изучать этот конкретный предмет.

Несколько лет назад в Дюссельдорфе на аукционе Hargesheimer была в продаже икона с образом Богоматери, названная Виленская. Видимо, на тот момент у меня не было свободного времени, что бы разобраться, что есть что, но теперь пришло время.


Икона с аукциона примечательна не только интересной иконографией, но и тем, что она датирована 1824 годом и указан иконописец, некто Артемий Сорокин.

На нижнем поле в центре надпись: «Сiя святая икона изображена въ лето ЗТЛВ (7332) е  / мiроздания рождества Хрстова АКД (1824) Д. Артемiем / Сарокинымъ».  Размер 46х38 см. На икону значительно позже был изготовлен в Петербурге серебряный оклад, клейма на окладе подсказывают время изготовления оклада - 1896 -1908 гг. 

См. фото





Недавние мои поиски иконописца с именем Артемий Сорокин привели к находке. На сайте Петербургского антикварного магазина нашлась прорись или попросту, рисунок к иконе. Скорее всего он выполнен уже с известной нам иконы, так как имеется надпись почти дословно повторяющая надпись на иконе, а в нижнем правом углу рисунка имеется помета, что рисунок сделан 15 февраля 1835 года, т.е. через 11 лет после написания конкретной иконы. На рисунке имеется надпись с названием иконы и здесь четко читается Килемская. 



Внизу в центре надпись: «Сiя святая икона изображена / въ лето   рождества Хрстова 1824 / Д. Артемiемъ  Сарокинымъ». Справа внизу у самого среза бумаги надпись: «снято 15 февр. 1835». 

Размер рисунка близок к размеру иконы: 44х36 см. 

См. фото



И так образ Килемской Богоматери. Иконы с таким названием нет в церковном календаре. 

С образом Богоматери Виленской, того образа который помещен мною в оглавление поста, как мы видим, нет ничего общего, но я вспомнил, что в коллекции В. Бондаренко была икона, называемая Виленская (ростовая) и в чем-то действительно похожая на нашу. Здесь есть держава, жезл, корона на голове Богоматери и не только. 



Вроде бы и надпись на иконе "Виленская", но меня смущает реставрированное золото по фону и нельзя быть уверенным, что надпись сохранилась оригинальная, а не сделана при реставрации.

Что же, зато имена Виленская - Килемская очень похожи.

 Есть еще одна икона, которая также очень близка к изучаемой, это местночтимый образ Мишковской Богоматери. Свое имя образ получил от названия села Мишковка Стародубского уезда Черниговской губернии. Время прославления этой иконы приходилось на вторую треть XVII века

Образ можно увидеть на фототипии начала XX века.


 Вот еще один образ Мишковской, написанный иконописцем Тимофеем Ипатовым в 1777 году. Икона упоминается М.К. Каргером и находится в ГРМ, а ранее она была в коллекции Н.П.Лихачева. На иконе подпись черной краской по нижнему полю: «истеное iзображенiе чудотворнаго образа пртыя бцы что оутроiцы напстыни: писалъ сей образъ полотня[ной] iпарусной фабрики содержателя григоря iваныча сна щепочкина ево сопственой фабришной iконописецъ тимофей iпатовъ: 1777 году мца февраля 15». Размер: 74х58,5х3 см (Каргер, с. 121, 136; Биобибл. словарь, т. 4, с.537).

 Здесь изображение зеркальное, впрочем, такая ошибка встречается довольно часто. В надписи есть еще одна интересная деталь, обратившая мое внимание. Икона написана 15 февраля и на рисунке та же дата 15 февраля. Это может быть и простым совпадением. Я посмотрел какие иконы празднуются в этот день, оказывается 15 февраля празднуются иконы Виленская (принесение в Вильно в 1495 году)


Здесь мы видим в руке младенца Иисуса Христа розу, её нет на иконе так называемой Килемской, но в целом это наиболее близкий вариант иконографии. 

Действительно ли существовала икона Богоматери называемая Килемской, ответа на этот вопрос пока нет. Понятно, что  иконография довольно поздняя и корнями своими уходит в западно-европейскую иконографию. Возможно в качестве протографа была взята европейская гравюра, а возможно и не одна, и на местной почве произросло совсем иное произведение.

Есть еще непонятный для меня момент, перед именем иконописца в надписи на иконе и затем повторенное в рисунке с иконы есть буква "Д". Это сокращение мне непонятно. Могли написать И - иконописец, М - мастер или мещанин, З- зограф, Х - художник. Вопросы остаются и надо искать ответы на них.

Ваш,

Ю.Мануйлов.


среда, 29 ноября 2023 г.

 Анна Алексеевна Орлова и тверские иконописцы. 

Часть 2.

 


Иконописец А.И. Глазковский (род. в 1813 г.), выходец из Твери. Сын Ивана Прохорова (или со слов Ж. Белик - Порфирьевич) Глазковского (Гурьева). Иконописи учился у своего отца. В 1833 году переехал в Новгород и почти всю свою жизнь проработал в Юрьевском монастыре и умер там же. Крупные заказы требовали большого количества иконописцев и без помощников в мастерской было не обойтись. Была своя мастерская и у Глазковского. Из воспоминаний Ивана Арефьева, записанных уже известным нам Василием Ильичем Некрасовым, известно, что многие иконописцы проходили обучение в Твери у его отца Ивана Прохорова, а затем отправлялись в Юрьевский монастырь, где продолжали обучаться мастерству иконописи и работали в мастерской.

 Архимандритом Юрьевского монастыря в это время был Фотий (Петр Никитич Спасский). Его личность и сам Юрьевский монастырь оказались тесно связаны с Анной Алексеевной Орловой-Чесменской, дочерью фаворита Императрицы Екатерины Второй, графа Алексея Орлова. 24 летняя Анна была надломлена смертью своего отца и всю свою энергию и огромные средства направила на благотворительность.

Во время Отечественной войны 1812 года графиня стала одной из крупных благотворительниц для московского ополчения.

 Особую набожность графини молва приписывает тому, что она пыталась замолить грех отца, за его участие в убийстве Императора Павла I в Ропше. Она отправляется в паломничество - вначале в Киево-Печерскую лавру, а затем в Ростов в Спасо-Яковлевский монастырь. Там она знакомится с гробовым старцем Амфилохием (Андрей Яковлев). Он стал её духовным отцом. Ежегодно до самой смерти старца в 1824 году, на время Великого поста Анна Алексеевна приезжала к нему в монастырь, говела, а затем праздновала Пасху. Кстати, Андрей Яковлев был искусным иконописцем и  одним из тех, кто при Императрице Екатерине II расписывал собор Успения Богоматери в Москве.

Видимо, под влияние старца Амфилохия формировалось её религиозное мировоззрение. Но  несмотря на свою религиозность, графиня Анна не оставила свет. В 1817 году она была пожалована в камер-фрейлины, император Александр I подарил ей портрет императрицы Елизаветы Алексеевны, а во время коронации Николая I она получила знаки ордена Святой Екатерины меньшего креста; в 1828 году Анна Орлова сопровождала императрицу Александру Фёдоровну в её путешествии по России и за границей. Императрица была весьма расположена к ней с самого своего приезда в Россию.

Она знакомится с Фотием и благодаря её протекции он получает сан архимандрита и назначается настоятелем новгородского Юрьева монастыря.

 Графиня Орлова купила рядом с Юрьевым монастырем, в Витославицах, большой участок земли и обустраивает там свою усадьбу. Это обстоятельство стало определяющим в её судьбе и судьбе монастыря. 

Теперь деньги Орловой направляются в Новгород. А через некоторое время туда перебирается и сама благотворительница. К тому времени уже не Амфилохий, а Фотий становится ее духовником, и они вместе восстанавливают Юрьев монастырь. Средств на благотворительность Анна Алексеевна не жалела. 

В конце 1970-х годов я был в Новгороде, в Юрьевом монастыре, в Витославицах, где уже тогда был музей зодчества под открытым небом. Увы, в Георгиевском соборе 12 века были лишь голые стены, с черно-белыми фотографиями былого богатства, и на импровизированном аналое стола репродукция иконы "Ангел златые власы".

Благодаря огромным деньгам, которые графиня жертвовала монастырю, в считанные годы там были построены Спасский собор, западный корпус с церковью Всех Святых, восточный, он же Орловский корпус с кельями, северный корпус с храмом Воздвижения Креста и южный, с церковью иконы Божией Матери Неопалимая Купина, церковь Архангела Михаила. А новая монастырская колокольня была выстроена по проекту самого Карла Росси.

Храм без икон ничто, вот здесь и пригодился талант тверских иконописцев, работавших под руководством Александра Глазковского.

Мастера Глазковского пишут иконы для вновь строящихся храмов и для подарков высоким особам. Искусствовед из Государственного Эрмитажа Анна Иванникова пишет об  иконе из собрания Эрмитажа, письма А. Глазковского, датированной 1833 годом и предназначавшейся для подарка Николаю I. Она отмечает высокое мастерство мастера и указывает на возможное влияние на Глазковского творчества Владимира Лукича Боровиковского.  (Иванникова А.П. Иконописец Александр Глазковский и образ «Собор Архистратига Михаила» 1833 года // Ярославский художественный музей XXIII Научные чтения). Впрочем, и в работах мастерской Пешехоновых, личное писалось в манере Боровиковского.


 Икона «Собор Архистратига Михаила», 1833 г. ГЭ, инв. № ЭРЖ-2555.  Размер: 90х 68,5 х 3,3 см. 

На обороте этой иконы имеется надпись "написана икона святая по благословения отца Архимандрита Фотия АОт ЛГ года Марта КЕ дня"




Анна Иванникова обратила внимание на икону в тем же сюжетом в музее в Коломенском и с аналогичной надписью. Сравнив эти две иконы, пришла к выводу, что и эта икона также принадлежит кисти Александра Глазковского. 

Обратите внимание, что при одинаковом сюжете, икона из Коломенского значительно меньше по размеру, иконы из Эрмитажа.

Собор Архангела Михаила. 1833 г. Размер: 36х30 см.


Надпись на иконе.

Фрагмент иконы.

Сохранилась переписка Фотия с графиней Орловой, которая опубликована в журнале "Русская старина". Фотий болел, но однако на вопрос Анны Алексеевны об иконописце Александре, Фотий написал подробное письмо. В письме он писал, что иконописец затеял гадание на женитьбу. И буквально сразу с ним произошло происшествие, которое очень его насторожило и он понял, что им крутят бесы. О своем происшествии иконописец поведал Фотию. Но самое важное, что из переписки можно понять отношение самой Анны Алексеевны и архимандрита к иконописцу. Из письма понятно, что он работал уже более пять лет, был ценим как Анной Алексеевной, так и Фотием. Глазковский писал иконы как по заказам Фотия и графини, так и для подарков "царской фамилии", а еще "писал иконы патриарху в Александрию и Египет".  (Слезскинский А.Фотий и графиня А. Орлова.  Чесменская // Русская старина. 1903. Т. CXVI . Вып. 10. С. 162.)

1.     Об этой работе я уже написал немного в предыдущем посте и разместил эту фотографию. 


А сейчас размещу фотографию оборотной стороны.


ух "Дух Благовония и Кадила Приносящего Жертвы Святому Богу» (это фрагмент иконы Неопалимая Купина).  Внизу на золоченой лузге нацарапанная надпись: "Писал Тверской Иконописец Александр Глазковский АѾЛ (1830) год". Размер: 36 х 30,1 х 3 см. На обороте дарственная надпись: «Благословение святейшимъ // отцем с. А.Ф. // (нареченному сыну) I. А. // 14 марта 1836 года»В надписи скорее всего упоминается Архимандрит Фотий.  В центре доски розовой краской нанесен инвентарный номер «Д. 9». Более ранний номер «N 571 Д» зачеркнут. Ниже «Доп. 9», еще ниже буква  «Д». 

2.      


Из работы В.И. Некрасова мы также узнаем, что мастерами А.Глазковского были расписаны склеп, где погребены арх. Фотий и графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская. 

Архимандритом Фотием в свое время была написана небольшая работа, посвященная его рассуждениям о проблемах качества иконописи, моральных качествах иконописца, о продаже икон, о необходимости освидетельствования иконописцев. Фотий сетует на низкое качество работ многих современных ему мастеров иконописи и видимо  поэтому к мастерам Глазковского был приставлен художник, который исправлял рисунки и следил за работами; но производил он работы исключительно при помощи иконописцев тверяков; так, например, у него работали: Мих. Ив. Усов, Ив. Никифоров Чистяков, Вас. Ив. Культепин, Максим Ив. Культепин, Вас. Ив. Немчинов и другие. (Некрасов. Тверские иконописцы. 1905. С. 12, 13).

Но об этом в следующем посте.

Ваш,

Ю.Мануйлов.


вторник, 28 ноября 2023 г.

 Василий Ильич Некрасов и тверские иконописцы.

Часть I.



Давным-давно, более 20 лет назад я в свободное время шел в читальный зал библиотеки, брал подшивки с епархиальными ведомостями и часами листал пожелтевшие страницы, выискивая информацию, касающуюся деятельности иконописцев. В те не столь уж далекие времена русский интернет представлял из себя полупустыню и редкими островками информации. Сейчас все стало значительно лучше, информации много, правда не всегда она достоверна, и здесь может помочь только твой наработанный опыт. Я давно планировал вновь обратиться к епархиальным ведомостям, как к источнику информации о русской иконописи и здесь набрел на отсканированные материалы. Имея материал в электронном виде задача поиска упрощается на несколько порядков. Набрал нужное слово или фамилию, и поисковик выдает тебе ссылки. Буквально за пару недель я нашел несколько незнакомых мне ранее имен иконописцев, нашел материалы дополняющие уже имеющиеся сведения о деятельности определенных лиц. А далее начинается анализ полученного нового материала, сверка его со старым, образуются новые перекрестные линии, связывающие разных людей.

Специалисты хорошо знакомы с работой тверского священника, служившего в знаменитой в Твери Бело-Троицкой церкви, Василия Ильича Некрасова (1868 - ок. 1935). Он заведовал Тверским епархиальным Древлехранилищем и вел учет поступавших предметов и описание всех имеющихся древностей. Не знаю обстоятельств знакомства отца Василия Некрасова с последним тверским иконописцем Иваном Филимоновичем Арефьевым, но благодаря этому знакомству и интереса отца Василия к местному иконописанию, появилась на свет небольшая книжка, изданная в 1905 году и являющаяся в настоящее время единственным пособием для человека, начинающего заниматься историей тверской иконописи.


Иван Филимонович Арефьев сам был иконописцем, учился у местных тверских иконописцев и за свою жизнь поработал у многих владельцев иконописных мастерских, в том числе и в мастерской Пешехоновых. Благодаря этому обстоятельству он хорошо знал многих мастеров лично, знал их манеру письма, мог указать где находятся работы того или иного мастера. Собственно, эту информацию и передал в своей книжке В.И.Некрасов.

Вот такая информация есть в тверских епархиальных ведомостях за 1905 год, вып. 1. «выслушано сообщеніе члена Комитета свящ. В, И. Некрасова о мѣстномъ художникѣ И. Ф. Арефьевѣ, (+ 1904 г.), при чемъ демонстрированы были пожертвованныя сыномъ этого художника, преподавателемъ Тверского епарх. жен. училища М. И Арефьевымъ, старинныя иконы, бывшія у его отца, изъ коихъ нѣкоторыя написаны имъ.».

От себя добавлю, что А.Ф. Арефьев был не только иконописцем, но и коллекционером старины. В Тверском епархиальном Древлехранилище когда-то хранились два складня 17 века из коллекции Арефьева. Нашлась и одна икона, с подписью Ивана Арефьева. В 2019 году она продавалась на аукционе в Москве. В предпродажном описании была информация об иконе, но не было сказано ни слова о самом иконописце. И причина ясна, о нем просто нет доступной информации.


Икона "Св. Арсений епископ Тверской и св. князь Михаил Тверской", иконописец Иван Ф. Арефьев , 1889 год.  Размер: 31 х 26 см. 

 В.И. Некрасов приводит достаточно много фамилий местных иконописцев. Некоторые имена сейчас широко известны, например фамилия иконописцев Пешехоновых, перебравшихся в Петербург и оставившие яркий след в церковном искусстве средины 19 века.

Основателем династии иконописцев Пешехоновых был Самсон Федорович Пешехонов, он учился в Москве в Знаменской школе Сапожникова (надеюсь я когда-то напишу о Сапожниковых). Интересное наблюдение -  епархиальные ведомости очень часто упоминают фамилию Пешехонова или Пошехонова, но в каждом упоминании есть либо фамилия либо имя Иван Пешехонов. Там же сообщается, что Иван Пешехонов старообрядец "беглопоповского толка" и видимо достаточно авторитетный человек в конце 18 века. Принадлежал ли он к этой семье или нет, вопрос. Как и вопрос почему упоминается Иван Федорович, и нет упоминаний о Самсоне Федоровиче и его сыновьях и внуках.

Приведу несколько примеров икон, написанных в мастерской Пешехоновых.


Икона работы Ивана Самсоновича Пешехонова, датированная 1827 годом. в собрании музея им. А.Рублева (ЦМиАР).


В отличии от показанной работы Ивана Самсоновича, которая еще очень тверская, в иконе следующей из собрания Эрмитажа уже виден знаменитый пешехоновский стиль.

Эта икона написана Макаром Самсоновичем Пешехоновым, а датирована 1855 годом. (ГЭ).





Икона "Сретение Господне", 1872 г. была написана для иконостаса церкви во имя апостолов Петра и Павла Валаамского монастыря, а находится икона в музее Православной Культуры и Искусства в Куопио (Финляндия).


Для тех кто заинтересуется творчеством этой мастерской, рекомендую книгу Ж.Г.Белик "Иконописное наследие мастерской Пешехоновых", М. "Индрик", 2011.

В мастерской Пешехоновых работали многие иконописцы из Твери. На днях в Германии  продавалась икона иконописца Шармонова, работавшего в этой мастерской. Интересно, что Пешехоновы разрешали своим мастерам оставлять подписи на иконах, благодаря чему мы больше узнаем о самой мастерской и о деятельности ее замечательных мастеров. 

Икона письма С.Е. Шармонова. 1853 г. 


Шармонов (Шарманов) Семён Ефремович (род. до 1832 г. – умер после 1875 г.). Считается одним из лучших мастеров в мастерской. Жил «на Конной близ Невского монастыря в д. Большакова, квартира N 12». Выполнял заказы для Императрицы Марии Александровны, в частности Наталья Плаксина приводит информацию: «В декабре 1860 г. Шармонову были выплачены 15 руб. серебром за написание образа Спасителя. Подробнее о иконописце Шармонове смотрите в книге: Плаксина Н.Е. Иконописцы и иконостасные мастера в Коми крае (XVII – начало XX века). Сыктывкар. 2010. С. 121-123. 

В одном из своих предыдущих постов, я подробно писал о иконописце М.Иудине, также работавшем в этой мастерской.
 Учеником Самсона Федоровича был иконописец Михаил Емельянов Сухарев. У Михаила Сухарева было два сына иконописца и В.И. Некрасов со слов Арефьева упоминает о нескольких учениках, среди них и сам Иван Арефьев.
У меня в архиве есть несколько фотографий икон самого Михаила Емельянова, но они плохо качества и мало что скажут о почерке иконописца. Я покажу одну икону письма его сына Матвея Михайлова Сухарева, датированную 1847 годом.
 

В частном собрании в Киеве хранится икона написанная вторым сыном Семеном Михайловичем Сухаревым и датированная 1839 годом. Замечательная икона!


Среди знаменитых иконописцев из Твери, Некрасов пишет об иконописце Александре Глазковском. 

Икона «Дух Благовония и Кадила Приносящего Жертвы Святому Богу»  его письма, датированная 1830 г. в частном собрании.


Известно по меньшей мере 4 иконы с его подписью. О двух их них есть статьи Жанны Белик и Анны Иванниковой. 

О Глазковском я сделаю отдельный пост, поскольку его деятельность связана с мастерской Юрьева монастыря близ Новгорода и с такими личностями, как Архимандрит Юрьева монастыря Фотий и графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская.

На этом я остановлюсь, ждите продолжения рассказа.


Ваш,

Ю.Мануйлов