Обо мне

Моя фотография
В своей жизни мне довелось заниматься очень многими вещами, но судьба так распорядилась, что икона стала главным делом и смыслом моего существования. Первую половину жизни я занимался изучением этой проблемы, копил материал, нащупывал методы познания, вторая половина жизни была посвящена реализации своих знаний, систематизации накопленного материала. Теперь настало время поделиться всем этим с заинтересованными людьми.

понедельник, 27 ноября 2023 г.

 Старообрядческий иконописец Тимофей Васильевич Юркин.




Юркин Тимофей Васильевич (род. в 1842 г., уп. в 1883, 1885, 1889, 1893)

Иконописец, старообрядец белокриницкого согласия.  Родом из Подмосковного региона, заселенного старообрядцами и называемого Гуслицы, а конкретно из деревни Гора. 

В 1870-1871 гг. отсутствовал по основному месту жительства в течении 6 месяцев, предполагают, что он ездил в поисках места куда можно переселиться. Из документов подворной переписи населения начала 1870 годов он упоминается, а в статистических ведомостях за 1883 год он уже не числился жителем деревни Гора. Вот где-то в этом промежутке он с женой и семья брата с супругой переехали в Миасс (сейчас это город в Челябинской области). (Георгиев В. Ревнители древнего благочестия. URL: https://miass-hram.ru/ index.php/stranitsy-istorii-i-kultury/87- revnitelidrevnegoblagochestiya (дата обращения: 04.10.2019). 

В Миассе имел небольшую иконописную мастерскую, в которой работало до трех человек. Жена иконописца — Феодосья Владимировна Юркина — была образованной, начитанной, содержала школу для детей старообрядцев и проводила в ней занятия.

Брат Василий Юркин занимался торговлей и видимо вполне успешно. Сохранились два дома принадлежащих семье купца В. Юркина.

фото дома Юркиных в Миассе.

Тимофей Юркин видимо выезжал для выполнения каких-то заказов в другие города страны. Это обычная практика для старообрядческих иконописцев. Упоминание о работе иконописца в Астрахани приведено в работе А. Маркова. (А. Марков. Астраханские иконописцы. ВОЛГА № 159 (24272) 25 Октября 2002 года, ссылка на статью Астраханского искусствоведа Натальи Шевченко  “Иконопись в Астрахани”).


Упоминание о деятельности иконописца сохранилось в Оренбургских епархиальных ведомостях. Работы мастерской Юркина в Миассе не всегда устраивали местное церковное начальство. 


«Въ Міасскомъ заводѣ проживаютъ два (недавно было и три) раскольника - иконописца, изъ которыхъ одинъ, Юркинъ (гуслякъ), имѣетъ мастерскую, украшенную вывѣскою съ изображеніемъ на оной Нерукотворнаго Спаса. За отсутствіемъ православныхъ иконописцевъ, большинство православныхъ христіанъ дѣлаютъ заказы иконъ въ мастерской Ю- на и К?, оказывающихъ своею кистью изрядную услугу расколу. Въ домахъ православныхъ міассцевъ очень рѣдко можно увидѣть икону Спасителя въ чисто православномъ духѣ. Почти совершенно вытѣснивъ икону Спасителя съ правильнымъ именословнымъ перстосложеніемъ, иконописцы - раскольники нынѣ усиленно стараются распространить икону «Утолимая» (Утоли моя печали), на которой Богоматерь изображена молящеюся двуперстно (таковую препровождаю въ редакцію «Ор. Еп. Вѣд"). Не довольствуясь писаніемъ новыхъ, иконописцы, ничтоже сумняся, принялись и за передѣлку иконъ старыхъ на новый ладъ, и «Утолимая» появилась въ домахъ православныхъ.


В качестве примера покажу вам икону из частного собрания, которая наиболее  близка к работам Юркина.



Икона "Утоли моя печали", середины 19 века, размер: 18 х 15,6 см. 

Читая далее, можно понять претензии некоторых представителей официальной церкви, особенно в провинции, к деятельности старообрядческих иконописцев.  

Услыша отъ священниковъ о неправильности въ «Утолимой», православные стали-было возвращать иконописцамъ иконы, прося исправить «ручку Владычицы»; но раскольники-иконописцы, гордые сознаніемъ своей абсолютной непогрѣшимости, самихъ православныхъ, вкупѣ съ ихъ пастырями, обозвали невѣждами и тиранами, «воздвизающими гоненіе на двуперстіе, по внушенію лукаваго».

Для прекращенія нелѣпыхъ слуховъ о «вытравленіи истаго креста (двуперстія)» на иконахъ, для уясненія истины иконописцы были приглашены на внѣбогослужебную бесѣду въ мѣстный правосливный храмъ. С 19 числа минувшаго Марта явилась на бесѣду отъ лица раскольниковъ жена вышепомянутаго  Ю - на, фанатичная австрійка и учительница раскольничьихъ дѣтей 1) и заявила голословно, что «Утолимая- пишется съ древнихъ снимковъ (какихъ - неизвѣстно), заключающихся яко бы въ «древнихъ прологахъ», и что-де такихъ иконъ на Руси-тысячи и что- самъ Государь Императоръ ими не гнушается и принимаетъ подносимыя старообрядцами иконы, «бракуемыя міасскими попами» и проч. На разглагольствованія защитницы раскольничьей недобросовѣстности въ поддѣлкѣ иконъ я возразилъ, что древность не знала «Утолимой», на которой бы изображалась Богоматерь молящеюся тѣмъ или другимъ перстосложеніемъ, тѣмъ паче двуперстіемъ, иначе бы Стоглавый соборъ или поморскіе отвѣты не преминули бы сослаться на таковыя иконы; очевидно, это -позднѣйшее самоизмышленіе иконныхъ мастеровъ, нарушившихъ слѣдующее повелѣніе Стоглава: «чтобы гораздые иконники и <ихъ ученики писали съ древнихъ образцовъ» (гдѣ же образецъ «Утолимой» съ двуперстіемъ?) «а самосмышленіемъ бы и своими догадками божества не описывали; а которые иконники неучи по се время писали... самовольствомъ и самоловкою и не по «образу... тѣхъ положити въ запрещеніе... и имъ впредь отъ такого дѣла престати» (Стогл., гл. 43). По истинѣ же, Богоматерь на иконѣ «Утоли моя печали» должна изображатъся съ главою, склоненною просто на длань десницы, прижатой безъ всякаго перстосложенія къ щекѣ лика Маріи Дѣвы, какъ и есть на имѣющейся въ міасской церкви иконѣ, (изданія метахромотитіи Ракочій и К?). Древняя чудотворная икона «Утоли моя печали» находится въ Москвѣ въ церкви Николая Чудотворца, что на Пупышахъ («Слава Богоматери». ч. З, s 25). Но раскольница съ упорствомъ прибѣгла къ казуистикѣ: «Крестъ 1) не грѣшно изображать, гдѣ угодно, 2). и что они писали и будутъ писать «Утолимую» по этому (2) образцу, въ чемъ ихъ никто отянинуту» (Оренбургские епархиальные ведомости. Оренбург, 1873–1917, 1889, выпуск № 17, с. 440).

 Как всегда подписных икон выявлено мало и придется пока довольствоваться этим малым, и так:

в собрании Государственного Эрмитажа хранится икона «Богоматерь Умягчение злых сердец (Семистрельная)», 1885. (Инв. ЭРЖ-3065. Размер: 13,6×12×2,2 см.)


 На нижнем поле надпись в одну строку, в которой дата дана от сотворения мира
: «написан стый образъ влето ЗТЧЗ (7397-1885) года ..... тимофей юркинъ»

Следующая икона когда-то была в частной коллекции в Германии и  информацию о ней в 2003 году  мне предоставил немецкий коллекционер и исследователь русской иконы Курт Эберхард. В марте 2022 года икона была выставлена на продажу на аукционе Мёниуса, зарегистрированном в Швейцарии.

 Икона Богоматерь «Всех скорбящих радости», 1883 г. Лот. 208. Размер:26,5х22 см. 


На нижнем поле справа у опуши надпись в одну строку: «написася сiя стая икона влета ЗУА (7401- 1893)».



3.       В 2021 году на аукционе Харгесхаймер в Германии продавалась икона «Господь Вседержитель», 1893 г. На нижнем поле иконы имеется надпись: «Написася сiя стая икона влѣта /ЗТЧѲ (7399-1893) года писалъ тимоѲей юркинъ». Фотография в начале этой статьи.

А это фото подписи.


Обратите внимание на орнамент по лузге. Такой орнамент обычно связывают в работами выполненными в Сызрани. Но как видим, не только там мог появиться этот мотив, и относя ту или иною икону к какому-то иконописному центру или автору, нельзя ориентироваться на один признак, даже если он действительно присущ этой мастерской или иконописцу. Все же надо подходить в вопросах атрибуции более широко и учитывать целый комплекс признаков и стилистику памятника.


А вот это упоминание о подписной иконе Юркина обнаружил на сайте Общественного фонда Южного Урала. 

4.       «В наши дни на Машгородке (один из районов Миасса) живет Любовь Павловна Никулина, у которой хранится икона, подписанная самим Тимофеем Юркиным.» (с сайта «Общественный фонд Южный Урал». Памятники архитектуры. Дом торговцев Юркиных. https://pik174.ru/catalog/pamyatniki-arkhitektury/dom-torgovtsev-yurkinykh-chelyabinskaya-oblast-g-miass-ul-pushkina-26/)


Ваш,

Ю. Мануйлов.


четверг, 26 октября 2023 г.

 Васильев Василий Васильевич.


Художник, о котором я буду вести сегодняшний рассказ, писал коны в так называемой академической манере. Это  понятно, он был выпускником Академии Художеств. Васильев (Пестряков) В.В. родился 14 (26).3.1827 в с. Ивашково (Костромская губ.), умер 2 (24).5.1894. Интересно, что разные источники приводят разные годы его рождения, но думаю, что это не настолько важно, учитывая, что в биографиях многих иконописцев информации еще меньше. Он был вольно приходящим учеником АХ с 1847 года. В 1851 году получил звание неклассного художника, 1855 году - «назначенного», 1858 году  получил звание академика за работу «Дева Мария с предвечным младенцем». 

Сообщается, что ранее носил фамилию Пестряков; а сменил фамилию "из-за солдатчины". Известно также , что в возрасте 10 лет Васильев поступил учеником в иконописную мастерскую  Пешехоновых и позже работал в этой мастерской.  Кажется в других постах я вспоминал об этой знаменитой мастерской в Петербурге, создавшей целое стилевое направление в иконописи середины 19 века, так называемой пешехоновский стиль. Бакушинский упоминает этого мастера и отмечает, что он «Ходил в Академию на подготовительные курсы еще будучи учеником-иконописцем». (Бакушинский, Искусство Палеха, 1934, с. 254).

В некоторых работах явно присутствуют черты типичные для пешехоновских икон и одна из типичных икон здесь. 

Икона св. Юлии.



Дата написания не указана, но глядя на орнамент на полях сразу вспоминаешь о пешехоновских корнях. 

Вот еще одна икона, она датирована 1885 годом, т.е. относится к позднему периоду деятельности Васильева, здесь орнаментика полей несколько иная. Впрочем,  сам Васильев являлся автором многих орнаментов, в 1875-78 годы Васильев издавал в Петербурге журнал «Эскизы архитектуры и художественной промышленности» и рисовал для него орнаменты. 

В статьях того времени этот стиль называли Византийским. Кстати, звание академика он получил за работу написанную в этом стиле,  "с 1858 года академик по части живописи в византийском стиле, которое получил за работу ”Божия Матерь с предвечным младенцем”. 


Васильев занимался исключительно религиозной живописью: писал иконы и фрески в храмах. Он был весьма популярным художником и писал иконы для многих церквей как в Петербурге и окрестностях, так и во многих странах, где строились православные храмы.

В Петербурге (на Смоленском кладбище — 1858 г.

Храм Свв. Благоверных князей Бориса и Глеба - кон. 1850-х гг., СПб.,  Иконостас выполнили Пешехоновская мастерская вместе с акад. Васильевым (до 1882 г.), храм закрыт в июле 1934 г. и снесен в 1975 г. Судьба икон не установлена.  

Работал в храмах: на  Бабигонских высотах — 1853, в Синопскую церковь (Калашниковская) наб., в створе пр. Бакунина (Калашниковского), кон. 1850-х гг.). 

Писал иконы в иконостас храма в Варшаве (1853 г.), во Флоренции (на вилле А. Н. Демидова — 1853 г.), в Ницце (1850-е гг.). Многие иконы не сохранились, но и сохранившееся наследие дает представление о творческом пути художника. Некоторые произведения хранятся в российских музеях. 

В 1861 году Василий Васильев писал иконы для Царского иконостаса Успенского собора Почаевской Лавры, иконостас был выполнен по заказу Александра II в память посещения им Лавры в 1859 году, отсюда и название его – Царский. 

В 1863 году Васильев получает заказ на иконы для Александро-Невской часовни в Вильне, воздвигнутой также по повелению Александра II.

Часовня в Вильне не сохранилась, но 15 икон были перенесены  в Скорбященский храм Михново. Александро-Невская часовня, построенная в 1863-1865 гг. находилась в центре Вильны на Георгиевской площади. Часовня имела мемориальное назначение и была поставлена в воспоминание о погибших воинах при усмирении польского восстания 1963 г. Авторами проекта постройки стали два академика архитектуры: петербургский архитектор Александр Резанов и вильнюсский архитектор Николай Чагин. 

Вот иконы из этой часовни.



Писал совместно с В. М. Пешехоновым иконы в церковь св. мц. царицы Александры на Русском подворье в Иерусалиме. Помогал им Ксенофонтов. См. икону из этого иконостаса в начале статьи.

 Совместно с В.М. Пешехоновым Васильев В.В. участвовал в выполнении иконописного заказа для Архангельской церкви (Михаила Архангела) при Александровском механическом заводе. СПб., просп. Обуховской обороны, д. 125/2а. (осв. 1862). Трехъярусный иконостас написали акад. Васильев и мастерская В.М. Пешехонова. Храм закрыт в 1932 и снесен. Судьба икон неизвестна. 

Писал иконы для Казанско-Богодицкой станичной* церкви близ Алма-Аты (Верного) (1871-1872 гг.).  *В конце 19-го столетия выселок получил название Малой станицы, а в 1962 году ее земля была присоединена к черте города.  «Великолепный пятирядный иконостас работы петербургского мастера, академика византийской В.В.Васильева.».  (Интернет, с сайта «Алматы и окрестности» ).


 Писал совместно с В. М. Пешехоновым иконы в церковь св. мц. царицы Александры на Русском подворье в Иерусалиме. Помогал им Ксенофонтов. В Троицкий собор Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Иконостас работы мастерской В.М.Пешехонова и акад. Васильева. Иконостас сохранился, но отреставрирован неаккуратно, практически вся авторская живопись записана и совсем не просматривается. 


А это общий вид иконостаса в Ницце. Церковь в Ницце, первоначально итальянской, была освящена 31 декабря 1859 г. ст. ст. протоиереем Петром Сперанским в присутствии великой княжны Марии Николаевны; тяжело больная императрица Александра Федоровна не смогла прибыть на торжество. Официально церковь титуловалась в честь святых Николая и Александры, небесных покровителей Николая I и его супруги, однако впоследствии ее стали именовать просто Никольской. Резной иконостас был выполнен по эскизу И. И. Горностаева, а вот иконы были написаны В.В. Васильевым.






Среди икон в храме есть вот такой замечательный образ Богоматери Грузинской. Увидев фотографию этой иконы, я не был уверен, что это работа Васильева, разместил её поскольку икона написана в стиле мастерской Пешехонова и вполне могла быть и работой самого Василия Васильевича. Но затем нашел информацию о том, что икона была написана Васильевым по просьбе императрицы специально для храма. Там же сообщалось, что Грузинский образ Божией Матери, особо почитался Николаем I. Кстати, такие детали бывают очень полезными при атрибуции икон. На мой вкус, это лучшая икона из показанных здесь.



Иногда имя Васильева В.В. упоминается отдельно от имени В.М. Пешехонова, например, работы в Воскресенском Новодевичьем монастыре. Церковь пророка Илии (кладбищенская, осв. 25.09.1888) (СПб., Московский (Забалканский) пр., 100).

Писал иконы для храма в г. Ирем в Венгрии. Храм сохранился до наших дней и об истории создания этого собора есть работа Протоиерея Николая Кима (настоятель храма св. Александры в г. Ирем, Венгрия). История создания и иконография иконостаса храма св. Александры в г.Ирем, Венгрия.


 Из этой работы известно, что сохранились документы связанные со строительством храма, в частности письмо Васильева "За все вышеозначенные работы следует получить мне, Васильеву, 4000 рублей. СПб. Тверская ул. № 20. 16 июня 1883 г.". В документе приведено подробное описание иконостаса с перечислением всех написанных икон. Как видим, работы Васильева высоко ценились.

А вот еще одна икона, уже из Большого собора Зимнего дворца. Икона украшена окладом исполненном в известной фирме Павла Овчинникова.





Икона в Ярославском художественном музее, написанная в 1891 году.





Икона святой Нины, 1894 г. была в продаже в московском антиквариате.


Оборотная сторона иконы.



Иконы в музейных собраниях: "Царица Александра", 1858, размер: 53х35,5; дерево, масло, позолота (инв. 1811) (Каталог Государственной Третьяковской Галереи, с. 75), «Воскресение Христово» (нач. 1880-х гг.), «Распятие» (нач. 1890-х гг.). 

Вот еще две иконы написанные Васильевым в 1870 году.




Нашел информацию еще об одной иконе ранее бывшей в коллекции Екатерининского дворца музея, но утраченной во время Великой Отечественной войны. Кто знает, возможно,  сейчас находится в чьей-то коллекции. 

Икона "Ангел-хранитель" в окладе, 1866 г. Дерево, серебро; позолота, роспись. Размер: 59,2 х 40,6 см. Инв. № Е-10473, ЕДМ-6927. В правом нижнем углу подпись: "Вас. Вас. 1866 Васильев". Серебряная рама орнаментирована шестью накладными круглыми медальонами, два из которых с надписью: "17 апреля 1818 г. и 22 апреля 1818". Вверху и внизу в продолговатых накладных пластинках славянский текст: "Ангелом своим заповесть о тебе сохранитися во всех путях твоих". Внизу: "От офицеров и нижних чинов Л. Г. Гусарского Вашего Величества полка 4-го апреля 1866 г." (Сводный каталог культурных ценностей утраченных в ходе второй мировой войны., том 1. Екатерининский дворец, книга 2, кат. 5620 на с. 165-166) 


Ваш,
Ю. Мануйлов.

среда, 20 сентября 2023 г.

 Крепостной художник.

Портрет графа Петра Борисовича Шереметева, работы Ивана Петровича Аргунова.

Итак, погорим сегодня о иконописце Фунтусове.

Фунтусов Михаил (род. около 1730-го года - умер в 1788 г.). Московский иконописец второй пол. XVIII в. крепостной графа П.Б. Шереметева.   К сожалению, биографические сведения о иконописце пока не изучены, даже даты рождения и смерти не известны, можно лишь предполагать, что Михаил Фунтусов родился около 1730 года. Самая ранняя из его подписных работа датирована 1751 годом и это очень профессиональная работа. В настоящий момент мне известны 10 подписных икон этого мастера. Последняя подписная икона мастера, датирована 1783 годом.  Имел сына, также художника, но он не писал икон, а был художником декоратором. 

Несмотря на отсутствие информации о жизни иконописца, что-то можно понять, зная, что он был крепостным графа Петра Борисовича Шереметева. В 1767 году Шереметева избрали членом Уложенной комиссии, образованной по указу Екатерины II. "Комиссия предназначалась для составления нового кодекса законов для империи, в духе «просвещенной монархии». Поговаривают, граф, в годы службы в комиссии, предлагал идею об освобождении крестьян". 

Видимо, выбор был не случаен, а забота о крестьянах была внутренне обоснована. Благодаря своему организаторскому таланту ему удалось организовать эффективные хозяйства в своих вотчинах. По всеобщему признанию, он являлся хорошим хозяином. Часто управляющими имений назначались его же крестьяне, видимо получившие необходимое образование. 

"Среди управителей имений существовали целые династии – Аргуновы, Черкасовы, Чубаровы, Александровы и др. Должность управителя Миллионного дома исполняли по очереди трое членов семейства Аргуновых". Надо пояснить, что семья Аргуновых дала русской культуре выдающегося живописца Ивана Петровича Аргунова.

К числу русских мастеров относится иконописец и живописец Михаил Фунтусов.

Источник:
 https://kuskovo.ru/eto_interesno/istoriya_roda_sheremetevyh/

Три иконы хранятся в Государственном Эрмитаже, одна икона есть в музее истории религии  (ГМИР), еще одна икона в музее им. Андрея Рублева (ЦМиАР), одна икона находится в новосибирском художественном музее. Еще несколько икон в частных коллекциях и одна икона находится в соборе Александра Невского в Париже. Одна из первых икон связанная с именем Фунтусова была в Козлове (Мичуринске). Покровский храм был разрушен в 1930-е годы и судьба иконы неизвестна.

Покажу эти иконы в порядке их создания. 

  

Воскресение Христово, 1751 г. Дерево, темпера, доска с двумя врезными торцовыми шпонками. 31.3 × 25.7 × 2.3 см. Государственный Эрмитаж  (С.-Петербург), инв. ЭРЖ-2242


 Вот такая замечательная икона в свое время была в собрании В.Бондаренко. 



Икона «Богоматерь Иверская», 1854 г. Из собрания Бондаренко. Около 31х26 см. 

В надписи на иконе сообщается, что икона написана в Петербурге и как пишут, она писалась для домашнего храма Петра Борисовича в Санкт-Петербурге. 



Следующая икона писалась для графини Анны Петровны, также в Петербурге. 



Икона «Собор Пресвятой Богородицы», 1755 г., в собр. ГЭ, инв. N ЭРЖ-2241; размер: 49,4х21,2х2,4; справа внизу подпись: «П.С.ОБРАЗ МИХАЙЛА ФУНТУ[СОВ] 1755 ГОДУ».  На обороте старая бумажная наклейка с надписью чернилами: ГРАФИНИ АННЫ ПЕТРОВНЫ. На доске чернилами надпись: ГР. АННЫ ПЕТРОВНЫ. Поступление: из ГМЭ; ранее — в Фонтанном доме Шереметевых в Петербурге. (Косцова III, кат. 54, с. 26, ч.б. илл. на с. 106; Выставки: «Барокко», 1986. Литература: Барокко. С.33. №57) http://e-expo.hermitage.ru/iss2/items?info=332215&sa-fund=44.


Скорее всего эта икона принадлежала Анне Петровне Шереметевой, дочери графа Петра Борисовича. Это же имя носила и её бабка Анна Петровна урожденная Салтыкова, но она умерла в 1728 году.
Посмотрите на замечательный портрет А.П.Шереметевой, кстати, работы упоминаемого мной И.П. Аргунова. 






Следующая подписная икона "Архангел Михаил", 1757 г. Размер иконы: 26,7х21,8х2,1 см.  Эта икона находится в Новосибирском государственном художественном музее.  


фрагмент иконы.




Еще одна икона в собрании ГЭ.


«Воскресение Христово с праздниками», 1761 г., С.-Петербург. В собр. ГЭ  (инв.
N ЭРЖ-2240). Дерево, темпера, размер: 44,5 х 34,5 см.; на нижнем поле справа подпись красной краской. (Синай Византия Русь. Православное искусство с 6 до начала 20 века. Каталог выставки. Фонд Св. Екатерины. R-130. Стр. 359).  




Богоматерь Страстная, 1761 г. В соборе Александра Невского в Париже. Серебряный оклад. Подпись на нижнем поле справа. 


Следующая икона несколько лет назад была выставлена на обсуждение на форуме Христианство в искусстве. Было понятно, что икона хорошего уровня, читалась подпись Фунтусова. Как оказалось позже, эту икону приобрели и она сейчас находится в собрании Сысолятина. Вот в таком виде икона выставлялась.


Сейчас икона выглядит так. Икона была показана на выставке икон из собрания Игоря Сысолятина, проходившая в Музее русского искусства в Москве.


Подписная и датированная икона "Мученики Адриан и Наталья, великомученица Параскева", 1763 г. Размер иконы: 51х27 см. 

Следующая икона утеряна, но сохранилась её старая дореволюционная фотография. К сожалению не удается прочитать надпись на нижнем поле иконы.


Икона "Боголюбская Богоматерь" (называемая Козловской) из Покровской церкви в Мичуринске  (Козлове), написана до 1771 г. (эта икона была особо любима в городе, с ней связывали заступничество и избавление города от чумы. В 1771 году 29 октября эту икону обносили вокруг города во время эпидемии. Икона считалась московского письма, а иконописец назван Михаил Фитусов) (П.Марков, Утраченные святыни, Творческое Товарищество "Слово". Мичуринск, 1992, с. 7, 22).




Богоматерь Иверская. 1770-е годы.  Дерево, темпера; 29 × 21,5 см. В собрании ЦМиАР КП 3723. 
На сайте музея пишут, что "Очевидно, мастер ориентировался на какой-то греческий образец".





Всех скорбящих радость Пресвятой Богородицы 1783 г.  В собрании ГМИР

 


Ваш,
Ю.Мануйлов.