Обо мне

Моя фотография
В своей жизни мне довелось заниматься очень многими вещами, но судьба так распорядилась, что икона стала главным делом и смыслом моего существования. Первую половину жизни я занимался изучением этой проблемы, копил материал, нащупывал методы познания, вторая половина жизни была посвящена реализации своих знаний, систематизации накопленного материала. Теперь настало время поделиться всем этим с заинтересованными людьми.

суббота, 8 июля 2023 г.

Икона Богоматери называемая "Милостивная"


      Сегодня я расскажу историю покупки иконы с очень редкой иконографией, иконы, называемой "Милостивная", не Милостивая, широко известной своими многочисленными списками, а именно - "Милостивная".

    Много лет назад, мой организм решил сделать себе внеочередной отпуск. Неожиданно поднялась высокая температура, общая усталость, боль в горле, затрудненное дыхание, короче грипп. Надо было просто отлежаться, отоспаться и что бы ничего не мешало, я отключил звук телефона. Сколько я проспал не знаю, но после очередной порции лекарства температура спала, я взял в руки телефон и обнаружил с десяток непринятых звонков от одного моего знакомого. Не успел я вновь отключить звук, как раздался звонок. Мой знакомый хотел встретиться и показать икону, которую он хотел срочно продать. Состояние моё явно не располагало встречаться с кем бы то ни было и я предложил ему позвонить в другой день. Следующий день оказался для меня не лучше предыдущего, температура держалась высокая и приняв таблетку я вновь уснул. Снился какой-то бред, разбудил меня, как мне показалось, колокольный звон, когда  я проснулся, то понял, что в квартиру кто-то звонит. На пороге стоял мой знакомый и извиняясь разворачивал завернутую в пакет иконку. Дело было 8 марта и парень видимо собрался отметить этот замечательный день в компании какой-нибудь красавицы. Получив от меня запрошенную сумму, он быстро исчез, а я почти пополз в постель. Дня через два мне значительно полегчало и я вспомнил о том, что я вроде бы что-то покупал. Сверток лежал в прихожей на тумбочке, я развернул его и увидел своё приобретение.



      Первым моим ощущением было разочарование. икона была под потемневшей олифой в какой-то пыли, похожей на цемент. К нижнему торцу иконы был грубо прибит кусок стальной ленты, используемой для обшивки деревянной тары. На венце отсутствовал большой фрагмент. 

     Иконография иконы мне показалась вполне обычной, Одигитрия и не более того. Я убрал икону и забыл о ней. Прошло несколько дней, я поправился и надо было заниматься работой. Я вновь достал икону, очистил её от загрязнений, удалил ненужные гвозди, снял оклад, убрал загрязнения с самой живописи, стало возможным прочитать имя иконы - Милостивная. Первоначально я подумал, что это написание связано с малограмотностью иконописца.



      Иконография Богоматери Милостивой или еще называемой Киккская была мне хорошо знакома, а эта была совершенно иная по иконографии икона. Икона относится к типу Eleysa, что значит Милостивая или Милующая. К этому типу относятся все иконы у которых младенец прижимается головой или щекой к голове Матери.

Вот как выглядит чудотворный образ в монастыре Киккос на Кипре.



     Согласно легенде, это одна из трёх икон кисти апостола Луки. Лик иконы закрыт всегда – то ли для большего почтения, то ли по приказу императора Алексея II Комнина.

Икона Киккской Божией Матери очень почитаема в православном мире, списки с этой иконы хранятся в храмах Греции, России, Грузии, Болгарии, Египта и Эфиопии.

Еще одной особенностью иконы является изображение обнаженных до колен ног Спасителя. 

Поиск подобной, вновь приобретенной иконы, привел к хромолитографическому изображению, изданному в 1885 году в типографии А.В.Васильева.




     Изображение иконы Богоматери Милостивной есть также на клейме большой иконы в собрании Государственной Третьяковской галереи. 
Икона: Богоматерь Нечаянная Радость со 120 чудотворными иконами Богоматери. Первая половина XIX века. Москва. Дерево; темпера. 121 x 94. Происходит из церкви Сорока мучеников на Новоспасской площади в Москве.  ГТГ инв. 28821. (http://pravicon.com/image-11757).




Моя икона явно не относится к типу Eleysa. Значит, этимология этого имени совсем иная. Интересно, что современные церковные календари не различают две эти иконы и обе значатся как Милостивые. В дореволюционных календарях указывается, что праздник в честь иконы Милостивная установлен на 12 ноября по старому стилю. 

Подробных сведений об этой иконе мне пока найти не удалось. особенностью иконография можно считать то, что обе руки Иисуса тянутся к Богородице (пишут, что возможно и нетипичное изображение с одной благословляющей рукой).

 Размер иконы: 23х18,8 х 2,6 см.  Серебряный оклад.  На окладе, на нижнем торцевом сгибе клейма: «С И»; «84»; Георгий на коне (г. Москва); годовое клеймо «18...». Дата не читается, но по стилю оклад можно отнести ко времени, около 1875 года.



Ваш,
Ю. Мануйлов

четверг, 8 июня 2023 г.

Монограммы на иконах. 


Задумывались ли вы когда-нибудь о значении надписей на оборотной стороне икон. Лично я давно стал собирать все интересные надписи, но жалею, что не было возможности просто сделать фотографии икон попавших мне в руки. Я обратил внимание, что на некоторых иконах встречаются монограммы из двух, а чаще из трех букв. У меня было предположение, что эти монограммы как-то связаны с исполнителями икон. В составе некоторых мастерских работали десятки иконописцев, а в крупных мастерских и сотни. Оформляя заказ на икону на доске должны были помечать кто должен выполнять заказ. Сегодня на одной интернет площадке была выставлена на продажу икона, на оборотной стороне иконы карандашная надпись с монограммой  "А.Я.Ф.". Икона с образом святого Николая Чудотворца явно написана в конце 19 века скорее всего во Мстере. Первая и вторая буква это имя и отчество человека, последняя буква обычно фамилия. Я стал проверять фамилии иконописцев, начинающиеся на букву Ф, одновременно обращая внимание на инициалы имени и отчества. И среди мстерских иконописцев нашелся иконописец Александр Яковлевич Фомичёв.



Фотографий икон, написанных этим иконописцем у меня, к сожалению, пока нет. Но пусть как версия, можно предположить, что показанная икона написана этим иконописцам. Кроме совпадения инициалов, совпадает время написания иконы, манера типичная для мстерских икон. Так что версия вполне приемлемая. Есть еще одна деталь, двойной ковчег, такой прием оформления доски был в ходу на рубеже 19-20 веков, но очень редко. Я давно обращал внимание на подобные иконы, но определить мастерскую мне пока не удалось.

А вот, что известно о Фомичёве, Александре Яковлевиче. 

Мстерский потомственный иконописец. Его отец Яков Фомичёв также был иконописцем. Александр Яковлевич Фомичёв окончил Мстёрскую иконописную школу. Затем по рекомендации иконописца Ф.А. Модорова занимался живописью в г. Санкт-Петербурге у известного художника-баталиста Р.Р. Ференца. В 1929 г. он вернулся в Мстёру, работал зав. производством в артели «Пролетарское искусство». Занимался технологией лаков, отвечал за сбыт продукции на производстве, исколесил с чемоданчиком полстраны, вплоть до Дальнего востока. В 1943 г. погиб при обороне Ленинграда. Об обстоятельствах его гибели известно из повести Эдуарда Асадова «Зарницы войны». Оказалось, что они вместе воевали и А.Я. Фомичев служил старшиной. Имел сына. Его сын, Лев Александрович Фомичёв (1832-2018) известный миниатюрист, народный художник России.

Приведу еще пример, из последних моих изысканий в этой области.


Выставлялась икона на обороте которой была монограмма И.Л.С. 






Возможно кто-то не обратил бы внимание на эту монограмму, но мне хорошо знакомо имя торговца иконами Ивана Лукича Силина, который был крупнейшим торговцем в Москве и мне встречались иконы с подобными надписями. Приведу фотографии оборотных сторон икон с надписями в которых упоминается имя Силина.





Наверно, кто-то скажет, что можно найти много имен с этими инициалами. Да, конечно можно. Но я высказываю версию и буду продолжать искать совпадения. Пожелайте мне удачи.

Ваш,
Ю. Мануйлов.

P.S. Сегодня переписывался с моим коллегой и вспомнил о иконе, которая проходила не так давно. На иконе имеется надпись сделанная при заказе и исполнитель помечен двумя буквами 
Ф. Н. (см. инициалы ниже слова "Казанскую"). 


Наверно, эти инициалы так бы и остались неизвестными, но ниже стоит запись написанная иконописцем в которой он указывает свое имя. 

"Написан (сей образ) иконописцем Феодором Непогодиным".







суббота, 27 мая 2023 г.

 

Икона «Доброчадие»

 


 Икона из частной коллекции, датировка по окладу 1837 г., клеймо г. Костромы, неизвестный мастер. Размеp:17,8х14,5 см.


Давно собрал необходимый материал для написания этого поста, но все как-то руки не доходили. Совсем разленился, а тут такой случай, вокруг слышу разговоры об искусственном интеллекте, о чудесах творимых в сфере высоких технологий, вот и решил я сбросить материал в Chat GPT, пусть поработает за меня. После прочтения машино-творчества понял, что пока чудес нет. Особенно понравился абзац, где программа фантазирует, используя заложенные в ее железные мозги красивые слова «Запечатленный ангел», «Доброчадие». Например, вот что она выдала:

«Икона "Доброчадие" - это произведение, которое вдохновляет своей неповторимой красотой и выразительностью. Никита Рачейский создал эту икону в своем уникальном стиле, который сочетает элементы старообрядческой иконописи и традиционного православного искусства. Икона "Доброчадие" изображает ангела, раскинувшего свои крылья, защищающего и охраняющего мир и благополучие. Ее исключительная красота и символическое значение привлекают внимание и вызывают трепет у зрителей.».

Как говорила моя учительница по географии Евгения Георгиевна – вода, вода, кругом вода.

В этом году будет ровно 50 лет с тех времен, когда я купил свою первую икону. Помню пришел мой одноклассник, который знал о моём хобби и сказал, что знает одну бабулю у которой есть икона и она хочет её продать. Он даже оговорил с ней цену и ему показалось, что цена просто не реальная – целых 15 рублей за какую-то икону. Икона оказалась с образом Спасителя в красивом окладе из накладного серебра. Про накладное серебро и другие подробности иконографии и техники живописи я узнал позже. Примерно в эти же годы попалась повесть или рассказ Николая Семеновича Лескова «Запечатленный ангел». Рассказ мне очень понравился, уже значительно позже я узнал о впечатлении, которое он произвел на читающую публику в 1870-е годы.

Свою повесть «Запечатленный ангел», Николай Семёнович Лесков (1831–1895) написал в 1872 год, перед Рождеством и повесть получила название Рождественский рассказ и впервые была издана в журнале «Русский вестник в 1873 году. Не хочу пересказывать фабулу этого замечательного рассказа, просто советую прочитать его тем, кто еще не удосужился это сделать. В своё время этот рассказ породил большой интерес к старообрядческой иконе. Один из центральных персонажей повести был некий Севастьян-изограф. Прототипом литературного персонажа был реальный иконописец Никита Севастьянович Рачейсков, работавший в Санкт-Петербурге. Н.С. Лесков был знаком с ним и не раз бывал в его мастерской на Васильевском острове. Сохранились записные книжки писателя с указанием адреса иконописца Рачейскова. Публикация этого рассказа вызвала среди читающей публики большой интерес к личности иконописца и в целом к старообрядческой иконе.  В мастерскую зачастили посетители, ходили слухи, что сам император посетил его мастерскую.

Иконописец и реставратор Рачейский или Рачейсков Никита Севастьянов родился в Самарской губ. - умер в ноябре  1886 г. в Петербурге. Рачейсков принадлежал к старообрядцам филипповского толка.

А что же с его творческим наследием? Здесь как всегда информации не много. В настоящее время известны, достоверно написанные мастером, лишь несколько икон. В собрании Русского музея (ГРМ) есть несколько икон Рачейскова, среди них икона "Изображение царских врат иконостаса церкви Троицы и преп. Сергия", около 1850 г., размер: 37,3х28,5х2,1 см. (ДРЖ Б-1162). На обороте вверху две надписи чернилами. Слева: „изъ собрания Н.С.Лескова (купл. За 100 р) / куплено от Казакова / С.п.б. 1901 /  30 руб.». Справа: «письма Никиты Севастьянова / около 1850 г. / въ Москве». 


Эта икона экспонировалась на выставке старообрядческого искусства «Образы и символы старой веры» (ГРМ, 2009 г.). Ранее икона находилась в собрании Н.С. Лескова, затем перешла к Н.П. Кондакову (1844-1925). Икона писалась в Москве около 1850 года и является ранней из известных икон Рачейскова.

В списке икон Н.П. Лихачева (1862-1936) упоминается икона "Св. Макарий Калязинский", сейчас в собрании ГРМ (ГРМ-ДРЖ 2382). Икона не имеет подписи мастера. Сведения об авторстве Никиты Севастьяновича приведены в описи коллекции Н.П. Лихачёва. См.: Опись. С.268. Отд.VI. №135. (Из коллекций Н.П. Лихачева, с. 268).

 

Еще одна икона Рачейского хранится в фондах музея Н.С. Лескова в г. Орле. Об этой иконе и творчестве иконописца есть несколько статей, написанных искусствоведом Комовой М.А. Перечислю её работы: Изограф Никита Рачейсков и неизвестный образ «Спаса во звездах» из иконописного собрания Н.С.Лескова //Светильник. М., 2004.; Иконописец-праведник глазами Н.С.Лескова (на примере жизни иеромонаха Иринарха и Никиты Рачейскова) // Мат. конф. Орел, 2005. В печати.; Творчество иконописца Никиты Рачейскова в контексте позднесредневековой русской культуры (на примере сохранившихся произведений) // Мат. конф. М., 2005. В печати.

 

А теперь об иконе из дома-музея. Эта икона получила необычное имя «Спас во звездах».

 

 


 


Икона была заказана Лесковым у иконописца Рачейскова и позже была подарена им своему сыну. Обратите внимание на эффектное решение украсить фон иконы золотыми звездами и тонкой горизонтальной штриховкой. Икона обрамлена серебряной рамкой с резным травным орнаментом и камнями. 

Не буду нагружать читателя информацией о мастере и его творчестве, хотя каждое такое упоминание открывает все новые грани творчества, приведу лишь один документ, обнаруженный искусствоведом Н.Пивоваровой в РГИА и хранившейся в домовой церкви Гатчинского дворца с надписью: "Сия икона начата 1885 года изографом Никитой Севастьяновым в городе С.-Петербурге, а кончена в городе Москве 1887 г. октября 8 дня изографом Иосифом Семеновым Чириковым" .  Имя иконописца И.С.Чирикова наверняка знакомо читателю.

 

Известно, что Н.С.Рачейсков занимался реставрацией. Одна икона была приобретена Музеем икон  в городе Реклингхаузен (Германия. www.recklinghausen.de). Это, судя по музейному описанию, новгородская икона «Спас Нерукотворный» второй половины XVI века (78 x 58 см., инв. № 570). На её обороте имеется подпись Рачейскова: «Въ С.-Петербурге. ЗТНА. (1872) Года. мца декабря Д. (4) дня. Исправлялъ сию икону. Азъ многогрешный Никита, сынъ. Севастиана Рачейского, Самарской губернии» (Iconen. Restaurierung und naturwissenschaftliche erforschungS. 115–124. Abb. 128, 132, 133, 134).



 


Из надписи следует, что Никита Севастьянович реставрировал данную икону.

А теперь о ставшей знаменитой иконе «Доброчадие» из повести Н.С. Лескова «Запечатленный ангел».

Вот как написано о создании иконы у Лескова:

Прежде всего он ее, разумеется, добре вылевкасил крепким казанским алебастром, так что стал этот левкас гладок и крепок, как слоновья кость, а потом разбил на ней четыре ровные места и в каждом месте обозначил особливую малую икону, да еще их стеснил тем, что промежду них на олифе золотом каймы положил, и стал писать: в первом месте написал рождество Иоанна Предтечи, восемь фигур и новорожденное дитя, и палаты; во втором – рождество пресвятыя Владычицы Богородицы, шесть фигур и новорожденное дитя, и палаты, в третьем – Спасово пречистое рождество, и хлев, и ясли, и предстоящие Владычица и Иосиф, и припадшие боготечные волхвы, и Соломия-баба, и скот всяким подобием: волы, овцы, козы и осли, и сухолапль-птица, жидам запрещенная, коя пишется в означение, что идет сие не от жидовства, а от божества, все создавшего. А в четвертом отделении рождение Николая Угодника, и опять тут и святой угодник в младенчестве, и палаты, и многие предстоящие. И что тут был за смысл, чтобы видеть пред собою воспитателей столь добрых чад, и что за художество, все фигурки ростом в булавочку, а вся их одушевленность видна и движение. В богородичном рождестве, например, святая Анна, как по греческому подлиннику назначено, на одре лежит, пред нею девицы тимпанницы стоят, и одни держат дары, а иные солнечник, иные же свещи. Едина жена держит святую Анну под плещи; Иоаким зрит в верхние палаты; баба святую Богородицу омывает в купели до пояса: посторонь девица льет из сосуда воду в купель. Палаты все разведены по циркулю, верхняя призелень, а нижняя бокан, и в этой нижней палате сидит Иоаким и Анна на престоле, и Анна держит Пресвятую Богородицу, а вокруг между палат столбы каменные, запоны червленые, а ограда бела и вохряна… Дивно, дивно все это Севастьян изобразил, и в премельчайшем каждом личике все богозрительство выразил, и надписал образ «Доброчадие», и принес англичанам. Те глянули, стали разбирать, да и руки врозь: никогда, говорят, такой фантазии не ожидали и такой тонкости мелкоскопического письма не слыхивали, даже в мелкоскоп смотрят, и то никакой ошибки не находят, и дали они Севастьяну за икону двести рублей…


Собственно легендарной иконы, написанной Севастьяном, нет и я вам показываю фотографии икон с тем же сюжетом, но написанных другими иконописцами  в разное время. Интересно, что название "Доброчадие" не встречается в надписаниях на иконах. Скорее всего это было жаргонное слово, используемое в среде иконописцев. А на иконах обычно пишется название каждого сюжета рождества - это Рождество Богоматери, Рождество Христово, Рождество Иоанна Предтечи и Рождество святого Николы. Еще надо отметить, что большинство виденных мною икон на этот сюжет имеют миниатюрные размеры, но встречаются и иконы средних размеров. Видимо, иконы предназначались для личного пользования и специально делались миниатюрными.

Приведу фотографии нескольких икон на эту тему.

Две иконы были опубликованы в книге "Пречистому образу Твоему поклоняемся...".

И икону с номером 8 считают наиболее близкой к иконе, описанной в рассказе "Запечатленный ангел".




Вот еще одна икона второй половины 18 века из Нижегородского музея.




Еще одна икона последней трети 18 века в собрании ЦМиАР в Москве.





 Икона последней четверти 18 века из собрания Государственного музея истории  религии в С.-Петербурге.


Пример иконы с датой на окладе 1829 г. Икона продается в одном из антикварных магазинов.






Икона 19 века из собрания икон фонда Андрея Первозванного.

Как мы видим сюжет этот был известен и в 18 веке и в первой половине 19 века.


Я привел фотографии непохожих по стилю икон, чтобы была возможность сравнить их и осознать, насколько разными были стилистические особенности того или иного мастера, мастерской, иконописного центра. Часто современные коллекционеры недооценивают многие иконы и не осознают важность присутствия в коллекции икон, пусть и не укладывающихся в  собирательский мэйстрим, но обогащающие своим стилевым разнообразием любую коллекцию.

Ваш,
Ю.Мануйлов.

вторник, 11 апреля 2023 г.

 Гурий Иванов.


Иконописец Гурий Иванов родился около 1792 года во Владимирской губернии. Известно, что во владимирских селах уже сформировался иконописный промысел и  было много мастеров у которых мог учиться Гурий Иванов. Он происходил из семьи государственных крестьян и принадлежал к старообрядцам беспоповцам поморского согласия. Видимо, уже молодым человеком он переехал в Москву и позже числился московским мещанином. Был прихожанином Монинской моленной в Москве. Интересно, что писал он иконы и для федосеевцев с Преображенского кладбища и уже позже, будучи парализованным был принят в богадельный дом при Преображенском кладбище и там же умер после 1855 г. 

Известно, что старообрядцы трепетно относились к работам старых иконописцев и часто старообрядческие иконописцы обращались к работам старых мастеров, копируя их и даже создавая оригинальные композиции, используя известные им старые приемы письма. Во второй половине XVIII века их взор обратился к так называемой строгановской школе. По сути это иконы написанные московскими иконописцами по заказам семьи Строгановых и по имени заказчиков, получивших название Строгановские письма. Иконы этого направления отличались миниатюрностью, очень высоким уровнем мастерства, часто сближающие эти произведения с изделиями ювелиров. Так вот, именно  Гурий Иванов одним из первых начал писать иконы в манере, характерной для мастеров конца XVI - начала XVII веков. Уже позже, и другие старообрядческие иконописцы стали работать в этом стилевом направлении. Я уже писал о федосеевском иконописце Н.М. Силачеве, а еще работал московский иконописец А.Т. Михайлов. Добавлю к этому списку и иконописцев Фроловых, которые в 1870 годы работали в России и в частности в Москве на Преображенском кладбище. Эти иконописцы в своих работах также были ориентированы на древние образцы.

Историк искусства Д.А. Ровинский в своей книге «Обозрение русских школ иконописания» пишет о Гурии Иванове как о лучшем иконописце первой половины XIX века. (Д.А.Ровинский для нас в первую очередь известен, как автор работ: «История русских школ иконописания», «Русские гравёры и их произведения», «Словарь русских гравированных портретов», «Русские народные картины», «Достоверные портреты московских государей»). Включение иконописца Гурия Иванова в один ряд с легендарными иконописцами XVII века, может говорить о том, то Ровинский высоко ценил работы этого мастера. В своей книге он сообщает о работах иконописца на Преображенском кладбище (в женской Богоявленской 4-й палате) - иконы: 1. Ангел хранитель; 2. Воздвиженье; 3. Анастасия Узорешительница (в соборной Евфимиевской моленной) и многие другие иконы. Также Ровинский сообщает о 4 рисунках Гурия Иванова в его собственном собрании. (Ровинский, 1903, с. 63, 138). Увы, попасть в храм на Преображенское кладбище и познакомиться с находящимися там иконами довольно сложно. Мне посчастливилось побывать в храме и сделать беглый осмотр икон.  Я искал иконы, возможно написанные братьям Фроловыми. Да, похожие иконы есть, но детально изучить их не было возможности.

Широко известна иконы мастера из бывшего собрания Н.П.Лихачёва, а сейчас хранящаяся в Русском музее (ГРМ). "Иоанн Предтеча - Ангел пустыни", в рост, со свитком в руке, (ГРМ-ДРЖ Б 209), датирована I-й пол. XIX века.  На тыльной стороне, в центре, - надпись в одну строку: "Писмо Гурея Иванова". Размер: 31,5х26,6х2,3. 


 Е.М,Юхименко ссылается на недатированный список (относится к 1820 гг. или к нач. 1830 гг.) прихожан Монинской моленной значатся «Гурий Иванович (живописец) с женою Агриппиной Павловой» (прим. 127).  Юхименко также приводит сведения (прим. 133) о покупке у федосеевского иконописца А.Т. Михайлова коллекционером Е.Е. Егоровым иконы Гурия Иванова, написанной по заказу Савы Ивановича Стукачева. Икона «Ангел Хранитель в рост стоящий в серебряной ризе», 1816 г. Сохранилась ли эта икона неизвестно.


Юхименко упоминает еще одну икону Гурия Иванова из коллекции собирателя А.Е.Сорокина "Обрезание Господне".
 "Опись образам, принадлежащим Андрею Ефимовичу Сорокину. 1874 г.". См. поз. 180.



После смерти Г. Иванова осталось 596 бумажных рисунков разной величины, большей частью 7 и 8 вершковых, изображающих разных святых. Московский иконописец, крестьянин, Яков Данилов Култышев изъявил желание купить рисунки за 40 рублей серебром. (Е.Юхименко. Старообрядчество, 2016, с. 673-675).

А вот еще одна четырехчастная икона «Воскресение Господа нашего Иисуса Христа», 1812 г. находится в собрании Музее истории религии в Санкт-Петербурге (ГМИР). 

Вот фотография с выставки в ГМИР.



Жаль, что пока выявлены лишь эти иконы мастера, но не будем терять надежду обнаружить и другие работы Гурия Иванова.

Ваш,
Ю.Мануйлов.