Обо мне

Моя фотография
В своей жизни мне довелось заниматься очень многими вещами, но судьба так распорядилась, что икона стала главным делом и смыслом моего существования. Первую половину жизни я занимался изучением этой проблемы, копил материал, нащупывал методы познания, вторая половина жизни была посвящена реализации своих знаний, систематизации накопленного материала. Теперь настало время поделиться всем этим с заинтересованными людьми.

воскресенье, 7 ноября 2021 г.

 Забытые имена.


Занимаясь изучением русской иконы, я каждый раз погружаюсь в историю не просто страны, родов, отдельных людей, я открываю для себя новые имена, часто совсем забытые, обнаруживаю ранее неизвестные связи между событиями и людьми.
Три дня назад на форуме большого и интересного сайта "Христианство в искусстве" некто с ником Biden выставил для обсуждения фотографию иконы Богоматери Владимирской. Икона заинтересовала и не только меня, я поместил фотографию в архив и стал ждать дополнительной информации.





Через два дня появилась фотография оборотной стороны. Интрига получила неожиданное продолжение. На оборотной стороне оказалась подпись малоизвестного художника из Семипалатинска, Виктора Белослюдова (1883-1916).



Он умер совсем молодым, в возрасте Иисуса Христа в 33 года. Я приведу выдержки из статьи научного работника музея в Семипалатинске И. Халитовой: "После окончания гимназии в Семипалатинске Виктор Николаевич Белослюдов учился в Императорском Строгановском Центральном художественно-промышленном училище в Москве, где его учителями были С. Иванов, Н. Андреев, К. Первухин. Во время учебы он принял участие в увеличении рисунка В. Васнецова «Георгий Победоносец» для украшения фронтона Третьяковской галереи. По приглашению художника К. Степанова В. Белослюдов принимал участие в росписи Чудова монастыря. В 1906 году после окончания учебы молодой живописец вернулся в Семипалатинск".
Халитова пишет, что вернувшись после учебы в Семипалатинск молодой художник открыл художественную студию, занимался организацией художественных выставок. Сохранились каталоги, составленные В. Белослюдовым в 1909 и 1913 годах.
Интересно, что кроме преподавательской деятельности, Виктор Николаевич вместе со своими братьями был коллекционером и собирал фольклор, старинные музыкальные инструменты, ценные книги, произведения изобразительного искусства. Братьями Белослюдовыми в городе был открыт музей и собранные братьями экспонаты стали основой этого музея.
Мною использованы материалы подготовленные научным сотрудником музея И. Халитовой. https://youtu.be/NsVisEnleOg
В статье упоминалось участие художника в росписях Чудова монастыря. В октябре 1917 года, во вре­мя бо­ёв за Мо­с­ков­ский Кремль, Чудов монастырь был об­стре­лян.


В 1919 году оби­тель за­кры­ли, а уже в декабре 1929 года был взо­рван со­бор, к 1932 году был сне­сён весь мо­на­стыр­ский ком­плекс. История эта трагична, мнением реставраторов и специалистов пренебрегли, собор был взорван, это произошло так неожиданно, что погибли даже обмеры, демонтированные фрагменты фресок, делавшиеся реставраторами (демонтажом наиболее ценных фресок занимался художник Павел Корин).




В день сноса архитектор-реставратор Пётр Барановский успел лишь вынести из здания раку с мощами св. митрополита московского Алексия. Лишь не­ко­то­рые ико­ны и фраг­мен­ты рос­пи­сей из хра­мов Чудова монастыря и пред­ме­ты цер­ков­ной ут­ва­ри из его риз­ни­цы все же уцелели и хра­нят­ся в музеях Мо­с­ков­ско­го Крем­ля, Треть­я­ков­ской га­ле­рее и Цен­траль­ном му­зее древ­не­рус­ской куль­ту­ры и ис­кус­ст­ва. Как знать, возможно, кроме показанной мною иконы, сохранилось еще что-то из работ Виктора Белослюдова. Хотелось бы в это верить.

Ваш,
Ю. Мануйлов
P. S. Прошло 2 года после написания этой заметки и удалось найти дополнительную информацию о жизни и творчестве художника Белослюдова. Оказалось, что сохранился дневник художника и в нем есть упоминание о мстерском иконописце Николае Прокофьевиче Клыкове. Из записи в дневнике понятно, что Белослюдов был должен Клыкову 16 рублей за икону.




В моем архиве собралось с десяток изображений икон Н.П.Клыкова. Надеюсь, что когда-то напишу о иконописцах Клыковых, а пока размещу одну икону письма Николая Прокофьевича. Эта икона датирована 1908 годом и находится в собрании И.В.Арсеньева.



среда, 27 октября 2021 г.

 

Образ Иверской Богоматери и не только


Вчера православные люди отмечали день перенесения списка с иконы Иверской Богоматери в Москву. Чудотворный образ находится на Афоне. В свое время, русскими паломниками было получено разрешение от настоятеля Иверского монастыря Пахомия написать копию с чудотворного образа и 13 октября (26 октября по новому стилю) 1648 года копию иконы доставили в Москву. С этого времени икона стала почитаться в Москве и не только в ней. Когда-то у меня была икона с образом Иверской Богоматери на котором на тыльной стороне была чернильная надпись "Въ Маскву". Судя по акающему написанию слова Москва, стало понятно, что писали где-то западнее Москвы. В 19 веке через Московскую губернию проходила граница между акающими и окающими говорами. На иконе имелся латунный посеребренный оклад. Оклад и икона видимо были изготовлены примерно в одно и тоже время, а именно около 1840 годов.


Если вы присмотритесь, то слева и справа увидите фигурки двух святых помещенные в овальные рамочки. Это так называемые приписные святые. Обычно на полях помещали изображения святых соименных членам семь заказчика.



Была у меня еще одна икона, датированная по дате на серебряном окладе 1870 годом. Икона была помещена в затейливый киот, который конечно очень украшал сам образ.



Киот с иконой имел сюрприз в виде пасхального фарфорового яйца, спрятанного внутри. Отмыв его от столетней грязи я обнаружил прекрасную сохранность яйца и скромный рисунок в виде короны и под ней переплетенные буквы К и Е обозначающие цифру X. Не слишком долгие поиски информации привели к неожиданному открытию. Пасхальное яйцо было изготовлено по случаю 10 годовщины свадьбы Великого князя Константина Константиновича и его супруги Елизаветы Маврикиевны.





Константин Константинович (Костя), 1858-1915, внук Николая I, генераладъютант, генерал от инфантерии, генерал инспектор военно-учебных заведений, почетный президент Академии наук, известный поэт, писавший под инициалами “К.Р.”. В 1884 г. Константин Константинович женился на принцессе Саксен-Альтенбургской Елизавете Маврикиевне, от брака с которой имел 9 детей.



Обычно подобные яйца заказывались к Пасхе и дарились близким людям. Царская семья заказывала такие изделия на Императорском фарфоровом заводе. Здесь же было заказано и это яйцо. Понятно, что их было изготовлено не так уж и много, а сохранилось, и того меньше. Вот такой замечательный подарок хранила икона.


Ваш,

Ю. Мануйлов

суббота, 18 сентября 2021 г.

 Говорящие обороты икон.

Пересматривал фотографии моей покойной подруги детства - Веры Щеголевой (Мотроховой). Сегодня три года как она ушла. Последние годы она жила у дочери в США. Вера была удивительно одарена умом, талантами, красотой. Один из альбомов посвящен ее поездке в музей и сады Хиллвуда в округе Вашингтон. Фотографии любительские, но много интересного. Осколки русского мира в Америке. Портреты, фарфор, серебро, иконы.











Думаю, что каждый коллекционер с особым почтением относится к иконам, на которых сохранились старые пометки, этикетки. Довольно часто на западных аукционах можно видеть подобные иконы. Часто встречаются этикетки Мосторга - 1930 -х годов, Антикварной торговли - это уже 1950-е годы. Иногда встречаются этикетки или надписи, сделанные прежними владельцами. В частности, встречаются иконы из коллекции А.М. Постникова. Не очень давно в США в продаже была икона с образом Максима Грека. На обороте иконы сохранился фрагмент этикетки с указанием, что икона выговских писем и остатки белого фона с надписью, такой же как мы видим на иконах из коллекции А.М.Постникова.
















А сегодня, изучая старую надпись на иконе "Св. Троица", заинтересовался двумя именами.





Икона несколько лет назад продавалась у Ружникова в Лондоне и на обороте над верхней шпонкой чернильная надпись на английском языке: "given to me by Saveli Sorin, 1932 / Serge Obolensky". Стал выяснить что за личности упоминаются в этой короткой надписи, а люди оказались известные. Савелий Сорин (1878-1953) - художник. Жил в эмиграции во Франции, а после поселился в США, где и умер. Личность второго персонажа подсказал портрет работы Савелия Сорина, это портрет князя Сергея Оболенского, тоже в это время (1932 ) уже жившего в Нью-Йорке.




Биография Оболенского очень интересна. Его полная фамилия - Сергей Платонович Оболенский-Нелединский-Мелецкий (1890-1978). Выпускник Оксфорда. Во время Первой мировой войны за отличия на фронте был награждён Георгиевским крестом 2-й степени. Во время Второй мировой войны служил в Управлении стратегических служб США (УСС), дослужившись до подполковника, и в возрасте 53 лет стал самым старым парашютистом в армии США.
Сергей Платонович был женат дважды. 6 октября 1916 года в Ялте Сергей Оболенский женился на Екатерине Александровне Юрьевской. Она была дочерью русского императора Александра II от его морганатической жены Екатерины Долгоруковой. Она была замужем дважды: первый раз в 1901 году, за князем Александром Владимировичем Барятинским, второй-за князем Сергеем Платоновичем Оболенским. В эмиграции приобрела известность как концертная певица.




24 июля 1924 года он вновь женился на очень богатой американке. Свадьба Авы Астор и князя Сергея Оболенского стала большим событием в светской жизни Великобритании.




Ава Элис Мюриэл Астор Плейдел-Бувери была покровительницей искусств. Она была дочерью Джона Джейкоба Астора IV , погибшего вместе с "Титаником", и Авы Лоулер Астор, впоследствии Леди Рибблсдейл. Молодожены переехали в США. В 1932 году по инициативе Авы они развелись. Бывшая жена предлагала ему часть имущества, но он отказался и занялся гостиничным бизнесом. В 1958 году он стал вице-председателем совета Hilton Hotels Corporation (в настоящее время Hilton Worldwide).



В 2008 году, после смерти вдовы Сергея Оболенского, в детройтской галерее DuMouchelle была выставлена на продажу принадлежавшая ему коллекция предметов искусства. В коллекции оказалось несколько портретов князя, выполненных Сориным. Один написан в 1917 году, князь изображен в военной форме и сейчас портрет находится в Хиллвуд-Музее (этот музей я уже упоминал выше). Другой, изображающий князя на прогулке с тростью на фоне изгороди, написан в 1929 году.




Я думаю, что именно у его бывшей жены хранилась икона с образом святой Троицы, попавшая в торговый оборот. Надеюсь, что теперь икона обрела достойного владельца.


Ваш,
Ю. Мануйлов






вторник, 14 сентября 2021 г.

 Кто же писал иконы для фирмы Фаберже? (Фёдор Константинович Платонов).


Изучая иконы выставляемые для продажи на различных аукционах, я несколько раз встретил иконы с подписью "Ф. Платонов". Стал выяснять кем был этот иконописец, где работал. Зацепку нашел в своей настольной книге "Исторические кладбища Петербурга". Дальнейшие поиски привели к публикации посвященной его дочери. Его дочь Анастасия Федоровна Платонова в последствии монахиня Анастасия была в свое время известной церковной писательницей. О её жизненном пути есть публикация профессора Михаила Шкаровского "На высотах Духа. Монахиня Анастасия (Платонова)". В этой публикации есть и краткая информация о её отце - художнике и иконописце Федоре Константиновиче Платонове (род.? - умер в 1920 г.). Живописец, иконописец. Сын крепостного крестьянина Вологодской губ.). Жил и работал с 1880-х годов до 1920 г. в Петербурге. В 1902-1903 гг. Федор Платонов написал большую часть образов для трех иконостасов собора во имя святых Двунадесяти Апостолов столичного Иоанновского женского монастыря на наб. реки Карповки (набережная р. Карповки, 45) в Петербурге, а в 1907-1908 гг. - все иконы в храме-усыпальнице во имя св. пророка Илии и св. царицы Феодоры той же обители, где 22 декабря 1908 г. был погребен великий святой земли русской отец Иоанн Кронштадтский. В это же время Федор Константинович написал иконы для иконостаса церкви св. преподобного Серафима Саровского Серафимо-Антониевского скита Александро-Невской Лавры в с. Зечеренье Лужского уезда Санкт-Петербургской губернии. Интересно, что художник был назван ремесленником, тем не менее этот "ремесленник" позже работал на знаменитую ювелирную фирму Фаберже. Художник Ф. Платонов исполнял ряд икон для Кабинета Его величества, на которые в дальнейшем были сделаны оклады фирмой Фаберже.
Вот что написано о деятельности художника из выписки «Оклады икон, исполненные фирмой ФАБЕРЖЕ для Кабинета Его величества.», сделанной исследователем творчества Карла Фаберже В.В. Скурловым.

Ф. Платонов исполнял ряд икон для Кабинета Его величества, на которые в дальнейшем были сделаны оклады фирмой Фаберже. Обратите внимание на гонорары полученные за свои работы.
5. 28.12.1906 Феодоровской Божией Матери, написан Ф. Платоновым, 75 руб. 06.04.1907 Вставлен в серебряный золочёный оклад от Фаберже (400 руб.).
Итого: 475 руб. Не вручен, в запасе.
6. 28.12.1906 Феодоровской Божией Матери, написан Ф. Платоновым, 75 руб. 06.04.1907 Вставлен в серебряный золочёный оклад от Фаберже (400 руб.). Итого: 475 руб. Не вручен, в запасе.
7. 06.02.1907 Феодоровской Божией Матери, написан Ф. Платоновым, 75 руб. 06.04.1907 Вставлен в серебряный золочёный оклад от Фаберже (400руб.). 06.04.1908 Итого: 475 руб. Не вручен, в запасе.
8. 06.02.1907 Феодоровской Божией Матери, написан художником Ф. Платоновым, 75 руб. 06.04.1907 Вставлен в серебряный золочёный оклад от Фаберже (400 руб.). 06.04.1908 Итого: 475 руб. Не вручен, в запасе.
9. 06.02.1907 Феодоровской Божией Матери. Написан художником Ф. Платоновым, 75 руб. 06.04.1907 Вставлен в серебряный золочёный оклад от Фаберже (400 руб.). Итого: 475 руб. Не вручен, в запасе.
10. 06.02.1907 Феодоровской Божией Матери. Написан Ф. Платоновым, 75 руб. 06.04.1907 Вставлен в серебряный золочёный оклад от Фаберже (400 руб.).
Итого: 475 руб. 04.09.1911 Его Высочеству, князю ИОАННУ КОНСТАНТИНОВИЧУ
14. 04.02.1908 Образ Св. Василия Блаженного. Живописец Платонов, 125 руб. 11.03.1908 Ювелиру Фаберже для отделки. Серебряный золоченый оклад (1150 руб.). Итого: 1275 руб. 11.03.1908 Великому князю АЛЕКСАНДРУ МИХАЙЛОВИЧУ.









Ваш,
Ю. Мануйлов.