Обо мне

Моя фотография
В своей жизни мне довелось заниматься очень многими вещами, но судьба так распорядилась, что икона стала главным делом и смыслом моего существования. Первую половину жизни я занимался изучением этой проблемы, копил материал, нащупывал методы познания, вторая половина жизни была посвящена реализации своих знаний, систематизации накопленного материала. Теперь настало время поделиться всем этим с заинтересованными людьми.

среда, 27 марта 2024 г.

 Икона Богоматери Феодоровской.



Сегодня 27 марта праздник иконы Феодоровской Богоматери. Однажды мне позвонил знакомый галерист и сказал, что у него есть пять икон, которые он хотел продать. Одна из икон была именно с Феодоровским образом. Поля были опилены, но в качестве бонуса была интересная владельческая надпись на обороте доски. Упоминается иерей Иоанн Феодорович Успенский, личность известная в Плесе. Нашел вот такой его рапорт: "В Нерехтское духовное правление Благочинного города Плеса Воскресенской церкви священника Иоанна Успенского".

Покорнейший рапорт.

Во исполнение Его императорского Величества указа оному духовному правлению сим честь имею
донести, что в ведомстве моего Благочиния ни при одной церкви не заведено в течение сего года
училища для поселенских детей. О чем сим покорнейше и рапортую.
Декабря ? дня 1845 года
Благочинный иерей Иоанн Успенский.

 (ГАКО ф. 31 оп. 1 д. 297 л. 2 (к. 5). Рапорты священноцерковнослужителей о церковных училищах.)


Мне очень нравится характеристика иконы - "Сия святая икона писана изографом самым достойным искусством". Надпись сообщает, что икона была поновлена в 1849 году. Сама же икона написана в XVII веке и поновлялась в XVIII и XIX веках. 





Образ Феодоровской Богоматери получил широкое распространение в связи с празднованием 300-летия правления дома Романовых. Дело в том, что этот образ был семейным у Романовых и особо почитался.

Вот еще одна икона с этим образом, написанная около 1913 года.


Видимо, икона писалась под оклад и фон и поля выполнены без особо изыска, чего нельзя сказать о живописи самой иконы. В иконе, особенно в трактовке личного, видно влияние стиля модерн.

А одна из первых икон в моей коллекции была также с образом Феодоровской Богоматери. Икона
достаточно древняя, написана в последней четверти XVIII века. Первоначально на иконе был только серебряный венец, причем без камешков, они были добавлены позже. На самой иконе сохранились отверстия от гвоздей крепивших венец и позже, при поновлении, замастикованные. А оклад к иконе был заказан позже и в это же время икона была поновлена и были дописаны приписные  святые на полях. 



Оклад изготовлен около 1840-х годов. На венце центральный желто-зеленый камень - виллемит. Этот минерал был открыт и вошел в моду именно в эти годы. На окладе применен металлический бисер, который привозился из Франции, его производство началось около 1830 года. Так что два эти признака дают нижнюю границу датировки. Я как-то посчитал, сколько же цветов бисера использовала мастерица, оказалось, что 22 типа бисера и это не считая стразов и камней. Как-то, у меня в гостях был ныне покойный Николай Иванович Кормашов (1929-2012), известный коллекционер икон, из шестидесятников, и художник. Когда он увидел этот оклад, то был поражен умению мастерицы подобрать цветовую гамму настолько гармонично, что она смотрится как живопись.  


Ваш,
Ю. Мануйлов.


четверг, 22 февраля 2024 г.

 

Гурьянов Василий Павлович 

Иконописец.




 Род. в 1866 (или 1867) в Богоявленской слободе (Мстёра) Владимирской губ. — ум. в 1920. Иконописец и реставратор, владелец иконописной мастерской в Москве (Сухаревская площадь, дом Карпович). В 1901 г. мастерская находилась в Москве на Большой Андроньевской улице в доме Медианова (Вся Москва. С. 1220). 



Семья Гурьянова принадлежала к Мстёрской старообрядческой общине спасовцев: его отец Павел Петрович Гурьянов был одним из руководителей общины. Первоначальное образование он получил в Мстёре.  В самом начале своего профессионального пути, работал в старообрядческих молельнях в Поволжье, в Нижнем Новгороде. Мастерская находилась в Мстере, а в 1890 г. Гурьянов переехал в Москву и основал там собственное дело. 



Позднее он работал в Никольском единоверческом монастыре в Москве, издавал там научные труды.

Его творческую карьеру можно назвать выдающейся, он прошел путь от крестьянского мальчика до иконописца поставщика Императорского двора. 

Многие иконописцы, работавшие в разное время в его мастерской, в своих воспоминаниях отмечали его, даже не прижимистость, а просто жадность. Кормили в мастерской плохо, многие отмечали недобросовестное отношение к договорным обязательствам, особенно в отношении молодых иконописцев. В журнале СВЕТИЛЬНИК, (№ 4-5, 1913 г. - С. 41-42) опубликована жалоба иконописца А. Бороздина на придворного иконописца В. Гурьянова по поводу пропавшей иконы.  Но несмотря на все эти отрицательные мнения о нем, ему удалось собрать группу иконописцев, оставивших яркий след в истории иконописи в России. Вот некоторые имена из- вестных иконописцев, в разное время работавших на Гурьянова.


Антоновский Фёдор Васильевич (1888 – 1948). Живописец-миниатюрист, иконописец. С 1906 г. работал в иконописной мастерской В.П.Гурьянова.

Брягин Александр Иванович (1888 - 1948). Художник-миниатюрист из Мстеры. В 1904 -1914 гг. работал в иконо­писных мастерских в Мстере и в Москве.

Изразцов А.И. Иконописец в мастерской В.П. Гурьянова. В кон. XIX в. занимался реставрацией, совместно с В. Тюлиным, рублевской "Троицы".

Кирсанов Михаил. Иконописец. Работал в мастерской В.П.Гурьянова. 

Модоров Фёдор Александрович (1890 - 1967). Художник, иконописец, реставратор и педагог. Уроженец Мстеры.  В 1906 году с отличием закончил Мстерскую иконописную школу. Переехал в Москву и стал работать в иконописной мастерской В.П.Гурьянова за 160 рублей в год и на хозяйских харчах.

Сизов Петр Алексеевич.  Знаменитый московский столяр, иконостасный мастер, позолотчик. Владелец известной «Позолотной и столярной фирмы Петра Алексеевича Сизова» в Замоскворечье. Мастерская занималась изготовлением иконостасов, золочением.  В иконостасы его работы устанавливались иконы работы В.П.Гурьянова и Н.М.Сафронова.

Тюлин В.А. (возможно Владимир Алексеевич). Иконописец и реставратор, выходец из Мстеры. Работал в мастерской В.П. Гурьянова.

Гурьянов успешно сотрудничал с известными иконописцами и фирмами. 

Емельянов Николай Сергеевич. Вместе с В.П. Гурьяновым, братьями М.О. и Г.О. Чириковыми, М. И. Дикарёвым и его сыновьями, Емельянов участвовал в создании иконописного убранства собора Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых у Николаевского вокзала в С.-Петербурге (1910-1914).


Колупаев Василий Иванович. Московский мастер, владелец иконописного заведения. Московские иконописцы В. Гурьянов и В. Колупаев поставили для поднесения Его Величеству Государю Императору, первый – икону с изображением Св. Апостолов Петра и Павла, Св. Благоверного Александра Невского и Св. Преподобной Ксении, второй – икону «Деисус».

Иконы выполнены В.П. Гурьяновым в "Художественно-живописной мастерской наследников П.П. Пашкова" в Москве.

Поставщик Высочайшего двора, личный почетный гражданин Гурьянов подносит написанную им икону по случаю освящения 18 августа сего года пределов нового Придворного Петергофского Собора.

Канцелярию, во исполнение приказа Министра Императорского двора, уведомляет Поставщика Высочайшего двора, московского иконописца Василия Гурьянова, что за доставленную им для поднесения Государю Императору, икону с изображениями Св. Апостолов Петра и Павла, Св. Благоверного Князя Александра Невского и Св. Преподобной Ксении повелено выдать подарок из Кабинета Его Императорского Величества.

Исполнял иконы для многих соборов и церквей в России (Новоспасский монастырь, церкви Петергофа, Оптиной пустыни и т.д.), а также за границей (Буэнос-Айрес, Андреевский скит на Афоне). 

Мастерская В.П. Гурьянова принимала участие в городских и во Всероссийских выставках. На Первой Всероссийской выставке монастырских работ и церковной утвари, которая проходила в С.-Петербурге в феврале-апреле 1904 г. в Таврическом дворце, он получил высшую награду — Grand prix. На выставке им была представлена богатая коллекция работ. 12 икон из этого собрания приобрела императрица Александра Фёдоровна. 




Выполнял реставрацию древней иконописи в Н. Новгороде, в храмах Москвы, участвовал в реставрации икон московского Успенского собора (1896). По заказу Его Императорского Величества удостоился написать иконы, украсившие в 1903 г. раку и сень над мощами преподобного Серафима Саровского, а позднее, в 1906 г., в Успенском соборе Саровской пустыни отреставрировал 150 икон. Реставрировал древние иконы Троице-Сергиевой лавры, Успенского собора Московского Кремля и т. д. Издавал памятники древнерусского искусства. Был членом Московского археологического общества, Общества любителей духовного просвещения, Комиссии по осмотру и изучению церковной старины в Москве и Московской епархии (Художники народов СССР. Т. 3. С. 243).

В 1903 г. В.П. Гурьянов принес в дар Комитету попечительства о русской иконописи свои прориси, сделанные с иконостасов Никольского Единоверческого монастыря, церкви 12 Апостолов и Николы Гостунского в Москве и проч. и свою книгу «Переводы с древних икон».

Был награждён российским орденом Св. Станислава 3-й степени, болгарским орденом "За гражданские заслуги" и сербским орденом Св. Саввы 4-й степени.

Умер в 1920 году.

 Иконы его мастерской были достаточно разнообразны по стилю. 

Икона Иверской Богоматери написана в 1902 г. и сейчас хранится в Музеях Московского Кремля. Размер иконы: 143х106 см.

Лик Спасителя. Фрагмент этой же иконы.




Икона Испанской Богоматери. Написана также в 1902 году и сейчас находится в Государственном Эрмитаже (СПб).

Из надписи на обороте иконы следует, что она выполнена «на память от Суздальского Покровского первоклассного женского монастыря».
Копия выполнена с иконы 1686 года. Икону писали мастера: Артемий Катунец, Иван Рефусицкий, Флор Луховлянин. А находится икона в Суздале. Размер иконы: 180 х140 см.



А эта икона находится в музее истории религии в Петербурге. Икона написана в 1913 году в год празднования 300-летия Дома Романовых.



И еще одна икона с этим же сюжетом в частном собрании А.Дадиани.



Вот еще одна интересная икона, находится в частном собрании А.М.Иванова. Икона долгое время продавалась в одном из антикварных магазинов Таллина. Цена была невысокая, я случайно увидел ее, начал торговаться. Необходимой суммы на руках не было и я решил, что завтра куплю, но на следующий день цена увеличилась ровно в 10 раз. А с переходом Эстонии на евро, цена конвертировалась в евро, но цифра осталась прежняя.


Подпись была не видна, рамка немного помята, был утрачен один или два камня на оправе. Уже через несколько лет я узнал, что подпись и дата были обнаружены под рамкой в процессе реставрации. Икона датирована 1916 годом.

Вот еще несколько работ мастерской В.П.Гурьянова.



Эта икона датирована 1900 годом и на оборотной стороне иконы сохранился старый Кремлевский номер. 



Икона датирована 1904 годом.


Икона Богоматери Иверской. 1898 г.


Фрагмент лика Богоматери.





На страницах моего блога, вы не раз видели различные штампы на иконах, созданных в конце 19 - начале 20 вв. В.П. Гурьянов кроме личной подписи ставил на иконах штампы. Известно несколько вариантов.





Иконы предназначенные для подарков иногда помещались в специальные коробки. Эстонцы народ бережливый и кто-то сохранил коробку от иконы.





Есть ряд икон в которых Гурьянов лично делал дарственные надписи.






И еще одна интересная икона. Это копия с иконы Б.С.Шереметева. Оригинал иконы был положен в его гроб.



Ваш,

Юрий Мануйлов.




вторник, 6 февраля 2024 г.

 Даниил во львином рву.


На фотографии вы видите фрагмент иконы совершенно удивительной по красоте, редкости сюжета, написанной иконописцами, являющимися легендами конца 19 века.

Прежде чем начать рассказ о самой иконе, об истории её изучения, я приведу рассказ об одном из персонажей, изображенных на иконе, а именно о пророке Данииле. Он жил в VII—VI веках до нашей эры. Бог наделил его способностью объяснять сны, дал ему видения о будущем и вдохновил его написать библейскую книгу, которая носит его имя. Эту историю, избавления Даниила от смерти во рву со львами, оставил нам Саша Черный, в 1925 году рассказ был опубликован в парижском еженедельнике "Иллюстрированная Россия". 


Вот этот рассказ целиком:


Персидские вельможи не взлюбили пророка Даниила: был он любимцем царя Дария и приближен к нему больше всех.

Как осудить пророка? Был он добр, мудр и справедлив, и ни в чем нельзя было его обвинить. Решились они извести его хитростью.

Уговорили царя Дария вельможи-сатрапы издать указ, чтобы никто не смел в течение тридцати дней никому, кроме царя Дария, поклоняться.

Подписал царь указ. А пророк, как всегда, встал вечером у окна, поднял глаза к звездному небу и стал молиться Богу.

Вельможам только этого и надо было. Пришли к царю и сказали: «Вот твой любимец пророк Даниил нарушил указ. Поклонился не тебе, а своему Богу. Осуди его, царь, — мы все свидетельствуем против него».

Не легко было Дарию выдать завистливым вельможам Даниила, тянул-оттягивал, но скрепя сердце должен был своему же указу подчиниться.

И отвели пророка ко львиному рву, втолкнули его к голодным хищным зверям, а к выходу привалили камень, и сам царь тот камень своей печатью опечатал.

Старый лев забил упругим хвостом по бедрам, вскочил и поднял голову. За ним гурьбой потянулись львы и львицы. Львята бросили свои игры и широко открыли изумрудные детские глаза. На камне у входа бесстрашно стоял человек, юный и стройный, и улыбался.

— Не боишься? — проворчал старый лев и мохнатой головой коснулся подножия камня, на котором стоял пророк.

— Нет.

— Ты тот, кого люди называют пророком Даниилом? Я тебя сразу узнал: у тебя бесстрашное сердце и львиная поступь.

— Мы его будем есть? — спросил годовалый львенок у матери, но львица лапой отбросила львенка на песок. — Поди прочь, шакал! Его нельзя трогать… Он не такой, как все. Орел нам вчера сказал, что Даниил на охоте не пронзил копьем ни одного льва.

Всегда мимо бросает… А кто нам со стены рва кидал не раз кости и мясо с царской кухни? Ты не узнал?.. Он добр ко всем, даже к паукам.

Львенок удивленно замурлыкал и, сев на задние лапы, стал рассматривать Даниила: ишь какой, — ничуть не боится…

Даниил легко соскочил с камня — расступились звери — подошел к львенку, склонился и положил ему руку на темя. Впервые пальцы человека коснулись головы львенка, и показалось ему, что не человек пощекотал его за ухом, а язык матери, теплый и ласковый.

— Ну, что же, будешь меня есть? — улыбнулся Даниил.

— Нет, не буду. Ты разве понимаешь нашу речь? — удивился львенок.

— Да. Бог добр ко мне: я понимаю, о чем шумит вода, о чем шепчутся деревья, что говорят, перекликаясь в саду, птицы, и ваш язык — мне знаком.

К Даниилу подобрался, осторожно нюхая воздух, другой львенок, — совсем крохотный, не больше кошки, потерся о его ноги и заурчал.

— Погладь и меня… Он ведь большой, а я маленький.

Рассмеялся Даниил, сел наземь, взял второго львенка на руки, а за ним и другие львята на колени к нему полезли.

Довольные львицы облизнулись: сразу видно, этот умеет с малышами обходиться. А львы разлеглись кругом у скал в тени, прищурили зрачки и, не мигая, стали смотреть. Не каждый день такую штуку увидишь.

— Бороться хотите? — спросил Даниил, встал на ноги, слегка их расставил и уперся руками в сильные бока.

Дремавший орел испуганно встрепенулся на скале: вот визжат. Что это они там затеяли?

А львята пушистой гурьбой набросились на Даниила. Но разве такого повалишь. Лезли, вставали на задние лапы, упирались мордами в упругие колени, но человек ни с места. И вдруг отскочил в сторону — так и повалились зверята на горячий песок… Вот ведь хитрый какой.

Потом бегали вперегонки. У человека две ноги, а у львят по четыре, но куда там. Никто Даниила не обогнал, только угомонились, высунули языки, разлеглись под скалой рядом с Даниилом, бока, как кузнечные меха, ходят.

Львица, мать самого маленького львенка, лапу ему в расщелину камня сунула, вытащила полуобглоданную кость, принесла и перед Даниилом положила: ешь…

Но он только головой покачал и рассмеялся.

Цикады над головой затрещали. Жарко и тихо.

— А ты рычать умеешь? — спросил Даниила маленький львенок.

— Нет.

— Я тоже не умею.

— Вырастешь, научишься… — Даниил задумался и посмотрел зверенку прямо в зрачки. Львенок отвернул глаза. Рассердился, фыркнул и опять упрямо посмотрел в глаза Даниилу. И опять не выдержал взгляда человека.

— Отчего это? — спросил львенок.

— Что «отчего»?

— Матери я смотрю в глаза и даже большим сердитым львам, а тебе не могу.

— Ну, ты еще малыш. Не поймешь… Сиди тихо и не мешай мне думать.

— Что такое «думать»?

Даниил ничего не ответил, прислонился к теплой скале и положил львенку на спинку ладонь: потянулся звереныш, зевнул — всю пасть открыл, — затих и завел свою сонную кошачью музыку. А цикады все громче трещат.

Подошел незаметно вечер. Пала прохлада. Звери по всем углам расшагались, старый лев на луну морду поднял и заревел: очень уж есть захотелось. А Даниил руки за голову закинул и пролежал недвижимо до рассвета, глядя на светлые звезды и поглаживая жавшихся к нему от ночного холода львят.

Царь Дарий всю ночь не спал и к пище не прикоснулся. Жалко ему было юного Даниила, своего советника и любимца. Голодные львы — не шутка, небось и костей от Даниила не осталось… А вдруг жив? Не сохранил ли его Бог, которому он поклонялся?.. Так ведь спокоен был Даниил, когда его вели в львиный ров, и так светел, точно ничего злого себе от хищных зверей не ждал.

Чуть свет, едва первые птицы в кустах встрепенулись, кликнул царь Дарий воинов и пошел торопливо к львиному рву.

Стал у опечатанного камня и тревожно окликнул:

— Жив ли ты, Даниил?

И из-за камня бодро и радостно отозвался знакомый голос:

— Жив! И ты, царь, живи во веки…

Отвалили камень. Вышел невредимый Даниил. Дарий в радости глазам не верит.

А злые, лукавые вельможи сзади столпились, хмурятся и глаза в землю потупили.

Обернулся Дарий — и, как его ни просил Даниил простить их, не послушался и махнул воинам рукой:

— Бросьте их львам!


На иконе в правой её части изображен еще один сюжет, это "Три отрока в пещи огненной" - 

из Книги пророка Даниила (Дан.1:7, 3:24). Речь в книге идет об иудейских юношах 

в Вавилонском пленении по имени Ана́ния, Аза́рия и Мисаи́л. Они были брошены в огненную

печь по приказу царя Навуходоносора за отказ поклониться идолу, но были сохранены 

Ангелом Господним и вышли оттуда невредимыми. 


Сама же икона находится в коллекции коллекционера Алексея Василенко, она была опубликована в книге "Чистота душевная", Киев. 2014.  Авторство иконы на момент издания книги определить не удалось и через несколько лет Алексей обратился ко мне с просьбой помочь прочитать надписи на двух иконах из его коллекции. Он предполагал, что эта икона могла быть написана известным иконописцем Михаилом Дикарёвым, но доказательств этому не было.

СМы познакомились, случайно встретившись в Питере. Я приехал на встречу, что бы купить икону у торговца из Петрозаводска, а Алексей приехал из Киева, также купить икону у этого же человека. И вот наши пути сошлись у Храма Спаса на крови. 

Прошло несколько лет, была зима, я болел гриппом, нужно было лежать, а это так скучно. Письма меня озадачили и обрадовали, вот наконец-то есть интересное занятие и я тут же приступил к изучению надписей.

На этой иконе, на тыльной стороне находилась полуосыпавшаяся надпись.


Не буду пересказывать мои попытки прочтения этой надписи, просто приведу мою версию прочтения, именно версию, так как утраты очень велики.

1 строка -                      Сия святыя икона написа

2 строка  -            на  (на м)асл(ичном)ъ древе ис св(ят)

3 строка  -         аго  (града) (Иe)русалима от куда Х(рис)тосъ

4 строка  -        В(оз)неса (пр)инес(е)н(а)  инокомъ ....и

5 строка  -       омъ. и (напи)с(ана) АОт?З (18.7) го. иконо(писцами)

6 строка  -        Михаи(ло)мъ   Д(ика)рев(ы)мъ. и Оси(пом)ъ

7 строка  -                   С. Чи(рико)вымъ.  ик..ина. с...

8 строка -                              м(о)ск(ва)

 Вот и подтвердилось авторство Михаила Ивановича Дикарева. Он работал в мастерской Иосифа (Осипа) Семеновича Чирикова (в надписи отчество сокращено до одной буквы "С".

Теперь разберемся с датой написания иконы. Более-менее видна первая буква А означающая тысячу, далее конечно  греческая буква "От", что значит 800, а вот третья цифра не совсем понятна. Посмотрим на написание десятков, то ориентируясь на остатки буквы, здесь могла бы подойти КСИ (60), и с натяжкой Ч (90). Дикарёв стал работать в мастерской Чириковых в конце 1870-х годов, поэтому 60-е годы не подходят. Остается предположить, что указан 1897 год. Стиль живописи также говорит скорее за 1897 год, нежели за 1867 год.

Во второй строке речь идет о масличном дереве, т.е. об оливе. Упоминание породы дерева встречается в надписях и даже на иконных штампах. Как правило указывалось, что икона написана кипарисовом дереве. Икона изготовленная из кипариса стоила дороже на один рубль, если говорить о доске размером 30х25 см. В данном случае использована древесина не типичная для русских икон и, как видно из надписи, привезенная из Иерусалима неким иноком - паломником на Святую Землю (имя его к сожалению прочесть не удалось). Упоминается имя Христа и это не случайно, Христос был положен в гроб и Вознесся на третий день из своей могилы на Елеонской горе, называемой еще Масличной горой. На горе всегда росли оливы и во времена жизни и в момент Воскресения Христа, от сюда и такое особое отношение к этому дереву.


Святой Алексий митрополит московский


 Во второй иконе с образом надпись была прочитана и даже был выдан сертификат. 



 

 











Однако, некоторые детали надписи остались не прочитанными и они оказались очень важны.

Вот эта надпись:


Компьютерные программы позволяют просмотреть надпись в разных цветовых вариантах и часто это помогает лучше увидеть некоторые нечитаемые буквы.



Этот метод помог разобраться с нечитаемыми фрагментами надписи.

Приведу нашу переписку с А. В.

Икона «Святой Митрополит Московский Алексий», около 1910 г. 

На обороте иконы надпись: «Благословил меня игумен ….. // 26 февраля 1920 года /

/ Ю.Олсуфьев // Работа ученика Лаврской иконописной мастерской около 

1910 года Василия Корнеевича окончившего затемъ школу // живописи и ваяния. 

Умер  в Черкизово (Москва) + 1914 // икона написана по Строгановскому 

подлиннику.". 

На иконе Алексия упоминается игумен, т.е. руководитель монастыря. В это время там был архимандрит Кронид (Любимов), но в надписи что-то другое. А вот далее идет подпись человека, который и сделал всю эту запись. Сразу подумал, что тоже не случайный человек. 

Потом долго пытался читать подпись. Вначале, как догадка, что написано Ю. Олсуфьев, а когда проверил, то появилась уверенность, что это именно он.  

Ю.А. Олсуфьев был заместителем председателя (с сентября 1919 по март 1920 — председателем) Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры, главным хранителем  ризницы Лавры. 

 Ю.Мануйлов.

 


Посылаю вам образец автографа Олсуфьева на его книге. 

Обратите внимание на написание буквы Ж в слове многоуважаемый и начерк 

той же буквы в слове «живописи» на вашей иконе.

 Ю. Мануйлов.






































Вот так удалось установить авторство иконы и узнать, что надпись сделана
Ю.Олсуфьевым.

P.S. Но это еще не все. Приведенное имя иконописца Василий Корнеевич, оказывается имя и отчество иконописца  Бондарева Василия Корнеевича (ум. в 1914 г. в Черкизово (Москва). Художник, преподаватель. Выпускник «художественных классов» (так в то время называлось Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУВЗЖ). С 1897 года преподавал в иконописной школе Троице Сергиевой лавры. «В 1897 г. после кончины иеромонаха Симеона для преподавания живописи был приглашен выпускник «Художественных классов» Василий Корнеевич Бондарев с рекомендацией «лучшего по искусству и по нравственности». Он продолжил занятия по установившимся при отце Симеоне правилам и оставался на этом послушании вплоть до закрытия школы.» (Л. А. Армеева. Учиилище иконописания в стенах Троице-Сергиевой лавры в конце XIX — начале XX века. //  Богословский вестник № 11–12. 2010 ). 

 


Ваш,
Ю.Мануйлов.