Обо мне

Моя фотография
В своей жизни мне довелось заниматься очень многими вещами, но судьба так распорядилась, что икона стала главным делом и смыслом моего существования. Первую половину жизни я занимался изучением этой проблемы, копил материал, нащупывал методы познания, вторая половина жизни была посвящена реализации своих знаний, систематизации накопленного материала. Теперь настало время поделиться всем этим с заинтересованными людьми.

воскресенье, 25 августа 2024 г.

 О прорисях, иконописных подлинниках, а также иконописцах Афанасии Иванове сыне Хлебникове и Алексее Гаврилове сыне  Фетцове.




Начну свой рассказ с пояснения сути существования прорисей и иконописных подлинников. Поскольку, большинство иконописцев не имело навыка рисовальщиков и не могло самостоятельно написать нужный образ, то, в своей работе, они пользовались уже готовыми рисунками. В мастерских обязательно существовали целые библиотеки различных рисунков, так называемых "прорисей". Пишут, что в конце 19 века, когда появился спрос на эти рисунки в среде коллекционеров древностей, их везли в Москву целыми возами. 



Понятно, что время не щадит бумажные документы, погибло много, однако, что-тот все-таки сохранилось, только в собрании Государственного исторического музея хранится более 19 тысяч рисунков, среди них есть и рисунки с надписями. Из некоторых надписей мы узнаем имена иконописцев, а где то сохранились фамилии владельцев прорисей, что не исключает, их причастности к иконописному делу.


Этот рисунок находится в собрании П.Д.Корина, и как видно из подписи на нем, был создан палехским иконописцем Василием Софоновым.

Иконописец Софонов Василий Дмитриевич работал в мастерской Софоновых в период с 859 по1870-е г. (Колесова). Возможно, именно ему принадлежит эта прорись «Рождество святого Иоанна Предтечи с 6 сценами жития».

Я думаю, не надо объяснять насколько важна любая информация об иконописцах и их деятельности. Невозможно говорить о написании достоверной истории русского искусства, не имея представления, о количестве работавших иконописцев, сведений о их деятельности, о биографиях тысяч иконописцев и мастерских в которых они работали.

Иконы очень редко имеют подписи, и поэтому подписи на прорисях, архивные материалы, упоминания об иконописцах в указателях выставок, в адресных книгах, в таможенных и иных документах (есть такие серьезные примеры) позволяют расширить  область поиска. 

На днях я подумал, а что если обратиться к иконописным подлинникам. Эти книги были частью профессионального интереса иконописцев, а на книгах почти всегда оставляли владельческие записи и таким образом, возможно, удастся найти новые имена. Я зашел на сайт Российской национальной библиотеки, и обращение к первой книге  оказалось попаданием в яблочко. Иконописный подлинник принадлежал филологу, историку литературы и искусства Федору Ивановичу Буслаеву. На страницах книги сохранились разновременные записи разного характера с упоминанием дат (1758, 1771, 1780, 1781, 1856). 

Я знал каким образом оставляли владельческие записи, такие нашлись на первых страницах.








Как правило, на каждом листе оставляли запись из одного слова, а иногда даже из одной буквы. 
Здесь владелец книги оставил запись на 6 страницах и читается она так: "Сеи подлиникъ Афонасия Хлебникова купца ...лушанина?". последнее слово не совсем понятно, возможно лушанин, т.е. житель города Лух в Костромской губернии.
Из надписи не следует, что Афанасий Хлебником был иконописцем, но на другом листе сохранилась еще одна интересная запись, проясняющая этот вопрос.


Эта запись оказалась более информативной. Оставил её новый владелец книги и вот, что он написал: "Сеи подленникъ полученого мещанина Федора Миронова сына Жердеева а купленаъ у вдовой Дарии Григорьевой дочери жены покойного Афанасия Иванова сына Хлебникова иконописца и жития ево было от роду 3    летъ
Преставися 1781 года месяца сентебря 28 дня водни веку? покой одес (правую) душу его во царствие небесное".
 Из этой записи мы узнаем отчество иконописца, точную дату его смерти. Остается вопрос, сколько же лет ему было, ну уж никак не три года. Еще у меня возникла проблема с прочтением буквы и смысла слова "полученого". Оказалось, что нередки были случаи получения мещанства по заявлениям и видимо, тогда оно называлось полученным. Обычно, указывалось какого города мещанином был человек. 
Эта запись оказалась не единственной в книге. На её листах есть записи о еще одном владельце книги, скорее всего жившем позже Хлебникова.



Вот эта надпись: "Сеи Подлиникъ Алексея Гаврилова сына Фетцова Парфеньевского Купца.".
Алесей Гаврилов Фетцов уже известен специалистам, как иконописец. Кто-то называет его вологодским иконописцем, но судя по тому, что город Парфеньево сейчас в Костромской области, а в 18 веке относился к Архенгелогородской губернии. 

В частном собрании в Москве нашлась подписная икона этого мастера. А мастер оказался замечательным. Икона датирована 1775 годом. Надпись на оборотной стороне иконы.


Икона Богоматери Смоленской, 1775 г. Частное собрание в Москве.

Мы видим, что в записи о смерти иконописца Хлебникова также есть имя нового владельца книги, некоего Ф.М. Жердеева. Не понятно, был ли он иконописцем, но на заметку эту фамилию стоит взять, знаю, что в Калуге работал некий Козьма Жердеев. Где Костромская губерния и где Калуга, спросите вы и будете правы, но иконописцы и книги перемещались не только во времени, но и в пространстве.

В книге есть еще одна интересная запись на листе 188, вот она. 
 

"Дмитръ Семеновъ Тарбеевъ // Голова таможни Семеновской.

Скорее всего, речь идет о внутренней таможне, уже с 1753 года внутренние таможни были упразднены. А упоминаемая "таможня Семеновская" могла располагаться в городе Семенове Нижегородской губернии.

И еще одна запись, относящаяся к 1856 году. К сожалению фамилия и имя "иконника" намеренно затерто.



Вот такой интересный материал попал в мое поле зрения.

 Думаю, настало время немного рассказать об иконописных подлинниках, что же это такое. Иконописные подлинники были лицевыми, т.е. иллюстрированными, с рисунками иконописных персонажей и всего сюжетного репертуара, а были подлинники толковые, в которых шло описание того или иного святого, как его необходимо изображать.


Пример листа из лицевого иконописного подлинника первой половины XVIII века.



Пример толкового иконописного подлинника XVIII века по списку Филимонова. Подлинник был издан в 1874 году.

А вот как выглядит страница иконописного подлинника первой половины XVIII века. Книга рукописная и в нее включены описания из толкового подлинника и добавлены листы с лицевыми рисунками.



Книга написана полууставом. Я надеюсь, что мои читатели, люди подготовленные, и смогут сами прочитать текст страницы. Приведу лишь небольшой фрагмент описания Иосифа Столпника: "сед, брада Николы Чудотворца. На главе схима и кудерцы (это старинное слово - кудри) знать. Риза преподобническая. А стоит на столбе, рукою  благословляет, а в другой свиток, а в нем писано. терпите братья скорби и беды да вечные муки...".

Как видите все лаконично, и подготовленному иконописцу все предельно ясно, как писать образ. Часто указывают даже цвет конкретных деталей изображения.

Не хочу перегружать читателя, поэтому не пишу ничего еще об одном иконописце, а именно о Василие Алексееве Фетцове, сыне А.Г.Фетцова. От В.А. Фетцова до наших дней дошли две иконы. Надеюсь, я найду время и расскажу и о нем, и его работах.


Ваш,

Ю. Мануйлов.








Комментариев нет:

Отправить комментарий