Обо мне

Моя фотография
В своей жизни мне довелось заниматься очень многими вещами, но судьба так распорядилась, что икона стала главным делом и смыслом моего существования. Первую половину жизни я занимался изучением этой проблемы, копил материал, нащупывал методы познания, вторая половина жизни была посвящена реализации своих знаний, систематизации накопленного материала. Теперь настало время поделиться всем этим с заинтересованными людьми.

суббота, 15 июня 2024 г.

 Московский иконописец Афанасий Иванов Чесноков.

Каждый день просматриваю фотографии икон на форуме ХВИ в поисках интересных икон и особенно подписных. И вчера нашел икону с подписью монограммиста. Икона выставлялась на обсуждение еще уже в далеком 2017 году. Проверил в своем архиве и обнаружил, что я её не зафиксировал, а значит и не видел.  На иконе в правом нижнем углу читается надпись: "п. и.  А. И. Ч.". Поскольку я уже встречал этого монограммиста, то оказалось легко связать эту монограмму с уже известным мастером Афанасием Ивановым Чесноковым.


Вот эта икона с образом Богоматери "Всех скорбящих радость". Икона не реставрирована, но специалисты увидят в ней все, что необходимо. 


В моем архиве есть сведения и фотографии шести икон этого иконописца, но отсутствуют хоть какие-то упоминания о личности самого иконописца. Известно из надписи, что он московский иконописец и четыре работы из шести датированы 1804 и 1806 годами. Если оценивать уровень его работ, то мастер он был замечательный, виртуозно владел кистью и, судя по редкости композиционных решений, прекрасно владел рисунком. Скорее всего сам был из старообрядцев. Судя по его работам, он писал в русле старообрядческой традиции и скорее всего выполнял работы для своих одноверцев. 

Приведу фотографии этих икон.



1.       Икона «Воскресение Христово с двунадесятыми праздниками». Дерево, левкас, темпера. Размер: 36х31,5 см. На нижнем поле надпись: "Писал сей святый образ иконописец московскаи. Афанасей Иванов Чесноков совершися 1804, ию . дня".  Россия, Москва, Аукционный дом «Гелос». 

Еще одна икона, датированная также 1804 годом, имеется в собрании Григория Лепсаридзе.

       
Икона Богоматери «Взыскание погибших». В правом нижнем углу на поле надпись: «Писалъ сей стый образъ иконописецъ Афанасеи / Ивановъ Чесноковъ. Совершися ЗТГI (7313-1804) мца / сентября ВI (12) дня».


Есть подписная икона А.И Чеснокова и в Музее русской иконы (М.Абрамова) в Москве. Вот она на фото. 
Икона «Новозаветная Троица в силах», 1806 г. Данная икона является редким образуом иконографии «Сопрестолия» с девятью ангельскими чинами. На иконе Иисус Христос и Господь Саваоф восседают на Престоле, в лоне Отца по Воскресении Спасителя. В композицию включены все девять ангельских чинов (о них я уже писал ранее).

В правом нижнем углу на поле надпись: «П.А.И.Ч. совершися ЗЕДI (7314-1806)». Монограмма расшифрована как: «Писал Афанасий Иванов Чесноков».






Две иконы находятся в Германии. Одна из них в музее Реклингхаузена. В свое время икона была опубликована в книге Ивана Бенчева "Engelikonen".




.       Икона «Священного воинства Иисуса Христа непобедимая сила. Животворящий Крест Господень.», 1806 г., с подписью Афанасия Чеснокова. 



4.       И следующая икона в собрании Курта Эберхарда (Германия).



5.       Икона «Господь Вседержитель на троне с предстоящими и припадающими», нач. XIX в. в собр. К. Эберхарда. В правом нижнем углу на поле монограмма: «П.А.И.Ч.».  Фото от К.Э.

6.       И последней в этом списке стала икона «Всех скорбящих радость Пресвятой Богородицы», нач. XIX в. В правом нижнем углу на поле надпись: «п.и. А.И.Ч.». Доска с ковчегом, паркетированная. Икона обсуждалась на форуме ХВИ, тема № 79729 от 24 апреля 2017. Размер не указывался, но судя по фотографии около 31х26 см.


Это фотография монограммы, а само изображение иконы в верху поста.

Фотография паркетированной иконной доски.

Фамилия Чесноков не такая уж и редкая. Я поискал в интернете и обнаружил, что фамилия эта встречается в среде староверов Балакова (Самарской губ.), Гороховца (Владимирской губ.), Урала и Западной Сибири. 
Весной этого года на аукционе Харгесхаймер в Германии в продаже была икона с подписью иконописца Александра Чеснокова.
Вот эта икона.

Это пока единственная известная мне работа однофамильца, а возможно и родственника Афанасия Чеснокова. Икона Богоматери Смоленской Шуйской с приписной св. Пелагией на правом поле, 1831 г. Подпись по белому фону черной краской справа по контуру мафория Богоматери: «пис. Алеѯан. Чесноков /АAЛ (1831) года месца ῶктѧбрѧ KS (26) днѧ нап. Сей образъ». Размер: 30.6 x 26  см. На иконе одновременный иконе металлический оклад. Икона выставлялась на продажу на немецком аукционе Харгесхаймер, аукцион 138, 19 апреля 2024 года, лот 1015. 

Если обратиться к моим материалам для словаря иконописцев, то оказывается, в новое время работало несколько иконописцев носящих эту фамилию. Приведу здесь их имена.

ЧЕСНОКОВ Василий Дмитриевич. Иконописец. Имел мастерскую по адресу С.-Петербург, Бассейная, 17. (Адресная книга «Весь Петербург» на 1897 и 1898 гг.). В собрании Ростовского музея икона “Спас Нерукотворный”. XIX век. Надпись в нижней части средника коричневой краской: “Написан быст сей образ лета 1852 (?) марта м. Возобновлен 1912 г. Окт. м. в Петербурге В. Чесноковым Вас, ил. 17”. Дерево, темпера. Размер: 98 х 82. Инв. № И-1715. Пост. в 1929 г. из церкви Введения во храм Ростова (Сообщения Ростовского музея. Выпуск IX Ярославль. 1998 // Вахрина В.И. (Ростов) Иконы с датами, подписями, надписями из собрания Ростовского музея. Кат. 38).

ЧЕСНОКОВ Василий Евлампиевич. Иконописец из Вязниковского у. Владимирской губ. В 1896 г., был освидетельствован Пермс­кой ремесленной управой. Работал в мастерской Тарасова. (Уральская икона, с. 335, ссылка на ГАПО. Ф. 207. Оп. 1. Д. 7. Л. 50 об.). 

ЧЕСНОКОВ Владимир. Ученик Холуйской школы иконописи. По результатам 1885/6 учебного года был отмечен вручением книги «о Соловецком монастыре» (Владимирские епархиальные ведомости. Владимир, 1865–1919, 1886, выпуск № 24, с. 94)

ЧЕСНОКОВ Иван. Иконописец московской Оружейной палаты. (Кочетков. Словарь русских иконописцев, с. 131).

ЧЕСНОКОВ Михаил Петрович. Иконописец села Холуй, Владимирской губ. Отец иконописца и живописца Чеснокова Сергея Михайловича (1890-1965). Михаил Петрович Чесноков занимался крестьянством, а позже, изучив иконопись, стал сельским ремесленни­ком. Упоминается в биографии сына.

ЧЕСНОКОВ Сергей Михайлович (1890-1965). Живописец. Уроженец села Холуй, сын иконописца. Окончил вначале холуйскую "Мастерскую попечительства о русской иконописи", а затем, в 1914 году, Казанскую художественную школу, где учился у талантливых педагогов и живописцев Н.И.Фешина и П.П.Бенькова, учеников И.Е. Репина. (Инф. с сайта http://www.vladimir-city.ru/picture1/union/?itwo).

ЧЕСНОКОВ Федор Юрьев. Иконописец. Известен из подписи на подписной и датированной раме иконы «Акафист Иисусу Сладчайшему», 1774 г. В собр. МИХМ (инв. N М-6617). Размер: 197х87(?) (в каталоге ошибочно указан второй размер 187). Икона происходит из ц. Василия Великого в селе Малое Юрьево Муромского у. (Иконы Мурома, кат. 72, цв. илл. и каталог на с. 346-349).

Видимо он же. Чесноков Федор. Икона «Св. Иоанн Богослов в молчании», 2 пол. XVIII в. в собр. МИХМ. Размер: 31,5х27 см. Поступила в музей 10 февраля 1930 года (?). Инв. № М-6796.  Муромский историко-художественный музей. Опубликована: О. А. Сухова и др. Иконы Мурома. М., 2004. № 71. 


Ваш,

Ю. Мануйлов.











среда, 29 мая 2024 г.

 Палехские иконописцы Белоусовы.


Анализируя статистику просмотров моих постов в блоге, я обратил внимание на то, что наибольший интерес читатели проявляют к теме палехской иконописи. Несмотря на это, я ни разу не коснулся деятельности таких крупнейших мастерских как Софоновская (Сафоновская) и деятельность иконописной династии Белоусовых. Сегодня расскажу о иконописцах Белоусовых, а начну обзор с перечисления имен, что бы читатель представлял как много мастеров из этой семьи работало на протяжении столетия. Кстати, многие Белоусовы работали в мастерской Софоновых.

БЕЛОУСОВы. Семья палехских иконописцев. Имя Евграфа Белоусова, основателя династии (конец XVIII в.), встречается на прорисях палехских мастеров XVIII – начала XIX вв. (до конца XIX в. хранились в селе Палех). Его сыновья Василий Евграфович (1825–1890 гг.), Иван Евграфович (1827–1893 гг.) и Владимир Евграфович (1831? – 1896 гг.) считались одними из лучших иконописцев артели Николая Михайловича Софонова (Сафонова). Сохранилась часть фрески наружной стены Благовещенского собора Московского Кремля с надписью на оборотной стороне: «Сие изображение святого Благоверного князя Бориса есть часть штукатурки, снятой во время реставрации, проводимой Софоновым, с наружной стены Московского Благовещенского собора, что в Кремле. Написано оное изображение в 1868 г., трудов Василия Евграфовича Белоусова села Палеха Владимирской губернии»

В 1880 гг. Белоусовы организовали собственную мастерскую «Братья Белоусовы», которая работала в стиле «поздней фрязи», возникшем в результате сближения живописных и иконописных приёмов. Иван Васильевич (1852–1914 гг.), Фёдор Иванович (1852–1885 гг.), Михаил Владимирович (1858–1920 гг.) – следующее поколение Белоусовых, работавших в мастерской. 


Иконописцы мастерской Белоусовых в Палехе.

В 1882 г. по рекомендации археолога и историка искусства Георгия Дмитриевича Филимонова Белоусовы получили заказ на роспись Грановитой палаты Московского Кремля. Иконописцы располагали словесным описанием сюжетов и композиций, сделанным Симоном Ушаковым в 1672 г., по которому составили первоначальные эскизы, поданные на утверждение императору Александру II







За выполнение этой работы (окончание в 1882 г.) Белоусовы были отмечены высокими наградами: Василий Евграфович – золотой медалью на широкой аннинской ленте, Иван Васильевич – золотой медалью на станиславской ленте, Фёдор Иванович – серебряной медалью на аннинской ленте. Надпись, сохранившаяся на стене Грановитой палаты, сообщает о том, что роспись была сделана мастерами-крестьянами Белоусовыми из села Палех. 

Следующей работой мастерской была роспись церкви Трёх святителей в Москве, в 1885 г. выполняли заказ на изготовление икон для трёхъярусного иконостаса и других храмовых икон церкви при Шуйском духовном училище. В 1898 г. Иван Васильевич вместе с братьями Василием Васильевичем и Михаилом Васильевичем открывают иконописную и иконостасную мастерскую в Самаре, участвуют в росписи кафедрального Воскресенского, Казанского соборов, храмов Иверского женского монастыря, Ильинской церкви, церквей в сёлах Екатериновка, Семёновка, Большая Глушица, Берёзовый Яр. Были написаны иконостасы соборного храма в самарском Николаевском мужском монастыре, шестиярусный иконостас церкви в честь Воздвижения Креста Господня в селе Палех и иконы для Свято-Троицкого женского монастыря Бузулукского уезда Самарской губернии. (Культура веры. Авторский проект Александра Колодина. Словарь по христианству. Белоусовы. URL:http://religiocivilis.ru/hristianstvo/christ-b/10434-belousovy.html (дата обращения 20.11.2020)

БЕЛОУСОВ Александр Андреевич — см.: Бураков-Белоусов Александр Андреевич. (Колесова, с. 397).

БЕЛОУСОВ Александр Васильевич, крестьянин Бутурлиных. Работал у Л.М. Софонова (1840-1850-е гг.). В одном из документов указано: «В 1859 году Александр Васильевич порядил своего сына Павла к Николаю Львовичу Софонову». (Колесова, с. 397).

БЕЛОУСОВ Александр Владимирович (1880-1936), личник. Работал у Софоновых, потом — в белоусовской мастерской. (Колесова, с. 397).

БЕЛОУСОВ Александр Павлович (1870? -1918), личник. Сначала рабо­тал в белоусовской мастерской, затем уехал в Петербург в мастерскую палешанина Одинцова. (Колесова, с. 397).

БЕЛОУСОВ Алексей. Палехский иконописец второй половины XIX в. Известен как автор рисунка кистью «Богоматерь Анкирская» (см. сведения о Луке Белоусове).  (Такташова Л. Е. Неизвестные памятники русского иконописания., с. 318)

БЕЛОУСОВ Алексей Денисов. Александровский мещанин, иконописец. «В 60-е-80-е годы XIX века большинство иконописных работ в монастыре выполнял мещанин г. Александрова Алексей Денисов Белоусов. В 1880 году ему платили «за поправку живописи в церквах и в Св. Вратах, а также за написание икон при входах в Троицкий собор» (Инф. с сайта http://alexandrov-obitel.ru/?p=3559)

БЕЛОУСОВ Андреян, крестьянин Бутурлиных. Упоминается в докумен­тах за 1810, 1812, 1813 годы (паспортные книги). (Колесова, с. 397).

БЕЛОУСОВ Василий Васильевич (? - 1918).  Палехский иконописец, платьечник.  Сын иконописца Василия Евграфовича Белоусова. Считался хорошим иконописцем. Начинал работу у Софоновых. Семь лет был церковным старостой в Палехе (после отказа от этой должности его брата). (Колесова, с. 397-398).

БЕЛОУСОВ Василий Иванов, крестьянин Бутурлиных д. Осеево. Женил­ся в 1791 году. (Колесова, с. 398).

БЕЛОУСОВ Василий Евграфович (1825 или 1828-1890). Работал у Л.М. Софонова, являлся одним из лучших его мастеров. Работал в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры (1865-1866). После окончания работ в Грановитой палате организовал собственную мастерскую из 5 человек. В 1893-1894 годах его сыновья выстроили каменную мастерскую (вторую по значимо­сти), где работало 30 человек. Как и у Н.М. Софонова, это были мастера высокой квалификации. В музейной коллекции есть его подписной рису­нок (ИГ 3) (Колесова, с. 398). Известна подписная и датированная икона «Богоматерь Шуйская-Смоленская», 1884 г. Размер: 28х22,2 см. На иконе надпись: «Писана сея святая икона в селе Палех крестьянином Василием Евграф. Белоусовым Владимирской губернии Вязниковского уезда 1884 в сентябре» (обратный перевод с немецкого. Ю.М.) (Lebendige Zeugen., кат. 100, цв. илл. на с. 132)



БЕЛОУСОВ Василий Михайлов, крестьянин Бутурлиных. Упоминается в документах за 1810, 1812, 1813, 1820-е годы. Жил в Москве. В 1823, 1846 годах работал в Петербурге. (Колесова, с. 398).

БЕЛОУСОВ Василий Петрович. Палехский иконописец. Работал в мастерской Сафоновых. «В 40 — 70-х годах XIX в. в мастерских Сафоновых работали иконописцы Белоусов Александр Васильевич, Белоусов Василий Евграфович, Белоусов Василий Петрович, Белоусов Иван Евграфович» (Л.Е.Такташова. Палехские и холуйские иконописцы XVIIXIX вв.).

БЕЛОУСОВ Владимир Евграфович (род. 1831? – 1896). Палехский иконописец, личник. Отец иконописца Михаила Владимировича Белоусова. Работал в мастерской Н.М. Сафо­нова. (Колесова, с. 398). Участвовал в росписи Грановитой палаты Московского Кремля (Государственный музей палехского искусства. Музей иконы. http://muzei-paleh.ru/otdely-muzeja/usei-ikony/ (дата обращения 20.11.2020)

БЕЛОУСОВ Владимир Михайлович (1885-1918). Иконописец, личник. В начале 1900-х годов работал в мастерской братьев Белоусовых (Колесова, с. 398).

БЕЛОУСОВ Евграф Владимирович (1870? - 1910), мастер стенной роспи­си. Работал у Софоновых: с. Груздево (1879), г. Кострома (1884). (Колесова, с. 398).

БЕЛОУСОВ Иван, крестьянин Бутурлиных с. Палех. Упоминается в доку­ментах за 1792 год. (Колесова, с. 398).

БЕЛОУСОВ Иван Васильевич (1850-1914). Палехский иконописец платьечник, мастер стенной росписи. Сын иконописца Василия Евграфовича Белоусова. Начинал работу у Софоновых. Упо­минается в книге учета рабочих дней: г. Уральск (1876), с. Богоявленское (1881). Развил белоусовское дело. В течение 18 лет после отца был церков­ным старостой. Содействовал открытию 2-х классного училища. Был чле­ном земской управы в Вязниках. Умер в Самаре. (Колесова, с. 398). В 1898 г. Иван Васильевич вместе с братьями Василием Васильевичем и Михаилом Васильевичем открывают иконописную и иконостасную мастерскую в Самаре. 

 Вот что пишут о работе этой мастерской в Самаре в храме апостолов Петра и Павла:

"Дорогие братья и сестры,23 января 1914г отошёл ко Господу иконописец Иван Васильевич Белоусов , художественными трудами которого прихожане Петропавловского храма вдохновлялись на служение Господу, на поиск мира в своих мятущихся, страстных душах. И. В Белоусов, потомственный иконописец, и художник-иконописец духовного сана Семён Матвеевич Чичканов, занимались обновлением иконостасов и настенной росписью нашей любимой церкви".

"Иван Васильевич был родом из Палеха, жители которого отличались высокой нравственностью и духовностью, а "палехским иконам могли позавидовать даже мастера лаврские (Киевские и Сергиевские)"-, писал этнограф С. Максимов. Многие палехские династии увековечили себя иконописанием. Среди них и династия Белоусовых. Основателем династии (кон. XVIII в.) был Евграф Белоусов. Его сыновья Василий, Иван и Владимир считались одними из лучших иконописцев артели Н.М. Сафонова. Сохранилась часть фрески наружной стены Благовещенского собора Московского Кремля с надписью на оборотной стороне, что роспись сделана Василием Белоусовым в 1868 г. В 80-е гг. XIX в. братья организовали собственную мастерскую «Братья Белоусовы», которая работала в стиле «фрязь», возникшем в результате сближения живописных и иконописных приемов.
Иван Васильевич, Фёдор Иванович, Михаил Владимирович - следующее поколение Белоусовых, работавших в мастерской. В 1882 г они получили заказ на роспись Грановитой палаты Московского Кремля. За выполнение этой работы иконописцы были отмечены высокими наградами. Иван Васильевич получил золотую медаль на станиславской ленте. В 1898 г. Иван Васильевич вместе с братьями Василием и Михаилом открывают иконописную и иконостасную мастерскую в Самаре, участвуют в росписи кафедрального Воскресенского, Казанского соборов, храмов Иверского женского монастыря Ильинской церкви, церквей в селах Екатериновка, Семёновка, Б. Глушица, Берёзовый Яр. Были написаны иконостасы соборного храма в самарском Николаевском мужском монастыре, шестиярусный иконостас церкви в честь Воздвижения Креста Господня в с. Палех. Иван Васильевич был церковным старостой в этом храме. Он и его братья дали 1000 руб на реставрацию икон в иконостасе, внесли немалые лепты на благоукрашение местного храма".

Вероятно, он же

БЕЛОУСОВ Иван Васильевич, крестьянин. Работал в Казани. «Живописная мастерская располагалась в первой части города в Казанском монастыре (скорее всего,  Казанский Богородицкий женский монастырь). В 1893 г. вместе с мастером трудились пятеро ремесленников, оборотная сумма составляла 1 400 рублей. Годом позже, в 1894 г. было зарегистрировано шестеро подмастерьев, годовая оборотная сумма увеличилась до 2 000 рублей»  (ГА РТ, ф. 377, оп. 1, д. 139, л. 24; д. 143, л. 20. в статье - Валиуллин Т. Р. Мастера иконописного дела среди ремесленников серебряного цеха в Казани во второй половине XIX – начале XX в. // Гасырлар авазы – Эхо веков. – 2019. – № 3. – С. 130)

Известна копия с фрески из Новгородского Софийского собора, написанная Иваном Васильевичем Белоусовым. Копия датируется 1890-ми годами.


Приведу и изображение оригинала фрески опубликованной в альбоме "Виды Г. Новгорода и его окрестностей", 1883 года.




БЕЛОУСОВ Иван Евграфович (1827–1893). Палехский иконописец, мастер стенной росписи. Рабо­тал у Л.М.Софонова с 1830-х годов: Троице-Сергиева Лавра (Успенский собор, 1865-1866). (Колесова, с. 398).

БЕЛОУСОВ Иван Петрович. Палехский иконописец. Имя известно из подписи на иконной прориси присланной им Макару Самсоновичу Пешехонову. «несколько рисунков прислали палешане Иван Петрович Белоусов, Конон и Лев Сафоновы» (Ж.Г. Белик. Собрание прорисей иконописцев Пешехоновых: первые итоги исследования // III Дёминские чтения. Отчетная конференция Музея имени Андрея Рублева по итогам 2017 года. Тезисы докладов. Составитель, научный редактор сборника Н.И. Комашко. ЦМиАР. 2018. С. 28--31)

БЕЛОУСОВ Иван Федорович (1880-1922). Работал у Софоновых. (Колесова, с. 398).

БЕЛОУСОВ Иван Яковлев, крестьянин д. Осеево. Упоминается в доку­ментах за 1747 год (паспортные книги). (Колесова, с. 398). Вот такая информация посвящена деятельности Ивана Белоусова, скорее всего кому-то из уже представленных выше. "1) Выдано иконописцу, крестьянину села Палеха, Вязниковскаго у., Ивану Бѣлоусову за написаніе иконъ для икопостаса вновь строющейся при училищѣ церкви. Деньги эти выданы изъ пожертвованныхъ на сей предметъ разными лицами, подъ собственноручную росписку, крестьянину Ивану Бѣлоусову," (Владимирские епархиальные ведомости. Владимир, 1865–1919, 1887, выпуск № 5, с. 133

БЕЛОУСОВ Измарагд (Смарагд) Александрович (род. ок. 1845 г. в Палехе – умер в 1921 г. в Родниках). Палехский иконописец, платьечник, работал в мастерской братьев Белоусовых. Жил в д. Жуково. Работал с 1860 года. В тетради, хранящейся в палехском музее имеется упоминание о И.А. Белоусове и написано, что «иконописец не особенно хороший но человек был незаурядный. Имел хорошие средства и купчеи леса. Временами брал свои работы». (Зиновьев, с. 24; Колесова, с. 398).

Участник кустарной выставки в 1902 году. В указателе этой выставки имеется статья о нем:  «209. Бѣлоусовъ, Смарагдъ Александровичъ. Владим. г., Вязниковск. у., сл. Палехъ. Иконы. Занимается производ. съ I860 г. Работаетъ у хозяина, зарабатывая до 400 руб. въ годъ.» (Указатель состоящей под августейшим покровительством Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны Всероссийской кустарно-промышленной выставки. 1902 г. С.-Петербург. Типография В.С. Балашовъ и ко.». С. 30).

Известна подписная и датированная икона «Преображение Господне», 1896 г. в собрании К. Эберхарда (Германия). На тыльной стороне иконы в круглом медальоне надпись: «Iерею цу Василiю КРИЦКОМȣ Напамѧть Писана М. Села Палеха Смарагдомъ. Бѣлоусовымъ 1896. года». (2020 г., фото от К.Эберхарда)



На торговой интернет площадке «Мешок» выставлялась на продажу икона «Св. Иоанн Предтеча и муч Антонина», 1892 г. с дарственной надписью, выполненной священником Иоанном Яхонтовым на тыльной стороне иконы. Надпись чернилами: «Работа крестьянина деревни Жукова Владимирской губернии // Палеховской волости Смарагда Александрова Белоусова // 1892 г. // 1 марта Освящена 23 февраля 1892 г.Свящ. J. Яхонтов». Размер: 27х22,5х3 см. 



БЕЛОУСОВ Леонид Иванович (род. в 1895 г. в Палехе – умер в 1979 г., похоронен в Палехе). Учился в иконописной мастерской у своего отца И.В. Белоусова. Член Артели древней живописи с 1926 г. Тематика произведений: фольклор, литература, жанровые сцены. Участвовал в выставках с 1928 г. Работы Л.И. Белоусова хранятся в музеях: Государственном музее палехского искусства, Всероссийском музее А.С.Пушкина "Мойка 12". (Интернет). В 2011 г. на аукционе «Гелос» продавались 8 икон его письма, происходящие из семьи родственников иконописца. Все иконы выполнены на папье-маше темперой. Иконы датированы 1909 – 1910 гг. 



БЕЛОУСОВ Лука. Палехский иконописец второй половины XVIII в. В коллекции ГМПИ (Дом-музей П.Д.Корина) есть его подписной рисунок (Г 325). (Колесова, с. 398).   «Богоматерь Анкирская» – рисунок кистью. XVIII в. Надписи: «СР Луки Б» (Сей рисунок Луки Белоусова, — Л. T.), «Петра», «Алексея», «Сей рисунок руки сна Белоусова Московския Михаила». Бумага, сажа, 27 х 21. Из собрания П.Д. Корина. Икона «Богоматерь Боголюбская», 1783. На обороте имелась надпись, в которой указывались время написания иконы и автор — Лука Белоусов. Находилась в церкви Рождества Христова в Балахне (Рукописный отдел Государственной Третьяковской галереи, ф. 67, № 448). В 1930 г. комиссией по регистрации памятников, подлежащих государственной охране, икона была отнесена к памятникам первой категории. Местонахождение в настоящее время не известно. (Такташова Л. Е. Неизвестные памятники русского иконописания., с. 318)

БЕЛОУСОВ Матвей, крестьянин Бутурлиных. Упоминается в докумен­тах за 1810 год (паспортные книги). (Колесова, с. 398).

БЕЛОУСОВ Михаил. В 1823 году работал в Петербурге. (Колесова, с. 398).

БЕЛОУСОВ Михаил Владимирович (1863-1921). Палехский иконописец. Сын иконописца Владимира Евграфовича Белоусова. Икона «Корсунская Богоматерь», 1898 г. в собрании ГМПИ. Размер: 85,5х75 см. Инв. ДИ 1002 И. Икона написана на доске 17 века с остатками старой живописи. (Госкаталог.РФ) 



БЕЛОУСОВ Михаил Васильевич (? - 1911). Потомственный палехский иконописец. Работал у Л.М. Софонова (1840 - нач. 1880-х гг.). Упоминается в книге учета рабочих дней: с. Бого­явленское (1881). Жил в Самаре, управлял позолотной мастерской брать­ев Белоусовых. (Колесова, с. 398). 
Крепостной (Архив Государственного музея палехского искусства, Книга расчета с мастерами иконописной мастерской Сафоновых за ноябрь 1846 - октябрь 1864 г., л. 268 об.). В 40-60-х годах
XIX в. работал в мастерских Сафоновых в Палехе. Писал иконы, занимался стенописью. В 40 — 70-х годах XIX в. в мастерских Сафоновых работали иконописцы Белоусов Александр Васильевич, Белоусов Василий Евграфович, Белоусов Василий Петрович, Белоусов Иван Евграфович. (Такташова Л. Е. Неизвестные памятники русского иконописания., с. 318)

БЕЛОУСОВ Михаил Васильевич (1859? - 1904). Жил в Петербурге. Рабо­тал в мастерской палешанина Наговицына. (Колесова, с. 399).

БЕЛОУСОВ-ПОТАПОВ Михаил Васильевич (1841-1921), хороший мас­тер. Учился у Софоновых. Работал в Москве, с 1910 года — у Софоновых. Возможно, одно лицо с Потаповым Михаилом. (Колесова, с. 399).

БЕЛОУСОВ Михаил Владимирович (1863-1921). Работал у Софоновых: с. Лежнево (1879-1880), с. Богоявленское (1881), Троице-Сергиева Лав­ра (1883), г. Нижний Новгород (Кафедральный собор, 1885), потом — у Белоусовых. (Колесова, с. 399).

БЕЛОУСОВ Михаил Петров, сын Петра Андреянова, крестьянин Бутур­линых. В 1846 году работал в Петербурге. (Колесова, с. 399).


Эта икона, датированная 1863 годом, приписывается руке Михаила Петрова Белоусова.

Как видим из надписи имя не читается.


БЕЛОУСОВ Николай Иванович. Палехский иконописец, личник. Работал у отца (Ивана Василье­вича) в белоусовской мастерской. (Колесова, с. 399).

БЕЛОУСОВ Николай Федорович (1880 ?-1922). Иконописец из Палеха. Работал с 1898 года. Участник кустарной выставки в 1902 году. В указателе этой выставки имеется статья о нем:  «208.  Бѣлоусовъ, Николай Ѳедоровичъ. Владим. г., с . Палехъ. Иконы, Занимается производ. съ 1898 г. Работая на хозяина, пользов. готовымъ матеріаломъ; зарабатыв. до 400 руб. въ годъ. Производство ручное.» (Указатель состояшей под августейшим покровительством Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны Всероссийской кустарно-промышленной выставки. 1902 г. С.-Петербург. Типография В.С. Балашовъ и ко.». С. 30). Работал у Софоновых. Белоусов Николай Федорович упоминается также в книге Тарасова "Икона и благочестие". (Тарасов, с. 300, 474; Колесова, с. 399).

Икона "Всех скорбящих радость Пресвятой Богородицы со св. Феодором и Екатериной на полях", 1903 г., доска с ковчегом, с двумя сквозными плоскими шпонками, паволока (рединка), левкас, яичная темпера. Размеры: 30,7х26,5х2,9. Доска с тыльной стороны окрашена светло-серой краской, по краске, между шпонками, надпись темно-красной краской: «Иконописецъ // Н.Ф.Бълоусовъ Въ с. ПалЪхе Вл. ГУ. // 1903 года». Икона выше среднего ремесленного уровня, написана в стемненном "подстаринном" стиле. Фон охряной, золоченые нимбы, поля коричневые, на полях две фигуры приписных святых. Мандола охряная и наружная чать оливковоо-зеленая, по ней идет золотой ассист. Живопись стемненная, колорит коричнево-зеленый. (Мануйлов, Таллинский антиквариат, 1998).





БЕЛОУСОВ Петр Андреянов, петербургский староста. Имел свое торго­вое предприятие. Упоминается в документах за 1810, 1840-е годы. (Колесова, с. 399).

БЕЛОУСОВ Петр Яковлев, крестьянин д. Маланьино близ Палеха. Упо­минается в документах за 1747 год. (Колесова, с. 399).

БЕЛОУСОВ Сергей Михайлов, крестьянин Бутурлиных. В 1797 году был ключником в московском доме Бутурлиных. (Колесова, с. 399).

БЕЛОУСОВ Федор Иванович (? - 1885), сын Ивана Евграфовича, платьеч­ник. Работал у Софоновых: г. Переславль-Залесский (Никитский монас­тырь, 1884-1885). (Колесова, с. 399).

БЕЛОУСОВ Федор Иванович. Палехский иконописец, личник. Сын Ивана Васильевича. Работал в белоусовской мастерской. (Колесова, с. 399).

БЕЛОУСОВ Яков Дмитриев. Палехский иконописец, крестьянин д. Маланьино близ Палеха. Упо­минается в документах за 1747 год. (Колесова, с. 399).

БЕЛОУСОВ Яков Михайлов. Палехский иконописец. Упоминается в документах начала XIX века. Работал в Петербурге. На обороте рисунка из коллекции ГМПИ (ИГ 33) есть часть текста доверенности 1830 года: «Сия доверенность принадлежит села Палеха Якову Михайлову Белоусову». (Колесова, с. 399).

Итак, имен достаточно много, а в вот подписных икон как всегда ограниченное количество. Иногда встречаются надписи в которых указан только фамилия и надо проводить исследования, что бы приписать то или иное произведение конкретному иконописцу.  

Приведу несколько икон, написанных членами этой семье, но без указания имени.




Надпись: "1895 // село Палехъ // Трудъ иконописца Белоусова".

Несколько дней назад в продаже была икона Белоусова.



Еще одна икона имеет косвенное подтверждение авторства Белоусовых. На шпонке сохранилась надпись столяра.



Надпись карандашом: "Писана въ Селе Палехе Влад. Губер. въ мастер. // Бр. Белоусовыхъ 1897 г. Столяр В. Головинъ".

Несмотря на довольно поверхностный, эскизный подход к обзору творчества Белоусовых, нельзя отрицать, что эта иконописная династия оставила значительный след в истории русского церковного искусства.  


Ваш,

Ю.Мануйлов.