Обо мне

Моя фотография
В своей жизни мне довелось заниматься очень многими вещами, но судьба так распорядилась, что икона стала главным делом и смыслом моего существования. Первую половину жизни я занимался изучением этой проблемы, копил материал, нащупывал методы познания, вторая половина жизни была посвящена реализации своих знаний, систематизации накопленного материала. Теперь настало время поделиться всем этим с заинтересованными людьми.

вторник, 15 апреля 2025 г.

Брягины и Шитов - мстёрские иконописцы


                    

Я уже не один раз писал о иконописцах "старинщиках", но как-то ускользали от моего внимания имена замечательных мастеров, может быть одних из лучших, и также выходцев из Мстеры, иконописцах Брягиных и В.О.Шитова, о творчестве которых и пойдет рассказ в этой статье.

Иван Васильевич Брягин и Василий Иосифович (Осипович) Шитов оставили нам ряд совместных работ, в которых первый работал как доличник, а второй писал личное. Примером такой совместной работы является икона Феодоровской Богоматери, 1894 г. из собрания Русского музея (ГРМ, ДРЖ Б-1502). Размер: 31,1 х 26,3 х 2,3. Фото 1. 

Другой совместной работой является икона с образами святых митрополитов Московских: Петра, Ионы, Филиппа и Алексия. Икона написана была в 1899 году. На обороте иконы имеется надпись:
"Доличное на сей иконе писал Иванъ Васильевъ Брягинъ // а лики Василий Иосифовъ Шитовъ (1899) года". Икона эта хранится в ГРМ (ДРЖ Б-1311). Размер: 31,3х26,5х2,2. Фото 2.


                        Фото 2.


Увы, но как часто бывает, биографических сведений о Брягине старшем и Шитове совсем мало, и так.

БРЯГИН Иван Васильевич (Брягин-Рокин; Брагин) (род. в 1863 – умер после 1928 г.)

Мстерский иконописец, реставратор, педагог. Родился в Мстёре. Учился иконописи у мстерского иконописца Д.А. Бороздина. Отец и учитель иконописцев и реставраторов А.И., Е.И. и Н.И. Брягиных. Олсуфьев упоминал девичью фамилию его жены - Артемьечева. Работал самостоятельно, но иногда сотрудничал с известными мстрскими иконописами М. И. Дикаревым, О. С. Чириковым, И. В. Тюлиным и В.О.Шитовым. С 1906 года служил преподавателем в Мстёрской иконописной школе. В Мстёрских художественно-ремесленных мастерских работал в 1918–1920 годах. Реставрировал церковь Ильи Пророка в Ярославле. 

Две иконы его работы находились в составе коллекции Н.П. Кондакова, а сейчас хранятся в ГРМ:

1.       Икона "Архангел Михаил" (ДРЖ Б-1199), размер: 31х25,8х2,4.

2.       Икона "Казанская Богоматерь" (ДРЖ Б-1173), размер: 30,8х26,2х2,4 


    Икона Казанской Богоматери опубликована в этих книгах. ("Пречистому образу Твоему поклоняемся…", с. 233, кат. 147; Каталог икон коллекции Н.П. Кондакова, с. 155-156, кат. 26, 27, цв. Илл на с. 143).

Е        Еще одна икона Казанской Богоматери была в собрании В. Бондаренко. Вот ее фото.


 На нижнем поле под фигурой Христа видна подпись, но по фотографии её прочесть невозможно, датирована началом XX века. Размер: 31,5х27.  

       В этом же собрании есть еще одна работа Ивана Васильевича. На нижнем поле справа коричневой краской надпись: "Сiя икона написана въ слободе Мстере иконописцемъ И. Брягинымъ".

 


         В собрании И.Сысолятина также есть двухсторонняя икона, приписываема этому иконописцу. Не могу не утверждать, ни отрицать авторство, просто информирую.




В Череповецком музейном объединении есть несколько рисунков И.В.Брягина. Покажу некоторые. 


      Теперь расскажу о сыновьях Ивана Васильевича. Старший из трех сыновей Евгений. 

БРЯГИН Евгений Иванович (род. 7(19). 03. 1882 в Мстере - умер 10. 07. 1943 в Москве).

Реставратор, выходец из Мстеры. Сын и ученик И.В. Брягина. Жена Екатерина Петрова. Упоминается в Метрической книге Скорбященской церкви в Ямской  Коломенской слободе Замоскворецкого сорока г. Москвы за 1915 г., в семьи родился сын Владимир (род. 4 июля 1915 г.). Воспреемником при крещении был мстерец Яков Васильев Сосин. (ЦГА Москвы, фонд №2121, опись №2, дело №190, стр. 314)

Рабо­тал в иконописных мастерских в Мстере до 1898 г.  Участвовал в реставрации росписей в церкви Ильи Пророка в Ярославле (1898, совм. с отцом), соборах Московского Кремля (1909-1930), храме Василия Блаженного в Москве (1918). Занимался реставрацией икон преимущественно для коллекционера И.С. Остроухова. Павел Муратов упоминал его как реставратора в своем очерке "Вокруг иконы": "Е. И. Брягин был излюбленным и как бы «придворным» мастером И. С. Остроухова. Через его руки прошли почти все лучшие иконы остроуховского собрания." («Возрождение»: N 2797, 28 января 1933 г.; N 2799, 30 января 1933 г.; N 2809, 9 февраля 1933 г.)

Реставрировал ряд уникальных икон, хранящихся в ГТГ, - “Алексей митрополит, с житием” Дионисия,  “Троица” А. Рублева, а также иконы в ГИМ и др. (Биобибл. словарь, т. 2, с. 93-94). Собиратель икон. Написал в 1913 году на старых досках изображения митрополитов Фотия и Киприана из Успенского собора Московского Кремля. В 1915 году раскрывал икону «Митрополит Пётр в житии» (Музеи Кремля. Инв. N Ж-281, Ж-282) (Щенникова Л.А. Иконостас Дмитриевского придела Успенского собора  и «антикварная» реставрация начала XX века //  Успенский собор Московского Кремля. Материалы и исследования. М. «Наука». 1985. С.175, 179).

«С 1912 г. начал расписывать Успенский Старообрядческий собор в Москве; с 1913 ему поручена реставрация стенописи большого Крѳмлевского Успенского собора. Комиссией под председ. кн. Ширинского-Шахматова, при участии И.С. Остроухова; им расчищѳны все иконы собрания И. С. Остроухова; и через него приобретены послѳдним иконы: Вход в Иерусалим и Великомуч. Георгий; мастерская в Москве; Сын иконописца Ивана Васильевича Брягина и жены его, рожденной Артѳмьѳчѳвой. дочери тоже мстерского иконописца; внук иконописца Василия Ивановича Брягина. Оба брата Евгѳния Ивановича—Николай и Александр—иконописцы; Николай Иванович старший иконописец по расчистке икон бывшого Музея Александра III в ГІетрограде.» (Олсуфьев Ю.А. Опись икон…, с. 204-205).

Икона "Св. Алексей человек Божий и мученица Александра", 1911 г. в собрании Музея русской иконы (М.Абрамова). Размер: 31,1х26,5 см. Ранее икона находилась в коллекции Зайдельмана в США.

БРЯГИН Николай Иванович (род. 14.10.1885 - 01.03.1933).

Иконописец, реставратор древних икон. Родился в п. Мстера Вязниковского р-на. Сын и ученик Ивана Васильевича Брягина. Работал в иконописных мастерских  в Мстере и Москве (Биобибл. словарь, т. 2, с. 94). В 1911 году в Санкт-Петербурге была открыта Школа народного искусства Её Императорского Величества Императрицы Александры Фёдоровны. Иконопись в этой школе преподавал иконописец Н.И. Брягин (уп. в 1916 г.) (в статье отмечено, что иконы написанные в школе продавались в магазине Жевержеева, возможно и иконы работы Брягина могли продаваться там же) (Антонов, Кобак. Святыни Санкт-Петербурга. С. 215). С 1913 г. по 1921 г. работал мастером по реставрации древнерусской живописи в ГРМ. (Бобров, с. 67, 155).  В 1927 г. Н.И. Брягиным были промыты и частично раскрыты иконы всего иконостаса церкви Ильи Пророка в Ярославле. (Интернет, Церковь Ильи Пророка в Ярославле). Одним из первых применил принципы и методы научной реставрации, стал учителем нескольких крупных мастеров (В.О.Кирикова, Н.В.Перцева). Его руками были спасены многие жемчужины древнерусской живописи Новгорода, Пскова, Тутаева и Ростова, музейные коллекции Санкт-Петербурга и Ярославля. С 1913 работает в Русском музее, 1921 - Московский ЦГРМ, 1925 - Ярославский ЦГРМ. В 1926 г. в Ярославле, вместе с художником А.И.Анисимовым создает выставку древнерусских икон. 1932 - арестован, в 1933 скончался в тюрьме. Реабилитирован 7 июля 1993 г. Причислен РПЦ к лику святых.

Из иконописных работ наиболее известна  икона «Святая Троица, с бытием и хождением», 1914 г. совместной работы с его братом Александром Брягиным в собр. Владимиро-Суздальского музея-заповедника (ГВСИАиХМЗ), (инв. N В-6300/ 180). Размер: 160х125х3,5 см. На обороте иконы надпись черной краской: «В лето от Рождества Христова 1914 списана сия икона иконописцами Николаем и Александром Брягиными в мастерской Русского музея Императора Александра Третьего со старой иконы, находящейся в древлехранилище этого же музея» (Иконы Владимира и Суздаля, кат. 128, цв. илл. на с. 545-547).





Во Владимирском музее заповеднике хранятся еще две иконы этих иконописцев, созданные для суздальского Покровского монастыря:

2.       Икона «Святой Николай Чудотворец с 15 клеймами жития», 1914 г. Размер: 92x80x3,5 см.  Инв. В-6300/219. 

3. Икона «Преображение с праздниками», 1914 г. Размер: 133x102x3,5 см. Инв. В-6300/216.  (Подписные иконы XVII - начала XX в. В собрании Владимиро-Суздальского музея заповедника. Владимир. 2009. Кат. 9, 10, 11 на с. 21-25).

М    Мне не удалось найти в сети  книгу с копиями икон Николая и Александра Брягиных. Возможно, любопытные читатели смогут найти и познакомиться с этой книгой.  (Майорова Е.А. Списки копии древних икон из Покровского монастыря работы Николая и Александра Брягиных // Материалы исследований. Сборник № 13. Владимир, 2007).

БРЯГИН Александр Иванович (род. 28. 02. 1888 в Мстере - умер 1948 в Вологде).

Иконописец, реставратор, художник-миниатюрист из Мстеры. Сын и ученик Ивана Васильевича Брягина. Младший брат иконописцев Евгения и Николая Ивановичей Брягиных. Работал в иконописных мастерских Москвы, Петербурга, Мстёры, в Русском музее и Вологодском краеведческом музее. Реставрировал иконы в Троице-Сергиевой лавре, Успенском соборе Московского Кремля, музеях Новгорода, Александрова, Вологды. Участник художественных выставок с 1933 г. 

В 1904 -1914 гг. работал в иконо­писной мастерской в Москве у В.П. Гурьянова. Вот интересная заметка, написанная Д.Н.Семеновским - «Александр Иванович Брягин, 16-летним подростком впервые приехал в Москву. Хозяин иконописной мастерской Гурьянов, старался связать своих мастеров контрактом, приставал к молодому Брягину:

   - Давай, подписывай условие на год.

   - Погожу, Василий Палыч.

Так и не подписал. А весной, без копейки денег вернулся домой.» (Семеновский Д.Н. Мстера. Очерки. Москва-Иваново. Гос. Изд. Ивановской области. 1937. С. 32).

Много занимался реставрацией древнерусской иконописи, в частности для И.С. Остроухова. Брягин прекрасный рисовальщик, он любил удлиненные пропорции фигур. (Биобибл. словарь, т. 2, с. 93; Побединская и Уханова, с. 164; Тиц, с. 64; Лаковая миниатюра Мстеры, с. 19, 31). 

Занимался копированием древних икон. Вот одна из его работ. Копия с иконы Владимирской Богоматери, выполненной им в 1929 году.



Из работ известна уже упоминаемая мною икона «Святая Троица, с бытием и хождением», 1914 г. совместной работы с братом Николаем Брягиным в собр. Владимиро-Суздальского музея-заповедника (ГВСИАиХМЗ), (инв. N В-6300/ 180; Подписные иконы XVII - начала XX в. в собрании Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Каталог). 

В частном собрании Алексея Василенко (Киев) несколько лет назад была еще одна работа Александра Ивановича Брягина и указано, что икона писалась под руководством их отца. Получается, что в 1928 году отец еще был жив. 

Вот эта икона и надпись на обороте иконы: "Под руководством Ив. Вас. Брягина // и  при содействии сына его Александра // Ив. сооружена икона сия в // от Р.Х. 1928 м-ца ию...".


 


Образ Архангела Михаила написан в стилистике XVI века.

Теперь расскажу о Василие Осиповиче Шитове. Дата его рождения неизвестна, но я полагаю, что он мог быть ровесником Ивана Васильевича Брягина и родился в конце 50-х - начале 60-х годов XIX века.  

ШИТОВ Василий Иосифович (Осипович) (род. около 1850-60 х гг. - ум. после 1923 г.?).

Мстерский иконописец. Из крестьян Владимирской губ, Вязниковского уезда, слободы Мстера. Владелец и руководитель иконописной мастерской во Мстере в посл. четв. XIX – начале XX в. Занимался починкой и подделкой старых икон. Производством занимался с 1882 года. Мастерская была небольшая, в ней работало 10 человек. В его мастерской учились и начинали работать Дикарев М.И. и Клыков Н.П. В мастерской писались иконы очень высоко качества. Художествен­ная иконописная мастерская в Мстёре, располагалась в собственном доме. Дом был полукамен­ный, двухэтажный, располагался на площади. На первом этаже дома была мастерская, на втором этаже жил хозяин. Умер во Мстёре.

Мастерская специализировалась на «старинных» иконах, имитировавших памятники XVI и особенно XVII в., и славилась как своеобразная школа, где можно было обучиться разным стилям письма и технике реставрации. Помимо М.И.Дикарева, в ней работали Николай Прокофьевич Клыков, Василий Никифорович Овчинников и др. В.И. Шитов сам хорошо писал иконы и требовал высокого качества от своих работников. Считался, наряду с А.И. Цепковым, лучшим мстерским «мелочником». При открытии в начале XX в. учебных мастерских Комитета попечительства о русской иконописи мстерские иконописцы единогласно рекомендовали В.И. Шитова в качестве самого квалифицированного учителя-личника. Мастерская В.И. Шитова существовала до 1917 г.

Он был участник кустарной выставки в 1902 году. В указателе этой выставки имеется статья о нем: «248. Шитовъ, Василій Іосифовичъ. Владим. г., Вязниковск. у., сл. Мстера. Иконы. Годов. производ. до 60 иконъ на сумму до 1.000 р. Работаетъ 2 муж., принадлеж. къ семьѣ хозяина. Производ. ручное. Матеріалъ покуп. на мѣстѣ производства въ с. Мстерѣ. Сбытъ частнымъ лицамъ. Занимает. производ. съ 1882 г. Имѣетъ 2 серебрян, медали и двѣ бронзовыя. (Выст. Нижегор. 1896, Стокгольмск. 1897 г.. Парижская 1900 г.).» (Указатель состоящей под августейшим покровительством Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны Всероссийской кустарно-промышленной выставки. 1902 г. С.-Петербург. Типография В.С. Балашовъ и ко.». С. 35).

Обратите внимание на количество выпускаемых икон в год - до 60-ти при 2-х работниках и стоимость икон - до 1000 рублей. Уже из этого следует, что иконы писались качественные, требуещие значительного времени для их написания и поэтому дорогие.

В настоящее время известны несколько икон, связанных с именем этого мастера:

1.        иконы «Московские святители» и «Богоматерь Феодоровская» (обе - ГРМ), где доличное писал И.В. Брягин мы уже посмотрели в той части, где говорили о творчестве Брягина; 

а    в  собрании Государственного музея истории религии (ГМИР, Санкт- Петербург) хранится икона небольшого размера, написанная в мастерской Шитова - «Преп. Никодим Печерский» (кат. 448) (ГМИР). В частном собрании, И.Л.Бусевой-Давыдовой, упоминается икона «Спас оплечный» (частное собрание, Москва);

3.       опубликова икона «Богоматерь О Всепетая Мати», нач. XX в. в собрании Государственного Эрмитажа с надписью на обороте в правом верхнем углу: «Мстера. Раб. Шитова» (ГЭ, инв. ЭРЖ-2527). Размер: 31х26х2 см. (Косцова III, кат. 235, с. 63). Икона отличается редкой даже для Мстеры тонкостью письма. 


    Известно, что одна из икон работы В.И. Шитова в начале XX в. была послана в Петербург академику Н.П. Кондакову в связи с проектом открытия в Мстёре учебных мастерских. Эта икона сохранилась. Она опубликована в книге "Шесть веков русской иконы".

    Икона «Всех скорбящих радость», 1891 г. была в собрании А.Е. Литвинова, потом в собрании Елизаветина и сейчас в собрании Фонда Андрея Первозванного (ФАП). Размер: 70,8 х 57,6 см. Надпись на нижнем поле: "Написася Ciя икона въ лето от сотворения мира [7399] месяца Iюля [19] днъ. Мастеръ в слободе Мстере. Василiи Iосифовичъ Шитовъ». (Шесть веков русской иконы, кат. 76, с. 186, статья И.А. Бусевой -Давыдовой, цв. илл. на с. 93). См. фото



5.    О некоторых иконах сохранились лишь упоминания, в частности икона "Богоматерь Владимирская", 1892 г., переданная в дар в Свято-Троицкую Лавру. Писал икону Василий Шитов. Серебряный позолоченый оклад к иконе был заказан у Московского мастера Якова Мишукова. Вышивали одеяния дочери, видимо, заказчика иконы В.А.Егорова. Вот что писали во Владимирских епархиальных ведомостях: «21-го сентября величественная икона Божіей Матери, имѣющая въ длину 22 1/2 вер., а въ ширину 16 вер., сіяла уже на аналоѣ въ соборномъ храмѣ. Въ тотъ же день, по окончаніи поздней литургіи, она была освящена соборнымъ духовенствомъ и оставлена въ соборѣ для поклоненія до вечера 22-го сентября, о чемъ жители города заблаговременно были оповѣщены печатными объявленіями. Въ ночь съ 22-го на 23-е сентября она была отправлена по желѣзной дорогѣ въ Троице-Сергіеву лавру съ денутаціею изъ одного священника (соборнаго) и нѣсколькихъ свѣтскихъ лицъ. 23-го числа въ 5 часовъ вечера Владимірская икона была представлена намѣстнику Лавры о. архимандриту Павлу».

«Надпись на иконѣ слѣдующая: «При державѣ Благочестивѣйшаго Великаго ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III, Самодержца Всероссійскаго, по благословенію Высокопреосвященнѣйшаго Ѳеогноста, Архіепископа Владимірскаго и Суздальскаго, 25-го сентября 1892 года въ день славнаго юбилейнаго празднества въ честь Преподобнаго и Богоноснаго Сергія, Радонежскаго Чудотворца, принесена сія святая икона Пресвятыя Владычицы Богородицы, именуемая «Владимірская», благочестно чтущими память Великаго Аввы Сергія Владимірскими гражданами въ даръ Свято-Троицкой Сергіевой Лаврѣ» (Владимирские епархиальные ведомости. Владимир, 1865–1919, 1892, выпуск № 19, с. 492).


Замечательная икона с образами святых Благоверных князей Александра Невского, Георгия Владимирского, Андрея Боголюбского, Глеба Владимирского и мученика Авраамия Владимирского, работы Шитова, хранится в музее А.Рублева (ЦмиАР). Размер: 31,2х26,3.





Я уже упоминал, что Василий Осипович занимался реставрацией старых икон. В музее А.Рублева хранится икона XVIII века со штампом мастерской Шитова на тыльной стороне. Видимо он реставрировал её в свое время и поставил штамп.




Понять насколько хороша та или иная икона можно только постоянно сравнивая их с лучшими образцами искусства, оттачивая свой вкус, развивая память. Однако делать это надо изучая подлинные предметы из собраний крупных музеев и серьезных частных коллекций, иллюстрация не передает всего богатства колорита, фактуры, наконец просто размера произведения. Иллюстративный материал помогает вспомнить и воскресить в памяти те впечатления, которые вы получили от прикосновения к подлиннику. Я часто завидую жителям крупных русских центров, которые могут позволить себе роскошь посещения местных музеев, церквей и возможности знакомства с подлинными шедеврами русского искусства.

Прощаюсь с вами до новых открытий, а пока,
ваш,
Ю.Мануйлов.

вторник, 8 апреля 2025 г.

 Ерзунов Иван Федорович (1845-1910) - московский иконописец.




Вы помните, я писал об иконописце Ручкине и на иконах его мастерской присутствовал вдавленный штамп с фамилией "РУЧКИНЪ", так вот, аналогичный по оформлению штамп, был еще у одного иконописца,  и как вы догадались, этим иконописцем был Иван Фёдорович Ерзунов.

А штамп на иконах И.Ф. Ерзунова выглядел так.


И сразу замечу, что и этот иконописец происходил из крестьян Владимирской губ. Вязниковского у. Палеховской волости деревни Свергино, но проработал всю свою жизнь в Москве. 

Он был православного вероисповедания, значился московским цеховым мастером. В 1880-е годы завел свое дело в Москве. Работал на Второй Монетчиковской улице в собственном доме. В его мастерской работали его земляки - палешане. Имен его работников я не знаю, кроме одного - в мастерской с 1885 г. работал иконописец И.К. Мызников. Иван Константинович Мызников (1871-1961) был родом из деревни Свергино, так же как и сам Иван Федорович.

Скорее всего в Москве он начал работать значительно раньше. В 1873 году он женится, о чем есть запись в Метрической книге и указан его возраст на момент венчания - 25 лет. (Возраст жениха не совсем сходится с официальной датой его рождения. Директор палехского музея Ольга Александровна Колесова в материалах по палехским иконописцах XVIII-XIX вв. указывает дату рождения - 1845 год.) (ЦГА Москвы, фонд №203, опись №764, дело №39, стр. 168). Есть еще запись от 1887 года о его венчании  (вторым браком) на девице Ксении Егоровой. В этой записи возраст жениха указан 40 лет, получается, что если верить словам жениху, назвавшего свой возраст, то он родился около 1847 года. Возраст невесты указан 42 года и она выходила замуж первым браком. (ЦГА Москвы, фонд №203, опись №780, дело №1628, стр. 352). Здесь поясню, дело в том, что возраст, как впрочем и другие сведения записывались со слов и не сверялись с документами, отсюда могут быть разночтения. Примеров этому масса: неправильно записанные названия деревень, искаженные фамилии, возраст отличный от ранее указанного. В детстве я спрашивал у своей бабушки когда у нее день рождения и она отвечала, что не знает и только перед выходом на пенсию она запросила документы и выяснилось, что она считала, что она младше на год и выяснился ее день рождения. Несколько лет назад я занялся поиском сведений о своих предках, нашел сведения о своей бабушке, о ее многочисленных сестрах и братьях, ее крестных, прабабушке и прадедушке, прапрадедушке. А недавно мне написала "незнакомая" молодая женщина, оказалось, что она дочь моего троюродного брата, о которым я только слышал от моей бабушки.

Мастерами обычно становились уже к 15 годам, так что в Москву Иван Федорович приехал имея достаточный опыт и скорее всего начал работать в одной из московских мастерских, к 1880-1885 годах он был уже зрелым мастером о чем свидетельствует его участие в Юбилейной Ремесленной выставки в Москве в 1885 г. Указатель выставки сообщает адрес мастерской: Таганка, Семеновская ул. дом Момоновой (Указатель Ремесленной выставки в Москве, с. 49).

Позже мастерская Ерзунова находилась на Пятницкой улице в собственном доме. (Вся Москва за 1901 г., с. 1220).

Впервые я увидел икону этого мастера в далеком 2001 году. Один торговец иконами прислал мне фотографии, а позже я узнал, что икона была приобретена известным коллекционером Виктором Бондаренко.



Кроме этого штампа существовал и другой, обычно такие штампы использовались для бумаг и документов. 


"ИКОНОПИСЕЦЪ // И.Ф. ЕРЗУНОВЪ // Пятницкая ул. Монетн. п. // бл. Сергеевск соб. дом // ВЪ МОСКВЕ».

Обратите внимание на адрес на штампе, видимо, штамп был изготовлен между 1880 и 1885 годами.

Давайте познакомимся с иконами написанными Ерзуновым. 


Я обратил внимание на то, что большинство икон со штампом Ерзунова, написаны на кипарисовых досках, иногда паркетированых. Ковчег отсутствует.

Эту иконы вы уже видели выше (фото 3).

1.        Икона «Св. Иоанн Богослов в молчании», нач. XX в. Доска (кипарис) без ковчега (двухслойная), с торцевыми трапецеидальными шпонками, размер иконы около 31х25х2,7 см. На тыльной стороне вдавленный штамп: «ЕРЗУНОВЪ» (размер штампа около 2 см.). На доске видны отверстия от гвоздей, крепивших оклад, вероятно на доске была розового цвета рубашка. 

Приведу еще несколько фотографий икон этого иконописца, что бы у вас сложилось впечатление о мастере.

2.      Икона «Покров Пресв. Богородицы», кон. 19 – нач. 20 вв.  На оборотной стороне вдавленный штамп «Ерзуновъ». Размер: 31х26 см. Икона выставлялась на форуме ХВИ, тема № 135293 .



     Фрагмент иконы "Покров".

3.       Икона «Богоматерь Казанская», кон. 19 – нач. 20 вв. Доска паркетированная (кипарис + липа). На оборотной стороне справа вверху вдавленный штамп «Ерзуновъ». 





4.       Икона «Богоматерь Казанская», кон. 19 – нач. 20 вв.  На оборотной стороне справа вверху вдавленный штамп «Ерзуновъ». Размер 31х27 см. Икона выставлялась на продажу на форуме ХВИ, Тема № 136509.  





5.       Икона «Св. муч. Трифон», кон. XIX в. Доска (кипарис). На оборотной стороне вдавленный штамп «Ерзуновъ». Размер: 26х22,5 см. Икона выставлялась на интернет площадке «Мешок». Грубые реставрационные вмешательства.






6.       Икона «Преподобный Иосиф Песнописец», нач. XX в. На оборотной стороне над верхней шпонкой вдавленный штамп «Ерзуновъ».  Размер: 31х31 см. Реставратор Авдонин М.М. В частном собрании в Москве.




7.    Икона «Св. Николай Чудотворец», кон. XIX – нач. XX в. Доска (кипарис) с торцевыми шпонками. На оборотной стороне справа вверху вдавленный штамп «Ерзуновъ». Размер: 31х26,5 см. Икона продавалась на интернет площадке на Украине.






8. Есть еще одна икона этого иконописца, это икона с образом  Преподобного Трифона Печенгского», 1908 г.  В собрании Мурманского областного краеведческого музея. Экспонировалась на выставке «Освоение Мурмана». Размер: 142x64,5x3,5 см. Дерево, темпера. 



В В показал вам фотографии 8-ми икон со штампом иконописца, а вот на одной, девятой иконе, продававшейся в галерее Мёниуса в Швейцарии, оказалась подпись вместо привычного штампа. Икона «Спас Всемилостивый», 1897 г. На нижнем поле справа подпись: «писалъ Iконописецъ Иваннъ Ф. Ерзуновъ. Марта 15 дня 1897 года». Размер: 165х121х5,5 см. 

     Давайте рассмотрим её более внимательно.


Оборот иконы на следующей фотографии.


И самое главное - надпись. Понятно, что фотографии не достаточно, что бы сделать вывод о подлинности подписи, но то, что я вижу вызывает у меня сомнения. Есть вопросы и по живописи. В чем нет сомнений, так это в подлинности доски.


      Сохранились отрывочные сведения о крупных работах мастерской Ерзунова, в частности: в Вознесенском соборе Крестовоздвиженского Иерусалимского монастыря (1890), в церкви Ильи Пророка в Дыдылдино, в Троицком Селенгином монастыре (1903).








     Вот что писали в связи с заказом икон для Свято-Троицкого собора Селенгинского монастыря (освящен в 1905 г.) «Наличие в монастырях московских церковнослужителей также способствовало поступлению икон из Москвы. Свято-Троицким Селенгинским монастырем были заказаны в Москву иконостас и иконы для храма во имя Николая Чудотворца (освящен в 1905 г.). В документе Бурятского национального архива от 4 июня 1903 г. указано, что московский цеховой иконописец Иван Федорович Ерзунов обязался написать иконы в иконостас, двадцать из которых должны быть по чеканному золотому фону, прочие без чеканки, церковного греческого письма. И отдельно икону на горнее место с киотом. Иконы должны были быть написаны к октябрю 1903 г.» (ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА 2011/14 / А.В. Гудина ПРАВОСЛАВНЫЕ МАСТЕРА И ИКОНОПИСЦЫ БУРЯТИИ В XVII – НАЧАЛЕ XX в. С. 218).

     

     Несколько фотографий иконостаса Вознесенского собора.






    Итак, у моего читателя появилась возможность познакомиться еще с одним мастером, работавшем в последней четверти XIX века. Мастерская Ерзунова была на хорошем счету у палешан, наравне с мастерскими  П.М. Соколова, И.И. Баканова, А.А. Глазунова работавшим в Москве.

         Имя И.Ф. Ерзунова не знакомо большинству собирателей и людей, интересующихся иконой,  возможно, по причине того, что Иван Федорович не отметился в истории какими-то особыми достижениями и новаторскими идеями, но его иконы, это пример добротной, профессиональной работы, ориентированной на так называемый "греческий" стиль, поощряемый в эти годы официальными институтами главенствующей церкви.


     Ваш,

     Ю.Мануйлов.



 







среда, 26 марта 2025 г.

 Федор Васильев Большой и Фёдор Васильев Меньшой Лопухины -  кто же из братьев писал икону?



Просматривая свой архив, набрел на фотографию иконы с подписью некоего Федора Васильева Лопухина. В процессе поиска информации пытался вспомнить, откуда у меня эта фотография, но пометок о происхождении не оказалось. Иногда, бывают такие дни, что свободного времени совсем нет, и вдруг, появляется интересная информация, я стараюсь сохранить её, а уже позже заняться изучением материала. Видимо, этот именно тот случай.

На иконе сохранилась интересная надпись, которая читается (не удалось прочить одно слово, но оно понятно по контексту). 

Итак, посмотрим на фрагмент подписи и прочтем его.


На нижнем поле иконы надпись черной краской: «Написася сiй образъ поусердию Стефана Федора Голушкина лета от.а.а. (от начала?) ЗТѯГ (7363 – 1855) : года месеца апреля BI (12) числа, Писалъ Федор Васильев Лопухинъ М.К.С.»  (М.К.С. - московский купеческий сын). 

Я обратился к своим материалам и нашел Федора Лопухина. Это персонаж был мне известен и даже есть в моей книге (Мануйлов. "Словарь старообрядческих иконописцев". Казань. 2020 г. С. 111). 

Читаем: "Московский иконник и торговец иконами. Из старообрядцев-федосеевцев. Работал в середине XIX в. (Вздорнов I, С. 67)". Книга Герольда Вздорнова "История открытия и изучения русской средневековой живописи". М."Искусство, 1986 г., в свое время была моей настольной, и я много раз рекомендовал её людям, начинающим самостоятельно изучать русскую икону и делаю это вновь. 

Итак, есть ли связь между московским иконником Фёдоров Лопухиным и автором иконы иконописцем Фёдором Васильевым Лопухиным? Три буквы "М.К.С." в подписи дают хорошую подсказку. Это сокращение не уникально, и встречалось мне раньше. Оно означает "Московский купеческий сын". Вот с этими фактами я и начал поиск в московских архивных материалах. Нашлось несколько интересных совпадений. Занимаясь поиском документов, я особо не обращал внимание на детали, но вот когда все более менее собралось, стал анализировать и обнаружил, что фигурируют два человека с именем Фёдор Васильев Лопухин. И как понять кто они, однофамильцы, родственники?

Ответ нашелся в ревизских сказках от 1850 и 1858 годов, составленных Василием Яковлевым Лопухиным, как выяснилось отцом двух Фёдоров.

В Книге ревизских сказок купцов Сретенской, Конюшенной, Панкратьевской слобод г. Москвы по 9-й ревизии за 1850 год упоминается отец - Василий Яковлев Лопухин (48 лет), московский 3-й гильдии купец и его жена Лукерья Герасимова (46 лет).  Из записей известно, что в семье было два сына с именем Федор. 1-й - Федор Васильев Большой (26 лет) женатый на Екатерине Ивановой (23 года) и 2-й – Федор Васильев Меньшой (23 года), женатый на Пелагеи Егоровой (22 года). (ЦГА Москвы, фонд №51, опись №18, дело №300, стр. 86). 

Так же это семейство упоминается в 1858 году. (ЦГА Москвы, фонд №51, опись №8, дело №796, стр. 46)



Московский купец Василий Яковлев Лопухин  упоминается, в уже известной нам книге Г. Вздорнова, среди московских купцов у которых покупал предметы старины Михаил Петрович Погодин, в книге он значится как В.Я. Лопухин. (М.П. Погодин - русский историк, коллекционер, журналист и публицист).

Приведу известные мне сведения о двух Фёдорах:

Фёдор Васильев Меньшой Лопухин (родился около 1826 – умер 12 марта 1866). Московский 3-й гильдии купеческий сын Сретенской Слободы.

Фёдор Васильев Меньшой Лопухин (19 лет) упоминается в Книге (N48) для записей браков, совершенных в церквах Рогожского кладбища за 1845 год в связи с его венчанием на московской мещанке Конюшенной Слободы Пелагеи Егоровой (16 лет).  (ФГБУ «РГБ», фонд №246, опись №103, дело №1, стр. 183).

Сохранился документ Брачный обыск от 1845 года, который составлялся перед венчанием, и в нем указано, что "Фёдор Васильев Меньшой Лопухин приступает к законному супружеству с Московской мещанкой Слободы Конюшенной девицей Пелагией Егоровой. Которые показали: 

1-е, Что они православную Грекороссийскую веру содержат следуя старым церковным правилам". В конце документа собственноручная подпись отца - В.Я. Лопухина.



Последнее упоминание о Ф.В. Лопухине (Меньшом) имеется в записи о смерти  в
Книге (№ 103) для записи умерших и похороненных на Рогожском кладбище.  Ф.В.Лопухин умер 12 марта 1866 года. «Ѳедоръ Васильевъ Лопухинъ Московский мѣщанинъ (40 лет)». Билет на погребение выдан Рогожской частью за номером 265. (ФГБУ «РГБ», фонд №246, опись №135, дело №2, стр. 21). 


Федор Васильев Большой Лопухин (родился около 1824 – умер 29 мая 1870). Московский мещанин. Из ревизской сказке мещан Сретенской слободы г. Москвы за 1858 год известно, что Ф.В.Лопухин (33 года) с женой Екатериной Ивановой (31 год), жил в Сретенской слободе. (ЦГА Москвы, фонд №51, опись №8, дело №786, стр. 242). В 1852 году он перешел в мещанство и с этого времени он стал писаться как московский мещанин. Последнее упоминание о Ф.В. Лопухине имеется в записи о смерти  в Книге (N159) для записи умерших и похороненных на Рогожском кладбище. Ф.В.Лопухин умер 29 мая 1870 года. «Ѳедоръ Васильевъ Лопухинъ Московский мѣщанинъ (44 лет)». Билет на погребение выдан Серпуховской частью за номером 363. (ФГБУ «РГБ», фонд №246, опись №135, дело №6, стр. 25).


 Судя по билетам выданным для погребения, братья жили в разных местах, по крайней мере в последние годы жизни. Меньшой жил в Рогожской части, а Большой жил в Серпуховской части, а похоронены оба на Рогожском кладбище. Это говорит о том, что они действительно были старообрядцами, но не федосеевцами, а поповцами, центром которых было Рогожское кладбище.



 Известен адрес, указанный в Книге адресов за 1866 год, который принадлежал Федору Васильеву Меньшому Лопухину. В объявлении он указан как купец и видимо, он продолжал дело отца и занимался торговлей. Вот ссылка: «Лопухинъ Ѳедоръ Вас., куп., Рог. ч., З кв., на Семеновской у., д. Ефимова» (Книга адресов жителей Москвы на 1866 год. Ч. 1-2, стр. 758).


В надписи на иконе присутствует имя заказчика иконы, это некий Стефан Федоров Голушкин.

О личности заказчика иконы С.Ф. Голушкина есть запись о смерти в Метрической книге Троицкой церкви в Вишняках Замоскворецкого сорока за 1882 год: «Московскій мѣщанинъ , Мясницкой слободы , Стефанъ Ѳедоровъ Голушкинъ , Квартировавшій въ церковномъ домѣ . (68 лет)». Похоронен на Ваганьковском кладбище. (ЦГА Москвы, фонд №203, опись №776, дело №1041, стр. 265)

Встретилось мне и совместное упоминание С.Ф.Голушкина и Ф.В.Лопухина, оно имеется в Метрической книге церкви "Успенской на Покровке Сретенского сорока" за 1855 год, где они оба упоминаются поручителями по жениху.  «По женихѣ поручителями были Московскій мѣщанинъ Степанъ Ѳедоровъ Голушкинъ , Московскій - мѣщанинъ Никита Алексѣевъ Тихоновъ , Московскій Купеческій сынъ Ѳедоръ Васильевъ Лопухинъ».  (ЦГА Москвы, фонд №2126, опись №1, дело №1065, стр. 31).

Здесь Ф.В. Лопухин назван Московским купеческим сыном и конечно, это говорит об их знакомстве и как бы подтверждает авторство иконы, но есть сомнение. Оба брата могли писаться как купеческие сыновья, а еще оба могли заниматься торговлей и иконописью. Надеюсь, что откроются новые свидетельства и вопрос будет окончательно прояснен.

P.S. 

После публикации статьи прошло чуть больше месяца и изучая иконные прориси из собрания ГИМа, случайно нашел  четыре иконы-копии, написанные Ф.В. Лопухиным.



 Одна из них - копия с Новгородской иконы, выполнена иконописцем в 1846 году на бумаге темперой. Автор оставил на обороте надпись.


Возможно, у кого-то могут возникнуть трудности в прочтении, поэтому привожу 
версию прочтения. "Написал сие изображение богослов Иван Святой Богослов с образа древле письменного Новгородского письма в лета 7355 года 1846 го Федор Васильев Лопухин Купеческий сын. Неученый".

Вот еще одна икона-копия с образов Богоматери "Косинской-Моденской" и датированная 1847 годом. Замечу, что образ Богоматери "Моденская-Косинская" был привезен графом Б.П.Шереметевым в Москву из итальянского г. Модены в 1717 году (отсюда - Моденская).
А второе наименование икона получила по месту своего пребывания в Успенской церкви бывшего подмосковного села Косино (сейчас это район Москвы).

И самое важное, на обороте листа имеется надпись, дающая конкретный ответ на вопрос, кто из братьев Большой или Меньшой писал икону. 


"Неученый писалъ Феодоръ Лопухинъ меньшой".

Выходит, иконописцем был Федор Меньшой.

С какой целью писались эти иконы не знаю, возможно просто ученические работы. В 1846 году Лопухину было 20 лет, а обычно, ученичество заканчивалось к 15 годам. А возможно, писал для себя, наиболее понравившиеся образы.

Ваш,

Ю.Мануйлов.