Обо мне

Моя фотография
В своей жизни мне довелось заниматься очень многими вещами, но судьба так распорядилась, что икона стала главным делом и смыслом моего существования. Первую половину жизни я занимался изучением этой проблемы, копил материал, нащупывал методы познания, вторая половина жизни была посвящена реализации своих знаний, систематизации накопленного материала. Теперь настало время поделиться всем этим с заинтересованными людьми.

вторник, 8 апреля 2025 г.

 Ерзунов Иван Федорович (1845-1910) - московский иконописец.




Вы помните, я писал об иконописце Ручкине и на иконах его мастерской присутствовал вдавленный штамп с фамилией "РУЧКИНЪ", так вот, аналогичный по оформлению штамп, был еще у одного иконописца,  и как вы догадались, этим иконописцем был Иван Фёдорович Ерзунов.

А штамп на иконах И.Ф. Ерзунова выглядел так.


И сразу замечу, что и этот иконописец происходил из крестьян Владимирской губ. Вязниковского у. Палеховской волости деревни Свергино, но проработал всю свою жизнь в Москве. 

Он был православного вероисповедания, значился московским цеховым мастером. В 1880-е годы завел свое дело в Москве. Работал на Второй Монетчиковской улице в собственном доме. В его мастерской работали его земляки - палешане. Имен его работников я не знаю, кроме одного - в мастерской с 1885 г. работал иконописец И.К. Мызников. Иван Константинович Мызников (1871-1961) был родом из деревни Свергино, так же как и сам Иван Федорович.

Скорее всего в Москве он начал работать значительно раньше. В 1873 году он женится, о чем есть запись в Метрической книге и указан его возраст на момент венчания - 25 лет. (Возраст жениха не совсем сходится с официальной датой его рождения. Директор палехского музея Ольга Александровна Колесова в материалах по палехским иконописцах XVIII-XIX вв. указывает дату рождения - 1845 год.) (ЦГА Москвы, фонд №203, опись №764, дело №39, стр. 168). Есть еще запись от 1887 года о его венчании  (вторым браком) на девице Ксении Егоровой. В этой записи возраст жениха указан 40 лет, получается, что если верить словам жениху, назвавшего свой возраст, то он родился около 1847 года. Возраст невесты указан 42 года и она выходила замуж первым браком. (ЦГА Москвы, фонд №203, опись №780, дело №1628, стр. 352). Здесь поясню, дело в том, что возраст, как впрочем и другие сведения записывались со слов и не сверялись с документами, отсюда могут быть разночтения. Примеров этому масса: неправильно записанные названия деревень, искаженные фамилии, возраст отличный от ранее указанного. В детстве я спрашивал у своей бабушки когда у нее день рождения и она отвечала, что не знает и только перед выходом на пенсию она запросила документы и выяснилось, что она считала, что она младше на год и выяснился ее день рождения. Несколько лет назад я занялся поиском сведений о своих предках, нашел сведения о своей бабушке, о ее многочисленных сестрах и братьях, ее крестных, прабабушке и прадедушке, прапрадедушке. А недавно мне написала "незнакомая" молодая женщина, оказалось, что она дочь моего троюродного брата, о которым я только слышал от моей бабушки.

Мастерами обычно становились уже к 15 годам, так что в Москву Иван Федорович приехал имея достаточный опыт и скорее всего начал работать в одной из московских мастерских, к 1880-1885 годах он был уже зрелым мастером о чем свидетельствует его участие в Юбилейной Ремесленной выставки в Москве в 1885 г. Указатель выставки сообщает адрес мастерской: Таганка, Семеновская ул. дом Момоновой (Указатель Ремесленной выставки в Москве, с. 49).

Позже мастерская Ерзунова находилась на Пятницкой улице в собственном доме. (Вся Москва за 1901 г., с. 1220).

Впервые я увидел икону этого мастера в далеком 2001 году. Один торговец иконами прислал мне фотографии, а позже я узнал, что икона была приобретена известным коллекционером Виктором Бондаренко.



Кроме этого штампа существовал и другой, обычно такие штампы использовались для бумаг и документов. 


"ИКОНОПИСЕЦЪ // И.Ф. ЕРЗУНОВЪ // Пятницкая ул. Монетн. п. // бл. Сергеевск соб. дом // ВЪ МОСКВЕ».

Обратите внимание на адрес на штампе, видимо, штамп был изготовлен между 1880 и 1885 годами.

Давайте познакомимся с иконами написанными Ерзуновым. 


Я обратил внимание на то, что большинство икон со штампом Ерзунова, написаны на кипарисовых досках, иногда паркетированых. Ковчег отсутствует.

Эту иконы вы уже видели выше (фото 3).

1.        Икона «Св. Иоанн Богослов в молчании», нач. XX в. Доска (кипарис) без ковчега (двухслойная), с торцевыми трапецеидальными шпонками, размер иконы около 31х25х2,7 см. На тыльной стороне вдавленный штамп: «ЕРЗУНОВЪ» (размер штампа около 2 см.). На доске видны отверстия от гвоздей, крепивших оклад, вероятно на доске была розового цвета рубашка. 

Приведу еще несколько фотографий икон этого иконописца, что бы у вас сложилось впечатление о мастере.

2.      Икона «Покров Пресв. Богородицы», кон. 19 – нач. 20 вв.  На оборотной стороне вдавленный штамп «Ерзуновъ». Размер: 31х26 см. Икона выставлялась на форуме ХВИ, тема № 135293 .



     Фрагмент иконы "Покров".

3.       Икона «Богоматерь Казанская», кон. 19 – нач. 20 вв. Доска паркетированная (кипарис + липа). На оборотной стороне справа вверху вдавленный штамп «Ерзуновъ». 





4.       Икона «Богоматерь Казанская», кон. 19 – нач. 20 вв.  На оборотной стороне справа вверху вдавленный штамп «Ерзуновъ». Размер 31х27 см. Икона выставлялась на продажу на форуме ХВИ, Тема № 136509.  





5.       Икона «Св. муч. Трифон», кон. XIX в. Доска (кипарис). На оборотной стороне вдавленный штамп «Ерзуновъ». Размер: 26х22,5 см. Икона выставлялась на интернет площадке «Мешок». Грубые реставрационные вмешательства.






6.       Икона «Преподобный Иосиф Песнописец», нач. XX в. На оборотной стороне над верхней шпонкой вдавленный штамп «Ерзуновъ».  Размер: 31х31 см. Реставратор Авдонин М.М. В частном собрании в Москве.




7.    Икона «Св. Николай Чудотворец», кон. XIX – нач. XX в. Доска (кипарис) с торцевыми шпонками. На оборотной стороне справа вверху вдавленный штамп «Ерзуновъ». Размер: 31х26,5 см. Икона продавалась на интернет площадке на Украине.






8. Есть еще одна икона этого иконописца, это икона с образом  Преподобного Трифона Печенгского», 1908 г.  В собрании Мурманского областного краеведческого музея. Экспонировалась на выставке «Освоение Мурмана». Размер: 142x64,5x3,5 см. Дерево, темпера. 



В В показал вам фотографии 8-ми икон со штампом иконописца, а вот на одной, девятой иконе, продававшейся в галерее Мёниуса в Швейцарии, оказалась подпись вместо привычного штампа. Икона «Спас Всемилостивый», 1897 г. На нижнем поле справа подпись: «писалъ Iконописецъ Иваннъ Ф. Ерзуновъ. Марта 15 дня 1897 года». Размер: 165х121х5,5 см. 

     Давайте рассмотрим её более внимательно.


Оборот иконы на следующей фотографии.


И самое главное - надпись. Понятно, что фотографии не достаточно, что бы сделать вывод о подлинности подписи, но то, что я вижу вызывает у меня сомнения. Есть вопросы и по живописи. В чем нет сомнений, так это в подлинности доски.


      Сохранились отрывочные сведения о крупных работах мастерской Ерзунова, в частности: в Вознесенском соборе Крестовоздвиженского Иерусалимского монастыря (1890), в церкви Ильи Пророка в Дыдылдино, в Троицком Селенгином монастыре (1903).








     Вот что писали в связи с заказом икон для Свято-Троицкого собора Селенгинского монастыря (освящен в 1905 г.) «Наличие в монастырях московских церковнослужителей также способствовало поступлению икон из Москвы. Свято-Троицким Селенгинским монастырем были заказаны в Москву иконостас и иконы для храма во имя Николая Чудотворца (освящен в 1905 г.). В документе Бурятского национального архива от 4 июня 1903 г. указано, что московский цеховой иконописец Иван Федорович Ерзунов обязался написать иконы в иконостас, двадцать из которых должны быть по чеканному золотому фону, прочие без чеканки, церковного греческого письма. И отдельно икону на горнее место с киотом. Иконы должны были быть написаны к октябрю 1903 г.» (ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА 2011/14 / А.В. Гудина ПРАВОСЛАВНЫЕ МАСТЕРА И ИКОНОПИСЦЫ БУРЯТИИ В XVII – НАЧАЛЕ XX в. С. 218).

     

     Несколько фотографий иконостаса Вознесенского собора.






    Итак, у моего читателя появилась возможность познакомиться еще с одним мастером, работавшем в последней четверти XIX века. Мастерская Ерзунова была на хорошем счету у палешан, наравне с мастерскими  П.М. Соколова, И.И. Баканова, А.А. Глазунова работавшим в Москве.

         Имя И.Ф. Ерзунова не знакомо большинству собирателей и людей, интересующихся иконой,  возможно, по причине того, что Иван Федорович не отметился в истории какими-то особыми достижениями и новаторскими идеями, но его иконы, это пример добротной, профессиональной работы, ориентированной на так называемый "греческий" стиль, поощряемый в эти годы официальными институтами главенствующей церкви.


     Ваш,

     Ю.Мануйлов.



 







среда, 26 марта 2025 г.

 Федор Васильев Большой и Фёдор Васильев Меньшой Лопухины -  кто же из братьев писал икону?



Просматривая свой архив, набрел на фотографию иконы с подписью некоего Федора Васильева Лопухина. В процессе поиска информации пытался вспомнить, откуда у меня эта фотография, но пометок о происхождении не оказалось. Иногда, бывают такие дни, что свободного времени совсем нет, и вдруг, появляется интересная информация, я стараюсь сохранить её, а уже позже заняться изучением материала. Видимо, этот именно тот случай.

На иконе сохранилась интересная надпись, которая читается (не удалось прочить одно слово, но оно понятно по контексту). 

Итак, посмотрим на фрагмент подписи и прочтем его.


На нижнем поле иконы надпись черной краской: «Написася сiй образъ поусердию Стефана Федора Голушкина лета от.а.а. (от начала?) ЗТѯГ (7363 – 1855) : года месеца апреля BI (12) числа, Писалъ Федор Васильев Лопухинъ М.К.С.»  (М.К.С. - московский купеческий сын). 

Я обратился к своим материалам и нашел Федора Лопухина. Это персонаж был мне известен и даже есть в моей книге (Мануйлов. "Словарь старообрядческих иконописцев". Казань. 2020 г. С. 111). 

Читаем: "Московский иконник и торговец иконами. Из старообрядцев-федосеевцев. Работал в середине XIX в. (Вздорнов I, С. 67)". Книга Герольда Вздорнова "История открытия и изучения русской средневековой живописи". М."Искусство, 1986 г., в свое время была моей настольной, и я много раз рекомендовал её людям, начинающим самостоятельно изучать русскую икону и делаю это вновь. 

Итак, есть ли связь между московским иконником Фёдоров Лопухиным и автором иконы иконописцем Фёдором Васильевым Лопухиным? Три буквы "М.К.С." в подписи дают хорошую подсказку. Это сокращение не уникально, и встречалось мне раньше. Оно означает "Московский купеческий сын". Вот с этими фактами я и начал поиск в московских архивных материалах. Нашлось несколько интересных совпадений. Занимаясь поиском документов, я особо не обращал внимание на детали, но вот когда все более менее собралось, стал анализировать и обнаружил, что фигурируют два человека с именем Фёдор Васильев Лопухин. И как понять кто они, однофамильцы, родственники?

Ответ нашелся в ревизских сказках от 1850 и 1858 годов, составленных Василием Яковлевым Лопухиным, как выяснилось отцом двух Фёдоров.

В Книге ревизских сказок купцов Сретенской, Конюшенной, Панкратьевской слобод г. Москвы по 9-й ревизии за 1850 год упоминается отец - Василий Яковлев Лопухин (48 лет), московский 3-й гильдии купец и его жена Лукерья Герасимова (46 лет).  Из записей известно, что в семье было два сына с именем Федор. 1-й - Федор Васильев Большой (26 лет) женатый на Екатерине Ивановой (23 года) и 2-й – Федор Васильев Меньшой (23 года), женатый на Пелагеи Егоровой (22 года). (ЦГА Москвы, фонд №51, опись №18, дело №300, стр. 86). 

Так же это семейство упоминается в 1858 году. (ЦГА Москвы, фонд №51, опись №8, дело №796, стр. 46)



Московский купец Василий Яковлев Лопухин  упоминается, в уже известной нам книге Г. Вздорнова, среди московских купцов у которых покупал предметы старины Михаил Петрович Погодин, в книге он значится как В.Я. Лопухин. (М.П. Погодин - русский историк, коллекционер, журналист и публицист).

Приведу известные мне сведения о двух Фёдорах:

Фёдор Васильев Меньшой Лопухин (родился около 1826 – умер 12 марта 1866). Московский 3-й гильдии купеческий сын Сретенской Слободы.

Фёдор Васильев Меньшой Лопухин (19 лет) упоминается в Книге (N48) для записей браков, совершенных в церквах Рогожского кладбища за 1845 год в связи с его венчанием на московской мещанке Конюшенной Слободы Пелагеи Егоровой (16 лет).  (ФГБУ «РГБ», фонд №246, опись №103, дело №1, стр. 183).

Сохранился документ Брачный обыск от 1845 года, который составлялся перед венчанием, и в нем указано, что "Фёдор Васильев Меньшой Лопухин приступает к законному супружеству с Московской мещанкой Слободы Конюшенной девицей Пелагией Егоровой. Которые показали: 

1-е, Что они православную Грекороссийскую веру содержат следуя старым церковным правилам". В конце документа собственноручная подпись отца - В.Я. Лопухина.



Последнее упоминание о Ф.В. Лопухине (Меньшом) имеется в записи о смерти  в
Книге (№ 103) для записи умерших и похороненных на Рогожском кладбище.  Ф.В.Лопухин умер 12 марта 1866 года. «Ѳедоръ Васильевъ Лопухинъ Московский мѣщанинъ (40 лет)». Билет на погребение выдан Рогожской частью за номером 265. (ФГБУ «РГБ», фонд №246, опись №135, дело №2, стр. 21). 


Федор Васильев Большой Лопухин (родился около 1824 – умер 29 мая 1870). Московский мещанин. Из ревизской сказке мещан Сретенской слободы г. Москвы за 1858 год известно, что Ф.В.Лопухин (33 года) с женой Екатериной Ивановой (31 год), жил в Сретенской слободе. (ЦГА Москвы, фонд №51, опись №8, дело №786, стр. 242). В 1852 году он перешел в мещанство и с этого времени он стал писаться как московский мещанин. Последнее упоминание о Ф.В. Лопухине имеется в записи о смерти  в Книге (N159) для записи умерших и похороненных на Рогожском кладбище. Ф.В.Лопухин умер 29 мая 1870 года. «Ѳедоръ Васильевъ Лопухинъ Московский мѣщанинъ (44 лет)». Билет на погребение выдан Серпуховской частью за номером 363. (ФГБУ «РГБ», фонд №246, опись №135, дело №6, стр. 25).


 Судя по билетам выданным для погребения, братья жили в разных местах, по крайней мере в последние годы жизни. Меньшой жил в Рогожской части, а Большой жил в Серпуховской части, а похоронены оба на Рогожском кладбище. Это говорит о том, что они действительно были старообрядцами, но не федосеевцами, а поповцами, центром которых было Рогожское кладбище.



 Известен адрес, указанный в Книге адресов за 1866 год, который принадлежал Федору Васильеву Меньшому Лопухину. В объявлении он указан как купец и видимо, он продолжал дело отца и занимался торговлей. Вот ссылка: «Лопухинъ Ѳедоръ Вас., куп., Рог. ч., З кв., на Семеновской у., д. Ефимова» (Книга адресов жителей Москвы на 1866 год. Ч. 1-2, стр. 758).


В надписи на иконе присутствует имя заказчика иконы, это некий Стефан Федоров Голушкин.

О личности заказчика иконы С.Ф. Голушкина есть запись о смерти в Метрической книге Троицкой церкви в Вишняках Замоскворецкого сорока за 1882 год: «Московскій мѣщанинъ , Мясницкой слободы , Стефанъ Ѳедоровъ Голушкинъ , Квартировавшій въ церковномъ домѣ . (68 лет)». Похоронен на Ваганьковском кладбище. (ЦГА Москвы, фонд №203, опись №776, дело №1041, стр. 265)

Встретилось мне и совместное упоминание С.Ф.Голушкина и Ф.В.Лопухина, оно имеется в Метрической книге церкви "Успенской на Покровке Сретенского сорока" за 1855 год, где они оба упоминаются поручителями по жениху.  «По женихѣ поручителями были Московскій мѣщанинъ Степанъ Ѳедоровъ Голушкинъ , Московскій - мѣщанинъ Никита Алексѣевъ Тихоновъ , Московскій Купеческій сынъ Ѳедоръ Васильевъ Лопухинъ».  (ЦГА Москвы, фонд №2126, опись №1, дело №1065, стр. 31).

Здесь Ф.В. Лопухин назван Московским купеческим сыном и конечно, это говорит об их знакомстве и как бы подтверждает авторство иконы, но есть сомнение. Оба брата могли писаться как купеческие сыновья, а еще оба могли заниматься торговлей и иконописью. Надеюсь, что откроются новые свидетельства и вопрос будет окончательно прояснен.

P.S. 

После публикации статьи прошло чуть больше месяца и изучая иконные прориси из собрания ГИМа, случайно нашел  четыре иконы-копии, написанные Ф.В. Лопухиным.



 Одна из них - копия с Новгородской иконы, выполнена иконописцем в 1846 году на бумаге темперой. Автор оставил на обороте надпись.


Возможно, у кого-то могут возникнуть трудности в прочтении, поэтому привожу 
версию прочтения. "Написал сие изображение богослов Иван Святой Богослов с образа древле письменного Новгородского письма в лета 7355 года 1846 го Федор Васильев Лопухин Купеческий сын. Неученый".

Вот еще одна икона-копия с образов Богоматери "Косинской-Моденской" и датированная 1847 годом. Замечу, что образ Богоматери "Моденская-Косинская" был привезен графом Б.П.Шереметевым в Москву из итальянского г. Модены в 1717 году (отсюда - Моденская).
А второе наименование икона получила по месту своего пребывания в Успенской церкви бывшего подмосковного села Косино (сейчас это район Москвы).

И самое важное, на обороте листа имеется надпись, дающая конкретный ответ на вопрос, кто из братьев Большой или Меньшой писал икону. 


"Неученый писалъ Феодоръ Лопухинъ меньшой".

Выходит, иконописцем был Федор Меньшой.

С какой целью писались эти иконы не знаю, возможно просто ученические работы. В 1846 году Лопухину было 20 лет, а обычно, ученичество заканчивалось к 15 годам. А возможно, писал для себя, наиболее понравившиеся образы.

Ваш,

Ю.Мануйлов.

суббота, 15 февраля 2025 г.

 Московские иконописцы Бронины.



Фамилию иконописцев Брониных я впервые узнал изучая знаменитый каталог собрания Павла Дмитриевича Корина (В.И.Антонова. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина. "Искусство". М. 1966 г.). В этой книге под номеров 115 опубликована подписная икона "Св. Антоний Римлянин", 1823 года и указан её автор - Захарий Федорович Бронин. Фотография была черно-белая, качество желало быть лучшим, но в описании к иконе приведена была надпись на иконе: "Написася сия икона в Москве 1823 года месяца апреля иконописцем Захарием Феодоровым Брониным". Размер иконы: 31,5х26 см.


Давая описание этой иконе Антонова писала, что З.Ф. Бронин "совместил несмелую фрязь в пейзаже с простонародными сказочными новгородским кремлем и и Антониевым монастырем". Собственно, на тот момент никакой информации об иконописце не было.

В 1988 году М.М. Красилиным было проведено обследование церквей и издан каталог с описанием обнаруженных подписных произведений. Вэтом каталоге есть упоминание об иконе З.Ф. Бронина.

1.       Икона "Богоматерь Казанская", 1822 г., дерево, темпера, размер: 95х66. На лицевой стороне иконы, в левой нижней части надпись (привожу текст как у Красилина): "Написася сiя стая икона в Москвъ 1882 года мца июня ико нописцемъ Захарием Федоровымъ Бронинымъ". Россия, г. Дмитров, музей, 1988. (Данченко и Красилин, кат. 18). Дата в свое время была определена ошибочно, эта икона датирована 1822 годом. Икона хранится в музее «Дмитровский кремль», инв. ЖИ-57. Размер иконы: 94,5х65х2,8 см.



С тех времен прошло много времени и стали известны некоторые факты биографии иконописца и членов его семьи. 

Его отец Федор Афанасьев Бронин (1744 – 1817) также был иконописцем и по меньшей мере известна одна его работа. Федор Афанасьев Бронин  переселился в Москву (откуда именно, неизвестно) в 1794 г. По материалам переписи 1801 г., Ф.А. Бронин числился московским 3-й гильдии купцом (по Большой Садовой слободе), торговал на Немецком рынке (скорее всего, мучным товаром, на чем специализировался этот рынок), имел собственный двор в Покровской части. Вместе с отцом в Москву переселились и его сыновья Иван (род. в 1774), Захар (род. в 1776) и Андрей (род. в 1787). Из Ревизских сказок видно, что в доме с отцом постоянно проживал его младший сын Андрей Федоров вместе со своей семьей. Известно имя жены Федора Афанасьевича - Прасковья Гавриловна, она была на три года младше своего мужа.


В Ревизской сказке за 1834 год имеется запись, что Федор Афанасьев Бронин умер в 1817 году в возрасте 72 лет.
Сведений об иконах, написанных им, нет, кроме упоминаемой выше. Однако, в работе А.С. Преображенского "К ранней истории старообрядческого собирательства: иконы с художественно оформленными владельческими надписями конца XVIIIXIX века." упоминается складень с надписью и упоминанием имени Федора Афанасьевича. Был ли он владельцем, это пока остается под вопросом. Но иллюстрацию, впервые опубликованную в статье Преображенского, я приведу.


Иконописец Захарий Федорович Бронин родился в 1776 году, умер 16 мая 1836 года.

Сохранился документ - Ревизская сказка за 1834 год в которой упоминаются Захарий Федорович Бронин, его жена и сыновья с внуками. (ЦГА Москвы, фонд №51, опись №18, дело №255, стр. 35).


Известна и точная дата смерти иконописца.



На рубеже XVIIIXIX вв. Захар Федоров Бронин женился на младшей дочери известного староверческого деятеля московского купца Гавриила Ларионовича Скачкова (1745–1821) – Евдокии Гавриловне (1786–1862) (в ревизской сказке записана в народной форме имени как Авдотья Гаврилова). Будучи зятем, наставника поморского согласия, настоятеля Покровской часовни (Монинская моленная) Г.И. Скачкова, он руководил иконописной палатой при Монинской моленной, основанной в 1808 г. Поморская община располагалась в Москве на Покровке, против Рыкунова пер. В 1837 г. Монинская моленная была закрыта, о продолжении работы мастерской у меня сведений нет. В начале XIX в. З.Ф.Бронин числился московским 3-й гильдии купцом, в 1808 г. был вынужден перейти в мещанство, в 1829 г. вновь стал московским 3-й гильдии купцом (по Большой Садовой слободе). З.Ф. Бронин был не только иконописцем, он также переписывал книги, является автором нескольких полемических сочинений и посланий. Около 1827 г. З.Ф. Бронин перешел в единоверие, в 1833 г. последовала его примеру жена – Е.Г.Бронина. (Тарасов, с. 403; Старообрядчество. с. 259-260).

Вот страница из книги, переписанной Захарием Федоровичем.



Продолжу рассказ о творчестве Захария Федоровича. Самая ранняя подписная икона "Спас Эммануил", датирована 1804 годом из собрания ГРМ (ранее находилась в собрании Н.П.Лихачева).


Еще одна интересная икона хранится в собрании Григория Лепса. Это образ Богоматери "Утоли моя печали", 1820 г. (происходит из колл. А.Е.Сорокина). (Юхименко Е.М., Горшкова В.В. «Иконы всё самые пречудные. Письма самого искусного». Собрания Григория Лепса. М., 2012. С. 136–143. Кат. 36. )

Елена Юхименко приводит фотографию страницы каталога Сорокина, в котором эта икона зафиксирована (номер 175).  

В описи коллекции А.Е. Сорокина под номером 174 записан образ «Не рыдай Мене Мати»,  московских писем, XVIII в. Фёдора Афанасьевича Бронина. (Е.М. Юхименко. Старообрядчество, с. 671). Иконы из коллекции Сорокина были проданы в Церковно-археологический музей при Киевской духовной академии и описания этих икон опубликованы в Указателе. 

 4638. Не рыдай мене Мати, XVIII в. (Петров Н.И. Указатель Церковно-археологического музея при Киевской духовной академии, Киев, 1897, с. 159)


Еще одна икона З.Ф. Бронина числится по номером 189.



Вот еще одна подписная икона Захария Федоровича Бронина.



1.      Кроме упомянутых мною, в коллекции А.Е.Сорокина имелось еще несколько икон работы Захара Бронина, позже иконы были приобретены ректором Филаретом для церковно-археологического музея при киевской духовной академии (Филаретовская коллекция). Вот эти иконы:

2.       4637. Крест напрестольный, XIX в.

3.       4639. Утоли моя печали, XIX в. (номер 175 по списку Сорокина)

4.       4656. Иоанн Предтеча Ростовой в серебряном оплечье, XIX в.  (189 по списку А.Е. Сорокина)

5.       4657. Троица, XIX в.

6.       4658. Сошествие святого Духа. 

(П(Петров Н.И. Указатель Церковно-археологического музея при Киевской духовной академии, Киев, 1897, 159-160).


В И еще одна икона "Иисус беседует с книжниками (Преполовение)" отнесена искусствоведами к работам самого З.Ф. Бронина или неизвестного иконописца его круга. Эта икона находится в собрании И.Сысолятина.


В этом же собрании икона "Свв. Благоверные князья Борис и Глеб", датированная 1-й третью 19 века, Москва, мастер Захар Фёдоров Бронин. Оклад - 1853 г., Москва, мастер М.Н.Фетисов.



7.       Олсуфьев упоминает еще одну икону: «В Троице-Сергиевой Лавре мы встречаем икону Богоматери Одигитрии, написанную Брониным в Москве в 1824 году ; если бы не подпись и дата, можно бы было принять ее за подражание XVII веку, вышедшее из умелых рук современного реставратора.». (Кызласова И.Л. Из архива Ю.А. Олсуфьева: к изданию рукописи 1930 г. о путях русской иконописи. С.292. Прим. 29 на с. 295 // Кадашевские чтения. Сборник докладов конференции. Выпуск 8 — М.: «Луг духовный»; Общество сохранения лит. наследия Издательство ОРПК «Кадашевская слобода». 2011.).

И         И так, удалось собрать в одном блоге известные работы замечательного московского мастера, а также упоминание об иконе, написанной его отцом. Надеюсь с годами исследователи обнаружат новые неизвестные работы иконописцев Брониных, и упоминания о них.           

P    P.S. Нашел еще одно упоминание о З.Ф. Бронине, точнее сказать - о его сыне, Михаиле Захарове. В собрании ГИМ среди 19 тысяч прорисей нашлась одна с интересной надписью: «183?5 го майя 14 дня подаренъ сей рисунокъ московскимъ купцомъ Михаиломъ Захарьевымъ Бронинымъ Принадлежитъ К числу рисунковъ Николаю Васильеву иконописцу Хохлову". В музейном описании текст был прочитан неверно и в карточке владелец образца записан как Захаров Иван, поэтому найти по фамилии Бронин можно только случайно или просматривая и перечитывая весь материал (ГИМ, инв. номер - И XIII 18968). Рисунок был подарен палехскому иконописцу  Н.В.Хохлову сыном Захария Федоровича Бронина, Михаилом. Судя по дате, указанной в музейном описании, еще при жизни отца, хотя дата возможно прочитана неверно. Прориси высоко ценились иконописцами и не думаю, что его сын мог свободно распоряжаться материалами отца, скорее всего он подарил рисунок уже после смерти отца (1836 г.). Думаю так же, что рисунок выполнен не самим Брониным, а скопирован значительно раньше, по стилю больше похож на прориси конца XVII века.

Иконный образец к иконе Богоматери "Муромской"


Текст на обороте листа с иконным образцом.

P.S. Считаю, что надо добавить еще одну прорись, опубликованную в книге Г.В. Маркелова "Прориси и переводы с икон из собрания Пушкинского Дома", а именно прорись к иконе "Чудо Георгия о змие", датированной кон. XVIII в. (кат. 159). На оборотной стороне листа помета: "Михаила Андрев. Бронина".


Вполне возможно, что Михаил Андреевич Бронин также происходил из этой семьи и являлся владельцем прориси, которая перешла ему по наследству от отца. Отцом же его мог быть Андрей Федорович Бронин, родной брат иконописца Захара Федоровича. Ревизские сказки косвенно подтверждают моё предположение о родственной связи этих людей. 


    Ваш,

    Ю. Мануйлов. 



P/



воскресенье, 12 января 2025 г.

 Чиркин Иван Федорович -  иконописец, выходец из Мстеры, работавший в Москве.


В 2006 году в Таллине в антикварной торговле появилась икона со штампом иконописца, на тот момент это была первая икона этого мастера. Имя иконописца сообщалось в тексте штампа на тыльной стороне иконы.


Доска с ковчегом и двумя встречными плоскими шпонками. В среднике на золоте изображение арх. Михаила в рост, стоящего на облаке. Позем темно зеленый, поля зеленые. С торцов доска окрашена темно-красной краской. На тыльной стороне два одинаковых штампа, внизу справа не читается, второй - между шпонками по центру штамп с текстом: «Художественная мастерская // Прiемъ заказ. церков. жив... // Ивана Федоровича // ЧИРКИН. // Москва, Таганка, Малый Рогожский // домъ N 4 кв. N 19».  Размер около: 31х25х2,5 см. (Таллинский антиквариат, Таллин, Мануйлов, 2006 г.). 




В 2021 году на форуме «Христианское искусство» была выставлена фотография подписи иконописца. Подпись выполнена на тыльной стороне неизвестной иконы над нижней шпонкой черными чернилами или тушью в одну строку: «Написасѧ. въ Москве. Въ лѣто 7422 (1914) iюлѧ 31 днѧ. Ив. Ф. Чиркинымъ». (https://www.icon-art.info/phpBB2/viewtopic.php?t=134700   Сообщение № 1489254 • 19 Апр 2021 18:32).

Затем была показана и сама икона "Спас Смоленский", 1914 г.





 Но, наконец-то, мне удалось найти некоторые биографические данные о личности мастера. Сохранился Брачный обыск, который оформлялся при венчании.



Упоминается в Метрической книге Мартиновской церкви на Большой Алексеевской улице Ивановского сорока г. Москвы за 1899 год. (ЦГА Москвы, фонд №2122, опись №3, дело №73, стр. 6 и 7). В брачном обыске приводятся сведения о женихе и невесте. Жених - крестьянин Московской губ. Вязниковского у. слободы Мстера, Иван Федоров Чиркин (24 лет), невеста московского кузнечного цеха девица Екатерина Никитина Зернова (17 лет и 7 месяцев). Поручителями по жениху были земляк жениха иконописец Иван Иванов Суслов и родной отец Федор Иванов Чиркин. Жених жил в Москве в приходе Мартиновской церкви в доме Гришина по Большому Вокзальному переулку, Рогожской части, 2-го участка, под номером 12.

Венчание состоялось в июле 1899 года. Стало ясно, что Иван Федорович Чиркин родился в 1875 году.

Ваш,

Ю.Мануйлов.