Ерзунов Иван Федорович (1845-1910) - московский иконописец.
Вы помните, я писал об иконописце Ручкине и на иконах его мастерской присутствовал вдавленный штамп с фамилией "РУЧКИНЪ", так вот, аналогичный по оформлению штамп, был еще у одного иконописца, и как вы догадались, этим иконописцем был Иван Фёдорович Ерзунов.
А штамп на иконах И.Ф. Ерзунова выглядел так.
И сразу замечу, что и этот иконописец происходил из крестьян Владимирской губ. Вязниковского у. Палеховской волости деревни Свергино, но проработал всю свою жизнь в Москве.
Он был православного вероисповедания, значился московским цеховым мастером. В 1880-е годы завел свое дело в Москве. Работал на Второй Монетчиковской улице в собственном доме. В его мастерской работали его земляки - палешане. Имен его работников я не знаю, кроме одного - в мастерской с 1885 г. работал иконописец И.К. Мызников. Иван Константинович Мызников (1871-1961) был родом из деревни Свергино, так же как и сам Иван Федорович.
Скорее всего в Москве он начал работать значительно раньше. В 1873 году он женится, о чем есть запись в Метрической книге и указан его возраст на момент венчания - 25 лет. (Возраст жениха не совсем сходится с официальной датой его рождения. Директор палехского музея Ольга Александровна Колесова в материалах по палехским иконописцах XVIII-XIX вв. указывает дату рождения - 1845 год.) (ЦГА Москвы, фонд №203, опись №764, дело №39, стр. 168). Есть еще запись от 1887 года о его венчании (вторым браком) на девице Ксении Егоровой. В этой записи возраст жениха указан 40 лет, получается, что если верить словам жениху, назвавшего свой возраст, то он родился около 1847 года. Возраст невесты указан 42 года и она выходила замуж первым браком. (ЦГА Москвы, фонд №203, опись №780, дело №1628, стр. 352). Здесь поясню, дело в том, что возраст, как впрочем и другие сведения записывались со слов и не сверялись с документами, отсюда могут быть разночтения. Примеров этому масса: неправильно записанные названия деревень, искаженные фамилии, возраст отличный от ранее указанного. В детстве я спрашивал у своей бабушки когда у нее день рождения и она отвечала, что не знает и только перед выходом на пенсию она запросила документы и выяснилось, что она считала, что она младше на год и выяснился ее день рождения. Несколько лет назад я занялся поиском сведений о своих предках, нашел сведения о своей бабушке, о ее многочисленных сестрах и братьях, ее крестных, прабабушке и прадедушке, прапрадедушке. А недавно мне написала "незнакомая" молодая женщина, оказалось, что она дочь моего троюродного брата, о которым я только слышал от моей бабушки.
Мастерами обычно становились уже к 15 годам, так что в Москву Иван Федорович приехал имея достаточный опыт и скорее всего начал работать в одной из московских мастерских, к 1880-1885 годах он был уже зрелым мастером о чем свидетельствует его участие в Юбилейной Ремесленной выставки в Москве
в 1885 г. Указатель выставки сообщает адрес мастерской: Таганка, Семеновская ул. дом Момоновой (Указатель
Ремесленной выставки в Москве, с. 49).
Позже мастерская Ерзунова находилась на Пятницкой
улице в собственном доме. (Вся Москва за 1901 г., с. 1220).
Впервые я увидел икону этого мастера в далеком 2001 году. Один торговец иконами прислал мне фотографии, а позже я узнал, что икона была приобретена известным коллекционером Виктором Бондаренко.
Кроме этого штампа существовал и другой, обычно такие штампы использовались для бумаг и документов.
"ИКОНОПИСЕЦЪ // И.Ф. ЕРЗУНОВЪ // Пятницкая ул. Монетн. п. // бл. Сергеевск соб. дом // ВЪ МОСКВЕ».
Обратите внимание на адрес на штампе, видимо, штамп был изготовлен между 1880 и 1885 годами.
Давайте познакомимся с иконами написанными Ерзуновым.
Я обратил внимание на то, что большинство икон со штампом Ерзунова, написаны на кипарисовых досках, иногда паркетированых. Ковчег отсутствует.
Эту иконы вы уже видели выше (фото 3).
1. Икона «Св. Иоанн Богослов в молчании», нач. XX в. Доска (кипарис) без ковчега (двухслойная), с торцевыми трапецеидальными шпонками, размер иконы около 31х25х2,7 см. На тыльной стороне вдавленный штамп: «ЕРЗУНОВЪ» (размер штампа около 2 см.). На доске видны отверстия от гвоздей, крепивших оклад, вероятно на доске была розового цвета рубашка.
Приведу еще несколько фотографий икон этого иконописца, что бы у вас сложилось впечатление о мастере.
2. Икона «Покров Пресв. Богородицы», кон. 19 – нач. 20 вв. На оборотной стороне вдавленный штамп «Ерзуновъ». Размер: 31х26 см. Икона выставлялась на форуме ХВИ, тема № 135293 .
Фрагмент иконы "Покров".
3. Икона «Богоматерь Казанская», кон. 19 – нач. 20 вв. Доска паркетированная (кипарис + липа). На оборотной стороне справа вверху вдавленный штамп «Ерзуновъ».
4. Икона «Богоматерь Казанская», кон. 19 – нач. 20 вв. На оборотной стороне справа вверху вдавленный штамп «Ерзуновъ». Размер 31х27 см. Икона выставлялась на продажу на форуме ХВИ, Тема № 136509.
5. Икона «Св. муч. Трифон», кон. XIX в. Доска (кипарис). На оборотной стороне вдавленный штамп «Ерзуновъ». Размер: 26х22,5 см. Икона выставлялась на интернет площадке «Мешок». Грубые реставрационные вмешательства.
6. Икона «Преподобный Иосиф Песнописец», нач. XX в. На оборотной стороне над верхней шпонкой вдавленный штамп «Ерзуновъ». Размер: 31х31 см. Реставратор Авдонин М.М. В частном собрании в Москве.
7. Икона «Св. Николай
Чудотворец», кон. XIX – нач. XX в. Доска (кипарис) с торцевыми шпонками. На оборотной
стороне справа вверху вдавленный штамп «Ерзуновъ».
Размер: 31х26,5 см. Икона продавалась на интернет площадке на Украине.
8. Есть еще одна икона этого иконописца, это икона с образом Преподобного Трифона Печенгского», 1908 г. В собрании Мурманского областного краеведческого музея. Экспонировалась на выставке «Освоение Мурмана». Размер: 142x64,5x3,5 см. Дерево, темпера.
В В показал вам фотографии 8-ми икон со штампом иконописца, а вот на одной, девятой иконе, продававшейся в галерее Мёниуса в Швейцарии, оказалась подпись вместо привычного штампа. Икона «Спас Всемилостивый», 1897 г. На нижнем поле справа подпись: «писалъ Iконописецъ Иваннъ Ф. Ерзуновъ. Марта 15 дня 1897 года». Размер: 165х121х5,5 см.
Давайте рассмотрим её более внимательно.
Сохранились отрывочные сведения о крупных работах мастерской Ерзунова, в частности: в Вознесенском соборе Крестовоздвиженского Иерусалимского монастыря (1890), в церкви Ильи Пророка в Дыдылдино, в Троицком Селенгином монастыре (1903).
Вот что писали в связи с заказом икон для Свято-Троицкого собора Селенгинского монастыря (освящен в 1905 г.) «Наличие в монастырях московских церковнослужителей также способствовало поступлению икон из Москвы. Свято-Троицким Селенгинским монастырем были заказаны в Москву иконостас и иконы для храма во имя Николая Чудотворца (освящен в 1905 г.). В документе Бурятского национального архива от 4 июня 1903 г. указано, что московский цеховой иконописец Иван Федорович Ерзунов обязался написать иконы в иконостас, двадцать из которых должны быть по чеканному золотому фону, прочие без чеканки, церковного греческого письма. И отдельно икону на горнее место с киотом. Иконы должны были быть написаны к октябрю 1903 г.» (ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА 2011/14 / А.В. Гудина ПРАВОСЛАВНЫЕ МАСТЕРА И ИКОНОПИСЦЫ БУРЯТИИ В XVII – НАЧАЛЕ XX в. С. 218).
Несколько фотографий иконостаса Вознесенского собора.
Итак, у моего читателя появилась возможность познакомиться еще с одним мастером, работавшем в последней четверти XIX века. Мастерская Ерзунова была на хорошем счету у палешан, наравне с мастерскими П.М. Соколова, И.И. Баканова, А.А. Глазунова работавшим в Москве.
Имя И.Ф. Ерзунова не знакомо большинству собирателей и людей, интересующихся иконой, возможно, по причине того, что Иван Федорович не отметился в истории какими-то особыми достижениями и новаторскими идеями, но его иконы, это пример добротной, профессиональной работы, ориентированной на так называемый "греческий" стиль, поощряемый в эти годы официальными институтами главенствующей церкви.
Ваш,
Ю.Мануйлов.



.jpg)

















.png)
.png)
.png)
.jpeg)


.png)
%20%D1%84%D1%80%D0%B0%D0%B3%D0%BC.png)
.png)
.png)
.png)
.png)



.png)

.png)









.png)






.png)