Обо мне

Моя фотография
В своей жизни мне довелось заниматься очень многими вещами, но судьба так распорядилась, что икона стала главным делом и смыслом моего существования. Первую половину жизни я занимался изучением этой проблемы, копил материал, нащупывал методы познания, вторая половина жизни была посвящена реализации своих знаний, систематизации накопленного материала. Теперь настало время поделиться всем этим с заинтересованными людьми.

суббота, 15 февраля 2025 г.

 Московские иконописцы Бронины.



Фамилию иконописцев Брониных я впервые узнал изучая знаменитый каталог собрания Павла Дмитриевича Корина (В.И.Антонова. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина. "Искусство". М. 1966 г.). В этой книге под номеров 115 опубликована подписная икона "Св. Антоний Римлянин", 1823 года и указан её автор - Захарий Федорович Бронин. Фотография была черно-белая, качество желало быть лучшим, но в описании к иконе приведена была надпись на иконе: "Написася сия икона в Москве 1823 года месяца апреля иконописцем Захарием Феодоровым Брониным". Размер иконы: 31,5х26 см.


Давая описание этой иконе Антонова писала, что З.Ф. Бронин "совместил несмелую фрязь в пейзаже с простонародными сказочными новгородским кремлем и и Антониевым монастырем". Собственно, на тот момент никакой информации об иконописце не было.

В 1988 году М.М. Красилиным было проведено обследование церквей и издан каталог с описанием обнаруженных подписных произведений. Вэтом каталоге есть упоминание об иконе З.Ф. Бронина.

1.       Икона "Богоматерь Казанская", 1822 г., дерево, темпера, размер: 95х66. На лицевой стороне иконы, в левой нижней части надпись (привожу текст как у Красилина): "Написася сiя стая икона в Москвъ 1882 года мца июня ико нописцемъ Захарием Федоровымъ Бронинымъ". Россия, г. Дмитров, музей, 1988. (Данченко и Красилин, кат. 18). Дата в свое время была определена ошибочно, эта икона датирована 1822 годом. Икона хранится в музее «Дмитровский кремль», инв. ЖИ-57. Размер иконы: 94,5х65х2,8 см.



С тех времен прошло много времени и стали известны некоторые факты биографии иконописца и членов его семьи. 

Его отец Федор Афанасьев Бронин (1744 – 1817) также был иконописцем и по меньшей мере известна одна его работа. Федор Афанасьев Бронин  переселился в Москву (откуда именно, неизвестно) в 1794 г. По материалам переписи 1801 г., Ф.А. Бронин числился московским 3-й гильдии купцом (по Большой Садовой слободе), торговал на Немецком рынке (скорее всего, мучным товаром, на чем специализировался этот рынок), имел собственный двор в Покровской части. Вместе с отцом в Москву переселились и его сыновья Иван (род. в 1774), Захар (род. в 1776) и Андрей (род. в 1787). Из Ревизских сказок видно, что в доме с отцом постоянно проживал его младший сын Андрей Федоров вместе со своей семьей. Известно имя жены Федора Афанасьевича - Прасковья Гавриловна, она была на три года младше своего мужа.


В Ревизской сказке за 1834 год имеется запись, что Федор Афанасьев Бронин умер в 1817 году в возрасте 72 лет.
Сведений об иконах, написанных им, нет, кроме упоминаемой выше. Однако, в работе А.С. Преображенского "К ранней истории старообрядческого собирательства: иконы с художественно оформленными владельческими надписями конца XVIIIXIX века." упоминается складень с надписью и упоминанием имени Федора Афанасьевича. Был ли он владельцем, это пока остается под вопросом. Но иллюстрацию, впервые опубликованную в статье Преображенского, я приведу.


Иконописец Захарий Федорович Бронин родился в 1776 году, умер 16 мая 1836 года.

Сохранился документ - Ревизская сказка за 1834 год в которой упоминаются Захарий Федорович Бронин, его жена и сыновья с внуками. (ЦГА Москвы, фонд №51, опись №18, дело №255, стр. 35).


Известна и точная дата смерти иконописца.



На рубеже XVIIIXIX вв. Захар Федоров Бронин женился на младшей дочери известного староверческого деятеля московского купца Гавриила Ларионовича Скачкова (1745–1821) – Евдокии Гавриловне (1786–1862) (в ревизской сказке записана в народной форме имени как Авдотья Гаврилова). Будучи зятем, наставника поморского согласия, настоятеля Покровской часовни (Монинская моленная) Г.И. Скачкова, он руководил иконописной палатой при Монинской моленной, основанной в 1808 г. Поморская община располагалась в Москве на Покровке, против Рыкунова пер. В 1837 г. Монинская моленная была закрыта, о продолжении работы мастерской у меня сведений нет. В начале XIX в. З.Ф.Бронин числился московским 3-й гильдии купцом, в 1808 г. был вынужден перейти в мещанство, в 1829 г. вновь стал московским 3-й гильдии купцом (по Большой Садовой слободе). З.Ф. Бронин был не только иконописцем, он также переписывал книги, является автором нескольких полемических сочинений и посланий. Около 1827 г. З.Ф. Бронин перешел в единоверие, в 1833 г. последовала его примеру жена – Е.Г.Бронина. (Тарасов, с. 403; Старообрядчество. с. 259-260).

Вот страница из книги, переписанной Захарием Федоровичем.



Продолжу рассказ о творчестве Захария Федоровича. Самая ранняя подписная икона "Спас Эммануил", датирована 1804 годом из собрания ГРМ (ранее находилась в собрании Н.П.Лихачева).


Еще одна интересная икона хранится в собрании Григория Лепса. Это образ Богоматери "Утоли моя печали", 1820 г. (происходит из колл. А.Е.Сорокина). (Юхименко Е.М., Горшкова В.В. «Иконы всё самые пречудные. Письма самого искусного». Собрания Григория Лепса. М., 2012. С. 136–143. Кат. 36. )

Елена Юхименко приводит фотографию страницы каталога Сорокина, в котором эта икона зафиксирована (номер 175).  

В описи коллекции А.Е. Сорокина под номером 174 записан образ «Не рыдай Мене Мати»,  московских писем, XVIII в. Фёдора Афанасьевича Бронина. (Е.М. Юхименко. Старообрядчество, с. 671). Иконы из коллекции Сорокина были проданы в Церковно-археологический музей при Киевской духовной академии и описания этих икон опубликованы в Указателе. 

 4638. Не рыдай мене Мати, XVIII в. (Петров Н.И. Указатель Церковно-археологического музея при Киевской духовной академии, Киев, 1897, с. 159)


Еще одна икона З.Ф. Бронина числится по номером 189.



Вот еще одна подписная икона Захария Федоровича Бронина.



1.      Кроме упомянутых мною, в коллекции А.Е.Сорокина имелось еще несколько икон работы Захара Бронина, позже иконы были приобретены ректором Филаретом для церковно-археологического музея при киевской духовной академии (Филаретовская коллекция). Вот эти иконы:

2.       4637. Крест напрестольный, XIX в.

3.       4639. Утоли моя печали, XIX в. (номер 175 по списку Сорокина)

4.       4656. Иоанн Предтеча Ростовой в серебряном оплечье, XIX в.  (189 по списку А.Е. Сорокина)

5.       4657. Троица, XIX в.

6.       4658. Сошествие святого Духа. 

(П(Петров Н.И. Указатель Церковно-археологического музея при Киевской духовной академии, Киев, 1897, 159-160).


В И еще одна икона "Иисус беседует с книжниками (Преполовение)" отнесена искусствоведами к работам самого З.Ф. Бронина или неизвестного иконописца его круга. Эта икона находится в собрании И.Сысолятина.


В этом же собрании икона "Свв. Благоверные князья Борис и Глеб", датированная 1-й третью 19 века, Москва, мастер Захар Фёдоров Бронин. Оклад - 1853 г., Москва, мастер М.Н.Фетисов.



7.       Олсуфьев упоминает еще одну икону: «В Троице-Сергиевой Лавре мы встречаем икону Богоматери Одигитрии, написанную Брониным в Москве в 1824 году ; если бы не подпись и дата, можно бы было принять ее за подражание XVII веку, вышедшее из умелых рук современного реставратора.». (Кызласова И.Л. Из архива Ю.А. Олсуфьева: к изданию рукописи 1930 г. о путях русской иконописи. С.292. Прим. 29 на с. 295 // Кадашевские чтения. Сборник докладов конференции. Выпуск 8 — М.: «Луг духовный»; Общество сохранения лит. наследия Издательство ОРПК «Кадашевская слобода». 2011.).

И         И так, удалось собрать в одном блоге известные работы замечательного московского мастера, а также упоминание об иконе, написанной его отцом. Надеюсь с годами исследователи обнаружат новые неизвестные работы иконописцев Брониных, и упоминания о них.           

P    P.S. Нашел еще одно упоминание о З.Ф. Бронине, точнее сказать - о его сыне, Михаиле Захарове. В собрании ГИМ среди 19 тысяч прорисей нашлась одна с интересной надписью: «183?5 го майя 14 дня подаренъ сей рисунокъ московскимъ купцомъ Михаиломъ Захарьевымъ Бронинымъ Принадлежитъ К числу рисунковъ Николаю Васильеву иконописцу Хохлову". В музейном описании текст был прочитан неверно и в карточке владелец образца записан как Захаров Иван, поэтому найти по фамилии Бронин можно только случайно или просматривая и перечитывая весь материал (ГИМ, инв. номер - И XIII 18968). Рисунок был подарен палехскому иконописцу  Н.В.Хохлову сыном Захария Федоровича Бронина, Михаилом. Судя по дате, указанной в музейном описании, еще при жизни отца, хотя дата возможно прочитана неверно. Прориси высоко ценились иконописцами и не думаю, что его сын мог свободно распоряжаться материалами отца, скорее всего он подарил рисунок уже после смерти отца (1836 г.). Думаю так же, что рисунок выполнен не самим Брониным, а скопирован значительно раньше, по стилю больше похож на прориси конца XVII века.

Иконный образец к иконе Богоматери "Муромской"


Текст на обороте листа с иконным образцом.

P.S. Считаю, что надо добавить еще одну прорись, опубликованную в книге Г.В. Маркелова "Прориси и переводы с икон из собрания Пушкинского Дома", а именно прорись к иконе "Чудо Георгия о змие", датированной кон. XVIII в. (кат. 159). На оборотной стороне листа помета: "Михаила Андрев. Бронина".


Вполне возможно, что Михаил Андреевич Бронин также происходил из этой семьи и являлся владельцем прориси, которая перешла ему по наследству от отца. Отцом же его мог быть Андрей Федорович Бронин, родной брат иконописца Захара Федоровича. Ревизские сказки косвенно подтверждают моё предположение о родственной связи этих людей. 


    Ваш,

    Ю. Мануйлов. 



P/



воскресенье, 12 января 2025 г.

 Чиркин Иван Федорович -  иконописец, выходец из Мстеры, работавший в Москве.


В 2006 году в Таллине в антикварной торговле появилась икона со штампом иконописца, на тот момент это была первая икона этого мастера. Имя иконописца сообщалось в тексте штампа на тыльной стороне иконы.


Доска с ковчегом и двумя встречными плоскими шпонками. В среднике на золоте изображение арх. Михаила в рост, стоящего на облаке. Позем темно зеленый, поля зеленые. С торцов доска окрашена темно-красной краской. На тыльной стороне два одинаковых штампа, внизу справа не читается, второй - между шпонками по центру штамп с текстом: «Художественная мастерская // Прiемъ заказ. церков. жив... // Ивана Федоровича // ЧИРКИН. // Москва, Таганка, Малый Рогожский // домъ N 4 кв. N 19».  Размер около: 31х25х2,5 см. (Таллинский антиквариат, Таллин, Мануйлов, 2006 г.). 




В 2021 году на форуме «Христианское искусство» была выставлена фотография подписи иконописца. Подпись выполнена на тыльной стороне неизвестной иконы над нижней шпонкой черными чернилами или тушью в одну строку: «Написасѧ. въ Москве. Въ лѣто 7422 (1914) iюлѧ 31 днѧ. Ив. Ф. Чиркинымъ». (https://www.icon-art.info/phpBB2/viewtopic.php?t=134700   Сообщение № 1489254 • 19 Апр 2021 18:32).

Затем была показана и сама икона "Спас Смоленский", 1914 г.





 Но, наконец-то, мне удалось найти некоторые биографические данные о личности мастера. Сохранился Брачный обыск, который оформлялся при венчании.



Упоминается в Метрической книге Мартиновской церкви на Большой Алексеевской улице Ивановского сорока г. Москвы за 1899 год. (ЦГА Москвы, фонд №2122, опись №3, дело №73, стр. 6 и 7). В брачном обыске приводятся сведения о женихе и невесте. Жених - крестьянин Московской губ. Вязниковского у. слободы Мстера, Иван Федоров Чиркин (24 лет), невеста московского кузнечного цеха девица Екатерина Никитина Зернова (17 лет и 7 месяцев). Поручителями по жениху были земляк жениха иконописец Иван Иванов Суслов и родной отец Федор Иванов Чиркин. Жених жил в Москве в приходе Мартиновской церкви в доме Гришина по Большому Вокзальному переулку, Рогожской части, 2-го участка, под номером 12.

Венчание состоялось в июле 1899 года. Стало ясно, что Иван Федорович Чиркин родился в 1875 году.

Ваш,

Ю.Мануйлов.


 

четверг, 28 ноября 2024 г.

 Вашуров Алексей Яковлевич, Глазунов Александр Александрович и другие.



Антикварные вещи как и люди имеют разный возраст. В пятьдесят лет художественный предмет приобретает законное право называться антиквариатом, но его считают юниором. В 1950-1960-е годы на предметы из разряда юниоров смотрели без особого пиетета, может быть поэтому в те годы стиль модерн еще не приобрел должного внимания среди собирателей. Способствовал этому очень короткий период его существования и довольно узкий круг художников, работавших в этом направлении. Иконопись в основном ориентировалась на широкие круги потребителя, а это были в основном люди из крестьянской среды, мещане. Стиль модерн ориентировался на публику искушенную в искусстве, подготовленную к восприятию этого нового явления в искусстве. В особой художественной подготовке нуждались и иконописцы, кроме знания традиционной техники и эстетики, необходимым стало серьезное знакомство с современными тенденциями в светском искусстве, как в русском, так и в мировом, включая искусство Востока.

Интересно, что модерн на русской почве вырос из увлечения светских художников русскими национальными традициями. Эти явления стали проявляться в архитектуре, в прикладном искусстве, а позже и в иконе. В Западной Европе также шел процесс формирования нового стиля в искусстве, но его идейные основы черпались в восточном искусстве Китая и Японии. В России новое направление особенно ярко проявилось в творчестве Виктора Михайловича Васнецова, Михаила Васильевича Нестерова, Михаила Александровича Врубеля. На работы этих художников ориентировались, им подражали, у них учились.

Однажды, мне встретилась икона с интересной надписью на тыльной стороне. Я сохранил ее в свой архив и наконец-то она дождалась своей очереди. В надписи упоминаются Вашуровы и некая Кожевникова.



Икона «Св. равноапостольная Фекла и Св. Великомуч. Екатерина», 1908 г. письма А.Я.Вашурова с дарственной надписью: «Въ день ангела глубокоуважаемой Екатерине Матвеевне Кожевниковой отъ А.Я. и М.В Вашуровыхъ 19 24/XI 08 г.».  

Итак, 

ВАШУРОВ (Жиряков) Алексей Яковлевич (род. 1880 г. – умер после 1935 г. ?). Иконописец, владелец иконописной мастерской в Москве, реставратор. Яркий представитель художественного направления «Модерн» в русской иконописи XX века.

Во многих статьях посвященных творчеству Вашурова указывается, что он родом из Мстеры и только известный искусствовед, Ирина Леонидовна Бусева-Давыдова, предположила, что он родом из Нижегородской губернии и она оказалась права.

Сохранилась запись в Метрической книге Успенской церкви на Покровке Сретенского сорока г. Москвы от 11 ноября 1907 г., о венчании с девицей Марией «по крестному Васильевой», крестьянки Тамбовской губернии Моршанского уезда Тараксинской волости села Вяжли, православной, 16 лет. В метрической книге записано, что жених Алексей Яковлев Вашуров (он же Жиряков) крестьянин Нижегородской губернии Балахнинского уезда Городецкой волости села Городца (Верхняя Полянка в другом месте Верхнеполянской волости). Указан возраст - 27 лет.

Поскольку мне стало известно место рождения иконописца, я попытался найти дополнительную информацию, нашлась Ревизская сказка от 1723 года по приходу церкви Всемилостивого Спаса Нерукотворного Верхней Полянки. Судя по фамилиям, это предки Александра Яковлевича Вашурова.

В 19 веке к приходу Спасской церкви относились деревни: Слободка Верхняя Полянка, деревня Коротайка, деревни Дехтяриха и Зафабричная.

Ревизская сказка 1723 года по Спасскому Приходу Городецкой волости Балахнинской округи Нижегородской губернии попов Василия Михайлова и Степана Иванова, вотчины князя Лобанова Верхней Полянки;

Алексей Андреев сын Вашуров 69 лет

Григорий Андреев сын Вашуров 49 лет

Алексея сын Гаврило 20 лет

Григория сын Семен 14 лет

У них племянники родные:

Макар Петров сын Вашуров 33 года

Борис Петров сын Вашуров 20 лет

В записи же, в Метрической книге Успенской церкви в Москве,  упоминаются поручители - «По женихѣ : Владимірской губерніи Вязниковскаго уѣзда Мстерской волости слободы Мстеры крестьянинъ Иванъ Васильевъ Овчинниковъ и той же губерніи и уѣзда Палеховской волости села Палеха крестьянинъ Николай Ѳеодоровъ Сагонинъ. (написано четко, но в Палехе была фамилия Солонин, а Сагонин не встречал). По невѣстѣ : кромѣ матери ея, Владимірской губерніи Вязниковскаго уѣзда Палеховской волости деревни Терехова крестьянинъ Александръ Александровъ Глазуновъ и той же губерніи, уѣзда и волости села Палеха крестьянинъ Михаилъ Александровъ Маркичевъ.» (ЦГА Москвы, фонд №203, опись №782, дело №535, стр. 426).  

Эта запись интересна тем, что из нее мы узнаем о товарищеских связях иконописца. А.А.Глазунов и М.А.Маркичев – известные иконописцыно об этом немного позже.

Из Метрических книг выясняются и некоторые факты биографии, в 1909 году в семье родилась дочь Тамара (5 апреля). (ЦГА Москвы, фонд №2122, опись №2, дело №61, стр. 11)

В 1910 г. в семье родилась дочь Валентина (27 апреля). (ЦГА Москвы, фонд №2122, опись №2, дело №61, стр. 69)

В 1911г. родился сын Леонид (6 ноября). (ЦГА Москвы, фонд №203, опись №782, дело №191, стр. 165).

Указан адрес проживания семьи - «из дома Королева».

Возвращаясь к надписи на иконе "Св. равноапостольная Фекла и Великомученица Екатерина",  и сравнивая с другими записями в Метрических книгах, обращает внимание, что упоминается некая вдова Фекла Ионова Кожевникова, из села Вяжли, из этого же села была родом жена А.Я. Вашурова, Мария Васильевна.   (ЦГА Москвы, фонд №2122, опись №2, дело №19, стр. 41).

Подарок видимо, был не случаен, семьи поддерживали тесные связи, возможно они были родственницами.

Вот такое интересное объявление печаталось в Епархиальных ведомостях.


Настоящимъ имѣю честь сообщить, что по независящимъ отъ фирмы причинамъ "Художественно- иконописное Т-во въ Москвѣ" преемники "і й Московской Художественно-Иконописной артели 29 го августа с. г свое производство ликвидировало, и я, съ 1-го Сентября 1908 г., открылъ собственную Художественную мастерскую иконописи и религіозной живописи. причемъ Худож -Иконописное Т-во препоручило мнѣ закончить и сдать г. г. заказчькамъ всѣ начатые заказы Т ва, а также закончить разсчеты со всѣми г г заказчиками по ранѣе исполненымъ дѣламъ Т-ва, на что выдана мнѣ Т-мъ 25го Августа c. г. нотаріальная довѣревность. Зная Васъ какъ почтепнѣйшаго заказчика Т-ва, обращаюсь къ Вамъ съ покорнѣйшей просьбой не отказать мнѣ, какъ бывшему завѣдывающему Т-на, въ своемъ ко мнѣ вниманіи и почтить меня своими заказами, которые будутъ исполняться въ моей мастерской подъ собственнымъ моимъ наблюденіемъ, какъ опытнаго и искусснаго худлжника иконописи. Всякаго рода корреспонденцію покорнѣйше прошу Васъ направлять, а также и лично обращаться съ заказами и для учиненія разсчета по исполненнымъ ранѣе дѣламъ Т-вомъ, по слѣдующему адресу. Москва, Б. Андроновка, уг. 4-й Рогожской ул., д. № 4-й Миловановой, кв. № 5-й, художественная мастерская Алексѣя Яковлевича Вашурова. (Епархиальные ведомости, Калужский церковно-общественный вестник. Калуга, 1907–1918, 1908, выпуск № 29)

Вот еще несколько упоминаний о мастерской в различных Адресных книгах.

1911 год. Вашуровъ Ал-ѣй Як.-Таганка, Воронцовская, 20, кв. 7, тлф. 174-26 . («Москва-Сибирь» : Адресная и справочная книга : Посредник-указатель торгово-промышленных фирм на 1911 год : Год 7-й, стр. 218)

1917 год. Вашуровъ Ал-ѣй Як. - Воронья 21. Тлф. 174-26 (Адресная и справочная книга на 1917 год : 24-й год изд. [46-й г. изд.], стр. 604)

 Исследователи творчества Вашурова приводят сведения о том, что в 1925 году его мастерская перестала существовать, а самые последние сведения о Вашурове относятся к 1935 году, когда он передал в музей Донского монастыря несколько своих икон. 

Сохранилось достаточно много икон, выполненных в мастерской Вашурова, приведу несколько икон из собрания ГМИР в Петербурге, куда они в свое время были переданы из Москвы и из Тверской галереи.




 ГМИР:  Икона «Св. Патриарх Гермоген на фоне Чудова монастыря», после 1913 г., (инв. А-3028-IV КП 30 045), кат. 37.


Икона "Архангел Михаил", 1910 г. Мастерская А.Я. Вашурова. 182,5 х 77. Тверская картинная галерея

Многие иконы имеют авторские подписи или мастерской. 



Встречаются иконы со штампами разновременными  "Художественно-Иконописная мастерская А.Я. Вашурова" и далее адрес мастерской.


Следующий вариант штампа. 



Ряд икон выполнены на металле и имеют на оборотной стороне вдавленный оттиск.



Вернемся к первой иконе и упоминаемой в надписи Екатерине Матвеевне Кожевниковой. Мне удалось выяснить кто она. В 1910 году Екатерина Матвеева венчалась с выходцем из Палеха, (возможно, иконописцем) Александром Федоровичем Паликиным (иконописцами были его отец и братья, Михаил и Иван Федоровичи Паликины). Александр Федорович родился в 1887 году. Венчание проходило в Сергиевом Посаде в Успенской церкви. Видимо, семья там жила, так как эта церковь повторяется в записях о крещении их детей. А восприемницей при крещении детей была уже известная нам Мария Васильевна Вашурова, землячка Екатерины Матвеевны и, как я уже предполагал, возможно, родственница.

На венчании поручителями по жениху были известные палехские иконописцы Илья Павлов Сафонов  и Павел Алексеев Плеханов. (ЦГА Москвы, фонд №203, опись №780, дело №4045, стр. 111)

 Илья Павлович Сафонов (род. а 1875 или1865 г. - умер в1928 г.) - палехский иконописец, мастер-личник в мастерской Сафонова.  В нач. XX в. преподавал реставрацию в учебно-иконописной мастерской в Палехе. (Зиновьев, с. 26). С 1908 года он совместно с Павлом Алексеевичем Плехановым преподавал в иконописной школе при Троице Сергиевой лавре. «И Павел Плеханов, и Илья Сафонов оставались в лавре до середины 1918 г., когда было решено ввиду трудного военного времени прервать занятия в училище иконописания»  (Л.А. Армеева. Училище иконописания при Троице-Сергиевой лавре в 1885–1918 гг.: попытка возрождения традиционного иконописания // Вестник ПСТГУ Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства 2011. Вып. 2 (5). С. 193–206; Колесова).  

Павел Алексеевич Плеханов (род. в 1870 г.? – умер в 1914 г.?). Палехский иконописец-платьечник в мастерской Сафонова. Работал как старинщик в кон. XIX в. (Зиновьев, с. 26)

 В круг его знакомых входил и иконописец

 ГЛАЗУНОВ Александр Александрович (род. 6(18).08.1884 г. в Москве - умер в 1952 г., по другим источникам в 1955 г. на Урале.).  



Был женат на Варваре Васильевой. 26 августа 1906 года у них родился сын Александр. Воспреемником был А.Я. Вашуров. В это время Глазуновы жили в Москве в доме Сиротининых из Московского Воспитательного дома. (ЦГА Москвы, фонд №203, опись №782, дело №521, стр. 86)

Живописец-миниатюрист. Учился в Московском археологическом институте (окончил в 1910 г.), занимался у живописцев-миниатюристов в Палехе. Жил в Москве. Был одним из организаторов палехской артели "Древняя живопись" в 1924 г. Реставратор икон в церквах Москвы, Звенигорода, Вязьмы и др. Раскрыл икону "Богоматерь Всех Скорбящих Радость" 1730 г. из собр. Церковно-археологического кабинета Московской Духовной Академии (Сергиев Посад). Член Общества Любителей духовного просвещения, организованного в 1863 г. Собрал коллекцию прорисей, фотографий и копией с произведений древнерусской живописи. Выпустил книгу-альбом "Материалы для истории русской живописи", М., 1914. Работы А.А. Глазунова экспонировались на зарубежных выставках (Венеция - 1924, Париж - 1925, Всемирная в Нью-Йорке - 1939). (Биобибл. словарь, т. 3, с. 48; Зиновьев, с. 27). 

И здесь я хочу показать одну икону (неподписную), но которая наверняка, написана А.А.Глазуновым. Икона подарена женой А.А.Глазунова, Варварой Васильевной, Николаю Васильевичу и Зинаиде Васильевне Колесовым по случаю их бракосочетания (скорее всего Николай Васильевич Колесов  - брат Варвары Васильевны). 



Известно, что  тестем А.А. Глазунова был Колесов Василий Павлович (1848-1900) . По палехской традиции жену Варвару, он взял на своей родине, ее отец Василий Павлович Колесов родом из деревни Юркино, был приказчиком. Три её сестры - Анастасия, Мария, Евдокия также вышли замуж за иконописцев: Ивана Ивановича Голикова, Александра Ивановича Зубкова и Александра Васильевича Котухина. Вот так складывались  иконописные династии. Свояки в разное время работали в глазуновской мастерской. Когда И.И.Голикова призвали на войну, его жена Анастасия пошла в прислуги к зятю.

 Даты рождения Александра Александровича в разных источниках разнятся, приводится дата - 19 (31) августа 1884 г.  и вторая - 6(18).08.1884 г. Я думаю, что вкралась ошибка в записи по старому и новому стилям (даты различаются на 13 дней). Пишут, что он родился в Москве, но был записан в крестьяне в дер. Терехово Вязниковского у. Владимирской губ. В 1903 году получил там от общества землю под постройку, а в 1909 - пахотный и лесной наделы. В 4-летнем возрасте не стало отца, и мальчик воспитывался в семье родителей отчима, Василия Васильевича Бахирева, в селе Вареево (20 верст от Палеха). Иконописи он учился в иконописной мастерской Д.П. Салаутина. В 1903-1908 гг. работал иконописцем и реставратором в Художественном иконописной артели (товариществе) в Москве. После ее закрытия в 1909 г., открыл собственную иконописную мастерскую в Москве. Участвовал в реставрации Благовещенского собора Чудова монастыря в Москве, Рождественского собора Сторожевского монастыря. В 1910 г. вольнослушателем окончил Московский археологический институт. Собрал коллекцию прописей, копий, фотографий с произведений древнерусской живописи и опубликовал их в 1914 г. в книге "Материалы по истории русской иконописи". После Октябрьской революции работал в Наркомпросе. В 1922 г. вместе с И.И. Голиковым начал расписывать изделия из папье-маше. Один из основателей Артели древней живописи 4 декабря 1924 года. Был представителем Артели в Москве. 

 Вот что пишут о нем -"А.А. Глазунов - это крупнейшая искусствоведческая фигура в столичных кругах того времени. В его иконописной мастерской на протяжении всего времени ее существования работали палешане. Он с отличием окончил Московский Археологический институт, прекрасно разбирался в древнерусском искусстве, один из самых известных коллекционеров Москвы. В его столичной квартире собиралась художественная и литературная городская элита."

Судя по фактам его биографии, А.А.Глазунов был общительным человеком, хорошим организатором и предприимчивым дельцом, он мог находить нужных ему людей и успешно вовлекать их в свое дело.

 



На фото подписная и датированная икона "Св. Андрей Критский", 1911 г. из собрания Дадиани.


Икона "Архангел Михаил", нач. XXв. из Никольского собора в Ницце (Франция).


Икона "Преп. Савва Сторожевский, 1913 г.

Итак, вы познакомились с некоторыми фактами из биографий иконописцев А.Я. Вашурова и А.А.Глазунова и  с иконами, написанными ими в  стиле модерн. Надеюсь, это не последнее обращение к интереснейшему периоду в русском искусстве.

Ваш,

Ю. Мануйлов.

четверг, 31 октября 2024 г.

 О судьбах икон и людей. 



14 ноября состоятся торги на аукционе Харгесхаймер, огромное количество русских икон, есть знакомые, которые держал в руках, встречаются иконы, ранее непроданные, а много и тех, что я ранее не видел. Я внимательно просматриваю каталоги аукциона, поскольку нет-нет и встретишь подписной предмет. Увидел икону с образом Успения Пресвятой Богородицы, вспомнил, что я ранее эта икона уже выставлялась на аукционе, но видимо была не продана и вот вновь на торгах. Икона датирована 1847 годом и в надписи на оборотной стороне фигурирует надпись с именем М.К.Ф.Н. Челнаков.  Есть также надпись о том, что 1947 года в январе 21 числа заплачено за ризу, т.е. за оклад к иконе. Оклад не сохранился, возможно когда-то его сдали в скупку, как лом. Увы, так бывало.


Попробуем разобраться кому же принадлежала эта икона. Первые буквы монограммы М.К. почти наверняка означают знание - Московский купец, далее инициалы имени и отчества. Поскольку я последнее три месяца ежедневно изучаю архивные документы, преимущественно относящиеся к московским церквям, то первой мыслью стало, нет ли в московских документах упоминания купца Ф.Н.Челнакова.

Оказалось, что есть и вырисовывается целая семейная история. Запись относится к 1849 году, в так называемой, книге брачных обысков, сделанное в Воскресенской церкви Ивановского сорока города Москвы.


Узнаем полное имя московского купца первой гильдии  - Федор Никифоров Челнаков. Жил в Москве на Таганке.




1849-го года Сентября 11-го дня. По Указу Его Императорскаго Величества, Столичнаго города Москвы, Ивановскаго Сорока Воскресенія Христова, что въ Таганкѣ Церкви; Священно - и церковнослужители производили обыскъ о желающихъ вступить въ бракъ, и оказалось следующее: - 1). Женихъ - Московской 1 - й гильдiи купеческій сынъ Михаилъ Ѳеодоровъ Челнаковъ, православнаго вѣроисповѣданія; жительствуетъ въ приходѣ сей Церкви; 2). Невѣста Московскаго 3-й гильдіи купца сыромятной слободы Андрея Иванова Павлова дочь дѣвица Анна Андреева Павлова, православнаго вѣроисповѣданія, жительствовала до нынѣ въ приходѣ Воскресенія Христова, что въ Кадашахъ, Церкви, въ домѣ своего отца; 3). Возрастъ къ супружеству имѣетъ совершенный: и именно: женихъ двадцати семи лѣтъ, а невѣста девятнадцати лѣтъ, и оба находятся въ здравомъ умѣ. 4). Родства между ними духовнаго, или плотскаго родства и свойства, возбраняющаго по установленію Св. Церкви бракъ, никакого нѣтъ. 5). Женихъ холостъ, а невѣста дѣвица: 6). Къ бракосочетанию приступаютъ

на второй странице продолжение текста:

Они по своему взаимному согласію и желанію, а не по принужденію, и на то ищетъ женихъ отъ отца своего Московскаго 1-й гильдіи купца Ѳеодора Никифорова Челнакова, а невѣста отъ отца же своего Московскаго 3-й Гильдіи купца сыромятной слободы Андрея Иванова Павлова - позволеніе; 7) По троекратному оглашенію, сдѣланному въ означенной Церкви сего 1849-го года Сентября 4-го, 8-го и 11-го числъ, припятствiя къ браку никакого никѣмъ не объявлено. 8) Для удостоверенiя безпрепятственности сего брака представляются письменные документы: а). Свидѣтельство, данное жениху изъ дома Градскаго общества за No 49-мъ прилагаемое при семъ въ копіи, б). билетъ, данный невѣстѣ изъ Дома Московскаго Градскаго Общества за No 838-мъ прилагаемое при семъ въ подлинникѣ; и в) свѣденіе отъ отца ея Духовнаго прилагаемое при семъ въ подлинникѣ. 9). По сему бракосочетаніе означенныхъ лицъ предположено совершить въ вышеупомянутой Воскресенско - Таганной Церкви сего 1849-го года Сентября 11-го дня въ узаконенное время при постороннихъ свидѣтеляхъ; 10). Что все показанное здѣсь о женихѣ и невѣстѣ справедливо, въ томъ какъ они сами, такъ и по каждомъ поручители съ тѣмъ, что окажется ложивинъ, то подписавшіеся повинны за то суду, по правиламъ церковнымъ и по законамъ Гражданскимъ. Къ сѣму обыску вышеписанный женихъ Московской первой гильдіи купеческой сынъ Михаила Федоровъ Челнаков руку приложилъ".

Далее упоминаются свидетели по жениху и невесте, среди свидетелей по жениху его родной брат Михаил Федоров Челноков и также подписался отец жениха - Федор Никифоров Челноков.

А вот из следующего документа, Свидетельства об уплате гильдейской подати, относящегося к декабрю 1848 года, узнаем, что были и другие сыновья, Иван, Николай, Михаил, Василий. Иван Федорович был женат, его жена Вера Михайловна, у них были сыновья Сергей и Константин.

В 1809 и 1813 годах еще молодой Федор Челноков упоминается в качестве восприемника при крещении младенцев.

1820 год - в доме отца у Федора Никифора Челнокова умер младенец Никифор, от роду было 4 месяца.

В 1821 году в семье умер сын Федор, 3-х месяцев от роду.

По ревизской сказке за 1834 год, узнаем, что еще был жив дед Михаил Федоров Челноков. О нем есть кое-какая информация в другом источнике.  Михаил Федорович Челноков (1750 – после 1834 г.), московский купец III гильдии. Его жена Евдокия Евдокимовна (1749–?). Крестьянин дер. Саврасова села Богородского тайного советника, сенатора и действительного камергера князя Николая Алексеевича Голицына (1795).  В московское купечество прибыл 30.12.1807 г. из отпущенных от князя Александра Михайловича Голицына Московской губернии Подольского уезда села Богородского дер. Саврасовой. Был приписан к Таганной слободе. Жительствовал в Москве в Яузской части, 4 квартал, в своем доме (1811). Жительствовал в Таганной части в приходе ц. Николы на Болвановке в собственном доме (1815). В 1824 году выбыл в мещанство. Раскольник (1836).

Из метрической книги 1835 года узнаем имя его матери - Евдокия Леонтьевна (64 года), и возраст отца Никифора Федорова, ему в этом году было 65 лет, а у отца его, Федора Никифорова, был родной брат Алексей Никифоров Челноков.  Из другого источника выясняется дополнительная информация. Никифор Михайлович (1769–1844), московский купец III гильдии (1834). Жительствовал в Москве в приходе ц. св. Николая Чудотворца, что на Болвановке, в своем доме (1821). Жена Евдокия Леонтьевна (1770–25.03.1844)

В архивных материалах людей с фамилией Челноковы оказалось довольно много. Пришлось ориентироваться на принадлежность к церквям Ивановского сорока. За 1836 год упоминается староста Николо-Болвановской церкви Федор Никифоров Челноков, живущий в доме своего отца Никифора Михайлова Челнокова.

В 1845 году из записи в исповедных ведомостях той же Воскресенской церкви на Таганке узнаем его возраст (52) и имя и возраст его жены - Параскева Иванова(в девичестве Баженова) (52 лет) и их дети: Иван (32), Николай (28), Михаил (23), Василий (13).

Из ревизской сказки за 1850 года узнаем, что Федор Никифорович уже вдовец - умерла его жена Параскева Ивановна. Сыновья Николай и Василий холосты, а у Михаила родился сын Федор.

Нашел я годы жизни нашего героя и точную дату смерти,  (1790–29.09.1859), а еще огромное число его потомков. Занимался купец торговлей хлебом и с 13 июля 1855 года стал почетным гражданином города Москвы, такое звание давалось за особые заслуги в повышении престижа и благосостояния жителей.

Столь подробные цитирования я привожу только с одной целью, показать важность фиксации надписей на иконах. Порой надпись может помочь выяснить место создания произведения, зная владельца мы понимаем какого сословия был владелец иконы, и в более широком смысле, через судьбы частных людей, мы прикасаемся к нашей истории.

А вот другая история и тоже завязанная на прочтении надписи на иконе. В 2003 году ко мне обратился человек из Норвегии, он хотел купить икону "с историей". Вечером я вспомнил, что было в антикварных магазинах подходящее под эту просьбу и составил список из 7 икон. На следующий день мы пошли осматривать иконы. Как часто бывает, кажущийся потенциальный покупатель ничего не выбрал, а я был расстроен, что провел полдня впустую и на следующий день, пошел и купил себе одну из этих икон.




На тыльной стороне иконы имелась чернильная надпись: «Отъ прихожанъ Церкви Св. Великомученицы // Екатерины, что на Ордынке, въ Моcкве 1873 го года // Февраля 4 дня Црковному Старосте Александру // Николаевичу Г. Еремину.

Павелъ ПетровЪ

Димитрей Гикинъ

Николай З.....

Николай .....

Миронъ....

Владимиръ ЕреминЪ

Афанасей......»

Дополнительную информацию о А.Н.Еремине помог найти интернет. 

Согласно клировой ведомости за 1904 г. Спасская теплая церковь построена на месте старой в 1872 г. на собранную от доброхотных дателей в продолжении 20 лет сумму и накопившиеся на нее проценты с добавлением бывшим церковным старостой, московским купцом Александром Николаевичем Ереминым 19 тысяч рублей. Александр Николаевич Еремин был старостой церкви св. Екатерины на Ордынке в Москве.**

** Храм Екатерины на Ордынке был заложен 25 мая 1766 года. На медной доске в главном храме была следующая запись: "Благоволением всеавгустейшия, всемилостивейшия, премудрыя Государыни, вторыя Императрицы Екатерины Алексеевны матери милосердия при любезном сыне ея и наследнике, благоверном Государе Цесаревиче и Великом Князе Павле Петровиче сей св. храм Великомученицы начало приял во 2 лето по возшествии на Всероссийский Престол, т.е. 1763 г. основание и заложение сего храма было 1766 г. 25 мая. по полудни в 4 часа, совершися 1767 года, освятися в 1768 преосвященным Амвросием, архиепископом Московским и Коломенским соборне, сентября 28 дня рачением той церкви иерея Симеона Ставровского". В церкви были храмовой образ и драгоценные утвари, принесенные в дар Императрицею Екатериною II-ой и отмеченные Российским Гербом с Императорским вензелем. Царица пожертвовала храмовой иконе драгоценную ризу с собственным вензелем. Живший в приходе церкви домовладелец Блохин соорудил царские врата из серебра. Они весили 8 пудов! В 1812 г. ценности были скрыты священником под церковным помостом. Церковь построена русским архитектором К.И. Бланком (1728-1793). В главном храме был великолепный алтарь, а по обе стороны царских врат находились иконы с изображением явления Иисуса Христа св. Екатерине в темнице и обручения Его с Нею перстнем; в верхних ярусах иконостаса представлены были страдания и коронование великомученицы. Образы были написаны академиком в итальянском стиле. Перед иконами висели на кронштейнах художественно выполненные большого размера серебряные лампады. Внутреннюю роспись храма выполнял русский художник Д. Г. Левицкий и его ученики. Замечательным украшением храма были серебряные царские врата и вклады на два местных образа, выполненные придворным фабрикантом Сазиковым. Врата состояли из сквозных орнаментов, искустно перемешанных с отливными цветами, близко подходящих к натуре. Вход в летний храм был с южной стороны у начала трапезной. "Вдоль окон трапезной с обеих сторон были небольшие возвышения, немного выше основного пола". В теплом храме все три престола были построены в один ряд и сообщались друг с другом. Главный алтарь был устроен немного углубленный по отношению к двум приделам. Иконостас храма был деревянный с резными царскими вратами, позолоченными, и содержал две иконы. Справа — образ Нерукотворного Спаса, слева — иконы Казанской Божией Матери. Рядом северные и южные двери входа в алтарь. На южной двери было изображение великомученицы Екатерины во весь рост. Алтарь был значительно шире и глубже по сравнению с алтарем летнего храма. Запрестольный образ — Вознесение Господне — был написан во всю стену. В правом углу вдоль восточной стены стояла богато инкрустированная плащаница Спасителя. Престол значительного размера обрамлен толстым прозрачным стеклом с позолоченными стоками по его сторонам. Иконостасы двух приделов по ширине были также небольшими — в две-три иконы с резными позолоченными царскими вратами. Особенно величественна была икона благоверного князя Александра Невского, написанная во весь рост с правой стороны алтаря. Солея и амвон возвышались на две-три ступеньки над полом храма. В середине амвона были полукруглые ступени на всю длину солеи. Между ступенями храма стояла небольшая металлическая позолоченная ограда, открывающаяся в центре и напротив северных и южных дверей алтаря. Пол в храме был плиточный, и на нем были постелены по всему полу веревочные ковры для тепла. В центре храма висели два электрических паникадила с белыми лампами. В приделах висели по одному паникадилу из цветных красивых лампад в несколько ярусов.


В 1931 году церковь была закрыта, иконы передали в храм Воскресения в Монетчиках. После сноса церкви Воскресения передали в храм свв. мчч. Флора и Лавра на Зацепе. Последний также был закрыт; судьба иконы неизвестна, след их пропал. Скорее всего, изображения святого князя Александра Невского и храмовый образ Великомученицы Екатерины, были повторены в моей иконе. Я заказал киот для иконы и она висела на стене, рядом с моим рабочим столом. Несколько лет назад в ФБ я познакомился с православным священником. Его заинтересовал эта икона, я рассказал ему о надписи и о фактах известных мне. Вскоре икона обрела нового владельца, но как я узнал позже, не надолго. Он передал икону в храм св. Екатерины на Всполье, т.е. в храм, где старостой был её первый владелец.  В храме икону поместили в замечательную раму. Надеюсь, для Нее завершилась юдоль и все Её тяготы остались позади.


Ваш,

Ю. Мануйлов.