Обо мне

Моя фотография
В своей жизни мне довелось заниматься очень многими вещами, но судьба так распорядилась, что икона стала главным делом и смыслом моего существования. Первую половину жизни я занимался изучением этой проблемы, копил материал, нащупывал методы познания, вторая половина жизни была посвящена реализации своих знаний, систематизации накопленного материала. Теперь настало время поделиться всем этим с заинтересованными людьми.

пятница, 13 января 2023 г.

 Игнатий Еремеев Чистяков.




Сегодня я расскажу о замечательном иконописце, работавшем в Великом Новгороде. Темы новгородской иконописи я уже касался, и эта статья будет дополнением к ней. Имя этого иконописца Игнатий Еремеевич Чистяков. В информации о нём сообщается, что он вышневолоцкий мещанин, иконописец, родом с Валдая. Работал он в первой половине XIX века и был в своё время очень известным человеком. В Великом Новгороде он работал буквально во всех крупных храмах, в том числе, в Софийском, Никольском, Знаменском соборах. Русский писатель, публицист, этнограф-беллетрист Павел Иванович Мельников-Печерский в своей книге «Очерки поповщины» упоминает иконописца Чистякова как жившего при Громовской моленной в Петербурге: «Кроме братьев Великодворских, еще несколько человек живало у Громовых в качестве приказчиков, не занимаясь коммерческими делами, но служа в Королёвской моленной. Из петербургской городской думы получали они приказчичьи свидетельства с той лишь целью, чтобы не быть в числе людей, проживающих в столице без определенных занятий, и тем не обратить на себя внимания полиции. Не только дьячки, уставщики, певцы и другие причетники Королёвской моленной, но и значительная часть богаделенных стариков, проживавших при ней, также значились официально громовскими приказчиками и служителями. В числе их особенно замечателен был земляк Великодворских, валдаец родом, Игнатий Еремеевич Чистяков, человек ловкий и большой мастер сманивать в раскол православных священников и иеромонахов.». Самое замечательное в этих строках то, что оказывается Игнатий Еремеевич был старообрядцем. Громовская моленная принадлежала старообрядцам приемлющим священство и история её начинается с 1844 года, после закрытия Королёвской моленной.

Наиболее ранние работы хранятся в Государственном музее истории религии в Санкт-Петербурге: икона «Богоматерь Знамение Новгородская с избранными пророками и святыми», 1820 г.



 

Икона «Спас на троне с избранными святыми и припадающими преподобными Сергием и Германом Валаамскими», 1820 г.



В Новгороде хранится иконы Богоматери Иверской, 1827 г. Новгородский музей – заповедник. 



Вторая подписная икона на тот же сюжет Богоматерь Иверская в Кирило-Белозерском музее-заповеднике. 1828 г. Размер иконы: 136 х 89 см. 


Как вы видите, икона большого размера и что бы понять уровень мастерства иконописца надо видеть фрагменты. Вот пару фрагментов этой иконы.





Совсем недавно в Новгородском музее-заповеднике обнаружили икону «Свв. Антоний Римлянин, епископ Никита, архиепископ Иоанн и Варлаам Хутынский», 1703 года, письма Василия Иванова Москвитина. Понятно, что обнаружили понятие условное. Дело в том, что икона во время Великой отечественной войны была похищена немцами и находилась в Германии, позже икона была возвращена в новгородский музей. В наши дни, во время реставрационных работ, была обнаружена подпись иконописца, написавшего в 1703 году эту икону. Им оказался иконописец В.И.Москвитин. А уже значительно позже, видимо, около 1830 годов икона была переписана Игнатием Чистяковым. Размер иконы: 154х135.5 см.



Обратите внимание на эту форму из Госкаталога, здесь не указано авторство и не указан поновитель. Все это было раскрыто позже.


И наконец, раскрытая из под записи первоначальная подпись иконописца Москвитина.




И.Е.Чистяков занимался поновлением икон и в Софийском соборе. «Значительным изменениям Большой (Успенский) иконостас Софийского собора подвергся во время ремонта собора в 1828-33. С клиросов были убраны все ковчеги, главный алтарь освобожден от окружавших сий трон пядничных рядов. Тогда же тверской мещанин, иконописец Игнатий Чистяков поновил большую часть софийских икон.» (Великий Новгород. Энциклопедический словарь. История и культура IXXVII веков. СПб.: Изд. Нестор-история. 2007, с. 198).

Интересно, что здесь Чистяков назван тверским мещанином. Я думаю, что авторы Энциклопедического словаря допустил ошибку. Дело в том, что в это же время в Новгороде работал другой Чистяков Иван Никифорович, выходец из Твери. Довольно часто в литературе встречаются однофамильцы и часто возникает проблема, о ком именно идет речь. Я начал поиски информации и нашел следующее, Иван Никифорович писал не темперой, а маслом. Это позволяет легко разделись работы этих иконописцев.

О тверских  иконописцах в настоящее время очень мало исследований. Существует одна базовая книга в которой приведены сведения о работавших в этом городе мастерах. Это книга священника Некрасова, Тверские иконописцы. Вот что он писал о н же Зубчанинов) Иване Никифоровиче Чистякове (он же Зубчанинов (род. ? – ум. ок. 1863 г.). Некрасов писал, что он учился у Сухарева, А.И.Прохорова (видимо речь была об иконописце Александре Ивановиче Глазовском, иногда называемый Прохоровым по деду. Прим. Ю.М.) и много работал у Глазковского в Новгороде в мастерской при Юрьевом монастыре.  Так как он много работал в технике масляной живописи, то и манера его была близка к живописной. Умер от холеры в 1863 году или около этого времени. Его работы иконостас в холодной церкви села Едрова близ Новгорода, где с ним вместе писали Семён Иванов Гурьев и Иван Филимонов Арефьев. В Твери во Владимирской церкви в приделе Георгия Победоносца им написан весь иконостас (Некрасов. Тверские иконописцы. С. 17)

Я отвлекся от личности Игната Еремеевича.

Известно, что до 1844 года он писал иконы в иконостас в церковь св. Великомученицы Екатерины в Екатерингофе. «Престолов в церкви три: главный освящен во имя св. великомученицы Екатерины, правый — во имя св. Николая Чудотворца, левый — во имя св. мученицы царицы Александры. Строительство храма производилось под наблюдением архитектора Тона. Св. иконы в иконостас написаны новгородским иконописцем Чистяковым.». (Инф. с сайта http://www.spbreligion.ru/more.php?id=43&pageid=3).

Около 1844 г. работал в С.-Петербурге, где написал иконы для иконостаса церкви Великомуч. Екатерины (Екатерингофская) (адрес: Старо-Петергофский проспект, 6, угол Рижского проспекта, 52). В книге «Святыни Санкт-Петербурга» возможно вкралась ошибка. Написано: «…образа написали новгородские живописцы И. Еремеев и Чистяков. Замечательный горний образ изображал «положение во гроб»» (Антонов и Кобак. Святыни Санкт-Петербурга. Изд. 2. Номер церкви по каталогу-75, С. 89). Вот еще пример курьеза, когда неправильно была понята информация из первоисточника. Как видите, был один иконописец  - стало два.

Известен рисунок «София Премудрость Божия», 1 пол. 19 в., в частной коллекции в России. Размер: 32х22 см.

Судя по надписи, рисунок был исполнен для Макара Самсоновича Пешехонова, знаменитого петербургского иконописца. В мастерской Пешехоновых работали замечательные мастера. 

 Внизу рисунка надпись в четыре строки: "Точной с образа что в Нове Граде греческой местный премудрости Божией Макарию Самсоновичу. // А предста царица такового нет. А как сниму с иконы так вам вышлю. Извини любезный // друг, что я не в Нове городе, а в С-Петербурге работаю. Так долго измедлилось. Ваш слуга // иконо. Игнатий Чистиков. - что вам угодно изволить что могу послужу.". 


Вот так по крупицам накапливается информация о деятельности иконописца. Будем ждать новых находок среди анонимных икон.


Ваш,

Ю.Мануйлов.


воскресенье, 18 декабря 2022 г.

 Исаковы.



Центральная икона Господа Вседержителя их Деисусного чина письма М.И.Исакова.

Я около 40 лет собираю сведения об иконописцах Нового времени. Новое время - это период со второй половины 17 века и до начала 20 века. Информация о том или ином иконописце встречается в очень разных источниках. Я стараюсь фиксировать любые упоминания. Не так часто, но встречаются иконы с подписями, некоторые имена удается легко идентифицировать с имеющейся биографической информацией, а часто возникают ситуации, когда нет полной уверенности, что тот или иной предмет написан именно уже известным иконописцем. Около года назад в продаже был эскиз киота на бумаге. Это был не просто эскиз, а своеобразный договор между иконописцем и заказчиком. К моему удовольствию на этом небольшом листке бумаги была ценнейшая информация. Во-первых, указаны имена иконописца и заказчика, место и дата создания.

Общий вид эскиза.

Рисунок датирован 1894 г., подписан Г. (возможно господин) Исаков. Старая Рачейка (село в Самарской области Сызранского района). На листе справа вдоль длинной стороны листа надпись тушью в две строки: «По сему рисунку Г.(?) Исаковъ обязался сделать три кiота // и написать три иконы Старо Рачейскiй Старшина Иванъ Резановъ»



В нижней части рисунка киота слева: «1894», а справа, похоже на запись латинскими буквами: «Raphael Icacof".


Возможно, я пытаюсь притянуть за уши эту версию, но надеюсь читатели меня простят. На оборотной стороне в верхней части листа надпись тушью: «Исаковъ».

Интересно, что иконописцем оставлена своеобразная подпись. «Raphael Icacof»).  Я пару дней пытался прочитать эту подпись, но безрезультатно, предположив, что это латиница, мне показалось, что ребус сошелся.

Возник вопрос, кто такой Исаков, возможно, его имя Рафаил. В моих материалах нашлось несколько Исаковых, работавших в конце 19 века.

Село Старая Рачейка довольно известное место на карте. Расположено оно в Сызранском районе Самарской области и когда-то там существовала старообрядческая община.

Из известных мне старообрядческих иконописцев, двое были из Боровска, это отец Максим Иванович Исаков и его сын Лука Максимович Исаков. Отец  упоминается в 1879- 1880 годах, а его сын работал на рубеже веков и оба теоретически подходили. Но от этой версии пришлось отказаться, так как рисунок киота, особенно Крест в навершие, говорит о том, что заказчиком был представитель господствующей церкви. О иконописцах Исаковых из Боровска, я расскажу ниже, так как просто нельзя упустить такой случай, уж очень мне интересны эти персоны.

Среди имеющихся в моем архиве фотографий, обнаружил некоего иконописца Исакова, который работал в регионе Сызрани.

Фото иконы.

Возможно, эскиз имеет отношение именно к нему, совпадают время работы, регион, фамилия. Надеюсь, со временем появится новая информация и будет возможность подтвердить или опровергнуть мою версию.


А теперь об Исаковых в Боровске.

ИСАКОВ Максим Иванович (род. около 1841 г., уп. 1879-1880). Старообрядческий иконописец города Боровска, возможно из Некрасовцев (в надписи на иконе «Св. Николы Чудотворца», 1879 г. он называет себя турецким подданным). 

(Дополнено) Благодаря публикации различных архивных документов, появляется возможность найти дополнительные сведения о различных персонах и вот удалось найти сведения о Максиме Ивановиче Исакове. Как я и предполагал, он был приписан в Турции в г. Добрудже и можно примерно определить год его рождения, так как указан его возраст на 1893 г. Район Добруджа в 1841 году находился в Турции, похоже, что сейчас это территория Молдавии, город Добрудж, рядом с Бельцами, в в Бельцах была небольшая старообрядческая община. А упоминается он в Ведомости справок о судимости за 1893 г. 

«ИСАКОВЪ, Максимъ Ивановъ. Турецк. подд. (иконописецъ), 38 л., род. прип. въ г. Добруджѣ въ Турціи; приг. Калужск. Окр. С., по 1647 ст. Улож., въ арест. отд. на годъ. Исп. 15 Нояб. 1893 г.» (Ведомость справок о судимости : Списки осужденных в 1893 году : лица, осужденныя за совершение преступлений, влекущих за собою лишение или ограничение прав, стр. 214)

 


Несколько лет назад мне прислал фотографию трех икон из Деисусного чина с печатями этого мастера мой коллега из Германии Курт Эберхард. Позже эти иконы купил известный певец и коллекционер Григорий Лепсверидзе, более знакомый вам как Лепс.

 Вот эти иконы.

 На фотографии видно, что на двух иконах над верхней шпонкой имеются штампы с текстом: «Иконописецъ // Максимъ Ивановичъ // ИСАКОВЪ // въ БоровскЪ». Город Боровск являлся важным центром старообрядчества.



 На следующей иконе, которую поправлял (т.е. реставрировал) Максим Иванович, «Св. Никола Чудотворец», 1880 г., имеется интересная надпись, в которой Максим Иванович называет себя Турецким подданным. На тыльной стороне иконы между шпонками круглый медальон с надписью: "Написася сия стая икона образ с. Николы Чюд. в 1879 год. месец. маия во 2 й днь. а поправлена в 1880 год. месеца июля в 23 ден. пис. турецк. подано. Максим Иванов Исаковъ в Боровске К. Г."

К. Г. – сокращение означает - Калужской губернии. 


 


 




Когда-то в ФБ я оставлял заметки по разным вопросам и среди моих друзей была искусствовед из Музея религии и атеизма в Петербурге, Марина Владимировна Басова. Она мне указала на еще одну работу Максима Исакова, а именно на икону «Ангел хранитель и Симеон Столпник», написанную после 1880 г. Икона хранится в Музее истории религии и атеизма в С. Петербурге. На её обороте круглая печать фиолетового цвета: "Иконописецъ /Максим Ивановичъ/ Исаковъ / въ Боровске". Икона поступила в музейное собрание из церкви Тверской старообрядческой общины в Москве. В настоящее время издан каталог подписных икон из собрания музея и с этой иконой можно ознакомиться.

 


Еще одна икона этого иконописца продавалась на форуме «Христианское искусство», это «Спас Москворецкий», написанный после 1880 г. На иконе также имеется печать: «Иконописецъ // Максимъ Ивановичъ // ИСАКОВЪ // въ БоровскЪ».

 


А с другим иконописцем, судя по совпадению фамилии и отчества, сыном Максима Ивановича произошло вот что. На одной торговой площадке продавалась икона с печатью и сертификатом, выданным известным московским искусствоведом. Буквы на штампе могли быть прочитаны двояко,  в результате, сертификат был выдан с фамилией Иванов. Когда я ознакомился с сертификатом, сравнил текст на штампе, оформление самого штампа Луки Максимовича из Боровска со штампом Максима Ивановича из Боровска, то лично у меня не осталось сомнений, что штамп принадлежал иконописцу Луке Максимовичу Исакову, а не Иванову. Впрочем, у вас тоже есть возможность ознакомиться с этими штампами и вынести свой вердикт.




ИСАКОВ Лука Максимович. Старообрядческий иконописец из Боровска.  Известен из текста штампа на иконе «Св. Пафнутий Боровский со свв. Григорием Богословом, апостолом Петром, Сергием Радонежским и апостолом Тимофеем», кон. XIX – нач. XX вв.  Штамп на оборотной стороне иконы под верхней шпонкой: «Иконописецъ // Лука Максимовичъ // Исаковъ  // въ БоровскЪ»


Я вас познакомил еще с несколькими иконописцами, работавшими в конце 19 века. А сколько их безымянных? Жаль, что на большинстве икон нет подписей. С другой стороны, наверно, все было бы проще и покупатели стали бы больше внимания обращать на имя иконописца, а не на художественные достоинства работы.
В этой моей заметке есть одно название села Старая Рачейка. Есть предположение, что знаменитый старообрядческий иконописец Никита Севастьянов Рачейсков был родом из этого села. Как-нибудь, я обязательно напишу об этом иконописце, а читатели наверняка уже слышали  о герое этой повести иконописце Севастьяне, когда читали замечательную повесть Н.С. Лескова "Запечатленный ангел".


Ваш,

Ю. Мануйлов.

понедельник, 12 декабря 2022 г.

 Клеймо "Ручкинъ" - кому же оно принадлежало?




Однажды на известном любителям русской иконописи форуме «Христианское искусство» была выставлена икона с вдавленным клеймом на тыльной стороне «Ручкинъ». Разгорелся спор, кому могло принадлежать это клеймо. Дело в том, что фамилия Ручкины была известна в России. Один из Ручкиных, Яков Иванович жил в Москве и был известен как очень хороший иконописец.

Московский иконописец и реставратор, он родился в 1841 г. в Холуе. Жил и работал в Москве, а умер, как пишут, в 1893 г. в своем родном селе Холуе. Здесь у меня возникли сомнения в точности этой даты, дело в том, что Ручкин Я.И. упоминается в адресной книге «Вся Москва» на 1897 году, сообщается также адрес: Москва, Известковый переулок, собственный дом (Вся Москва на 1897 год. Справочник…, с. 92). Место его рождения известно из воспоминаний священника Константина Веселовского и вот, что он писал: «В этот день свящ. Веселовский совершенно случайно встретил во Владимире известного Московского иконописца Якова Ивановича Ручкина, уроженца из слободы Холуй, Вязниковского уезда... В заключение этой встречи г. Ручкин обещал свящ. Веселовскому для будущей Ярополческой школы большую икону святых Кирилла и Мефодия.». И далее в статье сообщается: «В переднем углу одной из обширных комнат школы во временной киоте стояла прекраснейшей работы большая икона святых Кирилла и Мефодия. На нижней окраине этой иконы в особой виньетке сделана следующая надпись: «сия икона сооружена усердием Я.И. Ручкина в дар Ярополческой Кирилло-Мефодиевской образцовой церковно-приходской школе, что при Троицком храме в гор. Вязниках, открытой в память 6 апреля 1885 года, по мысли и благословению Высокопреосвященнейшего Архиепископа Владимирского Феогноста и построенной старанием и заботами священника Троицкой церкви К. Веселовского на средства доброхотных дателей. Писана в гор. Москве». (Священник Константин Веселовский. Ярополческая Кирилло-Мефодиевская образцовая церковно-приходская школа в городе Вязниках (С сайта «Любовь безусловная». Вязники. http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/vjazniki/a/61-1-0-4908 ).

Сейчас многие люди пытаются найти свои корни, обращаются в архивы, обсуждают известную им информацию на форумах и на одно из таких обсуждений, я наткнулся в сети. Пишут, что «Возможно, Я.И. Ручкин — один из старших детей Ивана Асафовича Ручкина, вязниковского купца и волостного старшины в Холуе, а также родственник Тумановых и Гагаевых из села Мордовского (Инф. со страницы в социальной сети «В контакте», группа «Прошлое села Мордовское (Ивановская область)», https://vk.com/mordovskoe последнее обращение  10.09 2022). Кстати, упоминаемые Гагаевы из села Мордовского тоже иконописцы.

Есть информация о работах Я.И. Ручкина для Гуслицкого мужского Спасо-Преображенского монастыря.  "монастырь Гуслицкий мужской Спасо-Преображенский."
"В 1866 г. в монастыре митрополитом Московским Иоанникием был освящен огромный пятиглавый собор во имя Преображения Господня. Имя архитектора неизвестно. Иконы в храмовом иконостасе выполнял известный иконописец Ручкин…"
(Инф. с сайта http://bogorodsk-noginsk.ru/stena/monastery/6.html).

Известно, что в 1880 г. им был вызолочен иконостас и реставрированы иконы в одной из церквей Троице-Сергиевой Лавры. (Архим. Леонид). (http://www.holy-trinity-st-sergius-lavra.ru/lib/book4/com-iii.htm).

Написал иконы в Преображенскую церковь в Иваново (улица Колотилова, 44). «В центральной части храма был установлен трехъярусный, а в приделах преподобномученика Никона и Иверской иконы Божьей Матери - двухъярусные иконостасы, выполненные по рисункам А.С. Каминского. Иконы для них написал московский художник Я.И. Ручкин.» (Инф. с сайта http://sobor-ivanovo.prihod.ru/o-xrame/).

Расписывал своды в церкви Положения Ризы Господней на Донской улице, дом 20/6 в Москве (около 1889 года) (Сергей Шокарев, Михаил Вострышев. Вся Москва от А до Я. Энциклопедия. М. Алгоритм. 2011. С. 681)

Известно, что он занимался восстановлением иконописи в Успенском соборе московского Кремля, а также работал в Никольском единоверческом монастыре.

Однажды, в продаже был рекламный листок торгового дома в Москве А. Ручкиной. Имеет ли отношение этот торговый дом к мастерской Я.И. Ручкина? В любом случае, это еще один штрих в картине деятельности различных мастерских.

 И так, нам уже известно упоминание об одной подписной иконе Ручкина, написанной для церковно-приходской школы в Вязниках. Есть еще одна подписная икона в собрании ГМИР (Государственный музей истории религии) в Петербурге. Икона «Христос Вседержитель, 1883 или 1888 г.




Вот фотография этой иконы. На ней, в правом нижнем углу, можно рассмотреть подпись иконописца. Имеется ли вдавленный штамп на оборотной стороне, не знаю.

Еще одна икона в собрании Государственного исторического музея, это икона-копия с образа Грузинской Богоматери, написана до 1882 г. Икона написана на старой доске, видимо иконописец специально использовал старую доску, что бы сильнее приблизиться к оригиналу. Фотография я нашел на сайте музея и по ним я не увидел штампа. Впрочем, это нормально, не будут на старой доске ставить более поздний штамп. Вы можете мне задать вопрос, на основании чего икона приписывается Ручкину. Дело в том, что в ГИМ иконы поступили из многих известных дореволюционных собраний и в описании к иконе, видимо, были упоминания об авторстве.




 В собрании известного коллекционера Бондаренко была икона Богоматери Казанской, датированная концом 19 – начало 20 вв. (это странная датировка, учитывая, что известен год его смерти. Ну, да ладно). У меня также нет информации о наличии штампа на обороте доски. Но судя по высокому качеству живописи, эта икона вполне вписывается в круг работ мастера.

 


Икона Богоматери Казанской из собр. Бондаренко.

 

Я стараюсь фиксировать для своего архива подписные работы и в папке Ручкин, т.е. с клеймом «Ручкинъ», у меня есть информация еще о нескольких иконах. И среди них были работы с более низким уровнем живописи, что и позволило мне усомниться в том, что все они написаны иконописцем Я.И. Ручкиным. Начну с икон, которые вполне могут быть работами Якова Ивановича или написанными в его мастерской, так как в этих работах несомненно высокий уровень живописи.

Например, икона Богоматери Владимирской.

 


Следующий пример, икона с избранными святыми. Икона написана в пешехоновском стиле и вполне вписывается в мое представление об этой мастерской.



Вот еще одна икона – «Св. Трифон» с клеймом «Ручкин».



 

Икона «Св. Николай Чудотворец» также с клеймом хранится в собрании моего коллеги Курта Эберхарда в Германии, а еще одна икона с образом «Восстание из гроба» в 1999 году была в продаже в таллинском антиквариате.

 

Икона «Св. Николай Чудотворец», в серебряном окладе, изготовленном в Москве в мастерской Антипа Кузмичева и с датой 1891 г. Я не уверен, что эту работу можно отождествить с мастерской Ручкина.




 

Еще одна икона с вдавленным клеймом «Ручкин» это икона «Свв. Гурий, Самон  и Авив», нач. 20 в. Размер: 31х26 см. Икона продавалась на одном из Западных аукционов. Интересно, что на иконе кроме этого клейма имеется штамп учебно-иконописной мастерской в Холуе при комитете попечительства о русской иконописи. Известно, что это название школа получила только в 1901 году. А год смерти Якова Ивановича Ручкина указан 1893 г.





Штамп учебно-иконописной мастерской в Холуе



 

А теперь я покажу икону, которая написана значительно позже и совершенно другим иконописцем, но на доске имеется клеймо «Ручкинъ».


Икона «Спас в терновом венце», 1914 год.

 

Предположу, что клеймо «Ручкинъ» все же ставилось столяром, который, судя по той же фамилии, был в родственных отношениях с Яковом Ивановичем и продавал ему доски. Но продавал доски и в другие мастерские. Отсюда вывод, не все иконы с клеймом написаны в мастерской Я.И.Ручкина.


Ваш, 

Ю. Мануйлов.