Обо мне

Моя фотография
В своей жизни мне довелось заниматься очень многими вещами, но судьба так распорядилась, что икона стала главным делом и смыслом моего существования. Первую половину жизни я занимался изучением этой проблемы, копил материал, нащупывал методы познания, вторая половина жизни была посвящена реализации своих знаний, систематизации накопленного материала. Теперь настало время поделиться всем этим с заинтересованными людьми.

среда, 26 марта 2025 г.

 Федор Васильев Большой и Фёдор Васильев Меньшой Лопухины -  кто же из братьев писал икону?



Просматривая свой архив, набрел на фотографию иконы с подписью некоего Федора Васильева Лопухина. В процессе поиска информации пытался вспомнить, откуда у меня эта фотография, но пометок о происхождении не оказалось. Иногда, бывают такие дни, что свободного времени совсем нет, и вдруг, появляется интересная информация, я стараюсь сохранить её, а уже позже заняться изучением материала. Видимо, этот именно тот случай.

На иконе сохранилась интересная надпись, которая читается (не удалось прочить одно слово, но оно понятно по контексту). 

Итак, посмотрим на фрагмент подписи и прочтем его.


На нижнем поле иконы надпись черной краской: «Написася сiй образъ поусердию Стефана Федора Голушкина лета от.а.а. (от начала?) ЗТѯГ (7363 – 1855) : года месеца апреля BI (12) числа, Писалъ Федор Васильев Лопухинъ М.К.С.»  (М.К.С. - московский купеческий сын). 

Я обратился к своим материалам и нашел Федора Лопухина. Это персонаж был мне известен и даже есть в моей книге (Мануйлов. "Словарь старообрядческих иконописцев". Казань. 2020 г. С. 111). 

Читаем: "Московский иконник и торговец иконами. Из старообрядцев-федосеевцев. Работал в середине XIX в. (Вздорнов I, С. 67)". Книга Герольда Вздорнова "История открытия и изучения русской средневековой живописи". М."Искусство, 1986 г., в свое время была моей настольной, и я много раз рекомендовал её людям, начинающим самостоятельно изучать русскую икону и делаю это вновь. 

Итак, есть ли связь между московским иконником Фёдоров Лопухиным и автором иконы иконописцем Фёдором Васильевым Лопухиным? Три буквы "М.К.С." в подписи дают хорошую подсказку. Это сокращение не уникально, и встречалось мне раньше. Оно означает "Московский купеческий сын". Вот с этими фактами я и начал поиск в московских архивных материалах. Нашлось несколько интересных совпадений. Занимаясь поиском документов, я особо не обращал внимание на детали, но вот когда все более менее собралось, стал анализировать и обнаружил, что фигурируют два человека с именем Фёдор Васильев Лопухин. И как понять кто они, однофамильцы, родственники?

Ответ нашелся в ревизских сказках от 1850 и 1858 годов, составленных Василием Яковлевым Лопухиным, как выяснилось отцом двух Фёдоров.

В Книге ревизских сказок купцов Сретенской, Конюшенной, Панкратьевской слобод г. Москвы по 9-й ревизии за 1850 год упоминается отец - Василий Яковлев Лопухин (48 лет), московский 3-й гильдии купец и его жена Лукерья Герасимова (46 лет).  Из записей известно, что в семье было два сына с именем Федор. 1-й - Федор Васильев Большой (26 лет) женатый на Екатерине Ивановой (23 года) и 2-й – Федор Васильев Меньшой (23 года), женатый на Пелагеи Егоровой (22 года). (ЦГА Москвы, фонд №51, опись №18, дело №300, стр. 86). 

Так же это семейство упоминается в 1858 году. (ЦГА Москвы, фонд №51, опись №8, дело №796, стр. 46)



Московский купец Василий Яковлев Лопухин  упоминается, в уже известной нам книге Г. Вздорнова, среди московских купцов у которых покупал предметы старины Михаил Петрович Погодин, в книге он значится как В.Я. Лопухин. (М.П. Погодин - русский историк, коллекционер, журналист и публицист).

Приведу известные мне сведения о двух Фёдорах:

Фёдор Васильев Меньшой Лопухин (родился около 1826 – умер 12 марта 1866). Московский 3-й гильдии купеческий сын Сретенской Слободы.

Фёдор Васильев Меньшой Лопухин (19 лет) упоминается в Книге (N48) для записей браков, совершенных в церквах Рогожского кладбища за 1845 год в связи с его венчанием на московской мещанке Конюшенной Слободы Пелагеи Егоровой (16 лет).  (ФГБУ «РГБ», фонд №246, опись №103, дело №1, стр. 183).

Сохранился документ Брачный обыск от 1845 года, который составлялся перед венчанием, и в нем указано, что "Фёдор Васильев Меньшой Лопухин приступает к законному супружеству с Московской мещанкой Слободы Конюшенной девицей Пелагией Егоровой. Которые показали: 

1-е, Что они православную Грекороссийскую веру содержат следуя старым церковным правилам". В конце документа собственноручная подпись отца - В.Я. Лопухина.



Последнее упоминание о Ф.В. Лопухине (Меньшом) имеется в записи о смерти  в
Книге (№ 103) для записи умерших и похороненных на Рогожском кладбище.  Ф.В.Лопухин умер 12 марта 1866 года. «Ѳедоръ Васильевъ Лопухинъ Московский мѣщанинъ (40 лет)». Билет на погребение выдан Рогожской частью за номером 265. (ФГБУ «РГБ», фонд №246, опись №135, дело №2, стр. 21). 


Федор Васильев Большой Лопухин (родился около 1824 – умер 29 мая 1870). Московский мещанин. Из ревизской сказке мещан Сретенской слободы г. Москвы за 1858 год известно, что Ф.В.Лопухин (33 года) с женой Екатериной Ивановой (31 год), жил в Сретенской слободе. (ЦГА Москвы, фонд №51, опись №8, дело №786, стр. 242). В 1852 году он перешел в мещанство и с этого времени он стал писаться как московский мещанин. Последнее упоминание о Ф.В. Лопухине имеется в записи о смерти  в Книге (N159) для записи умерших и похороненных на Рогожском кладбище. Ф.В.Лопухин умер 29 мая 1870 года. «Ѳедоръ Васильевъ Лопухинъ Московский мѣщанинъ (44 лет)». Билет на погребение выдан Серпуховской частью за номером 363. (ФГБУ «РГБ», фонд №246, опись №135, дело №6, стр. 25).


 Судя по билетам выданным для погребения, братья жили в разных местах, по крайней мере в последние годы жизни. Меньшой жил в Рогожской части, а Большой жил в Серпуховской части, а похоронены оба на Рогожском кладбище. Это говорит о том, что они действительно были старообрядцами, но не федосеевцами, а поповцами, центром которых было Рогожское кладбище.



 Известен адрес, указанный в Книге адресов за 1866 год, который принадлежал Федору Васильеву Меньшому Лопухину. В объявлении он указан как купец и видимо, он продолжал дело отца и занимался торговлей. Вот ссылка: «Лопухинъ Ѳедоръ Вас., куп., Рог. ч., З кв., на Семеновской у., д. Ефимова» (Книга адресов жителей Москвы на 1866 год. Ч. 1-2, стр. 758).


В надписи на иконе присутствует имя заказчика иконы, это некий Стефан Федоров Голушкин.

О личности заказчика иконы С.Ф. Голушкина есть запись о смерти в Метрической книге Троицкой церкви в Вишняках Замоскворецкого сорока за 1882 год: «Московскій мѣщанинъ , Мясницкой слободы , Стефанъ Ѳедоровъ Голушкинъ , Квартировавшій въ церковномъ домѣ . (68 лет)». Похоронен на Ваганьковском кладбище. (ЦГА Москвы, фонд №203, опись №776, дело №1041, стр. 265)

Встретилось мне и совместное упоминание С.Ф.Голушкина и Ф.В.Лопухина, оно имеется в Метрической книге церкви "Успенской на Покровке Сретенского сорока" за 1855 год, где они оба упоминаются поручителями по жениху.  «По женихѣ поручителями были Московскій мѣщанинъ Степанъ Ѳедоровъ Голушкинъ , Московскій - мѣщанинъ Никита Алексѣевъ Тихоновъ , Московскій Купеческій сынъ Ѳедоръ Васильевъ Лопухинъ».  (ЦГА Москвы, фонд №2126, опись №1, дело №1065, стр. 31).

Здесь Ф.В. Лопухин назван Московским купеческим сыном и конечно, это говорит об их знакомстве и как бы подтверждает авторство иконы, но есть сомнение. Оба брата могли писаться как купеческие сыновья, а еще оба могли заниматься торговлей и иконописью. Надеюсь, что откроются новые свидетельства и вопрос будет окончательно прояснен.

P.S. 

После публикации статьи прошло чуть больше месяца и изучая иконные прориси из собрания ГИМа, случайно нашел  четыре иконы-копии, написанные Ф.В. Лопухиным.



 Одна из них - копия с Новгородской иконы, выполнена иконописцем в 1846 году на бумаге темперой. Автор оставил на обороте надпись.


Возможно, у кого-то могут возникнуть трудности в прочтении, поэтому привожу 
версию прочтения. "Написал сие изображение богослов Иван Святой Богослов с образа древле письменного Новгородского письма в лета 7355 года 1846 го Федор Васильев Лопухин Купеческий сын. Неученый".

Вот еще одна икона-копия с образов Богоматери "Косинской-Моденской" и датированная 1847 годом. Замечу, что образ Богоматери "Моденская-Косинская" был привезен графом Б.П.Шереметевым в Москву из итальянского г. Модены в 1717 году (отсюда - Моденская).
А второе наименование икона получила по месту своего пребывания в Успенской церкви бывшего подмосковного села Косино (сейчас это район Москвы).

И самое важное, на обороте листа имеется надпись, дающая конкретный ответ на вопрос, кто из братьев Большой или Меньшой писал икону. 


"Неученый писалъ Феодоръ Лопухинъ меньшой".

Выходит, иконописцем был Федор Меньшой.

С какой целью писались эти иконы не знаю, возможно просто ученические работы. В 1846 году Лопухину было 20 лет, а обычно, ученичество заканчивалось к 15 годам. А возможно, писал для себя, наиболее понравившиеся образы.

Ваш,

Ю.Мануйлов.