Обо мне

Моя фотография
В своей жизни мне довелось заниматься очень многими вещами, но судьба так распорядилась, что икона стала главным делом и смыслом моего существования. Первую половину жизни я занимался изучением этой проблемы, копил материал, нащупывал методы познания, вторая половина жизни была посвящена реализации своих знаний, систематизации накопленного материала. Теперь настало время поделиться всем этим с заинтересованными людьми.

вторник, 11 апреля 2023 г.

 Гурий Иванов.


Иконописец Гурий Иванов родился около 1792 года во Владимирской губернии. Известно, что во владимирских селах уже сформировался иконописный промысел и  было много мастеров у которых мог учиться Гурий Иванов. Он происходил из семьи государственных крестьян и принадлежал к старообрядцам беспоповцам поморского согласия. Видимо, уже молодым человеком он переехал в Москву и позже числился московским мещанином. Был прихожанином Монинской моленной в Москве. Интересно, что писал он иконы и для федосеевцев с Преображенского кладбища и уже позже, будучи парализованным был принят в богадельный дом при Преображенском кладбище и там же умер после 1855 г. 

Известно, что старообрядцы трепетно относились к работам старых иконописцев и часто старообрядческие иконописцы обращались к работам старых мастеров, копируя их и даже создавая оригинальные композиции, используя известные им старые приемы письма. Во второй половине XVIII века их взор обратился к так называемой строгановской школе. По сути это иконы написанные московскими иконописцами по заказам семьи Строгановых и по имени заказчиков, получивших название Строгановские письма. Иконы этого направления отличались миниатюрностью, очень высоким уровнем мастерства, часто сближающие эти произведения с изделиями ювелиров. Так вот, именно  Гурий Иванов одним из первых начал писать иконы в манере, характерной для мастеров конца XVI - начала XVII веков. Уже позже и другие старообрядческие иконописцы стали работать в этом стилевом направлении. Я уже писал о федосеевском иконописце Н.М. Силачеве, а еще работал московский иконописец А.Т. Михайлов. Добавлю к этому списку и иконописцев Фроловых, которые в 1870 годы работали в России и в частности в Москве на Преображенском кладбище. Эти иконописцы в своих работах также были ориентированы на древние образцы.

Историк искусства Д.А. Ровинский в своей книге «Обозрение русских школ иконописания» пишет о Гурии Иванове как о лучшем иконописце первой половины XIX века. (Д.А.Ровинский для нас в первую очередь известен, как автор работ: «История русских школ иконописания», «Русские гравёры и их произведения», «Словарь русских гравированных портретов», «Русские народные картины», «Достоверные портреты московских государей»). Включение иконописца Гурия Иванова в один ряд с легендарными иконописцами XVII века, может говорить о том, то Ровинский высоко ценил работы этого мастера. В своей книге он сообщает о работах иконописца на Преображенском кладбище (в женской Богоявленской 4-й палате) - иконы: 1. Ангел хранитель; 2. Воздвиженье; 3. Анастасия Узорешительница (в соборной Евфимиевской моленной) и многие другие иконы. Также Ровинский сообщает о 4 рисунках Гурия Иванова в его собственном собрании. (Ровинский, 1903, с. 63, 138). Увы, попасть в храм на Преображенское кладбище и познакомиться с находящимися там иконами довольно сложно. Мне посчастливилось побывать в храме и сделать беглый осмотр икон.  Я искал иконы, возможно написанные братьям Фроловыми. Да, похожие иконы есть, но детально изучить их не было возможности.

Широко известна иконы мастера из бывшего собрания Н.П.Лихачёва, а сейчас хранящаяся в Русском музее (ГРМ). "Иоанн Предтеча - Ангел пустыни", в рост, со свитком в руке, (ГРМ-ДРЖ Б 209), датирована I-й пол. XIX века.  На тыльной стороне, в центре, - надпись в одну строку: "Писмо Гурея Иванова". Размер: 31,5х26,6х2,3. 


 Е.М,Юхименко ссылается на недатированный список (относится к 1820 гг. или к нач. 1830 гг.) прихожан Монинской моленной значатся «Гурий Иванович (живописец) с женою Агриппиной Павловой» (прим. 127).  Юхименко также приводит сведения (прим. 133) о покупке у федосеевского иконописца А.Т. Михайлова коллекционером Е.Е. Егоровым иконы Гурия Иванова, написанной по заказу Савы Ивановича Стукачева. Икона «Ангел Хранитель в рост стоящий в серебряной ризе», 1816 г. Сохранилась ли эта икона неизвестно.


Юхименко упоминает еще одну икону Гурия Иванова из коллекции собирателя А.Е.Сорокина "Обрезание Господне".
 "Опись образам, принадлежащим Андрею Ефимовичу Сорокину. 1874 г.". См. поз. 180.



После смерти Г. Иванова осталось 596 бумажных рисунков разной величины, большей частью 7 и 8 вершковых, изображающих разных святых. Московский иконописец, крестьянин, Яков Данилов Култышев изъявил желание купить рисунки за 40 рублей серебром. (Е.Юхименко. Старообрядчество, 2016, с. 673-675).

А вот еще одна четырехчастная икона «Воскресение Господа нашего Иисуса Христа», 1812 г. находится в собрании Музее истории религии в Санкт-Петербурге (ГМИР). 

Вот фотография с выставки в ГМИР.



Жаль, что пока выявлены лишь эти иконы мастера, но не будем терять надежду обнаружить и другие работы Гурия Иванова.

Ваш,
Ю.Мануйлов.

вторник, 24 января 2023 г.

 Еще один иконописец "старинщик" - Н.М.Силачёв.



Сегодня я хочу продолжить разговор об иконописцах «старинщиках». Именно продолжить, так как я уже рассказывал о иконописцах, писавших иконы в старом стиле. Те читатели, кто читает мой блог, помнят имена иконописцев: Андрея Занцева, Нестора Климова, Василия Кирикова, Иоанна Краузова, Гавриила Фролова.

Еще одним мастером-старинщиком был Силачёв Николай Михайлович (уп. в 1865 г., умер около 1883-1886 гг.). Московский мещанин и известный в своё время иконописец. Он принадлежал к старообрядцам беспоповцам. Работал во второй пол. XIX в. Стилистически работы иконописца ориентированы на образцы XVI-XVII вв. Как часто бывает, биографические сведения очень скудны. Имя иконописца упоминается в работах писателя Н.С. Лескова (Дневные дозорные записи... // ЧОИДР. М., 1892. Кн. 1. С. 91). Лесков в некрологе по случаю смерти иконописца Н.С. Рачейскова от ноября 1886 года, упоминал Силачёва. Благодаря этому можно определить приблизительное время смерти Силачёва. В другой статье Лесков вновь упоминает Силачёва и вот как он характеризует иконописца - «Даровитый и обладающий большим вкусом московский иконописец Силачев (подносивший свою работу государю императору)» (Лесков Н. С. "О русской иконописи"). 





Так же Н.С. Лесков говорит о нём, как знаменитом „поддельщике": «Недавно умерший московский мастер Силачев производил... „вчерашния древности“ в каком угодно стиле до полной невозможности различить его „подделок“ с „истинноком“» (Карсакова, с. 71 , ссылка на Н.С.Лесков. Собрание соч. в 11 томах. М.1957., с. 2). Упомянут он и в качестве иконописца-знатока. (Я.В.Карсакова. Н.С.Лесков и иконописцы-староверы. В сб. Ученые записки. Санкт Петербургского университета управления и экономики. 2012. Выпуск 3 (38), с. 71, ссылка на Н.С. Лесков. Младенец и благоразумный разбойник. с. 304). В записной книжке писателя сохранился адрес иконописца. Жил на Покровке, у Ирины мученицы в доме Сышалова. Адресная книга Лескова хранится в фондах Орловского объединенного государственного литературного музея И.С.Тургенева (ОГЛМТ) (Записная адресная книга Н.С.Лескова. ОФ 674 № 71. 48 лл.3, л.35). Исследователь из ГИМа - Е.М. Юхименко пишет, что Покровка (район Москвы) была плотно заселена старообрядцами. Другой исследователь старообрядческой иконописи - Т.В. Игнатова в своей статье «Московские иконописцы-федосеевцы» сообщает, что Силачёв известен как один из лучших иконников своего времени. (Игнатова, с. 379).

А теперь  об основных известных мне работах Н.М. Силачева:

Икона «Иоанн Богослов в молчании», 2 пол. XIX в., Москва в собрании Г. Лепса. Размер: 27,3 х 23,7 х 1,7 см. Под верхней шпонкой надпись красной краской, стилизованным шрифтом: «Писма. Н.Силачева». (Фото в начале статьи).

Икона «Богоматерь Тихвинская», 2 пол. XIX в. в собрании К. Эберхарда (Германия). Размер: 31,5 х 26,4 см. На обороте иконы надпись: «письма Н.М.Силачева». (К. Eberhard. Lebendige zeugen, кат. 96, с. 128).



Икона «Царевич Дмитрий и муч. Надежда в молении на образ Богоматери Знамение», 2 пол. XIX в.  Икона была в продаже в 2017 г. на форуме Icon-art.  На обороте под верхней шпонкой надпись тушью: «письма. Н. Силачева»




Икона «Сошествие во ад», 2 пол. XIX в. Размер: 31х26 см. Икона была в продаже на аукционе Лот Тиссимо, сейчас в собрании Г.Лепса. На обороте между шпонками надпись тушью: «письма Николая Силачева»




В ГРМ,  икона «Св. архиепископ Иоанн Новгородский» инв. № ДРЖ Б-1197: Н.М. Силачев; музее (Из коллекции Н.П. Лихачева. Каталог выставки. СПб., 1993. С. 269).

В ГРМ, икона «Преподобный Нифонт». ДРЖ Б-701. Н.М. Силачев (?).

Икона "Архангел Михаил". В собрании икон при поддержке фонда им. Андрея Первозванного.



Еще одна интересная икона с образом св. Иоанна Предтечи хранится в собрании Башкирского государственного художественного музея им Нестерова. Размер : 31х26,5 см. 





Кроме икон, известны подготовительные рисунки, так называемые иконные образцы: «Всякое дыхание славит Господа» (1), «Симеон Богоприимец со свитком» (2), «Симеон Богоприимец с Иисусом» (3) в собрании ГИМ.  Датировка всех образцов по бумаге второй половины XIX в. (1.-инв. И XIII 2818. ГИМ 36494; 2. -инв. И XIII 2973. ГИМ 36496; 3. -инв. И XIII 4230. ГИМ 36496). Подробнее см. (Морозова З.П., Иконные образцы XVII – нач. XIX века, кат. 145-147, с. 38, илл. на с. 137-139).



Его имя упоминается в надписи на прориси с иконы XVIII в.  «Неопалимая купина», прорись 1888 г.  «Сей рисунок Н. Силачева», «1888 год», «Д.М.Кузнецов». (Маркелов Г.В. Книга иконных образцов. В 2 т. СПб., Изд. Ивана Лимбаха 2001. Т. 1, кат. 3). Учитывая, что Силачёв умер не позже 1886 года, надпись на прориси сделана Д.М. Кузнецовым в  1888 г.

Вот мы и познакомились с творчеством еще одного иконописца.


Ваш,

Ю.Мануйлов.


понедельник, 16 января 2023 г.

 Сегодня, 15 января отмечается память преподобного Серафима Саровского.




Этот святой известен, наверное, каждому русскому человеку. А вот то, что все иконы этого святого написаны с прижизненных портретов, известно не многим. А писал эти портреты художник Семён Серебряков, позже принявший монашество и известный под именем Иосиф.



Наверное первое упоминание об этом художнике есть в в немецкой книге, изданной в 1847 году (я прикреплю скан страницы с этой книги). Я получил эти сведения лет 20 назад от своего немецкого друга. А уже позже понял, что Осип Симон Серебряков (как написано в этой книге) и есть тот самый художник.




Семен Серебряков родился в 1782 г. в Арзамасе, прожил в этом городе всю свою жизнь и умер 9 мая 1862 г. Он закончил Арзамасскую художественную школу А.В. Ступина. Об этой школе я непременно напишу позже. Серебряков был почитателем преподобного Серафима Саровского. После 1845 года он поступил в Саровскую пустынь, окончив там вместе с сыновьями роспись собора в честь иконы Божией Матери “Живоносный источник”. Приблизительно в 1828 году (за пять лет до кончины старца) он написал второй прижизненный портрет преподобного Серафима Саровского, и продолжал писать портреты преподобного Серафима до самой своей кончины.

Именно с портретов Серебрякова в дальнейшем были сделаны многие типы иконографии преподобного Серафима Саровского. Один из портретов стал почитаться как икона и находится теперь в Ново-Дивеевском женском монастыре близ Нью-Йорка в США.






Вот еще несколько икон с образом святого.





Ваш,
Ю. Мануйлов.

пятница, 13 января 2023 г.

 Игнатий Еремеев Чистяков.




Сегодня я расскажу о замечательном иконописце, работавшем в Великом Новгороде. Темы новгородской иконописи я уже касался, и эта статья будет дополнением к ней. Имя этого иконописца Игнатий Еремеевич Чистяков. В информации о нём сообщается, что он вышневолоцкий мещанин, иконописец, родом с Валдая. Работал он в первой половине XIX века и был в своё время очень известным человеком. В Великом Новгороде он работал буквально во всех крупных храмах, в том числе, в Софийском, Никольском, Знаменском соборах. Русский писатель, публицист, этнограф-беллетрист Павел Иванович Мельников-Печерский в своей книге «Очерки поповщины» упоминает иконописца Чистякова как жившего при Громовской моленной в Петербурге: «Кроме братьев Великодворских, еще несколько человек живало у Громовых в качестве приказчиков, не занимаясь коммерческими делами, но служа в Королёвской моленной. Из петербургской городской думы получали они приказчичьи свидетельства с той лишь целью, чтобы не быть в числе людей, проживающих в столице без определенных занятий, и тем не обратить на себя внимания полиции. Не только дьячки, уставщики, певцы и другие причетники Королёвской моленной, но и значительная часть богаделенных стариков, проживавших при ней, также значились официально громовскими приказчиками и служителями. В числе их особенно замечателен был земляк Великодворских, валдаец родом, Игнатий Еремеевич Чистяков, человек ловкий и большой мастер сманивать в раскол православных священников и иеромонахов.». Самое замечательное в этих строках то, что оказывается Игнатий Еремеевич был старообрядцем. Громовская моленная принадлежала старообрядцам приемлющим священство и история её начинается с 1844 года, после закрытия Королёвской моленной.

Наиболее ранние работы хранятся в Государственном музее истории религии в Санкт-Петербурге: икона «Богоматерь Знамение Новгородская с избранными пророками и святыми», 1820 г.



 

Икона «Спас на троне с избранными святыми и припадающими преподобными Сергием и Германом Валаамскими», 1820 г.



В Новгороде хранится иконы Богоматери Иверской, 1827 г. Новгородский музей – заповедник. 



Вторая подписная икона на тот же сюжет Богоматерь Иверская в Кирило-Белозерском музее-заповеднике. 1828 г. Размер иконы: 136 х 89 см. 


Как вы видите, икона большого размера и что бы понять уровень мастерства иконописца надо видеть фрагменты. Вот пару фрагментов этой иконы.





Совсем недавно в Новгородском музее-заповеднике обнаружили икону «Свв. Антоний Римлянин, епископ Никита, архиепископ Иоанн и Варлаам Хутынский», 1703 года, письма Василия Иванова Москвитина. Понятно, что обнаружили понятие условное. Дело в том, что икона во время Великой отечественной войны была похищена немцами и находилась в Германии, позже икона была возвращена в новгородский музей. В наши дни, во время реставрационных работ, была обнаружена подпись иконописца, написавшего в 1703 году эту икону. Им оказался иконописец В.И.Москвитин. А уже значительно позже, видимо, около 1830 годов икона была переписана Игнатием Чистяковым. Размер иконы: 154х135.5 см.



Обратите внимание на эту форму из Госкаталога, здесь не указано авторство и не указан поновитель. Все это было раскрыто позже.


И наконец, раскрытая из под записи первоначальная подпись иконописца Москвитина.




И.Е.Чистяков занимался поновлением икон и в Софийском соборе. «Значительным изменениям Большой (Успенский) иконостас Софийского собора подвергся во время ремонта собора в 1828-33. С клиросов были убраны все ковчеги, главный алтарь освобожден от окружавших сий трон пядничных рядов. Тогда же тверской мещанин, иконописец Игнатий Чистяков поновил большую часть софийских икон.» (Великий Новгород. Энциклопедический словарь. История и культура IXXVII веков. СПб.: Изд. Нестор-история. 2007, с. 198).

Интересно, что здесь Чистяков назван тверским мещанином. Я думаю, что авторы Энциклопедического словаря допустил ошибку. Дело в том, что в это же время в Новгороде работал другой Чистяков Иван Никифорович, выходец из Твери. Довольно часто в литературе встречаются однофамильцы и часто возникает проблема, о ком именно идет речь. Я начал поиски информации и нашел следующее, Иван Никифорович писал не темперой, а маслом. Это позволяет легко разделись работы этих иконописцев.

О тверских  иконописцах в настоящее время очень мало исследований. Существует одна базовая книга в которой приведены сведения о работавших в этом городе мастерах. Это книга священника Некрасова, Тверские иконописцы. Вот что он писал о н же Зубчанинов) Иване Никифоровиче Чистякове (он же Зубчанинов (род. ? – ум. ок. 1863 г.). Некрасов писал, что он учился у Сухарева, А.И.Прохорова (видимо речь была об иконописце Александре Ивановиче Глазовском, иногда называемый Прохоровым по деду. Прим. Ю.М.) и много работал у Глазковского в Новгороде в мастерской при Юрьевом монастыре.  Так как он много работал в технике масляной живописи, то и манера его была близка к живописной. Умер от холеры в 1863 году или около этого времени. Его работы иконостас в холодной церкви села Едрова близ Новгорода, где с ним вместе писали Семён Иванов Гурьев и Иван Филимонов Арефьев. В Твери во Владимирской церкви в приделе Георгия Победоносца им написан весь иконостас (Некрасов. Тверские иконописцы. С. 17)

Я отвлекся от личности Игната Еремеевича.

Известно, что до 1844 года он писал иконы в иконостас в церковь св. Великомученицы Екатерины в Екатерингофе. «Престолов в церкви три: главный освящен во имя св. великомученицы Екатерины, правый — во имя св. Николая Чудотворца, левый — во имя св. мученицы царицы Александры. Строительство храма производилось под наблюдением архитектора Тона. Св. иконы в иконостас написаны новгородским иконописцем Чистяковым.». (Инф. с сайта http://www.spbreligion.ru/more.php?id=43&pageid=3).

Около 1844 г. работал в С.-Петербурге, где написал иконы для иконостаса церкви Великомуч. Екатерины (Екатерингофская) (адрес: Старо-Петергофский проспект, 6, угол Рижского проспекта, 52). В книге «Святыни Санкт-Петербурга» возможно вкралась ошибка. Написано: «…образа написали новгородские живописцы И. Еремеев и Чистяков. Замечательный горний образ изображал «положение во гроб»» (Антонов и Кобак. Святыни Санкт-Петербурга. Изд. 2. Номер церкви по каталогу-75, С. 89). Вот еще пример курьеза, когда неправильно была понята информация из первоисточника. Как видите, был один иконописец  - стало два.

Известен рисунок «София Премудрость Божия», 1 пол. 19 в., в частной коллекции в России. Размер: 32х22 см.

Судя по надписи, рисунок был исполнен для Макара Самсоновича Пешехонова, знаменитого петербургского иконописца. В мастерской Пешехоновых работали замечательные мастера. 

 Внизу рисунка надпись в четыре строки: "Точной с образа что в Нове Граде греческой местный премудрости Божией Макарию Самсоновичу. // А предста царица такового нет. А как сниму с иконы так вам вышлю. Извини любезный // друг, что я не в Нове городе, а в С-Петербурге работаю. Так долго измедлилось. Ваш слуга // иконо. Игнатий Чистиков. - что вам угодно изволить что могу послужу.". 


Вот так по крупицам накапливается информация о деятельности иконописца. Будем ждать новых находок среди анонимных икон.


Ваш,

Ю.Мануйлов.