Вашуров Алексей Яковлевич, Глазунов Александр Александрович и другие.

Антикварные вещи как и люди имеют разный возраст. В пятьдесят лет художественный предмет приобретает законное право называться антиквариатом, но его считают юниором. В 1950-1960-е годы на предметы из разряда юниоров смотрели без особого пиетета, может быть поэтому в те годы стиль модерн еще не приобрел должного внимания среди собирателей. Способствовал этому очень короткий период его существования и довольно узкий круг художников, работавших в этом направлении. Иконопись в основном ориентировалась на широкие круги потребителя, а это были в основном люди из крестьянской среды, мещане. Стиль модерн ориентировался на публику искушенную в искусстве, подготовленную к восприятию этого нового явления в искусстве. В особой художественной подготовке нуждались и иконописцы, кроме знания традиционной техники и эстетики, необходимым стало серьезное знакомство с современными тенденциями в светском искусстве, как в русском, так и в мировом, включая искусство Востока.
Интересно, что модерн на русской почве вырос из увлечения светских художников русскими национальными традициями. Эти явления стали проявляться в архитектуре, в прикладном искусстве, а позже и в иконе. В Западной Европе также шел процесс формирования нового стиля в искусстве, но его идейные основы черпались в восточном искусстве Китая и Японии. В России новое направление особенно ярко проявилось в творчестве Виктора Михайловича Васнецова, Михаила Васильевича Нестерова, Михаила Александровича Врубеля. На работы этих художников ориентировались, им подражали, у них учились.
Однажды, мне встретилась икона с интересной надписью на тыльной стороне. Я сохранил ее в свой архив и наконец-то она дождалась своей очереди. В надписи упоминаются Вашуровы и некая Кожевникова.
Икона «Св. равноапостольная Фекла и Св. Великомуч.
Екатерина», 1908 г. письма А.Я.Вашурова с дарственной надписью: «Въ
день ангела глубокоуважаемой Екатерине Матвеевне Кожевниковой отъ А.Я. и М.В
Вашуровыхъ 19 24/XI 08 г.».
Итак,
ВАШУРОВ (Жиряков) Алексей Яковлевич (род. 1880 г. – умер после 1935 г. ?). Иконописец, владелец
иконописной мастерской в Москве, реставратор. Яркий представитель художественного направления «Модерн» в русской иконописи XX века.
Во многих статьях посвященных творчеству Вашурова указывается, что он родом из Мстеры и только известный искусствовед, Ирина Леонидовна Бусева-Давыдова, предположила, что он родом из Нижегородской губернии и она оказалась права.
Сохранилась запись в Метрической книге Успенской церкви на Покровке
Сретенского сорока г. Москвы от 11 ноября 1907 г., о венчании с девицей Марией
«по крестному Васильевой», крестьянки Тамбовской губернии Моршанского уезда
Тараксинской волости села Вяжли, православной, 16 лет. В метрической книге
записано, что жених Алексей Яковлев Вашуров (он же Жиряков) крестьянин
Нижегородской губернии Балахнинского уезда Городецкой волости села Городца
(Верхняя Полянка в другом месте Верхнеполянской волости). Указан возраст - 27
лет.
Поскольку мне стало известно место рождения иконописца, я попытался найти дополнительную информацию, нашлась Ревизская сказка от 1723 года по приходу церкви Всемилостивого Спаса Нерукотворного Верхней Полянки. Судя по фамилиям, это предки Александра Яковлевича Вашурова.
В 19 веке к приходу Спасской церкви относились деревни: Слободка Верхняя Полянка, деревня Коротайка, деревни Дехтяриха и Зафабричная.
Ревизская сказка 1723 года по Спасскому Приходу Городецкой волости Балахнинской округи Нижегородской губернии попов Василия Михайлова и Степана Иванова, вотчины князя Лобанова Верхней Полянки;
Алексей Андреев сын Вашуров 69 лет
Григорий Андреев сын Вашуров 49 лет
Алексея сын Гаврило 20 лет
Григория сын Семен 14 лет
У них племянники родные:
Макар Петров сын Вашуров 33 года
Борис Петров сын Вашуров 20 лет
В записи же, в Метрической книге Успенской церкви в Москве, упоминаются поручители - «По женихѣ : Владимірской губерніи
Вязниковскаго уѣзда Мстерской волости слободы Мстеры крестьянинъ Иванъ
Васильевъ Овчинниковъ и той же губерніи и уѣзда Палеховской волости села Палеха
крестьянинъ Николай Ѳеодоровъ Сагонинъ. (написано четко, но в Палехе была
фамилия Солонин, а Сагонин не встречал). По невѣстѣ : кромѣ матери ея,
Владимірской губерніи Вязниковскаго уѣзда Палеховской волости деревни Терехова
крестьянинъ Александръ Александровъ Глазуновъ и той же губерніи, уѣзда и
волости села Палеха крестьянинъ Михаилъ Александровъ Маркичевъ.» (ЦГА Москвы, фонд №203, опись №782, дело №535, стр. 426).
Эта запись интересна тем, что из нее мы узнаем о товарищеских связях иконописца. А.А.Глазунов и М.А.Маркичев – известные иконописцы, но об этом немного позже.
Из Метрических книг выясняются и некоторые факты биографии, в 1909 году в семье родилась дочь Тамара (5
апреля). (ЦГА
Москвы, фонд №2122, опись №2, дело №61, стр. 11)
В 1910 г. в семье родилась дочь Валентина
(27 апреля). (ЦГА
Москвы, фонд №2122, опись №2, дело №61, стр. 69)
В 1911г. родился сын Леонид (6 ноября). (ЦГА Москвы, фонд №203, опись №782, дело
№191, стр. 165).
Указан
адрес проживания семьи - «из дома Королева».
Возвращаясь к надписи на иконе "Св. равноапостольная Фекла и Великомученица Екатерина", и сравнивая с другими записями в Метрических книгах, обращает внимание, что упоминается некая вдова Фекла Ионова Кожевникова, из села Вяжли, из этого же села была родом жена А.Я. Вашурова, Мария Васильевна. (ЦГА Москвы, фонд №2122, опись №2, дело №19, стр. 41).
Подарок видимо, был не случаен, семьи поддерживали тесные связи, возможно они были родственницами.
Вот такое интересное объявление печаталось в Епархиальных ведомостях.
.png)
Настоящимъ имѣю честь сообщить, что по независящимъ отъ фирмы причинамъ "Художественно- иконописное Т-во въ Москвѣ" преемники "і й Московской Художественно-Иконописной артели 29 го августа с. г свое производство ликвидировало, и я, съ 1-го Сентября 1908 г., открылъ собственную Художественную мастерскую иконописи и религіозной живописи. причемъ Худож -Иконописное Т-во препоручило мнѣ закончить и сдать г. г. заказчькамъ всѣ начатые заказы Т ва, а также закончить разсчеты со всѣми г г заказчиками по ранѣе исполненымъ дѣламъ Т-ва, на что выдана мнѣ Т-мъ 25го Августа c. г. нотаріальная довѣревность. Зная Васъ какъ почтепнѣйшаго заказчика Т-ва, обращаюсь къ Вамъ съ покорнѣйшей просьбой не отказать мнѣ, какъ бывшему завѣдывающему Т-на, въ своемъ ко мнѣ вниманіи и почтить меня своими заказами, которые будутъ исполняться въ моей мастерской подъ собственнымъ моимъ наблюденіемъ, какъ опытнаго и искусснаго худлжника иконописи. Всякаго рода корреспонденцію покорнѣйше прошу Васъ направлять, а также и лично обращаться съ заказами и для учиненія разсчета по исполненнымъ ранѣе дѣламъ Т-вомъ, по слѣдующему адресу. Москва, Б. Андроновка, уг. 4-й Рогожской ул., д. № 4-й Миловановой, кв. № 5-й, художественная мастерская Алексѣя Яковлевича Вашурова. (Епархиальные ведомости, Калужский церковно-общественный вестник. Калуга, 1907–1918, 1908, выпуск № 29)
Вот еще несколько упоминаний о мастерской в различных Адресных книгах.
1911 год. Вашуровъ Ал-ѣй Як.-Таганка, Воронцовская, 20, кв. 7, тлф. 174-26 . («Москва-Сибирь» : Адресная и справочная книга : Посредник-указатель торгово-промышленных фирм на 1911 год : Год 7-й, стр. 218)
1917 год. Вашуровъ Ал-ѣй Як. - Воронья 21. Тлф. 174-26 (Адресная и справочная книга на 1917 год : 24-й год изд. [46-й г. изд.], стр. 604)
Исследователи творчества Вашурова приводят сведения о том, что в 1925 году его мастерская
перестала существовать, а самые последние сведения о Вашурове относятся к 1935 году,
когда он передал в музей Донского монастыря несколько своих икон.
Сохранилось достаточно много икон, выполненных в мастерской Вашурова, приведу несколько икон из собрания ГМИР в Петербурге, куда они в свое время были переданы из Москвы и из Тверской галереи.
ГМИР: Икона «Св. Патриарх Гермоген на
фоне Чудова монастыря», после 1913 г., (инв. А-3028-IV КП 30 045), кат. 37.
Икона "Архангел Михаил", 1910 г. Мастерская А.Я. Вашурова. 182,5 х 77. Тверская картинная галерея
Многие иконы имеют авторские подписи или мастерской.
Встречаются иконы со штампами разновременными "Художественно-Иконописная мастерская А.Я. Вашурова" и далее адрес мастерской.
Следующий вариант штампа.
Ряд икон выполнены на металле и имеют на оборотной стороне вдавленный оттиск.
Вернемся к первой иконе и упоминаемой в надписи Екатерине Матвеевне Кожевниковой. Мне удалось выяснить кто она. В 1910 году Екатерина Матвеева венчалась с выходцем из Палеха, (возможно, иконописцем) Александром Федоровичем Паликиным (иконописцами были его отец и братья, Михаил и Иван Федоровичи Паликины). Александр Федорович родился в 1887 году. Венчание проходило в Сергиевом Посаде в Успенской церкви. Видимо, семья там жила, так как эта церковь повторяется в записях о крещении их детей. А восприемницей при крещении детей была уже известная нам Мария Васильевна Вашурова, землячка Екатерины Матвеевны и, как я уже предполагал, возможно, родственница.
На венчании поручителями по жениху были известные палехские иконописцы Илья Павлов Сафонов и Павел Алексеев Плеханов. (ЦГА Москвы, фонд №203, опись №780, дело №4045, стр. 111)
Илья Павлович Сафонов (род. а 1875 или1865 г. - умер в1928 г.) - палехский иконописец, мастер-личник в мастерской Сафонова. В нач. XX в. преподавал
реставрацию в учебно-иконописной мастерской в Палехе. (Зиновьев, с. 26). С 1908
года он совместно с Павлом Алексеевичем Плехановым преподавал в иконописной
школе при Троице Сергиевой лавре. «И Павел Плеханов, и Илья Сафонов оставались в лавре до середины 1918 г.,
когда было решено ввиду трудного военного времени прервать занятия в училище
иконописания» (Л.А. Армеева. Училище
иконописания при Троице-Сергиевой лавре в 1885–1918 гг.: попытка возрождения
традиционного иконописания // Вестник ПСТГУ Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства
2011. Вып. 2 (5). С. 193–206; Колесова).
Павел Алексеевич Плеханов (род. в 1870
г.? – умер в 1914 г.?). Палехский иконописец-платьечник в мастерской Сафонова. Работал как старинщик в кон. XIX в.
(Зиновьев, с. 26)
В круг его знакомых входил и иконописец
ГЛАЗУНОВ Александр Александрович (род. 6(18).08.1884
г. в Москве - умер в 1952 г., по другим источникам в 1955 г. на Урале.).
Был женат на Варваре
Васильевой. 26 августа 1906 года у них родился сын Александр. Воспреемником
был А.Я. Вашуров. В это время Глазуновы жили в Москве в доме Сиротининых из
Московского Воспитательного дома. (ЦГА Москвы, фонд №203, опись №782, дело №521, стр. 86)
Живописец-миниатюрист.
Учился в Московском археологическом институте (окончил в 1910 г.), занимался у
живописцев-миниатюристов в Палехе. Жил в Москве. Был одним из
организаторов палехской артели "Древняя живопись" в 1924 г.
Реставратор икон в церквах Москвы, Звенигорода, Вязьмы и др. Раскрыл икону
"Богоматерь Всех Скорбящих Радость" 1730 г. из собр.
Церковно-археологического кабинета Московской Духовной Академии (Сергиев
Посад). Член Общества Любителей духовного просвещения, организованного в 1863
г. Собрал коллекцию прорисей, фотографий и копией с произведений древнерусской
живописи. Выпустил книгу-альбом "Материалы для истории русской
живописи", М., 1914. Работы А.А. Глазунова экспонировались на зарубежных
выставках (Венеция - 1924, Париж - 1925, Всемирная в Нью-Йорке - 1939).
(Биобибл. словарь, т. 3, с. 48; Зиновьев, с. 27).
И здесь я хочу показать одну икону (неподписную), но которая наверняка, написана А.А.Глазуновым. Икона подарена женой А.А.Глазунова, Варварой Васильевной, Николаю Васильевичу и Зинаиде Васильевне Колесовым по случаю их бракосочетания (скорее всего Николай Васильевич Колесов - брат Варвары Васильевны).
Известно, что тестем А.А. Глазунова был Колесов Василий Павлович (1848-1900) . По палехской традиции жену Варвару, он взял на своей родине, ее отец Василий Павлович Колесов родом из деревни Юркино, был приказчиком. Три её сестры - Анастасия, Мария, Евдокия также вышли замуж за иконописцев: Ивана Ивановича Голикова, Александра Ивановича Зубкова и Александра Васильевича Котухина. Вот так складывались иконописные династии. Свояки в разное время работали в глазуновской мастерской. Когда И.И.Голикова призвали на войну, его жена Анастасия пошла в прислуги к зятю. Даты рождения Александра Александровича в разных источниках разнятся, приводится дата - 19 (31) августа 1884 г. и вторая - 6(18).08.1884 г. Я думаю, что вкралась ошибка в записи по старому и новому стилям (даты различаются на 13 дней). Пишут, что он родился в Москве, но был записан в крестьяне в дер. Терехово Вязниковского у. Владимирской губ. В 1903 году получил там от общества землю под постройку, а в 1909 - пахотный и лесной наделы. В 4-летнем возрасте не стало отца, и мальчик воспитывался в семье родителей отчима, Василия Васильевича Бахирева, в селе Вареево (20 верст от Палеха). Иконописи он учился в
иконописной мастерской Д.П. Салаутина.
В 1903-1908 гг. работал иконописцем и реставратором в Художественном
иконописной артели (товариществе) в Москве. После ее закрытия в 1909 г., открыл собственную иконописную
мастерскую в Москве. Участвовал в реставрации Благовещенского собора Чудова
монастыря в Москве, Рождественского собора Сторожевского монастыря. В 1910 г.
вольнослушателем окончил Московский археологический институт. Собрал коллекцию
прописей, копий, фотографий с произведений древнерусской живописи и опубликовал
их в 1914 г. в книге "Материалы по истории русской иконописи". После
Октябрьской революции работал в Наркомпросе. В 1922 г. вместе с И.И. Голиковым начал расписывать изделия
из папье-маше. Один из основателей Артели древней живописи 4 декабря 1924 года.
Был представителем Артели в Москве.
Вот что пишут о нем -"А.А. Глазунов
- это крупнейшая искусствоведческая фигура в столичных кругах того времени. В
его иконописной мастерской на протяжении всего времени ее существования
работали палешане. Он с отличием окончил Московский Археологический институт,
прекрасно разбирался в древнерусском искусстве, один из самых известных
коллекционеров Москвы. В его столичной квартире собиралась художественная и литературная
городская элита."
Судя по фактам его биографии, А.А.Глазунов был общительным человеком, хорошим организатором и предприимчивым дельцом, он мог находить нужных ему людей и успешно вовлекать их в свое дело.

На фото подписная и датированная икона "Св. Андрей Критский", 1911 г. из собрания Дадиани.
Икона "Архангел Михаил", нач. XXв. из Никольского собора в Ницце (Франция).
Икона "Преп. Савва Сторожевский, 1913 г.
Итак, вы познакомились с некоторыми фактами из биографий иконописцев А.Я. Вашурова и А.А.Глазунова и с иконами, написанными ими в стиле модерн. Надеюсь, это не последнее обращение к интереснейшему периоду в русском искусстве.
Ваш,
Ю. Мануйлов.